БЕНУ - БЕ́НУ, в египетской мифологии бог в виде цапли, известен из гелиопольского сказания о сотворении мира. Он появился на возвышавшимся среди первобытного хаоса камне Бен-Бен (см. БЕН-БЕН) и это знаменовало начало акта творения. Бену считался ба (см. БА (в Древнем Египте)) бога Ра (см. РА (в мифологии)), впоследствии Осириса (см. ОСИРИС). Греки называли Бену фениксом (см. ФЕНИКС (сказочная птица)) .
бенуа
Гуманитарный словарь
БЕНУА́ - семья деятелей рус. культуры, художников и архитекторов. Родоначальник, Луи Жюль (1772-1822), выходец из провинции Бри, Франция, прибыл в Россию в 1794 г. Мн. из потомков (живут в СПб. и др. гос-вах) до сих пор продолжают художественные традиции семьи. Семья Б. породнилась со многими художеств. фамилиями России - Шретер, Лансере, Кавос, Фроловых. Музей семьи расположен в Петергофе во Фрейлинском корпусе у Большого дворца (арх. Н. Л. Бенуа).
Ник. Леонтьевич (1813-1898) - архитектор, график, профессор АХ (1856), придворный архитектор с 1840, заведующий строит. отделом гор. управы СПб. (1872-1897). Автор многочисл. построек в столицах, пригородах и провинции. Сформировал совр. вид Петергофа, построив (1840-60 гг.) такие значит. сооружения, как вокзал, почта, госпиталь, богадельня, комплекс придворных конюшен, в к-рых проявил себя лучшим в России мастером неоготики. Автор комплекса построек имп. охотничьей усадьбы в Лисино-Корпус и нескольких инославных храмов СПб. Прекрасно применял в зданиях историзма инженерные новации 19 в.
Альберт Ник. (1852-1928) - архитектор и художник-акварелист. Учредитель и пред. Об-ва рус. акварелистов, первый хранитель Русского музея (с 1895). Автор производств. и жилых зданий в СПб. С 1924 г. жил и работал во Франции.
Юлий Юлиусович (1852-1929) архитектор, арх. управления имп. дворцов. Автор многочисленных жилых, производственных и банковских зданий в СПб. в различных формах историзма и модерна.
Леонтий Ник. (1856-1928) - архитектор, профессор, руководитель мастерской (1894-1916), ректор АХ (1903-1906, 1911-1916), архитектор Высочайшего двора, ред. журн. "Зодчий" (1893-1896). Автор многочисл. построек в СПб., пригородах и в провинции, среди к-рых (в СПб.) наиб. значительны: комплекс зданий придворной певческой Капеллы с концертным залом (1887-1889), комплекс зданий Клинического повивально-гинекологического ин-та (1899-1904), Великокняж. усыпальница в Петропавловской крепости (1897-1906), многочисл. эффектные здания банков на центр. улицах столицы. В осн. работал во франц. и итал. неоренессансе. Основатель крупной архитектурной школы.
