Толковый словарь
I ср.
1. процесс действия по гл. читать I 1., 2. отт. Результат такого действия.
2. Предмет обучения навыкам такого действия.
3. То, что читают; читаемый текст.
II ср.
1. процесс действия по гл. читать II 1., 2.
2. Результат такого действия; читка II 2. вслух.
3. Предварительное прочтение, репетиция в форме чтения пьесы по ролям; читка II 3..
4. Устное изложение чего-либо; читка II 2. лекций.
III ср.
1. процесс действия по гл. читать III
2. Результат такого действия; выбор данных из внешнего запоминающего устройства или с экрана дисплея в основную память компьютера; считка (в информатике).
ЧТЕ́НИЕ - сущ., с., употр. часто
Морфология: (нет) чего? чте́ния, чему? чте́нию, (вижу) что? чте́ние, чем? чте́нием, о чём? о чте́нии; мн. что? чте́ния, (нет) чего? чте́ний, чему? чте́ниям, (вижу) что? чте́ния, чем? чте́ниями, о чём? о чте́ниях
1. Чтением называется такой процесс, когда вы читаете, осмысляете, анализируете текст.
Внимательное, вдумчивое чтение. | Поверхностное чтение.
2. Техника быстрого чтения - это специальные навыки, которые позволяют воспринимать печатный текст за более короткое, чем обычно, время.
3. Чтением называется текст, который человек читает.
Интересное чтение. | Взять в поездку развлекательное чтение.
4. В законотворческой деятельности государственных органов чтением называется обсуждение какого-либо законопроекта, прения по какому-либо законодательному акту.
Очередное чтение бюджета должно состояться в среду. | Принять, отклонить закон в первом (во втором, в третьем) чтении.
5. Домашнее, внеклассное чтение - это вид дополнительного учебного задания по литературе.
Домашнее чтение способствует лучшему освоению языкового и речевого материала учащимися.
6. Чтениями называется серия докладов в память о выдающемся деятеле, лекции по художественным, литературным, философским и т. п. дисциплинам.
Ломоносовские чтения. | Пушкинские чтения. | Фольклорные, стиховедческие чтения. | Чтения о богочеловечестве.
Толковый словарь Ушакова
ЧТЕ́НИЕ, чтения, ср.
1. только ед. Действие по гл. читать во всех знач., кроме 6 и 8. Чтение про себя. Чтение вслух. Учиться чтению и письму. Художественное чтение. Выразительное чтение. Чтение по складам. Книга для чтения. «Рая до чтения была охотница.» Короленко.
2. только ед. То, что читают, читаемый текст. Достал интересное чтение. Классики - лучшее чтение для юношества.
3. Устное изложение чего-нибудь, лекция (книжн.). Чтения о русском языке.
|| Собрание, на котором что-нибудь читают вслух (книжн.). Литературное чтение. Посещать какие-нибудь чтения.
Толковый словарь Ожегова
ЧТЕ́НИЕ, -я, ср.
1. см. читать.
2. То, что читается, читаемое произведение, сочинение. Интересное, занимательное ч.
3. обычно мн. Собрание, на к-ром читают вслух (устар.). Литературные чтения.
4. мн. Цикл лекций или докладов в память выдающегося учёного, писателя. Ломоносовские чтения в университете.
Толковый словарь Даля
Переводоведческий словарь
чтение - один из видов речевой деятельности, заключающийся в восприятии написанного зрительно и воспроизведении вслух или про себя.
Энциклопедический словарь
ЧТЕ́НИЕ -я; ср.
1. к Чита́ть (1-5 зн.). Беглое ч. Ч. чертежей. Принять закон во втором чтении (после обсуждения во второй раз). Выступать с чтением классических произведений (заниматься декламацией).
2. То, что читают, читаемый текст (обычно о художественной прозе). Интересное ч. Взять ч. в поездку. Домашнее ч. (вид дополнительного учебного задания).
3. мн.: чтения, -ний. Цикл докладов или лекций в память о выдающемся деятеле. Ломоносовские чтения. Пушкинские чтения.
Академический словарь
-я, ср.
1. Действие по знач. глаг. читать.
Беглое чтение. Чтение чертежей.
◊
Я начала читать [книги] с жадностью, и скоро чтение увлекло меня совершенно. Достоевский, Неточка Незванова.
Это была --- артистка-декламаторша, выступавшая
в московских клубах с чтением классических произведений. Каверин, Два капитана.
2. То, что читают, читаемый текст.
[Почтмейстер:] Я вам скажу, что это преинтересное чтение! иное письмо с наслажденьем прочтешь. Гоголь, Ревизор.
[Статья Берга «Десять дней в Севастополе»] представляет в настоящее время интереснейшее чтение. Н. Некрасов, Заметки о журналах за июль месяц 1855 г.
3. мн. ч. (чте́ния, -ий).
Цикл докладов или лекций в память выдающегося деятеля, обычно устраиваемый периодически.
Ломоносовские чтения. Горьковские чтения. Павловские чтения.
