См.: языковая агрессия
языковое законодательство
Лингвистические термины
Регулирование аспектов функционирования языка или языков в официальных сферах. В задачи Я.з. не входит регламентирование неофициального межличностного общения. Я.з. реализуется в отдельных статьях Конституции, в специальных законах о языках, указах, государственных программах, являясь средством сознательного воздействия общества на язык.
Нормативные акты могут:
1) относиться к какому-либо отдельному уровню функционирования языка;
2) регулировать применение языка или языков в обществе;
3) регламентировать использование языка или языков в сфере начального, среднего, высшего образования, судопроизводства, административной деятельности, транспорта и др.;
4) запретить использование какого-либо языка в официальных сферах общения;
5) придать языкам правовой статус государственного, официального, поощряемого.
Например, в РФ языки распределяются по следующим рубрикам:
а) государственные;
б) официальные;
в) языки коренных малочисленных народов РФ;
г) языки с неопределенным статусом.
Я.з. выполняет следующие функции:
1) создает условия для языковой интеграции общества;
2) защищает языковые права личности;
3) способствует устранению базы для возникновения языковых конфликтов.
Непродуманное Я.з.:
1) способствует социальной напряженности;
2) ведет к дезинтеграции общества;
3) приводит к языковым конфликтам
Я.з. действует только на территории своего государственного образования.
Понятия лингвистики
Регулирование аспектов функционирования языка или языков в официальных сферах. В задачи Я.з. не входит регламентирование неофициального межличностного общения. Я.з. реализуется в отдельных статьях Конституции, в специальных законах о языках, указах, государственных программах, являясь средством сознательного воздействия общества на язык. Нормативные акты могут:
1) относиться к какому-либо отдельному уровню функционирования языка;
2) регулировать применение языка или языков в обществе;
3) регламентировать использование языка или языков в сфере начального, среднего, высшего образования, судопроизводства, административной деятельности, транспорта и др.;
4) запретить использование какого-либо языка в официальных сферах общения;
5) придать языкам правовой статус государственного, официального, поощряемого. Например, в РФ языки распределяются по следующим рубрикам:
а) государственные;
б) официальные;
в) языки коренных малочисленных народов РФ;
г) языки с неопределенным статусом.
Я.з. выполняет следующие функции:
1) создает условия для языковой интеграции общества;
2) защищает языковые права личности;
3) способствует устранению базы для возникновения языковых конфликтов.
Непродуманное Я.з.:
1) способствует социальной напряженности;
2) ведет к дезинтеграции общества;
3) приводит к языковым конфликтам. Я.з. действует только на территории своего государственного образования.
Социолингвистика
Регулирование различных аспектов функционирования языка (языков) в официальных сферах общения. Реализуется в отдельных статьях Основного закона (Конституции), в принятии специальных законов о языке(ах), указах, государственных программах. Является средством сознательного воздействия общества на язык. Нормативные акты могут относиться к какому-л. отдельному уровню функционирования языка, напр., регулируют использование графики, орфографии, в том числе правила написания отдельных слов: напр., петровские реформы были связаны с изменением стиля начертания букв (гражданский шрифт заменил славянскую вязь), исключением из графической системы некоторых букв (ж «юс большой», «юс малый» и йотированные юсы ) и др.; орфографическая реформа 1917-1918 гг. отменила использование некоторых греческих букв: i («и десятеричное»), Ъ «ять», а в области орфографии, в частности, написание «ъ» после твердых согласных в конце слова; постановление 1944 г. отменяло обязательное употребления буквы ё. Кроме того, Я.з. может носить более общий характер и регулировать применение языка(ов) в обществе, основываясь на реальных общественных потребностях и традициях и/или согласуясь с задачами национально-языковой политики. Так, Я.з. устанавливает правила софункционирования языков в многонациональном и многоязычном обществе, регламентирует, в частности, использование языка(ов) в сфере начального, среднего, высшего образования, судопроизводства, административной деятельности, тарнспорта и др. Я.з. может ограничивать использование какого-л. языка(ов) в некоторых официальных сферах общения, напр., запретить его применение в сфере образования, в сфере административной деятельности и т. п. Одним из способов языкового регулирования является придание языкам правового статуса государственного, официального, поощряемого. В России в соответствии с законодательно приданным им правовым статусом языки распределяются по следующим рубрикам: государственные, официальные языки, языки коренных малочисленных народов РФ, языки с неопределенным статусом.
