Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

комедия

Толковый словарь

I ж.; = коме́дь

1. Драматическое произведение с веселым, смешным или сатирическим сюжетом.

2. Представление на сцене такого драматического произведения.

II ж. разг.

1. Смешное, забавное происшествие.

2. перен.

Притворство, лицемерие (в поступках, поведении).

КОМЕ́ДИЯ - сущ., ж., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? коме́дии, чему? коме́дии, (вижу) что? коме́дию, чем? коме́дией, о чём? о коме́дии; мн. что? коме́дии, (нет) чего? коме́дий, чему? коме́диям, (вижу) что? коме́дии, чем? коме́диями, о чём? о коме́диях

1. В театре или кино комедией является постановка, фильм со смешным сюжетом, цель которых состоит в том, чтобы развеселить зрителей.

Классическая комедия. | Сняться, сыграть в комедии. | Пьеса написана в жанре музыкальной комедии. | Зрители по-прежнему любят комедии и мелодрамы.

2. Комедией называют смешное происшествие, случай.

Про комедию в нашем классе я должен написать заметку в школьную стенгазету.

3. Комедией называют лицемерное поведение, притворство.

Ну и суд! Комедия! Никто не говорит правду.

4. Если кто-либо разыгрывает, ломает комедию, значит, он притворяется, неестественно ведёт себя.

Брось комедию ломать!

комеди́йный прил.

Комедийный актёр.

коми́ческий прил.

Толковый словарь Ушакова

КОМЕ́ДИЯ, комедии, жен. [греч. komodia].

1. Драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом (лит., театр.). Островский написал много комедий. Комедия нравов. Комедия характеров.

|| Представление на сцене такого произведения (театр.). В театре шла комедия.

2. Театр, в котором ставятся комедии (устар.). Мы вчера были в комедии.

3. перен. Всякое смешное происшествие (разг.). «Тебе - комедия, а мне - трагедия.» Гончаров.

4. перен. Притворство, лицемерное разыгрывание какой-нибудь роли, сцена, церемония, выполняемая неискренне, притворно (разг. фам.). Это вы комедию разыгрываете. Ломать комедию. Проделать комедию. Дипломатическая комедия.

• Комедия масок, комедия дель арте (итал. comedia del arte) (театр.) - итальянская народная комедия с традиционными типами (масками), с устойчивым сценарием, но со свободной импровизацией текста. Кукольная комедия - см. кукольный.

Толковый словарь Ожегова

КОМЕ́ДИЯ, -и, жен.

1. Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом. Музыкальная к.

2. перен. Притворство, лицемерие в каких-н. действиях. Ломать комедию (разг. неод.).

3. То же, что умора (разг.).

| прил. комический, -ая, -ое (к 1 знач.) и комедийный, -ая, -ое (к 1 знач.). Комическая опера. Комический (комедийный) актёр.

Толковый словарь Даля

КОМЕДИЯ - жен. драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смеипном, забавном виде.

| * Забавное происшествие или случай. Народ говорит: комедь ломать, или смол. комедовать, выкидывать забавные штуки. Комедует у нас баран, да и только! Комедь. душечки дуры! говорят вяземки, рассказывая смешное. Комедиант. -тка, актер, актриса, лицедей; актер низшего разряда, гаер, плясун, фигляр, клус.

| * Притворщик, лицемер. Комик, сочинитель комедий, или актер комический, смешной, забавный, потешный. Комизм муж. смешное, забавное, потешное в событии или в соотношениях людей; юмор, острота, и уменье воспользоваться комизмом, в изложении, описании.

Популярный словарь

Комедия

-и, ж.

1) Вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим.

Музыкальная комедия.

Комедия положений.

Станиславский отмечал, что в каждой хорошей комедии... всегда есть элементы сатиры (Горчаков).

Антонимы:

траге́дия

2) перен. Смешное или достойное осмеяния происшествие, приключение.

Не суд, а настоящая комедия.

Со мной такая комедия приключилась!

Синонимы:

цирк (разг.)

3) перен., презр. Притворство, лицемерное поведение.

Прекратите эту комедию!

Синонимы:

комедиа́нство, лицеме́рие, маскара́д

Родственные слова:

комедиа́нт, комедиа́нтка, комедиа́нтство, ко́мик, коми́зм, коми́ческий (комическая роль), коми́чный (комичный вид), комеди́йный (комедийный сюжет)

Этимология:

От итальянского commedia (← лат. comoedia ← греч. komodia ← kōmos ‘веселая процессия’ и odia ‘песня’). В русском языке - с XVII в.

Энциклопедический комментарий:

Комедия возникла в Древней Греции как веселое народное представление с песнями и плясками во время карнавальных процессий в честь бога Диониса. Уже в творчестве выдающегося древнегреческого поэта Аристофана комедия наполняется социальным содержанием. Это направление жанра продолжили лучшие представители драматургии разных эпох и разных народов (Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, Фонвизин, Гоголь, А. Островский и др.). В XIX и особенно в ХХ вв. комедия - весьма свободный и разноликий жанр.

По принципу организации комического действия различают: комедии положений, основанные на хитроумной запутанной интриге ("Комедия ошибок" Шекспира); комедии характеров или нравов, основанные на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств ("Тартюф" Мольера); комедии идеи, высмеивающие устарелые или банальные идеи (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают: комедии сатирические ("Ревизор" Гоголя), юмористические ("Турандот" К. Гоцци), трагикомедии.

Разы́грывать (лома́ть) коме́дию - притворяться, лицемерить, действовать неискренне.

