м.
Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный - краткий - и ударный - длинный - слог.
м.
Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный - краткий - и ударный - длинный - слог.
ЯМБ, ямба, муж. (греч. iambos) (лит.). Стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге, напр. мой дя/дя са/мых че/стных пра/вил (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить.» Пушкин. «Он выкрикивал нараспев свои четырехстопные ямбы.» А.Тургенев.
ЯМБ, -а, муж. Двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
| прил. ямбический, -ая, -ое. Ямбическая стопа.
ЯМБ - муж. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (ямб-). Ямбические стихи, писанные ямбами.
II. ЯМБ муж., сиб. китайское серебро в слитках разного весу.
Ямб
-а, м., лит.
Стихотворная стопа, состоящая из двух слогов, из которых второй - ударный.
Первый род стихов называю ямбическим, который из одних только ямбов состоит: Белеет, будто снег, лицом (Ломоносов).
Я даже ямбом подсюсюкнул, чтоб только быть приятней вам (Маяковский).
Родственные слова:
ямби́ческий
Этимология:
От французского пambe (← лат. iambus ‘ямб’, ‘ямбический стих’ ← греч. iambos ‘ямб’ ← iambike ‘фракийский музыкальный инструмент’). В русском языке - с 30-х гг. XVIII в.
Энциклопедический комментарий:
Ямб - самый употребительный из метров русского силлаботонического стиха. Основные размеры - 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы XVIII в.), 5-стопный (лирика и драмы XIX-XX вв.), вольный разностопный (басня XVIII-XIX в., комедия XIX в.).
ЯМБ -а; м. [греч. iambos] Двухсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении с ударением на втором слоге, например: Гире́й́ сиде́л́ поту́/пя взо́р (Пушкин). Четырёхстопный ямб. Разностопный ямб. * Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить (Пушкин).
◁ Ямби́ческий, -ая, -ое. Я-ая стопа. Я-ие стихи.
* * *
ямб (греч. íambos), стихотворный метр с сильными местами на чётных слогах стиха («Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил...», А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы XVIII в.), 5-стопный (лирика и драмы XIX-XX вв.), вольный разностопный (басня XVIII-XIX вв., комедия XIX в.).
* * *
ЯМБ - ЯМБ (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха («Мой дЯ́дя сА́мых чЕ́стных прА́вил...», А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
ЯМБ (греч. iambos) - стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
-а, м. лит.
Двухсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении с ударением на втором слоге, например: Гире́й | сиде́л | поту́|пя взо́р (Пушкин, Бахчисарайский фонтан).
[греч. ’ίαμβος]
ЯМБ (греч. ἴαμβος - ямб) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр, образуемый двусложными стопами с сильным местом на 2-м слоге; сильное место заполняется ударными или безударными слогами любых слов, слабое место - безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов; последнее сильное место обязательно-ударно (схема Я.: - - ... , где "-" - сильное место, - слабое место, "" - обязательно-ударное место). Кол-во стоп определяет размер ямбич. стиха: наиб. упоребительными являются: 3-стопный Я. ("Среди долины ровныя", А. Ф. Мерзляков), 4-стопный Я. ("Мой первый друг, мой друг бесценный", А. С. Пушкин), 5-стопный Я. ("Суровый Дант не презирал сонета", Пушкин), 6-стопный Я. с цезурой ("Мой голос для тебя и ласковый и томный", Пушкин); среди разностопного Я. - урегулированное чередование 4- и 3-стопников, 6- и 4-стопников, а также разностопный неурегулированный вольный стих. В Я., как и в хорее, довольно часты пропуски метрич. ударений (пиррихии), поэтому осн. ритмич. формы ямбич. размеров различаются не в завис. от того, какие места заняты ударениями, а на каких они пропущены; частоударные и редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно. В рус. стихосложении Я. как самостоят. стопу впервые выделил В. К. Тредиаковский ("Новый и краткий способ к сложению рос. стихов", 1735), за ним - М. В. Ломоносов. Первые