сущ., кол-во синонимов: 1
праздник (133)
Ферралли́тные по́чвы (от лат. ferrum - железо, aluminium - алюминий и греч. líthos - камень), почвы переувлажнённых лесов и саванн тропического пояса. Содержат 4-6% гумуса, много железа и алюминия. Красно-жёлтые, красные (посевы риса, плантации кофе, гевеи, какао, чая), латеритные и др. Распространены в Южной и Центральной Америке, Центральной Африке, Южной и Юго-Восточной Азии, Северной Австралии.
* * *
ФЕРРАЛЛИТНЫЕ ПОЧВЫ - ФЕРРАЛЛИ́ТНЫЕ ПО́ЧВЫ (от лат. ferrum - железо, aluminium - алюминий и греч. lithos - камень), почвы переувлажненных лесов (см. ЛЕС) и саванн (см. САВАННА (тип биома)) тропического пояса (см. ТРОПИЧЕСКИЕ ПОЯСА). Содержат 4-6% гумуса (см. ГУМУС) , много железа и алюминия. Красно-желтые, красные (посевы риса, плантации кофе, гевеи, какао, чая), латеритные и др. Распространены в Южной и Центральной Америке, Центральной Африке, Южной и Юго-Восточной Азии, Сев. Австралии.
ФЕРРАЛЛИТНЫЕ ПОЧВЫ (от лат. ferrum - железо - aluminium - алюминий и греч. lithos - камень), почвы переувлажненных лесов и саванн тропического пояса. Содержат 4-6% гумуса, много железа и алюминия. Красно-желтые, красные (посевы риса, плантации кофе, гевеи, какао, чая), латеритные и др. Распространены в Южной и Центральной Америке, Центральной Африке, Южной и Юго-Восточной Азии, Сев. Австралии.
Ферра́ра (Ferrara), город в Северной Италии, в области Эмилия-Романья, административный центр провинции Феррара. 137 тыс. жителей (1994). Нефтехимическая, машиностроительная, деревообрабатывающая, стекольная, пищевая промышленность. Университет. Музеи: Национальная пинакотека, Музей-лапидарий. Упоминается с VIII в. В 1471-1598 центр одноименного герцогства. Романский собор (XII-XVIII вв.). Готическое палаццо Комунале (XIII-XV вв.) и делла Раджоне (XIV в.). Ренессансные постройки - замок д’Эсте (XIV-XVI вв.), дворец Скифаноя (XIV-XV вв., фрески Ф. Дель Косса и К. Тура) и др.
* * *
ФЕРРАРА - ФЕРРА́РА (Ferrara), город в Северной Италии, в области Эмилия-Романья (см. ЭМИЛИЯ-РОМАНЬЯ), административный центр провинции Феррара, находится на одном из рукавов реки По (см. ПО (река)) - По ди Волано. Население 131 тыс человек (2001).
Значительный торгово-промышленный центр и транспортный узел.
Нефтехимическая (пластмассы, красители, синтетический каучук), машиностроительная, деревообрабатывающая, стекольная, пищевая промышленность. Университет.
Современная Феррара находится на месте римского поселения Форум Алиени. До 8 в. о Ферраре ничего не известно.
В 753 она упоминается как один из городов, захваченных лангобардами (см. ЛАНГОБАРДЫ) у Равеннского экзархата, но уже со второй половины 8 в. перешла во владение Римских пап. В конце 10 в. была передана маркграфам Тосканы и получила статус коммуны. В 1167 вошла в Ломбардскую лигу (см. ЛОМБАРДСКАЯ ЛИГА). В 12-13 вв. стала важным центром транзитной торговли по реке По. Во второй половине 13 в. в Ферраре установилась синьория маркизов д"Эсте. В 1471-1598 столица одноименного герцогства. В 15-16 вв. город стал крупным центром Возрождения. Важную роль играл университет (основан в 1391). В 1598 Феррара отошла к Папской области (см. ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ). В 17-18 вв. пережила экономический упадок. В 1796 была оккупирована французскими войсками. По Венскому трактату 1815 возвращена папству, но с размещением в крепости австрийского гарнизона. В 1860 город вошел в состав Сардинского (с 1861 - Итальянского) королевства.