Словарь существительных

КОМЕ́ДИЯ, -и, ж

Жанр литературы и киноискусства, а также произведение, созданное в этом жанре, с сюжетом, построенным на принципах комического; действие и характеры призваны вызывать смех.

Шаховской вздумал было в комедии вывести жалкого вздыхателя, Фиалкина, и осмеял стихи Жуковского. Комедия - «Липецкие воды» - была весела и имела шумный успех (Ю. Тын.).

Энциклопедический словарь

КОМЕ́ДИЯ -и; ж. [греч. kōmōdia от kōmos - сельский праздник и aeidein - петь]

1. Драматическое произведение со смешным, забавным или сатирическим сюжетом. Классическая к. К. нравов. К. положений. Сатирическая к. Сегодня вечером играют комедию.

2. Смешное, забавное происшествие. К. да и только.

3. Презрит. Лицемерие, притворство в исполнении чего-л., лицемерное поведение.

◊ Разыгрывать (ломать, играть и т.п.) коме́дию. Вести себя лицемерно, притворяться.

Комеди́йный; Коми́ческий (см.).

* * *

коме́дия (от греч. kōmōdía), жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организаций действия различают комедии: положений, основанных на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические («Ревизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии. Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России - А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский, М. А. Булгаков, Е. Л. Шварц.

* * *

КОМЕДИЯ - КОМЕ́ДИЯ (от греч. komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического (см. КОМИЧЕСКОЕ); противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии (см. ТРАГИКОМЕДИЯ). Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России - А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.

Большой энциклопедический словарь

КОМЕДИЯ (от греч. komodia) - жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге ("Комедия ошибок" У. Шекспира); характеров или нравов - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств ("Тартюф" Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические ("Резизор" Н. В. Гоголя), юмористические ("Турандот" К. Гоцци), трагикомедии. Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России - А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.

Академический словарь

-и, ж.

1. Вид драматического произведения с смешным, забавным или сатирическим сюжетом.

Классическая комедия. Комедия нравов.

В театре [Юлия Павловна] смотрела всегда драму, комедию редко, водевиль никогда. И. Гончаров, Обыкновенная история.

2. перен.

Смешное, забавное происшествие.

- Комедия в том, что вас просто надувают. Достоевский, Дядюшкин сон.

- Тут такая история ---, что никак не опомнюсь. Комедия, да и только. Чехов, Письмо.

3. презр.

Лицемерие, притворство в исполнении чего-л., лицемерное поведение.

Немец [врач], взглянув в лицо Софьи Николавны, услыша ее здоровый голос, счел всю обстановку за шутку, за комедию. С. Аксаков, Семейная хроника.

- Присутствуя невольно при этой комедии, которую вы называете судом, я чувствую почти сострадание к вам. М. Горький, Мать.

разыгрывать{ (или ломать, играть и т. п.)} комедию

презр.

вести себя лицемерно, притворяться.

[греч. κωμωδία]

Энциклопедия Кольера

КОМЕДИЯ - восходит к ритуальным песням на празднике Диониса, бога плодородия и изобилия. По преданию, некто Сузарион превратил сдобренные грубыми шутками фаллические песни в театральное представление и в 580 до н.э. перенес комедию из Мегары в аттический дем Икарию. Согласно Аристотелю, немного позже в Сицилии поэты Эпихарм и Формий первыми стали писать комедии на вымышленные сюжеты, а первым афинским комедиографом был Кратет.

Аристофан (ок. 450 - ок. 385 до н.э.) - первый комедиограф, чьи произведения дошли до наших дней. В 11 комедиях Аристофана важную роль играет хор. В партиях хора прослеживаются элементы древнего ритуала, и в то же время именно хор выражал взгляды автора. Если комедии Аристофана еще сохраняли свое религиозное значение, то впоследствии хор отступает на задний план и комедия приобретает бытовой, реалистический характер. В результате старая комедия сменяется средней, а затем новой, от которой дошли фрагменты комедий Менандра (ок. 342-291 до н.э.). Мы знакомы с новой аттической комедией главным образом по латинским переложениям Плавта (ок. 254-184 до н.э.) и Теренция (ок. 195 - ок. 159 до н.э.). Герои их произведений тяготеют к устойчивым типам, сюжет обычно строится на приключениях влюбленных, которым чинят препятствия родители, опекуны, богатые соперники и практичные параситы.

СЦЕНА из римской комедии. Горельеф (2 в. н.э.)

СЦЕНА из римской комедии. Горельеф (2 в. н.э.)

РИМСКАЯ КОМЕДИЯ. Фрагмент настенной живописи в Помпеях.

РИМСКАЯ КОМЕДИЯ. Фрагмент настенной живописи в Помпеях.