опыты ямбич. стиха на рус. яз. появились в кон. 17 - нач. 18 в. и принадлежали иностранцам (Э. Глюк, И. В. Паус). Освоению Я. рус. поэзией положила начало реформа Тредиаковского - Ломоносова. "Ода.. на взятие Хотина" Ломоносова - первое оригинальное произв., напис. Я. В метрич. репертуаре рус. поэзии Я. наиболее популярен. В 18 в. он господствует безраздельно; 4-стопный - в одах и стансах, 6-стопный (наиб. употребительный) - в посланиях и элегиях, вольный Я. - в баснях и пиндарич. лирике (Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин и др.). В нач. 19 в. его доля в метрич. репертуаре неск. снижается, но зато расширяется жанровый и тематич. репертуар старых ямбич. размеров и происходит освоение новых - 5-стопного (драма, поэма, элегия) и разностопного Я.; 4-стопный Я. в этот период становится ведущим размером и осознается как нейтральный (В. А. Жуковский, Н. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков и др.). Сер. 19 в., осваивающая новые 3-сложные размеры, берет из предшествующей эпохи наиб. разработанные и привычные ямбич. размеры (гл. обр. 4-, 5-и 6-стопные), неск. изменяя их ритмич. рисунок (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, А. Н. Плещеев, К. К. Случевский и др.) В нач. 20 в. в период освоения неклассич. размеров эксперименты в обл. метрики распространяются и на классич. ямбич. размеры, в к-рых начинают использоваться новые клаузульные и цезурные разновидности (А. А. Блок, И. Ф. Анненский, А. Белый, В. Я. Брюсов и др.); появляются сверхдлинные Я. (напр., 10-стопный цезурованный у И. Северянина). В совр. поэзии наиб. употребительными являются 4- и 5-стопный Я.
ЯМБ (греческое iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дядя самых честных правил...", А.С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - 4-, 6-стопный, вольный разностопный.
ямб I
стихотворный метр с сильными местами на чётных слогах стиха; самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.), пятистопный (лирика и драмы XIX-XX в.в), вольный разностопный (басни XVIII-XIX в.в., комедия XIX в)
Внук Тредьяковского Клит гекзаметром песенки пишет, // Противу ямба, хорея злобой ужасною дышет…
ямб II
русское название слитков серебра, обращавшихся в Китае до денежной реформы 1933 г.
Сегодня велись переговоры Кондратьевым с коммерческими предприятиями относительно верблюдов, их продажи целиком всех с седлами, также зондировалась почва относительно размена серебра ― ямбов или гамбургских слитков на китайские доллары.
ЯМБ (греч.). Стихотворный размерь, состоящий из двухсложной стопы с ударением на втором слоге. Напр. Цветы последние милей….
- Этим стихотворным метром Пушкин изрёк классическое: «Мой дядя самых честных правил».
- Двухсложный стихотворный размер.
- Что Онегин не мог отличить от хорея?
- Русское название слитков серебра, обращавшихся в Китае до денежной реформы 1933 года.
- Именно так звали служанку, которая смогла рассмешить Деметру после того, как у неё похитили дочь, а древние греки назвали её именем стихи, которые хотели приблизить к разговорной речи.
ЯМБА - Я́МБА (Иамба), в греческой мифологии дочь бога Пана (см. ПАН (в мифологии)) и нимфы Эхо (см. ЭХО (в мифологии)) , служанка царя Келея. Рассмешила непристойными шутками богиню Деметру (см. ДЕМЕТРА), горевавшую после похищения ее дочери Персефоны (см. ПЕРСЕФОНА) . Отсюда название стихотворного размера - ямб.
ЯМБА (Иамба) - в греческой мифологии дочь бога Пана и нимфы Эхо, служанка царя Келея. Рассмешила непристойными шутками богиню Деметру, горевавшую после похищения ее дочери Персефоны. Отсюда название стихотворного размера - ямб.
- В греческой мифологии дочь бога Пана и нимфы Эхо, служанка царя Келея.
- Шутница, в честь которой назван стихотворный размер.
прил.
1. соотн. с сущ. ямб, связанный с ним
2. Свойственный ямбу, характерный для него.
3. Написанный ямбом.
ЯМБИ́ЧЕСКИЙ, ямбическая, ямбическое (лит.). Представляющий собою ямб, написанный ямбом. Ямбические стихи. Ямбическая строка. Ямбическая стопа.
