Толковый словарь
I м.
1. Вид искусства, включающий в себя выступления акробатов, эквилибристов, жонглёров, клоунов, дрессированных животных и т.п.
2. разг.
Цирковое представление.
3. перен. разг.
Комическая ситуация, смешное событие.
II м.
1. Помещение с амфитеатром для зрителей и ареной для представления цирковых артистов.
2. Учреждение, устраивающее такие представления.
III м.
Место конных состязаний и соревнований колесниц, боёв гладиаторов, кулачных боёв и т.п., представляющее собою круглую арену, вокруг которой возвышались уступами места для зрителей (в Древнем Риме).
IV м.
Естественное чашеобразное углубление; кар (обычно в гребневой части гор).
ЦИРК - сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? ци́рка, чему? ци́рку, (вижу) что? ци́рк, чем? ци́рком, о чём? о ци́рке; мн. что? ци́рки, (нет) чего? ци́рков, чему? ци́ркам, (вижу) что? ци́рки, чем? ци́рками, о чём? о ци́рках
1. В Древнем Риме цирком называлось архитектурное сооружение круглой формы, которое предназначалось для состязаний колесниц, боёв гладиаторов и других зрелищ.
2. Цирком называется зрелищное предприятие, которое устраивает представления с участием акробатов, жонглёров, дрессировщиков и т. п.
Летний, передвижной цирк. | Цирк братьев Никитиных. | Цирк-шапито. | Директор, артист цирка. | В маленький городок приехал цирк, и дети побежали к своим родителям и стали просить, чтобы их сводили туда.
3. Цирком называется зрительный зал круглой формы с куполом и ареной, в котором происходят представления, а также здание, помещение, где находится такой зал.
Старый цирк. | Смотреть представление в цирке. | Построить цирк. | Работать под куполом цирка. | В цирке около двух тысяч мест.
4. Цирком называется жанр спортивно-театрального искусства, который включает акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных и т. п.
Цирк на льду. | Водный цирк.
5. В горах цирком называется естественное углубление округлой формы в привершинной части возвышенности.
Горный цирк. | Ледниковый цирк. | Глухой цирк. | Спускаться в цирк. | Озеро на дне цирка.
6. Лунным цирком называется кольцеобразная гора, характерная для рельефа Луны.
7. Если вы говорите, что кто-то устраивает цирк, то это означает, что этот человек смешит, развлекает кого-то, дурачится.
8. Цирком называют что-то неожиданно бессмысленное, нелепое, но забавное.
Ну и фильм мы посмотрели! Цирк, да и только!
цирка́ч сущ., м.
цирка́чка сущ., ж.
цирково́й прил.
Цирковое искусство. | Цирковой акробат.
Толковый словарь Ушакова
ЦИРК, цирка, муж. (лат. circus, букв. круг).
1. Помещение с амфитеатром для зрителей и ареной, где происходят представления гимнастические, акробатические, клоунские и с участием дрессированных животных.
2. только ед. Совокупность зрелищных жанров, демонстрируемых на арене.
3. Круглая горная котловина, где образуется ледник (геол.).
Толковый словарь Ожегова
ЦИРК, -а, муж.
1. Вид искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников, музыкальных эксцентриков. Традиции русского цирка.
2. Зрелищное предприятие, помещение, где даются представления с участием таких артистов. На арене цирка. Передвижной ц. Пойти в ц.
3. перен. Смешное событие, комическая ситуация, сценка, кино (в 4 знач.) (прост.).
| прил. цирковой, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Цирковое искусство. Ц. артист.
Популярный словарь
Цирк
-а, м.
1) В Древнем Риме: эллипсовидная арена с трибунами, на которой проводились соревнования колесниц, а в перерывах выступали акробаты, эквилибристы, дрессировщики, комики и др.
Большой цирк Рима вмещал 50 тысяч зрителей.
2) только ед. Совокупность видов цирковых искусств.
Любить цирк.
Артисты цирка.
3) Помещение с ареной (манежем), где даются цирковые представления.
Побывать в цирке.
На арене цирка.
Цирк - не парк, куда вы входите грустить и отдыхать. В цирке надо не высиживать, а падать и взлетать... (Окуджава).
Родственные слова:
цирка́ч разг., цирка́чка разг., цирка́чество разг., цирково́й
Этимология:
От латинского circus ‘круг’, ‘цирк’. В русском непосредственно из латинского или из западноевропейских языков (нем. Zirkus, фр. cirque, ит. circo). Употребляется с начала XIX в.