Орфографический словарь
Формы слов для слова чтение
чте́ние, чте́ния, чте́ний, чте́нию, чте́ниям, чте́нием, чте́ниями, чте́нии, чте́ниях
Синонимы к слову чтение
сущ., кол-во синонимов: 20
редакция, проект; проглядывание, прочтение, произнесение, считка, зачитывание, прочитывание, читание, считывание, скорочтение, мелодекламация, декламация, итацизм, чтиво, читка, декламирование, литература
Тезаурус русской деловой лексики
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Педагогическое речеведение
Чтение - вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью Ч. является получение и переработка письменной информации. С этой точки зрения Ч. (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой деятельности.
Как и все виды речевой деятельности, Ч. имеет следующую структуру:
На этапе предварительной ориентировки формируется или уточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы, для чего, зачем читать. Читать текст можно с самыми различными целями, например: чтобы ознакомиться с книгой, газетой, журналом, узнать, о чем в них говорится; извлечь из текста основную информацию; критически осмыслить, оценить изложенную в тексте информацию и т. п. В процессе Ч. целевая установка может меняться, например, намереваясь только просмотреть журнал, читатель заинтересовывается какой-то статьей, и у него возникает желание изучить ее подробно.
Этап планирования деятельности зависит не только от целевой установки, но и от объема текста, времени, отведенного на работу с текстом, и т. д. При необходимости подробного изучения
текста планируется неоднократное его прочтение. При Ч. с целью
составления реферата делаются необходимые записи и т. д.
На этапе осуществления (исполнения) деятельности реализуется процесс смыслового восприятия текста. Процесс понимания текста складывается из последовательного наращивания смыслов всех микроконтекстов: осмыслив первый микроконтекст, читатель прибавляет к нему смысл второго, они взаимодействуют, изменяя и дополняя друг друга. Понимание текста зависит от многих обстоятельств: от сложности его содержания, структуры, стиля, графической подачи и т. д. Так, для понимания научного текста необходима определенная база знаний, владение соответствующей информацией, наличие опыта изучения научных текстов.
На этапе контроля осуществляется анализ результатов деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед Ч. текста.
В системе механизмов Ч. можно выделить: механизм внутреннего проговаривания (при Ч. человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны, в результате чего осуществляется взаимодействие органов зрения и слуха: наложение графического образа на слуховой вызывает ассоциативное восприятие значения); вероятностное прогнозирование, которое проявляется на смысловом и вербальном (словесном) уровнях; смысловое прогнозирование - умение предугадать, предвосхитить описываемые в тексте события по названию текста, по первым его предложениям догадаться о дальнейшем развертывании событий; вербальное прогнозирование - умение по начальным буквам угадывать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, по первому предложению (или предложениям) - дальнейшее построение абзаца.
Существуют различные подходы к выделению видов Ч., они определяются в зависимости: а) от владения скоростными приемами - скоростное и не скоростное Ч.; б) от техники - Ч. вслух и Ч. про себя; в) от подготовки - подготовленное и неподготовленное Ч.; г) от места - классное и домашнее Ч.; д) от цели Ч. - просмотровое, ознакомительное, изучающее. Цель просмотрового Ч. - получение самого общего представления о содержании статьи (книги), о ее теме. На основе такого Ч. читающий решает, нужен ли ему данный текст для более подробного изучения. Для этого ему бывает достаточно прочесть заголовки, подзаголовки, выборочно отдельные куски текста. При ознакомительном Ч. текст читается целиком, но в быстром темпе. Целью такого Ч. является получение общего представления о круге вопросов, затрагиваемых в данном тексте, и путях их решений. Читающий не стремится запомнить прочитанное, так как не предполагает использовать в дальнейшем полученную информацию. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет пренебречь деталями сообщения. При изучающем Ч. читающий стремится максимально полно и точно понять содержащуюся в тексте информацию. Текст читается целиком, Ч. происходит в довольно медленном темпе, сопровождается перечитыванием отдельных мест. При этом виде Ч. действует установка на длительное запоминание информации текста, на дальнейшее ее использование.
С точки зрения сформированности умений Ч. может оцениваться по степени беглости, выразительности, сознательности. В этом случае говорят о беглом, выразительном, сознательном Ч. как об отдельных сторонах сформированности умения читать.
Цель обучения Ч. в школе заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. Умение читать предполагает овладение техникой Ч., т. е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить прочитанное. Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) Ч. являются следующие: высокая скорость Ч. (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гибкость Ч., т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.
Высокая скорость и гибкость Ч. являются базой (основой) формирования многих других умений, необходимых для осуществления процесса Ч. Это такие умения, как умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания; умение предвидеть в процессе Ч. то, что будет сказано дальше; умение определять ключевые места текста; умение вычленить основную мысль высказывания; умение определять логику, структуру высказывания и т. д. Следовательно, при обучении Ч. учитель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста школьником. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется Ч.: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи Ч. как виду речевой деятельности и которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с автором текста. Выделяются три функции Ч.: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная.
Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности. Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт. Ценностно-ориентационная функция Ч. связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня.
Обучение Ч., развитие и совершенствование приемов осмысления прочитанного - важнейшая задача, стоящая перед учителем. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создает базу для обучения школьников написанию изложений и сочинений, рефератов, конспектов, аннотаций.
