м. устар.
1. Тот, кто пёк или продавал хлеб I 1., 2..
2. Тот, кто вёл оптовую торговлю хлебом в зерне [хлеб I 3.]; хлеботорговец.
м. устар.
1. Тот, кто пёк или продавал хлеб I 1., 2..
2. Тот, кто вёл оптовую торговлю хлебом в зерне [хлеб I 3.]; хлеботорговец.
ХЛЕ́БНИК, хлебника, муж.
1. Тот, кто печет и продает хлеб (устар.). «И хлебник, немец аккуратный, в бумажном колпаке, не раз уж отворял свой васисдас.» Пушкин.
2. Домашнее животное, откармливаемое хлебом (обл.).
3. Хлебное вино, водка (обл.).
4. Нож для резки хлеба (обл.).
-а, м. устар.
Тот, кто печет и продает хлеб.
- Какие счеты? Какие деньги? - с неудовольствием спросил Илья Ильич. - От мясника, от зеленщика, от прачки, от хлебника: все денег просят. И. Гончаров, Обломов.
Под парусинным пологом торговал хлебник, на прилавке были навалены булки, калачи. Гл. Успенский, Нравы Растеряевой улицы.
||
Тот, кто ведет оптовую торговлю зерном; хлеботорговец.
Знали [гарденинские обитатели] в этих городах --- немногих людей, с которыми приходилось вести дела: лошадиных барышников, хлебников, прасолов. Эртель, Гарденины.
хле́бник, хле́бники, хле́бника, хле́бников, хле́бнику, хле́бникам, хле́бником, хле́бниками, хле́бнике, хле́бниках
см. пекарь
ХЛЕБНИКОВ
Хлебником называли хлебопёка и торговца хлебом. Пушкин в "Евгении Онегине" писал: И хлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой васисдас. (Ф)
- Русский писатель по имени Велимир.
- Учёный-орнитолог, основатель первого в России государственного заповедника в дельте Волги.
- Первый «хранитель» Кунгурской ледяной пещеры.
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Аритмия», «Пока ночь не разлучит», «Свободное плавание».
- Персонаж повести Александра Куприна «Поединок».
- Кто из русских футуристов свои неизданные стихи носил в наволочке?
- Этот русский поэт называл сам себя «председателем земного шара».
- Российский конькобежец.
- Русский писатель, поэт, автор повести «Зангези».
- Русский писатель, поэт, автор поэм «Поэт», «Журавль», «Ладомир».
ХЛЕБНИКОВ (фирма) - «ХЛЕ́БНИКОВ» («И. П. Хлебников, сыновья и К°»), одна из крупнейших в России (до 1917) фирм по производству ювелирных изделий. Основана в 1888 на базе ювелирной фирмы, первые магазины которой появились в Петербурге в сер. 19 в. В 1882 в фирме было занято 300 мастеров; Ежегодно перерабатывалось около 8 тонн золота, а также бриллиантов и цветных драгоценных камней на сумму в 600 тыс. руб. К созданию рисунков и эскизов изделий привлекались архитекторы В. А. Гартман (см. ГАРТМАН Виктор Александрович), И. П. Ропет (см. РОПЕТ Иван Павлович), скульпторы Е. А. Лансере (см. ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович), Н. И. Либерих. Изделия фирмы отмечало разнообразие приемов декорировки и высокое качество отделки. С 1879 фирма-поставщик Высочайшего императорского двора и ряда королевских дворов Европы, участник и призер отечественных и зарубежных выставок. Изделия фирмы представлены в музеях Москвы, Петербурга, Парижа и др. городов. Среди крупнейших произведений фирмы - иконостас Благовещенского собора и киоты на северной, южной и западной стенах Успенского собора Московского Кремля, 50 культовых предметов храма Христа Спасителя, серебряные сервизы для Гатчинского и Аничкова дворцов. В 1918 основное предприятие фирмы было преобразовано в Платиновый завод.