Энциклопедический комментарий:
Цирк как вид искусства включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм, дрессировку животных и т. д. Истоки возникновения цирка уходят в далекое прошлое. Он сложился на основе народных празднеств, спортивных (конных) состязаний, деятельности школ верховой езды и т. п. Выступления акробатов, жонглеров, дрессировщиков, комиков были известны еще в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии.
Словарь существительных
ЦИРК1́, -а, м
Вид театрального искусства, произведение которого - представление - включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм, дрессировку и т. п.
Цирк - один из самых популярных видов искусства в России.
ЦИРК2́, -а, м
Помещение с ареной в центре и местами для зрителей, расположенными кругом, предназначенное для выступления артистов (клоунов, иллюзионистов, дрессировщиков и т.д.), для представлений с их участием.
… Люди рассматривали противоположные стороны огромного цирка. Над ареной, блистая, реяла воздушная пустота, сомкнутая высоко вверху куполом… (А. Грин).
Энциклопедический словарь
ЦИ́РК -а; м. [лат. circus]
1. В древнем Риме: место для конных состязаний и состязаний колесниц, для боёв гладиаторов и других зрелищ. Гладиаторский бой в цирке.
2. Учреждение, зрелищное предприятие, устраивающее представления с участием акробатов, жонглёров, дрессировщиков и т.п. Директор цирка. Работать в цирке. // Помещение с амфитеатром для зрителей и ареной, где происходят такие представления. Арена цирка. Смотреть представление в цирке. Построить ц. Работать под куполом цирка.
3. Вид театрального искусства, включающий акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных и т.п. Увлечься цирком. Любить ц. Артист цирка. // Театральное представление такого вида искусств. Смотреть ц. Детям понравился ц.
4. Естественное чашеобразное углубление в привершинной части горы (обычно со скалистыми или покрытыми льдом, снегом стенами). Горный ц. Ледниковый ц. Спускаться в ц. Озеро на дне цирка.
5. Своеобразная кольцевая гора, характерная для рельефа Луны. Лунный ц. Исследование цирков Луны.
6. Разг. О каком-л. нелепом, смешном событии, факте, вызвавшем у говорящего удивление своей несуразностью. Не работа, а ц. какой-то. Кто-л. стал устраивать ц. Прекратите сейчас же этот ц.
◁ Цирково́й, -а́я, -о́е (кроме 6 зн.). Ц-ая арена. Ц. артист, клоун. Ц-ое училище. Ц. костюм. Ц-ое представление. Ц-ое озеро. Ц-ая возвышенность. Цирк, в зн. межд. Разг. Выражает удивление, недоумение при обнаружении чего-л. нелепого, несуразного и т.п. Ну и фильм мы посмотрели! цирк.!
* * *
цирк (от лат. circus, буквально - круг), 1) вид искусства. Включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм и др.
2) Здание с ареной (манежем), где даются цирковые представления.
* * *
ЦИРК - ЦИРК (от лат. circus, букв. - круг),
1) вид искусства. Включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм и др.
2) Здание с ареной (манежем), где даются цирковые представления.
Большой энциклопедический словарь
ЦИРК (от лат. circus - букв. - круг),..1) вид искусства. Включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм и др
2)] Здание с ареной (манежем), где даются цирковые представления.
Академический словарь
-а, м.
1. ист.
Место для конных состязаний и состязаний колесниц, для боев гладиаторов и других зрелищ в древнем Риме.
2. Учреждение, зрелищное предприятие, устраивающее представления с участием акробатов, жонглеров, дрессировщиков и т. п.
Директор цирка. Работать в цирке.
◊
На площади Карусель продолжалась ярмарка пряников. Клоуны бродячих цирков визжали и кувыркались, зазывая посетителей. Павленко, Баррикады.
||
Помещение с амфитеатром для зрителей и ареной, где происходят такие представления.
Тогда еще Крутиков не строил большого каменного цирка, а имел собственный частный манеж, где и показывал знакомым своих прекрасно выезженных лошадей. Куприн, Ольга Сур.
3. Вид театрального искусства, включающий акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных и т. п.
Я всегда любила цирк. В нем меня особенно привлекала скрытая от зрителей постоянная напряженная тренировка артистов, без которой немыслимы достижения цирка. Мичурина-Самойлова, Шестьдесят лет в искусстве.
