Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

федотов

Грамматический словарь

Федо́тов ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ФЕДОТОВ

Происхождение этой и родственных ей фамилий очевидно: имя Федот, что в переводе с греческого означает ‘Богом данный’. Вот эти фамилии: Федотихин, Федотчев, Федотьев, Федутинов, Федынский. Федот, Феодор (а в обратном порядке составляющих частей - Дорофей) в своем нарицательном значении то же, что и Богдан - ‘Богом данный’. Потому и фамилии Богданов, Дорофеев, Фёдоров, Федотов можно считать родственными.

ФЕДОТИХИН ФЕДОТОВ ФЕДОТОВСКИЙ ФЕДОТОВСКИХ ФЕДОТЧЕВ ФЕДОТЬЕВ ФЕДОТКИН ФЕДОТЫЧЕВ ФЕДОТЫЧЕВ

Отчество от просторечной формы Федот из церковного мужского имени Феодот (др.-греч. - "данный богами). (Н). Федотихин от Федотиха, жена Федота. Федотовский. Суффкс ский иногда добавлялся к простойнародной фамилии что бы придать ей весомость, приблизить к дворянским, знатным. Так же Федотовский мог быть выходцем из села Федотово. . В имеющихся у меня источниках такая фамилия не объясняется. Вероятно, имеет ту же основу, но прошла несколько странсформаций Федотов - Федотовский - Федотовских . А о фамилиях на -ский и -их/ых можно прочитать здесь.

ФЕДОТОВ

Происхождение этой и родственных ей фамилий очевидно: имя Федот, что в переводе с греческого означает ‘Богом данный’. Вот эти фамилии: Федотихин, Федотчев, Федотьев, Федутинов, Федынский. Федот, Феодор (а в обратном порядке составляющих частей - Дорофей) в своем нарицательном значении то же, что и Богдан - ‘Богом данный’. Потому и фамилии Богданов, Дорофеев, Фёдоров, Федотов можно считать родственными.

Сканворды для слова федотов

- Автор картины «Сватовство майора».

- Этот армеец первым забил в чемпионатах СССР 100 голов.

- По совету Николая I, увидевшего его работу, этот офицер лейб-гвардии Финляндского полка вышел в отставку и всерьёз занялся живописью.

- Первая картина, которую решился представить на суд профессоров академии художеств именно он, изображала чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена.

- Родоначальник юмористического жанра в русской живописи.

- Российский изобретатель, специалист в области взрывчатых веществ, создавший конструкцию ручной пироксилиновой гранаты.

- Он считается лучшим бомбардиром в истории футбольного клуба ЦСКА.

- Российский футболист, нападающий команды ЦДКА.

- Герой Евгения Матвеева в фильме «Родная кровь».

- Герой Василия Шукшина в фильме «Если хочешь быть счастливым».

Полезные сервисы

федотов александр васильевич

Энциклопедический словарь

Федо́тов Александр Васильевич (1932-1984), лётчик-испытатель, генерал-майор авиации (1983), Герой Советского Союза (1966), мастер спорта международного класса (1976). Испытания ряда опытных сверхзвуковых самолётов, в том числе МиГ-21, Е-266. Мировой рекордсмен - высота полёта 37650 м (1977). Ленинская премия (1981). Погиб при испытании самолёта.

* * *

ФЕДОТОВ Александр Васильевич - ФЕДО́ТОВ Александр Васильевич (1932-84), российский летчик-испытатель, заслуженный летчик-испытатель СССР (1966), генерал-майор авиации (1983), Герой Советского Союза (1966), мастер спорта международного класса (1976). Испытания ряда опытных сверхзвуковых самолетов, в т. ч. МиГ (см. МИГ) -21, Е-266. Мировой рекордсмен - высота полета 37 650 м (1977). Ленинская премия (1981). Погиб при испытании самолета.

Большой энциклопедический словарь

ФЕДОТОВ Александр Васильевич (1932-84) - заслуженный летчик-испытатель СССР (1966), генерал-майор авиации (1983), Герой Советского Союза (1966), мастер спорта международного класса (1976). Испытания ряда опытных сверхзвуковых самолетов, в т. ч. МиГ-21, Е-266. Мировой рекордсмен - высота полета 37 650 м (1977). Ленинская премия (1981). Погиб при испытании самолета.

