Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фраг

Синонимы к слову фраг

сущ., кол-во синонимов: 1

очко (26)

Сканворды для слова фраг

- В компьютерных играх (чаще всего 3D-шутерах) очко, начисляемое за уничтожение противника.

Полезные сервисы

фрага

Сканворды для слова фрага

- Город и муниципалитет в Испании.

Полезные сервисы

фрагат

Словарь галлицизмов русского языка

ФРАГАТ См. Фрегат.

Полезные сервисы

фрагата

Сканворды для слова фрагата

- Малое парусно-гребное судно.

Полезные сервисы

фрагман

Словарь галлицизмов русского языка

ФРАГМАН * fragment

Полезные сервисы

фрагмент

Толковый словарь

м.

1. Отрывок чего-либо композиционно целого (обычно художественного или музыкального произведения или иного произведения искусства).

2. Сохранившаяся часть, деталь какого-либо старинного произведения искусства.

3. Отдельная часть тела или скелета умершего человека или животного.

Толковый словарь Ушакова

ФРАГМЕ́НТ, фрагмента, муж. (лат. fragmentum - обломок) (книжн.).

1. Отрывок текста. Фрагменты лирического стихотворения. Фрагменты к роману.

2. Остаток, обломок какого-нибудь произведения искусства.

Толковый словарь Ожегова

ФРАГМЕ́НТ, -а, муж. (книжн.).

1. Отрывок текста, художественного, музыкального произведения. Ф. романа. Ф. картины.

2. Обломок, остаток древнего произведения искусства.

Словарь существительных

ФРАГМЕ́НТ, -а, м То же, что отрывок.

Фрагмент был исключен из романа еще на стадии редактирования для журнальной публикации.

Переводоведческий словарь

фрагмент - отрывок, часть чего-либо; отрывок сочинения, текста.

Энциклопедический словарь

ФРАГМЕ́НТ -а; м. [от лат. fragmentum - обломок, кусок]

1. Отдельная часть, отрывок какого-л. композиционного целого (обычно о произведении искусства). Опера состоит из фрагментов русских сказок. Расшифровать ф. Ф. балета. Ф. здания. Изъять какой-л. ф. доклада. Познакомиться с фрагментами старых фильмов.

2. Сохранившаяся деталь древнего произведения искусства (архитектуры, скульптуры и т.п.), воссоздающая представление о целом. Ф. сосуда. Фрагменты утвари.

* * *

фрагме́нт (от лат. fragmentum - обломок, кусок), часть произведения искусства, отрывок текста.

Большой энциклопедический словарь

ФРАГМЕНТ (от лат. fragmentum - обломок - кусок), часть произведения искусства, отрывок текста.

Академический словарь

-а, м. книжн.

Отрывок, часть чего-л. (какого-л. произведения искусства).

Фрагмент балета. Фрагмент здания.

Картины надо воспроизвести как целиком, так и с показом фрагментов, причем не скупиться на показ таких «мелочей», как кисти рук, отдельных голов. В. Яковлев, О великих русских художниках.

||

Отрывок сочинения, текста.

Фрагмент древней рукописи.

[Пушкин] лишь бегло набрасывал неполные строки - фрагменты, как бы опорные пункты для памяти о недавнем своем путешествии. И. Новиков, Пушкин в изгнании.

||

Обломок, остаток древнего произведения искусства (архитектуры, скульптуры).

[От лат. fragmentum - обломок, кусок]

Поговорки

Несколько фрагментов из жизни маршала Рокоссовского. Жарг. мол. Шутл. Полная ерунда, чушь. Елистратов 1994, 408.

Словарь русского арго

ФРАГМЕНТ, -а, м. Шутл.

Забавная ситуация, смешное положение.

Секи фрагмент! - смотри, вот это да!

См. также Несколько фрагментов из жизни маршала Рокоссовского

Пунктуация и управление в русском языке

чего и из чего.

1. чего (отрывок). Фрагмент древней рукописи. Фрагмент романа. Фрагмент записи концерта.

2. из чего (реже чего) (часть какого-л. произведения искусства). Фрагмент из оперы. Фрагмент из балета (фрагмент балета).

Орфографический словарь

фрагме́нт, -а

Словарь ударений

фрагме́нт

Формы слов для слова фрагмент

фрагме́нт, фрагме́нты, фрагме́нта, фрагме́нтов, фрагме́нту, фрагме́нтам, фрагме́нтом, фрагме́нтами, фрагме́нте, фрагме́нтах

Синонимы к слову фрагмент

сущ.

