Толковый словарь
I ж.; = коме́дь
1. Драматическое произведение с веселым, смешным или сатирическим сюжетом.
2. Представление на сцене такого драматического произведения.
II ж. разг.
1. Смешное, забавное происшествие.
2. перен.
Притворство, лицемерие (в поступках, поведении).
КОМЕ́ДИЯ - сущ., ж., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? коме́дии, чему? коме́дии, (вижу) что? коме́дию, чем? коме́дией, о чём? о коме́дии; мн. что? коме́дии, (нет) чего? коме́дий, чему? коме́диям, (вижу) что? коме́дии, чем? коме́диями, о чём? о коме́диях
1. В театре или кино комедией является постановка, фильм со смешным сюжетом, цель которых состоит в том, чтобы развеселить зрителей.
Классическая комедия. | Сняться, сыграть в комедии. | Пьеса написана в жанре музыкальной комедии. | Зрители по-прежнему любят комедии и мелодрамы.
2. Комедией называют смешное происшествие, случай.
Про комедию в нашем классе я должен написать заметку в школьную стенгазету.
3. Комедией называют лицемерное поведение, притворство.
Ну и суд! Комедия! Никто не говорит правду.
4. Если кто-либо разыгрывает, ломает комедию, значит, он притворяется, неестественно ведёт себя.
Брось комедию ломать!
комеди́йный прил.
Комедийный актёр.
коми́ческий прил.
Толковый словарь Ушакова
КОМЕ́ДИЯ, комедии, жен. [греч. komodia].
1. Драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом (лит., театр.). Островский написал много комедий. Комедия нравов. Комедия характеров.
|| Представление на сцене такого произведения (театр.). В театре шла комедия.
2. Театр, в котором ставятся комедии (устар.). Мы вчера были в комедии.
3. перен. Всякое смешное происшествие (разг.). «Тебе - комедия, а мне - трагедия.» Гончаров.
4. перен. Притворство, лицемерное разыгрывание какой-нибудь роли, сцена, церемония, выполняемая неискренне, притворно (разг. фам.). Это вы комедию разыгрываете. Ломать комедию. Проделать комедию. Дипломатическая комедия.
• Комедия масок, комедия дель арте (итал. comedia del arte) (театр.) - итальянская народная комедия с традиционными типами (масками), с устойчивым сценарием, но со свободной импровизацией текста. Кукольная комедия - см. кукольный.
Толковый словарь Ожегова
КОМЕ́ДИЯ, -и, жен.
1. Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом. Музыкальная к.
2. перен. Притворство, лицемерие в каких-н. действиях. Ломать комедию (разг. неод.).
3. То же, что умора (разг.).
| прил. комический, -ая, -ое (к 1 знач.) и комедийный, -ая, -ое (к 1 знач.). Комическая опера. Комический (комедийный) актёр.
Толковый словарь Даля
КОМЕДИЯ - жен. драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смеипном, забавном виде.
| * Забавное происшествие или случай. Народ говорит: комедь ломать, или смол. комедовать, выкидывать забавные штуки. Комедует у нас баран, да и только! Комедь. душечки дуры! говорят вяземки, рассказывая смешное. Комедиант. -тка, актер, актриса, лицедей; актер низшего разряда, гаер, плясун, фигляр, клус.
| * Притворщик, лицемер. Комик, сочинитель комедий, или актер комический, смешной, забавный, потешный. Комизм муж. смешное, забавное, потешное в событии или в соотношениях людей; юмор, острота, и уменье воспользоваться комизмом, в изложении, описании.
Популярный словарь
Комедия
-и, ж.
1) Вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим.
Музыкальная комедия.
Комедия положений.
Станиславский отмечал, что в каждой хорошей комедии... всегда есть элементы сатиры (Горчаков).
Антонимы:
траге́дия
2) перен. Смешное или достойное осмеяния происшествие, приключение.
Не суд, а настоящая комедия.
Со мной такая комедия приключилась!
Синонимы:
цирк (разг.)