Полезные сервисы

федотов анатолий михайлович

Энциклопедический словарь

ФЕДОТОВ Анатолий Михайлович - ФЕДО́ТОВ Анатолий Михайлович (р. 3 ноября 1948, г. Рязань), российский ученый в области информационных технологий и автоматизации, член-корреспондент РАН (с 2003). Специалист в области информационно-телекоммуникационных технологий, распределенных информационных систем, автоматизации программирования, теории алгоритмов.

Полезные сервисы

федотов георгий петрович

Энциклопедический словарь

Федо́тов Георгий Петрович (1886-1951), религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 за рубежом, профессор Русского православного богословского института в Париже (до 1940), Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Один из основателей журнала «Новый град» (1931-39). В исследованиях и многочисленных эссе анализируется своеобразие русской культуры и истории, место России между Востоком и Западом, основные культурно-исторические типы русского человека («Святые Древней Руси», «Русское религиозное сознание», т. 1-2, сборник статей «Лицо России» и др.).

* * *

ФЕДОТОВ Георгий Петрович - ФЕДО́ТОВ Георгий Петрович (1886-1951), российский религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 за рубежом, профессор Русского православного богословского института в Париже (до 1940), Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Один из основателей журнала «Новый град» (1931-39). В исследованиях и многочисленных эссе анализируется своеобразие русской культуры и истории, место России между Востоком и Западом, основные культурно-исторические типы русского человека («Святые Древней Руси», «Русское религиозное сознание», т. 1-2, сборник статей «Лицо России» и др.).

Большой энциклопедический словарь

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) - российский религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 за рубежом, профессор Русского православного богословского института в Париже (до 1940), Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Один из основателей журнала "Новый град" (1931-39). В исследованиях и многочисленных эссе анализируется своеобразие русской культуры и истории, место России между Востоком и Западом, основные культурно-исторические типы русского человека ("Святые Древней Руси", "Русское религиозное сознание", т. 1-2, сборник статей "Лицо России" и др.).