Ал-др Ник. (1870-1960) - сын Н. Л. Бенуа, живописец, график, художник, историк иск-ва, критик. Учился в Петерб. ун-те на юридич. ф-те (1890-94). Живописью занимался под рук. Альберта Бенуа. Идейный вдохновитель и организатор худож. объединения "Мир искусства", первонач. сложившегося как "кружок самообразования" молодых, увлеч. иск-вом и историей "дилетантов", объедин. родством, учебой в г-зии К. Мая и в Петерб. ун-те (Б., В. Нувель, Д. Философов, К. Сомов, С. Дягилев, А. Нурок, Е. Лансере). Участвовал в выставках "Общ-ва русских акварелистов" (с 1891). С 1898 выходит ж. "Мир искусства", в к-ром Б. становится соредактором С. П. Дягилева, впоследствии он гл. теоретик и один из ведущих авторов. Один из гл. сотрудников ж. "Старые годы" (1907-16). В 1911-17 вице-пред. "Об-ва защиты и сохранения в России памятников искусства и старины". В 1918-26 гл. хранитель картинной галереи Эрмитажа в Петерб. Декларированный Б. принцип "эстетического универсализма" предопределил необычайно широкий круг его творч. устремлений. Для Б.-художника интерес к истории творчества воплотился в работах, посвящ. Франции 18 в., СПб. и его окрестностям. Серии картин: "версальская" ("Последние прогулки Людовика XIV", 1897; "Купание маркизы", 1906) и "русская" ("Парад при Павле I", 1907; "Выход Екатерины II в Царском Селе", 1909), цикл "Пб. и пригороды" - своеобразный изобразит. комментарий к статьям и монографиям Б. Писал пейзажи "Бретань" (1897), портреты "В. Серов" (1899); "А. Остроумова-Лебедева" (1915). Для Б.-живописца характерно сочетание ретроспект. мечтательности и подробной передачи особенностей конкр. обстановки. Б.-иллюстратору присущ исключит. интерес к рисунку как украшению текста и иллюстрац. сериям (заставка и илл. к изд. "Пиковой дамы", "Капитанской дочки", 1904, "Медного всадника", 1903, и др. произв. А. С. Пушкина и т. п.). Б. - автор обширной программы пропаганды рус. иск-ва: ред. ж. "Художественные сокровища России" (1901-03), орг-ция выставки "Два века рус. живописи и скульптуры" (1906, Париж) и - отчасти - "Русских сезонов", замысел к-рых принадлежит Б. и С. Дягилеву. С 1908 в Париже "Русские сезоны" открылись оперой М. Мусоргского "Борис Годунов" в декорациях Б., А. Головина, И. Билибина. Для "Русских балетных сезонов" Б. в качестве художника принял участие в создании спектаклей: "Павильон Армиды" на муз. М. Черепнина (1909, Б. - автор либретто), "Сильфиды" ("Шопениана", 1909), "Жизель" А. Адана (1910), "Соловей" И. Стравинского (1914). Любимым детищем Б. явилось оформление балета "Петрушка" И. Стравинского (1911), неоднократно воспроизв. на сценах мн. т-ров. В 1914 разработал декорац. идеи балета "Золотой петушок" М. Римского-Корсакова, блестяще осуществл. художницей Н. Гончаровой. Монография "Франсиско Гойя" (1908), капитальный труд "История живописи всех времен и народов" (1910-11) и множество статей по иск-ву, опубл. Б., выполняли общие цели пропаганды. Театр. дебют Б. - оп. С. Танеева "Честь Амура" (1900, сцена Эрмитажного т-ра). Для Мариинского т-ра оформил спектакли "Гибель богов" Р. Вагнера (1903) и "Павильон Армиды" Н. Черепнина (1907), для т-ра В. Ф. Комиссаржевской - "Праматерь" Ф. Грильпарцера, 1908. В 1907-08 - гл. худож. и консультант "Старинного театра", в 1912-13 - постановщик (совм. с К. С. Станиславским) и художник мольеровских спектаклей МХТ "Тартюф", "Мнимый больной, "Брак поневоле". С 1913 Б. по предложению В. И. Немировича-Данченко - содиректор МХТ, где оформил "пушкинские спектакли" ("Моцарт и Сальери", "Кам. гость", "Пир во время чумы", 1913-15) и комедию К. Гольдони "Хозяйка гостиницы", 1913. В 1920-26 активно сотрудничал с БДТ: "Венецианский купец" У. Шекспира (1920, художник и сорежиссер), "Царевич Алексей" Д. Мережковского (1920), "Слуга двух господ" К. Гольдони, "Лекарь поневоле", "Смехотворные прелестницы" Ж.-Б. Мольера (1931), "Грелка" Мельяка и Галеви (1923), "Женитьба Фигаро" П.-О. Бомарше (в собств. постановке, 1926). С 1927 жил в Париже, работал преим. как художник т-ра; оформлял спектакли на сценах Парижа, Милана, Рима, Буэнос-Айреса, Каунаса.
К семье Бенуа принадлежат также Зинаида Серебрякова, художница, Н. Е. и Е. Е. Лансере, архитектор и художник.
