Бо́э (Boe) Франц де ле (латинское Сильвий, Silvius) (16141672), голландский врач и химик, один из основоположников ятрохимии. Его именем назван минерал (сильвин).
боэдромион
Синонимы к слову боэдромион
Словарь иностранных слов
БОЭДРОМИОН (греч.). У аттических греков, 3-й месяц, посвященный Аполлону и занимавший часть сентября и октября.
Сканворды для слова боэдромион
- Вторая половина сентября - первая половина октября в исчислении древних греков.
- «Месяц праздника Помощи» у древних греков.
Полезные сервисы
боэмунд i тарентский
Энциклопедический словарь
БОЭМУНД I Тарентский - БОЭМУ́НД I Тарентский (Bohemond de Tarente) (наст. имя Марк, Marc) (между 1050 и 1058 - 7 марта 1111, Каносса, Италия), один из предводителей Первого крестового похода (см. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ) (1096-99), князь Антиохии.
Сын Роберта Гвискара (см. РОБЕРТ ГВИСКАР), свой первый боевой опыт приобрел, участвуя в походах отца. Известно, что в 1180-х гг. он командовал одним из полков в армии отца. В это же время византийский император Алексей I Комнин (см. АЛЕКСЕЙ I Комнин) обратился к Западу с просьбой о помощи в борьбе с надвигавшимися на империю турками. Армия Гвискара некоторое время успешно сражалась с турками на западе Византийской империи, но вскоре Роберт Гвискар умер, а Боэмунд вернулся в Италию. Княжеством в это время правил сводный брат Боэмунда, сын Гвискара от второго брака Роже Борса. Юный Боэмунд понимал, что унаследовать власть в Апулии и Калабрии ему не суждено, а потому он, выбрав Бари в качестве временной резиденции на родине, с нетерпением ждал нового похода на Восток, чтобы на войне добыть себе власть, земли и сокровища. Однако пока в Европе зрела мысль о широкомасштабном крестовом походе, императору Алексею удалось освободиться от опасности, вынудившей его искать помощи на Западе. Вылазки турков окончились неудачей, и, помимо этого, ему удалось победить кочевников (печенегов и половцев), регулярно вторгавшихся в пределы империи и наносивших ей значительный урон. Непосредственная опасность пришла для Византии как раз в то время, когда из Европы стали прибывать первые отряды крестоносцев, на которые Алексей смотрел теперь с тревогой. Во главе многочисленного и хорошо вооруженного ополчения стояли Раймунд, граф Тулузский (он вел войска из южной Франции), Гуго Вермандуа (брат французского короля Филиппа I), граф Блуаский и Шартрский, герцоги Нормандии и Лотарингии, а также Боэмунд с племянником Танкредом. Число крестоносцев, собравшихся разными путями в Константинополе, доходило до 300 тысяч. В Константинополе большая часть крестоносных вождей, в том числе и Боэмунд, признали, что земли, которые они в ближайшем будущем собирались отвоевать у мусульман, будут в обмен на соответствующее вознаграждение возвращены под юрисдикцию византийского императора. Принеся присягу императору Алексею, крестоносцы переправились через Босфор и предприняли ряд военных операций. Боэмунд и его норманнский отряд отличились во время взятия Никеи, в битве при Дорилее, где ими были разбиты войска турецкого султана Килидж-Арслана и проложен путь в Малую Азию. В 1098 после длительной осады войсками под командованием Боэмунда и Раймунда Тулузского была взята Антиохия. После продолжительной распри с Раймундом городом завладел Боэмунд, которому удалось еще до ее падения вынудить остальных вождей крестоносцев согласиться на передачу в его владение этого важного города в Сирии. Пока шли споры из-за Антиохии, в войске, недовольном промедлением, произошло волнение, которое заставило князей, прекратив распри, двинуться далее на Иерусалим. Боэмунд остался в Антиохии, являясь фактическим правителем этого города, но не принимая никакого официального титула, чтобы не нарушить присягу, данную императору Алексею.