Энциклопедия Кольера

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951), русский историк, философ, публицист. Родился 1 октября 1886 в Саратове. В биографии и духовной эволюции Федотова немало характерного для судеб многих российских интеллигентов начала века. Провинциальный быт небогатой дворянской семьи (Саратов, затем Воронеж), пережитое уже в гимназические годы увлечение марксизмом, в 1904-1910 участие в социал-демократическом движении, аресты, ссылки, жизнь в эмиграции. В дальнейшем, однако, Федотов отходит от революционной деятельности. Окончательно определяется круг его научных интересов - средневековая история (окончил в 1912 историко-филологический факультет Петербургского университета, где был учеником известного медиевиста И.М.Гревса). В 1917-1924 Федотов преподавал историю Средних веков в Саратовском университете, работал переводчиком в частных издательствах Петрограда, участвовал в деятельности религиозно-философского кружка. С 1925 в эмиграции (Берлин, затем Париж). В 1926-1940 - профессор Православного богословского института в Париже. В 1931-1939 редактировал журнал "Новый Град". Вскоре после оккупации Франции нацистами эмигрировал в США. С 1943 был профессором Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке, много сил отдавал публицистике (прежде всего в "Новом журнале"). Еще в России Федотов опубликовал ряд исследований, посвященных европейскому Средневековью: "Письма" Бл.Августина (1911), Боги подземелья (1923), Абеляр (1924), Феодальный быт в хронике Ламберта Ардского (1925). В центре историко-культурных исследований Федотова в эмиграции оказывается преимущественно духовная культура средневековой Руси: Св.Филипп Митрополит Московский (1928), Святые Древней Руси (1931), Стихи духовные (1935), Русское религиозное сознание: христианство в Киевской Руси, 1946). Существенное место в творческом наследии Федотова занимает философская эссеистика (более 300 статей). Философия истории и культуры Федотова имела религиозно-метафизические основания: он стремился следовать принципам христианской историософии. Не принимая крайностей антропоцентристского гуманизма, он в то же время критически оценивал и радикальный теоцентризм (в частности, критиковал "теоцентрическое богословие" К.Барта). В целом Федотов позитивно воспринял учение о "богочеловечестве" Вл.С.Соловьева, видя в этой концепции, как и в философии "общего дела" Н.Ф.Федорова, опыт христианского оправдания культурно-исторического творчества человека. Федотов последовательно отказывался видеть в христианской эсхатологии лишь указание на неизбежность конца, отрицающего традицию земного, "общего дела" многих поколений в строительстве мира культуры. Отстаивая в своих работах непреходящее, абсолютное значение культурных ценностей, он полагал, что это значение сохраняется даже в эсхатологической перспективе. В своей метафизике истории Федотов был принципиальным критиком идеологии исторического детерминизма в его различных вариантах : рационалистическо-пантеистическом ("гегельянство"), историческом материализме ("абсолютизация косных, материальных сил") и религиозно-провиденциальном ("давление Божественной воли"). Христианская историософия, согласно Федотову, признает в истории трагическую мистерию, единственным главным героем которой является человек, каждое действие и каждый выбор которого историчны. При таком взгляде на историю она не может быть сведена к череде даже самых эпохальных исторических событий и объяснена некой "логикой" исторического развития. Для Федотова идея детерминированного прогресса - всеобщими законами или, в религиозной ее версии, волей Провидения, - как и для многих его предшественников в русской мысли (от славянофилов до Ф.М.Достоевского и Вл.С.Соловьева), была неприемлема прежде всего по нравственным основаниям, как игнорирующая или даже исключающая значение свободы нравственного выбора личности. Традиции, сохраняющей единство истории, постоянно угрожают социальные катастрофы, в первую очередь войны и революции. Федотов не разделял взгляд Ж.де Местра и Н.А.Бердяева на революцию как на "суд Божий над народами". Не был он склонен видеть в революционных потрясениях и необходимое условие социального прогресса. Для него революция - всегда разрыв традиции, результатом чего становятся неисчислимые человеческие жертвы и опасность социальной и культурной деградации. "Великих революций не так много в новой истории. В сущности, русская революция стоит третьей в ряду - после Англии и Франции... Всякая "великая", т.е. отличающаяся жестокостью классовой борьбы, революция заканчивается личной тиранией". За революционное "величие" приходится платить и тяжким трудом последующих поколений, вынужденных продолжать дело культурного строительства на революционном пепелище. В идеализации революции, в создании революционного мифа Федотов видел опаснейший идеологический соблазн. Не отрицая нравственного содержания лозунгов Французской революции, в которой, по его словам, действовали и "силы добра, и сатанинские силы", он был убежден, что последние в ней возобладали, результатом чего стал невероятный террор, "столетие смут", "сломленный дух" народа, упадок моральной и культурной жизни. В своей критике революционного мифотворчества Федотов не делал исключения и для более мирного опыта английской революции. На протяжении жизни неизменным оставалось его убеждение, что трагедия октября 1917 не была следствием случайных факторов и имела глубокие корни в русской истории. В то же время Федотов не разделял точку зрения, что большевистский переворот стал неизбежным, фатальным итогом этой истории (в частности, он был не согласен в данном вопросе с Н.А.Бердяевым). "Не разделяя доктрины исторического детерминизма, мы допускаем возможность выбора между различными вариантами исторического пути народов". В истории, по Федотову, "царит свобода", это живой, непрерывный процесс исторического творчества, в котором нет места механическому автоматизму, фатальной предопределенности событий. Отвечая на вопрос, был ли неизбежен переворот октября 1917, Федотов утверждал: "Не все в русской политической жизни было гнило и обречено. Силы возрождения боролись все время с болезнетворным ядом. Судьба России до самого конца висела на острие - как судьба всякой живой личности". Федотов остро реагировал на кризисные тенденции в развитии европейского общества в 20 в., уже в 1920-е годы писал об опасности фашизма и неизбежности военной катастрофы. В то же время в своих оценках перспектив развития человечества он в равной мере отвергал как различные формы утопического прожектерства, так и исторический пессимизм, идею "заката" западной цивилизации. В одной из своих последних работ (Христианская трагедия, 1950) он писал о творческой роли христианства в истории европейской и русской культуры. Среди подлинно христианских художников он называл прежде всего Достоевского. Умер Федотов в Бэконе (шт. Нью-Джерси, США) 1 сентября 1951.

