м.
1. разг.-сниж.
Лентяй, бездельник, тунеядец.
2. Употребляется как порицающее или бранное слово.
сущ., кол-во синонимов: 9
бездельник (112)
лентяй (66)
лодырь (43)
прогульщик (3)
сачкарь (12)
сачок (49)
симулянт (7)
философ (63)
шланг (20)
-а, м. Стар. редк.
Отч.: Фило́нович, Фило́новна.
[Греч. личное имя Philōn. От philōn - дорогое существо, предмет любви.]
† 6 февр.
Фило́н2
-а, м. Разг. к Филимон (см.).
Отч.: Фило́нович, Фило́новна; разг. Фило́ныч.
1) -а, муж. Стар. редк.
Отч.: Филонович, Филоновна.
Происхождение: (Греч. личное имя Philon. От philon - дорогое существо, предмет любви.)
Именины: 6 февр.
2) -а, муж. Разг. к (см. Филимон).
Отч.: Филонович, Филоновна; разг. Филоныч.
ФИЛОН а, м. filon m. нестроевая должность; теплое место.
1. прост. То же, что лентяй. Ож. 1986. Халтурщики, филоны, выпивохи, Вы качества высокого враги, И это из-за вас в разгар эпохи Не греются электроутюги. Крокодил 1987 № 4. А именно такие часы перенапряжения и выявляют суть крестьянского труда, совхозному филону они неведомы. Ю.Черниченко Уроки Кузьмичева. // Знамя 1998 2 166. Фланеры и филоны едваль не все филоны. Ю. Давыдов Бестселлер. // Знамя 2000 8 52.
2. Симулянт. Сл. жарг. 1992. Были в бригаде .. все же не открытые филоны, достойные штрафного пайка, пятой категории. Шаламов Артист лопаты. // Ш. Колым. расск. 223. Всех филонов переводили в роты усиленного режима на голодный паек. Собеседник 1990 № 20. В городе ссылок в Демидовской зоне, Я поняла школу жизни филона. Катя Капович Школьная поэма. // Знамя 1997 7 58. 3. Нищий. Сл. жарг. 1992.
4. геол. Филон. РРП 1953. - Лекс. Мокиенко 2000: фило/н.
- Лентяй.
- Лодырь.
- Еврейский эллинистический философ, оказавший большое влияние на последующее богословие своим экзегетическим методом и учением о Логосе.
Фило́н Александри́йский (около 25 до н. э. - около 50 н.э.), еврейский религиозный философ. Соединял иудаизм с греческой философией, прежде всего - стоическим платонизмом. Разработанный Филоном Александрийским аллегорический метод истолкования Библии оказал влияние на патристику (Климент Александрийский, Ориген и др.) и средневековую культуру.
* * *
ФИЛОН Александрийский - ФИЛО́Н Александрийский (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н. э.), иудейско-эллинистический религиозный философ. Соединял иудаизм с греческой философией, прежде всего - стоическим платонизмом. Разработанный Филоном Александрийским аллегорический метод истолкования Библии оказал влияние на патристику (см. ПАТРИСТИКА) (Климент Александрийский, Ориген и др.) и средневековую культуру.
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н. э.) - иудейско-эллинистический религиозный философ. Соединял иудаизм с греческой философией, прежде всего - стоическим платонизмом. Разработанный Филоном Александрийским аллегорический метод истолкования Библии оказал влияние на патристику (Климент Александрийский, Ориген и др.) и средневековую культуру.