3) перен., презр. Притворство, лицемерное поведение.
Прекратите эту комедию!
Синонимы:
комедиа́нство, лицеме́рие, маскара́д
Родственные слова:
комедиа́нт, комедиа́нтка, комедиа́нтство, ко́мик, коми́зм, коми́ческий (комическая роль), коми́чный (комичный вид), комеди́йный (комедийный сюжет)
Этимология:
От итальянского commedia (← лат. comoedia ← греч. komodia ← kōmos ‘веселая процессия’ и odia ‘песня’). В русском языке - с XVII в.
Энциклопедический комментарий:
Комедия возникла в Древней Греции как веселое народное представление с песнями и плясками во время карнавальных процессий в честь бога Диониса. Уже в творчестве выдающегося древнегреческого поэта Аристофана комедия наполняется социальным содержанием. Это направление жанра продолжили лучшие представители драматургии разных эпох и разных народов (Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, Фонвизин, Гоголь, А. Островский и др.). В XIX и особенно в ХХ вв. комедия - весьма свободный и разноликий жанр.
По принципу организации комического действия различают: комедии положений, основанные на хитроумной запутанной интриге ("Комедия ошибок" Шекспира); комедии характеров или нравов, основанные на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств ("Тартюф" Мольера); комедии идеи, высмеивающие устарелые или банальные идеи (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают: комедии сатирические ("Ревизор" Гоголя), юмористические ("Турандот" К. Гоцци), трагикомедии.
Разы́грывать (лома́ть) коме́дию - притворяться, лицемерить, действовать неискренне.
Словарь существительных
КОМЕ́ДИЯ, -и, ж
Жанр литературы и киноискусства, а также произведение, созданное в этом жанре, с сюжетом, построенным на принципах комического; действие и характеры призваны вызывать смех.
Шаховской вздумал было в комедии вывести жалкого вздыхателя, Фиалкина, и осмеял стихи Жуковского. Комедия - «Липецкие воды» - была весела и имела шумный успех (Ю. Тын.).
Энциклопедический словарь
КОМЕ́ДИЯ -и; ж. [греч. kōmōdia от kōmos - сельский праздник и aeidein - петь]
1. Драматическое произведение со смешным, забавным или сатирическим сюжетом. Классическая к. К. нравов. К. положений. Сатирическая к. Сегодня вечером играют комедию.
2. Смешное, забавное происшествие. К. да и только.
3. Презрит. Лицемерие, притворство в исполнении чего-л., лицемерное поведение.
◊ Разыгрывать (ломать, играть и т.п.) коме́дию. Вести себя лицемерно, притворяться.
◁ Комеди́йный; Коми́ческий (см.).
* * *
коме́дия (от греч. kōmōdía), жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организаций действия различают комедии: положений, основанных на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические («Ревизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии. Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России - А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский, М. А. Булгаков, Е. Л. Шварц.
* * *
КОМЕДИЯ - КОМЕ́ДИЯ (от греч. komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического (см. КОМИЧЕСКОЕ); противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии (см. ТРАГИКОМЕДИЯ). Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России - А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.
Большой энциклопедический словарь
КОМЕДИЯ (от греч. komodia) - жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге ("Комедия ошибок" У. Шекспира); характеров или нравов - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств ("Тартюф" Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические ("Резизор" Н. В. Гоголя), юмористические ("Турандот" К. Гоцци), трагикомедии. Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России - А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.
Академический словарь
-и, ж.
1. Вид драматического произведения с смешным, забавным или сатирическим сюжетом.
Классическая комедия. Комедия нравов.
◊
В театре [Юлия Павловна] смотрела всегда драму, комедию редко, водевиль никогда. И. Гончаров, Обыкновенная история.
2. перен.
Смешное, забавное происшествие.
- Комедия в том, что вас просто надувают. Достоевский, Дядюшкин сон.
- Тут такая история ---, что никак не опомнюсь. Комедия, да и только. Чехов, Письмо.
3. презр.