С упадком римской культуры классическая комедия постепенно исчезла. Лишь не лишенные нравоучительства комедии Теренция, несмотря на некоторую их фривольность, читались в средневековых монастырях. Однако морализаторство в комедии лишь отчасти искупало пристрастие к простонародному фарсу, бичевавшему частные, "земные" пороки. Искусство никогда не чуралось площадного смеха, и появившаяся в Средние века комедия дель арте отвела буффонаде решающую роль. Популярные в это время народные комедии, героями которых часто были Робин Гуд или святой Георгий, строились на драматическом противостоянии реальности идеалу. Проникновение телесного начала в религиозную драму снижало ее пафос, что также было чревато комизмом. С началом Возрождения при дворе Генриха VIII в Англии становятся популярными интерлюдии - короткие комические сценки, которые разыгрывались в антрактах более серьезных пьес или в промежутках празднества. Интерлюдии обычно связывают с именем Д.Хейвуда (ок. 1497 - ок. 1580). В эпоху Возрождения был заново открыт Плавт, что совпало по времени с осознанием необходимости выявлять причинно-следственную связь между комическими положениями. Откровенные подражания римской комедии, такие, как Ральф Ройстер Дойстер Н.Юдалла, подкреплялись реалистическим изображением современной жизни. В 16 - начале 17 вв. в Италии, Англии и Испании комедия переживала период расцвета. Макиавелли (1469-1527) и Ариосто (1474-1533), Д.Лили (ок. 1554-1606) и Бен Джонсон (ок. 1573-1637), Лопе де Вега (1562-1635) и Кальдерон де ла Барка (1600-1681) - все пытались приспособить к своему времени античную традицию, одни строго следуя правилам, другие вдохновенно ломая установившиеся нормы. Величайшим комедиографом Возрождения был У. Шекспир (1564-1616). Жизнь представлялась ему слишком сложной, чтобы классифицировать ее по старой схеме как трагедию или комедию. Он еще придерживался принятой жанровой номенклатуры, однако в его трагедиях всегда есть комические интерлюдии, а в комедиях слышатся трагические ноты. В комедиях Джонсона корень всех зол - алчность. Именно в погоне за деньгами проявляются наиболее характерные свойства личности, которые Джонсон, следуя терминологии средневековой медицины, называл "юморами". После реставрации монархии Стюартов в 1660 ведущее место на английской сцене заняла нравоучительная комедия. Поэзия драматургов-елизаветинцев уступила место тщательно отделанной прозе У.Уичерли (ок. 1640-1716) и У.Конгрива (1670-1729). Если Бен Джонсон порой тяжеловат, то комедия Реставрации зачастую поверхностна. Лучше всего поучение и развлечение сочетаются в комедиях Мольера (1622-1673), вероятно, одного из величайших комедиографов. Он глубоко вскрывал общественные пороки, высмеивая браки по расчету, ханжество, аристократические замашки мещан. Благодаря хрупкому равновесию между чувством и разумом Мольер в высшем смысле сохраняет верность природе, без чего невозможна умная комедия. В 18 в. это равновесие было нарушено. На первый план вышел суд разума, что, в свою очередь, спровоцировало бурное и бесконтрольное проявление чувств. В Италии обновленная комедия нравов К.Гольдони (1707-1793) явно имела сентиментальный оттенок; в Германии Г.Э.Лессинг (1729-1781) стал провозвестником буржуазной комедии, готовой разразиться слезами; англичанин Р.Б.Шеридан (1751-1816) соединил свирепую сатиру с отзывчивостью к человеческим переживаниям. Во Франции накануне революции Бомарше (1732-1799) в трилогии о слуге Фигаро выразил протест против вседозволенности правящих классов. Комедии начала 19 в. несли на себе печать романтизма, преобладавшего в литературе того периода. Новый тип комедии появился во второй половине 19 в. В эпоху королевы Виктории в Англии наступил длительный период относительного мира и процветания. В это время происходит возрождение комедии, абсурдность которой подчеркивала неразбериху и разобщенность, царившие в тогдашнем мире. Новаторский характер носили оперетты У.Гилберта (1836-1911) и А.Салливена (1842-1900), в которых сходство с Аристофаном лежит глубже внешней буффонады. Средствами музыки и пения они ставили мир с ног на голову, выставляя на посмешище викторианскую эпоху. Тогда же и чуть позже создавались комедии, в которых мысль о несовершенстве мира высказывалась куда более жестко. Эстетизм принял преувеличенные формы в творчестве О.Уайльда (1856-1900), его комедия Как важно быть серьезным утверждала парадоксальную истину: как важно быть посредственным. Ирландская неукротимость духа, представшая у Уайльда блеском остроумия, приняла более умеренное выражение в работах его соотечественника Д.М.Синга (1871-1909), самого значительного комедиографа в литературном движении, получившем название Ирландского Возрождения. Самым выдающимся комедиографом 20 в. был Б. Шоу (1856-1950). В его комедиях личность противостоит обществу, и так будет, пока общество не перестроится согласно принципам фабианского социализма. Как и положено гениальному комедиографу, Шоу вкладывал в свои пьесы все, начиная с буйного фарса и кончая философской дискуссией. Многим в своем творчестве Шоу был обязан Х.Ибсену (1828-1906) и А.П.Чехову (1860-1904). Хотя Ибсен и не писал комедий, он вводил в свои серьезные пьесы элементы комического. Чехов изображал современную ему Россию на первый взгляд бегло и поверхностно, однако материал подан столь искусно, что создается впечатление независимого от людских неурядиц, неостановимого течения жизни. Современные комедии не очень смешны, но они всегда переставали смешить, когда из фарса превращались в орудие критики. Среди произведений такого рода отметим На волоске от гибели Т.Уайлдера, экзистенциальная притча С.Беккета В ожидании Годо, Лысая певица Э.Ионеско, Вальс тореадоров Ж.Ануя, Комедиант Д.Осборна и Кто боится Вирджинии Вулф? Э.Олби.

ЛИТЕРАТУРА

Борев Ю.Б. О комическом. М., 1957 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1996

Гуманитарный словарь

КОМЕ́ДИЯ - лит. жанр, вид драмы, в к-рой действие и стиль подчинены законам игры, а конфликт основан на несообразности, недоразумении, нарушении нормы и т. п. По стилистич. и сюжетно-композиционным признакам различают фарсовую и высокую К. (в пределах к-рой выделяется также лирич. К.). В тематич. плане разделяется на К. интриги (положений), К. характеров и К. нравов, в зависимости от того, что является предметом комизма, но наиболее значительные К. не укладываются в пределы одной из этих жанровых разновидностей. Видами К. считаются также водевиль, комическая опера, скетч, комическое обозрение (парад), театральная пародия.

