мн. разг.
1. Форма, характерная для какой-либо - обычно достаточно известной - спортивной команды.
2. Принадлежность к такой команде.
мн. разг.
1. Форма, характерная для какой-либо - обычно достаточно известной - спортивной команды.
2. Принадлежность к такой команде.
цвет I
окраска, световой тон, способность испускать, поглощать или отражать свет определённого спектра частот
Покрывавшая наши мундиры пыль, смешавшись с водой, образовала тесто и зелёный цвет наших мундиров переменила в серый с крапинками.
Здесь трудно отличить их [цыган] от испанцев, только волосы у них курчавее и цвет кожи желтее, а цыганки, кроме этого, ещё любят преимущественно одеваться в яркие цвета.
Отставной прокурор выслушал его [Инсарова] внимательно, понюхивая табачок из табакерки, …, и искоса посматривая на гостя своими лукавыми, тоже табачного цве́ту, глазками.
Белый считается цветом добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, чистоты. Красный - цвет жизни, силы, энергии. Чёрный - цвет зла, темноты, страдания, несчастья, болезни, смерти. К первым трём присоединяются жёлтый цвет земли (у греков и китайцев), зелёный цвет растительности (у всех народов), синий цвет неба (у китайцев и египтян).
сочетание признаков, дающее представление о внешнем виде поверхности (окраски, раскраски, текстуры, фактуры)
Светло-коричневый фасад с более светлой отделкой в тёплых тонах и входная дверь цве́та натуральной древесины - наиболее удачная цветовая гамма для дома в колониальном стиле.
квантовое число, описывающее разновидности кварков, характеризующее кварки и глюоны и выступающее в качестве заряда в квантовой хромодинамике
В квантовой хромодинамике с «цветом» связан специфический «цветовой заряд», определяющий взаимодействие «цветных» частиц.
цвет , использующийся в национальном (корпоративном) флаге или символе, принадлежащих той или иной стране или организации
После организации команды мастеров под эгидой Всесоюзного спортивного общества «Локомотив» в 1936 году главными цветами команды стали красный и белый.
цвет II
цветки, цветущая часть растений или цветение вообще
Спадает яблонь цвет молочный.
период цветения у растений
Лучше нету того цве́ту, // Когда яблоня цветёт.
к цветок: то же, что цветы
род. п. цве́та или цве́ту, дат. п. цве́ту: то же, что цветок
Кругом ни цве́та, ни травы, // Песок да мох.
Мой любимый цвет завял, что делать? Каждый день поливаю и всё напрасно, помогите пожалуйста!
Подарили два цве́та и кувшинчик.
Возьмёшь один цвет, другой, свяжешь их вместе.
Зелёные листья вяжутся к какому-нибудь цве́ту.
в уст. словосочет. (ты, вы, Вы, он, она, оно) мой цвет радость, отрада, услада, любимый человек
«С этих пор вы за это будете мой цвет!»
Ты мой цвет, украшающий род человеческий, прекрасное творение…
с доп. чего?: лучшая, отборная часть чего-либо или какого-либо сообщества
Узрим средь дикой Палестины // За Божий Гроб святую рать, // Где цвет Европы паладины // Летели в битвах умирать.
Он пел поблеклый жизни цвет // Без малого в осьмнадцать лет.
Вот наш патент на благородство, - // Его вручает нам поэт; // Здесь духа мощного господство, // Здесь утончённой жизни цвет.
В таких-то кварталах, далёких от треволнений деловых центров города, и живёт учёная буржуазия, этот цвет страны, воплощение её лучших духовных, умственных и нравственных сил.
«Цвет России», - думал Листницкий, с острой жалостью оглядывая ряды и голову колонны, ломано изогнувшейся по дороге.
ЦВЕТА // ЦВЕТЫ
ЦВЕТА. Мн. ч. от цвет (в знач. «тон, окраска»).
Цвета: тёмные, светлые, сочные, приглушённые, переливающиеся ~; ~ неба, радуги, картины, полотен [картин].
• Никогда не видела скупая на цвета северная природа такого богатого сочетания красок. М. Шолохов. Тихий Дон.
ЦВЕТЫ. Мн. ч. от цвет (в знач. «цветок»; ед. ч. — прост.).
Цветы: садовые, полевые, белые, весенние, первые, последние, живые, искусственные, пахучие, мелкие, северные, южные ~; ~ на кусте, на клумбе, на лугу, на столе, в вазе.
• Цветы последние милей Роскошных первенцев полей. А.Пушкин. «Цветы последние милей...»