Лицемерие, притворство в исполнении чего-л., лицемерное поведение.
Немец [врач], взглянув в лицо Софьи Николавны, услыша ее здоровый голос, счел всю обстановку за шутку, за комедию. С. Аксаков, Семейная хроника.
- Присутствуя невольно при этой комедии, которую вы называете судом, я чувствую почти сострадание к вам. М. Горький, Мать.
◊
разыгрывать{ (или ломать, играть и т. п.)} комедию
презр.
вести себя лицемерно, притворяться.
[греч. κωμωδία]
Энциклопедия Кольера
КОМЕДИЯ - восходит к ритуальным песням на празднике Диониса, бога плодородия и изобилия. По преданию, некто Сузарион превратил сдобренные грубыми шутками фаллические песни в театральное представление и в 580 до н.э. перенес комедию из Мегары в аттический дем Икарию. Согласно Аристотелю, немного позже в Сицилии поэты Эпихарм и Формий первыми стали писать комедии на вымышленные сюжеты, а первым афинским комедиографом был Кратет.
Аристофан (ок. 450 - ок. 385 до н.э.) - первый комедиограф, чьи произведения дошли до наших дней. В 11 комедиях Аристофана важную роль играет хор. В партиях хора прослеживаются элементы древнего ритуала, и в то же время именно хор выражал взгляды автора. Если комедии Аристофана еще сохраняли свое религиозное значение, то впоследствии хор отступает на задний план и комедия приобретает бытовой, реалистический характер. В результате старая комедия сменяется средней, а затем новой, от которой дошли фрагменты комедий Менандра (ок. 342-291 до н.э.). Мы знакомы с новой аттической комедией главным образом по латинским переложениям Плавта (ок. 254-184 до н.э.) и Теренция (ок. 195 - ок. 159 до н.э.). Герои их произведений тяготеют к устойчивым типам, сюжет обычно строится на приключениях влюбленных, которым чинят препятствия родители, опекуны, богатые соперники и практичные параситы.
СЦЕНА из римской комедии. Горельеф (2 в. н.э.)
РИМСКАЯ КОМЕДИЯ. Фрагмент настенной живописи в Помпеях.
С упадком римской культуры классическая комедия постепенно исчезла. Лишь не лишенные нравоучительства комедии Теренция, несмотря на некоторую их фривольность, читались в средневековых монастырях. Однако морализаторство в комедии лишь отчасти искупало пристрастие к простонародному фарсу, бичевавшему частные, "земные" пороки. Искусство никогда не чуралось площадного смеха, и появившаяся в Средние века комедия дель арте отвела буффонаде решающую роль. Популярные в это время народные комедии, героями которых часто были Робин Гуд или святой Георгий, строились на драматическом противостоянии реальности идеалу. Проникновение телесного начала в религиозную драму снижало ее пафос, что также было чревато комизмом. С началом Возрождения при дворе Генриха VIII в Англии становятся популярными интерлюдии - короткие комические сценки, которые разыгрывались в антрактах более серьезных пьес или в промежутках празднества. Интерлюдии обычно связывают с именем Д.Хейвуда (ок. 1497 - ок. 1580). В эпоху Возрождения был заново открыт Плавт, что совпало по времени с осознанием необходимости выявлять причинно-следственную связь между комическими положениями. Откровенные подражания римской комедии, такие, как Ральф Ройстер Дойстер Н.Юдалла, подкреплялись реалистическим изображением современной жизни. В 16 - начале 17 вв. в Италии, Англии и Испании комедия переживала период расцвета. Макиавелли (1469-1527) и Ариосто (1474-1533), Д.Лили (ок. 1554-1606) и Бен Джонсон (ок. 1573-1637), Лопе де Вега (1562-1635) и Кальдерон де ла Барка (1600-1681) - все пытались приспособить к своему времени античную традицию, одни строго следуя правилам, другие вдохновенно ломая установившиеся нормы. Величайшим комедиографом Возрождения был У. Шекспир (1564-1616). Жизнь представлялась ему слишком сложной, чтобы классифицировать ее по старой схеме как трагедию или комедию. Он еще придерживался принятой жанровой номенклатуры, однако в его трагедиях всегда есть комические интерлюдии, а в комедиях слышатся трагические ноты. В комедиях Джонсона корень всех зол - алчность. Именно в погоне за деньгами проявляются наиболее характерные свойства личности, которые Джонсон, следуя терминологии средневековой медицины, называл "юморами". После реставрации монархии Стюартов в 1660 ведущее место на английской сцене заняла нравоучительная комедия. Поэзия драматургов-елизаветинцев уступила место тщательно отделанной прозе У.