Крестоносцы, утвердившиеся в Сирии (число их увеличивалось за счет новых пилигримов, прибывавшими почти непрерывно), вели тяжелую борьбу с соседними мусульманскими владетелями. Случилось так, что Боэмунд был взят в плен одним из них. Освободитья из плена ему способствовали добрые отношения с князьями Малой Армении, которые помогли выкупить Боэмунда из плена. Союз с армянами был заключен крестоносцами еще в начале похода, когда прибывшие с Запада рыцари оказали им поддержку в борьбе против турок.
После возвращения из плена Боэмунд продолжал править Антиохией, лавируя между двух сил: с одной стороны, отбивая нападения окружавших его мусульман, с другой стороны, с помощью дипломатии или силы пытаясь уладить территориальные споры с византийцами, озабоченными усилением его влияния в Сирии. Благоприятное стратегическое расположение Антиохии, сильная армия и пролегающие через город торговые пути, приносившие ему значительный доход, позволили Боэмунду создать Антиохийское герцогство - государство, являвшееся мощным оплотом крестоносцев в Сирии. Известно, что Боэмунд вскоре после освобождения из плена возвратился в Европу в поисках поддержки в борьбе с его противниками на востоке. Он побывал в Риме и встретился с папой. Во Франции он был встречен как герой. Он проехал через всю страну, призывая французскую знать и простой народ последовать за ним в новый поход на восток. Боэмунд побывал также при французском дворе, где ему был оказан благосклонный прием: он женился на дочери короля Филиппа I, Констанции.
Собрав в Европе новое войско, Боэмунд двинулся в поход, но, потерпев ряд неудач, вынужден был согласиться с предложением императора Алексея о перемирии. Несмотря на то что он сохранил владение Антиохией в обмен на вассальную присягу византийскому императору, подобные условия были для героя-крестоносца унизительными. Вероятно, Боэмунд Тарентский вынашивал планы продолжения борьбы с Византией за расширение своих владений, но его смерть помешала их осуществлению. Известно, что у Боэмунда и Констанции было два сына, один из которых впоследствии стал герцогом Антиохийским.
Полезные сервисы
боэры
боэф
Энциклопедический словарь
БОЭФ - БОЭ́Ф (3-2 вв. до н. э.), древнегреческий скульптор, литейщик и торевт из Халкедона в Вифинии (М. Азия), сын Афинея. Боэфу приписывается статуя мальчика с гусем из храма Асклепия на Самосе, известная в многочисленных копиях. Согласно Плинию Старшему (см. ПЛИНИЙ Старший), создал статую Афины в Линдосе (Родос).
Большой энциклопедический словарь
БОЭФ (3-2 вв. до н. э.) - древнегреческий скульптор, литейщик и торевт из Халкедона в Вифинии (М. Азия), сын Афинея. Боэфу приписывается статуя мальчика с гусем из храма Асклепия на Самосе, известная в многочисленных копиях. Согласно Плинию Старшему, создал статую Афины в Линдосе (Родос).
Полезные сервисы
боэций
Энциклопедический словарь
БОЭЦИЙ - БОЭ́ЦИЙ (Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480, Рим - ок. 525, Павия), римский философ, государственный деятель, богослов.
Как философ видел свою задачу в том, чтобы латинизировать и гармонизировать греческую философию Платона, Аристотеля и неоплатоников, укрепив тем самым римскую культуру и государственность перед лицом варварского завоевания. Как богослов стремился латинизировать никейское и халкидонское богословие, перенеся на латинскую почву тонкие различия греческих понятий в учениях о Троице и об ипостаси и природах Христа. На латинском Западе почитается как отец Церкви; вплоть до 14 в. считался «summus philosophus» - «нашим главным философом». Для латинского средневековья Боэций - один из главных наставников в античной философии и логике, а также в специальных науках (арифметике, геометрии, музыке, астрономии, риторике); один из создателей схоластического метода.