А. Н. Бенуа. "Парад при Павле I"
Грамматический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
БЕНУА * Benoît. Бенедикт. Вообще, княжна, имевшая случай читать много и пристально, любит сравнивать себя с героинями различных романов. Более других по сердцу пришелся Жорж Санд и ей, без всяких шуток, иногда представляется, что она - Valentine, а Техоцкий - Benoît. Салт. 10-1 115.
Сканворды для слова бенуа
- Персонаж оперы итальянского композитора Джакомо Пуччини «Богема».
- Русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
- Русский художник, автор картин «Карнавал на Фонтанке», «Летний сад при Петре Великом», «Набережная Рей в Базеле в дождь».
- Русский художник, автор картин «Версаль», «Парад при Павле I», «Вечер».
- Русский художник, автор картин «У бассейна Цереры», «Маскарад при Людовике XIV», «Купальня маркизы».
- Русский художник, автор картин «Свадебная прогулка», «Павильон».
- Имя французского инженера Фурнерона.
Полезные сервисы
бенуа (benoit) петер леопольд леонард
Большой энциклопедический словарь
Бенуа́ (Benoit) Петер Леопольд Леонард (18341901), бельгийский композитор, музыковед-историк. Крупнейший представитель фламандского направления в бельгийской музыке. Основатель Королевской фламандской консерватории (до 1898 Фламандская музыкальная школа, Антверпен). Оратории, кантаты («Рубенс», 1877), Реквием (1863). Труды по истории бельгийской музыки.
Полезные сервисы
бенуа александр николаевич
Энциклопедический словарь
Бенуа́ Александр Николаевич (1870-1960), художник, историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. Один из организаторов и идейных лидеров объединения «Мир искусства», создатель одноименного журнала. В живописи, графике, театральных работах («Версальская серия», 1905-1906; иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, 1903-1922) тонко передал стиль прошедших эпох. В искусствоведческих работах высказывался за самоценность эстетических качеств искусства, против его чрезмерной идеологической перегруженности; был одним из первооткрывателей, знатоков и ценителей русского искусства XVIII - начала XIX вв., которому посвятил значительное число работ. Художественный руководитель Русских сезонов (1908-1911), режиссёр (МХТ, 1913-1915). С 1926 жил во Франции. Автор «Воспоминаний».
* * *
БЕНУА Александр Николаевич - БЕНУА́ Александр Николаевич (1870-1960), русский художник, историк искусства и художественный критик. Внук архитектора А. К. Кавоса, сын Н. Л. Бенуа (см. БЕНУА Николай Леонтьевич) . Идеолог «Мира искусства» (см. МИР ИСКУССТВА). В живописи, графике, театральных работах («Версальская серия»; иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавал стиль прошедших эпох. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Художественный руководитель «Русских сезонов» (см. РУССКИЕ СЕЗОНЫ) (1908-11), режиссер (Московского Художественного театра, 1913-15). С 1926 жил во Франции.
* * *
БЕНУА́ Александр Николаевич [21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург - 9 февраля 1960, Париж], российский художник, историк искусства и художественный критик. Вдохновитель и лидер объединения «Мир искусства».
Сын архитектора Н. Л. Бенуа (см. БЕНУА Николай Леонтьевич). Учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Жил в основном в Петербурге. Был главным идеологом журнала «Мир искусства» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества.
Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». В 1907-10 выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910); его исторические образы («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого, ироничного анекдота. В замечательных - благодаря своему тонкому, романтичному историзму - сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание - Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22; отдельное издание - Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики.
Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович), активно участвуя в его «Русских сезонах». Работал как художник и режиссер Московского художественного театра (1913-15), Большого драматического театра и Театра оперы и балета (1919-25) в Ленинграде. В своей сценографии [балет Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» в Мариинском театре (1907), «Петрушка» И. Ф. Стравинского в театре Шатле в Париже (1911), «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина в МХТ (1914-15, Бенуа здесь выступил также и как режиссер) и многие др. спектакли] продолжил традицию «живописного театра» 18-19 вв., придав ей новую драматическую остроту.
В 1894 дебютировал как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства; выступал против русского авангарда с консервативно-охранительских позиций.