В России до сер. 18 в. любая пьеса называлась К. Первые К. в соврем. понимании написаны в 1750 А. П. Сумароковым. Уже в 18 в. определяются отличительные черты рус. К.: ослабление, по сравнению с западной К., роли любовного сюжета; слабое проникновение лирич. элемента; интерес к социальной проблематике и тяготение к сатире; преобладание К. характеров и нравов над К. интриги. В 18 в. К. подчинилась правилам нормативной поэтики: соблюдение трех единств, жанровая однородность (отсутствие "высокого", трогательного, трагического), значащие имена, однолинейные характеры, принадлежащие к традиционным амплуа, разделение лиц на положительных, говорящих средним, и отрицательных, говорящих низким слогом, соединение развлекательности с поучением, благополучная развязка и т. д. Большинство К. 18 в. - "склонения" на рус. нравов западных пьес, но часто значительно переосмысляющие источник. Тематика колеблется от изображения забавных происшествий и осмеяния мелких слабостей до резкой социальной и даже политич. сатиры. В сер. 18 в. существовали нравоучительная (Лукин) и сатирическая, памфлетная (Сумароков, имп. Екатерина II) К. В 1770-е гг. возникает стихотворная К., хотя в основном жанр оставался прозаическим. В 18 в. определились три пути развития рус. К.: смешная условно-игровая пьеса с малым числом положительных героев или без них, с формальным, но не полным снятием конфликта, стилистически построенная на цепях каламбуров и алогизмов, часто стихотворная (Княжнин); лирическая К., близкая к драме, допускающая введение трогательного, обычно с легким ироническим оттенком (Веревкин); промежуточная форма, соединяющая смешную, игровую и трогательную, серьезную линии как равноправные (Фонвизин). В кон. 18 - нач. 19 в. господствующей в рус. К. была традиция Княжнина (стихотворные пьесы Капниста, кн. Шаховского, Хмельницкого, отчасти - прозаические Крылова, Загоскина). Большую популярность в 18 в. имел жанр комической оперы (Княжнин, Аблесимов, Николаев, Матинский). Особое место занимает сатирическая пародия Крылова "Триумф".

К. Грибоедова "Горе от ума" (1824) и Гоголя (особ. "Ревизор", 1836) подводят итог развития жанра в 18 - нач. 19 в. Здесь в пределах одного текста сконцентрированы, переосмыслены и наполнены новым, сложным и символическим содержанием все многообразные приемы, использовавшиеся в отечеств. западной комедийной традиции (у Гоголя - пародийно). В результате произошло обновление жанра (в "Горе от ума" - синтез сатиры, лирики, патетической дидактики), приведшее к созданию текстов, где за забавной интригой обнаруживается обобщенная и типическая картина рус. нравов, ставятся сложные социальные, философские, этические и психологические вопросы. В 1820-40-е гг. происходит окончательное разделение рус. К. на высокую, литературную и массовую, репертуарную. Последняя в лице водевилистов Ленского, Ф. Кони, Каратыгина, Некрасова, позднее Соллогуба, в 1860-е гг. - В. Крылова добивается большой популярности у публики и господствующего положения в театр. репертуаре, хотя отношение к ней остается пренебрежительным. В сер. 19 в. А. Н. Островский осуществляет реформу К.: сохраняя игровую природу жанра, он приспосабливает К. к принципам натуральной школы, сближает К. с драмой. Воздействие Островского на театр и деятельность его последователей (Потехина, Чернышева, Пальма, Н. Соловьева, Южина-Сумбатова) привели к утверждению и господству бытовой К. нравов, основанной на жизнеподобии, смешении смешного и серьезного, переплетении сатирического и мелодраматического планов, психологической разработке характеров, не разделяющихся на положительных и отрицательных, нередко на этнографизме, обширной экспозиции, подробно представляющей среду, в к-рой протекает действие, медленном развитии действия и самоценности эпизодов. Наряду со школой Островского существовали другие разновидности бытовой К.: лирическая, касавшаяся в основном психологических проблем (Тургенев); гротескная сатирическая, сочетавшая фарсовый и драматический эл-ты, построенная на алогизме, насыщенная философским подтекстом (Сухово-Кобылин); натуралистическая трагикомедия, несмотря на сатирическую направленность, близкая к драме (Писемский). К К. обращались эпизодически также Лесков, Щедрин, Л. Толстой. Вкон. 19 в. К. уходит на периферию литературной системы, превращаясь у эпигонов школы Островского (Рышков) либо в тенденциозную драму, либо в развлекательный фарс. Попытки обновления жанра у Чехова, драматургов "Знания" (Найденов, Чириков), в 1910-е гг. у А. Н. Толстого разрушают границу между К. и драмой, создавая лирическую К. "настроений", синтезирующую достижения бытового и импрессионистического театра. К. почти утрачивает внешнее, фабульное действие, принципиально переосмысляет категорию смешного, переключает внимание на символику и подтекст. Исключением являются произведения малой формы (водевили Чехова, миниатюры Андреева, Евреинова). В нач. 20 в. возникает философская К. (Евреинов, Луначарский), воспринимаемая как одна из форм модернистского жизнестроительства. В 1910-е гг. распространяются примыкающие к К. эстрадные жанры. 1920-30-е гг. - возрождение жанра К. Интерес авангарда к народному смеховому театру способствовал усилению в К. игрового начала, активизации действия, вытеснению лирической К. пьесами сатирическими. Первые опыты советской К. - "склонения" на новые нравы классических произведений, затем через вариации на традиционные сюжеты был осуществлен переход к оригинальному творчеству, сочетавшему основные приемы рус. К. (в основном, гоголевской и водевильной линии) с возможностями авангардного театра. Для К. 20-х гг. (Эрдман, Маяковский, Булгаков, Шкваркин, В. Катаев, Файко, Ардов и пр.) характерна социальная проблематика, возрождение системы амплуа, буффонность приемов, амбивалентность оценок. С конца 20-х гг. усиливаются нормативные тенденции в К. (Безыменский, Ромашов, Гусев и пр.): пьесы становятся идеологически тенденциозными, нравоучительными, герои четко делятся на порочных и идеальных, вводится условный благополучный финал и пр. В 30-е гг. возникает высокая стихотворная К., игровые формы оттесняются на периферию культуры (в эстраду, кинематограф), постепенно исчезает сатирическое начало в К., уступая место бесконфликтности. Во 2-й пол. 20 в. попытки возродить сатирическую К. с разными идеологическими заданиями (Михалков, Аксенов, Вампилов, Шукшин и др.) явились единичными и не изменили, несмотря на свою худож. значительность, общей ситуации внутри жанра. К. 2-й пол. 20 в. противостоит большинству традиций рус. К.: это либо пьесы, соединяющие водевильный сюжет (Галич, Арбузов) или сатирический план (Зорин, Рощин) с лирической, психологической драмой, либо лирические К. (Розов, Рязанов и Брагинский, Вампилов, Арро), часто на любовный сюжет, иногда с сильным введением эпического эл-та или даже авангардных театр. приемов. Особое место в рус. К. 20 в. занимают философские сказки (Шварц, Маршак) и исторические К. (Зорин, Горин), имеющие сложную жанровую природу, нередко приближающиеся к трагикомедии. На протяжении всего развития К. играла большую роль в рус. культуре, влияя на общественное мнение, формируя литературный язык, создавая типы, вошедшие в культурное сознание нации.