Уичерли (ок. 1640-1716) и У.Конгрива (1670-1729). Если Бен Джонсон порой тяжеловат, то комедия Реставрации зачастую поверхностна. Лучше всего поучение и развлечение сочетаются в комедиях Мольера (1622-1673), вероятно, одного из величайших комедиографов. Он глубоко вскрывал общественные пороки, высмеивая браки по расчету, ханжество, аристократические замашки мещан. Благодаря хрупкому равновесию между чувством и разумом Мольер в высшем смысле сохраняет верность природе, без чего невозможна умная комедия. В 18 в. это равновесие было нарушено. На первый план вышел суд разума, что, в свою очередь, спровоцировало бурное и бесконтрольное проявление чувств. В Италии обновленная комедия нравов К.Гольдони (1707-1793) явно имела сентиментальный оттенок; в Германии Г.Э.Лессинг (1729-1781) стал провозвестником буржуазной комедии, готовой разразиться слезами; англичанин Р.Б.Шеридан (1751-1816) соединил свирепую сатиру с отзывчивостью к человеческим переживаниям. Во Франции накануне революции Бомарше (1732-1799) в трилогии о слуге Фигаро выразил протест против вседозволенности правящих классов. Комедии начала 19 в. несли на себе печать романтизма, преобладавшего в литературе того периода. Новый тип комедии появился во второй половине 19 в. В эпоху королевы Виктории в Англии наступил длительный период относительного мира и процветания. В это время происходит возрождение комедии, абсурдность которой подчеркивала неразбериху и разобщенность, царившие в тогдашнем мире. Новаторский характер носили оперетты У.Гилберта (1836-1911) и А.Салливена (1842-1900), в которых сходство с Аристофаном лежит глубже внешней буффонады. Средствами музыки и пения они ставили мир с ног на голову, выставляя на посмешище викторианскую эпоху. Тогда же и чуть позже создавались комедии, в которых мысль о несовершенстве мира высказывалась куда более жестко. Эстетизм принял преувеличенные формы в творчестве О.Уайльда (1856-1900), его комедия Как важно быть серьезным утверждала парадоксальную истину: как важно быть посредственным. Ирландская неукротимость духа, представшая у Уайльда блеском остроумия, приняла более умеренное выражение в работах его соотечественника Д.М.Синга (1871-1909), самого значительного комедиографа в литературном движении, получившем название Ирландского Возрождения. Самым выдающимся комедиографом 20 в. был Б. Шоу (1856-1950). В его комедиях личность противостоит обществу, и так будет, пока общество не перестроится согласно принципам фабианского социализма. Как и положено гениальному комедиографу, Шоу вкладывал в свои пьесы все, начиная с буйного фарса и кончая философской дискуссией. Многим в своем творчестве Шоу был обязан Х.Ибсену (1828-1906) и А.П.Чехову (1860-1904). Хотя Ибсен и не писал комедий, он вводил в свои серьезные пьесы элементы комического. Чехов изображал современную ему Россию на первый взгляд бегло и поверхностно, однако материал подан столь искусно, что создается впечатление независимого от людских неурядиц, неостановимого течения жизни. Современные комедии не очень смешны, но они всегда переставали смешить, когда из фарса превращались в орудие критики. Среди произведений такого рода отметим На волоске от гибели Т.Уайлдера, экзистенциальная притча С.Беккета В ожидании Годо, Лысая певица Э.Ионеско, Вальс тореадоров Ж.Ануя, Комедиант Д.Осборна и Кто боится Вирджинии Вулф? Э.Олби.