Реализация законов о языках должна сопровождаться созданием кадровой и материальной базы.
Регулируя сферы применения и функциональную нагрузку языков-компонентов соответствующей социально-коммуникативной системы в различных сферах общения, Яз. создает условия для языковой интеграции общества, защищает языковые права личности, способствует устранению базы для возникновения языковых конфликтов или, напротив, непродуманное Яз. способствует социальной напряженности, ведет к языковой и социальной дезинтеграции общества, к языковым конфликтам.
Действие Я.з. распространяется только на официальные регулируемые коммуникативные сферы: в его задачи не входит регламентирование неофициального межличностного общения. Я.з. действует только на территории данного государственного образования (ср. решение Украины ввести в русском языке употребление предложной конструкции в Украине вм. русск. на Украине).
См. также: Государственный язык, Обустройство языковой реальности, Правовой статус языка, Языки коренных малочисленных народов РФ, Языковая политика, Языковые права личности
Полезные сервисы
языковое мышление
Переводоведческий словарь
языковое мышление - мышление на основе языковых знаков (слов и словосочетаний). То же, что и вербальное мышление.
Полезные сервисы
языковое обеспечение
Понятия лингвистики
Языковое обеспечение (лингвистическое обеспечение)
Совокупность языковых средств, обеспечивающих адекватное функционирование языка в той или иной сфере социального общения. Например, наличие терминологии и развитого научного стиля способствует использованию языка в сферах образования и науки в письменной и устной форме.
Социолингвистика
Совокупность языковых средств, необходимых для адекватного функционирования языка в определенной сфере социального общения. Напр., наличие специальных терминологических систем и развитого научного стиля (лексические и фразеологические единицы, синтаксические конструкции) обеспечивает использование языка в сферах образования, науки (в письменной и устной форме).
См. также: Национальный язык
Полезные сервисы
языковое обеспечение (лингвистическое обеспечение)
Лингвистические термины
Совокупность языковых средств, обеспечивающих адекватное функционирование языка в той или иной сфере социального общения. Например, наличие терминологии и развитого научного стиля способствует использованию языка в сферах образования и науки в письменной и устной форме.
Полезные сервисы
языковое обособление
Лингвистические термины
Понятия лингвистики
Социолингвистика
Процесс расхождения диалектов, причиной которого обычно бывает прекращение (временное или постоянное) общения между их носителями; при длительном раздельном проживании носителей диалектов, а результатом - образование самостоятельных языков. Именно так образовались генетически родственные языковые группы и семьи. Напр., восточнославянские языки - русский, украинский и белорусский - начали формироваться после XIV в. на базе соответствующих диалектов в результате Я.о..
См. также: Автономизация диалектов
Полезные сервисы
языковое образование
Методические термины
ЯЗЫКОВО́Е ОБРАЗОВА́НИЕ.
Процесс и система организации обучения государственному, родному и иностранным языкам. Задачей Я. о. является, в частности, развитие многоязычия и поддержка языкового многообразия в обществе. Ведущей тенденцией современного языкового образования является поликультурность, языковой плюрализм, диалог культур.
Социолингвистика
См. Идиом
Полезные сервисы
языковое обустройство
Педагогическое речеведение
Языковое обустройство - термин зарубежной лингвистики, адекватный термину языковое регулирование. В отечественной социолингвистике активно используется В.Г. Гаком, точно отражает процесс активного поиска форм сосуществования языков; важно при этом, что термин Я. о. не несет на себе идеологической окраски, присущей термину языковая политика.
Лит. см. лит. к статье Языковая политика.
Н.П. Шумарова
Полезные сервисы
языковое планирование
Лингвистические термины
Один из видов человеческой деятельности, направленной на решение языковых проблем.
Цели Я.п.:
1) изменение функционального соотношения языков или подсистем языка в обществе;
2) решение вопроса о кодификации языковых реалий.
Я.п. включает следующие этапы:
1) сбор материала, в широких масштабах;
2) рассмотрение альтернативного плана действий;
3) принятие решений;
4) реализация решений разными методами.
Понятия лингвистики
Один из видов человеческой деятельности, направленной на решение языковых проблем.
Цели Я.п.:
1) изменение функционального соотношения языков или подсистем языка в обществе;
2) решение вопроса о кодификации языковых реалий.