С 1917 активно участвовал в реформах художественной жизни и музейной работе (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа). Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 обосновался в Париже. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Н. А. Бенуа (см. БЕНУА Николай Александрович), театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. городов.
В написанных в поздний период мемуарах «Мои воспоминания» (Нью-Йорк, 1955; 1-е издание в России - М., 1980) проникновенно воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий «серебряного века» в России рубежа 19-20 столетий.
Большой энциклопедический словарь
БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960) - российский художник, историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа. Идеолог "Мира искусства". В живописи, графике, театральных работах ("Версальская серия"; иллюстрации к "Медному всаднику" А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавал стиль прошедших эпох. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью "свободного искусства". Художественный руководитель "Русских сезонов" (1908-11), режиссер (Московского Художественного театра, 1913-15). С 1926 жил во Франции.БЕНУА Александр Николаевич БЕНУА ДЕ СЕНТ-МОР (Benoit de Sainte-Maure) - нормандский поэт при дворе английского короля Генриха II, автор стихотворной хроники Нормандии и "Романа о Трое" (между 1180 и 1190), один из эпизодов которого (о Троиле и Крессиде) послужил источником сюжетов для Дж. Боккаччо, Дж. Чосера и У. Шекспира.
Полезные сервисы
бенуа де сент-мор
Энциклопедический словарь
БЕНУА ДЕ СЕНТ-МОР - БЕНУА́ ДЕ СЕНТ-МО́Р (Benoit de Sainte-Maure), нормандский поэт при дворе английского короля Генриха II (см. ГЕНРИХ II Плантагенет (английский король)).
Родился в деревне Сент-Мор, в Турени. Автор стихотворной хроники Нормандии и «Романа о Трое» (между 1180 и 1190), один из эпизодов которого (о Троиле и Крессиде) послужил источником сюжетов для Дж. Боккаччо (см. БОККАЧЧО Джованни), Дж. Чосера (см. ЧОСЕР Джефри) и У. Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям).
Энциклопедия Кольера
БЕНУА ДЕ СЕНТ-МОР (Benoit de Sainte-Maure, Sainte More), французский трубадур 12 в. Родился, вероятно, в деревне Сент-Мор, в Турени, был близок ко двору Генриха II Английского. Единственное произведение, автором которого с определенностью можно считать Бенуа, - Роман о Трое (Roman de Troie, 1160-1165), пространное повествование французским стихом о Троянской войне. Роман опирался на Историю разрушения Трои (Historia de excidio Troiae), которую считали подлинным отчетом о войне некоего Дара Фригия, и на Заметки о троянских войнах (Ephemerides belli Trojani), которые приписывались некоему Диктию Критскому. Эпизод с Троилом и Крессидой из романа Бенуа послужил Боккаччо источником при написании Филострато. В настоящее время признано, что Летопись герцогов Нормандских (Chronique des ducs de Normandie) написана Бенуа; его авторство в отношении Романа о Фивах (Roman de Thbes) и Романа об Энее (Roman d'nas) не бесспорно.
Полезные сервисы
бенуа леонтий николаевич
Энциклопедический словарь
Бенуа́ Леонтий Николаевич (1856-1928), архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. Продолжал традиции классицизма (западный корпус Русского музея в Петрограде, 1914-1916).
* * *
БЕНУА Леонтий Николаевич - БЕНУА́ Леонтий (Людовик) Николаевич (1856, Петергоф - 1928, Ленинград), русский архитектор, заслуженный деятель культуры России (1927). Сын Н. Л. Бенуа (см. БЕНУА Николай Леонтьевич), брат А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич).