Жизнь
Боэций происходил из знатного римского рода Анициев. Осиротев, в детстве был усыновлен Квинтом Симмахом, консулом, затем главой сената и префектом Рима. Учился, предположительно, или в Александрии, или в Риме, или в Равенне - с 493 в столице остготского короля Теодориха, (см. ТЕОДОРИХ) завоевавшего Италию. Женился на дочери Симмаха. Сделал при Теодорихе блестящую карьеру: в 510 - консул, затем принцепс римского сената; в 522 Теодорих назначает его на должность magister officiorum - уже не только почетный, но реальный пост первого министра королевства. Тогда же почетными консулами назначаются два его малолетних сына. К этому времени он - знаменитейший ритор (писатель) и философ Италии. В 523/4 по обвинению в государственной измене приговаривается к тюремному заключению, затем - к смерти. В тюрьме пишет самое известное свое сочинение - «Утешение философией». Казнен в Павии в 524 или 526 (до конца 19 в. в Павии сохранялся местный культ св. мученика Боэция). Обвинялся Боэций в том, что 1) стремился вернуть Риму утраченную свободу; 2) пытался защитить сенаторов путем сокрытия документов, уличающих их в «оскорблении величества» Теодориха; 3) занимался магией и осквернял святыни. Первые два пункта сам Боэций признал справедливыми. Вскоре был казнен и единственный его защитник Симмах.
Из сочинений Боэция более всего читалось «Утешение», в особенности после эпохи Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)); чаще всего изучались и комментировались в средние века богословские трактаты, особенно «О Троице» и «О гебдомадах» (известны комментарии Ремигия, Беды Достопочтенного, (см. БЕДА Достопочтенный) Жильбера Порретанского, (см. ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ) Кларенбальда Аррасского и Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ)). Наибольшее же влияние на формирование латинской средневековой культуры и философии оказали переводы, комментарии и учебники Боэция в первую очередь по логике. Для развития математики имели значение переводы Боэцием «Арифметики» Никомаха, «Начал» Евклида. Трактат «О музыке» («О музыкальных установлениях», на латинском языке) посвящен проблемам акустики и гармонии в греческой музыке и долгое время считался самым полным теоретическим музыкальным трудом поздней античности и Средневековья.
Платон и Аристотель в трудах Боэция
Боэция трудно классифицировать, отнеся к определенной философской школе. Сам он, видимо, считал себя платоником (см. ПЛАТОНИЗМ). Но нельзя забывать, что и Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) он считал несомненным платоником, следуя в этой общераспространенной эллинистической традиции (странно, что Боэций не перевел ни одного диалога Платона; только в «Утешении» отчасти заметно влияние «Тимея» и «Горгия»). Он объявляет, что не приемлет учения стоиков (см. СТОИЦИЗМ) и эпикурейцев (см. ЭПИКУРЕИЗМ); но влияние на него Цицерона (см. ЦИЦЕРОН) и, в меньшей степени, Сенеки (см. СЕНЕКА Луций Анней) очевидно, а их историки философии традиционно числят по ведомству Стои. Боэций не просто христианин - он признанный Учитель католической Церкви; но по поводу его «Утешения философией» до сих пор идут споры: не язычник ли его написал - там нет ни единого намека на христианский образ мыслей; так что одно время допускалось даже существование двух Боэциев - автора богословских трактатов и автора всего остального (на сегодня единство Боэция более или менее доказано и общепринято). Его комментарии по манере и методу исключительно близки к традиционным школьным комментариям греков-неоплатоников, таких как Порфирий, (см. ПОРФИРИЙ (философ)) Симпликий, Филопон и настолько же далеки от римского стиля философствования, насколько близко к нему «Утешение».
Отчасти трудность классификации Боэция связана с тем, что он четко различал жанры философствования, строго придерживаясь манеры изложения, языка, строя, аргументации и метода принятого для протрептика римского «утешения», комментария учебника или богословского исследования. Отчасти же эта трудность связана, по-видимому, с несовершенством самой историко-философской классификации, принятой в Европе после Ренессанса (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)).