ХЛЕ́БНИКОВ Велемир (наст. имя Викт. В л.) (1885-1922) - поэт. Род. в семье ученого-орнитолога. С 1903 студент Казанского, а в 1908-11 - Петерб. ун-та (не окончил). Со времени переезда в СПб. участник лит. жизни: знакомство с Вяч. Ивановым и М. Кузминым, С. Городецким, Н. Гумилевым; участие в кружке молодых поэтов "Академия стиха" при ж. "Аполлон". Отталкивание от позднего символизма и акмеизма совпало по времени со знакомством в 1909-10 с поэтами и художниками (Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, Е. Гуро, М. Матюшин), вскоре ставшими основателями нового худож. течения - рус. футуризма. Х. стал одной из центр. фигур этого лит. движения. В 1912 он знакомится с Вл. Маяковским, исключит, высоко оценившим поэтический дар и мастерство Х. Первое выступление в печати - эксперимент. произв. "Искушение грешника" (1908). Участник футуристических сб. "Садок судей" (1910 и 1913), "Пощечина общественному вкусу" (1912), "Дохлая луна" (1913), "Трое" (1913), "Требник троих" (1913) и др. Автор лирических и мифопоэтических стихотв. поэм ("Зверинец", 1909-11; "Журавль", 1909; "Марина Мнишек", 1912-13; "Ладомир", 1920-21 и др.), драматургических ("Снежимочка", 1908; "Мирсконца", 1912; "Ошибка смерти", 1915 и др.) и прозаических фрагментов, манифестов, статей. Особый род творчества Х. представляют "сверхповести" ("Дети Выдры", 1911-13; "Зангези", 1920-22 и др.), основанные на смешении разных жанров. Поэтику Х. отличают изощренный поиск "самовитого" (самоценного) слова, сложное соотношение архаической или диалектной лексики с неологизмами, создаваемыми по внутр. язык, законам, эксперименты по созданию "звездного" или "заумного" яз., к-рый на осн. универсальных фонетических соответствий имел бы всемирное значение. Новации Х. во мн. предопределялись его утопическими воззрениями на судьбу мира, к-рый должен после эпохи войн и рев-ций стать единым гармоническим гос-вом (поэма "Ладомир"). Эстетический поиск Х., отличавшийся одновременно и поэтической дерзостью, и глубоким пониманием природы худож. слова, оказал большое воздействие на рус. поэзию 20 в.
В. Хлебников на смертном одре. Худ. П. Митурич. 1922
ХЛЕБНИКОВ Велимир - ХЛЕ́БНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885-1922), русский поэт, одна из ключевых фигур авангарда.
Родился в семье ученого-биолога. В 1903-1911 учился на физико-математическом факультете Казанского университета, затем на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. Печататься начал в 1910-е гг., входил в литературное объединение «Гилея». В начале пути разделял панславистские иллюзии, был и под влиянием Вл. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), Вяч. Иванова (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович)и М. Кузмина (см. КУЗМИН Михаил Алексеевич). Практически избавил свой язык от греколатинского корнеслова. Примыкая к кубофутуристам, называл себя Будетлянином. Мировоззренчески оставался непонятым соратниками (это они составили и издали его книги «Ряв!», 1913; «Творения», т. 1, и «Изборник стихов», оба 1914). Всю жизнь занимался «осадами» времени, слова и социальных проблем человечества (сборники «Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне», 1914, и «Время-мера мира», 1916; «сверхповесть» «Зангези», 1920-22; итоговые «Доски судьбы», 1920-22, лишь часть их опубликована посмертно). В духе Лобачевского (см. ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович)создал учение о «воображаемой филологии», «самовитом слове» и словотворчестве, чем стал в ряд таких ученых, как В. Гумбольдт (см. ГУМБОЛЬДТ Вильгельм), А. А. Потебня (см. ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич)и Ф. де Соссюр (см. СОССЮР Фердинанд де).
От преобразования фольклорно-мифологических традиций (не только славянских; «сверхповесть» «Дети Выдры», 1911-13) пришел к идеям единого «звездного языка» для всех землян, «государства времени», общественных «Предземшаров», противопоставляемых «государствам пространств», и к полемике с Лениным «вплотную и вровень» (поэма «Ночь в окопе», отд. изд., заботами С. А. Есенина, 1921). Уникальная судьба поэта-ученого-мыслителя, бессребреника и подвижника, «одинокого лицедея», не увидевшего в печати ни одного самостоятельно составленного сборника своих стихов. Еще слабо освоен культурой 20 века.