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 20 до н.э. - ок. 50 н.э.), еврейский мыслитель, глава еврейской общины в Александрии (Египет), автор множества сочинений, большая часть из которых дошла до нас на греческом языке, а некоторые - в армянских переводах. Филон был современником Иисуса и Павла. Его сочинения - ценный источник сведений о еврейской диаспоре в эллинистическом окружении. Интерпретируя Писание, Филон использовал аллегорезу - способ толкования древнего текста (будь то гомеровского или библейского), при котором комментатор наделяет его слова, понятия и образы произвольными смыслами, придавая тексту характер иносказания. Филон трактует встречающиеся в Писании имена собственные аллегорически, как отвлеченные понятия греческой философии, преимущественно пифагореизма, платонизма и стоицизма. Например, Адам - это человеческий разум, Ева - чувственное восприятие, Ханаан - юность, а Египет - чувственность; Каин олицетворяет красноречие при необоснованных доводах, а Авель, напротив, обоснованные доводы, выраженные косноязычно. В ходе такого аллегорического толкования Филон совмещает несовместимое - Священное Писание евреев, основанное на божественном Откровении, с идеями греческой философии, создавая прецедент для последующей христианской и еврейской теологии. Трактаты Филона подразделяют на несколько категорий. Толкование - группа сочинений, посвященных определенной теме; другая группа, Аллегории священных законов, состоит из трактатов, выстроенных на разборе ряда библейских стихов. Существует взгляд, что Толкование написано для язычников, а Аллегории для евреев, но некоторые ученые оспаривают эту точку зрения. Третья группа, Вопросы и ответы к книгам Бытия и Исхода, содержит разрозненные аллегорические толкования, являющиеся скорее предварительными заметками, чем законченными произведениями. Четвертая группа включает в себя инвективу Против Флакка, осуждающую римского префекта Авилия Флакка в Александрии за попустительство антиеврейским выступлениям в 38 или 39, Посольство к Гаю - сообщение Филона о своем участии в миссии, направленной александрийскими евреями к императору Гаю Калигуле в Рим с обвинениями против Флакка. Трактат О свободе мудреца является важным источником сведений о жизни ессеев, а сочинение О созерцательной жизни описывает в чем-то сходную с ессеями отшельническую секту египетских евреев - терапевтов. Филон был не столько философом, сколько писателем-дидактиком, использовавшим философию во всем ее богатстве. Для него характерны повторы и отступления; систематическое изложение идей ему чуждо. Наиболее значительным для последующего развития христианской теологии и философии явилось представление Филона о Логосе, имманентном ("присущем этому миру") разуме трансцендентного ("за пределами этого мира") Бога. Существует сходство этого Логоса с Логосом Евангелия от Иоанна, а также ряда ранних христологических сочинений.
ЛИТЕРАТУРА
Смирнов Н.Т. Терапевты и сочинение Филона Иудея "О жизни созерцательной". Киев, 1909 Иваницкий Ф.В. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911 Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. - В кн.: Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (около 25 до нашей эры - около 50 нашей эры), иудейско-эллинистический религиозный философ. Соединял иудаизм с греческой философией, прежде всего - стоическим платонизмом. Разработанный Филоном Александрийским аллегорический метод истолкования Библии оказал влияние на патристику и средневековую культуру.
Филон александрийский
(ок. 25 до н. э. -до 50 н. э.)
Глава еврейской общины в Александрии. По инициативе Филона еврейская община обратилась к императору Калигуле с просьбой освободить ее членов от обязанности участвовать в обряде поклонения императору. В конце концов эта привилегия была предоставлена евреям Клавдием. Известно также несколько философских трудов Филона, в которых он делает попытку изложить доктрину иудаизма в терминах греческой философии, а также развивает учение о всепроникающем мировом духе. Философия Филона повлияла на последующих христианских мыслителей и на неоплатоников, в особенности на Плотина.
ФИЛОНЕГР а, м. philonègre m. Сторонник негров, их освобождения. Если б я походил на доброго, славного, милого русского старичка Шамеровцева, который лет сорок посвятил освобождению чернокожих и ежегодно появляется в качестве президента Общества, основанного в Лондоне .. чтобы сделать доклад и выступить как филантроп вообще и филонегр в частности, то у меня насчет поездки на женевский конгресс никаких колебаний не было бы. 1867. Герц. 30-20 (1) 20.
Было такое имя Филон (от греческого "филон" - тот, кого любят), но Филон могло быть и стяженной формой имени Филимон (см. Филимонов)(тоже связано спонятием "любить). (Ф). Фамилия встречается в различных местностях страны; возможно, но маловероятно, что происхождением она обязана позднему прозвищу филон - "лентяй". Скорее всего, это отчество от мужского церковного имени Филон (др.-греч. philon - "любящий), хотя оно было очень редким у русских) (Н).