• Поляны, правда, красивые: жирные травы по грудь, а в них цветы, крупные, восковые, красоты небывалой — жаль, непахучие. И.Грекова. Кафедра.
Сравните: яркие цвета — окраски, выделяющиеся интенсивностью тона, цвета; яркие цветы — цветы с отчётливо выраженной окраской.
прил., кол-во синонимов: 7
прил., кол-во синонимов: 7
голубой, бирюзовый, аквамариновый, цвета морской волны, цвета аквамарина, зеленовато-голубой, нежно-голубой
прил., кол-во синонимов: 9
багровый (11)
багряный (15)
вишневый (18)
кармазинный (14)
красный (113)
пурпурный (25)
пурпуровый (10)
темно-красный (19)
червленый (18)
вишневокрасный, багровый, вишневый, пурпурный, багряный, пурпуровый, червленый, красный, темно-красный, кармазинный
Цветовая гамма в разговорной речи принимает следующий вид: если вещь имеет совершенно тусклый непонятный цвет, то о ней скажут - цвета картофельной ботвы; ну а детской неожиданностью молва прозвала понос, отсюда соответствующий цвет - бледно-жёлтый.
Цвета́ кале́ния - цвета свечения металла, нагретого до высоких температур (например, для стали от тёмно-коричневого при 550°C до белого при 1300°C).
* * *
ЦВЕТА КАЛЕНИЯ - ЦВЕТА́ КАЛЕ́НИЯ, цвета свечения металла, нагретого до высоких температур (напр., для стали от темно-коричневого при 550 °С до белого при 1300 °С).
ЦВЕТА КАЛЕНИЯ - цвета свечения металла, нагретого до высоких температур (напр., для стали от темно-коричневого при 550 .С до белого при 1300 .С).
прил., кол-во синонимов: 21
карминный (28)
карминовокрасный (6)
карминовый (28)
коралловый (27)
красный (113)
кроваво-красный (20)
кровавый (44)
кумачевый (18)
кумачный (23)
кумачовый (23)
огневой (37)
огненный (45)
оранжево-красный (24)
пламенный (33)
пунцовый (27)
цвета коралла (21)
цвета крови (21)
цвета огня (21)
цвета пламени (21)
шарлаховый (26)
ярко-красный (34)
прил., кол-во синонимов: 21
карминный (28)
карминовый (28)
коралловый (27)
красный (113)
кроваво-красный (20)
кровавый (44)
кумачевый (18)
кумачный (23)
кумачовый (23)
огневой (37)
огненный (45)
оранжево-красный (24)
пламенный (33)
пунцовый (27)
цвета кармина (21)
цвета крови (21)
цвета огня (21)
цвета пламени (21)
шарлаховый (26)
ярко-красный (34)
прил., кол-во синонимов: 21
карминный (28)
карминовый (28)
коралловый (27)
красный (113)
кроваво-красный (20)
кровавокрасный (4)
кровавый (44)
кумачевый (18)
кумачный (23)
кумачовый (23)
огневой (37)
огненный (45)
оранжево-красный (24)
пламенный (33)
пунцовый (27)
цвета кармина (21)
цвета коралла (21)
цвета огня (21)
цвета пламени (21)
шарлаховый (26)
ярко-красный (34)
прил., кол-во синонимов: 7
аквамариновый (11)
бирюзовый (17)
голубой (89)
нежно-голубой (8)
цвета аквамарина (7)
цвета бирюзы (7)
прил., кол-во синонимов: 9
иссиня-черный (13)
цвета сажи (9)
цвета смолы (10)
цвета угля (11)
черный (138)
черный как ночь (10)
черный как сажа (9)
черный как смоль (11)
черный как уголь (12)
прил., кол-во синонимов: 21
карминный (28)
карминовый (28)
коралловый (27)
красный (113)
кроваво-красный (20)
кровавый (44)
кумачевый (18)
кумачный (23)
кумачовый (23)
огневой (37)
огненно-красный (5)
огненный (45)
оранжево-красный (24)
пламенный (33)
пунцовый (27)
цвета кармина (21)
цвета коралла (21)
цвета крови (21)
цвета пламени (21)
шарлаховый (26)
ярко-красный (34)
цвета кармина, цвета крови, цвета пламени, красный, карминный, кумачный, огневой, кумачевый, огненно-красный, коралловый, пунцовый, ярко-красный, пламенный, шарлаховый, кумачовый, кроваво-красный, огненный, кровавый, оранжево-красный, огненнокрасный, цвета коралла, карминовый
прил., кол-во синонимов: 21
карминный (28)
карминовый (28)
коралловый (27)
красный (113)
кроваво-красный (20)
кровавый (44)
кумачевый (18)
кумачный (23)
кумачовый (23)
огневой (37)
огненный (45)
оранжево-красный (24)
пламеннокрасный (3)
пламенный (33)
пунцовый (27)
цвета кармина (21)
цвета коралла (21)
цвета крови (21)
цвета огня (21)
шарлаховый (26)
ярко-красный (34)
Цвета́ побежа́лости - радужные цвета (соломенный, золотистый, пурпурный, фиолетовый и др.), возникающие на чистой поверхности нагретой стали, а также на поверхности некоторых минералов в результате появления тонкого слоя оксидов.