Я.п. включает следующие этапы:
1) сбор материала, в широких масштабах;
2) рассмотрение альтернативного плана действий;
3) принятие решений;
4) реализация решений разными методами.
Социолингвистика
Один из видов человеческой деятельности, направленной на решение языковых проблем. Целью языкового планирования может быть как изменение функционального соотношения языков или подсистем языка в обществе, так и решение вопроса о правильности - кодификации тех или иных языковых реалий. Планирование включает следующие этапы:
1) сбор материала в широких масштабах;
2) рассмотрение альтернативных планов действия;
3) принятие решений;
4) осуществление решений различными методами.
В начале 80-х гг.
ХХ в. в Канаде обострился кризис между англоязычным и франкоязычным населением страны. Это побудило власти проводить активную языковую политику, направленную на поддержку французского языка и культуры в первую очередь во франкоязычном штате Квебек (Quebec). После проведения широкомасштабных исследований демографии франкоязычного населения, функционирования французского языка в сфере образования, в других социально значимых областях, был сделан вывод о стремительном сужении сфер использования второго языка Канады и сокращении численности франкоязычного населения страны. На основе полученных данных правительством Квебека были приняты меры по приоритетному использованию французского языка в образовании, в экономике и производстве, в области управления и законодательства, в средствах массовой информации и в различного рода печатных изданиях. Как показали исследования канадских социолингвистов, увеличение доли французского языка в сфере производства привело к определенному повышению производительности труда.
См. также: Языковая политика, Языковое строительство
Полезные сервисы
языковое посредничество
Переводоведческий словарь
языковое посредничество
1. Деятельность человека, владеющего двумя языками, обеспечивающая речевое общение людей, пользующимися разными языками; центральное звено опосредствованной двуязычной коммуникации. Виды ПЯ: перевод, пересказ, иноязычное реферирование, общение через языкового посредника путем постановки ему коммуникативных задач и т.д.
2. Существует два вида (подкласса) языкового посредничества:
1) эквивалентное языковое посредничество, или перевод при котором коммуникативные функции и нечного текстов идентичны друг другу и на условиях языкового посредничества оказывают влияние лишь закономерные (т.е. не затрагивающие коммуникативную функцию) изменения в коммуникативной ситуации;
2) гетеровалентное языковое посредничество, или переложение с обработкой содержания, при котором в результате дополнительных, не вызванных самой природой языкового посредничества изменений вторичной коммуникативной ситуации конечный текст выполняет иную коммуникативную функцию, нежели исходный текст, хотя между этими текстами обнаруживаются определенные регулярные отношения, вполне объяснимые с точки зрения условий коммуникации.
Полезные сервисы
языковое прогнозирование
Лингвистические термины
Исследование языка с целью прогнозирования языкового развития.
Выделяются пять областей языкового прогнозирования:
1) развитие языка в мире;
2) судьба отдельных языков;
3) развитие общественных функций языков;
4) структурное развитие языков;
5) развитие и взаимодействие языков.
Понятия лингвистики
Исследование языка с целью прогнозирования языкового развития.
Выделяются пять областей языкового прогнозирования:
1) развитие языка в мире;
2) судьба отдельных языков;
3) развитие общественных функций языков;
4) структурное развитие языков;
5) развитие и взаимодействие языков.
Социолингвистика
Исследование конкретных перспектив развития как отдельного языка, его внутренней структуры, так и языковой ситуации в той или иной социальной общности.
Выделяются пять областей социолингвистического прогнозирования языкового развития:
1) развитие языков в мире;
2) судьба отдельных языков;
3) развитие общественных функций языков;
4) структурное развитие языков;
5) развитие и взаимодействие языков.
См. также: Витальность языка, Языковое планирование, Языковое строительство
Полезные сервисы
языковое пространство
Лингвистические термины
языковое пространство (коммуникативное пространство, этноязыковое пространство)
1. То же, что и социальная группа.
2. По Дж.Гамперцу, социальная одноязычная, двуязычная или многоязычная группа, связь между членами которой основывается на частоте и насыщенности социального взаимодействия.
3. Совокупность языковых кодов, используемых в социуме.
4. Языковой ареал; географическое пространство распространения языка или формы его существования.
5. Коммуникативный Универсум.
6. Виртуальное пространство бытования языка.
Понятия лингвистики
Языковое пространство (коммуникативное пространство, этноязыковое пространство)
1. То же, что и социальная группа.