отрывок

часть произведения (литературного, музыкального))

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: отрывок

Идеография

часть

непрерывный

фрагмент - резко ограниченная область; сплошная часть целого, существующая вне его.

фрагментарность.

кусок.

блок. | кирпич.

деталь - элемент системы, устройства.

ДЕТАЛИ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

начало, конец, отрезок, капля, стадия

подсистема, лицо (человека)

строение молекулы

см. с, граница, остаток

Морфемно-орфографический словарь

фрагме́нт/.

Грамматический словарь

фрагме́нт м 1a

Этимологический словарь

Заимств. в XVIII в из франц. яз., где fragment «фрагмент» < «обломок, осколок» < лат. fragmentum, суф. производного от frangere «ломать, разбивать».

Словарь галлицизмов русского языка

ФРАГМЕНТ а, м. fragment m. <лат. fragmentum облом, кусок.

1. Отрывок, кусок (чего-л. целого). мед. Инструментов: трепан со всеми принадлежащими инструментами .. пиликан.., ножниц для вынимания фрагментов <костей>.., инсизион ножик кривой, инсизион ножик же прямой, фистольных ножичков с шишечками разных рук. УМ 1720. // ПСЗ 6 85. Я к Лафатеру не пристрастен, и обо многом думаю совсем не так, как он думает; однакож уверен, что его физиогномические фрагменты будут читаемы и тогда, когда забудут, что жил на свете почтенный доктор Бистер. Карамзин. // Погодин К. 1 81. Я иду с фрагментами бывшего некогда моего <армейского> корпуса. 1815. АВ 36 141. Колоссальная же, посредственной работы статуя Августа кесаря и несколько древних фрагментов тут же на дворе находящиеся не заслуживают большого внимания. 1818. Гальберг Письма 49. Это, как видите, fragment темки, вся целиком она явится в момент формального сватовства в третьем действии. 3. 7. 1868. Мусоргский - Ц. А. Кюи. Monsieur Colonne говорил, что он скоро намерен исполнить опять какой-то fragment из Ваших сочинений. 9. 10.1879. Н. Мекк - П. И. Чайковскому.

2. мол. Забавная история, смешная ситуация. Секи фрагмент! Елистратов. // Мокиенко 2000. - Лекс. Ян. 1806: фрагмент; СИС 1937: фрагме/нт.

Словарь иностранных слов

ФРАГМЕНТ (лат. fragmentum, от frangere - ломать). Обломок, уцелевшая часть чего-либо целого, особенно сохранившаяся часть древнего сочинения.

Сканворды для слова фрагмент

- Рисунок в тексте кроссворда.

- Кусочек произведения искусства.

- Отрывок текста.

- Латинский «отрывок».

- Элемент картины.

Полезные сервисы

фрагмент текста

Идеография

фрагмент

сочинение

цитата - дословная выдержка из какого-л. текста.

цитировать. | по выражению кого.

цитатничество. | по словам кого.

как говорит кто.

выдержка. выписка (# из протокола). извлечение.

приводить выдержку [цитату] из чего, слова кого, какие данные, цифры о чем.

на выдержку (прочитать #).

отрывок. фрагмент.

вырезка (# из газеты).

Полезные сервисы

фрагментарно

Толковый словарь

I нареч. качеств.

1. Состоя из фрагментов.

отт. Отрывочно, неполно.

2. Сохранившись во фрагментах.

II предик.

Оценочная характеристика чего-либо - изложения, пересказа и т.п. - как отрывочного, неполного.

Синонимы к слову фрагментарно

в какой-то степени, долею, частично, постольку-поскольку, отрывчато, в некоторой своей части, не полностью, неполностью, неполно, обрывочно, в известной мере, в какой-то мере, в некоторой степени, частью, в некоторой части, постольку поскольку, отрывочно, до некоторой степени, в некоторой мере, в известной степени, более или менее

неизм.

отрывочно

обрывочно

из отдельных, не связанных между собой частей)

Полезные сервисы

фрагментарность

Толковый словарь

ж.

отвлеч. сущ. по прил. фрагментарный 2., 3.

Толковый словарь Ушакова

ФРАГМЕНТА́РНОСТЬ, фрагментарности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к фрагментарный во 2 знач. Фрагментарность изложения.