В 1879 окончил Академию художеств (АХ) в Петербурге. В 1885 был избран академиком АХ, профессор архитектуры (1892), архитектор высочайшего двора (1899), ректор (1903-1906, 1911-1917) Высшего художественного училища АХ. Продолжал традиции классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) (западный корпус Русского музея в Петрограде, 1914-16), возвел большое число жилых домов, для которых характерны продуманность и единство художественного ансамбля, мастерство и изобретательность в исполнении декора (на Загородном проспекте, Моховой ул. Каменноостровском проспекте, Васильевском острове и др.), автор здания Придворной певческой капеллы, здания правления страхового общества «Россия», Института акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта, Московского купеческого банка, Костела французского посольства, Зала заселаний Госсовета в Мариинском дворце. В 1910-1913 разработал совместно с другими архитекторами разработал проект преобразования Санкт-Петербурга, который остался нереализованным. Среди его учеников ряд видных архитекторов: В. Г. Гельфрейх (см. ГЕЛЬФРЕЙХ Владимир Георгиевич), Н. Е. Лансере, Л. В. Руднев (см. РУДНЕВ Лев Владимирович), М. М. Перетяткович (см. ПЕРЕТЯТКОВИЧ Марьян Марьянович), В. А. Щуко (см. ЩУКО Владимир Алексеевич), А. В. Щусев (см. ЩУСЕВ Алексей Викторович) и др.
Большой энциклопедический словарь
БЕНУА Леонтий Николаевич (1856-1928) - архитектор, заслуженный деятель искусств России (1927). Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. Продолжал традиции классицизма (западный корпус Русского музея в Петрограде, 1914-16).
Полезные сервисы
бенуа николай александрович
Энциклопедический словарь
БЕНУА Николай Александрович - БЕНУА́ Николай Александрович (1901-88), итальянский художник. Родился и получил образование в России, сын и ученик А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич). С 1925 жил в Италии. Оформил оперные спектакли многих театров мира (в 1936-71 был директором постановочной части театра Ла Скала (см. ЛА СКАЛА)), плодотворно продолжая традиции «живописного театра» времен «Мира искусства» (см. МИР ИСКУССТВА).
Большой энциклопедический словарь
БЕНУА Николай Александрович (1901-88) - итальянский художник. Родился и получил образование в России, сын и ученик А. Н. Бенуа. С 1925 жил в Италии. Оформил оперные спектакли многих театров мира (в 1936-71 был директором постановочной части театра Ла Скала), плодотворно продолжая традиции "живописного театра" времен "Мира искусства".
Полезные сервисы
бенуа николай леонтьевич
Энциклопедический словарь
Бенуа́ Николай Леонтьевич (1813-1898), российский архитектор. Мастерски подражал историческим стилям (фрейлинские дома в Петродворце, 1858; в духе барокко). Построил ряд железнодорожных вокзалов (в Петродворце, 1855-1857), где воспроизвёл готические формы каркаса в металлических конструкциях.
* * *
БЕНУА Николай Леонтьевич - БЕНУА́ Николай Леонтьевич (1813-98), русский архитектор. Мастерски подражал историческим стилям (фрейлинские дома в Петродворце, 1858; в духе барокко (см. БАРОККО)). Построил ряд железнодорожных вокзалов (в Петродворце, 1855-57), где воспроизвел готические формы каркаса в металлических конструкциях.
Большой энциклопедический словарь
БЕНУА Николай Леонтьевич (1813-98) - российский архитектор. Мастерски подражал историческим стилям (фрейлинские дома в Петродворце, 1858; в духе барокко). Построил ряд железнодорожных вокзалов (в Петродворце, 1855-57), где воспроизвел готические формы каркаса в металлических конструкциях.
Полезные сервисы
бенуа, александр николаевич
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Александр Николаевич Бенуа.
БЕНУА Александр Николаевич (1870 - 1960), российский художник, историк искусства и художественный критик. С 1926 во Франции. Идеолог "Мира искусства". В живописи, графике, театральных работах ("Версальская серия", 1905 - 06; иллюстрации к "Медному всаднику" А.С. Пушкина, 1903 - 22) тонко передавал стиль прошедших эпох. В искусствоведческих трудах сочетал приверженность к классическому наследию с принципами "свободного искусства". Художественный руководитель "Русских сезонов" (1908 - 11), режиссер (МХТ, 1913 - 15).
А.Н. Бенуа. "Парад при Павле I". Гуашь. 1907. Русский музей.
Полезные сервисы
бенуар
Толковый словарь
м.
1. Часть зрительного зала по обе стороны партера, расположенная на уровне сцены или немного ниже неё.