Легче указать философскую связь Боэция не с его предшественниками, а с его последователями. Множество сформулированных Боэцием тезисов стали аксиоматическим фундаментом латинской схоластики: «бытие и благо обратимы» (ens et bonum convertuntur); «личность есть неделимая сущность разумной природы» (persona est naturae rationalis individua substantia); «следует соединять, где можно, веру с разумом» и «божественных вещей следует касаться разумом»; «отношение умножает Троицу» (relatio multiplicat trinitatem). По сравнению со своим великим предшественником Августином (см. АВГУСТИН Блаженный) Боэций ввел христианскую латинскую философию в русло большей научной и терминологической строгости, одновременно умерив радикализм в решении философских проблем, таких как самостоятельное бытие универсалий, бессмертие отделенной души, радикальное трансцендирование конечного разума в богопознании - везде Боэций вносит по сравнению с платоником Августином значительную долю умеренного аристотелизма.
Онтология Боэция
Боэций первым разрабатывает по-латыни терминологию бытия, а тем самым и строгую систему онтологии (см. ОНТОЛОГИЯ). Это требовалось для изложения триадологических и христологических проблем, обсуждавшихся на Вселенских соборах, а также для комментирования аристотелевских трактатов. В существующей вещи Боэций различает «бытие» (esse) и «то что есть» (id quod est). Бытие абстрагируемое мысленно от всякой конкретной существующей вещи есть ее целевая причина, ибо все сущее стремится быть. Следовательно бытие есть высшее благо для всех сущих («Бытие и благо обратимы»). Но поскольку опыт учит, что не все вещи благи, а логика свидетельствует, что никто не стремится к тому, чем уже обладает, постольку необходимо заключить, что бытие и то, что есть - разные вещи.
Таким образом чистое («простое») бытие=Благо составляет высший онтологический уровень, благодаря причастности которому существует все, что существует - это Бог. Только в Боге бытие и то, что есть, тождественны. То, что есть может по Аристотелю существовать в другом или сказываться о другом (акциденции), либо существовать самостоятельно (субстанции). Самостоятельно существующая вещь как носитель акциденций называется субстанцией, а собственно как самостоятельно (т. е. не применительнно к другому) существующая - субсистенцией. То, чем является данная вещь, суть ее бытия или, на аристотелевском языке форма, обозначается у Боэция неологизмом (единожды, но не в строгом смысле употребленным Августином) essentia - сущность (или чаще калькой с греческого to tiv hjБОЭЦИЙn eijБОЭЦИЙnai - id quod est ei esse). Синоним сущности-эссенции - «природа» («Природа есть видовое отличие, образующее всякую вещь»).
К числу субстанций, т. е. носителей привходящих признаков (акциденций), относятся как самостоятельно существующие субсистенции-индивиды, так и общие понятия, роды и виды, которые Боэций назвал «универсалиями» - общностями или целостностями. Они существуют, сказываясь об индивидах только как единичные; существуют в мышлении только как общие. Вопрос об онтологическом статусе универсалий Боэций предельно четко формулирует, указывает все связанные с ним трудности и оставляет нерешенным (впоследствии именно сформулированная Боэцием проблема положит начало спору реалистов (см. РЕАЛИЗМ (в философии)) и номиналистов (см. НОМИНАЛИЗМ)). Наконец, Боэций выделяет еще один способ бытия - личный. Если некое сущее относится к классу субстанций; если его формальное бытие (essentia) или природа включает отличительный признак разума (intellectus et ratio); если оно существует самостоятельно (subsistentia), то оно называется «лицом».
Такой способ бытия присущ Богу, ангелам и людям. В Боге единственном и абсолютно едином (простом) все модусы бытия совпадают: в нем бытие тождественно тому, что есть и тому, что он есть, т. е. сущности или природе; он - субсистенция и лицо. Такая всесовершенная полнота бытия во всех его отношениях, целокупность бытия без ущерба и частичности есть вечность. Вслед за Плотином (см. ПЛОТИН) Боэций трактует вечность не в связи со временем, а онтологически - как особый модус бытия. «Вечность есть совершенное обладание безграничной жизнью в целом и одновременно» (aeternitas est interminabilis vitae tota simul et perfecta possessio - Утешение философией V 6; ср. у Плотина Эннеады III 7: «Целостное законченное бытие… - это и есть вечность… полнота бытия… охватывающая все бытие и исключающая всякое небытие»).