ЛИТЕРАТУРА

Федотов Г.П. И есть, и будет. Размышления о России и революции. Париж, 1932 Карпович М.М. Г.П.Федотов. - Новый журнал, 1951, № 27 Федотов Г.П. Христианство в революции. Париж, 1957 Степун Ф.А. Г.П.Федотов. - Новый журнал, 1957, № 49 Федотов Г.П. Лицо России. Париж, 1967 Федотов Г.П. Россия и свобода. Нью-Йорк, 1981 Федотов Г.П. Тяжба о России. Париж, 1982 Федотов Г.П. Защита России. Париж, 1988 Сербиненко В.В. Оправдание культуры. Творческий выбор Г.П.Федотова. - Вопросы философии, 1991, № 8 Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб, 1991-1992

Полезные сервисы

федотов григ. ив

Гуманитарный словарь

ФЕДО́ТОВ Григ. Ив. (1916-57) - футболист, з. м. с. СССР (1940). Выдающийся центр. нападающий сов. футбола. Чемпион СССР 1946-48. Обладатель Кубка СССР 1945, 1948. Первый футболист, забивший 100 мячей в чемпионатах страны (1948). Признан лучшим спортсменом СССР (1946). Вошел в символич. сборную СССР за 50 лет. Отличался виртуозной техникой, богатейшим тактич. репертуаром действий, точным и сильным ударом. Игрок практически без слабых мест. Автор кн. "Записки футболиста" (1958). В 1958 учрежден приз им. Ф., к-рым ежегодно награждается команда, забившая наибольшее кол-во мячей в чемпионате СССР.

Полезные сервисы

федотов григорий иванович

Энциклопедический словарь

Федо́тов Григорий Иванович (1916-1957), футболист, заслуженный мастер спорта (1940). Чемпион СССР (1946-48). В 1958 учреждён переходящий приз имени Федотова для самой результативной команды чемпионата СССР (с 1992 - России) по футболу.

* * *

ФЕДОТОВ Григорий Иванович - ФЕДО́ТОВ Григорий Иванович [11(24) апреля 1916, поселок Глухов Московской области - 8 декабря 1957, Москва], российский спортсмен (футбол (см. ФУТБОЛ), нападающий). Заслуженный мастер спорта (1940). Великий мастер 1930-40-х гг.

В 1928 выступал за «Красное знамя» (Ногинск), в 1934-1937 - СиМ и «Металлург» (Москва), в 1938-1941, 1943-1949 - ЦДКА, в 1939-1949 капитан команды. В чемпионатах СССР провел 163 матчей, забил 129 голов. Чемпион СССР (1946-1948). Обладатель Кубка СССР (1945, 1948). Лучший спортсмен СССР (1946). Первый в СССР забил 100 голов в чемпионатах страны (1947). Лучший бомбардир в истории ЦСКА. Лучший бомбардир чемпионатов СССР 1939 (21 гол), 1940 (21, как и С. Соловьев). Обладал великолепной техникой, тонким тактическим чутьем, сильным и точным ударом с обеих ног. В 1964 учрежден переходящий приз имени Федотова для самой результативной команды чемпионата СССР (с 1992 - России) по футболу. В символический «Клуб имени Григория Федотова» (основан в 1967) входили советские футболисты, забившие 100 и более голов в официальных матчах.

Большой энциклопедический словарь

ФЕДОТОВ Григорий Иванович (1916-57) - российский спортсмен (футбол), заслуженный мастер спорта (1940). Чемпион СССР (1946-48). В 1964 учрежден переходящий приз имени Федотова для самой результативной команды чемпионата СССР по футболу (с 1992 - России).

Полезные сервисы

федотов леонид гаврилович

Энциклопедический словарь

ФЕДОТОВ Леонид Гаврилович - ФЕДО́ТОВ Леонид Гаврилович (1847-94), российский изобретатель, специалист в области взрывчатых веществ. Один из авторов проекта первого в России пироксилинового завода, пущенного в 1881. Создал конструкцию ручной пироксилиновой гранаты. В 1890-91 вместе с Д. И. Менделеевым и И. М. Чельцовым участвовал в разработке бездымного пороха для русского флота.