ЛИТЕРАТУРА
Борев Ю.Б. О комическом. М., 1957 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1996
Гуманитарный словарь
КОМЕ́ДИЯ - лит. жанр, вид драмы, в к-рой действие и стиль подчинены законам игры, а конфликт основан на несообразности, недоразумении, нарушении нормы и т. п. По стилистич. и сюжетно-композиционным признакам различают фарсовую и высокую К. (в пределах к-рой выделяется также лирич. К.). В тематич. плане разделяется на К. интриги (положений), К. характеров и К. нравов, в зависимости от того, что является предметом комизма, но наиболее значительные К. не укладываются в пределы одной из этих жанровых разновидностей. Видами К. считаются также водевиль, комическая опера, скетч, комическое обозрение (парад), театральная пародия.
В России до сер. 18 в. любая пьеса называлась К. Первые К. в соврем. понимании написаны в 1750 А. П. Сумароковым. Уже в 18 в. определяются отличительные черты рус. К.: ослабление, по сравнению с западной К., роли любовного сюжета; слабое проникновение лирич. элемента; интерес к социальной проблематике и тяготение к сатире; преобладание К. характеров и нравов над К. интриги. В 18 в. К. подчинилась правилам нормативной поэтики: соблюдение трех единств, жанровая однородность (отсутствие "высокого", трогательного, трагического), значащие имена, однолинейные характеры, принадлежащие к традиционным амплуа, разделение лиц на положительных, говорящих средним, и отрицательных, говорящих низким слогом, соединение развлекательности с поучением, благополучная развязка и т. д. Большинство К. 18 в. - "склонения" на рус. нравов западных пьес, но часто значительно переосмысляющие источник. Тематика колеблется от изображения забавных происшествий и осмеяния мелких слабостей до резкой социальной и даже политич. сатиры. В сер. 18 в. существовали нравоучительная (Лукин) и сатирическая, памфлетная (Сумароков, имп. Екатерина II) К. В 1770-е гг. возникает стихотворная К., хотя в основном жанр оставался прозаическим. В 18 в. определились три пути развития рус. К.: смешная условно-игровая пьеса с малым числом положительных героев или без них, с формальным, но не полным снятием конфликта, стилистически построенная на цепях каламбуров и алогизмов, часто стихотворная (Княжнин); лирическая К., близкая к драме, допускающая введение трогательного, обычно с легким ироническим оттенком (Веревкин); промежуточная форма, соединяющая смешную, игровую и трогательную, серьезную линии как равноправные (Фонвизин). В кон. 18 - нач. 19 в. господствующей в рус. К. была традиция Княжнина (стихотворные пьесы Капниста, кн. Шаховского, Хмельницкого, отчасти - прозаические Крылова, Загоскина). Большую популярность в 18 в. имел жанр комической оперы (Княжнин, Аблесимов, Николаев, Матинский). Особое место занимает сатирическая пародия Крылова "Триумф".