- Российская актриса, исполнивший роль Сони Мармеладовой в телесериале «Преступление и наказание».
- Российская актриса, исполнившая роль Лены Барабаш в телесериале «Самара».
прил., кол-во синонимов: 18
бездельничавший (148)
ленившийся (21)
лентяйничавший (26)
лодырничавший (47)
отбояривавшийся (18)
отбрыкивавшийся (18)
отвиливавший (12)
отлынивавший (28)
придуривавшийся (24)
саковавший (8)
сачковавший (27)
симулировавший (46)
трудившийся (85)
увиливавший (24)
халявивший (12)
шалыганивший (10)
шланговавший (17)
-ы, ж.; разг. Филони́да, -ы.
Производные: Филони́лка; Фи́ла; Ни́лла (Ни́ла)
Филони́дка; Ни́да.
[От греч. philōn - дорогое существо, предмет любви.]
† 24 окт.
-ы, жен.; разг. Филонида, -ы.
Производные: Филонилка; Фила; Нилла (Нила); Филонидка; Нида.
Происхождение: (От греч. philon - дорогое существо, предмет любви.)
Именины: 24 окт.
См. Филонида.
ФИЛИМОНОВ ФИЛИМОХИН ФИЛИМОШИН ФИЛОНИН ФИЛИМОНИХИН ФИЛИМОНЕНКО ФИЛИМОНЕНКО
Отчество от церковного мужского имени Филимон (др.-греч. phileo - "любить). (Н). Филимониха - жена или вдова Филимона.
см. уклоняться 2
лентяйничать, бездельничать, отбояриваться, трудиться, увиливать, придуриваться, халявить, отлынивать, сачковать, саковать, отбрыкиваться, лодырничать, отвиливать
ФИЛОНИТЬ filon m. Бездельничать, лодырничать. Ож. 1986. Половина артели филонит сознательно. М. Марьенков В Лениградском порту. // Звезда 1931 2 134. Кто-то .. шел ему навстречу.. Егорша? Кто еще филонит по вечерам во всем его снаряжении. Абрамов Пряслины 530. Зойка тоже больше филонила - присядет на минутку: "Поясницу схватило", то курить пойдет в сад. Трифонов Вера и Зойка. // Т. 1 158. Мы первые месяцы филонили. Сл. Приобья 143. Вместо работы некоторые водители филонят: один разъезжает по селам с фальшивой путевкой, другие торгуют бензином. Заб. раб. 14. 10. 1989. Кантоваться, филонить, жить "день до вечера", отбывая срок, стараясь не работать. Кр. словарь лагерного языка. Родина 1990 1 34. И даже подростки, не слышавшие о Колыме и Магадане, щеголяют блатными словечками: "фрайер", "фикса", "филонить", "тянуть резину". Москва 1993 1 181. - Лекс. Мокиенко 2000: фило_нить.
ФИЛОНОВ
Фамилия знаменитого русского художника Павла Николаевича Филонова сохранила старое редкое имя Филон (переводится с греческого - ‘любимое существо’). Значительно позже возникшее понятие «филонить», т.е. ‘бездельничать’, тут совершенно ни при чем. Украинский вариант фамилии - Филоненко, и «родственная» - Филонин.
ФИЛОНОВ ФИЛОНЧИК ФИЛОНЕНКО
Было такое имя Филон (от греческого "филон" - тот, кого любят), но Филон могло быть и стяженной формой имени Филимон (см. Филимонов)(тоже связано спонятием "любить). (Ф). Фамилия встречается в различных местностях страны; возможно, но маловероятно, что происхождением она обязана позднему прозвищу филон - "лентяй". Скорее всего, это отчество от мужского церковного имени Филон (др.-греч. philon - "любящий), хотя оно было очень редким у русских) (Н).