Большой энциклопедический словарь

ФЕДОТОВ Леонид Гаврилович (1847-94) - российский изобретатель, специалист в области взрывчатых веществ. Один из авторов проекта первого в России пироксилинового завода, пущенного в 1881. Создал конструкцию ручной пироксилиновой гранаты. В 1890-91 вместе с Д. И. Менделеевым и И. М. Чельцовым участвовал в разработке бездымного пороха для русского флота.

Полезные сервисы

федотов пав. анд

Гуманитарный словарь

ФЕДО́ТОВ Пав. Анд. (1815-52) - живописец и график. Родонач. критич. реализма в рус. изобразит. иск-ве. Род. в семье бывшего солдата. Получил образование в кадет. корпусе. Во время офицер. службы и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные кл. АХ (1834-45), занимался в батальном кл. А. Зауервейда. Решающее влияние на творчество Ф. оказал К. Брюллов. В первых произв. Ф. выступал как сатирич. бытописатель ("Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант", 1844; "Свежий кавалер", 1846; "Смерть Фидельки", серия, 1844). Первонач. перегруженность деталями постепенно сменяется лаконизмом; основой худож. метода становится непосредств., конкретное наблюдение жизни; образ эволюционирует от карикатурного к трагич. Ф. первым ввел в рус. бытовой жанр драм, сюжетную коллизию и соц. заостренность ("Сватовство майора", 1848; "Завтрак аристократа", 1849-51). Портреты, созд. Ф., отличают живописное единство, глубина психологич. характеристики ("Е. Г. Флуг", ок. 1850; "Н. П. Жданович за клавесином", 1849). Создал ряд илл. кпроизв. Н. Гоголя, Ф. Достоевского и др. После кратковрем. признания Ф. оказался без средств к существованию, подвергался гонениям со стороны властей и прессы. Поздние произв. Ф. проникнуты чувством трагизма существования и состраданием человеч. горю ("Вдовушка", 1851-52; "Анкор, еще анкор!", 1851-52). Умер в сумасшедшем доме в возрасте 37 лет.

Лит.: Сомов А. И. П. А. Федотов. СПб., 1878; Булгаков Ф. И. Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные. СПб., 1893; Шкловский В. Повесть о художнике Федотове. М., 1965.

П. А. Федотов. Свежий кавалер. 1846

П. А. Федотов. Свежий кавалер. 1846

Полезные сервисы

федотов павел андреевич

Энциклопедический словарь

Федо́тов Павел Андреевич (1815-1852), живописец и рисовальщик. Ввёл в русский бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Свежий кавалер», 1846). Критику социально-нравственных пороков сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни («Сватовство майора», 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обречённости человека («Анкор, ещё анкор!», 1851-52).

* * *

ФЕДОТОВ Павел Андреевич - ФЕДО́ТОВ Павел Андреевич [22 июня 6 (4 июля) 1815, Москва - 14 (26) ноября 1852, Петербург], русский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Свежий кавалер», 1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни («Сватовство майора», 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обреченности человека («Анкор, еще анкор!», 1851-52).

Родился в семье титулярного советника. Отец художника, в прошлом суворовский солдат, мечтал о военной карьере для сына. Мальчика определили в 1826 в Первый московский кадетский корпус, который он окончил с отличием в 1833 и был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. Еще будучи кадетом, Федотов увлеченно зарисовывал своих сверсников; став офицером, посещал рисовальные классы Академии художеств (1835-45). К этому, раннему периоду относятся обстоятельные, тщательно детализованные акварельные портреты сослуживцев и сцены из полковой жизни («Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка», 1841-42, Русский музей); в некоторых из них нарастают сатирические нотки («Брань под Смоленским (кладбищем)», около 1840, Третьяковская галерея). Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 в отставку. Сначала, учась у А. И. Зауервейда (см. ЗАУЕРВЕЙД Александр Иванович), Федотов думал посвятить себя батальной живописи (см. БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР), но затем всецело отдается «страсти к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни» (из «Записки П. А. Федотова о его жизни», написанной около 1849 года). Пользовался советами К. П. Брюллова (см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович) , но особое значение для формирования его таланта имели впечатления от искусства У. Хогарта (см. ХОГАРТ Уильям), а также голландской бытовой живописи «золотого» 17 в. Жил преимущественно в Петербурге.