Сборник слов и иносказаний

I.

(иноск.) - притворство

Комедию ломать (разыграть) - иноск.: притворяться

Ср. Порядочная женщина... с любовью к мужу неуязвима!.. любовь - это ее душа. И ты хочешь, чтобы я посрамила это чувство каким-то притворством, какой-то комедией.

Островский. Красавец-мужчина. 2, 8.

Ср. Оба они чувствовали... что все это, этот тон, эти насмешки, были... какая-то игра, какая то комедия, которую они ломали.

Б. Маркевич. Бездна. 3, 3.

Ср. Una perfida comedia å questo, предательскую комедию разыгрывает она со мною.

Там же. 1, 4.

Ср. "И зачем я тогда разыграл эту комедию с венцом? - думал Орлов: - она ведь уж была на корабле, в моих руках!"

Данилевский. Княжна Тараканова. 2, 22.

См. камедь.

См. комедиант.

II.

(иноск.) - забавный случай; простонарод. - камедь, кумедь

"Это просто комедия!" (намек на комедию - веселые театральные представления.)

Ср. Кой-кто из проходивших оставался поглазеть на даровую "камедь". Хохотом ободряли прохожие пирожника.

Мельников. На горах. 2, 17.

См. комедию ломать.

См. комедия.

III.

(простонар. каме/дь, кумедь) - веселое театральное сочинение, представление

Ср. Первеющий стихотворец... какие пишет камеди, животики надорвешь, батюшка...

Дружинин. Сентимент. путешествие Чернокнижникова. 8.

Ср. Comédie (франц.) - комедия.

Ср. Comoedia (лат.).

Ср. Κωμωδία (κώμος, разгул - ωδή, песнь) - веселое пение (в честь Вакха - Дионисия).

Ср. Comus - бог разгула.

См. камедь.

См. комедию ломать.

Поговорки

Выкурить комедию. Брян. Совершить неожиданный поступок, удивить кого-л. СБГ 3, 72.

Испортить всю комедию. Моск. Неодобр. Испортить дело неумелыми, неосторожными действиями. СРНГ 14, 229.

Играть (ломать) комедию. 1. Разг. Неодобр. Притворяться, лицемерить. ФСРЯ, 232; Мокиенко 1990, 88; ЗС 1996, 49; БТС, 504; Ф 1, 216. 2. Пск. Шутить, веселить кого-л. СПП 2001, 46.

Кукольная (Петрушкина) комедия. Разг. Устар. Презр. 1. О чьих-л. притворных, лицемерно-пошлых действиях, поступках, проделках, которые маскируют настоящую цель, как правило - неблаговидную. 2. Смешное, нелепое, странное происшествие. Ф 1, 248; БМС 1998, 289.

Финита ла (ля) комедия. Разг. часто Ирон. О завершении какого-л. дела, как правило - неблагополучном. БМС 1998, 289.

Орфографический словарь

коме́дия, -и

Формы слов для слова комедия

коме́дия, коме́дии, коме́дий, коме́диям, коме́дию, коме́дией, коме́диею, коме́диями, коме́диях

Синонимы к слову комедия

См. зрелище, обман

ломать комедию...

Антонимы к слову комедия

Идеография

драма

комический

комедия - комическое драматическое произведение.

комедиант.

комедиантство. комедиант.

комик.

шут. паяц.

клоунада. клоун.

арлекин. скоморох. буффон.

полишенель. пульчинелла. дзанни. грасьосо.

лирическая комедия. сатирическая комедия.

трагикомедия.

юмореска.

фарс.

лацци. | талия - муза комедии.