2. По Дж.Гамперцу, социальная одноязычная, двуязычная или многоязычная группа, связь между членами которой основывается на частоте и насыщенности социального взаимодействия.
3. Совокупность языковых кодов, используемых в социуме.
4. Языковой ареал; географическое пространство распространения языка или формы его существования.
5. Коммуникативный Универсум.
6. Виртуальное пространство бытования языка.
Социолингвистика
(Коммуникативное пространство, Этноязыковое пространство)
1. Социальная одноязычная, двуязычная или многоязычная группа, связь между членами которой основывается на частоте и насыщенности социального взаимодействия (термин Дж. Гамперца). То же, что и социальная группа.
2. Совокупность языковых кодов, используемых в административных и национальных образованиях. То же, что языковая ситуация.
3. Географическое пространство распространения того или иного языка или формы его существования - языковой ареал.
В русскоязычной научной литературе термин, как правило, используется во втором значении.
См. также: Социальная группа, Этническая группа, Языковая ситуация, Языковой ареал
Полезные сервисы
языковое противостояние
Лингвистические термины
1. Противостояние групп людей, причиной которого являются языковые проблемы.
2. Стремление демографически и/или социально доминирующего этноса ущемить языковые права других этнических групп
3. Нежелание разных этнических групп изучать язык доминирующего этноса.
Понятия лингвистики
Социолингвистика
Полезные сервисы
языковое развитие
Словарь народов и культуры
Языковое развитие
(language development), усвоение детьми родного яз. При всей сложности речи даже самые маленькие дети легко овладевают ею. Ребенок должен научиться произносить звуки (фонология), усвоить правила их соединения в слова и предложения (грамматика, синтаксис), понять значения слов (семантика) и тот способ, каким люди используют язык в разговоре. Согласно бихевиористской теории Скиннера, речь усваивается благодаря поощрению за ее правильное воспроизведение. Эта теория, правда, не объясняет, почему дети всегда изобретают свои собственные, грамматически неправильные выражения, даже без всякого внеш. стимула. Порождающая (генеративная) теория Хомского утверждает, что люди обладают врожденной, присущей только им способностью к усвоению языка. Существуют весьма веские основания для отнесения речевых функций к левому полушарию головного мозга. Когнитивный подход к определению Я.р. выделяет прежде всего роль общих интеллектуальных способностей. Напр., язык младенца преимущ. отражает представления о субъектах и объектах действия, а не об особых грамматических категориях языка. Каждая теория дает объяснение опред. стороны Я.р., но ни одна из них пока не объяснила этот процесс в целом.
Полезные сервисы
языковое регулирование
Педагогическое речеведение
Языковое регулирование - пакеты законов, постановлений, распоряжений администрации, касающиеся использования языка или языков в сфере производства, культуры, образования, науки и т. д.
Я. р., сознаваемое как гуманистическая потребность общества, в многонациональном государстве заключается в обеспечении общего средства коммуникации при одновременном сохранении и развитии каждого языка в соответствии с желанием его носителей (В.Г. Гак).
Сохранить равноправный статус языков при этом оказывается чрезвычайно трудно, так как практическая реализация конкретных мер нарушает равновесие и активизирует унифицирующие тенденции, способствующие укреплению одного (общего) языка, а тем самым и вытеснению других.
Вытеснение родного языка в сфере просвещения, средств массовой информации, а также в армии, юриспруденции, административной деятельности оставляет ему как поле бытия только семейно-бытовую область. Стремление к социальной адаптации заставляет его носителей переходить на более престижный язык, тот, который способен удовлетворить все социокультурные потребности личности. В результате возникает чувство отчуждения от родного языка, от своей культуры, своей национальной памяти. Противостоять этому процессу призвано Я. р., «построенное» на плюралистической основе, способствующей поддержанию, укреплению и развитию языков этнических меньшинств либо языков, более слабых в функциональном отношении. Работа эта требует больших материальных затрат на издание учебников, словарей на языках этнических меньшинств, на подготовку учителей, поддержание соответствующей кадровой политики, дублирование документации, переводы и т. п. Нередко она сопровождается рядом отрицательных социопсихологических явлений, в частности чувством языкового эгоизма, проявляемого и представителями этнического большинства, и представителями меньшинства. Например, известно, что проживающие в Каталонии представители испано-язычного населения не желают изучать каталанский язык, поскольку каталонцы владеют испанским.