Среди архитектурных достопримечательностей: собор Сан-Джорджо (12-18 вв.). Готическое палаццо Комунале (13-15 вв.) и делла Раджоне (14 в.). Ренессансные постройки - замок д"Эсте (1385-1544, архитекторы Бартолина да Новара, Джироламо да Карпи, резиденция маркизов (впоследствии герцогов) д"Эсте, синьоров Феррары, при дворе которых такие крупные поэты как Л. Ариосто, Т. Тассо), дворец Скифаноя (14-15 вв., фрески Феррары дель Косса и К. Тура (см. ТУРА Козимо)). Церкви: Сан-Франческо, Тела Христова (Корпус Домини), Санта-Мария ин Вадо, Чертоза (Сан-Кристофоро), относящиеся к 15-18 вв.
Феррара. Замок д'Эсте.
ФЕРРАРА, город в Италии. 141 тыс. жителей. Нефтехимическая, машиностроительная, деревообрабатывающая, стекольная промышленность. Университет (с 14 в.). Высшая музыкальная школа (1740), консерватория (1869). Музеи, в том числе национальный, пинакотека, археологический национальный, Музей-лапидарий. Театр Комунале (1798). Известен с 8 в. В 1471 - 1598 центр герцогства Феррара. От планировки 2-й половины 15 - 16 вв. сохранились широкие прямые улицы. В центре - романский собор (12 - 18 вв.), палаццо Комунале (13 - 15 вв.) и Скифаноя (14 - 15 вв.), замок д'Эсте (14 - 16 вв.).
ФЕРРАРА (Ferrara) - город в Сев. Италии, в обл. Эмилия-Романья, административный центр пров. Феррара. 137 тыс. жителей (1991). Нефтехимическая, машиностроительная, деревообрабатывающая, стекольная, пищевая промышленность. Университет. Упоминается с 8 в. В 1471-1598 центр одноименного герцогства. Собор (12-18 вв.). Готическое палаццо Комунале (13-15 вв.) и делла Раджоне (14 в.). Ренессансные постройки - замок д Эсте (14-16 вв.), дворец Скифаноя (14-15 вв., фрески Феррары дель Косса и К. Тура) и др.
ФЕРРАРА (Ferrara) Эбел (р. 1952) - американский кинорежиссер, сценарист, музыкант-песенник. В американском кинопроцессе занимает маргинальную позицию, создавая мрачные фильмы со специфически стилизованной атмосферой жестокости и насилия. Особенно плодотворным оказался союз режиссера с актером К. Уокеном. Поставил фильмы: "Мисс-45" (1981), "Король Нью-Йорка" (1990), "Плохой лейтенант" (1992), "Похороны" (1996) и др.
ФЕРРАРА Эбел - ФЕРРА́РА (Ferrara) Эбел (р. 1952), американский кинорежиссер, сценарист, музыкант-песенник. В американском кинопроцессе занимает маргинальную позицию, создавая мрачные фильмы со специфически стилизованной атмосферой жестокости и насилия. Особенно плодотворным оказался союз режиссера с актером К. Уокеном (см. УОКЕН Кристофер). Поставил фильмы: «Мисс-45» (1981), «Король Нью-Йорка» (1990), «Плохой лейтенант» (1992), «Похороны» (1996) и др.
- Марка итальянского гоночного автомобиля.
- Болид Михаэля Шумахера.
- Заводы и предприятия этой фирмы традиционно называют «конюшнями».
- Командир гарнизона в Бризигелле из романа Войнич «Овод».
- Барон, прослывший как «король коллекционирования марок».
- Итальянский художник и скульптор северной школы, автор картины «Святой Иероним».
- Итальянский математик, нашедший общее решения уравнения четвёртой степени.
- Эмблема этой итальянской фирмы - cavallino rampante - впервые появилась на фюзеляже итальянского истребителя в 1918 г.
Феррари (неизм.) - итальянская фирма, занимающаяся производством спортивных автомобилей, расположенная в Маранелло (Италия).