2. Ложи в этой части зрительного зала.
Толковый словарь Ушакова
БЕНУА́Р, бенуара, муж. (франц. baignoire, букв. ванна) (театр.). Нижний ярус лож в театре наравне с партером.
Толковый словарь Ожегова
БЕНУА́Р, -а, муж. Ряд лож в зрительном зале, расположенный на уровне партера.
| прил. бенуарный, -ая, -ое.
Толковый словарь Даля
Популярный словарь
Бенуар
-а, м.
Ложи в театре, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены.
Ложа бенуара.
Все трое вошли в коридор бенуара (Л. Толстой).
Этимология:
От французского baignoire ‘ложа бенуара’, ‘ванна’ (← baigner ‘купать’).
Словарь существительных
БЕНУА́Р, -а, м
Часть помещения (театра), представляющая собой нижний ряд лож (мест у стены, отделенных для нескольких лиц), расположенный в зрительном зале на уровне партера (нижнего этажа).
Вронский, слушая одним ухом, переводил бинокль с бенуара на бельэтаж и оглядывал ложи (Л. Т.).
Энциклопедический словарь
БЕНУА́Р -а; м. [франц. baignoire] Нижний ярус лож в зрительном зале, расположенный на уровне сцены или партера. Ложа бенуара. Занять места в бенуаре.
* * *
бенуа́р (франц. baignoire), ложи в театре по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже.
* * *
БЕНУАР - БЕНУА́Р (франц. baignoire), ложи в театре по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже.
Большой энциклопедический словарь
БЕНУАР (франц. baignoire) - ложи в театре по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже.
Академический словарь
Гуманитарный словарь
БЕНУА́Р (фр. baignoire - "ванна") - ложи в т-ре, располож. по обеим сторонам партера на уровне сцены или немного ниже. Впервые появились в 18 в. во Франции после запрещения размещаться на сцене привилегиров. части публики. Первонач. затягивались сеткой, позволяющей посетителям Б. оставаться невидимыми. Б. получил широкое распространение в театр. зданиях 18-19 вв.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
БЕНУАР (французское baignoire, буквально - ванна), ложи в театре по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже. Впервые появились во французском театре 18 в. (в целях сохранения сословного разделения публики) после того, как привилегированной части зрителей было запрещено размещаться на сцене.
Словарь слов из произведений русской литературы
Бенуар, а, м.
Нижний ярус театральных лож на уровне партера.
► Вронский переводил бинокль с бенуара на бельэтаж и оглядывал ложи. // Лев Толстой. Анна Каренина //
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова бенуар
бенуа́р, бенуа́ры, бенуа́ра, бенуа́ров, бенуа́ру, бенуа́рам, бенуа́ром, бенуа́рами, бенуа́ре, бенуа́рах
Синонимы к слову бенуар
Грамматический словарь
Этимологический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
БЕНУАР а, м. baignoire f.
1. Ряд лож в зрительном зале, расположенном на уровне партера или немного выше его. БАС-2. Ложи с низу решотчатыя (baignoires) над ними три яруса открытыми. 1821. Сумароков прогулка 2 18. В малом театре, в субботу, 8 апреля, г-жа Клара Шуман .. будет иметь честь дать концерт .. Начало ровно в 8 часов. Цены местам. Бенуар - 40 рубл. ассигн. Ложа 1-го ряда - 50 р. Литерная ложа 1-2 го ряда - 50. Кресла 1го ряда - 15. Кресла 2, 3, 4 и 5 ряда - 10 р. Кресла 6, 7го ряда - 7 р. Кресла в амфитеатре - 10 р. Стул - 7 р. Купон - 3. 50 коп. Галлерея - 2. 10 к. Моск. ведомости 1844, 8 апреля. // Шуман 129. Гриша ничего не отвечал на его замечание, притворясь, что прилежно лорнирует какую-то модную даму в беноаре, очень занятую своим соседом. Л. Брант Коробочка. // БДЧ 1849 98 1 191. В ложах бель-этажа и бенуарах сидело все, что Петербург заключает в себе шикарного и тонного. Бобор. Дельцы. ОЗ 1872 203 2 9277. Наш отставной, столичный меценат, Наследствами нежданными богатый, Собрав льстецов и женщин в бенуар, Ломается пред ними, как фигляр. Минаев Вампир. < Вронский> переводил бинокль с бенуара на бельэтаж и оглядывал ложи. Толстой А. Каренина. - Все равно, братец, я всегда путаю тротуары, булевары, бенуары. Муханов Дядюшка 141. Внутренняя отделка театра была еще изрядная, с беньурами двумя (помнится мне) ярусами лож и с райком. М. Д. Бутурлин Театр гр. Каменского. РА 1869 1707. Оставляю на жертву бенуару Щенникова, Глухарева. Пушк. 6 225. Но когда мы спустились к выходу и нас понесло в потоке шикарной театральной публики бенуара, слез мы больше ни на одном лице не заметили. Шагинян 599.
