ж.
1. Законченный по построению эпизод - номер, исполняемый певцом-солистом в опере, оперетте, оратории или кантате.
2. Самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса, отличающаяся мелодичностью, напевностью.
ж.
1. Законченный по построению эпизод - номер, исполняемый певцом-солистом в опере, оперетте, оратории или кантате.
2. Самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса, отличающаяся мелодичностью, напевностью.
А́РИЯ, арии, жен. (итал. aria) (муз.). Вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, обычно составная часть оперы, соответствующая драматическому монологу. Певец исполнил арию Ленского из оперы "Евгений Онегин".
А́РИЯ, -и, жен. Партия для голоса (в опере, оперетте, оратории или кантате), а также самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса.
АРИЯ - жен., итал. песня в один голос, одиночная, одноголоска, иногда в сопровождении музыкальных орудий.
Ария
-и, ж.
1) Законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.
Швабрин задумался и в рассеянии стал насвистывать французскую арию (Пушкин).
2) Инструментальная музыкальная пьеса певучего характера.
Родственные слова:
арие́тта, арио́зо
Этимология:
От итальянского aria ‘песня’. В русском языке - с начала XVIII в.
Энциклопедический комментарий:
В драматическом развитии оперы ария занимает место, соответствующее монологу в драме. Назначение арии - раскрытие душевных переживаний и устремлений героя. Для арии характерны напевность, мелодичность. Встречаются арии и в виде самостоятельной концертной вокальной или инструментальной пьесы певучего характера.
А́РИЯ, -и, ж
Часть произведения (оперы), представляющая собой вокальную партию для одного голоса как законченный эпизод.
Ария Паяца потрясла неискушенных слушателей.
А́РИЯ -и; ж. [итал. aria]. Муз.
1. Вокальная или музыкальная партия для одного голоса или инструмента как законченный эпизод или самостоятельный номер.
2. Вокальная или инструментальная музыкальная пьеса певучего мелодичного характера.
* * *
а́рия (итал. aria), законченный по построению эпизод (номер) в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра. Для арии характерны напевность, широта мелодического дыхания. Встречаются арии и в виде самостоятельной концертной вокальной или инструментальной пьесы.
* * *
АРИЯ - А́РИЯ (итал. aria), законченный по построению эпизод (номер) в опере (см. ОПЕРА), оперетте (см. ОПЕРЕТТА), оратории (см. ОРАТОРИЯ) или кантате (см. КАНТАТА) , исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра. Для арии характерны напевность, широта мелодического дыхания. Встречаются арии и в виде самостоятельной концертной вокальной или инструментальной пьесы.
АРИЯ (итал. aria) - законченный по построению эпизод (номер) в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра. Для арии характерны напевность, широта мелодического дыхания. Встречаются арии и в виде самостоятельной концертной вокальной или инструментальной пьесы.
-и, ж. муз.
1. Вокальное произведение для одного голоса (обычно составная часть оперы, оратории и т. п.).
2. Инструментальная музыкальная пьеса певучего характера.
[итал. aria]
А́РИЯ (от итал. aria - песня, мелодия, мотив) - 1) с 17 в. раздел оперы, оратории или кантаты - сравнительно продолжит. и композиционно самостоят. (т. е. способное исполняться вне контекста) соч. для солирующего голоса в сопровождении оркестра. Отличается от песни усложненностью мелодии и аккомпанемента, эл-том виртуозности (порой предельной) в вокальной партии, а от речитатива - напевностью и композиц. целостностью. В итал. оп. 2-й пол. 18 в. сформировался тип 3-частной А. да капо (aria da capo), где после 2-й части повторяется первая (по схеме ABA). А. да капо послужила базовой моделью для многообразия послед. композиц. оформлений А. В 18 в. зап.-европ. опера выработала ряд типовых А., в т. ч. aria cantabile (певучая, медленная A.), aria di bravura (яркая, виртуозная A.), aria lamento (медленная, скорбная А.). В оп. драматургии А. служит гл. обр. для автохарактеристики персонажа (т. н. ария-портрет) или эмоц. обобщения сложившейся к данному моменту сюжетной ситуации. Стандартизация жанра, а также замедление (а то и полная остановка) в нем сценич. действия неоднократно вызывали попытки исключить А. из оп. спектакля. Однако реформаторские порывы всегда вызывали контрреформаторские новации: так, в 18 в. А. В. Моцарта противостояли реформе Глюка, в 19-м А. Дж. Верди - реформе Р. Вагнера, А. П. И. Чайковского и Н. Римского-Корсакова - изгнанию А. из опер Мусоргского; в 20 в. последоват. защитником А. выступал в своих оп. И. Стравинский. Развитие А. в 19-20 вв. вело к большему насыщению ее эл-тами сценич. действия и к б. плотной спаянности с окружающими фрагментами музыки. В рус. опере А., начиная с комич. опер композиторов 18 в. (Пашкевич, Фомин), обнаруживает тяготение к интонациям нар. песни и бытового романса, что прослеживается вплоть до опер, кантат и ораторий Прокофьева и Дм. Шостаковича. Традиция, заложенная в оп. М. И. Глинки, определяет в рус. А. решит. преобладание эмоц.-психологич. характеристики героя или ситуации над демонстрацией виртуозных возможностей солиста; 2) концертная пьеса для солирующего голоса с оркестром; 3) инструмент. пьеса, как правило, обладающая певучей мелодией.