* * *
ЦВЕТА ПОБЕЖАЛОСТИ - ЦВЕТА́ ПОБЕЖА́ЛОСТИ, радужные цвета (соломенный, золотистый, пурпурный, фиолетовый и др.), возникающие на чистой поверхности нагретой стали, а также на поверхности некоторых минералов в результате появления тонкого слоя оксидов.
ЦВЕТА ПОБЕЖАЛОСТИ - радужные цвета (соломенный, золотистый, пурпурный, фиолетовый и др.), возникающие на чистой поверхности нагретой стали, а также на поверхности некоторых минералов в результате появления тонкого слоя оксидов.
моб.тлф. Цвет подсветки экрана. В некоторых моделях телефонов имеется несколько вариантов подсветки, что позволяет выбрать цвет подсветки экрана по собственному вкусу. Также вы можете присвоить конкретному телефонному номеру определенный цвет подсветки - при активации услуги «определитель номера» аппарат будет выбирать цвет подсветки экрана в зависимости от того, кто вам звонит.
прил., кол-во синонимов: 9
иссиня-черный (13)
цвета ночи (9)
цвета смолы (10)
цвета угля (11)
черный (138)
черный как ночь (10)
черный как сажа (9)
черный как смоль (11)
черный как уголь (12)
прил., кол-во синонимов: 10
иссиня-черный (13)
смоляной (11)
цвета ночи (9)
цвета сажи (9)
цвета угля (11)
черный (138)
черный как ночь (10)
черный как сажа (9)
черный как смоль (11)
черный как уголь (12)
прил., кол-во синонимов: 11
иссиня-черный (13)
угольно-черный (5)
угольный (11)
цвета ночи (9)
цвета сажи (9)
цвета смолы (10)
черный (138)
черный как ночь (10)
черный как сажа (9)
черный как смоль (11)
черный как уголь (12)
угольно-черный, черный как уголь, черный как смоль, черный, угольный, иссиня-черный, цвета смолы, цвета ночи, цвета сажи, черный как сажа, черный как ночь
прил., кол-во синонимов: 9
голубой (89)
лазоревый (13)
лазуревый (10)
лазурный (20)
небесно-голубой (10)
небесно-синий (3)
небесноголубой (3)
небесный (31)
светло-голубой (8)
светло-голубой, голубой, лазурный, небесно-синий, небесно-голубой, небесный, лазоревый, небесноголубой, лазуревый
ЦВЕТАЕВ
Цвет, Цветаев, Цветко (украинский вариант Квитко), Цветков, Цветковский (отсюда Квитковский), Цветнов, Цветов - понятно, что эти фамилии имеют отношение к цвету вообще, к цветам, цветению в частности. Прозвища тут могли дать по самым разным поводам: либо ребенок красив как цветочек аленький, его так и называли; либо, наоборот, страдает, говоря современным языком, от аллергии, и лицо у него «цветет»; или родился в пору, когда яблони были в цвету... Позже в святцы были внесены мужское имя Цветан и женское Цветана, заимствованные из южнославянских языков: в Болгарии и Сербии они и поныне очень популярны. Они тоже послужили основой для формирования «цветных» фамилий: Цветанин, Цветанов.
ЦВЕТАЕВ ЦВЕТКОВ ЦВЕТКОВСКИЙ ЦВЕТОВ
Эти фамилии были излюблены духовенством, так как напоминали о цветении, преуспевании. Часто присваивались семинаристам.(Ф). Фамилия Цветаев могла быть образована от прозвища на -ай: Цветай - процветающий (Э)..