ФИЛОНОВ
Фамилия знаменитого русского художника Павла Николаевича Филонова сохранила старое редкое имя Филон (переводится с греческого - ‘любимое существо’). Значительно позже возникшее понятие «филонить», т.е. ‘бездельничать’, тут совершенно ни при чем. Украинский вариант фамилии - Филоненко, и «родственная» - Филонин.
ФИЛО́НОВ Пав. Ник. (1883-1941) - живописец, график, худож. т-ра, поэт, теоретик иск-ва, педагог. Учился в живописно-малярных мастерских в Петербурге, в школе живописи и рисования Л. Дмитриева-Кавказского (1903-08), в рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1893-1901), в Высшем худож. уч-ще АХ (1908-10) у Г. Залемана, В. Савинского, Я. Ционглинского и др. Чл.-учредитель объединения "Внепартийного об-ва художников" (1913), "Союза молодежи" (1910-14, 1917-19), "Об-ва художников" (1921-22, 24), организатор коллектива "Мастера аналитич. искусства" (1925-32, неофиц. до 1941). Автор жанровых и тематич. картин, портретов, натюрмортов, абстрактных композиций; прекрасный рисовальщик, иллюстратор книг. Самобытный яз. Ф. ставит его произв. в один ряд с такими европ. художниками, как П. Сезанн, П. Пикассо и др. Принципы своего аналитич. иск-ва Ф. изложил в манифесте "Сделанные картины" (1914), "Декларации мирового расцвета" (1923). Произв. Ф. "Коровницы" (1914), "Крестьянская семья" (Святое семейство) (1914), "Цветы мирового расцвета" (1915), "Формула космоса" (1918-19), "Формула весны" (1928-29) и др. раскрывают стремление художника в синтетич. худож. "формулах" выразить проблемы современности и свое видение будущего. Композиции Ф. состоят из сложного переплетения дробящихся, наслаивающихся друг на друга первоэлементов, представляют своеобразный бесконечно меняющийся калейдоскоп.
Ф. сотрудничал с поэтами-футуристами (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др.), участвовал в изд. литографич. сб-ков (1910-е гг.), декораций для нового т-ра "Будетлянин". В 1923 Ф. - сотр. отд. общей идеологии в Музее худож. культуры, работал над уставом Ин-та худож. культуры. С кон. 20-х гг. испытывает трудности, связ. с общим кризисом развития культуры в тоталитарном гос-ве. Интерес к иск-ву Ф. возрождается в 60-х, затем в 80-х гг.
Лит.: Павел Николаевич Филонов: Каталог выст. Л., 1988.
П. Н. Филонов. Яблочко. 1925
Фило́нов Павел Николаевич (1883-1941), живописец и график. Основоположник направления русского авангарда, связанного с философским учением Н. Ф. Фёдорова; в символических, драматически напряжённых произведениях стремился к выражению общих духовно-материальных закономерностей мировой истории («Пир королей», 1913). С середины 1910-х гг. отстаивал принципы «аналитического искусства», основанные на создании сложнейших, способных к бесконечному калейдоскопическому развёртыванию композиций («Формула петроградского пролетариата», конец 20-х гг.).
* * *
ФИЛОНОВ Павел Николаевич - ФИЛО́НОВ Павел Николаевич (1883-1941), российский живописец и график. В символических, драматически напряженных произведениях стремился к выражению общих духовно-материальных закономерностей хода мировой истории («Пир королей», 1913). С середины 1910-х годов отстаивал принципы «аналитического искусства», основанного на создании сложнейших, способных к бесконечному калейдоскопическому развертыванию композиций («Формула пролетариата», 1912-13, «Формула весны» 1928-29). Ученики Филонова составили группу «Мастера аналитического искусства» (см. МАСТЕРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА) .
* * *
ФИЛО́НОВ Павел Николаевич [8 (20) января 1883, Москва - 3 декабря 1941, Ленинград], российский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства. Создатель особого направления - «аналитического искусства».
Переехав в 1897 в Петербург, Филонов начал свой путь в искусстве учеником в малярно-живописных мастерских (1897-1901); затем учился в частной школе Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1902-08). В 1905-07 художник совершил поездки по Волге, в Новый Афон на Кавказе, посетил Иерусалим. В 1908-10 был вольнослушателем Высшего художественного училища при петербургской Академии художеств. Изучал классическое искусство, путешествуя по Италии и Франции (1912).
