м.; = Бра́ма
Один из трёх - наряду с Вишну и Шивой - высших богов: бог-творец (в брахманизме и индуизме).
м.; = Бра́ма
Один из трёх - наряду с Вишну и Шивой - высших богов: бог-творец (в брахманизме и индуизме).
Брахма
-ы, м.
В индуизме: один из трех высших богов, составляющих наряду с Вишну и Шивой божественную троицу, тримурти.
Этимология:
Древнеиндийское Brahma ‘хвала’.
Энциклопедический комментарий:
Первоначально Брахма выступал как высшее божество, творец и управитель мира. В позднем индуизме он отступает на задний план, отдавая первенство двум другим членам троицы.
БРА́ХМА -ы; ж. В индуизме: одно из лиц, составляющих наряду с Вишну и Шивой божественную триаду (первоначально - высшее божество, творец мира).
* * *
Бра́хма - в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует. Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде.
* * *
БРАХМА - БРА́ХМА, в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует. Обычно изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.
БРАХМА - в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует. Обычно изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.
Брахма. Алебастр. 20 в.
Государственные музеи. Берлин.
БРАХМА, в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Чаще изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.
Брахма
(Brahma), индуистское божество, бог-творец. Часто изображается появляющимся из цветка лотоса, к-рый растет из пупа спящего Вишну. Появляясь, Б. создает много миров, лишь один из к-рых - наша Вселенная. Его супруга, Сарасвати, - богиня иск-ва и учености, а также, согласно традиции, изобретательница санскрита.
сущ., кол-во синонимов: 9
бог (375)
божество (103)
брама (6)
вишну (7)
начало (92)
создатель (26)
творец (23)
тримурти (5)
шива (7)
См. БРАМА.
- Хотя он входит в триаду главных индуистских божеств, в Индии храмов в его честь единицы, тогда как святилищам Вишну и Шивы счёт идёт на десятки тысяч.
- Индуистский бог.
- Этот бог обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде.
БРАХМАВАРТА - БРАХМАВА́РТА, священная страна ведизма и брахманизма, созданная богами. Находилась между реками Сарасвати (см. САРАСВАТИ) и Дришадвати.
БРАХМАВАРТА - священная страна ведизма и брахманизма, созданная богами". Находилась между реками Сарасвати и Дришадвати.
Брахмагу́пта (Брамагупта) (около 598 - 660), индийский математик и астроном. Основное сочинение «Усовершенствованное учение Брахмы» («Брахмаспхутасиддханта», 628), значительная часть которого посвящена арифметике и алгебре.
* * *
БРАХМАГУПТА - БРАХМАГУ́ПТА (Брамагупта) (ок. 598-660), индийский математик и астроном. Основное сочинение «Усовершенствованное учение Брахмы» («Брахмаспхутасиддханта», 628), значительная часть которого посвящена арифметике и алгебре.
БРАХМАГУПТА (Брамагупта) (ок. 598-660) - индийский математик и астроном. Основное сочинение "Усовершенствованное учение Брахмы" ("Брахмаспхутасиддханта", 628), значительная часть которого посвящена арифметике и алгебре.
БРАХМАЛОКА - БРАХМАЛО́КА, в мифологии индуизма верхнее небо, мир богов. Располагается над мифической горой Меру (см. МЕРУ (в мифологии)).
I м.
Космическое духовное начало, безличный абсолют как основа всего сущего (в индийской философии и в индуизме как в одной из наиболее распространённых религий Индии).
II м.; = брама́н
Лицо в Индии, принадлежащее к высшей касте (первоначально - к касте жрецов брахманизма).
БРАХМА́Н, брахмана, муж. см. брамин.
БРАХМА́Н, -а, м
Священнослужитель в индуизме, принадлежащий к высшей (первоначально - жреческой) касте.
Множество весьма знатных, богатых брахманов жило в Дели.
БРАХМА́Н -а; м.
1. В индийской философии и религии индуизма: космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего сущего.
2. В Индии: человек, принадлежащий к высшей касте (первоначально - касте жрецов).
* * *
брахма́н - 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишённости какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным. 2) Член высшей жреческой касты.