Дабы подчеркнуть это, для обозначения бесконечного времени Боэций вводит латинский неологизм sempiternitas - «всегдашность». (Впоследствии Плотиновско-Боэциевское определение вечности как онтологической категории полностью принимается и развивается Фомой Аквинским (см. ФОМА АКВИНСКИЙ): «Всем своим бытием Бог обладает одновременно, в чем и состоит смысл вечности». Сумма против язычников I 15). Тезисы Боэция о том, что в богопознании следует, насколько возможно, идти рациональным путем; о том что этот рациональный путь должен быть точен, математически строг и однозначен; и, наконец, онтологическая система Боэция легли в основу всей средневековой западной схоластики как особого типа философствования.
Энциклопедия Кольера
АНИЦИЙ МАНЛИЙ СЕВЕРИН
(Boethius, Anicius Manlius Severinus)
(ок. 480-524), римский философ и государственный деятель. Родился в Риме в знатной семье; его отец был консулом 487. После смерти отца был усыновлен Квинтом Аврелием Симмахом, на дочери которого Рустициане впоследствии женился. В 510 стал консулом при короле остготов Теодорихе. Боэция обвинили в попытке свергнуть Теодориха и в изменнической переписке с византийским императором Юстинианом, противником арианства, которого придерживался Теодорих. В результате Боэций был брошен в темницу в Тицине (ныне Павия), подвергнут пыткам и казнен (в 524). Боэция отличали обширные познания и усердие. Он стремился сделать доступными сочинения Платона и Аристотеля, а также истолковать и примирить между собой учения этих философов. Боэций перевел сочинения греческого философа-неоплатоника Порфирия, написал комментарий к Топике Цицерона и оставил ряд собственных сочинений, где рассматривались вопросы логики, математики и музыки. Кроме того, Боэцию принадлежит пять богословских Трактатов, посвященных Троице и христианской вере. В них он проводил строгое различие между верой и разумом, утверждая, что разум должен лишь подкреплять веру. Славу Боэцию принесло его сочинение Утешение философией (De consolatione philosophiae), написанное им перед смертью в темнице. Хотя в этом сочинении Боэций и не выказывает враждебного отношения к вере, однако утешения и понимания он ищет не в ней, а исключительно в разуме. Книга открывается описанием видения, в котором Боэцию предстает Философия в облике прекрасной женщины, обращающейся к нему со словами утешения. Она рекомендует ему лучше узнать самого себя, пренебречь своими несчастьями и вспомнить о своих удачах. Она указывает ему на то, что безумие - стремиться к высоким должностям, служить царям и искать телесных наслаждений, и советует научиться отличать истинное благо от кажущегося. Здесь же рассматриваются причины существования зла, превратности судьбы и вопрос о соотношении свободы воли и божественного предопределения. Боэция нередко называют последним римлянином и первым схоластом. Он был христианином и задолго до Фомы Аквинского пытался примирить платонизм и аристотелизм с христианским вероучением. Этими трудами Боэций оказал глубокое влияние на богословскую мысль последующих веков, познакомив средневековых схоластов с аристотелевскими идеями, аристотелевскими методами обоснования веры и аристотелевской классификацией наук. В Средние века Утешение философией, пользовавшееся огромной популярностью, было переведено на англо-саксонский язык королем Альфредом Великим (849-899), а затем на английский - Дж.Чосером (ок. 1340-1400).