Влияние футуризма
Вступление в 1910 в «Союз молодежи» и сближение с членами группы «Гилея» (В. В. Хлебников (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир), В. В. Маяковский (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович), А. Е. Крученых (см. КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич), братья Бурлюки (см. БУРЛЮК Давид Давидович) и др.) оказало влияние на становление Филонова, вскоре превратившегося в одного из самых заметных живописцев русского авангарда. В 1913 написал вместе с И. С. Школьником декорации для футуристической постановки трагедии «Владимир Маяковский»; проиллюстрировал ряд футуристических книг («Изборник» В. В. Хлебникова, 1914; сборник «Футуристы. Рыкающий Парнас», 1914 и др.). Выпустил собственную книгу «Пропевень о проросли мировой» (1915), родственную поэтике Хлебникова.
Филоновский метод
В статье «Канон и закон» (1912) впервые изложил свою теорию аналитического искусства. Основной ее смысл можно определить как стремление выразить в живописи, пластике принцип органического роста художественной формы, адекватный свойствам и процессам, протекающим в природе. В этом состояла противоположность филоновского метода рациональным приемам кубизма, футуризма, геометрического беспредметничества. Первое объединение, созданное художником в 1914, называлось «Сделанные картины»; одним из главных положений своего аналитического метода он объявил «принцип сделанности»: кропотливая проработанность каждого квадратного миллиметра живописной поверхности была непреложным условием создания сколь угодно большой картины. «Тщательно сделанная вещь», картина должна была воздействовать на эмоции зрителя и заставлять его принять не только то, что художник видит в мире, но и то, что знает о нем. C редкостным профессиональным мастерством художник сочетал в своих работах экспрессионистическую остроту и неопримитивистскую архаизацию образов. Глубинные философско-культурологические размышления Филонова определили художественно-пластический строй картин «Запад и Восток», «Восток и Запад» (обе 1912-13), «Пир королей» (1913) и др. Тема современной городской цивилизации, в противовес героизации ее европейскими футуристами, была представлена русским мастером как источник зла, уродующий людей; антиурбанистический пафос определял смысловое звучание многих картин, в том числе работ «Мужчина и женщина» (1912-13), «Рабочие» (1915-16), рисунка «Постройка города» (1913) и др. В иной группе произведений - холстах «Крестьянская семья (Святое семейство)» (1914), «Коровницы» (1914), цикле «Ввод в мировый расцвет», вторая половина 1910-х, рисунках «Георгий Победоносец» (1915), «Мать» (1916) и др. - художник воплотил свои утопические мечтания о будущем воцарении справедливости и добра на земле.
В 1916-18 Филонов воевал на фронте; по возвращении в Петроград в 1918 включился в художественную жизнь. В 1923 был среди организаторов Государственного института художественной культуры в Петрограде, некоторое время возглавлял там отдел общей идеологии.
В 1920-е гг. Филонов создал цикл работ, посвященных гражданской войне, революции, петроградскому пролетариату. Выступал на диспутах, пропагандируя принципы аналитического искусства.
На протяжении десятилетий Филонов разрабатывал своеобразный живописный жанр, стремясь воплотить высшую суть, глубинный смысл явления в драгоценной пластической «формуле» («Формула пролетариата», акварель, 1912-13, «Формула Космоса», 1918-19, первая «Формула весны», 1927-28 и др.). В 1928-29 создал свое центральное произведение, монументальную картину «Формула весны». Сверкающим мозаичным ковром, сотканным из тысяч и тысяч «атомов», каждый из которых обладал своим цветом и огранкой, расстилалось оригинальное творение Филонова, соединявшее, казалось бы, несоединимое - абстрактную беспредметность и фигуративную образность.