ямби́ческий, ямби́ческая, ямби́ческое, ямби́ческие, ямби́ческого, ямби́ческой, ямби́ческих, ямби́ческому, ямби́ческим, ямби́ческую, ямби́ческою, ямби́ческими, ямби́ческом, ямби́ческ, ямби́ческа, ямби́ческо, ямби́чески
Я́мбол - город на юго-востоке Болгарии, на р. Тунджа. 99 тыс. жителей (1991). Производство синтетических волокон, сельскохозяйственное машиностроение, хлопчатобумажная, табачная, плодоконсервная промышленность.
* * *
ЯМБОЛ - Я́МБОЛ, город на юго-востоке Болгарии, на реке Тунджа. Население 75,5 тыс человек (2004). Производство синтетического волокна, сельскохозяйственное машиностроение, хлопчатобумажная, табачная, плодоконсервная промышленность.
ЯМБОЛ - город на юго-востоке Болгарии, на р. Тунджа, 99 тыс. жителей (1991). Производство синтетического волокна, сельскохозяйственное машиностроение, хлопчатобумажная, табачная, плодоконсервная промышленность.
ЯМБОХОРЕ́Й, ямбохорея, муж. (от слов ямб и хорей) (лит.). Четырехсложная стихотворная стопа, состоящая из ямба и хорея.
я́мбохоре́й, я́мбохоре́и, я́мбохоре́я, я́мбохоре́ев, я́мбохоре́ю, я́мбохоре́ям, я́мбохоре́ем, я́мбохоре́ями, я́мбохоре́е, я́мбохоре́ях
Я́мбург - см. Кингисепп (город в Ленинградской области).
* * *
ЯМБУРГ - Я́МБУРГ, название г. Кингисепп (см. КИНГИСЕПП (город в Российской Федерации)) Ленинградской обл. до 1922.
ЯМБУРГ - название г. Кингисепп Ленинградской обл. до 1922.
Я́мбург
город к востоку от Нарвы, совр. Кингисепп - по фам. вождя эст. коммунистов В. Кингисеппа (1888-1922 гг.). Др.-русск. название этого города - Яма (Новгор. I летоп., начиная с 1384 г.), также Ямской городокъ (там же, под 1397 г.), Ямъгородокъ (грам. 1521 г.; см. Напьерский 338).
Я́мбургское месторожде́ние - газоконденсатное, в России, на севере Тюменской области. Открыто в 1969. Залежи на глубине 1-3,2 км. Газ метановый. Центр добычи - г. Уренгой.
* * *
ЯМБУРГСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ - Я́МБУРГСКОЕ МЕСТОРОЖДЕ́НИЕ газоконденсатное, в Российской Федерации, на севере Тюменской обл. Открыто в 1969. Залежи на глубине 1-3 км. Газ метановый. Центр добычи - г. Уренгой.
ЯМБУРГСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ газоконденсатное - в Российской Федерации, на севере Тюменской обл. Открыто в 1969. Залежи на глубине 1-3 км. Газ метановый. Центр добычи - г. Уренгой.
Ямбуто́ - название нескольких озёр в России, на севере Тюменской области: 1) на Гыданском полуострове. 160 км2. Вытекает р. Ямбутояха; 2) на полуострове Ямал. 169 км2, глубина до 28 м. Вытекает р. Сёяха; 3) на полуострове Ямал. 119 км2. Вытекает р. Мордыяха.
* * *
ЯМБУТО - ЯМБУТО́, название нескольких озер на севере Тюменской обл.:
1) на Гыданском п-ове. 160 км2. Вытекает р. Ямбутояха.
2) На п-ове Ямал. 169 км2, глубина до 28 м. Вытекает р. Сеяха.
3) На п-ове Ямал. 119 км2. Вытекает р. Мордыяха.
ЯМБУТО - название нескольких озер на севере Тюменской обл.:..1) на Гыданском п-ове. 160 км². Вытекает р. Ямбутояха
2)] На п-ове Ямал. 169 км², глубина до 28 м. Вытекает р. Сеяха
3) На п-ове Ямал. 119 км². Вытекает р. Мордыяха.