4. Котловина в горах в виде амфитеатра, замыкающая верхний конец ледниковой долины.
||
Естественное чашеобразное углубление в привершинной части горы.
||
Своеобразная кольцевая гора, характерная для рельефа Луны.
[лат. circus]
Энциклопедия Кольера
ЦИРК (лат. circulus, "круг"),
в общепринятом значении - происходящее на круглой арене развлекательное зрелище с конными и акробатическими номерами; в буквальном - сама арена или любая другая площадка, где происходят подобного рода зрелища.
РИМСКИЙ ЦИРК
Цирк занимал значительное место в римской цивилизации, привлекая большое количество людей главным образом гонками колесниц и конными ристалищами. Гладиаторские бои и травля диких зверей также регулярно проходили в цирках, пока в ранние времена Империи для этого не были построены специальные амфитеатры. Цирковые игрища начали устраивать еще в глубокой древности в связи с традиционными сакральными церемониями или "играми", как мартовские празднества в честь Марса, Консуалии в августе и декабре и самые древние сентябрьские Римские игры, а также во время празднования различных военных триумфов. В те времена немногие зрелища могли соперничать в популярности с цирковыми, о чем свидетельствуют и античные авторы, и знаменитое "хлеба и зрелищ" (в латинском оригинале - "хлеба и цирков"), и огромное количество мест в больших античных цирках. В плане римский цирк напоминал удлиненную букву U, открытый конец которой закрывали расположенные по слегка закругленной линии загоны, где снаряженные колесницы ожидали сигнала к началу гонок. Полукружье с противоположной стороны было прорезано большими украшенными воротами, через которые проходили разного рода процессии. Покрытый песком скаковой круг (арена) был разделен пополам низкой закругленной стеной. Вокруг арены располагалось возвышение (подиум), с которого наиболее знатная часть публики наблюдала за происходящим, сидя на специальных трибунах или в ложах. За подиумом ступенями поднимались ряды сидений, окружая всю арену, за исключением того конца, где находились загоны. Коробку цирка поддерживали аркады, иногда в несколько этажей, через них зрители проходили к своим местам. Древнейшим и самым знаменитым из римских цирков был Большой цирк (Circus Maximus), по образцу которого строились все другие. Он располагался в длинной узкой долине между Палатинским и Авентинским холмами и в законченном виде достигал около 600 м в длину и чуть меньше 100 м в ширину. Разделительная стена арены длиной около 350 м находилась над закрытым сверху ручьем, который протекал по долине и впадал в Тибр. Хотя конские ристалища проводились на месте Большого цирка еще со времен Ромула, возведение в 329 до н.э. деревянных загонов свидетельствует о появлении его постоянных строений. Следующей постройкой была разделительная стена. На ней располагались статуи и семь деревянных яиц, впоследствии замененные мраморными. Они служили для указания количества кругов, пройденных в ходе состязания. Свой окончательный вид Большой цирк приобрел при Юлии Цезаре и Августе. Именно тогда Дионисий Галикарнасский описал его в 7 г. до н.э. как одно из чудес Рима. Между ареной и зрительскими местами для защиты от диких зверей был вырыт ров шириной 3 м и столько же глубиной. Места для зрителей делились на три секции: в нижней они были каменными, в двух верхних - деревянными. Загоны не имели крыши, и выход из них закрывался препятствием из канатов, которое можно было одновременно для всех состязающихся бросать на землю, открывая выход на арену. По наружному периметру цирка в одноэтажной аркаде, через которую проходили зрители на свои места, располагались лавки мелких торговцев. Август выстроил на палатинской стороне арены императорскую ложу и поставил на разделительную стену обелиск из Гелиополиса. Он выделил также специальные места для сенаторов и членов сословия всадников. Клавдий заменил деревянные загоны мраморными, а деревянные конические столбы, стоящие по концам разделительной стены и отмечающие место поворота, - бронзовыми с позолотой. Нерон приказал засыпать ров, выкопанный при Цезаре, и тем самым увеличить площадь арены. Домициан увеличил количество загонов c восьми до двенадцати. В результате перестроек после многочисленных пожаров цирк постепенно увеличивался в размерах и все более украшался. Наибольшее расширение произошло при императоре Траяне, а украшение - при Константине и Констанции. О вместимости Большого цирка в античных источниках приводятся самые разные данные. Во времена поздней Империи считалось, что там может разместиться от 150 до 385 тысяч человек. Игры и состязания проходили в Большом цирке регулярно до самого конца 6 в. В последний раз их проводил Тотила