Творческая полемика с поэтическими традициями Пушкина и Блока в борьбе за новый язык художественной литературы и «свободный стих». Опыты неклассического сплава искусства и науки. Пафос единства Востока и Запада, Севера и Юга. Экологическое мировидение единства человека и природы. Жизненная и публицистическая антибуржуазность. Страстное желание «стать звонким вестником добра» (стихотворение «Гонимый - кем, почем я знаю?..», 1912). Особое «богоборчество» во имя новой меры как «сверхверы» (важное стихотворение «Единая книга», 1920; опубликовано 1928). Принципы нового внерыночного обустройства - всеобщего «Ладомира» (одноименная поэма, 1920; тогда же литографирована в Харькове; с 1923 многократно издавалась, но все еще составляет трудную текстологическую проблему). Разнообразные картины накала Гражданской войны. Десятки поэм, проза, пьесы, отрывки, фрагменты. Статьи по этологии, биологии, историософии, литературной критике. Публицистика. Часть архива до сих пор недоступна для исследователей.
* * *
ХЛЕ́БНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) [28 октября (9 ноября) 1885, гл. ставка Малодербетовского улуса Астраханской губернии (ныне с. Малые Дербеты, Калмыкия) - 28 июня 1922, д. Санталово, Крестецкий уезд Новгородской губернии; похоронен там же на погосте д. Ручьи; в 1960 останки захоронены на Новодевичьем кладбище в Москве], русский поэт, ученый, мыслитель.
Семья. Детство. Учеба
В поэме «Хаджи-Тархан» (1913) Хлебников писал о прошлом Астрахани как колыбели своих предков по отцовской линии (русских хлеботорговцев). В его жилах была также армянская кровь и кровь запорожцев. Отцу, орнитологу и лесоводу, в будущем одному из основателей Астраханского заповедника, он обязан интересом к естествознанию. Мать, двоюродная сестра народовольца А. Д. Михайлова, историк по образованию, способствовала общегуманитарным увлечениям сына. В детстве несколько лет провел на Украине и в Среднем Поволжье. Окончил гимназию в Казани, там же как естественник учился в университете, увлекаясь идеями Лобачевского (см. ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович). Участвовал в студенческих волнениях, побывал в тюрьме. Перевелся в Петербург, где ряд лет проучился и как студент-филолог. Не окончил курса, предпочитая путь самообразования. В 1903 был в экспедиции в Дагестане, в 1905 - на Северном Урале. С началом войны с Японией, под влиянием гибели броненосца «Петропавловск» (1904), клянется найти «основной закон времени», который управляет историческими катаклизмами, судьбами людей и всем мирозданием.
Пробы пера. Ранние публикации. Поиск учителей
Первые творческие опыты - не столько стихи, сочинявшиеся еще с 11 лет, сколько «снимки» - записи фенологических и орнитологических наблюдений, перемежаемых размышлениями на темы биологии, психологии, философии, этики и набросками автобиографической прозы («Еня Воейков»). Студентом напечатал несколько статей по орнитологии. Событием явился «Опыт построения одного естественнонаучного понятия» (1910; о понятии «метабиоз», парном к «симбиозу») - попытка синтеза естественнонаучного знания с гуманитарным. Видимо, еще из Казани какую-то рукопись посылал на отзыв М. Горькому (см. ГОРЬКИЙ Максим). В 1908 в Крыму знакомится с Вяч. Ивановым (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович), переписывается с ним, входит в круг его «Академии»; их пути быстро разошлись, но добрые отношения остались. Журнал «Весы», стихи Ф. Сологуба (см. СОЛОГУБ Федор Кузьмич)и С. М. Городецкого (см. ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович), стихи и проза Кузмина (см. КУЗМИН Михаил Алексеевич), «Серебряный голубь» А. Белого (см. БЕЛЫЙ Андрей), творчество А. А. Блока (см. БЛОК Александр Александрович), А. М. Ремизова (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович), М. Метерлинка (см. МЕТЕРЛИНК Морис), У. Уитмена (см. УИТМЕН Уолт), французских художников - среда, в которой живет Хлебников в Петербурге в 1908-1910. Литературный дебют - публикация переполненного неологизмами стихотворения в прозе «Искушение грешника» (журнал «Весна», 1908, № 9) - прошел незамеченным, но приводит к дружбе с В. В. Каменским (см. КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич), который позже знакомит Хлебникова с братьями Бурлюками, Е. Г. Гуро (см. ГУРО Елена Генриховна)и М. В. Матюшиным (см. МАТЮШИН Михаил Васильевич). «Аполлон» отказывается печатать поддержанный Ивановым и Кузминым «Зверинец» Хлебникова, и настоящий его дебют знаменуют «Заклятие смехом», помещенное Н. И. Кульбиным в «Студии импрессионистов», и публикация «Зверинца» в первом «Садке судей» (1910). Кубофутуризм пытается использовать «великого гения современности» как знамя в своей борьбе с символистами и акмеистами. Хлебников же ищет «собеседников» во всей мировой культуре - от Эхнатона (см. ЭХНАТОН), Пифагора (см. ПИФАГОР Самосский), Лао-цзы (см. ЛАО-ЦЗЫ), Иисуса (см. ИИСУС ХРИСТОС)и Ариабхаты (см. АРИАБХАТА (индийский астроном)) до новейшей физики, от Низами (см. НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф), Леонардо (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ), Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич)и Воронихина (см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович)до Уэллса (см. УЭЛЛС Герберт), Скрябина (см. СКРЯБИН Александр Николаевич), Пикассо (см. ПИКАССО Пабло)и Татлина (см. ТАТЛИН Владимир Евграфович).
«Гилея»
Углубленный в свои «осады», не преуспевавший в публичных выступлениях, Будетлянин сближается с широким кругом молодых поэтов и художников авангарда, много печатается в их изданиях. Часто посещает любимую им Москву и родных в Астрахани. Вместе с Бурлюками, Каменским, Б. Лившицем (см. ЛИВШИЦ Бенедикт Константинович)и А. Крученых (см. КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич)входит в группу «Гилея». В 1912 знакомится с В. Маяковским (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович), участвует в подготовке манифеста для сборника «Пощечина общественному вкусу», затем - и других подобных деклараций 1913-1914 годов. Иждивением Д. Бурлюка (см. БУРЛЮК Давид Давидович) издает в Херсоне статью-брошюру «Учитель и ученик». Читателю уже известны многие тексты Хлебникова (часто с искажениями), в том числе пьесы «Маркиза Дэзес» и «Чертик», поэмы «Журавль», «Шаман и Венера», «Гибель Атлантиды», «Сельская дружба», стихотворения «Сегодня снова я пойду...», «Кузнечик», «Времыши-камыши...», «Там, где жили свиристели...», «Когда умирают кони, дышат...», «Семеро», «Числа», рассказы «Закаленное сердце» и «Николай», статья «О расширении пределов русской словесности». Но почти для всех он остается в тени своих товарищей.