ЦВЕТАЕВ
Цвет, Цветаев, Цветко (украинский вариант Квитко), Цветков, Цветковский (отсюда Квитковский), Цветнов, Цветов - понятно, что эти фамилии имеют отношение к цвету вообще, к цветам, цветению в частности. Прозвища тут могли дать по самым разным поводам: либо ребенок красив как цветочек аленький, его так и называли; либо, наоборот, страдает, говоря современным языком, от аллергии, и лицо у него «цветет»; или родился в пору, когда яблони были в цвету... Позже в святцы были внесены мужское имя Цветан и женское Цветана, заимствованные из южнославянских языков: в Болгарии и Сербии они и поныне очень популярны. Они тоже послужили основой для формирования «цветных» фамилий: Цветанин, Цветанов.
Цвета́ев Вячеслав Дмитриевич (1893-1950), генерал-полковник (1943), Герой Советского Союза (1945). В Великую Отечественную войну командующий рядом армий, заместитель командующего 1-го Белорусского фронта. После войны заместитель главнокомандующего и главнокомандующий Южной группой войск, с 1948 начальник Военной академии им. М. В. Фрунзе.
* * *
ЦВЕТАЕВ Вячеслав Дмитриевич - ЦВЕТА́ЕВ Вячеслав Дмитриевич (1893-1950), генерал-полковник (1943), Герой Советского Союза (1945). В Великую Отечественную войну командовал рядом армий, заместитель командующего 1-м Белорусским фронтом. После войны заместитель главнокомандующего и главнокомандующий Южной группой войск, с 1948 начальник Военной академии им. Фрунзе.
ЦВЕТАЕВ Вячеслав Дмитриевич (1893-1950) - генерал-полковник (1943), Герой Советского Союза (1945). В Великую Отечественную войну командовал рядом армий, заместитель командующего 1-м Белорусским фронтом. После войны заместитель главнокомандующего и главнокомандующий Южной группой войск, с 1948 начальник Военной академии им. Фрунзе.
ЦВЕТА́ЕВ Ив. Вл. (1847-1913) - ученый, деятель культуры. Отец Марины Цветаевой. Филолог, иск-вед: специалист в обл. антич. истории, рим. словесности, заруб. и отеч. изобр. иск-ва. Окончил Петерб. ун-т (1865-70). Автор исследований в обл. классич. филологии, иск-ва, обществ. жизни древнего мира ("Из жизни высших школ Римской империи". М., 1902). Был проф. Варшавского, Киевского, Моск. ун-тов, в последнем с 1889 заведовал каф. теории и истории изящных иск-в. Действ. чл. Имп. АХ (1903), чл.-корр. АН (1904). С 1883 хранитель Румянцевского музея, в 1900-10 его директор. Инициатор, создатель и первый дир. (1911-13) Музея изящных иск-в им. Александра III при Моск. ун-те (ныне Гос. музей изобразит. иск-в им. Пушкина). С 1894 Ц. начал собирать средства на создание этого музея (вклады М. Морозова, Ю. Нечаева-Мальцова и др.). Будучи педагогом, Ц. задумал музей как учебное пособие для студентов, положив в его основу музей слепков (подобно тому, как в 18 в. создавался музей АХ).
Соч.: Путешествия по Италии в 1874 и 1880 гг. М., 1883.
Лит.: История создания музея в переписке профессора И. В. Цветаева с архитектором Р. И. Клейном и других документах (1896-1912): В 2 т. М., 1977; Каган Ю. М. И. В. Цветаев: Жизнь. Деятельность. Личность. М., 1987.
Цвета́ев Иван Владимирович (1847-1913), специалист в области античной истории, эпиграфики и искусства, член-корреспондент Петербургской АН (1904). Создатель и первый директор (1911-13) Музея изящных искусств в Москве (современный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
* * *
ЦВЕТАЕВ Иван Владимирович - ЦВЕТА́ЕВ Иван Владимирович (1847-1913), русский ученый, специалист в области античной истории, эпиграфики и искусства, член-корреспондент Петербургской АН (1904). Создатель и первый директор (1911-13) Музея изящных искусств в Москве (современный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (см. МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ им. А.С. Пушкина)).
ЦВЕТАЕВ Иван Владимирович (1847-1913) - русский ученый, специалист в области античной истории, эпиграфики и искусства, член-корреспондент Петербургской АН (1904). Создатель и первый директор (1911-13) Музея изящных искусств в Москве (современный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Цвета́ев Лев Алексеевич (1777-1835), юрист, профессор Московского университета (с 1805), специалист по гражданскому, международному, уголовному праву. Основной труд - «Краткая теория законов» (1810).
* * *
ЦВЕТАЕВ Лев Алексеевич - ЦВЕТА́ЕВ Лев Алексеевич (1777-1835), русский юрист, профессор Московского университета (с 1805), специалист по гражданскому, международному, уголовному праву. Основной труд - «Краткая теория законов» (1810).