в 539, когда цирковые постройки уже начали разбирать на строительный камень. Это продолжалось на протяжении всех Средних веков, пока, наконец, к началу 16 в. все не было окончательно разрушено. Раскопки, проводившиесая в конце 1930-х годов, дали минимальные результаты. В Риме были и другие цирки, например цирк Фламиния на Марсовом поле, ныне сильно разрушенный, или цирк, построенный Нероном в садах его матери Агриппины, неподалеку от Ватикана. Частично на его фундаменте возведен собор св. Петра. Из всех античных цирков лучше всего сохранился цирк Максенция в окрестностях Рима неподалеку от Аппиевой дороги и рядом с гробницей Цецилия Метелла. Гонки двухколесных колесниц (как правило, по две или по четыре лошади в упряжке) состояли из семи кругов по арене. Сигнал к началу подавал белым флагом специальный служитель, располагавшийся на помосте над загонами. Лошадей и колесничих поставляли по контракту с устроителем игр ассоциации коннозаводчиков. Это были большие предприятия, державшие крупные конные заводы и школы по подготовке колесничих, а также предоставлявшие разные услуги, связанные с состязаниями. На протяжении всего периода Империи было всего четыре таких конных завода, причем каждый имел свои цвета, под которыми соревновались его колесницы. У каждого были свои преданные поклонники, стычки между которыми иногда заканчивались кровопролитием.
СОВРЕМЕННЫЙ ЦИРК В США
Первый цирк в Америке появился благодаря Д. Б. Риккетсу, знаменитому английскому наезднику. С 1792 он выступал в Филадельфии, где в 1793 и 1797 представления его труппы посетил Дж.Вашингтон, сам большой любитель конного спорта. Он подарил Риккетсу лошадь, принимавшую впоследствии участие в представлениях. В период с 1793 по 1798 труппа Риккетса выезжала также в Бостон и Нью-Йорк. В программе помимо наездников, занимавших ее основную часть, участвовали акробаты, канатоходец и клоун. Появившиеся вскоре другие цирки подражали Риккетсу и также отдавали предпочтение конным номерам. Цирки в те времена были стационарными и в течение долгого времени давали представления в одном и том же помещении, после чего переезжали в другой большой город и занимали там здание театра или какое-нибудь другое подходящее строение. В начале 19 в. появились бродячие цирковые труппы. Зрелища, предлагаемые ими, были довольно примитивны. Музыкальное оформление обеспечивали один или два скрипача, само же представление состояло из выступлений жонглера, канатоходца, пары акробатов и клоуна. Клоун обычно выступал в роли зазывалы. Стоя на ящике или бочке, он распевал куплеты и сыпал остротами, когда же собиралась внушительная толпа, начиналось шоу. В конце зрителей обходили с шапкой, после чего вся труппа направлялась к следующему городку или постоялому двору. Все происходило на открытом воздухе, как правило, неподалеку от главной улицы. Позже место представления стали огораживать, а за вход взимать плату, затем над ареной появился полотняный тент, защищавший артистов и публику от непогоды. Первые цирки, целиком располагавшиеся под тентами, появились в 1820-е годы. Вскоре труппы стали покупать у моряков диких животных, которых те привозили в Америку. В те годы цирки и зверинцы были совершенно разными формами развлечения. Лишь с 1851 демонстрацию зверей и цирковое представление стали проводить совместно и за одну плату. Владельцы цирков сочли, что демонстрация диких зверей придаст шоу некий образовательный оттенок, что, в свою очередь, поможет преодолеть пуританские предубеждения против циркового искусства, которое многие люди считали аморальным. С той же целью устраивались красочные представления на библейские сюжеты (Соломон и царица Савская), а демонстрацию зверей предваряли такого рода объявлениями: "Бегемот из Священного Писания, о котором говорится в Книге Иова". В конце 19 в. в США функционировало более ста цирков. Самыми известными антрепренерами, чьими усилиями неприхотливое развлечение постепенно превращалось в грандиозное шоу, были Дж.Бейли, Ф.Т.Барнум и братья Ринглинг. В результате конкурентной борьбы все три цирковых предприятия были объединены и образовали знаменитый "Цирк братьев Ринглинг и Барнума и Бейли". Именно он оказался во главе процесса модернизации циркового дела. Тягачи заменили лошадей, перевозивших цирковое имущество, а мобильные электростанции на дизельном топливе стали автономным источником электроэнергии. Многочисленные сборные конструкции экономили время и расходы по возведению цирков-шапито. "Самое большое в мире шоу" братьев Ринглинг, проводившееся одновременно на нескольких аренах, использовало более 300 брезентовых шатров, павильонов и помещений на площади, которую цирк выбирал для выступлений.