Энцо Ансельмо Феррари - Enzo Anselmo Ferrari (1898-1988)
итальянский предприниматель, дизайнер и автогонщик. Рано остался без отца, бросил школу, чтобы помочь семье. Э. Феррари начинал как испытатель автомобилей в крошечной миланской компании после Первой мировой войны. В 1920 г. он перешел в компанию Альфа Ромео и стал участвовать в автомобильных гонках. В 1929 г. организовал собственную команду «Скудериа Феррари», существующую и успешно выступающую поныне в различных сериях гонок (Формула-1 и др.). Личные выступления прекратил в 1932 г. Свой первый гоночный автомобиль Э. Феррари собрал в 1937 г. для «Альфа Ромео». В 1939 г. команда ушла из компании «Альфа Ромео» и Э. Феррари основал собственное предприятие Auto Avio Costruzioni Ferrari (но первый автомобиль был сделан только в 1946 г.). Феррари производил свои автомобили небольшими партиями (только ручная сборка). Их отличает высочайшая скорость и удивительная красота. Налажено производство и спортивных автомобилей класса люкс. 50-процентный пакет акций своей компании Феррари в 1969 г. уступил концерну ФИАТ, но до 1977 г. оставался президентом фирмы, а контроль над командой «Скудериа Феррари» держал в своих руках до самой смерти. Неоднократно он был отмечен различными наградами и премиями, подтверждавшими уровень его вклада в развитие автомобильной промышленности и автоспорта.
ФЕРРАРИ (фирма) - ФЕРРА́РИ (Ferrari), итальянская фирма по выпуску гоночных и элитных автомобилей. С 1989 является дочерней компанией концерна ФИАТ (см. ФИАТ). Штаб-квартира находится в Маранелло.
Фирма (первоначальное название Auto Avio Costruzioni) была основана в 1939 гонщиком и испытателем автомобилей «Альфа-Ромео» Энцо Феррари (см. ФЕРРАРИ Энцо). Первоначально она производила различное оборудование для автомобилей. Сделанные компанией автомобили выпускались под маркой «Альфа Ромео (см. АЛЬФА РОМЕО)». Первый автомобиль под названием Ferrari 125 появился в 1946. Это была модель с мощным 12-цилиндровым алюминиевым двигателем, призванная воплотить в жизнь мечту ее создателя: придать обыкновенному автомобилю свойства гоночного.
К концу 1947 существовали две модификации двигателя «Феррари», а его рабочий объем вырос у модели 1995 куб.см. В 1951 появилась этапная модель 340 America с двигателем объемом 4,1 литра. В 1953 эта же машина оснащается двигателем объемом 4,5 литра и получает новое имя - 375 America. В том же году «Феррари» представляет 250 Europa с трехлитровым двигателем.
Всего к началу 1954 Энцо Феррари выпустил около 200 автомашин в эксклюзивно-дорожном варианте и 250 гоночных моделей. Создавая дорожные автомобили, Феррари обращался к разным дизайнерским компаниям, делая свои модели непохожими друг на друга. Но модель 250 GT 1954 положила начало многолетнему сотрудничеству с компанией «Пининфарина», как нельзя лучше подстроившей свои кузова к новым короткобазным шасси, у которых ведущая задняя ось была подвешена на пружинах. В 1958 «Пининфарина» создала для модели 250 GT кузова специфически угловатой формы.
Модели 375 America и сменившая ее в 1956 410 Super America (их было выпущено всего 14) предназначались для «сильных мира сего». В 1957-1962 гг. выпускался видоизмененный 250 GT California с хищно заостренным профилем и съемной крышей. В 1966 фирма разработала новый V-образный двигатель, ведущий свое начало от гоночных моторов: 12-цилиндровый, четырехкулачковый, с двумя распределительными валами в каждой головке цилиндров, системой смазки с сухим картером, обеспечивший высокий крутящий момент и гибкость, имевший мощность 300 л.с. В 1968 «Феррари» выпустила модель Daytona, или 365GTB/4, с передним расположением 4,4-литрового V-образного 12-цилиндрового двигателя, мощностью 352 л.с., развивающего скорость 282 км/ч.