2. эмигр. Ванна. Вышел в ванную комнату и, заткнув сточную диру в беньюаре <так> .. каучуковой пробкой, открыл кран горячей воды. Лимонов иностранец. // Л. 1992 8. - Лекс. САН 1847: бенуа/р.
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова бенуар
- Нижний ярус лож в зрительном зале.
- Партерная ложа.
- Ложа в театре в уровень с местами для кресел.
Полезные сервисы
бенуарный
Словарь галлицизмов русского языка
БЕНУАРНЫЙ ая, ое. baignoire f. В одной из дач близ Красного кабачка, все лето жила наша кордебалетная прелестнейшая из прелестных нимфа, Пименова, та самая, что постоянно привлекала все лорнеты лож и партера, а в знаменитой бенуарной ложе волокит производит своим появлением целую революцию. В. П. Бурнашев Восп. // РА 1872 9 1780. В бенуарной ложе с левой стороны сидят с поразительно скучающими лицами баронесса .. и ея муж. 1897. Барятинский Потомки 93. Бенуарные гурии. ОЗ 1872 12 2 397. Зала его < Орловского театра> состояла из нескольких десятков двух-ярусных лож с галлереей в виде амфитеатра и из партера в несколько десятков кресел .. при полдюжине, кажется бенуарных гнезд вместо лож. Г. Эртаулов Театр графа Каменского. // Дело 1873 6 1 19.
Полезные сервисы
бенуатон
Словарь галлицизмов русского языка
БЕНУАТОН Benoiton. В этот знаменательный день дочь Анна Павловна надела шиньйон Benoiton (benoitou?) и платье с модным лифом, выдававшим пышную обветшалость ея плеч. Ольга N Не одного поля ягоды. // РВ 1868 8 487. Семейство Бенуатонов, г-жа Б.. девицы Б-н, остаются верными типами и до сих пор. Явилось новое слово "benoitonner" и вошло в парижский жаргон. Дело 1874 7-8 2 203.
Полезные сервисы
бенуевские переделки
бенуэ
Энциклопедический словарь
Бе́нуэ (Benue), река в Камеруне и Нигерии, левый приток Нигера. 1300 км, площадь бассейна 441 тыс. км2. Средний расход воды 3170 м3/с. Судоходна от г. Иби, в сезон дождей - от г. Гарва.
* * *
БЕНУЭ - БЕ́НУЭ (Benue, франц. Benoue), река в Западной Африке, в Камеруне и Нигерии, левый приток Нигера. 1300 км, площадь бассейна 441 тыс. км2. Берет начало на севере Камеруна и течет на запад, пересекая восток и центр Нигерии. Главный приток реки Нигер. Важная транспортная артерия. Средний расход воды 3170 м3/с. Судоходна от г. Иби, в сезон дождей - от г. Гарва.
Сканворды для слова бенуэ
- Река в Африке.
- На какой реке стоит город Макурди в Нигерии?
- Название этой реки в Африке на языке племени бата означает «мать вод».
Полезные сервисы
бенуэ (benue)
Большой энциклопедический словарь
БЕНУЭ (Benue) - река в Камеруне и Нигерии, левый приток Нигера. 1300 км, площадь бассейна 441 тыс. км². Средний расход воды 3170 м³/с. Судоходна от г. Иби, в сезон дождей - от г. Гарва.