Творческое кредо. Живописный «анекдот»

Творческое кредо художника, четко проявившееся в разоблачающей взяточничество акварели «Передняя частного пристава накануне большого праздника» (1837, Третьяковская галерея), закрепляется в сатирических сериях, исполненных в 1844-46, по выходе в отставку («Следствие кончины Фидельки», «Бедной девушке краса - смертная коса»; обе - там же). В первой картине маслом («Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик», 1846, там же) - сцене с мелким чиновником, который с похмелья кичится своей наградой перед девкой-сожительницей, - ирония достаточно добродушна, сочетаясь, как у старых голландцев, с умением (по выражению самого художника из его записных книжек) «ожемчуживать равно и слезу горести, и слезу радости», - иными словами, поэтически детализировать среду действия, не впадая в злой гротеск. То же добродушие живописного анекдота, перед которым зритель «не зябнет», господствует в «Сватовстве майора» (1848, там же) и «Завтраке аристократа» (1849-50, там же). В обоих случаях комизм ситуации возникает из мелкого тщеславия, заставляющего «антигероев» картин маскировать свою социальную сущность: средней руки купчишка, желая «облагородиться», выдает дочь за майора, обедневший дворянин спешно прячет свой убогий завтрак, заслышав стук в дверь. Бытовая мельтешня обретает уже не комический, а трагикомический характер в сцене сватовства горбуна в картине «Разборчивая невеста», написанной на сюжет басни Крылова (1847, там же). Закрепляя успех, Федотов порой пишет варианты своих картин. Вместе с гравером Е. Е. Бернардским (см. БЕРНАРДСКИЙ Евстафий Ефимович)он готовит специальное сатирическое издание в виде тетрадей (создав для него около 30 карандашных рисунков с текстом); однако арест Бернардского, примыкавшего к петрашевцам (см. ПЕТРАШЕВЦЫ), разрушил этот замысел.

Эволюция стиля художника

Но чем уверенней Федотов ощущает драматическую силу красок и форм, тем решительней он отходит от нравоучительного юмора и сатиры. Веселая пестрота колорита сменяется стремлением к тональному единству светоцветовой среды. В картине «Вдовушка» (1851, Ивановский художественный музей) живописная режиссура отнюдь не анекдотична, претворяясь в меланхолически-сентиментальную поэму о женском одиночестве. Последние картины художника все более напоминают уже не обстоятельно-бытописательский «физиологический очерк», характерный для русской литературы 1840-х годов, но ключевые мотивы творчества Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. Подобно чтимому им Хогарту, Федотов начинает прозревать зловещий абсурд, который таится под смешными житейскими нелепицами. Чувством роковой безысходности полна картина «Анкор, еще анкор!» (1851-1852, Третьяковская галерея), где отупевший от скуки офицер убивает время в пустой игре с пуделем. Атмосфера духовного тупика сгущена до предела благодаря мастерскому тональному решению тесного, сумрачного интерьера избы, озаренного неверным пламенем свечи. То же сумрачно-тупиковое настроение царит в «Игроках» (1852, Киевский музей русского искусства); картежники-полуночники уподоблены гротескным манекенам, что особенно остро ощущается в подготовительных набросках, где фигуры лишены голов.

Особый раздел составляет портретное творчество Федотова. Ирония тут сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию, - сперва обстоятельно-описательному [акварель «Прогулка» (портрет самого художника с родителями), 1837, Третьяковская галерея], затем все более тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней жизни модели («Писательница Е. П. Ростопчина», около 1850, там же). К шедеврам русской живописи середины 19 в. принадлежит «Портрет Н. П. Жданович за клавесином» (1849, Русский музей), полный светлой, лирической грации.

Автобиографические тексты, записные книжки, письма Федотова демонстрируют и его незаурядный литературный талант. Он также писал стихотворные пояснения к своим картинам, басни, лирические стихотворения, сочинил несколько романсов и музыку к ним. Сраженный тяжелым душевным недугом, художник умер в сумасшедшем доме. Искусство Федотова со свойственным ему (как и Гоголю) «смехом сквозь слезы» стало одним из главных духовно-стилистических стимулов творчества передвижников (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) .

Большой энциклопедический словарь

ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815-52) - российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию ("Свежий кавалер", 1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни ("Сватовство майора", 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обреченности человека ("Анкор, еще анкор!", 1851-52).

