м.
Одно из двух главных - наряду с вишнуизмом - течений в индуизме, распространённое преимущественно в Южной и Восточной Индии; почитание бога Шиву как высшего всемогущего бога.
м.
Одно из двух главных - наряду с вишнуизмом - течений в индуизме, распространённое преимущественно в Южной и Восточной Индии; почитание бога Шиву как высшего всемогущего бога.
ШИВАИ́ЗМ -а; м. Одно из двух главных течений в индуизме (наряду с вишнуизмом; распространено в основном в Южной и Восточной Индии).
* * *
шиваи́зм - одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространённое в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего бога.
* * *
ШИВАИЗМ - ШИВАИ́ЗМ, одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Юж. и Вост. Индии. Шиваиты почитают Шиву (см. ШИВА) как высшего всемогущего Бога.
* * *
ШИВАИ́ЗМ, одно из главных направлений индуизма (см. ИНДУИЗМ), в основе которого лежит культ Шивы (см. ШИВА). В индуистской триаде -Брахма - Вишну (см. БРАХМА) - Шива последний выполняет функции разрушителя мира в конце каждого космического цикла, но в шиваизме он почитается как верховный бог, объединяющий все основные космические функции (творение - охрана - разрушение) и превосходящий всех других богов.
Истоки культа Шивы
Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности (власть над животными, в частности, над змеями, поклонение фаллосу, практика йоги (см. ЙОГА)), о чем, например, свидетельствует изображение на табличке из Мохенджо-даро (см. МОХЕНДЖО-ДАРО) рогатого бога в медитативной позе, иногда называемого «прото-Шивой». Ведийским истоком Шивы является Рудра (см. РУДРА), бог грома и грозы, внушавший древним ариям непреодолимый ужас. Это был гневный, неистовый и капризный бог, насылавший на людей порчу, болезни и прочие несчастья. В поклонении ему доминировали мольбы о милости, просьбы о непричинении зла. Одним из его эпитетов был Шива («Благосклонный»), употреблявшийся с целью его задабривания. Рудра - арийский бог, но его культ тесно переплелся с аборигенными верованиями, отчего его фигура выглядит в «Ригведе» (см. РИГВЕДА) отстраненной и одинокой. В целом Рудра мог пониматься древними ариями как воплощение дикой природы, ее стихийной разрушительной силы, враждебности и непредсказуемости.
Несмотря на страшный и странный облик Рудры, арии, видимо, чувствовали в нем силу, на которую можно было опереться и к которой можно было прибегнуть для защиты (недаром он считался не только насылающим болезни, но и их целителем). В период брахманизма (см. БРАХМАНИЗМ) начинается постепенное возвышение этого бога. В «Шатапахта-брахмане» он вместе с несколькими другими богами причисляется к кшатре (то есть к правителям), а в «Шветашватара-упанишаде» его называют не только повелителем и всеобщим владыкой, но и творцом богов, создателем Золотого зародыша вселенной. Тем не менее, процесс выдвижения Рудры на первый план индуистского пантеона шел трудно, о чем свидетельствуют мифологические истории о его конфликтах с другими богами, в частности с Праджапати (см. ПРАДЖАПАТИ) и Брахмой (см. БРАХМА). Особенно красноречив миф о жертвоприношении Дакши (см. ДАКША) (один из вариантов бога-творца). Шива, муж его дочери Умы, в отличие от всех других богов, не был приглашен на торжественный ритуал, из-за чего в ярости сокрушил жертву и отсек Дакше голову.
Многоликость образа Шивы
Образ и мифология Шивы в основных своих чертах формируются в эпосе, в первую очередь в «Махабхарате» (см. МАХАБХАРАТА). В ней отчетливо проявляется такая важная для индуистского бога функция, как борьба его с демонами-асурами (см. АСУРЫ) (чего не было у ведийского Рудры). Но связь Шивы с силами зла кое-где явно сохраняется. Вообще, многоликость и противоречивость - самые характерные черты его образа. Он бог-создатель, он же разрушитель; он благ и милостив - и в то же время может появиться в образе Бхайравы («Ужасного»); он часто изображается в образе аскета или йога (он «Царь йоги», «Йогараджа»), но он же великий любовник, воплощение половой энергии (один из важных элементов его культа - поклонение лингаму (см. ЛИНГАМ)-фаллосу); более того, он - Ардханари, наполовину мужчина, наполовину женщина.