Отзвуки языкового эгоизма могут иметь не только социокультурные, но и социоэкономические последствия, связанные прежде всего с оттоком населения из региона, где сталкиваются два вида языковых интересов. Так, после принятия закона 101, поддерживающего национально-языковые права франкоязычного населения Квебека (Канада) в 70-е годы, из провинции стало уезжать англоязычное население, что сказалось на экономической ситуации и привело к политическому разобщению частей страны.
Я. р. - неотъемлемая часть общественной жизни любого многоязычного государства. Поэтому, несмотря на все его недочеты, оно как государственная акция имеет большое значение для создания и поддержания стабильности в обществе, способствует сохранению национально-культурных, а тем самым и общечеловеческих ценностей.
Лит. см. лит. к статье Языковая политика.
Н.П. Шумарова
Социолингвистика
Полезные сервисы
языковое родство
языковое сознание
языковое сообщество
Лингвистические термины
Совокупность людей, осуществляющих контакты друг с другом при помощи одного или разных языков на уровне социальных, экономических, политических и культурных связей. Границы распространения языков не совпадают с политическими границами (например в Нигерии более 200 языков).
Языковое сообщество характеризуется общностью социальной жизни и наличием регулярных коммуникативных контактов, хотя формат его бытования различен:
1) государство;
2) республика;
3) город;
4) предприятие;
5) учреждение;
6) учебное заведение;
7) семья;
8) спортивная команда;
9) научный кружок и т.п.
Чем меньше численность языкового сообщества, тем выше его языковая однородность.
Понятия лингвистики
Совокупность людей, осуществляющих контакты друг с другом при помощи одного или разных языков на уровне социальных, экономических, политических и культурных связей. Границы распространения языков не совпадают с политическими границами (например в Нигерии более 200 языков). Языковое сообщество характеризуется общностью социальной жизни и наличием регулярных коммуникативных контактов, хотя формат его бытования различен:
1) государство;
2) республика;
3) город;
4) предприятие;
5) учреждение;
6) учебное заведение;
7) семья;
8) спортивная команда;
9) научный кружок и т.п.
Чем меньше численность языкового сообщества, тем выше его языковая однородность.
Социолингвистика
Совокупность людей, объединенных общими социальными, экономическими, политическими и культурными связями и осуществляющих в повседневной жизни непосредственные и опосредствованные контакты друг с другом и с разного рода социальными институтами при помощи одного языка или разных языков, распространенных в этой совокупности. Границы распространения языков очень часто не совпадают с политическими границами: в современной Африке, на одном и том же языке могут говорить жители разных государств (напр., суахили, распространенный в Танзании, Кении, Уганде, частично в Заире и Мозамбике), а внутри одного государства сосуществуют несколько языков (в Нигерии, напр., более 200 языков). Поэтому при определении данного понятия важно сочетание лингвистических и социальных признаков, характеризующих функционирование языков в определенной социальной среде.
В качестве Я. с. могут рассматриваться различные по численности совокупности людей - от целой страны до так называемых малых социальных групп (напр., семьи, спортивной команды); критерием выделения в каждом случае должны быть общность социальной жизни и наличие регулярных коммуникативных контактов.
Одно Я. с. может быть объемлющим по отношению к другим. Так, современная Россия - пример Я.с. которое включает в себя Я.с. меньшего масштаба: республики, области, города; город включает в себя Я. с. еще меньшего масштаба: предприятия, учреждения, учебные заведения. Чем меньше численность Я.с., тем выше его языковая однородность. Так, в России существуют и взаимодействуют друг с другом десятки национальных языков и их диалектов, а в крупных российских городах основные формы общественной жизни осуществляются уже на значительно меньшем числе языков, часто на двух (Казань: татарский и русский, Майкоп: адыгейский и русский), а при национальной однородности населения - преимущественно на одном языке. В рамках таких Я.с., как завод, научно-исследовательский институт, средняя школа преобладает один язык общения. Однако в малых Я. с. - таких, как семья, где коммуникативные контакты осуществляются непосредственно, может быть не один, а два языка (и даже больше: известны семьи русских эмигрантов, использующие во внутрисемейном общении несколько языков).