В НАШИ ДНИ клоун одновременно остряк и жонглер.
Несмотря на все это, у "большого шоу" под "большим шатром" не было будущего. В июле 1956 цирк "Братья Ринглинг" объявил о своем закрытии. По словам его владельца, цирк стал жертвой телевидения, плохой погоды, заторов на дорогах, трудовых конфликтов и растущих расходов на поддержание дела. Так пришел конец традиционному бродячему цирку-шапито. На протяжении следующих сезонов шоу братьев Ринглинг претерпело значительные изменения. Выступления на европейский манер стали проводиться в стационарных закрытых помещениях, которые потребовали совсем другого оформления, в частности, для номеров воздушных гимнастов под куполом появилось огромное количество новых снарядов.
ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ НОМЕР: русские канатоходцы работают без сетки.
КИТАЙСКИЙ ЦИРК славится своими акробатами.
ЛИТЕРАТУРА
Сергеенко М.Е. Цирк. - В кн.: Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. М. - Л., 1964 Дмитриев Ю. Искусство цирка. М., 1964 Реми Т. Клоуны. М., 1965 Немчинский М.И. Цирк в поисках собственного лица. М., 1995
Гуманитарный словарь
ЦИРК (от лат. circus - круг) - 1) Вид иск-ва, к-рый включает в себя жанры конной езды, клоунады, пантомимы, акробатики, эквилибристики, гимнастики, дрессировки животных, музыкальной эксцентрики, иллюзионизма. В России в 17-18 вв. цирк. представления давались на нар. гуляниях. Первый в России полустационарный Ц. был создан в 1764 в Москве Бейтсом. В нач. 19 в. в России гастролировали иностр. цирк. труппы. Нек-рые антрепренеры (Ж. Турниер, А. Гверра, Ж. Лежар, П. Кюзан и др.) строили для своих выступлений стационарные здания. К сер. 19 в. Ц. были созданы во мн. городах России, крупнейшие из них Ц. Чинизелли в Петербурге на Фонтанке (осн. в 1877), Ц. А. Саламонского в Москве (осн. 1880, ныне Моск. Ц. на Цветном бульваре), Ц. бр. Никитиных и Труцци - в провинц. городах и в Москве.
В рус. Ц. особое развитие получила сатирич. клоунада. Популярностью пользовались клоуны-сатирики А. Л. и В. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский с партнерами), В. Е. Лазаренко. Известность получили наездники Н. Сычев, В. Соболевский, акробаты Сосины, Федосеевские, жонглеры Пащенко, велосипедисты Польди и др.
После 1917 Ц. входит в число наиб. поощряемых властью видов иск-ва, во всех крупных городах были построены цирк. здания, начала действовать система передвижных Ц.-шапито.
В сов. Ц. ставились тематич. представления, объединенные сквозным сюжетом. Над созданием цирк. программ работали писатели и поэты В. В. Маяковский, А. М. Арго, Н. А. Адуев, В. Е. Ардов, Н. Р. Эрдман, В. С. Поляков; композиторы А. И. Хачатурян, И. О. Дунаевский, М. С. Вайнберг; художники К. Ф. Юон, В. Ф. Рындин, Н. П. Акимов, В. М. Ходасевич, Т. Г. Бруни; режиссеры В. Э. Мейерхольд, Н. М. Горчаков, Н. В. Петров, С. Э. Радлов, А. Г. Арнольд, Г. С. Венецианов, М. С. Местечкин и мн. др.
Сов. клоунада продолжала традиции жанра (Дуровы, М. Н. Румянцев - Карандаш, Б. П. Вяткин, К. А. Берман, О. К. Попов, Ю. В. Никулин, Л. Г. Енгибаров и др.). Возникла школа дрессировки животных (В. Ж. Труцци, Б. А. Эдер, Н. П. Гладильщиков, И. Н. Бугримова, В. И. Филатов и др.). Успешно работали артисты физкультурно-акробатических жанров (акробаты Довейко, Маслюковы, Сосины, Беляковы, Кадыр-Гулям; гимнасты Волгины, Платоновы, П. С. Чернега и С. А. Разумов, сестры Кох), большой популярностью пользовались иллюзионисты (Кио, Сокол и др.).