Толковый словарь Ожегова

ФРАГМЕНТА́РНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна (книжн.).

Академический словарь

-и, ж. книжн.

Свойство по прил. фрагментарный (во 2 знач.).

[Герой] встречается с людьми, принимающими эпизодическое участие в его жизни. Фрагментарность исполнения ролей в кино по монтажным кускам дает возможность именно так толковать каждую эпизодическую роль. Гардин, Воспоминания.

Орфографический словарь

фрагмента́рность, -и

Формы слов для слова фрагментарность

фрагмента́рность, фрагмента́рности, фрагмента́рностей, фрагмента́рностям, фрагмента́рностью, фрагмента́рностями, фрагмента́рностях

Синонимы к слову фрагментарность

отрывочность, обрывочность, неполнота, частичность. Ant. полнота

сущ.

отрывочность

обрывочность

несвязанность отдельных частей между собой в пределах некоторого целого)

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: отрывочность, обрывочность

Ant: полнота

Антонимы к слову фрагментарность

Грамматический словарь

фрагмента́рность ж 8a

Полезные сервисы

фрагментарный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. фрагмент, связанный с ним

2. Состоящий из фрагментов.

отт. Отрывочный, неполный.

3. Сохранившийся во фрагментах.

Толковый словарь Ушакова

ФРАГМЕНТА́РНЫЙ, фрагментарная, фрагментарное; фрагментарен, фрагментарна, фрагментарно (книжн.).

1. Являющийся фрагментом, сохранившийся лишь в отрывках, обломках, фрагментах.

2. перен. Отрывочный, неполный. Фрагментарное изложение событий.

Толковый словарь Ожегова

ФРАГМЕНТА́РНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна (книжн.).

1. Являющийся фрагментом (во 2 знач.), сохранившийся лишь в обломках, остатках.

2. перен. Отрывочный, неполный. Фрагментарное изложение.

| сущ. фрагментарность, -и, жен. (ко 2 знач.).

Энциклопедический словарь

ФРАГМЕНТА́РНЫЙ -ая, -ое; -рен, -рна, -рно. Книжн.

1. Состоящий из фрагментов; представляющий собою фрагмент, фрагменты. Ф. материал.

2. Отрывочный, неполный. Ф-ое изложение. Ф-ая манера письма.

Фрагмента́рность, -и; ж. Эта повесть сохранила некоторую ф. Фрагмента́рно, нареч. Ф. изложенный материал. Ф. решённые декорации.

Академический словарь

-ая, -ое; -рен, -рна, -рно. книжн.

1. Являющийся фрагментом, сохранившийся лишь в фрагментах.

2. перен.

Отрывочный, неполный.

Фрагментарное изложение.

Фрагментарная, мозаичная манера написания заметок о Льве Толстом [М. Горьким] всегда у меня перед глазами. Павленко, Кто из нас не мечтал стать Горьким?

Орфографический словарь

фрагмента́рный; кратк. форма -рен, -рна

Словарь ударений

фрагмента́рный

Формы слов для слова фрагментарный

фрагмента́рный, фрагмента́рная, фрагмента́рное, фрагмента́рные, фрагмента́рного, фрагмента́рной, фрагмента́рных, фрагмента́рному, фрагмента́рным, фрагмента́рную, фрагмента́рною, фрагмента́рными, фрагмента́рном, фрагмента́рен, фрагмента́рна, фрагмента́рно, фрагмента́рны, фрагмента́рнее, пофрагмента́рнее, фрагмента́рней, пофрагмента́рней

Синонимы к слову фрагментарный

прил., кол-во синонимов: 5

1. см. частичный. 2 см. отрывочный

отрывчатый, частичный, неполный, отрывочный, обрывочный. Ant. полный

прил.

отрывочный

обрывочный

состоящий из отдельных, не связанных между собой частей)

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: отрывочный, обрывочный

Ant: полный

Морфемно-орфографический словарь

фрагмент/а́рн/ый.

Грамматический словарь

фрагмента́рный п 1*a

Новый словарь иностранных слов

фрагмента́рный

- 1) являющийся фрагментом, сохранившийся лишь в обломках, остатках;

2) перен. отрывочный, неполный.

Словарь галлицизмов русского языка

ФРАГМЕНТАРНЫЙ ая, ое. fragmentaire adj.

1. Состоящий из фрагментов, представляющий собою фрагмент, фрагменты. Фрагментарный материал. БАС-1.