См. также: Социальная группа, Языковая группа, Языковой коллектив
Полезные сервисы
языковое состояние
Понятия лингвистики
Языковое состояние (состояние языка)
Совокупность всех видов вариативности языка: функционально нагруженных и не имеющих функциональной нагрузки (парадигматический план). Языковое состояние характеризуется наличием следующих компонентов:
1) функциональных стилей;
2) форм существования (диалекты и т.п.);
3) форм реализации (устная, письменная).
Социолингвистика
Совокупность всех видов вариативности языка, как функционально нагруженных, так и не имеющих ясно выраженной функциональной нагрузки (парадигматический план). Компоненты, характеризующие состояние языка, складываются из репертуара функциональных стилей (официально-деловой, научный и др.), форм существования (диалект и др.) и форм реализации (письменная, устная).
См. также: Варианты языка, Формы существования языка, Функциональный стиль
Полезные сервисы
языковое состояние (состояние языка)
Лингвистические термины
Совокупность всех видов вариативности языка: функционально нагруженных и не имеющих функциональной нагрузки (парадигматический план). Языковое состояние характеризуется наличием следующих компонентов:
1) функциональных стилей;
2) форм существования (диалекты и т.п.);
3) форм реализации (устная, письменная).
Полезные сервисы
языковое строительство
Лингвистические термины
Совокупность государственных мер, нацеленных на развитие языков, на позитивное изменение их функционального статуса:
1) создание письменности;
2) введение языков в систему образования;
3) использование их в массовой коммуникации;
4) создание словарей;
5) разработка грамматик;
6) накопление корпуса текстов.
Понятия лингвистики
Совокупность государственных мер, нацеленных на развитие языков, на позитивное изменение их функционального статуса:
1) создание письменности;
2) введение языков в систему образования;
3) использование их в массовой коммуникации;
4) создание словарей;
5) разработка грамматик;
6) накопление корпуса текстов.
Социолингвистика
Совокупность государственных мер, направленных на позитивное изменение функционального статуса бытующих в нем языков: создание письменности, введение языков в систему образования, массовую коммуникацию и т. п. Параллельно с этим обычно идет работа по совершенствованию структуры языка - пополнение лексики, создание терминологии, норматизация и кодификация.
См. также: Прикладная социолингвистика, Расширенный код, Языковая политика, Языковое планирование
Полезные сервисы
языковое существование
Методические термины
ЯЗЫКОВО́Е СУЩЕСТВОВА́НИЕ.
Процесс взаимодействия личности с языком, в котором язык выступает одновременно и как объект, над которым говорящий постоянно работает, приспосабливает его к задачам, возникающим в его текущем жизненном опыте, и как среда, в которую этот опыт оказывается погружен и в окружении которой он совершается. Термин Я. с. предложен Б. М. Гаспаровым (1996).
Социолингвистика
Полезные сервисы
языковое табу
Социолингвистика
Выражается в запрете на употребление тех или иных слов, выражений или собственных имен. Явление табу связано с магической функцией языка (речи), т. е. с верой в возможность непосредственного воздействия на окружающий мир при помощи языка. Я.т. наиболее характерны для народов с архаичной культурой, однако в большей или меньшей степени встречаются во всех языках. Напр., во многих архаичных культурах женщинам запрещено произносить имя мужа, которое заменяется описательными выражениями. В современных европейских языках к табу можно отнести традицию не говорить прямо о естественных отправлениях, не называть прямо тяжелые болезни.
См. также: Магическая функция языка, Эвфемизм, Языковое уклонение
Полезные сервисы
языковое уклонение
Лингвистические термины
Отказ от общения на определенных разновидностях языка, на использование которых наложен социальный запрет. Табуированная лексика, табуированные темы и т.п. существуют во всех языках мира, что обусловлено магической функцией языка, верой человека в лингвистическое кодирование окружающего мира с целью воздействия на него.
Понятия лингвистики
Отказ от общения на определенных разновидностях языка, на использование которых наложен социальный запрет. Табуированная лексика, табуированные темы и т.п. существуют во всех языках мира, что обусловлено магической функцией языка, верой человека в лингвистическое кодирование окружающего мира с целью воздействия на него.
Социолингвистика
Выражается в отказе от общения на определенных разновидностях языка, обусловленном тем, что на их использование наложен социальный запрет. Напр., во многих австралийских аборигенных сообществах существуют разнообразные табу на употребление родного языка; в некоторых случаях разрешено разговаривать друг с другом только на специальных языковых разновидностях с особым сокращенным словарным запасом, а иногда также и с отличной фонологической системой.
См. также: Языковое табу