ЦВЕТАЕВ Лев Алексеевич (1777-1835) - русский юрист, профессор Московского университета (с 1805), специалист по гражданскому, международному, уголовному праву. Основной труд - "Краткая теория законов" (1810).
- Российская писательница, автор книг «Версты», «Ремесло».
- Российская писательница, автор поэм «Молодец», «Чародей».
- Российская писательница, автор поэм «Егорушка», «Крысолов».
- В прихожей её мемориального дома-музея в Елабуге висит чёрная роза из кованого железа - символ бесконечной скорби.
- В рассказе «Мать и музыка» она вспоминала как уже с 5 лет училась играть на рояле, высиживая на мученическом табурете по 2 часа в день.
- Учительница из пьесы Максима Горького «Мещане».
- Русская поэтесса, автор цикла стихотворений «Лебединый стан».
- Российская актриса, исполнившая роль Кати в телесериале «Грозовые ворота».
ЦВЕТА́ЕВА Анаст. Ив. (1894-1993) - исательница, дочь И. В. Цветаева, младшая сестра М. И. Цветаевой. Получила домашнее образование, вместе с сестрой посещала муз. уч-ще Зограф-Плаксиной в Москве. В сов. время 17 лет (1937-54) провела в лагерях и ссылке. Осн. тема творчества Ц. - обстановка, в к-рой жили и формировались она и ее старшая сестра ("Королевские размышления", 1914; "Дым, дыми дым", 1916; "Воспоминания", 1971). Повесть Ц. "Московский звонарь" (1927-76) посвящена композитору и колокольному мастеру К. К. Сараджеву. О своей жизни в годы репрессий Ц. рассказала в кн. "Старость и молодость" (1967) и "Моя Сибирь" (1976). Автор ром. "Amor" (1988) и кн. рассказов о животных для детей "Непостижимые" (1992). Занималась пер., гл. обр. франц. писателей (А. Франс и др.) Последние годы жизни Ц. прошли в постоянных заботах об увековечении памяти М. И. Цветаевой.
Цвета́ева Анастасия Ивановна (1894-1993), русская писательница. Дочь И. В. Цветаева, сестра М. И. Цветаевой. Книга «Воспоминания» (1971; полн. изд. - 1995) воссоздаёт культурную атмосферу начала XX в. Мемуарная книга «Неисчерпаемое» (1992) - литературные портреты деятелей искусства. Пафос приятия жизни в автобиографических повестях («Моя Сибирь», 1988, о быте репрессированных), рассказах. Книги лирической прозы: «Королевские размышления. 1914 год» (1915), повесть «Дым, дым и дым» (1916), сборник рассказов о животных «Непостижимые» (1992).
* * *
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна - ЦВЕТА́ЕВА Анастасия Ивановна (1894-1993), русская писательница. Дочь И. В. Цветаева, сестра М. И. Цветаевой. Мемуары (в т. ч. книга «Воспоминания», 1971) воссоздают культурную атмосферу нач. 20 в. Пафос приятия жизни в автобиографической повести («Моя Сибирь», 1988, о быте репрессированных), рассказах. Книги лирической прозы: «Королевские размышления, 1914 год» (1915), «Дым, дым, и дым» (1916).
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна (1894-1993) - русская писательница. Дочь И. В. Цветаева, сестра М. И. Цветаевой. Мемуары (в т. ч. книга "Воспоминания", 1971) воссоздают культурную атмосферу нач. 20 в. Пафос приятия жизни в автобиографической повести ("Моя Сибирь", 1988, о быте репрессированных), рассказах. Книги лирической прозы: "Королевские размышления, 1914 год" (1915), "Дым, дым, и дым" (1916).