* * *
БРАХМАН - БРАХМА́Н,
1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным.
2) Член высшей жреческой касты, см. также Брахманы (см. БРАХМАНЫ).
БРАХМАН - 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным
2)] Член высшей жреческой касты.
и (устар.) брама́н, -а, м.
Человек, принадлежащий к высшей касте (первоначально - касте жрецов) в Индии.
БРАХМАН,
1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным.
2) Член высшей жреческой касты в Индии.
1) В древнеиндийской религиозной и философской литературе - духовный Абсолют, безличное духовное начало мира, из которого происходит все остальное. Конкретный проявленный мир возникает из Брахмана и растворяется в нем. Он объективен, но лишен причинно-следственных характеристик и пространственно-временных координат. Постижим только высшей религиозной интуицией, непосредственным озарением, внелогическим усмотрением. Невыразим в ограниченной человеческой речи, способной отображать лишь частности, поэтому даваемые ему определения являются отрицательными (апофатическими): он не то, не то и не это. Брахман - чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием: его внутренним саморазличением и самосознанием является Атман, что позволяет строить высказывания типа «Атман равен Брахману», т.е. Атман выступает субьективным аспектом этого вечного и лишенного формы духовного начала. К фундаментальным качествам Брахмана принадлежит не только сознание, но и вечное блаженство (ананда). 2) Член высшей жреческой касты в Индии. В философской литературе термин «брахман», взятый в этом смысле, практически не употребляется, поэтому в словаре речь везде (если специально не оговаривается) идет о Брахмане как духовном Абсолюте.
Брахман
(Brahman), осн. теологич. понятие в индуизме, в первую очередь веданты. Означает высшую духовную сущность, всеобъемлющую душу или духовную реальность Вселенной; вечную, никем не созданную и бесконечную; источник всего живого и неживого. Доктрина Б. подробно изложена в Упанишадах, являющихся последней частью свящ. индуистских текстов, или Вед. Хотя брахман и считается источником и целью Вселенной, он концептуализован безлично. В веданте реальность Б. воплощается в адвайте как трансцендентном по отношению к языку понятии, реальности, к-рую невозможно объять путем наделения кач-вами и к-рую можно лишь прочувствовать (а не описать) как идентичную самой себе; вишиштадвайта (или ограниченный недуализм) считает Б. трансцендентным по отношению к языку с позиций логики, обладающим кач-вами с позиций понимания верующим Б. как личного божества, Б. состоящим из индивидуальных душ, являющимся нечто большим, чем их сочетанием; двайта (дуалистическая веданта) считает, что Б. может быть идентифицирован как бог-творец, божество, существующее независимо от душ отд. верующих.
БРАХМАН, -а, м. (или задумчивый брахман). То же, что
брахмапутра, 1., 2.
От общеупотр. «брахман» - жрец в индуизме.
брахма́н, брахма́ны, брахма́на, брахма́нов, брахма́ну, брахма́нам, брахма́ном, брахма́нами, брахма́не, брахма́нах
сущ., кол-во синонимов: 10
браман (3)
брамин (2)
варна (11)
жрец (46)
каста (10)
ниргун-брахман (1)
пандит (1)
пуруша (6)
сагун-брахман (1)
титул (219)
БРАХМАН а, м. brahmane, bramine. Священник, жрец, а также философ в Индии (брахман иногда обозначает только древнего индийского философа, проповедника учения Брамы; брамин - современного жреца. Сл. 18. У Индианцев Брахманы .. вышшими духовными чинами были. Прим. Вед. 1731 8. Нынешние Брамины говорят, что человеческая душа в награждение за добрыя дела , на земле соделанныя, по отделении ея от тела смертию, преселяется в овцу, в корову или слона белаго. Радищев Человек 3 102. Шаманы, факиры, брамины и бонзы составили особый корпус. 1791. Переп. масонов 62. В 1805 г. в Петербурге было издано сочинение <Г. С.> Лебедева "Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брагменов, священных обрядов их и народных обычаев". Кессельбреннер 45. Браминка не может касаться человека, оскверненного прикосновением париотки - вот смысл моего чувства. Черн. ПСС 12 406. || перен. Ведущий подобный образ жизни. Огарев уехал, наконец, в деревню, куда сбирался с зимы. Он до того влюблен, что стал совершенным брамином. 1848. ЛН 62 44. Брахманский, браманский, брахманский, браминский. В Азии находятся особливыя письмена, яко: коптическая, малабарская, брахманская, тангутская. Тат. Разг. 87. // Сл. 18 2 122. Индейская вера, которая может быть давно от древней Браманской отошла, чрез смешение с Шаманскою, .. нынешний вид получила. МИГ 1783 80. Браманская Индия. ВИТ сезон 1893-1894 Прил. 1 113. В театрах представлялись браминские мистерии. 1886. ВИИ 4-1 8. - Лекс. Ян. 1803 брахманы, брамины; Сл. 18: браман 1721; брамин 1751; брахман 1790-е гг; САН 1891: брами/н; Уш. 1935: брахма/н; Ож. 1949: брами/нский.
