Энциклопедический словарь
Ла́о-Цзы - настоящее имя Ли Эр, автор древнекитайского трактата «Лао-цзы» (древнее название - «Дао дэ цзин», IV-III вв. до н. э.), каноническое сочинение даосизма. Основное понятие - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали.
* * *
ЛАО-ЦЗЫ - ЛА́О-ЦЗЫ (Ли Эр), легендарный автор древнекитайского трактата «Лао-цзы» (древнее название - «Дао дэ цзин», 4-3 вв. до н. э.), канонического сочинения даосизма (см. ДАОСИЗМ). Основное понятие трактата - дао (см. ДАО), которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали.
* * *
ЛА́О-ЦЗЫ, легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма (см. ДАОСИЗМ), фигура загадочная во многих отношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем и означает буквально «старый мудрец» (и даже «старый младенец»), в традиции фигурируют по крайней мере три разных персонажа.
1) Ли Эр (Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся в 604 до н. э. По этой версии, восходящей к главе «Жизнеописание Лао-цзы Хань Фэй-цзы» в «Исторических записках» (Ши цзи) великого историка Сыма Цяня (ок. 145-86 до н. э.), Лао-цзы служил архивистом в чжоуском книгохранилище. Встречался с Конфуцием (см. КОНФУЦИЙ), который был на 55 лет моложе его, причем эта встреча произвела на молодого Конфуция неизгладимое впечатление. К концу своей карьеры разочаровался в современной ему действительности и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай. В пограничной области Ханьгу (территория современной провинции Хэнань) он был остановлен неким «стражем заставы» Инь Си (Гуань Инь-цзы), по просьбе которого написал или надиктовал пять тысяч слов; так возник главный текст даосизма - книга «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Затем он продолжил путь в Индию, где его проповедь привела к возникновению буддизма (см. БУДДИЗМ) (Лао-цзы представляли чуть ли не отцом самого основателя буддизма - Сиддхартхи (см. СИДДХАРТХА) Гаутамы).
2) Лао-цзы был известен под именем Лао-цзюнь как высшее божество даосского пантеона и воплощение дао (см. ДАО). В одном из позднейших сказаний говорится, что он родился в 1358 до н. э. от божественной «Нефритовой девы» (Юйнюй). В честь Лао-цзы был установлен официальный культ: первые жертвы ему были принесены по приказу императора на его родине в 156 до н. э. Позднее в так называемой «народной религии» Лао-цзы (Лао-цзюнь) стал одним из трех высших божеств в пантеоне, составив, наряду с «Нефритовым Императором» (Юйхуань шанди) и «Великим Первоначальным» (Тай ши), популярную фигуру так называемых «Трех Чистых» (Сань цин), которым часто поклонялись как одному божеству.
3) Наконец, именем Лао-цзы должен быть назван и реальный автор (или авторы) философских афоризмов, собранных в книгу «Дао дэ цзин».
Пафос философствования в стиле Лао-цзы - в обличении извращений человеческой природы, вызванных навязываемой индивиду репрессивной культурой, под которой подразумевается прежде всего конфуцианская мораль, и в призывах возвратиться к неким простым и естественным отношениям в условной деревенской идиллии.
Большой энциклопедический словарь
ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр) - легендарный автор древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4-3 вв. до н. э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали.
-----------------------------------
ЛАО-ЦЗЫ - легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях. под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем и означает буквально "старый мудрец" (и даже "старый младенец"), в традиции фигурируют по крайней мере три разных персонажа. 1) Ли Эр (Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся в 604 до н. э. По этой версии, восходящей к главе "Жизнеописание Лао-цзы Хань Фэй-цзы" в "Исторических записках" (Ши цзи) великого историка Сыма Цяня (ок. 145-86 до н.
э.), Лао-цзы служил архивистом в чжоуском книгохранилище. Встречался с Конфуцием, который был на 55 лет моложе его, причем эта встреча произвела на молодого Конфуция неизгладимое впечатление. К концу своей карьеры разочаровался в современной ему действительности и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай. В пограничной области Ханьгу (территория современной провинции Хэнань) он был остановлен неким "стражем заставы" Инь Си (Гуань Инь-цзы), по просьбе которого написал или надиктовал пять тысяч слов; так возник главный текст даосизма - книга "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). Затем он продолжил путь в Индию, где его проповедь привела к возникновению буддизма (Лао-цзы представляли чуть ли не отцом самого основателя буддизма - Сиддхартхи Гаутамы).
2) Лао-цзы был известен под именем Лао-цзюнь как высшее божество даосского пантеона и воплощение дао. В одном из позднейших сказаний говорится, что он родился в 1358 до н. э. от божественной "Нефритовой девы" (Юйнюй). В честь Лао-цзы был установлен официальный культ: первые жертвы ему были принесены по приказу императора на его родине в 156 до н. э. Позднее в так называемой "народной религии" Лао-цзы (Лао-цзюнь) стал одним из трех высших божеств в пантеоне, составив, наряду с "Нефритовым Императором" (Юйхуань шанди) и "Великим Первоначальным" (Тай ши), популярную фигуру так называемых "Трех Чистых" (Сань цин), которым часто поклонялись как одному божеству.
3) Наконец, именем Лао-цзы должен быть назван и реальный автор (или авторы) философских афоризмов, собранных в книгу "Дао дэ цзин". Пафос философствования в стиле Лао-цзы - в обличении извращений человеческой природы, вызванных навязываемой индивиду репрессивной культурой, под которой подразумевается прежде всего конфуцианская мораль, и в призывах возвратиться к неким простым и естественным отношениям в условной деревенской идиллии.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр), автор древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4 - 3 вв. до нашей эры), канонического сочинения даосизма. Основное понятие - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали.
Афоризмы
Лао-Цзы (Lao Tseu) (наст. имя - Ли-Эр) (конец VI - начало V в. до н.э.)
Китайский философ. Лао-цзы в перводе - "старый ребенок". Основатель философской школы даосизма, считается автором трактата "Лао-цзы" ("Дао дэ цзин"), хотя некоторыми исследователями авторство трактата приписывается его ученикам.
Афоризмы, цитаты -
Самые лучшие вожди те, существование которых народ не замечает.
Когда вождь, заслуживающий название самого лучшего, завершает свою работу, люди говорят: "Мы все сделали сами".
Чтобы вести людей за собой, иди за ними.
Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
Кто хочет быть во всем правым, того не слушают.
Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает.
Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков.
Голос истины противен слуху.
Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело - из малых.
Знать много и не выставлять себя знающим есть нравственная высота. Знать мало и выставлять себя знающим есть болезнь. Только понимая эту болезнь, мы можем избавиться от нее.
Причина, по которой реки и моря получают дань от сотни горных потоков, заключается в том, что они находятся ниже последних. Благодаря этому они в состоянии господствовать над всеми горными потоками. Точно так же и мудрец, желающий быть выше людей, ставит себя ниже их.
Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.
Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.
Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства.
Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив.
Умелый полководец не драчлив. Тот, кто умеет сражаться, не дает волю ярости. Тот, кто умеет побеждать врага, не вступает с ним в схватку. Тот, кто умеет использовать других, ставит себя ниже их.
Когда нет врагов, то не бывает войны.
Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
Орфографический словарь
Грамматический словарь
Полезные сервисы