ЦВЕТА́ЕВА Марина Ив. (1892-1941) - поэт, дочь И. В. Цветаева. Училась в муз. школе Зограф-Плаксиной, затем в 4-й г-зии, в 1902 с больной матерью и мл. сестрой уехала за границу, училась в интернатах Швейцарии и Германии. Летом 1906 вернулась в Россию, гимназич. образование закончила в Москве. Писать стихи Ц. Начала в раннем детстве. В 1910, еще в гимназии, издала первую кн. "Вечерний альбом", на к-рую откликнулись М. Волошин, Н. Гумилев. В 1911 в Коктебеле познакомилась с С. Я. Эфроном, за к-рого в 1912 вышла замуж. Вторая кн. "Волшебный фонарь" также насыщена реалиями ранних лет Ц. и свидетельствует об интенсивности ее духовной жизни, страстном увлечении нем. романтиками, Э. Ростаном, К. Бальмонтом, В. Брюсовым, дневником М. Башкирцевой и др. В 1912-22 появляются лишь неск. публикаций в ж. "Северные записки", однако именно в эти годы Ц. вступает в пору духовной и поэтич. зрелости. Стихи этих лет составили два выпуска - сб. "Версты" (вып. 1. М., Госиздат, 1922) и сб. стихов 1917-20 (М., Костры, 1921). В первый сб. "Версты" вошли циклы: "Стихи о Москве", "Стихи к Блоку", "Стихи к Ахматовой" и др. Ц. создает образ "своей Москвы", "нерукотворного града" с церквами, колокольным звоном, др. святынями. Второй вып. был замечен В. Брюсовым; высоко оценил его Вс. Рождественский, отметив у Ц. качество "огневой стихии слова", вдохновенное мифотворчество. В 1920-е гг. Ц. создает поэмы-сказки на фолькл. основе: "Царь-Девица", "Молодец", "Егорушка" (не завершена), "Переулочки". Весной 1922 Ц. с дочерью уехала в Берлин к мужу, офицеру Белой армии, затем в Чехию, в 1925 переехала в Париж. Печатала стихи в ж. "Воля России", "Современные записки" и др. Опубликовала кн.: "Стихи к Блоку" (1922), "Разлука" (1922), "Психея. Романтика" (1923). Восприятие событий рев-ции и гражд. войны отразилось в кн. "Лебединый стан" (впервые: Мюнхен, 1957) и "Ремесло" (Берлин, 1923). Трагедия России переживается Ц. сквозь призму истории (Смутное время, татарское иго), Белое движение воспето как святой подвиг (циклы "Разлука", "Георгий" и др., обращенные к С. Я. Эфрону). Последняя прижизненная кн. Ц. "После России. 1922-1925" (Париж, 1928) была высоко оценена рус. заруб. критикой (Г. Адамович, В. Ходасевич и др.). В поэзии Ц. постепенно усиливается ощущение трагического разлада с жизнью, несовместимости духовного и земного. Романтич. максимализм, безмерность и безоглядность чувств вступают в конфликт с "миром мер", что выразилось не только в лирике, но и в поэмах, к-рые с сер. 1920-х гг. почти полностью вытесняют лирику: "Поэма Горы" и "Поэма Конца" (1924), "Крысолов" (1925), "Поэма Лестницы" (1926). Поэмы "С Моря" и "Попытка комнаты" (1926), "Новогоднее" и "Поэма Воздуха" (1927) обращены к Б. Пастернаку и Р. М. Рильке и тесно связаны с интенсивной перепиской Ц., Пастернака и Рильке в 1926. В 1929 Ц. написала "поэму гражданской войны" "Перекоп", с кон. 1920-х гг. работала над "Поэмой о Царской семье" (не завершена). Еще в России в 1917-18 Ц. пережила сильное увлечение т-ром; к этому времени относится ее дружба с ученицей Е. Б. Вахтангова С. Е. Голлидэй - ей посвящен цикл "Стихи о Сонечке" (1919) и "Повесть о Сонечке" (1937). В 1918-19 Ц. написала шесть романт. пьес ("Фортуна", "Приключение" и др.). Позднее были написаны две стихотв. трагедии на любимые Ц. античные сюжеты: "Ариадна" (1924) и "Федра" (1927). В 1930-е гг. Ц. в основном работает над прозой: очерки, связанные с памятью детства ("Отец и его музей", "Дом у Старого Пимена", "Мать и музыка" и др.); эссе о поэтах-совр. (О. Мандельштаме - "История одного посвящения", М. Волошине - "Живое о живом", А. Белом - "Пленный дух", К. Бальмонте - "Слово о Бальмонте", М. Кузмине - "Нездешний вечер"); два очерка о Пушкине ("Мой Пушкин" и "Пушкин и Пугачев"); о совр. поэтах и о поэзии ("Эпос и лирика современной России", "Искусство при свете совести" и др.). Во 2-й пол. 1930-х гг. Ц. все более испытывает одиночество в среде рус. эмиграции, свою чуждость какому бы то ни было "стану" ("Двух станов не боец, а - если гость случайный..."). На захват фашист. Германией Чехии Ц. откликнулась "Стихами к Чехии". В июне 1939 Ц. с сыном уезжает в сов. Россию, куда ранее уже уехали С. Я. и А. С. Эфроны. Вскоре после возвращения переживает аресты дочери и мужа, испытывает тяжелую материальную нужду, бездомность. Занимается в основном пер., ставшими единств. источником заработка. Оказавшись в эвакуации в Елабуге, в состоянии одиночества и крайней безысходности, 31 авг. 1941 покончила с собой. Подготовленная Ц. к печати в кон. 1940 кн. стихов не вышла. С творчеством Ц. отеч. читатель начал знакомиться с нач. 1960-х гг.