2. перен. Отрывочный, неполный. Фрагментарное изложение. БАС-1. Фрагментарность и, ж. - Лекс. СИС 1937: фрагмента/рный; Уш. 1940: фрагмента/рность.

Полезные сервисы

фрагментационный

Энциклопедический словарь

ФРАГМЕНТАЦИО́ННЫЙ -ая, -ое. Образующий, распадающийся на фрагменты. Ф-ая бомба (осколочная бомба).

Полезные сервисы

фрагментация

Орфографический словарь

фрагмента́ция, -и

Формы слов для слова фрагментация

фрагмента́ция, фрагмента́ции, фрагмента́ций, фрагмента́циям, фрагмента́цию, фрагмента́цией, фрагмента́циею, фрагмента́циями, фрагмента́циях

Синонимы к слову фрагментация

сущ., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

фрагмента́ция ж 7a

Словарь галлицизмов русского языка

ФРАГМЕНТАЦИЯ и, ж. fragmentation f. Разрыв, разделение. Фрагментация. Разрыв одной или нескольких хромосом на две или более части. СИС 1985. Мозаичность подачи материала, приводящая к дезориентации в интеллектуальном пространстве, такой прием воздействия на сознание называется фрагментацией. Октябрь 1997 № 2. || арх. Если не выявить фрагментацию как технический прием, то фрагменты возможно признать отщепами. Константинов Кам. 140. - Лекс. СИС 1979: фрагмента/ция.

Полезные сервисы

фрагментация хромосом

Новый словарь иностранных слов

фрагмента́ция хромосом

(см. фрагмент) разрыв одной или нескольких хромосом на две или более части.

Полезные сервисы

фрагментированный

Синонимы к слову фрагментированный

прил., кол-во синонимов: 1

обрывочный

Полезные сервисы

фрагментироваться

Словарь галлицизмов русского языка

ФРАГМЕНТИРОВАТЬСЯ fragmenter. Что касается самой Москвы, то новое не заслонило собой традиции, а лишь фрагментировалось в теле старого города, к тому же оно и выглядело еще явлением полемичным. сохранившим в себе непреодоленные старорусские черты. В. В. Кириллов Рус. город эпохи барокко. // Город вып. 6. 1983, 135.

Полезные сервисы

фрагментист

Словарь иностранных слов

ФРАГМЕНТИСТ (от лат. fragmentum - отрывок). Собиратель или издатель отрывков сочинений.

Полезные сервисы

фрагменты

Сканворды для слова фрагменты

- Книга болгарского поэта Атанаса Далчева.

Полезные сервисы

фрагменты семантического поля

Лингвистические термины

Вертикальная ядерная и центропериферийная структура, которая семантически образует отдельную гиперо-гипонимическую структуру однотипного/разнотипного состава.

Полезные сервисы

фрагмобазидиомицет

Синонимы к слову фрагмобазидиомицет

сущ., кол-во синонимов: 1

гриб (377)

Полезные сервисы

фрагмобазидия

Синонимы к слову фрагмобазидия

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

фрагмоспора

Синонимы к слову фрагмоспора

сущ., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

фрагонар

Грамматический словарь

Фрагона́р ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова фрагонар

- Французский живописец, график 18-19 вв., автор картины «Качели».

- Французский живописец, автор картин «Вдохновение», «Выигранный поцелуй».

- Французский живописец, автор картин «Урок музыки», «Читающая девушка».

Полезные сервисы

фрагонар (fragonard) оноре

Большой энциклопедический словарь

ФРАГОНАР (Fragonard) Оноре (1732-1806) - французский живописец и график. Виртуозно исполненные галантные и бытовые сцены, в которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов ("Качели", 1766).

Полезные сервисы

фрагонар жан оноре

Энциклопедия Кольера

ФРАГОНАР Жан Оноре (Fragonard, Jean Honore)