Подобный набор противоречивых черт свидетельствует прежде всего о том, что фигура Шивы исключительно сложна и представляет собой синтез многообразного мифологического и культового материала, происходящего из разных этнических источников. Вместе с тем на теологическом уровне объединение этих черт Шивой есть обожествление многоликости самого бытия и проявление через эту многоликость фундаментального единства. Основой этого единства в шиваизме, видимо, следует считать неуемную энергию Шивы, которая наглядно воплощается в образе Шивы-танцора (Натараджа). Его танец (в нескольких его разновидностях) - это и творение мира, и поддержание его жизнедеятельности с помощью могучего ритма, и его гибель.
Ритуал и культ
Шиваизм как культовая система складывается, вероятно, во 2-1 вв. до н. э. К этому времени относятся сведения о древних шиваитских сектах - пашупатах (от Пашупати (см. ПАШУПАТИ), «Повелитель скота» - один из эпитетов Шивы), которые, чтобы услужить Шиве, подражали повадкам животных, и капаликах, поклонявшихся Шиве-Бхайраве, носивших с собой череп (капала) и, возможно, практиковавших человеческие жертвоприношения. Вообще тяготение к необычным, порой страшным формам богопочитания, к изощренной культовой технике, тайным доктринам стало неотъемлемой частью многих сект и направлений внутри шиваизма.
Во 2 в. до н. э. появляются скульптурные изображения Шивы, завершается формирование его иконографического облика - развевающиеся волосы с полумесяцем, в которых течет река Ганга, тигровая шкура на бедрах, змеи и ожерелье из черепов на шее, третий (лобный) глаз, огонь которого испепелил бога любви Каму. В руках, число которых может доходить до десяти, - топор, трезубец, маленький барабанчик и антилопа (символ его связи с животными).
Один из важнейших атрибутов Шивы - лингам, ставший в шиваизме самым главным объектом поклонения. Некоторые секты (например, лингаяты (см. ЛИНГАЯТЫ)) почитают лингам как единственный пластический символ Шивы. В храмах число каменных лингамов достигает иногда многих сотен. Сочетание лингама и йони (т. е. мужского и женского начал) также типичная композиция в шиваитских святилищах. Характерной деталью шиваитского культа является белый пепел (бхасман, вибхути), который адепты шиваизма наносят на тело чаще всего в виде трех горизонтальных полос (на лоб, плечи, грудь). Аскеты и паломники покрывают им себя целиком, уподобляясь Шиве, тело которого покрыто пеплом с кремационных площадок. Пепел - символ гибели и разрушения, но он же есть знак жизни, так как содержит в концентрированном виде энергию огня.
Энергией наполнены и мантры (см. МАНТРЫ), священные речевые формулы, произносимые шиваитами при обращении к богу. Главная мантра шиваитов - Ом намах шивая (Ом, слава Шиве).
Среди многочисленных образов Шивы один из наиболее привлекательных для приверженцев шиваизма - образ семьянина. Его жена, Парвати (см. ПАРВАТИ) (Ума, Гаури) - дочь царя Гималаев. В развитии шиваизма она олицетворяет шакти (см. ШАКТИ) - женскую ипостась энергии бога, ставшую объектом отдельного культа (шактизма (см. ШАКТИЗМ)). Его дети - Ганеша (с головой слона) и Сканда (юный предводитель войска богов). Шива нередко изображается в идиллическом единении со своим семейством на горе Кайласа. Обычно в семейном кругу присутствует еще один персонаж - бык Нандин, ездовое животное Шивы, скульптурное изображение которого непременно стоит перед входом в шиваитский храм.
Примерно с середины 1 тыс. н. э. шиваизм получает мощный импульс в виде движения бхакти (см. БХАКТИ). С 6 по 12 в. в Тамилнаде плеяда шиваитских поэтов (наянаров) создала мощный комплекс религиозной поэзии на тамильском языке, получивший признание в качестве шиваитских Вед. В гимнах наянаров образ Шивы, сохраняя свои мифологические и иконографические черты, отраженные в эпосе и санскритских пуранах, значительно приближается к человеку, становится родным и близким. Поэты, в порыве религиозных чувств воспевая Шиву, взыскуют его ласки и милости, называют его отцом, а иногда и матерью.
Правящие династии юга Индии охотно поддержали расцвет шиваитского бхакти, что дало толчок строительству многочисленных храмов и шиваитских монастырей, расцвету шиваитской скульптуры. Индийский юг справедливо стал считаться «землей Шивы», но позиции шиваизма сильны и в других регионах Индии, только в каждом из них он имеет свои особенности, свои культовые формы, обряды и праздники, зависящие от местного религиозного субстрата, с которым шиваизм продолжает сохранять прочные связи.
ШИВАИЗМ - одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Юж. и Вост. Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего Бога.
ШИВАИЗМ, одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего бога.