М. И. Цветаева
Цвета́ева Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева, сестра А. И. Цветаевой. В 1922-39 в эмиграции (в основном Прага, Париж). В сборниках стихотворений «Вёрсты» (1921), «Ремесло» (1923), «После России 1922-25» (1928) - неизбывность трагического конфликта поэта с миром, ценности, нормы и условности которого бескомпромиссно отвергаются. В стихах, в «Поэме Горы» и «Поэме Конца» (обе 1926) - мотивы самоотдачи и безоглядности чувства, внутреннего постоянства, разлуки (разрыва) и несовместимости «равных». Цветаева утверждает «безмерность» личности и души, превышающей возможность реального, «земного» воплощения, в том числе в стихах о судьбе и миссии поэта (циклы «Психея», 1918, «Поэт», 1923, «Стол», 1933). Книга стихов «Лебединый стан» (1917-20; опубликована в России в 1990) - плач о России (гибель царского дома, Белой гвардии), насыщенный евангельскими образами. В своём романтическом максимализме Цветаева тяготеет к безостаточной символизации собственной судьбы, пересозданию «прозы жизни», стремясь наделить эстетически и духовно значимым смыслом каждый её момент. Цветаева широко обращается к архетипам, образам и сюжетам из различных эпох и культурных пластов: в поэмах-сказках «Царь-Девица» (1922), «Мо́лодец» (1924), лирической сатире «Крысолов» (1925) и особенно в ранних («Феникс», 1924) и «классических» («Ариадна», 1927, «Федра», 1928, - об иррациональности страсти) драмах. Эмоциональную, на «голосовом пределе» лирику Цветаевой отличают интонационно-ритмическая экспрессивность стиха, смелая метафоричность, сложная и богатая поэтическая инструментовка. Эссеистская проза: «Искусство при свете совести» (1931-33), «Мой Пушкин» (1937), статьи об А. Белом, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке, В. В. Маяковском и др. Вернулась на родину в 1939; находясь в эвакуации в Елабуге, покончила жизнь самоубийством.
* * *
ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна - ЦВЕТА́ЕВА Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники «Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Конца», обе - 1926). Трагедии («Федра», 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза («Мой Пушкин», 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.). В 1922-39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.
* * *
ЦВЕТА́ЕВА Марина Ивановна [26 сентября (8 октября)1892, Москва - 31 августа 1941, Елабуга, ныне Татарстан], русская поэтесса.
«Московское детство»
Родилась в московской профессорской семье: отец - И. В. Цветаев (см. ЦВЕТАЕВ Иван Владимирович), мать - М. А. Мейн (умерла в 1906), пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна, дед сводных сестры и брата - историк Д. И. Иловайский (см. ИЛОВАЙСКИЙ Дмитрий Иванович). В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.
Становление поэта
Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Не менее существенное воздействие оказали поэтический и художественный мир дома М. А. Волошина в Крыму (Цветаева гостила в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917).
В двух первых книгах стихов «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912) и поэме «Чародей» (1914) тщательным описанием домашнего быта (детской, «залы», зеркал и портретов), прогулок на бульваре, чтения, занятий музыкой , отношений с матерью и сестрой имитируется дневник гимназистки (исповедальность, дневниковая направленность акцентируется посвящением «Вечернего альбома» памяти Марии Башкирцевой (см. БАШКИРЦЕВА Мария Константиновна)), которая в этой атмосфере «детской» сентиментальной сказки взрослеет и приобщается к поэтическому. В поэме «На красном коне» (1921) история становления поэта обретает формы романтической сказочной баллады.
Поэтический мир и миф
В следующих книгах «Версты» (1921-22) и «Ремесло» (1923), обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам А. А. Блоку, А. А. Ахматовой, С. Парнок (см. ПАРНОК София Яковлевна), посвященных историческим лицам или литературным героям - Марине Мнишек, Дон Жуану и др., - романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Цветаева, до определенной степени идентифицируя себя со своими героями, наделяет их возможностью жизни за пределами реальных пространств и времен, трагизм их земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви, поэзии.
«После России»
Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 - Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов «После России 1922-1925», 1928; «Поэма горы», «Поэма конца», обе 1926; лирическая сатира «Крысолов», 1925-26; трагедии на античные сюжеты «Ариадна», 1927, опубликована под названием «Тезей», и «Федра», 1928; последний поэтический цикл «Стихи к Чехии», 1938-39, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.