Полезные сервисы

федотов сергей александрович

Энциклопедический словарь

Федо́тов Сергей Александрович (р. 1931), геофизик, академик РАН (1992). Труды по сейсмичности Земли и долгосрочным сейсмическим прогнозам, а также по вулканологии.

* * *

ФЕДОТОВ Сергей Александрович - ФЕДО́ТОВ Сергей Александрович (р. 1931), российский ученый в области сейсмологии и вулканизма, академик РАН (1992). Труды по сейсмичности Земли (см. СЕЙСМИЧНОСТЬ ЗЕМЛИ) и долгосрочным сейсмическим прогнозам, а также по вулканологии (см. ВУЛКАНОЛОГИЯ). Ведущий сотрудник Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН.

Большой энциклопедический словарь

ФЕДОТОВ Сергей Александрович (р. 1931) - российский ученый, академик РАН (1992). Труды по сейсмичности Земли и долгосрочным сейсмическим прогнозам, а также по вулканологии.

Полезные сервисы

федотов, георгий петрович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886 - 1951), российский религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 за рубежом. Один из основателей журнала "Новый град" (1931 - 39). В исследованиях и многочисленных эссе анализирует своеобразие русской культуры и истории, место России между Востоком и Западом, основные культурно-исторические типы русского человека ("Святые Древней Руси", 1931; "Русское религиозное сознание", тома 1-2, 1946 - 66; сборник стихов "Лицо России", издан в 1967, и др.).

Полезные сервисы

федотов, григорий иванович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФЕДОТОВ Григорий Иванович (1916 - 57), нападающий команды ЦДКА (1938 - 1949), чемпион СССР (1946, 1947, 1948), обладатель Кубка СССР (1945, 1948). Первый футболист в СССР, забивший 100 голов в чемпионатах страны. В 1958 учрежден приз имени Федотова для самой результативной команды чемпионата СССР по футболу (с 1992 - чемпионата России).

Полезные сервисы

федотов, павел андреевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

П.А. Федотов. Свежий кавалер. 1846. Третьяковская галерея.

П.А. Федотов. "Свежий кавалер". 1846. Третьяковская галерея.

ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815 - 52), российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию ("Разборчивая невеста", 1847). Изобличение социально-нравственных пороков сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни ("Сватовство майора", 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обреченности человека ("Анкор, еще анкор!", 1851 - 52).

П.А. Федотов. Сватовство майора. 1848.

П.А. Федотов. "Сватовство майора". 1848.

П.А. Федотов. Неосторожная невеста. 1848-1849. Графитный карандаш.

П.А. Федотов. "Неосторожная невеста". 1848-1849. Графитный карандаш.

Полезные сервисы

федотова гликерия николаевна

Энциклопедический словарь

Федо́това Гликерия Николаевна (1846-1925), актриса, педагог, народная артистка Республики (1924), Герой Труда (1924). Ведущая актриса Малого театра (1863-1905). Играла в пьесах А. Н. Островского (Катерина - «Гроза» и др.) и У. Шекспира (Беатриче - «Много шума из ничего», Катарина - «Укрощение строптивой» и др.).

* * *

ФЕДОТОВА Гликерия Николаевна - ФЕДО́ТОВА Гликерия Николаевна (1846-1925), русская актриса, педагог, народная артистка Республики (1924), Герой Труда (1924). Ведущая актриса Малого театра (см. МАЛЫЙ ТЕАТР) (1863-1905). Играла в пьесах А. Н. Островского (Катерина - «Гроза» и др.) и У. Шекспира (Беатриче - «Много шума из ничего», Катарина - «Укрощение строптивой» и др.).

Большой энциклопедический словарь

ФЕДОТОВА Гликерия Николаевна (1846-1925) - российская актриса, педагог, народная артистка Республики (1924), Герой Труда (1924). Ведущая актриса Малого театра (1863-1905). Играла в пьесах А. Н. Островского (Катерина - "Гроза" и др.) и У. Шекспира (Беатриче - "Много шума из ничего", Катарина - "Укрощение строптивой" и др.).