Теоретик аналитического искусства
В «Декларации «Мирового расцвета», ставшей вторым вариантом теории аналитического искусства (была опубликована в журнале «Жизнь искусства», 1923, № 20), Филонов провозглашал: «Так как я знаю, анализирую, вижу, интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых или невидимых явлений, их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия, известных или тайных свойств, имеющих в свою очередь иногда бесчисленные предикаты, - то я отрицаю вероучение современного реализма «двух предикатов» и все его право-левые секты, как ненаучные и мертвые, - начисто».
Этот манифест послужил основой для консолидации последователей Филонова; коллектив, в основном сложившийся в 1925, принял название «Мастера аналитического искусства» (МАИ). В 1927 в ленинградском Доме печати группой была устроена коллективная выставка, а также оформлен спектакль по комедии Н. Гоголя «Ревизор» в постановке Игоря Терентьева (см. ТЕРЕНТЬЕВ Игорь Герасимович) . Члены того же коллектива во главе с Филоновым проиллюстрировали карело-финский эпос «Калевала» (М.-Л., 1933).
С конца 1920-х гг. и вплоть до смерти художника и его соратники, сохранившие верность методам аналитического искусства, подвергались травле. Единственная прижизненная персональная выставка Филонова была устроена в залах Русского музея, но открытие ее было запрещено (1929-30). Наследие мастера, который принципиально никогда не продавал свои работы, полагая их достоянием государства, было сохранено его сестрой Е. Н. Глебовой и в 1977 передано ею в дар Государственному Русскому музею.
ФИЛОНОВ Павел Николаевич (1883-1941) - российский живописец и график. В символических, драматически напряженных произведениях стремился к выражению общих духовно-материальных закономерностей хода мировой истории ("Пир королей", 1913). С сер. 1910-х гг. отстаивал принципы "аналитического искусства", основанного на создании сложнейших, способных к бесконечному калейдоскопическому развертыванию композиций ("Формула пролетариата", 1912-13, "Формула весны" 1928-29). Ученики Филонова составили группу "Мастера аналитического искусства".
П.Н. Филонов. "Коровницы". 1914. Русский музей.
ФИЛОНОВ Павел Николаевич (1883 - 1941), живописец и график. Член-учредитель созданного в 1909 общества художников "Союз молодежи" в Петербурге. В символических, драматически напряженных произведениях стремился выразить общие закономерности хода мировой истории ("Пир королей", 1913). С середины 1910-х годов отстаивал принципы "аналитического искусства", основанные на создании сложнейших, способных к калейдоскопическому развертыванию композиций ("Формула петроградского пролетариата", конец 1920-х гг.).
ФИЛОНСТВО а, ср. filon m. Отлынивание от работы; симуляция болезни. При сухой коже я очень редко потел при работе. Товарищи считали это просто ленью, а начальство, особенно приисковое, - филонством, вредительством. Шаламов Восп. // Знамя 1993 4 141. Всякие пропесочки за филонство <заключенных>, которым до кладбищенской барки оставались считанные недели, был и всего лишь лицемерным ритуалом. Г. Демидов Люди гибнут за металл. // НМ 1997 5 125. - Лекс. Мокиенко 2000: фило/нство.
Было такое имя Филон (от греческого "филон" - тот, кого любят), но Филон могло быть и стяженной формой имени Филимон (см. Филимонов)(тоже связано спонятием "любить). (Ф). Фамилия встречается в различных местностях страны; возможно, но маловероятно, что происхождением она обязана позднему прозвищу филон - "лентяй". Скорее всего, это отчество от мужского церковного имени Филон (др.-греч. philon - "любящий), хотя оно было очень редким у русских) (Н).
прил., кол-во синонимов: 12
бездельничающий (39)
лентяйничающий (12)
лодырничающий (17)
отбояривающийся (18)
отбрыкивающийся (16)
отвиливающий (12)
отлынивающий (21)
придуривающийся (14)
сакующий (7)
сачкующий (16)
увиливающий (20)
халявящий (7)
лентяйничающий, сачкующий, отвиливающий, халявящий, лодырничающий, отбояривающийся, отбрыкивающийся, отлынивающий, придуривающийся, бездельничающий, увиливающий, сакующий