Война. Солдатчина. Революции
К началу мировой войны «Гилея» уже распадается. Вскоре будет закрыта и «Бродячая собака» - место, где нередко бывал Хлебников (ей посвящены ряд строф в неоконченной поэме «Олег Трупов», 1915). Контакты с товарищами не прекращаются, манифесты «Короля времени Велимира I» в листовке «Труба марсиан», 1916, подписывают Н. Н. Асеев, Г. Н. Петников и М. М. Синякова. У сестер Синяковых, в Красной Поляне, дачной местности под Харьковом, поэт неоднократно находит приют в 1916-1920 годах (до этого он часто бывал гостем у дачников в Куоккала). С апреля 1916 по май 1917 Хлебников - рядовой «под ружьем» в запасных полках Поволжья, в казармах и разных больницах «на обследовании». И в этих тяжелых условиях он пишет и публикует несколько, в основном, антивоенных стихотворений, которые позднее войдут в «сверхпоэму» «Война в мышеловке» (1915-1919-1922; опубликована в конце 1920-х). Весной 1917 в Харькове крошечным тиражом публикуется «Воззвание Председателей Земного шара» и популярное ныне стихотворение «Свобода приходит нагая...» - отклики на Февральскую революцию (см. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917). С не меньшими надеждами встречен им и Октябрьский переворот (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917). Предчувствуя события, Хлебников становится свидетелем-«репортером» борьбы и боев в Петрограде, Москве и Астрахани, где живет до весны 1919. Еще в конце 1916 предсказывает время начала Гражданской войны (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА в России). Ее он непосредственно переживает в Харькове, взятом Деникиным. Переносит два тифа, осенью 1919, избегая мобилизации, проходит обследование в психиатрической больнице, где пишет поэмы «Лесная тоска», «Поэт» и «Гаршин». Он испытывает в 1919-20 в голодном Харькове огромный творческий подъем. Здесь написаны и поэмы «Ночь в окопе», «Три сестры» и «Ладомир», и такие «сверхпоэмы», как «Азы из Узы» и «Царапина по небу», заполняется десятками стихотворений и разными набросками подаренный ему так называемый «Гроссбух». В конце 1920, перебравшись в Баку, Хлебников находит, наконец, и «основной закон времени» (он видит в нем главнейшее из всех своих достижений, более важное, чем стихи).
Баку. Персия. Пятигорск
Активно сотрудничая как литератор с Советской властью, он клеймит и расстрел царской семьи, и ужасы Чека. Его нисколько не увлекает белое движение, и к плакату РОСТА он пишет агитку «От зари и до ночи / Вяжет Врангель онучи...» В апреле 1921 с частями Красной Армии отправляется в Персию. С ней связаны стихотворения «Иранская песня», «Ночь в Персии», поэма «Труба Гуль-муллы» - своего рода дневник его путешествия. Прощанию с Закавказьем посвящено стихотворение «Ручей с холодною водой...». Октябрь Хлебников проводит в Железноводске, пополняя «Гроссбух», часть ноября и декабря, в Пятигорске. Творческий подъем не ослабевает, вопреки предельно тяжелому быту, голоду и болезням. Здесь завершены поэмы «Ночной обыск», «Председатель Чеки», «Ночь перед Советами», «Настоящее», «Горячее поле» («Прачка»), «Переворот в Владивостоке», «Берег невольников», «Шествие осеней Пятигорска», стихотворения о голоде в Поволжье, о Лермонтове, о 1905 годе и Москве, о Бурлюке и Крученых и др., рождается строка «Русь, ты вся поцелуй на морозе!», продолжается работа над «Досками судьбы» и «Зангези».
Москва. Кончина. Послебытие
После двух с половиной лет, под новый 1922 год, Хлебников возвращается в Москву. Он уже знает, что Маяковский не выполнил обещания и не издал том его произведений, но еще надеется на возвращение оставленных рукописей, однако «другу» - не до этой заботы. В апреле происходит разрыв отношений с былым «гилейцем», становящимся «лефовцем». Будетлянина одолевают приступы малярии, его быт по-прежнему тяжел. Рядом с ним Митурич, семья Исаковых, Спасские, молодежь Вхутемаса. Чтобы собрать силы для поездки в Астрахань, в мае Хлебников отправляется с П. Митуричем (см. МИТУРИЧ Петр Васильевич) отдохнуть в Новгородской глуши. Там недуги берут свое, помощь из Петрограда и Москвы уже не может спасти тяжело умиравшего поэта. Теперь его могилу на Новодевичьем кладбище в Москве отличает массивное изваяние «каменной бабы», воспетой им в 1919 в одноименной поэме.
Н. Я. Мандельштам, как до этого, в первые месяцы 1922, Брики, не один раз подкармливала Хлебникова. Во время этих «обедов» проходили его беседы с ее мужем. Их значение обнаруживается в серии статей Мандельштама 1922-23, его стихотворениях тех же лет и позднее - в «Восьмистишиях», «Стихах о неизвестном солдате» и, что пока является гипотезой, даже в так называемой , где, возможно, в особо «хитрых углах» портрета «отца народов», присутствует и образ Хлебникова - «близнеца» и «отца» автора. Если так, то именно здесь непредсказуемо сошлись вершины акмеизма (см. АКМЕИЗМ) и будетлянства.