Полезные сервисы

федотова коса

Энциклопедический словарь

Федо́това коса́ - низменная песчаная коса на северном побережье Азовского моря (Украина). Длина около 50 км, ширина около 5 км. Южная, расширенная её часть называется Бирючий остров.

* * *

ФЕДОТОВА КОСА - ФЕДО́ТОВА КОСА́, низменная песчаная коса на северном побережье Азовского м. (Украина). Длина ок. 50 км, ширина ок. 5 км. Южная, расширенная ее часть называется Бирючий о-в.

Большой энциклопедический словарь

ФЕДОТОВА коса - низменная песчаная коса на северном побережье Азовского м. (Украина). Длина ок. 50 км, ширина ок. 5 км. Южная, расширенная ее часть называется Бирючий о-в.

Полезные сервисы

федотова, гликерия николаевна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гликерия Николаевна Федотова.

Гликерия Николаевна Федотова.

ФЕДОТОВА Гликерия Николаевна (1846 - 1925), актриса, педагог. С 1863 в Малом театре. Игре свойственны органичность, эмоциональная насыщенность и яркость, зачастую - эффектность сценического рисунка: Катерина ("Гроза" А.Н. Островского, 1863), Беатриче ("Много шума из ничего" У. Шекспира, 1865), Елизавета ("Мария Стюарт" Ф. Шиллера, 1886) и др. Островским для Федотовой написаны роли Снегурочки ("Снегурочка", 1873), Василисы Мелентьевой ("Василиса Мелентьева", совместно с С.А. Гедеоновым, 1868).

Полезные сервисы

федотовит

Синонимы к слову федотовит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

федотово

Синонимы к слову федотово

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова федотово

- Авиабаза в Вологодской области.

Полезные сервисы

федотовский

Словарь русских фамилий

ФЕДОТИХИН ФЕДОТОВ ФЕДОТОВСКИЙ ФЕДОТОВСКИХ ФЕДОТЧЕВ ФЕДОТЬЕВ ФЕДОТКИН ФЕДОТЫЧЕВ ФЕДОТЫЧЕВ

Отчество от просторечной формы Федот из церковного мужского имени Феодот (др.-греч. - "данный богами). (Н). Федотихин от Федотиха, жена Федота. Федотовский. Суффкс ский иногда добавлялся к простойнародной фамилии что бы придать ей весомость, приблизить к дворянским, знатным. Так же Федотовский мог быть выходцем из села Федотово. . В имеющихся у меня источниках такая фамилия не объясняется. Вероятно, имеет ту же основу, но прошла несколько странсформаций Федотов - Федотовский - Федотовских . А о фамилиях на -ский и -их/ых можно прочитать здесь.

Полезные сервисы

федотовских

Словарь русских фамилий

ФЕДОТИХИН ФЕДОТОВ ФЕДОТОВСКИЙ ФЕДОТОВСКИХ ФЕДОТЧЕВ ФЕДОТЬЕВ ФЕДОТКИН ФЕДОТЫЧЕВ ФЕДОТЫЧЕВ

Отчество от просторечной формы Федот из церковного мужского имени Феодот (др.-греч. - "данный богами). (Н). Федотихин от Федотиха, жена Федота. Федотовский. Суффкс ский иногда добавлялся к простойнародной фамилии что бы придать ей весомость, приблизить к дворянским, знатным. Так же Федотовский мог быть выходцем из села Федотово. . В имеющихся у меня источниках такая фамилия не объясняется. Вероятно, имеет ту же основу, но прошла несколько странсформаций Федотов - Федотовский - Федотовских . А о фамилиях на -ский и -их/ых можно прочитать здесь.

Полезные сервисы

федотовы

Большой энциклопедический словарь

Федо́товы, футболисты, отец и сын. Григорий Иванович (1916-1957), заслуженный мастер спорта (1940), нападающий команды ЦДКА (1938-1949), чемпион СССР (1946-1948). В 1958 учреждён переходящий приз имени Федотова для самой результативной команды чемпионата СССР (с 1992 - России) по футболу. В символический «Клуб имени Григория Федотова» (с 1967) входят отечественные футболисты, забившие 100 и более голов в различных официальных соревнованиях. Владимир Григорьевич (р. 1943), нападающий команды ЦСКА (1961-1975), лучший бомбардир первенства СССР в 1964.

Полезные сервисы