(1732-1806), французский живописец и график. Родился в Грасе (Прованс) в 1732. Учился живописи в Париже у Шардена и Буше, а в 1755 отправился в Рим изучать монументально-декоративную живопись. В 1759 Фрагонар познакомился с Юбером Робером, вместе с которым зарисовывал живописные виды в окрестностях Рима и в самом городе, а в 1761 побывал в Неаполе, Болонье и Венеции. Фрагонар вернулся в Париж в 1761; в 1765 представил на конкурс на право вступления в Королевскую академию картину Корес и Каллироя (Лувр). Она была сразу же приобретена для королевской мануфактуры гобеленов, и комиссия потребовала, чтобы Фрагонар написал еще одну. В дальнейшем художник получал множество заказов от частных лиц и писал картины на фривольные сюжеты. Среди декоративных картин Фрагонара следует назвать серию из пяти больших панно вертикального формата, которую иногда называют Стадии любви. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. В этих панно особенно хорошо видны черты зрелого стиля мастера: вместо четких контуров, как у Буше, - широкие скользящие мазки и свободно положенные пятна цвета. Фрагонар одновременно использует и светлые жемчужные оттенки палитры Буше, и резкие пламенные красные тона. Это позволяет ему достигать удивительных световых эффектов: свет оживляет поверхности и практически растворяет формы. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Динамичные изящные линии, очерчивающие фигуры персонажей, повторяются в вихрящихся контурах деревьев или облаков. Этот непрекращающийся бег линий вместе с ритмическим чередованием ярко освещенных и погруженных в тень поверхностей придает полотнам Фрагонара декоративное единство. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной "реакции" Венеры и Амура - статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, - чувствуется легкая насмешка. Подобные картины принадлежат к числу наиболее популярных произведений Фрагонара; однако его творчество гораздо более разнообразно, чем это может показаться на первый взгляд. Склонность к декоративности, тонкое чувство света и цвета, умелая передача движения, а также высочайшее мастерство исполнения всегда остаются характерными чертами его произведений, в каком бы жанре он ни работал. Иногда юмор Фрагонара сродни сатире Вольтера. Возможно, не без влияния последнего художник выполнил цикл больших декоративных панно Четыре мировые религии. В рисунках Фрагонара к роману Сервантеса Дон Кихот и Басням Лафонтена, созданных во время Великой французской революции или незадолго до нее, присутствует тот же критический дух. Последние годы жизни художник провел в безвестности и нищете. Умер Фрагонар в Париже в 1806.

ЛИТЕРАТУРА

Лившиц Н.А. Жан-Оноре Фрагонар. М., 1970 Апчинская Н.В. Фрагонар [[Альбом]]. М., 1982

Полезные сервисы

фрагонар оноре

Энциклопедический словарь

Фрагона́р Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский живописец и график. Виртуозно исполненные галантные и бытовые сцены, в которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов («Качели», 1766).

* * *

ФРАГОНАР Оноре - ФРАГОНА́Р (Fragonard) Жан Оноре (5 апреля 1732, Грас, Прованс - 22 августа 1806, Париж), французский живописец и гравер, крупнейший мастер эпохи Людовика XVI (см. ЛЮДОВИК XVI Бурбон). прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в которых изящество рококо (см. РОКОКО) сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов.

Начало творческого пути (1747-56)

Из семьи торговца галантереей, среди предков были итальянцы. Семья переехала в Париж в 1738 и с 1747 мальчик работал клерком в конторе нотариуса, но рано осознал свое призвание живописца. С 1747 занимался в мастерской Ф. Буше (см. БУШЕ Франсуа (живописец)), затем некоторое время у Ж. Б. Шардена (см. ШАРДЕН Жан Батист Симеон) и снова у обретавшего все большую известность Буше. Последний оценил его талант и выделил среди учеников. В 1752 за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам поклоняется идолам» был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Но в 1752-56 годах Фрагонар еще занимался в числе других «eleves protege» («покровительствуемых учеников») в школе академического живописца К. Ван Лоо: изучая живопись Лувра (см. ЛУВР) (там помещалась школа), анатомию, перспективу, историю, рисуя со слепков и с живой натуры. В это время он продолжает знакомиться с живописью Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ), Ватто (см. ВАТТО Антуан), Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста), Рейсдала (см. РЕЙСДАЛ Якоб ван), венецианских (см. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в искусстве)) колористов, Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль), стремясь овладеть принципами тональной живописи.

Пребывание в Италии (1756-61)

В 1756 Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Возглавлявший ее в то время Ш. Ж. Натуар сразу отметил его дарование. Художник знакомится в Риме с будущим известным мастером архитектурного пейзажа Ю. Робером (см. РОБЕР Юбер) и богатым меценатом и коллекционером аббатом К. Р. де Сен Ноном. Здесь Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз», и обретает собственную манеру. По словам художника, в Италии его поражает Рафаэль (см. РАФАЭЛЬ САНТИ) и Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти), но больше всего в его последующих произведениях будет чувствоваться влияние Дж. Б. Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста), живопись которого увлекает Фрагонара красочной экспрессией и декоративным размахом работ.