буфф. буффонство. буффонада. буффон. бурлеск.

Морфемно-орфографический словарь

ком/е́ди/я [й/а].

Грамматический словарь

коме́дия ж 7a

Этимология

Заимствование из польского komedia, восходящего к греческого слову.

Этимологический словарь

Латинское - comoedia.

Существительное известно в русском языке начиная с XVII в. Первоначально этим словом обозначали любое театрализованное представление и употребляли наравне с русским существительным «действие». С середины XVIII в. комедию начинают выделять в особый театральный жанр. В наши дни комедией, кроме того, называют кинофильм.

Слово образовалось в греческом языке, где им называли процессию в честь бога Диониса.

Родственным являются:

Польское - komedia.

Производные: комедийный, комедийность, комедиант, комедиограф.

Заимств. в конце XVII в. из польск. яз., где komedia < лат. comoedia - из греч. kōmōdia сложения kōmos «веселое гулянье» (первоначально - в честь Диониса) и ōdē «песня». Комедия буквально - «веселое шествие с песнями».

коме́дия

начиная с XVII в. (см. Смирнов 147 и сл.), диал. коме́дь, псковск. (AfslPh 18, 618), вятск. (Васн.), ками́дь "шутка", с.-в.-р. (Барсов, Причит.). Из польск. komedia от лат. соmоеdiа, первоисточником которого явл. греч. κωμῳδία; см. Преобр. I, 342. [Дополнительный материал см. в кн.: Hüttl Worth, Foreign words in Russian, Lоs Angeles, 1963, стр. 79. - Т.]

Словарь галлицизмов русского языка

КОМЕДИЯ и, ж., КОМЕДИ comédie f. устар. Здание театра, театр. Где королевское величество увидати: Она изволит часто в комеди пребывати. 1738. Фарсон 22. А для прекращения ссор и драк у оной комеди от команды поставить пекет. 1751. Пам. культ. 1986 154. Ездили в Италиянскую комедию, и пользовались представлением оперы Комик. Демидов Журн. 37. Поехать в комедию. БАС-1. || устар. Театральное представление. Комедия есть живое изображение такого простаго и смешнаго действа к исправлению нравов и увеселению смотрителей. Кантемир Соч. 2 402. Ее имп. Величество .. изустно указать изволила: 1) сделанную у Красных ворот от Немецких комедиантов деревянную комедию, в которой сего декабря 26 дня учинился пожар.. сломать, а велеть построить в другом месте, понеже на том месте быть ей прилично и от пожарного случая опасно, а между тем в нынешние дни комедию производить в ней позволить.. 1753. Сытин Истор. планировки 309. || устар. Балаган на масленицу, на ярмарке. Лубочные комедии разделяются на степени. Те, кои помещаются в линии губернаторского дома, суть, так сказать, модные и посещаются лучшею публикою - купцами и приказчиками. 1820. П. Свиньин Поездка на Нижегор. ярмарку. // Богородицкая 18. Простые же люди катывались с гор; женщины толпились около комедий и шатров. Пыляев Стар. Москва.

Словарь иностранных слов

КОМЕДИЯ (греч. komodia, от komos - веселый, и ado - пою). Драматическое представление, изображающее отрицательные стороны жизни, осмеивающее недостатки и пороки общественные.

Сканворды для слова комедия

- Какой из драматических жанров можно ломать?

- Смешное кино.

- Представление, которое «ломают».

- Пьеса, ломаемая теми, кто «Ваньку валяет».

- Драматическое произведение со смешным, весёлым сюжетом.

- Чему покровительствовала муза Талия?

- Произведение Бальзака «Человеческая ..,».

- Эпопея Оноре де Бальзака «Человеческая ...».

- Поэма эстонской писательницы Бетти Альвер «... нищеты».

- Произведение Шекспира «... ошибок».

- Пьеса Генрика Ибсена «... любви».

- Пьеса Даниила Хармса «... города Петербурга».

- Фильм Владимира Хотиненко «Патриотическая ...».

- Фильм Вуди Аллена «... секса в летнюю ночь».

Полезные сервисы

комедия дель арте

Энциклопедический словарь

Коме́дия дель а́рте (итал. commedia dell’arte - комедия масок), вид итальянского театра (XVI-XVII вв.), спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария. Персонажи-«маски»: слуги - Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбина; глупый жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун Доктор, педантичный, назойливый Тарталья и др.

* * *

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ - КОМЕ́ДИЯ ДЕЛЬ А́РТЕ (итал. commedia dell"arte - комедия масок) - итальянский профессиональный театр, использовавший маски (см. МАСКА), пантомиму (см. ПАНТОМИМА) и буффонаду (см. БУФФОНАДА) (16-17 вв.). В основе представления комедии дель арте был лишь краткий сценарий, артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей. В середине 18 в. два величайших венецианских драматурга Карло Гольдони (см. ГОЛЬДОНИ Карло) (1707-1793) и Карло Гоцци (см. ГОЦЦИ Карло) (1720-1806) положили конец импровизированной игре актеров. Лица героини и героя были частично закрыты черной полумаской, говорили они на итальянском литературном языке. Остальные персонажи общались на различных итальянских диалектах, и каждый был одет в традиционный для этого образа костюм и маску.