К. Грибоедова "Горе от ума" (1824) и Гоголя (особ. "Ревизор", 1836) подводят итог развития жанра в 18 - нач. 19 в. Здесь в пределах одного текста сконцентрированы, переосмыслены и наполнены новым, сложным и символическим содержанием все многообразные приемы, использовавшиеся в отечеств. западной комедийной традиции (у Гоголя - пародийно). В результате произошло обновление жанра (в "Горе от ума" - синтез сатиры, лирики, патетической дидактики), приведшее к созданию текстов, где за забавной интригой обнаруживается обобщенная и типическая картина рус. нравов, ставятся сложные социальные, философские, этические и психологические вопросы. В 1820-40-е гг. происходит окончательное разделение рус. К. на высокую, литературную и массовую, репертуарную. Последняя в лице водевилистов Ленского, Ф. Кони, Каратыгина, Некрасова, позднее Соллогуба, в 1860-е гг. - В. Крылова добивается большой популярности у публики и господствующего положения в театр. репертуаре, хотя отношение к ней остается пренебрежительным. В сер. 19 в. А. Н. Островский осуществляет реформу К.: сохраняя игровую природу жанра, он приспосабливает К. к принципам натуральной школы, сближает К. с драмой. Воздействие Островского на театр и деятельность его последователей (Потехина, Чернышева, Пальма, Н. Соловьева, Южина-Сумбатова) привели к утверждению и господству бытовой К. нравов, основанной на жизнеподобии, смешении смешного и серьезного, переплетении сатирического и мелодраматического планов, психологической разработке характеров, не разделяющихся на положительных и отрицательных, нередко на этнографизме, обширной экспозиции, подробно представляющей среду, в к-рой протекает действие, медленном развитии действия и самоценности эпизодов. Наряду со школой Островского существовали другие разновидности бытовой К.: лирическая, касавшаяся в основном психологических проблем (Тургенев); гротескная сатирическая, сочетавшая фарсовый и драматический эл-ты, построенная на алогизме, насыщенная философским подтекстом (Сухово-Кобылин); натуралистическая трагикомедия, несмотря на сатирическую направленность, близкая к драме (Писемский). К К. обращались эпизодически также Лесков, Щедрин, Л. Толстой. Вкон. 19 в. К. уходит на периферию литературной системы, превращаясь у эпигонов школы Островского (Рышков) либо в тенденциозную драму, либо в развлекательный фарс. Попытки обновления жанра у Чехова, драматургов "Знания" (Найденов, Чириков), в 1910-е гг. у А. Н. Толстого разрушают границу между К. и драмой, создавая лирическую К. "настроений", синтезирующую достижения бытового и импрессионистического театра. К. почти утрачивает внешнее, фабульное действие, принципиально переосмысляет категорию смешного, переключает внимание на символику и подтекст. Исключением являются произведения малой формы (водевили Чехова, миниатюры Андреева, Евреинова). В нач. 20 в. возникает философская К. (Евреинов, Луначарский), воспринимаемая как одна из форм модернистского жизнестроительства. В 1910-е гг. распространяются примыкающие к К. эстрадные жанры. 1920-30-е гг. - возрождение жанра К. Интерес авангарда к народному смеховому театру способствовал усилению в К. игрового начала, активизации действия, вытеснению лирической К. пьесами сатирическими. Первые опыты советской К. - "склонения" на новые нравы классических произведений, затем через вариации на традиционные сюжеты был осуществлен переход к оригинальному творчеству, сочетавшему основные приемы рус. К. (в основном, гоголевской и водевильной линии) с возможностями авангардного театра. Для К. 20-х гг. (Эрдман, Маяковский, Булгаков, Шкваркин, В. Катаев, Файко, Ардов и пр.) характерна социальная проблематика, возрождение системы амплуа, буффонность приемов, амбивалентность оценок. С конца 20-х гг. усиливаются нормативные тенденции в К. (Безыменский, Ромашов, Гусев и пр.): пьесы становятся идеологически тенденциозными, нравоучительными, герои четко делятся на порочных и идеальных, вводится условный благополучный финал и пр. В 30-е гг. возникает высокая стихотворная К., игровые формы оттесняются на периферию культуры (в эстраду, кинематограф), постепенно исчезает сатирическое начало в К., уступая место бесконфликтности. Во 2-й пол. 20 в. попытки возродить сатирическую К. с разными идеологическими заданиями (Михалков, Аксенов, Вампилов, Шукшин и др.) явились единичными и не изменили, несмотря на свою худож. значительность, общей ситуации внутри жанра. К. 2-й пол. 20 в. противостоит большинству традиций рус. К.: это либо пьесы, соединяющие водевильный сюжет (Галич, Арбузов) или сатирический план (Зорин, Рощин) с лирической, психологической драмой, либо лирические К. (Розов, Рязанов и Брагинский, Вампилов, Арро), часто на любовный сюжет, иногда с сильным введением эпического эл-та или даже авангардных театр. приемов. Особое место в рус. К. 20 в. занимают философские сказки (Шварц, Маршак) и исторические К. (Зорин, Горин), имеющие сложную жанровую природу, нередко приближающиеся к трагикомедии. На протяжении всего развития К. играла большую роль в рус. культуре, влияя на общественное мнение, формируя литературный язык, создавая типы, вошедшие в культурное сознание нации.
