ж.
1. Живопись по сырой штукатурке водяными красками.
2. Произведение, выполненное в такой технике.
ФРЕ́СКА, фрески, жен. (от итал. fresco - свежий, сырой) (живоп.). Картина водяными красками, нанесенными на свежую штукатурку. Древние фрески новгородских церквей.
ФРЕ́СКА, -и, жен.
1. Картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Древнерусские фрески.
2. Вид живописи настенная роспись.
| прил. фресковый, -ая, -ое. Фресковая живопись.
ФРЕ́СКА, -и, мн род. -сок, дат. -скам, ж
Произведение изобразительного искусства, представляющее собой изображение, созданное нанесением водяных красок на сырую штукатурку.
Сербские монастыри - каждый из них сокровищница живописи девятого, десятого, одиннадцатого веков - хранят будто бы тридцать пять тысяч квадратных метров фресок (В. Сол.).
ФРЕ́СКА -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж.
1. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку. Изучать итальянскую фреску.
2. Произведение, выполненное в такой технике. Фрески Микеланджело. Средневековые фрески. Стены храма расписаны фресками.
◁ Фре́сковый, -ая, -ое. Ф. грунт. Ф-ая композиция. Ф-ая живопись. Ф-ая манера письма. Ф-ая копия.
* * *
фре́ска (от итал. fresco - свежий), живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде. Одна из техник стенных росписей.
* * *
ФРЕСКА - ФРЕ́СКА (от итал. fresco - свежий), живопись по сырой (свежей) штукатурке разведенными на чистой или известковой воде красками; а также техника стенных росписей, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой. Сохранению фрески способствует очень тонкая прозрачная пленка карбоната кальция, образующаяся при высыхании краски и закрепляющая ее.
Штукатурный грунт для фрески готовится из гашеной извести и минеральных наполнителей (кварцевого песка, порошка известняка, дробленого кирпича или керамики), иногда в состав грунта включают органические добавки, например, солому, лен, пеньку и т. п. Наполнители предохраняют штукатурку, которая накладывается, как правило, в несколько слоев, от растрескивания.
Для фресковой живописи используются краски, не вступающие в химические соединения с известью: натуральные земляные пигменты (охра (см. ОХРА), умбра (см. УМБРА)); марсы, синий и зеленый кобальт и т. п.; реже краски медного происхождения (голубец и др.); растительные (индиго и баканы), киноварь. Синие и черные наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Первоначальный яркий цвет красок при высыхании бледнеет; тускнеет цвет и при использовании большого количества красочных слоев.
С глубокой древности применяется роспись и по сухой штукатурке - а секко (см. А СЕККО). В этом случае используются краски, растертые на растительном клее или яйце, реже смешанные с известью.
Фресковая живопись известна со 2-го тыс. до н. э., ее использовали в эгейском искусстве (см. ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА). С первых веков нашей эры такого рода росписи появились у народов Востока (Индия, Средняя Азия и др.). Античные художники применяли многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли; заканчивали фреску по сухой штукатурке, используя темперу. С помощью темперы работали в Византии и Древней Руси (10-12 вв.; в 13-14 вв. - Феофан Грек (см. ФЕОФАН Грек), Андрей Рублев (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ), Дионисий (см. ДИОНИСИЙ (живописец))), в Грузии, Болгарии, Италии, Франции и других странах Европы. Выдающимися мастерами фресковой живописи были художники эпохи Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)): Джотто (см. ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ), Мазаччо (см. МАЗАЧЧО), Рафаэль (см. РАФАЭЛЬ САНТИ), Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти) и др.
С 16 в. в Италии стали применять так называемую «чистую фреску» («буон фреско») - без применения темперы. Грунт при этом был двухлойным, верхний слой наносился только на ту часть, которая должна была быть закончена до его высыхания (1-2 дня).
Фресковую технику использовали в декоративно-прикладном искусстве и впоследствии, например, назарейцы (см. НАЗАРЕЙЦЫ) в Германии, представители модерна (см. МОДЕРН) в Щвейцарии (Ходлер (см. ХОДЛЕР Фердинанд) и др.), А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера (см. РИВЕРА Диего) в Мексике, В. А. Фаворский (см. ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич) и Л. А. Бруни (см. БРУНИ Лев Александрович) в России.
ФРЕСКА (от итал. fresco - свежий) - живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей.
-и, род. мн. -сок, дат. -скам, ж.
1. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку.
2. Произведение, выполненное в такой технике.