БРАХМАНБАРИЯ - БРАХМАНБАРИЯ (Brahmanbaria, Brahman Bariya), город на востоке Бангладеш (см. БАНГЛАДЕШ), в долине р. Мегхна (см. МЕГХНА), в 75 км на северо-восток от Дакки (см. ДАККА). Население 233,462 тыс. человек (2005).
Транспортный центр. Торговый центр сельскохозяйственного района (скот, молоко и молокопродукты).
БРАХМАНДА - БРАХМА́НДА (санскр. яйцо Брахмы), в мифологии брахманизма вселенная, возникшая из первоначального яйца.
БРАХМАНДА (санскр. яйцо Брахмы) - в мифологии брахманизма вселенная, возникшая из первоначального яйца.
м.; = брамани́зм
Одна из древнейших религий, возникшая в Индии в IX - VIII вв. до н.э. и признававшая трёх верховных богов: Брахму, Шиву и Вишну.
БРАХМАНИ́ЗМ и БРАМАНИЗМ, брахманизма, мн. нет, муж. (рел.). Религия индусов, созданная брахманами на основе древних священных книг Вед.
БРАХМАНИ́ЗМ -а; м. Древнеиндийская религия, сложившаяся в 9 - 8 вв. до н.э., признающая трёх верховных богов: Брахму, Шиву и Вишну.
* * *
брахмани́зм - вторая стадия (1-е тысячелетие до н. э.) формирования индийской религии - индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племён местных культов индийского автохтонного населения. Верховные боги - Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли анимистические представления, культ предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.
* * *
БРАХМАНИЗМ - БРАХМАНИ́ЗМ, этап развития религиозной мысли в Индии (приблизительно 8-2 вв. до н. э.), связанный в основном с поздневедийской литературой (брахманы, араньяки (см. АРАНЬЯКИ), упанишады (см. УПАНИШАДЫ)).
Ведийские истоки брахманизма
Брахманизм может рассматриваться как ранняя стадия индуизма (см. ИНДУИЗМ), главное содержание которой состоит в переходе от ведийской мифологии и политеизма (ведическая религия (см. ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ)) к идее единого бога-творца и затем - абстрактного абсолюта, основы и причины мира. Этот переход начинается уже в «Ригведе (см. РИГВЕДА)». В некоторых гимнах, особенно поздних, выражается неудовлетворенность архаической космогонией, делаются попытки найти единственного творца мира, бога, объединяющего в себе свойства и функции всех богов и вместе с тем превосходящего их. На эту роль в «Ригведе» выдвигаются разные фигуры, наиболее отчетливо - богиня речи Вач (см. ВАЧ), Вишвакарман (бог-ремесленник, «Творец всего») и некий космический человек Пуруша (см. ПУРУША). Последние, по сути дела, отождествлены и названы Первым зародышем вселенной или самой вселенной. Один из гимнов (X.21) определяет в качестве причины мира Праджапати (см. ПРАДЖАПАТИ) («Владыка существ»), фигура которого становится центральной в брахманах, текстах, посвященных описанию и толкованию ведийского ритуала. В них Праджапати уподобляется Золотому зародышу (Хираньягарбха (см. ХИРАНЬЯГАРБХА)) вселенной и понимается как воплощение космического жертвоприношения, объединяющего в себе и того, кому приносится жертва, и ее исполнителя, и саму жертву. Расчленив себя, Праджапати из своих частей творит мир и как бы растворяется в нем, наделяя его своей силой.
