ЦА́РСКОЕ СЕЛО́ - парадная резиденция рос. императоров к югу от С.-Петербурга. Возникла в 1710 как личная усадьба фаворитки Петра I, будущей имп. Екатерины I, дворц.-парк. ансамбль; герб города представляет собой вензель Екатерины I на красном щите под имп. короной.
Имп. Елизавета Петровна, унаследовавшая от матери эту усадьбу, перестроила ее в резиденцию, к-рая должна была уподобиться Петергофу и тем самым приравнять память о Екатерине I к памяти о Петре I. Работы вели архитекторы М. Г. Земцов, А. В. Квасов, С. И. Чевакинский; с 1751 стр-вом руководил обер-архитектор граф В. В. де Растрелли.
Царскосельский ансамбль является высшим достижением растреллиева стиля "елизаветинского барокко", сочетающего грандиозную пышность барокко с уточненным гедонизмом рококо. Среди интерьеров дворца самым впечатляющим является Светлая галерея с огромными окнами и зеркалами в простенках, зрительно дематериализующими стены, с пышным резным золоченым декором, аллегорической скульптурой и огромным плафоном "Триумф России, Победы и Мира" (Дж. Валериани); др. прославленный интерьер дворца - Янтарная комната.
По одну сторону от дворца расположен голландский Старый сад Екатерины I, сменяющийся Дикой рощей - садом со сложным регулярным планом, но нестриженными деревьями и "приютом отшельника" - роскошным павильоном "Эрмитаж". Симметрично им - Новый сад франц. типа, сменявшийся Зверинцем с павильоном "Монбижу" в центре, похожим на Эрмитаж.
При Екатерине II в 1770-х гг. возле елизаветинских садов арх. В. И. Неелов, сад. мастера И. Буш и Т. Ильин создали один из первых в России англ. парков с многочисл. павильонами и памятниками, образующими неск. участков с разной семантикой: англоголландский "готический" павильон "Адмиралтейство" (Неелов, 1772-77) с гравюрами видов парков Англии; "турецкий" участок - Башня-руина с турецкой беседкой (Ю. М. Фельтен, 1771-73) - памятник победы в войне 1768-74, одна из первых "руин" в России; "китайский", с "Китайским театром" (И. В. Неелов, 1777-79, первый в России каменный постоянный театр), "Китайской деревней" (строил Ч. Камерон с 1782); в разных местах парка возведены памятники в античном духе в честь побед в турецкой кампании и в память заслуг фаворитов Г. Г. Орлова и А. Д. Ланского (арх. Ринальди).
В 1780-90-х гг. около дворца построено подобие римских терм с галереей (Ч. Камерон), примыкающее к личным покоям императрицы во флигеле дворца. Поблизости от Терм построены павильон "Концертный зал" с антич. мозаикой "Похищение Европы" и "Руина" из подлинных античных обломков, а в Новом саду - Александровский дворец, самое античное по архитектуре здание в России (все три - Дж. Кваренги). Эти постройки воплотили освоение Россией античной культуры.
При Екатерине II построен также Баболовский дворец (Неелов) для фаворита Екатерины II, героя рус.-тур. войны Г. Потемкина, в "турецко-готическом" стиле, подчеркнуто неправильный в плане, знаменитый своей огромной монолитной ванной в центре главного зала; начато стр-во программного города Софии.
В результате с кон. 18 в. царскосельская резиденция представляла модель мировой культуры, где центральное место принадлежит античности. Мн. постройки Ц. С. являются своеобразными "цитатами" из ушедших культур. Постройки Растрелли в этом контексте получили значение России "готической", России до Просвещения. Восприятие Ц. С. в 19 в. определялось этой моделью, к-рая получила дальнейшее развитие в создании романт. Александровского парка (1810-30-е гг., арх. А. А. Менелас) с павильонами в духе англ. архитектуры от романского периода до Ренессанса и в возведении обширного архит. ансамбля в др.-рус. духе (1895-1917, арх. В. А. Покровский, С. С. Кричинский, В. Н. Максимов, С. Ю. Сидорчук) с соб. Федоровской Божией Матери. Антич., готич. и рус. ансамбли являются крупнейшими худож. манифестами царствований Екатерины II, Николая I и Николая П.
Город Ц. С. возник как придворцовая слобода, в 1808 в него включен г. София, с 1837 Ц. С. связано с С.-Петербургом первой в России железной дорогой. В Ц. С. квартировали Гусарский, Кирасирский и др. привилегированные полки. К нач. 20 в город был весь освещен электричеством (первым в Европе, с 1887), оснащен водопроводом, канализацией с биологической очисткой, мусоросжигательной станцией, автобусным движением. С 1904 Ц. С. стало постоянной имп. резиденцией. После Окт. рев-ции 1917 город переименован в Детское Село, т. к. здесь разместились мн. дет. колонии.
В 1811-43 во флигеле Екатерининского дворца находился Лицей - элитное уч. заведение, подготовлявшее европейски образованных мол. людей к гос. деят-ности. И название уч. заведения, и античный стиль окружающих парковых сооружений способствовали формированию нового для России типа личности, новой ментальности. В культ. сознании лицей связан с именем А. С. Пушкина, учившегося здесь в 1811-17, а впоследствии многократно возвращавшегося в Ц. С. Пространство царскосельск. парков - "сады Лицея", - формируя своей семантикой личность поэта, через его творч. стало важным фактором развития рус. культуры. В свою очередь, эти парки стали восприниматься через поэтич. описания их в творч. Пушкина, что породило в 19 в. особую "царскосельскую поэзию", соединявшую архит. впечатления с ист. воспоминаниями и поэтич. диалогами (И. Ф. Анненский, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова), поэтика Ц. С. парков оказала влияние на формирование поэтич. принципов акмеизма. В творч. О. Э. Мандельштама и Ахматовой взаимодействие арх., истории и поэтич. традиций стало важным фактором всей поэтики ("Поэма без героя").
В совр. культ, восприятии Ц. С. - прежде всего город А. С. Пушкина. Связь Ц. С. с Пушкиным в рус. культуре формировалась в течение 19 в. и усиленно пропагандировалась в сов. время при искусственном вытеснении др. культ, связей. Это отразилось в переименовании в 1937 города в "Пушкин".
В 1941-44 гитлеровскими войсками городу и дворцово-парковому ансамблю был причинен значительный урон, в частности, сгорела половина Екатерининского дворца, исчезла Янтарная комната. Но культ. урон причинили и нек-рые, принятые в ходе реставр. работ, искусственные решения: уничтожение комнат семьи Николая II в Александровском дворце, реконструкция Старого сада на эпоху Елизаветы I. Споры вокруг последнего проекта возродили интерес к садово-парковому искусству, важнейшим проявлением к-рого можно считать семиотическую концепцию парков Д. С. Лихачева.
Лит.: Бенуа А. Н. Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны. СПб., 1910; Анциферов Н. П. Пригороды Ленинграда. М., 1946; Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991; Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1992.
Царское Село. Центральный вход в Екатерининский дворец
Царское Село. Камеронова аллея