Полезные сервисы
бенуэ-конголезские языки
Энциклопедический словарь
Бе́нуэ-конголе́зские языки́ - подсемья нигеро-конголезскихязыков.
* * *
БЕНУЭ-КОНГОЛЕЗСКИЕ ЯЗЫКИ - БЕ́НУЭ-КОНГОЛЕ́ЗСКИЕ ЯЗЫКИ́, подсемья нигеро-конголезских языков (см. НИГЕРО-КОНГОЛЕЗСКИЕ ЯЗЫКИ).
Большой энциклопедический словарь
Лингвистика
Бенуэ́-конголе́зские языки́ -
совокупность родственных языков, объединяемых в подсемью в составе семьи нигеро-конголезских языков
(Дж. Х. Гринберг); их называют также ветвью нигеро-конголезских языков
(К. Уильямсон). Распространены на обширной территории Африки (к югу
от Сахары) от Нигерии до восточного побережья материка и к югу вплоть до
ЮАР. Общее число говорящих свыше 170 млн. чел.
Генетическая классификация Б.-к. я. в
значительной мере гипотетична, так как за исключением банту языков для них не проводилось всестороннего
сравнительно-исторического изучения, а многие
языки остаются вообще не описанными. Выделяя эту подсемью, Гринберг
следовал за Д. Вестерманом, который в своей классификации
западносуданских языков (1927) выделил группу бенуэ-кросс, но не включал
в нее языки банту, хотя и предполагал возможность генетической связи
последних с западносуданскими (в целом соответствующими
нигеро-конголезской семье, по Гринбергу). Спорные моменты в построении
Гринберга - классификационное соотношение Б.-к. я. с другими подсемьями
и группировка языков внутри данной подсемьи. Наибольшие возражения
(У. Э. Уэлмерс, П. де Вольф, Уильямсон) вызвало резкое разграничение
Б.-к. я. и ква языков, между которыми
отмечаются более сложные отношения сходств и различий: восточные языки
ква (особенно игбо) ближе к некоторым
Б.-к. я. (например, ибибио-эфик
языкам), чем к другим языкам своей подсемьи; язык иджо, включённый
Гринбергом в ква, обнаруживает скорее промежуточное положение между ква
и Б.-к. я.; так называемые остаточные языки Того должны, по де Вольфу,
включаться в Б.-к. я., а не в ква, а эти две подсемьи следует считать
двумя группами в составе более крупного объединения Б.-к. я.- ква.
В существенно иной классификации П. Р. Беннета и Я. Стерка устраняются
рубрики «Б.-к. я.» и «ква», а относящиеся к ним языки распределены по
иным генеалогическим классам. Однако наиболее принятой рабочей
классификацией Б.-к. я. остаётся гринберговская, хотя и с некоторыми
уточнениями (Уильямсон).
Кроме языков банту подсемья Б.-к. я. включает ещё около 350 языков и
диалектов, которые распределяются между 4 группами:
A.Плато (с 5 подгруппами) -
камбари, дука, дакаркари, камуку, реше, пити, кахугу, санга, бута,
лунду, кагома, тари, иригве, идонг, биром, нинзам, нунгу, мабо, йергам,
башар;
B.Джукуноидные - карим, минда,
джукун, мбембе, кенту, ньиду, кпанзо, кутеп;
C.Кроссриверские (языки бассейна
реки Кросс, с 3 подгруппами) - бекварра, бенди, убанг, боки, кё (йакё),
укеле, хумоно, бини, оконьонг, эфик, ибибио, ананг, окобо, андони, кана,
элеме, абуа, кугбо, мини;
D.Бантоидные (самая
многочисленная группа с крупными подгруппами и множеством более мелких
группировок, см. Бантоидные языки) -
мамбила, вуте, тив, битаре, экои, мбе, джарава,
аньянг, нгуну (нгво), бамум, бамилеке, бафут, менемо, видекум, ком,
бандем, кёнсенсе, ламнсо, кака, тикар, банту.