Брахманы
Такая интерпретация космогонического акта, не порывая окончательно с мифологией, все же далеко отходит от изначального ведийского мифа о борьбе Индры (см. ИНДРА) с Вритрой (см. ВРИТРА). Без сомнения, она отражает ведийские представления о жертвоприношении как аналоге творения мира и об огромной потенциальной силе правильно исполненных ритуальных действий. Сами эти действия постепенно приобретают все большее значение, и ритуал, будучи поначалу лишь средством общения людей с богами и их взаимного обмена благами, становится с течением времени инструментом магического воздействия на богов, подчинения их воле жрецов. Заключенная в ритуале сила, соединяющая его с космическими процессами, получила название «брахман» (от санскр. корня «брах» - «расти», «расширяться», «поддерживать»). Так ранее именовался текст (мантра, заклинание, молитва), способный оказать воздействие на богов, и так стали именовать жрецов - знатоков и исполнителей ритуала и священных текстов, т. е. тех, кто владел брахманом. Они образовали сословие, или варну (см. ВАРНЫ), духовных и интеллектуальных лидеров древнеиндийского общества, чей авторитет и высокий социальный статус стали в этот период непоколебимо прочными.
Араньяки
Одним из главных занятий брахманов-теоретиков стало осмысление параллелизма космоса и ритуала, символическая трактовка ритуальных действий и их деталей. Размышления на эти темы были сосредоточены, помимо брахман, в араньяках, «лесных (книгах)», предназначенных для отшельников. В них преобладает интерес к чисто мыслительным операциям и появляется идея внутреннего, ментального жертвоприношения (например, дыхание - прана (см. ПРАНА) - осмысляется как «пранагнихотра» - «возлияние в огонь посредством дыхания»). Параллельно развивается идея аскезы (см. АСКЕЗА) как фактора жертвоприношения, намеченная в брахманах, где Праджапати совершает акт творения мира с помощью тапаса (см. ТАПАС), жара аскетических подвигов.
Упанишады
Концепция брахмана как космической силы получает окончательное оформление в упанишадах. Брахман - безличная сущность, основа и причина мира. Он не может быть ни определен, ни описан позитивно, он, как говорится в «Брихадараньяка упанишаде», - «не это, не то» («нети, нети»).
Другое важнейшее понятие в упанишадах - Атман (см. АТМАН), индивидуальное духовное начало в человеке, его сокровенная суть. Хотя иногда это начало ассоциируется с праной, жизненным дыханием, все же преобладает тенденция считать Атман внетелесной, безличной сущностью, тождественной Брахману (его называют также Творцом, Истиной, Чистым интеллектом). Идея такого тождества - центральная в упанишадах, и высшая мудрость состоит, согласно их учению, в ее осознании.
Создателей упанишад волновали и другие вопросы, связанные с человеком и его сущностью, его местом в мире. Среди них - проблема жизни и смерти, обсуждение которой приводит к выработке концепции перерождений. Высказывается идея, что воплощение человека зависит от его знаний, но предпочтение в целом отдается точке зрения, согласно которой воплощение определяется деяниями (карма) человека в предыдущем рождении. Так оформляется столь существенная для индуизма (равно как буддизма (см. БУДДИЗМ) и джайнизма (см. ДЖАЙНИЗМ)) теория кармы (см. КАРМА). В связи с ней развивается и сложившееся еще в Ведах представление о двух возможных путях человека после смерти. Те, кто осознал тождество Атмана и Брахмана, идут путем богов (дэваяна) в мир вечного блаженства; те же, кто не обрел истинного знания, идут по пути предков (питрияна), то есть вновь и вновь возрождаются в этом мире.
Исследуя природу человеческого «Я», авторы упанишад немало места уделяют жизненному дыханию (пране), носителю принципа жизни, которое становится одним из проявлений Атмана, а также проблеме сна, приводящей к теории трех состояний индивида. Эти состояния (бодрствование, сон со снами, сон без снов) представляют собой стадии погружения в истинное человеческое «Я». Последняя означает состояние полной нерасчлененности, абсолютного покоя, безличности - то есть Атмана.