На сцене комедии дель арте появилось более сотни персонажей. Среди них были любимые, без которых не обходилось ни одно представление. Это влюбчивый и скупой венецианский купец Панталоне, слуги - плут и весельчак Бригелла, простодушный и незлобивый Арлекин, находчивый Пульчинелла, Коломбина; бахвал и трус Капитан, болтун Доктор, педантичный, назойливый Тарталья, Влюбленные и др. Актер играл одну и ту же роль до глубокой старости. Замены одной маски другой в труппе актеров были абсолютно невозможны. Любимый публикой волшебник сцены Арлекин - главный организатор интриги. Его главным сценическим языком были кульбиты, оплеухи и палочные колотушки, которые он то раздает, то сам получает.

Большой энциклопедический словарь

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (итал. commedia dell arte - комедия масок) - вид итальянского театра (16-17 вв.), спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария. Персонажи-"маски": слуги - Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбина; глупый жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун Доктор, педантичный, назойливый Тарталья и др.

Энциклопедия Кольера

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (сommedia dell arte),

итальянская комедия-импровизация, с постоянными персонажами, переходившими из спектакля в спектакль; была популярна в Италии в 1560-1760. В спектаклях играли профессиональные актеры - в отличие от предшествующей эпохи, когда в театре выступали любители. Заранее писалась и выучивалась лишь основа сценария. Спектакль, предназначенный только для мужчин, представлял собой смесь искрометного юмора, сатирических диалогов, грубого фарса, акробатических трюков, мистификаций, клоунады, музыки и иногда танцев. Все это отодвигало на второй план главную тему: любовь одной или нескольких молодых пар. Предшественниками комедии дель арте были представления менестрелей и бродячих актеров, силачей и клоунов, жонглеров и фокусников, на ее развитие повлияли даже комические демоны из литургической драмы. Персонажи римской комедии, переосмысленные под влиянием национальных обычаев и нравов, стали прототипами главных героев: доверчивого старого венецианского купца Панталоне; педантичного Доктора Болонского университета; хвастуна и труса Капитана, в котором легко узнавался офицер ненавистной оккупационной испанской армии. Из-за смешения столь разнородных элементов невозможно было выстроить единое действие, и комедия дель арте - это череда интермедий.

В ИМПРОВИЗАЦИЯХ КОМЕДИИ ДЕЛЬ АРТЕ принимали участие мимы, акробаты, клоуны и танцоры, вносившие в сюжет веселую неразбериху.

В ИМПРОВИЗАЦИЯХ КОМЕДИИ ДЕЛЬ АРТЕ принимали участие мимы, акробаты, клоуны и танцоры, вносившие в сюжет веселую неразбериху.

Когда закончился 16 в. и истинно великие комики умерли, "ученая комедия" стала еще более ученой и менее смешной. Чтобы дополнить спектакли комическими антрепризами, в театр пригласили Панталоне и его друзей, и они стали появляться в антрактах, пародируя происходящее на сцене. Особенным успехом пользовались пародии на приключения влюбленной парочки, и вскоре юные влюбленные стали главными персонажами всех представлений. Так чопорная "ученая комедия" была вытеснена сатирой. Обычно труппа состояла из двенадцати актеров: две влюбленные пары (только у них были заранее отрепетированные роли, написанные пышными тосканскими стихами; они не надевали масок и носили обычные костюмы); их престарелые отцы, Панталоне и Доктор ("старые дурни" в стилизованных костюмах и масках, говорившие на диалекте); четверо или пятеро клоунов-слуг и субретка, обычно самая дерзкая на язык, самая "настоящая" из всех, без маски. Главными были роли клоунов, которые передразнивали влюбленных, обманывали стариков и вообще запутывали сюжет. Иногда они прерывали действие любимыми во все времена репризами: притворной борьбой, бахвальством, падениями, мнимыми болезнями и их лечением, акробатическими трюками, танцами, песнями, пантомимой, гримасами. Все это сопровождалось зажигательным речитативом на диалекте, шутками и каламбурами, часто непристойными. От мастерства и таланта клоунов (дзанни) зависело, насколько веселой и необычной будет комедия. Успех комедии дель арте привел к появлению новых трупп, которые не столько импровизировали, сколько заучивали и повторяли проверенные постановки, и вскоре представления полностью утратили спонтанность, поскольку импровизация составляет суть этого жанра и ни один спектакль в принципе не может быть повторен дважды. Комедия дель арте оказала влияние на развитие комедии Нового времени, особенно на творчество Мольера и К.Гольдони, и, сыграв свою роль в истории театра, в 18 в. вернулась на карнавалы и народные гулянья - откуда некогда пришла. Несмотря на высокий профессиональный уровень и огромную популярность, в основе комедии дель арте не лежало никакой эстетической концепции, и единственной целью, которую преследовали ее создатели в течение двухсот лет, было увеселение публики.

ЛИТЕРАТУРА

Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1962

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (итальянское commedia dell'arte), комедия масок, театральная форма, получившая распространение во 2-й половине 16 - 17 вв. Труппы "комедии дель арте" кочевали по Италии и другим европейским странам, за каждым актером был закреплен определенный персонаж-маска, легко узнаваемый по деталям костюма, характеризующийся устойчивым типом поведения: влюбленные; смешные старики Панталоне и Доктор; Арлекин, Пульчинелла и другие. Принцип игры - импровизация на основе сценария. Для спектакля "комедии дель арте" характерно динамическое развитие действия, использование буффонады, комических трюков.

Слитно. Раздельно. Через дефис

коме/дия дель а/рте, коме/дии дель а/рте

Орфографический словарь

коме́дия дель а́рте, коме́дии дель а́рте

Словарь ударений

коме́дия дель а́рте, коме́дии дель а́рте [дэ, тэ]

Словарь иностранных слов

комедия дель арте

- (дэ, тэ), нескл., ж. (ит. commedia del'arte).