В 1987 Энцо Феррари представил модель F40, где были применены такие новинки, как турбонаддув, V-образный 8-цилиндровый двигатель продольного (а не поперечного) расположения, установленный на трубчатой раме, усиленной несущими панелями из кевлара. Мощность мотора этой модели составляла 478 л.с. Кузов был выполнен из углеволокна и кевлара, а тесный салон отвечал ее спортивному характеру. Компания «Феррари» с 1969 контролировалась концерном ФИАТ, а в 1989 попала под его полный контроль.
До 1981 гоночные машины Ferrari строились в Маранелло, с 1982 завод построил около Фиорано тестовую трассу, с инфраструктурой, которая специализируется на разработке и производстве болидов Формулы 1. В 1972 была построена трасса рядом с заводом. В 1988 Ferrari купила трассу Mugello около Флоренции, перестроив ее и заменив полотно. Сейчас это одна из лучших трасс в мире и на ней проводятся соревнования по авто- и мотоспорту самого высокого уровня. Ее длина - 5 345 м. В 2000-х гг. модельный ряд Ferrari пополнился автомобилями 575М Maranello, F430, 612 Scaglietti. Авторитет марки Ferrari в автомобильном спорте высок, число ее поклонников не уменьшается.
Ферра́ри Лудовико (1522-1565), итальянский математик. Нашёл способ решения алгебраических уравнений 4-й степени.
* * *
ФЕРРАРИ Лудовико - ФЕРРА́РИ Лудовико (1522-65), итальянский математик. Нашел способ решения алгебраических уравнений 4-й степени.
ФЕРРАРИ Лудовико (1522-65) - итальянский математик. Нашел способ решения алгебраических уравнений 4-й степени.
ФЕРРАРИ Энцо - ФЕРРА́РИ (Ferrari) Энцо (18 февраля 1898, Модена - 14 августа 1988, там же), итальянский предприниматель, конструктор и автогонщик (см. АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ).
Рано оставшись без отца, Энцо был вынужден бросить школу и начать работать, чтобы помочь семье. Свой путь в автомобильный мир он начинал после Первой мировой войны как испытатель автомашин в крошечной миланской компании. В 1920 Энцо пришел в компанию «Альфа-Ромео» (см. АЛЬФА РОМЕО) и стал участвовать в автомобильных гонках. В 1929 он организовал собственную команду «Скудериа Феррари», существующую и успешно выступающую и поныне в различных сериях гонок (в Формуле 1 (см. ФОРМУЛА-1 (автомобильная)) - с 1950). Личные выступления Энцо прекратил в 1932.
Свой первый гоночный автомобиль Энцо собрал в 1937 для «Альфа Ромео». С 1939 его команда выделяется из компании «Альфа Ромео» и Феррари основывает собственное предприятие Auto Avio Costruzioni Ferrari (но первый автомобиль был сделан только в 1946). Феррари изготавливал свои автомобили небольшими партиями, только методом ручной сборки. Их отличает высочайшая скорость и уникальный дизайн. 50% акций своей компании Феррари в 1969 уступил концерну «ФИАТ» (см. ФИАТ), но до 1977 оставался президентом фирмы, а контроль над командой «Скудериа Феррари» держал в своих руках до самой смерти. Его команда стала самой мощной и титулованной в Формуле 1: 14 кубков конструкторов (1961, 1964, 1975-77, 1979, 1982, 1983, 1999-2004); 14 побед в чемпионате гонщиков (1952, 1953, 1956, 1958, 1961, 1964, 1975, 1977, 1979, 2000-2004); в 710 гонках пилотами команды было одержано 182 победы (178 поул-позишн, 553 подиума) и набрано 4 236 очков (все эти результаты являются рекордными). За «Феррари» в разные годы успешно выступали такие гонщики, как А. Аскари (см. АСКАРИ Альберто), Дж. Фарина (см. ФАРИНА Нино), Дж. Сертиз (см. СЕРТИЗ Джон), Х. М. Фанхио (см. ФАНХИО Хуан Мануэль), Н. Лауда (см. ЛАУДА Ники), М. Андретти (см. АНДРЕТТИ Марио), А. Прост (см. ПРОСТ Ален), Н. Мэнселл (см. МЭНСЕЛЛ Найджел), Г. Бергер, Ж. Алези, Э. Ирвайн (см. ИРВАЙН Эдди), М. Шумахер (см. ШУМАХЕР Михаэль), Р. Баррикелло и др.
ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ - ФЕРРА́РО-ФЛОРЕНТИ́ЙСКАЯ У́НИЯ 1439, попытка воссоединения церквей с целью сближения Византии и Запада перед лицом общей турецкой угрозы по инициативе Иоанна VIII Палеолога (см. ИОАНН VIII Палеолог) и папы Евгения IV (см. ЕВГЕНИЙ IV). В 1437 собор для обсуждения унии был собран в Ферраре. На нем присутствовал папа, император Иоанн, константинопольский патриарх Иосиф, уполномоченные от восточных патриархов и несколько греческих епископов. На соборе был и русский митрополит Исидор (см. ИСИДОР (митрополит)), суздальский епископ Авраамий (см. АВРААМИЙ Суздальский) и ок. ста других духовных и светских лиц. Из государей Запада на собор не приехал никто. Из-за чумы в 1439 собор был перенесен во Флоренцию. После долгих споров из-за филиокве (см. ФИЛИОКВЕ) был подписан акт о латинском чтении символа веры, но его не подписал пользовавшийся огромный авторитетом Марк Эфесский (см. МАРК Эфесский). Возвратившись в Константинополь император столкнулся с сильной оппозицией унии, объединившейся вокруг Марка Эфесского. Патриархи александрийский, антиохийский и иерусалимский также были против унии. Не получив от Запада обещанной помощи, к ней охладел и император. На Руси сторонников унии также не приняли.
ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СОБОР - продолжение Базельского собора, 17-й Вселенский собор (согласно принятому в Римско-католической церкви счету), открылся 10 января 1438 в Ферраре (Италия). На нем был принят декрет, в котором осуждались участники собора, заседавшего в Базеле. На собор были приглашены представители Восточных церквей: византийский император Иоанн VIII Палеолог, патриарх Константинопольский Иосиф II, представители патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, архиепископы, епископы и богословы, всего ок. 700 человек. В течение нескольких месяцев в узком кругу обсуждался вопрос о чистилище. С октября 1438 по январь 1439 шла полемика по проблеме "филиокве". После того, как папа Евгений IV перевел собор во Флоренцию (16 января 1439), были решены вопросы о филиокве, чистилище, примате папы Римского и использовании квасного или пресного хлеба в евхаристии, был подготовлен текст буллы об унии (Laetentur coeli, 6 июля 1439), подписанный императором и 33 православными иерархами, был признан пресуществляющий характер слов "Сие есть Тело Мое" (архиепископом Никейским Виссарионом от имени Греческой церкви). После этого греки покинули собор. Были подписаны буллы об униях с Армянской церковью (1439), Яковитской церковью (1441); далее собор был переведен в Рим (25 апреля 1442), где были подписаны буллы об униях с сирийцами Месопотамии, халдеями, маронитами Кипра. Собор закончил работу 29 июля 1445.
См. также
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998
Ферра́рская шко́ла - итальянская школа живописи эпохи Возрождения с центром в городе Феррара. Мастера 2-й половины XV в. (К. Тура, Ф. дель Косса, Э. Роберти, Е. Roberti) сочетали живой интерес к быту и природе с готической экспрессивностью образов.
* * *
ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА - ФЕРРА́РСКАЯ ШКО́ЛА, итальянская школа живописи эпохи Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) с центром в г. Феррара. Мастера 2-й пол. 15 в. (К. Тура (см. ТУРА Козимо), Ф. дель Косса (см. КОССА Франческо дель) , Э. Роберти) сочетали живой интерес к быту и природе с готической экспрессивностью образов.
ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА - итальянская школа живописи эпохи Возрождения с центром в г. Феррара. Мастера 2-й пол. 15 в. (К. Тура, Ф. дель Косса, Э. Роберти) сочетали живой интерес к быту и природе с готической экспрессивностью образов.