Некоторые поздние упанишады предлагают нетрадиционные способы достижения истины, в частности, работу над телом, чем закладывается основа характерного для индуизма учения йоги (см. ЙОГА). Появляется в упанишадах, хотя и спорадически, идея личного бога. Упоминаются Рудра (Шива (см. ШИВА)) и Нараяна (Вишну (см. ВИШНУ)) как воплощения Брахмана, что можно считать важным звеном становления собственно индуизма.
Смрити
Наряду с религиозно-философскими текстами в период брахманизма появляется целая литература практического свойства, относящаяся к категории «смрити (см. СМРИТИ)». Это всякого рода наставления, касающиеся правил совершения публичных ритуалов (шраута-сутры) и домашних обрядов (грихья-сутры), а также тексты, трактующие вопросы этики и права (дхарма-сутры). В центре этих текстов - понятие дхармы («закон», «порядок»), которое пришло на смену космической рите (см. РИТА) и, обретя человеческое измерение, стало означать не только всеобщую упорядоченность явлений (и космических, и социальных), но еще и долг человека, исполнение им своих обязанностей, прежде всего религиозных.
БРАХМАНИЗМ - 2-я стадия (1-е тыс. до н. э.) формирования индийской религии - индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племен местных культов индийского автохтонного населения. Верховные боги - Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли анимистические представления, культ предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.
и (устар.) брамани́зм, -а, м.
Древнеиндийская религия (верховное божество Брахма, или Брама), сложившаяся в 8-9 вв. до н. э.
БРАХМАНИЗМ, религия в Индии (1-е тыс. до нашей эры). Стадия формирования индуизма; сложился в результате приспособления местных культов к ведической религии индоарийских племен. Верховные боги - Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли анимистические представления, культа предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.
брахмани́зм, брахмани́змы, брахмани́зма, брахмани́змов, брахмани́зму, брахмани́змам, брахмани́змом, брахмани́змами, брахмани́зме, брахмани́змах
БРАХМАНИЗМ а, м. brahmanisme m. Древнеиндийская религия (верховное божество в которой - Брахма), сложившаяся в 8-9 вв. до н. э. БАС-2. - Лекс. Энц. лекс. 1836: брахманизм; Уш. 1935: брахманИзм; Даль: браманИсм; САН 1891: брамани/зм.
БРАХМАНИЗМ - устар. БРАМАНИЗМ [санскр.] - одна из древнейших религий, возникшая в Древней Индии на основе ведизма (ВЕДИЗМ).
мн.
Древнеиндийские священные книги VIII - VI вв. до н.э., дополняющие Веды и содержащие в основе описания толкования ритуалов ведической религии.
Брахма́ны - 1) одна из высших каст в Индии, по происхождению - древнее сословие (варна) жрецов. 2) Древнеиндийские священные книги (VIII-VI вв. до н. э.), дополняющие Веды и содержащие в основном описания и толкования ритуала ведической религии.
* * *
БРАХМАНЫ - БРАХМА́НЫ,
1) одна из высших каст в Индии, по происхождению - древнее сословие (варна) жрецов. Источники существования большинства брахманов связаны не с религиозным культом, а с землевладением, государственной службой и пр.
2) Древнеиндийские священные книги (8-6 вв. до н. э.), дополняющие Веды (см. ВЕДЫ) и содержащие в основном описания и толкования ритуала ведической религии (см. ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ).
БРАХМАНЫ - 1) одна из высших каст в Индии, по происхождению - древнее сословие (варна) жрецов. Источники существования большинства брахманов связаны не с религиозным культом, а с землевладением, государственной службой и пр
2)] Древнеиндийские священные книги (8-6 вв. до н. э.), дополняющие Веды и содержащие в основном описания и толкования ритуала ведической религии.