ЛИТЕРАТУРА
Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М., 1996
Словарь народов и культуры
Боэций
(Boethius) (ок. 480-524 г.), рим. философ и гос. деятель, одно время приближенный остготского короля Теодориха. Будучи заключенным в тюрьму по обвинению в гос. измене, написал самое известное свое соч. Утешение философское, в к-ром доказывал, что душа может обрести счастье и в бедствии, если она сосредоточена на размышлении о реальности Бога. Осн. заслуга Б. состоит в том, что благодаря его трудам античная ученость была воспринята ср.-век. традицией. Сделанные им переводы и комментарии к соч. Аристотеля включали в себя почти все, что было известно христианам об этом философе вплоть до 12 в., и способствовали укоренению богатой лат. лексики филос. диспута.
Афоризмы
Боэций (Boetius, Boethius) Аниций Манлий Северин (480 - 524)
Римский христианский философ и государственный деятель. Родился около 480 в Риме. Был сенатором, приближенным короля остготов Теодориха. Обвинен в заговоре против Теодориха - в тайных связях с Византией. Умер в 524, Павия. Автор сочинения "Утешение философское" и трактата "О музыке". Перевел на латинский язык логическое сочинение Аристотеля ("Категории" и "Об истолковании"), "Введение" Порфирия (к "Категориям" Аристотеля), "Арифметику" Никомаха, "Начала" Евклида.
Афоризмы, цитаты
Мысль о смерти более жестока, чем сама смерть.
Порок не остается безнаказанным, так как быть порочным - это уже наказание.
Грамматический словарь
Словарь древнегреческих имен
Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480-524)
Римский государственный деятель, философ, ученый, писатель - автор нескольких трактатов но музыке, математике и философии, оказавших значительное влияние в средние века. Широко известны его латинские переводы и комментарии к Аристотелю и Порфирию, предвосхитившие схоластический метод. Он занимал высокое положение при дворе остготского императора Теодориха в Равенне, но был заподозрен в измене и заточен в тюрьму, где после продолжительного заключения казнён. В тюрьме Боэций написал свой знаменитый труд «Утешение философией» - диалог в прозе и стихах между ним и персонифицированной философией, основная тема которого - свобода человеческого духа. Принадлежность Боэция к христианству нашла отражение в нескольких богословских произведениях, но никак не повлияла на его неоплатоническую ориентацию. Католическая церковь канонизировала Боэция под именем св. Северина в 1883.
Сканворды для слова боэций
Полезные сервисы
боэций (boËtius, boËthius) аниций манлий северин
Большой энциклопедический словарь
Боэ́ций (Boëtius, Boëthius) Аниций Манлий Северин (около 480 524), римский философ и государственный деятель. Принадлежал к старой римской знати, достиг высокого положения на службе остготского короля Теодориха, но по обвинению в тайных сношениях с Восточной Римской империей был казнён. В ожидании казни писал сочинение «Утешение философией», необычайно популярное в средние века и оказавшее широкое влияние на европейскую литературу. Перевёл на латинский язык логические сочинения Аристотеля и Порфирия, «Арифметику» Никомаха, «Начала» Евклида. Автор компилятивного трактата по греческой музыкальной теории.
Полезные сервисы
боэций аниций манлий северин
Энциклопедический словарь
Боэ́ций Аниций Манлий Северин (Boëtius, Boëthius) (около 480 - 524), христианский философ и римский государственный деятель. Приближённый Теодориха, обвинён в заговоре против него, в ожидании казни писал главное сочинение «Утешение философское», пользовавшееся известностью в средние века и оказавшее широкое влияние на европейскую литературу. Перевёл на латинский язык логические сочинения Аристотеля и Порфирия, «Арифметику» Никомаха, «Начала» Евклида. Автор компилятивного трактата по греческой музыкальной теории.
Полезные сервисы
боэций, аниций манлий северин
Иллюстрированный энциклопедический словарь
БОЭЦИЙ (Boetius, Boethius) Аниций Манлий Северин (около 480 - 524), римский христианский философ и государственный деятель. Приближенный короля остготов Теодориха; обвинен в заговоре против него; в ожидании казни написал главное сочинение "Утешение философское", оказавшее влияние на европейскую литературу. Перевел на латинский язык логические сочинения Аристотеля и Порфирия, "Начала" Евклида.