В сов. Ц. использовались традиции иск-ва народов СССР (дагестанские канатоходцы Цовкра, тувинские жонглеры Оскал-Оол, наездники Кантемировы и мн. др.).
Артисты рос. Ц. пользуются большим международным признанием. В нас. время мн. номера рос. артистов включены в программы заруб. цирк. коллективов и практически не показываются в России.
2) Здание с ареной (манежем), где даются цирк, представления.
Цирк. На арене Ю. В. Дуров с сыном Ю. Дуровым
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Цирк.
ЦИРК (от латинского circus, буквально - круг),
1) один из видов сценического искусства. Включает акробатику, эквилибристику, жонглирование, дрессировку, клоунаду, иллюзионное искусство и др. Искусство цирка известно с древних времен (выступления профессиональных артистов в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии и др.). Цирковые номера включались в выступления средневековых бродячих артистов (в Европе - гистрионов, жонглеров, шпильманов, в России - скоморохов). В 18 в. широкое распространение получил конный цирк. Первые постоянно действующие предприятия в Европе - "Школа верховой езды" Ф. Астлея (Лондон, открыта в 1772, в 1782 переоборудована в стационарный цирк), ее парижский филиал (1782 - 93), парижские цирки Франкони, в том числе "Олимпийский" (открыт в 1807). В России первый стационарный цирк открыт в 1827 в Санкт-Петербурге Ж. Турниером. Наиболее известные цирки: Г. Чинизелли в Санкт-Петербурге (смотри Санкт-Петербургский цирк), А. Саламонского в Москве (смотри Московский цирк на Цветном бульваре), братьев Никитиных. Среди известных русских артистов цирка 20 в.: клоуны Карандаш, О.К. Попов, Ю.В. Никулин, дрессировщики Дуровы, Филатовы, И.Н. Бугримова и А.Н. Буслаев, иллюзионисты Кио, акробаты и эквилибристы сестры Кох, Волжанские и другие.
2) Здание с ареной (манежем), в котором даются цирковые представления.
Поговорки
Цирк на льду. Жарг. мол. Шутл. О чём-л. веселом, смешном. Вахитов 2003, 197.
Цирк приехал. Жарг. мол. Ирон. Об очень глупом человеке. Максимов, 339.
Афоризмы
ЦИРК
Цирк - последнее прибежище чистого искусства.
Франсуа Мориак
От акробата не требуют простоты. Его дело - ломаться.
Эмиль Кроткий
Жонглер: человек, подбрасывающий тарелки, чтобы не потерять кусок хлеба.
Видоизмененный Ян Чарный
Клоун: артист, который в цирке играет роль человека.
Казимеж Сломиньский
Если у клоуна нет своей маски, у него нет и своего лица.
Михаил Генин
В цирке все стоят на руках, даже велосипеды.
Рамон Гомес де ла Серна
Тоже мне невидаль, канатоходец! Путь прямой, как натянутая веревка.
Станислав Ежи Лец
Цирковые лошади не танцуют в такт музыке. Это дирижер приспосабливается к их шагу.
Янина Ипохорская
Развращенная успехом у публики цирковая лошадь обижалась, когда ей мало аплодировали.
Эмиль Кроткий
Словарь русского арго
ЦИРК, -а, м. и в зн. сказ. (или советский цирк, цирк с огнями, цирк с конями, к нам приехал цирк и т. п.).
Смешная, абсурдная, крайне странная ситуация.
Мы в комнате живем впятером, просто цирк с огнями!
Крылатые слова
Полутолковый словарь
Цирк - зрелище, вызывающее эмоции, подобные которым возникают при просмотре клоунады; смешное событие.
- Хотите в цирк?
- Зачем, если приспичит посмеяться, я программу «Время» посмотрю.
•
Это была не война, а цирк на воде.
•
Они сперва закрыли рот мадам Коронфил, а потом нацепили на нее какую-то полову, способную защитить от бомбы даже такую голову, как у Дуси. Этот цирк наблюдали все желающие.
Язык Одессы
с одной стороны смешно, а с другой - грустно.