Брахмапу́тра (Брамапутра), река в Китае, Индии, Бангладеш, на отдельных участках называется Мацанг, Цангпо (в Тибете), Диханг (в месте прорыва Брахмапутры через Гималаи), Джамуна (в Бангладеш). 2900 км, площадь бассейна 935 тыс. км2 (до слияния с Гангом и Мегхной 506 тыс. км2). Протекает по югу Тибетского нагорья, через Гималаи; в низовьях - по Гангской равнине. Впадает в Бенгальский залив, образуя с Гангом и Мегхной общую дельту (свыше 80 тыс. км2). Средний расход воды 12 тыс. м3/с. Максимальный сток летом; бывают наводнения. Судоходна на 1290 км от устья (в Тибете - на отдельных участках).
* * *
БРАХМАПУТРА - БРАХМАПУ́ТРА (Брамапутра), река в Китае, Индии, Бангладеш, на отдельных участках называется Мацанг, Цангпо (в Тибете), Диханг (в месте прорыва Брахмапутры через Гималаи), Джамуна (в Бангладеш). 2900 км, площадь бассейна 935 тыс. км2 (до слияния с Гангом и Мегхной 506 тыс. км2). Протекает по югу Тибетского нагорья, через Гималаи; в низовьях - по Гангской равнине. Впадает в Бенгальский зал., образуя с Гангом и Мегхной общую дельту (св. 80 тыс. км2). Средний расход воды 12 тыс. м3/с. Максимальный сток летом; бывают наводнения. Судоходна на 1290 км от устья (в Тибете - на отдельных участках).
БРАХМАПУТРА (Брамапутра) - река в Китае, Индии, Бангладеш, на отдельных участках называется Мацанг, Цангпо (в Тибете), Диханг (в месте прорыва Брахмапутры через Гималаи), Джамуна (в Бангладеш). 2900 км, площадь бассейна 935 тыс. км² (до слияния с Гангом и Мегхной 506 тыс. км²). Протекает по югу Тибетского нагорья, через Гималаи; в низовьях - по Гангской равнине. Впадает в Бенгальский зал., образуя с Гангом и Мегхной общую дельту (св. 80 тыс. км²). Средний расход воды 12 тыс. м³/с. Максимальный сток летом; бывают наводнения. Судоходна на 1290 км от устья (в Тибете - на отдельных участках).
БРАХМАПУТРА (Брамапутра), река в Азии (Китай, Индия, Бангладеш). На отдельных участках называется Мацанг, Цангпо (на Тибетском нагорье), Диханг (в месте прорыва Больших Гималаев), Джамуна (в Бангладеш). Длина 2900 км. Впадает в Бенгальский залив, образуя с Гангом и Мегхной общую дельту (площадь свыше 80 тыс. км2). Бывают наводнения. Судоходна от ущелья Диханг (1290 км от устья), на Тибетском нагорье - на отдельных участках. На Брахмапутре - города Шигадзе, Гаухати и др.
БРАХМАПУТРА, -ы, м. и ж..
1. Странный, погруженный в свои мысли человек.
2. Ирон. обращение к задумавшемуся, отвлекшемуся человеку.
Ну ты, брахмапутра, хватит о вечном, наливай!
3. Нечто сложное, запутанное, трудноразрешимое.
Он там такую брахмапутру нагородил, что теперь без пива не обойтись - он все так напутал, что теперь очень трудно разобраться.
От «Брахма» - высшее божество индуизма; контаминация с назв. реки Брахмапутра. Ср. брахман, брахмапудрить мозги.
- В широкой долине этой реки на полуострове Индостан расположен непроходимый для людей парк Казиранга - болотистая высокотравная саванна.
- Река в Бангладеше, Индии, Китае.
- Главная река Северо-Восточной Индии и Тибета.
БРАХМАЧАРЬЯ -
принцип целомудрия. Означает чистоту помыслов, слов и дел всегда и при всех обстоятельствах. Этимологически «брахмачарья» - это стремление к Брахме (Богу и Ведам) и путь воздержания. В обычной жизни это пугь безбрачия, который обязателен для тех, кто изучает Веды и посвятил себя исключительно познанию Бога. Кроме того, с безбрачием связаны все иные виды самоограничения. Строгий половой самоконтроль, предписываемый брахмачарьей, не может держаться на простом подавлении естественных склонностей, поэтому ищущий проходит сложный путь обуздания всех своих чувств и помыслов, в результат чего плотская любовь заменяется более высокой любовью к Богу.