Аббат Сен Нон приглашает Фрагонара и Робера на виллу д"Эсте в Тиволи. Здесь Фрагонар создает серию поэтических рисунков с изображением виллы, ее живописного террасного парка с аллеями громадных кипарисов и барочными водными каскадами. В полотне «Прачки» (1760, Музей в Амьене) передан привлекший внимание художника контраст современного быта и величественных античных руин. Наряду с произведениями, созданными на основе реальных наблюдений, он создает и пасторали («Выигранный поцелуй», 1760, Эрмитаж) - импровизируя, он воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.

Снова в Париже (1761-73). Второе путешествие в Италию (1773-74)

Осенью 1761 Фрагонар вместе с Сен Ноном возвращается в Париж. Творчество художника в этот период отличается особой интенсивностью. Он пишет пейзажи, галантные и жанровые сцены, портреты, декоративные композиции и полотна на сюжеты из поэмы Тассо (см. ТАССО Торквато) «Освобожденный Иерусалим». Под влиянием творчества Рембрандта и Тьеполо создает серию «Экспрессивные головы» - погрудные изображения старцев в плащах, фантастических одеяниях (большинство работ в частных собраниях). Это не портреты, а образы, выражающие определенные состояния («аффекты»). Они написаны динамичными широкими мазками, и интерес к решению динамичной поверхности довлеет в них над психологической глубиной трактовки образов, навеянных классической живописью. Воспоминаниями о Тьеполо навеяны и рыцарские темы полотен на сюжеты из Тассо («Явление Армиды в заколдованном лесу», 1761, частное собрание). Интересу к поэме способствовала и постановка оперы «Армида» Люлли (см. ЛЮЛЛИ Жан Батист). Волнистые удлиненные мазки полотен напоминают прихотливую орнаментацию, которую любили мастера рококо.

В 1765 Фрагонар представляет в Салон историческое полотно на сюжет из Павсания (см. ПАВСАНИЙ (писатель)) «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои» (Лувр). Среди академических работ, по свидетельству современников, оно выделяется эмоциональностью колорита, тонкими светотеневыми градациями, динамичным мазком. Академическая критика, тем не менее, благосклонно принимает работу. Художник единогласно причисляется к Академии, перед ним открывается возможность стать «первым живописцем короля», иметь декоративные заказы, работать на королевской мануфактуре гобеленов. Ему предлагают мастерскую и квартиру в Лувре. Однако Фрагонар, предпочитая работать для богатых частных заказчиков, избирает иной путь, отходит от исторического жанра, а после 1769 перестает выставляться в салонах.

В 1760-70-е годы его привлекает написание галантных сцен и жанр портрета, в котором он увлеченно работает на протяжении всей жизни. Его живописная манера, основанная на темпераментном мазке и идущей от Тьеполо и Рубенса светлой золотистой тональности, получает название «a la Fragonard». Полотна пасторального галантного жанра: «Счастливые возможности качелей» (часто называют «Качели»; 1766, Собрание Уоллес, Лондон), «Похищение Амуром рубашки» (около 1767, Лувр), «Купальщицы» (1765-72, Лувр), «Желанные мгновения» (1765-72, частное собрание) - разнообразны. Это не лишенные эротики любовные сцены и игривые пикантные сюжеты в будуарах и парках, в которых участвуют и амуры. В них передано богатство оттенков реальных чувственных впечатлений от жизни, одновременно присутствует и свойственная рококо эфемерность и театрализация. Как разыгрываемый на сцене эпизод смотрится полотно «Счастливые возможности качелей». Изысканное по цветовой гамме, оно строится на сочетании доминирующих тонов розового платья кокетливой дамы и изумрудного цвета зелени парка. Галантные сюжеты Фрагонара не наделены философичностью пасторалей Ватто, они свежи и естественны в передаче полнокровности земных чувств и в то же время изящны, поэтичны и декоративны, так как несут в себе дух гедонистической культуры 18 в.