ХЛЕБНИКОВ Велимир (Виктор Владимирович) (1885-1922) - русский поэт и прозаик. Родоначальник русского футуризма (группа "будетлян"). Создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916). Реформатор поэтического языка (эксперименты в области словотворчества, зауми, "звездного языка"). Пацифистская поэма о 1-й мировой войне "Война в мышеловке" (1919), монументальные революционные поэмы (1920-22) - "Ладомир", "Ночной обыск", "Зангези", "Ночь перед Советами". Цикл историко-математических статей, посвященных природе времени "Доски судьбы" (1922). Рассказы. Драмы. Оказал воздействие на русский и европейский авангард, в т. ч. в области живописи и музыки.
Хле́бников Велимир (Виктор Владимирович) (1885-1922), писатель. Один из основоположников русского авангарда. С 1910 глава литературной группы футуристов «будетлян». Участник футуристических сборников «Садок судей» (I - 1910, II - 1913), «Пощёчина общественному вкусу» (1912), «Рыкающий Парнас» (1914). Создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916). Реформатор поэтического языка (эксперименты в области словотворчества, зауми, «звёздного языка», обращение к славянскому корнесловию). Пацифистская поэма о 1-й мировой войне «Война в мышеловке» (1919), монументальные революционные поэмы (1920-22) «Ладомир», «Ночной обыск», «Ночь перед Советами». Цикл историко-математических статей, посвященных природе времени («Доски судьбы», 1922), «сверхповесть» «Зангези» (1922). Рассказы. Драмы.
ХЛЕ́БНИКОВ Кир. Тим. (1776-1838) - исследователь Рус. Америки, служащий Рос.-Амер. компании, чл.-корр. Петерб. АН (1837). С 1803 начал службу на Камчатке. В 1816-17 на корабле "Кутузов" (ком. Л. А. Гагамейстер) Х. отправился из СПб. вокруг мыса Горн в Рус. Америку. В 1818 назначен пом. Л. О. Гагамейстера и управляющим Ново-Архангельской конторой. С 1822 по 1832 Х. совершал путешествия в Калифорнию, Перу, Чили, Бразилию, Гватемалу с торговыми и промышл. целями. Посещал о-ва Рус. Америки (Кадьяк, Уналашку, Св. Теория и др.). Знание Рус. Америки, имевшиеся в его распоряжении мат-лы Ново-Архангельской конторы, а также собранные дополнит, во время его путешествий мат-лы отражены в "Записках" Х., которые охватывают как нач. период открытия рус. мореходами и промышленниками Алеутских о-вов и Аляски в 18 в., так и период промысл, освоения этих терр. Содержат богатейшие сведения по истории и экономике, этнографии, многочисл. данные о флоре и фауне, геологии, климате и географии Алеутских о-вов и Аляски ("Русская Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова". Л., 1979). В 1832-33 на воен. транспорте "Америка" прибыл в Кронштадт, в 1834 назначен правителем канцелярии, а с 1835 - одним из дир. Гл. правления Рос.-Амер. компании. Именем Х. назван мыс на Ближних о-вах в Беринговом море.
ХЛЕБНИКОВ Олег Николаевич - ХЛЕ́БНИКОВ Олег Николаевич (р. 1956), русский поэт. В лирике поиски собственного места в жизни, экзистенциальные вопросы, тема города и порождаемых им проблем человеческого общения. Сборники стихов: «Апрель» (1975), «Родники» (1976), «Наедине с людьми» (1977), «Город» (1981), «Письма прохожим» (1982), «Местное время» (1986) и др.
ХЛЕБНИКОВ Олег Николаевич (р. 1956) - русский поэт. В лирике поиски собственного места в жизни, экзистенциальные вопросы, тема города и порождаемых им проблем человеческого общения. Сборники стихов: "Апрель" (1975), "Родники" (1976), "Наедине с людьми" (1977), "Город" (1981), "Письма прохожим" (1982), "Местное время" (1986) и др.