Сборник слов и иносказаний
I.
(иноск.) - притворство
Комедию ломать (разыграть) - иноск.: притворяться
Ср. Порядочная женщина... с любовью к мужу неуязвима!.. любовь - это ее душа. И ты хочешь, чтобы я посрамила это чувство каким-то притворством, какой-то комедией.
Островский. Красавец-мужчина. 2, 8.
Ср. Оба они чувствовали... что все это, этот тон, эти насмешки, были... какая-то игра, какая то комедия, которую они ломали.
Б. Маркевич. Бездна. 3, 3.
Ср. Una perfida comedia å questo, предательскую комедию разыгрывает она со мною.
Там же. 1, 4.
Ср. "И зачем я тогда разыграл эту комедию с венцом? - думал Орлов: - она ведь уж была на корабле, в моих руках!"
Данилевский. Княжна Тараканова. 2, 22.
См. камедь.
См. комедиант.
II.
(иноск.) - забавный случай; простонарод. - камедь, кумедь
"Это просто комедия!" (намек на комедию - веселые театральные представления.)
Ср. Кой-кто из проходивших оставался поглазеть на даровую "камедь". Хохотом ободряли прохожие пирожника.
Мельников. На горах. 2, 17.
См. комедию ломать.
См. комедия.
III.
(простонар. каме/дь, кумедь) - веселое театральное сочинение, представление
Ср. Первеющий стихотворец... какие пишет камеди, животики надорвешь, батюшка...
Дружинин. Сентимент. путешествие Чернокнижникова. 8.
Ср. Comédie (франц.) - комедия.
Ср. Comoedia (лат.).
Ср. Κωμωδία (κώμος, разгул - ωδή, песнь) - веселое пение (в честь Вакха - Дионисия).
Ср. Comus - бог разгула.
См. камедь.
См. комедию ломать.
Поговорки
Выкурить комедию. Брян. Совершить неожиданный поступок, удивить кого-л. СБГ 3, 72.
Испортить всю комедию. Моск. Неодобр. Испортить дело неумелыми, неосторожными действиями. СРНГ 14, 229.
Играть (ломать) комедию. 1. Разг. Неодобр. Притворяться, лицемерить. ФСРЯ, 232; Мокиенко 1990, 88; ЗС 1996, 49; БТС, 504; Ф 1, 216. 2. Пск. Шутить, веселить кого-л. СПП 2001, 46.
Кукольная (Петрушкина) комедия. Разг. Устар. Презр. 1. О чьих-л. притворных, лицемерно-пошлых действиях, поступках, проделках, которые маскируют настоящую цель, как правило - неблаговидную. 2. Смешное, нелепое, странное происшествие. Ф 1, 248; БМС 1998, 289.
Финита ла (ля) комедия. Разг. часто Ирон. О завершении какого-л. дела, как правило - неблагополучном. БМС 1998, 289.
Орфографический словарь
Формы слов для слова комедия
коме́дия, коме́дии, коме́дий, коме́диям, коме́дию, коме́дией, коме́диею, коме́диями, коме́диях
Синонимы к слову комедия
сущ., кол-во синонимов: 20
См. зрелище, обман
ломать комедию...
Антонимы к слову комедия
Идеография
▲ драма
↑ комический
комедия - комическое драматическое произведение.
комедиант.
комедиантство. комедиант.
комик.
шут. паяц.
клоунада. клоун.
арлекин. скоморох. буффон.
полишенель. пульчинелла. дзанни. грасьосо.
лирическая комедия. сатирическая комедия.
трагикомедия.
юмореска.