Задавать/ задать арию. Жарг. угол. 1. Кричать от боли. ББИ,19. 2. Начинать скандалить. ББИ, 19; Балдаев 1, 18.
Исполнять/ исполнить арию Риголетто (рыгалетто). Жарг. мол. Шутл.-ирон. О приступе рвоты в состоянии сильного алкогольного опьянения. МК, 20.03.92.
Ария блевотино (деблюе) из оперы «Риголетто». Жарг. мол. Шутл.-ирон. То же что ария Риголетто. Максимов, 16.
Ария Риголетто (рыгалетто). Жарг. мол. Шутл.-ирон. Приступ рвоты при сильном опьянении. МК, 20.03.92.
АРИЯ, -и, ж.
Эхоконференция, почтовая дискуссионная группа.
Подписался на новую арию.
От англ. area, Возм. первоначально из жарг. игроков в MUD; из языка программистов, пользователей компьютеров.
См. песнь...
-и, ж.
Производные: А́ря (А́ра).
[Женск. к Арий (см.).]
А́рия2
-и, ж. Нов.
Производные: А́ря (А́ра).
[Употребление нариц. сущ. ария в качестве личного имени.]
-и, жен.
Производные: Аря (Ара).
Происхождение: (Женск. к (см. Арий))
Происхождение: (Употребление нариц. сущ. ария в качестве личного имени.)
I.
АРИЯ I и, ж. aire f. мат. Надобно держаться Озанова манеру, которои делается умножаючи две базисовы арии, или площади, одна другою, а из сего продукта извлекают квадратный радиус. Площадь конуса. 1733. Арт. С.-Р 2 171.
II.
АРИЯ II и, ж. air m. воен. Побудок начинать, как и выше писано, но по пробитии барабана, где трубачи есть, трубить арию, а по арии быть в барабан на молитву две штуки. Румянцев 2 245. Некоторые из его песенок совсем изтребили из мыслей ея мои арии и самого меня. 1790. Сат. вестник. // Покровский Щеголи Прил. 69.
- Песенка, что спета Ленским.
- Выступление оперного докладчика.
- Крик души в музыкальном сопровождении.
- Выходная у Мистера Икса.
- Вокальный монолог.
- Оперное соло.
- Музыкальное произведение для одного певца или певицы.
- Номер в опере, исполняемый одним певцом.
- Сольный номер из оперы, кантаты.
- Эпизод оперы, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.
- Вокальная или инструментальная пьеса.
- Первая в России хэви-металл группа.
- Вокально-инструментальный ансамбль, созданный на базе ВИА «Поющие сердца».
- Женское имя.
АРИЯ (рок-группа) - А́РИЯ, российская хард-н-хэви (см. ХАРД-РОК)-группа (Москва). Основана в 1985.
Группу образовали три музыканта: Владимир Холстинин, Александр Грановский (экс-«Альфа») и Виктор Векштейн (руководитель ВИА «Поющие сердца»). Последний стал менеджером «Арии». Позже к группе присоедились Валерий Кипелов (вокал), Андрей Большаков (гитара), Игорь Молчанов (ударные) и Кирилл Покровский (клавишные).
Дебютный альбом «Мания величия» (1986) вызвал сильный резонанс, несмотря на отсутствие рекламы на телевидении и в прессе. В феврале 1986 состоялся первый скандальный концерт группы (в результате возникших на концерте беспорядков 40 зрителей попали в милицию).
Музыка группы, стилистически не сильно менявшаяся на всем протяжении ее существования, представляла собой жесткий гитарный хард-н-хэви, с двумя гитарами, ведущими риффовые партии (см. РИФФ), мощным акцентированным вокалом, развитой мелодикой и романтическо-героическими текстами. (Критики часто называли «Арию» «русским Iron Maiden (см. АЙРОН МЭЙДЕН)», что было не лишено основания. Тем не менее нельзя называть «Арию» типичным клоном знаменитой британской хэви-группы, у нее есть свое, вполне узнаваемое, лицо.)