* Когда вы заходите в здание и видите вешалку -это театр, а когда после спектакля не находите на ней свое пальто, вот тогда начинается ЦИРК!
(КВН ЛВИК).
Словарь сленга
Орфографический словарь
Формы слов для слова цирк
ци́рк, ци́рки, ци́рка, ци́рков, ци́рку, ци́ркам, ци́рком, ци́рками, ци́рке, ци́рках
Синонимы к слову цирк
сущ., кол-во синонимов: 31
смеху подобно, потеха, смехота, зооцирк, кар, шапито, обсмеешься, просто смех, котловина, три «ха-ха», лопнешь со смеху, кресловина, и смех и грех, и смех и горе, животики надорвешь, обхохочешься, курам на смех, кратер, смех да и только, умора, прямо смех, и в цирк ходить не надо, цирк шапито, цирк да и только, кино, впадина, смешно
Омонимы к слову цирк
цирк I
вид искусства, включающий выступления акробатов, эквилибристов, жонглёров, клоунов, иллюзионистов, дрессированных животных и т. п.
Читатели «Огонька» просили нас рассказать о первой женщине-дрессировщице советского цирка Ирине Бугримовой.
Под влиянием цирка в юношеском возрасте я увлекался гимнастикой и неплохо работал на кольцах, параллельных брусьях и турнике, а в училище считался одним из лучших гимнастов и борцов.
Под эгидой столичного правительства в московском Манеже прошли почти двухнедельные гастроли традиционного китайского цирка.
помещение с амфитеатром для зрителей и ареной для представления цирковых артистов; учреждение для таких зрелищ
К девяти часам Арбузов пошёл в цирк.
Дело в том, что 7 лет тому назад генерал Думбадзе за одну мою остроту, сказанную на арене цирка, выслал меня из Ялты с запрещением приезжать туда.
Пошли мы с Леонидом Савельевичем в цирк.
Прямо у вокзала рядами стояли продуктовые и вещевые палатки, а чуть поодаль, на проплешине пустыря, расположился самый настоящий передвижной цирк.
место для конных состязаний, соревнований колесниц, травли животных, боёв гладиаторов и т. п. в Древнем Риме
Я в цирке зрел забавы Рима; // Навстречу гибели шёл мимо // Рабов покорных длинный строй, // Всемирной кланяясь державе, // И громкое звучало Ave!
Давно уже граждане Квиритской кровию не тешили свой взор, // И не забавен был им смертный приговор; // Всё варвары одни да христиане, // Кто с гордою улыбкой, кто с мольбой, // Встречали в цирке смерть и с ней вступали в бой.
Римский цирк представлял собой … более древнюю версию театра, чем греческая сцена.
комическая, абсурдная, крайне странная ситуация; смешное событие
- Это что же тут за цирк или комедия?
цирк II
естественное чашеобразное углубление (обычно в привершинной части гор), в котором образуется ледник
Нередко два цирка, въедающиеся в горный массив с противоположных сторон, сходятся своими вершинами и образуют в этом месте сильно пониженную седловину, по обеим сторонам которой длинными языками протягиваются нагромождения из осыпавшихся сверху скал. 〈…〉 Все речные долины или троги оканчиваются в своих верховьях громадными поразительно извилистыми цирками.
обозначение крупных лунных кратеров с ровным дном, как правило имеющих очертание внешнего вала, близкое к правильной окружности
Кругом были огромные круглые кратеры и воронки, или, как их ещё называют, «лунные цирки».
Идеография
▲ сценическое искусство
↑ зрелища
цирк - зрелищное искусство.
циркач. | у ковра (# работать, выступать).
шапито - временное летнее цирковое помещение. | бродячий цирк.
клоун - шут в цирке.
скоморохи.
арена, манеж. | инспектор манежа. шпрехшталмейстер.
униформист.
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимология
Заимствовано из немецкого, в котором Zirkus восходит к латинскому circus - "круг"; цирк, таким образом, получил свое название из-за формы арены.
Этимологический словарь
Заимств. в XVIII в. из лат. яз., где circus «цирк» < «круг» (ср. circulus «круг»). Название помещение для зрелищ получило его по круговой арене. См. циркуль.
Вероятно, через нем. Zirkus - то же из лат. circus "круг".
Цирк - настало время для небольшой разминки. Возьмите в руки циркуль, встаньте из-за стола и, держа циркуль в руках, пройдитесь по комнате туда-сюда.