Посмотрите, как фрески Микеланджело хороши в своем одиночестве на одной из стен Сикстинской капеллы. Герцен, Письма из Франции и Италии.
Мы побывали в старинном Спасо-Мирожском монастыре. Осмотрели фрески, относящиеся к XII веку. Остроумова-Лебедева, Автобиографические записки.
[итал. fresco]
ФРЕ́СКА (от итал. fresco) - монумент, живопись по свежей, сырой штукатурке красками довольно сдержанной палитры (земляные пигменты, кобальты и пр.) с использованием в кач-ве связующего воды или вод. раствора извести. В соединении с веществом штукатурки (стены или потолка) образуется тонкий, практически вечный красочный слой, хотя при высыхании краски бледнеют. Техника Ф. не допускает исправлений в процессе работы, они могут вноситься лишь впоследствии темперой. Ф. выполняется по частям, с использованием картонов для отд. частей композиции. Произв., выполненные в этой технике, известны еще в эгейском иск-ве (2 тысячелетие до н. э.), получили развитие в антич. культуре (сохранились Ф. интерьеров в Помпеях), затем в иск-ве Византии, Болгарии, Сербии, Грузии, Италии и др. В Италии 16 в. получила распространение техника "буон фреско" - без поправок темперой. Традиции Ф. были продолжены в росписях 17-18 вв., в 19 в. - в герм. назарейской школе, в иск-ве модерна, в 20 в. - в мексиканской монумент, живописи и др.
В Др. Руси Ф. появились с кон. 10 в., применялись до 12-13 вв. и возродились в 14 в. (фрагмент Ф. Десятинной ц., затем Ф. Софии Киевской, Софии Новгородской, Спасо-Мирожского мон., Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире, соборов Моск. Кремля и т. д.). В оформлении др.-рус. храмов первенствующее место получила именно Ф., а не мозаика (иск-во к-рой с монгольским нашествием вообще утрачено). В кон. 18 - нач. 19 в. во дворце в Павловске были исполнены три Ф. в интерьерах и знаменитые иллюзорные фресковые перспективные росписи П. Гонзаго на фасадах. Традиции фресковой живописи возрождаются с кон. 19 в., она широко используется в иск-ве модерна (В. Васнецов, А. Прахов, М. Врубель - Владимирская ц. в Киеве), в монумент, иск-ве 20 в. (В. Фаворский, Л. Бруни, Н. Чернышев и др.).
Словом Ф. называют не только технику al fresco - роспись по сырой штукатурке, но и a secco - по сухой штукатурке; часто расширит, это наименование применяют и для др. техник росписи по штукатурке и стенных росписей вообще.
Лит.: Чернышев И. М. Искусство фрески в Древней Руси. М., 1954; Лазарев В. И. Древнерусские мозаики и фрески XI-XVI вв. М., 1973.
Заимств. в конце XVIII в. из итал. яз., где fresco «фреска» < fresco «сырая, непросохшая». Фреска названа так потому, что представляет собой картину, написанную по непросохшей, сырой штукатурке.
фре́ска
- , фресковая живопись ( ит. fresco свежий) роспись стен водяными красками по сырой штукатурке; произведение, выполненное в этой технике; в широком смысле - всякая монументальная роспись.
ФРЕСКА и, ж. fresque f. , > нем. Fresco <ит. al fresco.
1. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. БАС-1. 20-го сего месяца <протокол 1752 г. Ея имп. Величеству > были предъявлены .. архитектором Валериани сочиненные чертежи, каким образом в Петергофе .. стены живописною работою, называемой афреска расписать. А. И. Успенский Сл. художников 1913. // РР 1986 2 143. В июле 1767 < Николай Афанасьев> пишет фреск в большой церкви каменного Зимнего дома. // РР 1988 2 143. В приемной стены разписаны фреском. 1821. Сумароков Прогулка 3 47. Сначала карточные комнаты были скромны, а потом сделали целую пристройку и открыли залу в розовых фресках под Мориса Дени, расставили столы и укрепили фронт. Б. Зайцев Литерат. кружок.
2. Жанр живописи, основанный на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку. БАС-1. - Лекс. Ян. 1806: фреско; Толль 1864: фреска; Даль-1: фре/ско; Рейф 1877: фреск; Уш. 1940: фре/ска; СИЗ: фреска 1759, фреско 1722.
- Настенная роспись.
- В отличие от этой техники, секко выполняется по сухой штукатурке и менее устойчиво к воздействию времени.
- Живопись водяными красками по сырой штукатурке.
- Скажите по-итальянски «свежая».