В том же году «Ария» стала лауреатом фестиваля «Рок-панорама-86», а на фестивале «Литуаника-86» в Вильнюсе получила приз за профессионализм. При записи второго альбома «С кем ты?» (1987) в группе начались творческие разногласия, и в январе 1987 четверо музыкантов (Грановский, Большаков, Молчанов и Покровский) покинули группу, создав хэви-метал-коллектив «Мастер». Репертуар был поделен «пополам», и ряд успешных хитов (как, например, «Встань, страх преодолей!») «Арией» уже не исполнялся.
В обновленном составе (на место бас-гитариста пришел Андрей Дубинин, на второй гитаре заиграл Сергей Маврин, а за барабаны сел Максим Удалов) группа сначала появилась на грандиозном фестивале «Мелодии друзей» в Москве (апрель 1987), а затем музыкантами был записан один из лучших дисков группы «Герой асфальта», в который вошли такие известные композиции, как «Улица роз» и «Баллада о древнерусском воине». Гастрольный тур в поддержку альбома продлился два года, и практически везде группа собирала полные залы. Летом 1988 группа получила приглашение выступить на Берлинском фестивале «Дни стены», где играла перед 120 тыс. человек.
В конце 1988 достигли своего апогея разногласия в группе, связанные с коммерческой политикой Виктора Векштейна. В результате менеджер «Арии» покинул свое место, которое вскоре занял Юрий Фишкин. Весной 1989 вышел альбом «Игра с Огнем», отличающийся от предыдущих более агрессивной и динамичной музыкой. После его выхода в свет группа отправилась в длительное турне по России и Германии.
Осенью 1991 появился альбом «Кровь за кровь», в котором группа приобрела новое звучание благодаря использованию гитарного синтезатора и акустических гитар.
В 1993 концертная деятельность была сокращена, создана собственная студия звукозаписи «АРИЯ рекордз» и заключен пятилетний контракт с фирмой Moroz Records. Летом 1994 была издана коллекция из пяти дисков, включая ранее не издававшиеся «Манию Величия» и «С кем ты?». В 1995 группа выпустила альбом «Ночь короче дня», во время записи которого сделал попытку уйти в «Мастер» вокалист Кипелов. Также в декабре 1995 был записан двойной концертный альбом «Сделано в России», долго державшийся на высоких местах в хит-парадах (см. ХИТ-ПАРАД).
Летом 1997 музыканты «Арии», разделившись на группы, осуществили два сольных проекта: «Авария» и «Смутное Время». Одновременно музыканты продолжили и совместную работу, записав в 1998 альбом «Генератор Зла».
В 1999 группа получила спонсорскую поддержку дирекции российского представительства компании Harley Davidson (см. ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН), всемирно известного американского производителя мотоциклов. На альбоме того же года Tribute to Harley Davidson музыканты впервые записывают кавер-версии чужих песен: композиции Return of the Warlord группы Manowar (в кавер-варианте - «Пробил час») и Going to the Run группы Golden Earring («Беспечный ангел»). Последняя песня стала очень популярной, постоянно занимая первые места в хит-параде радиостанции «Наше радио», а видеоклип (см. ВИДЕОКЛИП), снятый на нее, постоянно транслировался на телеканале MTV. На гребне этого успеха музыканты возобновили активную гастрольную деятельность.
В 2000 «Ария» записала альбом «2000 и одна ночь», составленный в основном из старых композиций. Одна из песен («Потерянный рай») была исполнена и записана группой совместно с Президентским оркестром РФ. В том же году музыканты отпраздновали 15-летний юбилей коллектива грандиозным концертом в Лужниках (30 октября), который собрал практически всех людей, причастных к творчеству «Арии».
Альбом «Химера» (2001) стал последним для бессменного вокалиста группы Валерия Кипелова: летом 2002 он ушел из «Арии», занявшись сольным творчеством. Его место занял Артур Беркут, экс-вокалист знаменитой российской группы «Автограф». Первый альбом, записанный новым составом - «Крещение огнем» - увидел свет в мае 2003, за релизом последовал концертный тур по городам России и ближнего зарубежья.
В 2006 АРИЯ организовала гастрольный тур по России в честь 20-летнего юбилея группы, открыв его грандиозным концертом в СК «Лужники». В этом же году вышел следующий студийный альбом группы «Армагеддон».