Декоративность стиля проявилась и в серии «Фантастические портреты» (около 15 полотен, 1760-е годы). Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Фрагонар обращается к старине и просто фантазирует, портреты написаны интенсивными по цвету красками, которым придает еще большую яркость поток сильного света («Аббат Сен Нон в испанском костюме», Музей искусств, Барселона). Слова Гонкуров (см. ГОНКУР) о том, что «краски Фрагонара - это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью и в серии портретов, передающих творческие «состояния» («Вдохновение», 1769; «Пение», 1769; «Музыка», 1769; все в Лувре; и др.). Модели изображены в порывистых, необычных контрапостах (см. КОНТРАПОСТ). Французский портрет еще не знал подобной композиционной и живописной экспрессии. Прототипами обеих серий служили реальные лица. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765-67, Лувр).

Но не только передача определенного эмоционального состояния привлекает художника. В портретах «Дени Дидро» (частное собрание), «Фрагонар, пишущий миниатюру» (Калифорнийский дворец Почетного Легиона, Сан-Франциско), «Герцог Беврон» (частное собрание) острота характеристик придает яркую жизненность образам, служит раскрытию душевного мира. Художник много работает и в графическом портрете («Художница Маргерит Жерар», Музей в Безансоне).

В 1771-72 годах полным фиаско заканчивается попытка художника создать серию из четырех декоративных панно под названием «Любовь пастухов» для фаворитки короля мадам Дюбарри (см. ДЮБАРРИ Мари Жанна). Идиллические галантные сцены не получают признания, заказ передается Ж. М. Вьенну, автору входивших в моду композиций на античные сюжеты в сентиментальном духе.

Наряду с пасторальными сценами Фрагонар, подобно Ж. Б. Грезу (см. ГРЕЗ Жан Батист), пишет в 1770-е годы жанровые сценки с изображением семейной идиллии. Дидро (см. ДИДРО Дени), критиковавший фривольные сюжеты, посвящает этим работам статью. В картинах «Посещение кормилицы» (Национальная галерея, Вашингтон) и «У очага» (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва) порой присутствует назидательность, но образы молодых матерей и детей полны чувственного очарования, а быт выглядит театрализованным.

1773-74 Фрагонар проводит в Италии, сопровождая в качестве художника богатого откупщика Бержере. В Генуе, Флоренции, Риме он делает много зарисовок уличных сцен, пейзажей, архитектуры, типов. Рисунки второго путешествия исполнены в технике бистра (см. БИСТР) с размывом (лавис (см. ЛАВИС)), сангиной (см. САНГИНА), акварелью, свинцовым и итальянским карандашами, тушью. В них Фрагонар проявил себя одним из самых блестящих графиков 18 столетия. По сравнению с более продуманными зарисовками виллы Д"Эсте эти листы легки и воздушны, насыщены светом.

Позднее творчество (1774-1806)

Найденные в графике возможности передачи тонального богатства света и цвета Фрагонар использовал в созданной по возвращении из Италии серии видов французских парков. Свежесть передачи непосредственного впечатления соединена в них с фантастическими элементами («Игра в жмурки», 1773-76, Национальная галерея, Вашингтон; «Праздник в Сен Клу», Французский банк, Париж). Творческая активность художника в этот период снижается. В серии аллегорических полотен 1780-х годов («Фонтан любви», Собрание Уоллес, Лондон), перекликающейся с серией галантных празднеств, проявилось влияние стилистики классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) второй половины 18 в. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете («Ж. Л. Давид», 1780-е годы, частное собрание; «Портрет жены», Копенгаген, Музей искусств). Тот же Ж. Л. Давид (см. ДАВИД Луи) скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность - вот что его характеризует». Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра.

Огромный диапазон деятельности Фрагонара, его живописная оригинальность и творческая независимость отвечали духу культуры века Просвещения. Его искусство завершало век, оно было камерно, но не было предназначено лишь для будуаров и альковов. Оно предвосхищало потенциальные возможности живописи последующего времени. И поэтому его наследие было близко всем мастерам 18 и 19 столетий, которые ощущали внутреннюю связь с его живописью и графикой, воспевавшими красоту и радость бытия, приподнимающими искусство над обыденностью.

Полезные сервисы

фрагонаровский

Словарь галлицизмов русского языка

ФРАГОНАРОВСКИЙ ая, ое. От имени фр. художника Фрагонара ( Fragonard, Jean-Honoré, 1732-1806), имевшего репутацию художника галантных сцен. Эпистолярные романы - самые безобидные из всех, здесь не случаются ни фрагонаровские защелки, ни крейцеровы сонаты, ибо письмо - бесполо. М. Жажоян Последняя семиотика. // Звезда 1998 1 184.

Полезные сервисы