ХЛЕБНИКОВ Пол - ХЛЕБНИКОВ Пол (Paul Khlebnikov, полн. имя Павел Юрьевич) (1963, Нью-Йорк - 9 июля 2004, Москва), американский журналист русского происхождения, главный редактор русского издания журнала «Форбс» (Forbes).
Родился семье потомков эмигрантов из России. Его дед, Сергей Владимирович Хлебников, служил в лейб-гвардии уланском полку, участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. Отец, Юрий Сергеевич, был переводчиком на Нюрнбергском процессе, возглавлял службу переводчиков в ООН. Бабушка по линии матери - правнучка декабриста Ивана Пущина (см. ПУЩИН Иван Иванович); его прадед, контр-адмирал Аркадий Константинович Небольсин, служил старшим офицером на крейсере «Аврора», в марте 1917 убит революционными матросами.
В 1969-1977 учился в частной школе св. Бернарда (St. Bernard`s School) в Нью-Йорке, в 1977-1981 - в колледже Филлипс Экзетер (Phillips Exeter Academy) в Нью-Хемпшире. В 1984 окончил Калифорнийский университет (см. КАЛИФОРНИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) в Беркли по специальности «политология». В 1985 получил степень магистра государственного управления в Лондонской школе экономики (тема диссертации «Кадровая политика КПСС, 1918-1985 годы»). В 1991 там же защитил докторскую диссертацию по теме «Столыпинская аграрная реформа и экономическое развитие России. 1906-1917 годы».
С 1989 работал в журнале «Форбс» корреспондентом, затем старшим редактором. Владея русским, английским, французским, итальянским и немецким языками, писал о крупных промышленных компаниях, таких как Даймлер-Бенц, Фольксваген, Рено, Ксерокс, Алкоа, Самсунг. С 1990-х гг. специализировался на проблемах России и российского бизнеса.
Большой резонанс в политическом мире вызвала опубликованная в 1996 в «Форбс» его статья «Крестный отец Кремля?» (Godfather of the Kremlin?) о Б. А. Березовском (см. БЕРЕЗОВСКИЙ Борис Абрамович). В 2000 в США вышла книга под таким же названием, толчок которой дала статья в «Форбсе» (книга была переведена на несколько языков). В ней Березовский, занимавший тогда пост заместителя секретаря Совета безопасности России, обвинялся в ведении криминального бизнеса. В феврале 1997 Березовский в Лондоне подал на журнал в суд, требуя признать утверждения Хлебникова не соответствующими действительности. Процесс завершился в марте 2003 мировым соглашением. Издание принесло Березовскому извинения, а тот отказался от материальной компенсации.
В 2003 Хлебников опубликовал вторую книгу «Разговор с варваром» (беседы с чеченским боевиком Хожахмедом Нухаевым).
В апреле 2004 Хлебников занял пост главного редактора русской версии «Форбс». 9 июля того же года он был убит в Москве при выходе из редакции. Стрелявших было двое, которые сразу же скрылись с места преступления. Получив четыре пулевых ранения, журналист скончался по дороге в больницу, успев сказать, что не знает, кто в него стрелял. В 2005 российская прокуратура объявила о раскрытии преступления. По ее версии, убийство Хлебникова заказал Нухаев.
Велимир Хлебников.
ХЛЕБНИКОВ Велимир (Виктор Владимирович) (1885 - 1922), русский поэт и прозаик. Родоначальник русского футуризма (группа "будетлян"). Создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916). Реформатор поэтического языка (эксперименты в области словотворчества, зауми, "звёздного языка"). Пацифистская поэма о 1-й мировой войне "Война в мышеловке" (1919), монументальные революционные поэмы (1920 - 22) - "Ладомир", "Ночной обыск", "Зангези", "Ночь перед Советами". Цикл историко-математических статей, посвящены природе времени ("Доски судьбы", 1922). Рассказы. Драмы. Оказал воздействие на русский и европейский авангард, в том числе в области живописи и музыки.