АРИ˫АН|Е (98), -Ъ с. мн. ’Αρειανοί Сторонники одной из ересей, арианства:
ари˫ане. ѡ(т) ари˫а. Сь арии. александрьскы˫а цр҃кве бысть прозвитеръ. разлоучениѥ. с҃на ѡ(т) оц҃ѩ оучааше. иного ѥстьства оц҃а. и дроугааго ѥстьства с҃на славѩть. (’Αρειανοί) КЕ XII, 283а; тако(ж) и съ арі˫аниномь нѣкымь мніхомь бесѣдовавъ. свою състави ѥресь. (’Αρειανῷ) КР 1284, 374б; придоша когда ариане к немоу в гороу авъвы антони˫а. и начата огл҃ти правовѣрны˫а. старець же не ѡ(т)вѣща к нимъ (ἀρειανοί) ПНЧ 1296, 97; костѩнтинъ же ц(с)рь кавалинъ сыи арианинъ. възвративъсѩ ѡ(т) своѥго прѣстола. ПрЛ XIII, 69б; ст҃ыи Ѡфанасии, оувѣдѣвъ пакы и ц(с)рви Костѩньтиноу Арь˫аньскы˫а вѣры держати хотѩщемоу, Арь˫аномь же злообразоующе неподобны˫а || ѥмоу на нь клѣвещющемъ неправеднымь судомь, никомоу же повѣдавшю ѥмоу (τοὺς ’Αρειανούς) ΓΑ XIII-XIV, 217в-г; послѣди же ѡ(т) костѩнтина ц(с)рѩ ари˫анина суща. заточенъ бы (с) съ инѣми ѥп(с)пы Пр 1383, 153в; ˫ако же арь˫ане. престоупающе ѡ(т) г(с)а даное намъ число м҃ д҃нии. (οἱ ἀρειανοί) ПНЧ XIV, 193г; о арь˫анѣ(х) реку. и еоуноми˫анѣ(х). не токмо д҃хъ хулѩщи(х) но и с҃на. ГБ XIV, 88б.
АРИ˫АНЬСКЫИ (16) пр. к ари˫аньство:
и проклѩтѣ. быти всѩкои ереси. и осомь еуномианьстѣи и рекъше неподобьныимъ. и арианьстѣи. рекъше еудоѯианьстѣи. марианьстѣи. рекъше д҃хоборьць. (τῶν !!!!Άρειανών) КЕ XII, 25б; то бо приложьсѩ. къ арианьстѣии ереси. потщание творѩше. иже в никии на первомь сборѣ. изложеноую вѣроу развратити. КР 1284, 99а; и писаниѥмь костѩнта. въспри˫аста сво˫а прѣстола. и пакы изгнана быста. костѩ||нтинъ съвѣтомь арианьскымь. ПрЛ XIII, 69б-в; Не точью великыи Афанасии ц(с)рмь Костѩнтиномь оземьствованъ злодѣ˫ани˫а ра(д) Арь˫аньскы˫а, но и с҃нъ ѥго Костѩнтинъ, отень столъ приѥмъ (διὰ τὰς τῶν !!!!Άρειανῶν κακουργίας) ΓΑ XIII-XIV, 217в; ина бо суть кр҃щни˫а. но различна ˫аже соуть намъ на вредъ д҃ши. тѣх же намъ ˫ако || нѣчто не ч(с)то гноушатисѩ. ˫аже соуть патрианьска˫а. и несторь˫аньска˫а. и арь˫аньска˫а. Апок XIV (2), 107 об. -108; ты же арь˫аньскыи сборе. кто бѣ бо мі нынѣ слово. цр҃кви одержиши правовѣрны˫а изгнавъ. ГБ XIV, 123г.
АРИ˫АНЬСТВ|О (2*), -А с. Ересь, родоначальником которой был александрийский священник Арий, проповедовавший неравенство бога-сына по отношению к богу-отцу:
и е(с) жидовьство оубо. савель˫аньство въ едино три съставы полага˫а. елиньство же арь˫аньство г҃ T сущьства оучити многоб҃жьѥ въводѩ. ˫ако же вѣща великии дионисии римьскии. ГБ XIV, 19г; ап(с)лъ рече. ѡбра(з) ѡч҃ь с҃на зова. иже ѥ(с) подобье первообразному. истиною же хотѩть не писано. арь˫аньство ввести противу. ѥже есть не того сущьства гл҃ти с҃нъ оц҃ю подобе(н). подобе(н) же. не то же подобити сѩ. и сегда равенъ. овогда же не равенъ. не написанъ же гл҃ти се. Там же, 186а.
АРИ˫АНЬСТВ|ОВАТИ (5), -ОУЮ, -ОУѤТЬ гл. Следовать арианству, придерживаться арианской ереси:
прѣбы(с) же оубо ѥвъдоксии арианьствоуѩ. не по(д)бно же аѥтиеве ѥреси. (ὁ Εὐδόξις ’Αρειανίζων) КР 1284, 367в; цр҃ву дворьскому арь˫аньствующю. к собѣ златомь всхити ГБ XIV, 185в; мнѩху бо италомъ арь˫аньствовати. арии оубо г҃ ипостаси иного сущьства исповѣда. Там же, 192а.