Лит.: Гранин Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М., 1988; Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. - М., 1982; Ипполитова Н.А. Виды чтения на уроках русского языка // РЯШ. - 1987. - № 2; Ипполитова НА. Обучение чтению // Методика преподавания русского языка. - М., 1990; Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе. - М., 1987; Социально-исторический подход в психологии обучения / Под редакцией М. Коула. - М., 1989; Фоломкжа С.К. Обучение чтению // Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учеб. пособие для пед. институтов / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. - М., 1985.
Л.Е. Тумина 283
Глагольная сочетаемость
закончить чтение => действие, окончание
заниматься чтением => действие, непрямой объект
заняться чтением => действие, непрямой объект, начало
начать чтение => действие, начало
окончить чтение => действие, окончание
прервать чтение => действие, прерывание
продолжать чтение => действие, продолжение
продолжить чтение => действие, продолжение
слушать чтение => восприятие
чтение кончилось => действие, субъект, окончание
чтение продолжается => действие, субъект, продолжение
Методические термины
ЧТЕ́НИЕ.
Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей обучения языкам - формирование умения в процессе Ч. извлекать информацию из графически зафиксированного текста, что позволяет активно использовать изучаемый язык в различных видах деятельности. С психологической точки зрения Ч. представляет собой процесс, состоящий из техники Ч. и понимания при Ч. Понимание при Ч. соотносится с техникой Ч. как цель и средство. Понимание при Ч. есть процесс проникновения в содержание текста путем установления между его элементами связей, один из видов мыслительной деятельности человека. Читающий не просто извлекает готовую информацию, он сравнивает значение читаемого со своим опытом, имеющейся информацией и знаниями. Установлены следующие факторы, влияющие на понимание при Ч.: информационная насыщенность, композиционно-логическая структура текста, языковая реализация и выраженность логической, эмоциональной и др. информации текста, степень приближения лексики, грамматики и стиля речи читающего к лексике, грамматике и стилю текста; организация направленности внимания при восприятии текста; индивидуально-психологические особенности читающего.
В методике выделение видов обучающего Ч. производится:
a) на основе психологической установки (аналитическое и синтетическое Ч.);
б) по степени участия родного языка в понимании читаемого (беспереводное и переводное Ч.);
в) по степени помощи учащемуся (подготовленное и неподготовленное Ч., Ч. со словарем, Ч. без словаря);
г) по форме организации учебной работы (индивидуальное и фронтальное, классное и домашнее Ч.);
д) по целевой направленности и характеру протекания процесса (просмотровое, поисковое, ознакомительное, реферативное и изучающее Ч.). Основу методической классификации видов чтения составляет выделение учебного чтения и коммуникативного (реального) чтения. Все виды чтения взаимосвязаны и дополняют друг друга. В качестве важнейшей составляющей обучения следует рассматривать формирование у обучающих осознания цели чтения в каждом конкретном случае пользования этим видом речевой деятельности, выбор стратегии чтения, соответствующей избранной цели. По отношению к обучению Ч. упражнения делятся на притекстовые и послетекстовые. Обучение Ч. включает обучение технике Ч. (предусматривается овладение умением перекодировать буквы, буквосочетания, слова, предложения в их звуковые соответствия) и обучение реальному Ч., конечной целью которого является формирование опытного чтеца. Отличие неопытного чтеца от опытного отражается в разных особенностях процесса Ч. Неопытный чтец: все читает медленно и с одной скоростью, отсутствует стратегия Ч. Смысловая переработка читаемого следует за прочитанным, что отрицательно отражается на понимании читаемого и скорости Ч. Тихое Ч. (чтение про себя) часто сопровождается полным проговариванием читаемого. В процессе чтения имеет место значительное число фиксаций глаза и перечитывание текста, внимание сосредоточено в большей степени на форме, а не содержании текста. Опытный чтец: скорость Ч. определяется целью Ч. и содержанием текста; присутствует стратегия Ч. Смысловая переработка читаемого протекает одновременно с Ч., сформирован автоматизм Ч. Тихое Ч. либо сопровождается сокращенным проговариванием, либо проговаривание отсутствует. В процессе Ч. количество фиксаций глаза невелико. В процессе Ч. внимание сосредоточено на содержании текста (Гальскова, Гез, 2004; Клычникова, 1973; Фоломкина, 1991).
Сканворды для слова чтение
- Контакт с печатным словом.
- «Общение с книгой».
- Изучение содержания книги.
- По слогам у первоклашек.
- «Еду по грядкам, рву без счёту, а всё цело» (загадка).
- Урок литературы в первом классе.
- «Коран» в буквальном переводе с арабского.
- «Лекция» в переводе с латинского.
- Картина Николая Богданова-Бельского «Воскресное ... в сельской школе».
- Картина Владимира Маковского «Литературное ...».
- Картина Иллариона Прянишникова «... письма в мелочной лавке».
- Сборник стихов русского поэта Константина Ваншенкина «Ночное ...».
- Книга французского писателя Ипполита-Жана Жироду «... в тени».
- Картина французского художника Эдуарда Мане.
Полезные сервисы