Особенности поэтического языка
Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие (в т. ч. использование раешного стиха (см. РАЕШНЫЙ СТИХ), ритмического рисунка частушки (см. ЧАСТУШКА); фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках «Царь-девица», 1922, «Молодец», 1924), стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности), необычный синтаксис (уплотненная ткань стиха изобилует знаком «тире», часто заменяющим опускаемые слова), ломка традиционной метрики (смешение классических стоп внутри одной строки), эксперименты над звуком (в т. ч. постоянное обыгрывание паронимических созвучий (см. Паронимы (см. ПАРОНИМЫ)), превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый) и др.
Проза
В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания (в новаторской поэтической технике Цветаевой усматривали самоцель), успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве 1930-х гг. («Эмиграция делает меня прозаиком...»). «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о М. А. Волошине («Живое о живом», 1933), М. А. Кузмине («Нездешний ветер», 1936), А. Белом («Пленный дух», 1934) и др., соединяя черты художественной мемуаристики, лирической прозы и философской эссеистики, воссоздают духовную биографию Цветаевой. К прозе примыкают письма поэтессы к Б. Л. Пастернаку (1922-36) и Р. М. Рильке (1926) - своего рода эпистолярный роман.
Конец пути
В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей; покончила жизнь самоубийством.
ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941) - русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники "Версты", 1921, "Ремесло", 1923, "После России", 1928; сатирическая поэма "Крысолов", 1925, "Поэма Конца", обе - 1926). Трагедии ("Федра", 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза ("Мой Пушкин", 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.). В 1922-39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.
ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Родилась 26 сентября 1892 в Москве. Ее первый стихотворный сборник Вечерний альбом (1910) воскрешал детские воспоминания, домашнюю обстановку, напоминал об утрате любимой матери. Ранние стихи привлекли к ней внимание критики, в частности М.А.Волошина, в доме которого в Крыму она встретила своего будущего мужа - С.Я.Эфрона. В юности на Цветаеву оказали огромное влияние поэты-символисты, особенно А.А.Блок; в следующем сборнике Волшебный фонарь ему был посвящен стихотворный цикл. В 1916 Цветаева сдружилась с поэтом О.Э.Мандельштамом. Октябрьский переворот 1917 Цветаевой был чужд; Эфрон присоединился к антибольшевистской Белой армии, офицерам которой посвящен стихотворный сборник Лебединый стан, не публиковавшийся при жизни поэтессы. Лучшие стихотворные произведения Цветаевой были написаны в Праге, куда она последовала за мужем в 1922. В 1925 семья переехала в Париж. В 1930-е годы Цветаева написала великолепные прозаические мемуары, в том числе Мой Пушкин и Мать и музыка. После разоблачения Эфрона как агента НКВД он вернулся в Советский Союз. Цветаева последовала за ним в 1939. Дочь ее была осуждена на пятнадцать лет лагерей, Эфрона расстреляли. Во время наступления гитлеровских войск Цветаева вместе с сыном была эвакуирована в Елабугу (Республика Татарстан). Цветаева покончила с собой в Елабуге 31 августа 1941.
ЛИТЕРАТУРА
Саакянц А.А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М., 1987 Цветаева М.И. Собрание стихотворений, поэм и драматических произведений, тт. 1-3. М., 1990-1993 Белкина М. Скрещение судеб, изд. 2-е, доп. М., 1992 Миркина З. "Огонь и пепел": Духовный путь Марины Цветаевой. М., 1993 Цветаева М.И. Собрание сочинений, тт. 1-7. М., 1994-1997 Саакянц А.А. "Все понять и за всех пережить". М., 1995 Бродский И. Бродский о Цветаевой. Диалог с Волковым. Эссе о Цветаевой. М., 1997
Марина Ивановна Цветаева.
ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892 - 1941), русская поэтесса. Романтический максимализм, напряженная эмоциональность, мотивы одиночества, трагической обреченности любви, сознание собственной избранности (сборник "Версты", 1921, "Ремесло", 1923, "После России", 1928; сатирическая поэма "Крысолов", 1925; "Поэма Горы", "Поэма Конца", обе 1926). Трагедии ("Федра", 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза ("Мой Пушкин", 1937; воспоминания об А. Белом, В.Я. Брюсове, М.А. Волошине, Б.Л. Пастернаке и других). В 1922 - 39 в эмиграции. Вернувшись на родину, в эвакуации покончила жизнь самоубийством.