фарс.
лацци. | талия - муза комедии.
буфф. буффонство. буффонада. буффон. бурлеск.
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимология
Заимствование из польского komedia, восходящего к греческого слову.
Этимологический словарь
Латинское - comoedia.
Существительное известно в русском языке начиная с XVII в. Первоначально этим словом обозначали любое театрализованное представление и употребляли наравне с русским существительным «действие». С середины XVIII в. комедию начинают выделять в особый театральный жанр. В наши дни комедией, кроме того, называют кинофильм.
Слово образовалось в греческом языке, где им называли процессию в честь бога Диониса.
Родственным являются:
Польское - komedia.
Производные: комедийный, комедийность, комедиант, комедиограф.
Заимств. в конце XVII в. из польск. яз., где komedia < лат. comoedia - из греч. kōmōdia сложения kōmos «веселое гулянье» (первоначально - в честь Диониса) и ōdē «песня». Комедия буквально - «веселое шествие с песнями».
коме́дия
начиная с XVII в. (см. Смирнов 147 и сл.), диал. коме́дь, псковск. (AfslPh 18, 618), вятск. (Васн.), ками́дь "шутка", с.-в.-р. (Барсов, Причит.). Из польск. komedia от лат. соmоеdiа, первоисточником которого явл. греч. κωμῳδία; см. Преобр. I, 342. [Дополнительный материал см. в кн.: Hüttl Worth, Foreign words in Russian, Lоs Angeles, 1963, стр. 79. - Т.]
Словарь галлицизмов русского языка
КОМЕДИЯ и, ж., КОМЕДИ comédie f. устар. Здание театра, театр. Где королевское величество увидати: Она изволит часто в комеди пребывати. 1738. Фарсон 22. А для прекращения ссор и драк у оной комеди от команды поставить пекет. 1751. Пам. культ. 1986 154. Ездили в Италиянскую комедию, и пользовались представлением оперы Комик. Демидов Журн. 37. Поехать в комедию. БАС-1. || устар. Театральное представление. Комедия есть живое изображение такого простаго и смешнаго действа к исправлению нравов и увеселению смотрителей. Кантемир Соч. 2 402. Ее имп. Величество .. изустно указать изволила: 1) сделанную у Красных ворот от Немецких комедиантов деревянную комедию, в которой сего декабря 26 дня учинился пожар.. сломать, а велеть построить в другом месте, понеже на том месте быть ей прилично и от пожарного случая опасно, а между тем в нынешние дни комедию производить в ней позволить.. 1753. Сытин Истор. планировки 309. || устар. Балаган на масленицу, на ярмарке. Лубочные комедии разделяются на степени. Те, кои помещаются в линии губернаторского дома, суть, так сказать, модные и посещаются лучшею публикою - купцами и приказчиками. 1820. П. Свиньин Поездка на Нижегор. ярмарку. // Богородицкая 18. Простые же люди катывались с гор; женщины толпились около комедий и шатров. Пыляев Стар. Москва.
Словарь иностранных слов
КОМЕДИЯ (греч. komodia, от komos - веселый, и ado - пою). Драматическое представление, изображающее отрицательные стороны жизни, осмеивающее недостатки и пороки общественные.
Сканворды для слова комедия
- Какой из драматических жанров можно ломать?
- Смешное кино.
- Представление, которое «ломают».
- Пьеса, ломаемая теми, кто «Ваньку валяет».
- Драматическое произведение со смешным, весёлым сюжетом.
- Чему покровительствовала муза Талия?
- Произведение Бальзака «Человеческая ..,».
- Эпопея Оноре де Бальзака «Человеческая ...».
- Поэма эстонской писательницы Бетти Альвер «... нищеты».
- Произведение Шекспира «... ошибок».
- Пьеса Генрика Ибсена «... любви».
- Пьеса Даниила Хармса «... города Петербурга».
- Фильм Владимира Хотиненко «Патриотическая ...».
- Фильм Вуди Аллена «... секса в летнюю ночь».
Полезные сервисы