Это было не только разминочное, но и этимологическое упражнение. Сначала вы получили письменное официальное распоряжение - циркуляр. Он так называется потому, что обычно рассылается в несколько адресов, ходит, так сказать, по кругу.
Потом вы совершили по комнате последовательное движение вперед и назад, то есть циркулировали.
При том в руках у вас был инструмент для вычерчивания окружностей - циркуль.
Все эти слова происходит от латинского circus - круг, как и хорошо знакомый вам цирк: ведь арена круглая, и зрительские места расположены по кругу.
Вот так цирк!
Словарь галлицизмов русского языка
ЦИРК а, м. cirque m. <лат. circus круг.
1. В древнем Риме - место для конских ристаний, впоследствии - боев гладиаторово и др. зрелищ. БАС-1.
2. Помещение с амфитеатром дл я зрителей и ареной, где происходят представления акробатов, жонглеров, дрессировщиков и т. п.; учреждение, устраивающее такие представления. БАС-1. Всего же приятнее Сирк, здание удивительное, единственное в своем роде: длинный параллелограм, занимающий середину сада, украшенный Ионическими колоннами и зеленью, в которой белеются мраморныя изображения великих мужей Франции. 1790. Карамз. ПРП. Прекрасный здешний Сирк представил вчерашний день нарядное зрелище: верхний павилион прелестнаго положением садика очень изрядно был в нем иллюминован. 1808. Горихвостов 1 156. Грузинский князь устроил праздник на склоне холма .. Цирк из земли был украшен флагами, которые означали границу его и служили крышею. 1840. Мармон 1 239.
Вид искусства, включающий акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных и т. п. Артист цирка. БАС-1. || разг. Цирковое представление. БАС-1. Не глупо делали древние греки, что интересовались так горячо полезными для здоровья физическим развлечениями. Их Олимпийские игры был зрелища поумнее и получше наших цирков. 1. 8. 1882. Черн. - А. Н. Чернышевскому. || перен. Шутовство, что-л. смешное. Не всегда бывает понят Мой словесный цирк: Пошутил, что судно тонет, А сосед - кувырк! Вот такие парадоксы, Массовый невроз. Е. Лукин Шуточка. // ЛГ 15. 3. 2000. Человек в неоправданной гордыне своей посягнул на эту <природную > гармонию. А цирк довел это посягательство до абсурда, недаром же мы часто абсурд, галиматью называем цирком. Смена 2000 1 263.
3. Круглая горная котловина, где образуется ледник. Уш. 1940. || Естественное чашеобразное углубление в привершинной части горы. МАС-2. || Своеобразная кольцевая гора, характерная для рельефа Луны. БАС-1.
4. шутл.-ирон. Народный суд. Балдаев.
5. угол., мол. Групповое половое сношение. Балдаев. // Мокиенко 2000. - Лекс. Ян. 1806: цирк; СИЗ: цирк 1767.
Словарь иностранных слов
ЦИРК (лат. circus, греч. kirkos - круг). 1) у древних римлян - кругообразное ристалище для публичных игр; круг зрителей в ристалище. 2) в настоящее время, огороженная и покрытая круглая площадь, где наездники и акробаты дают свои представления.
Сканворды для слова цирк
- «Шатёр» с ареной.
- Он уехал, а клоуны остались.
- «Искусство» на вершине горы.
- Место работы клоуна.
- Где работают люди, которые часто друг-другу говорят: «Не грызи семечками – зрителей повыщёлкиваешь»?
- Место работы льва Бонифация.
- Вид искусства.
- Место работы Тётки.
- Бродячий ...
- Искусство, в котором нашёл себя мультяшный поросёнок Фунтик.
- Какое слово может означать и фрагмент рельефа, и искусство?
- Заведение на Цветном бульваре.
- Шапито.
- Вид театрального искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков.
- «Дю Солей».
- Чашеобразное углубление в верхней части гор.
- Сборник американского поэта Вейчела Линдсея «Душа есть ...».
- Фильм Владимира Бортко «... сгорел, а клоуны разбежались».
- Оперетта российского композитора Юрия Милютина «... зажигает огни».
- Картина французского художника Жоржа-Пьера Сёра.
- Какое именно название носило в Древнем Риме постоянное место проведения конных скачек и состязаний колесниц в долине между холмами Палатин и Авентин?
Полезные сервисы