Вид театра (иначе называемый комедия масок), получивший развитие в Италии в середине 16-17 вв.

| К. имела народный характер, спектакли строились на импровизации, буффонаде, постоянные персонажи-маски - дзанни (слуги), а также старик-купец Панталоне, Доктор и др. - переходили из одного спектакля в другой.

Полезные сервисы

комедия дельарте

Новый словарь иностранных слов

коме́дия дельа́рте

(ит. commedia dellarte) комедия масок - вид театра, получивший развитие в Италии в середине 16-17 вв.; спектакли строились на импровизации, буффонаде; широко использовались народные диалекты; постоянные персонажи-маски - Панталоне, доктор и двое слуг (Дзанни) Бригелла и Арлекин - переходили из одного спектакля в другой.

Полезные сервисы

комедия разг

Толковый словарь

ж. 1. Смешное, забавное происшествие. 2. перен. Притворство, лицемерие в поступках, поведении

Полезные сервисы

комедия реставрации

Энциклопедический словарь

КОМЕДИЯ РЕСТАВРАЦИИ - «КОМЕ́ДИЯ РЕСТАВРА́ЦИИ» («Restoration comedy»), условное обозначение английской «комедии нравов» периода Реставрации монархии Стюартов (1660-88). «Комедия Реставрации» изображала пороки дворянского общества, не осуждая его в целом; с позиций аристократии критиковала лицемерие и ханжество пуритан. Представители: У. Уичерли (см. УИЧЕРЛИ Уильям), У. Конгрив (см. КОНГРИВ Уильям), Дж. Ванбру (J. Vanbrugh), Дж. Фаркер (G. Farquhar).

-----------------------------------

«коме́дия Реставра́ции» («Restoration comedy»), условное обозначение английской «комедии нравов» периода Реставрации монархии Стюартов (1660-88). «Комедия Реставрации» изображала пороки дворянского общества, не осуждая его в целом; с позиций аристократии критиковала лицемерие и ханжество пуритан. Представитель: У. Уичерли, У. Конгрив, Дж. Ванбру (J. Vanbrugh), Дж. Фаркер (G. Farquhar).

Большой энциклопедический словарь

"КОМЕДИЯ РЕСТАВРАЦИИ" ("Restoration comedy") - условное обозначение английской "комедии нравов" периода Реставрации монархии Стюартов (1660-88). "Комедия Реставрации" изображала пороки дворянского общества, не осуждая его в целом; с позиций аристократии критиковала лицемерие и ханжество пуритан. Представители: У. Уичерли, У. Конгрив, Дж. Ванбру, Дж. Фаркер.

Полезные сервисы

комедия-балет

Энциклопедический словарь

Коме́дия-бале́т (франц. comédie-ballet), театральный жанр (XVII-XVIII вв.), объединявший диалог, танец и пантомиму, инструментальную, иногда вокальную музыку. Создатели - Мольер и композитор Ж. Б. Люлли. Жанр оказал значительное влияние на последующее развитие французского музыкального театра.

* * *

КОМЕДИЯ-БАЛЕТ - КОМЕ́ДИЯ-БАЛЕ́Т (франц. comedie-ballet), театральный жанр (17-18 вв.), объединявший диалог, танец и пантомиму, инструментальную, иногда вокальную музыку. Создатели - Мольер (см. МОЛЬЕР) и композитор Ж. Б. Люлли (см. ЛЮЛЛИ Жан Батист). Жанр оказал значительное влияние на последующее развитие французского музыкального театра.

Большой энциклопедический словарь

КОМЕДИЯ-БАЛЕТ (франц. comedie-ballet) - театральный Жанр (17-18 вв.), объединявший диалог, танец и пантомиму, инструментальную, иногда вокальную музыку. Создатели - Мольер и композитор Ж. Б. Люлли. Жанр оказал значительное влияние на последующее развитие французского музыкального театра.

Слитно. Раздельно. Через дефис

коме/дия-бале/т, коме/дии-бале/та, ж.

Орфографический словарь

коме́дия-бале́т, коме́дии-бале́та

Словарь галлицизмов русского языка

КОМЕДИЯ-БАЛЕТ комедии-балета, ж. Театральный жанр, объединяющий диалог, танец и пантомиму, инструментальное, иногда вокальное, а также изобразительное искусство (декорации, костюмы и др.) искусства. Характерен для фр. театра середины 17 в.; его создал Мольер. БСЭ-3. - Лекс. БСЭ-3: коме/дия-бале/т.

Полезные сервисы

комедия-буфф

Слитно. Раздельно. Через дефис

коме/дия-бу/фф, коме/дии-бу/фф

Орфографический словарь

коме́дия-бу́фф, коме́дии-бу́фф

Морфемно-орфографический словарь

ком/е́ди/я/-бу́фф/.

Грамматический словарь

коме́дия-бу́фф ж, 7a + 0

Словарь галлицизмов русского языка

КОМЕДИЯ-БУФФ, комедии-буфф. Буффонная комедия. - Лекс. Орф. 1971: коме/дия-буфф.

Полезные сервисы

комедия-гротеск

Слитно. Раздельно. Через дефис

коме/дия-гроте/ск, коме/дии-гроте/ска, ж.

Полезные сервисы

комедия-ревю

Словарь галлицизмов русского языка

КОМЕДИЯ-РЕВЮ, комедии-ревю ж. О комедийном кинофильме, построенном в виде ревю. СМ-82. - Удар. СМ-82: коме/дия-ревю/.

Полезные сервисы

комедия-фарс

Слитно. Раздельно. Через дефис

коме/дия-фа/рс, коме/дии-фа/рса, ж.

Полезные сервисы