Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бродский

Грамматический словарь

Бро́дский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

БРОДСКИЙ БРОДОВСКИЙ

Географические фамилии, указывают на место жительства основателя фамилии - у брода.

Сканворды для слова бродский

- Своего кота этот поэт назвал Миссисипи.

- Этому будущему нобелевскому лауреату было 15 лет, когда семья получила «полторы комнаты» в квартире 28 Дома Мурузи - бывшего доходного дома на Литейном проспекте.

- Одним из лучших эссе этого Нобелевского лауреата является «Путешествие в Стамбул».

- Русский поэт, автор цикла «Двадцать сонетов к Марии Стюарт».

- В 1961 году он написал знаменитый «Рождественский романс» и после этого каждый год создавал новое рождественское стихотворение.

- В журнале «Костёр» № 11 за 1962 год появилась «Баллада о маленьком буксире» - одна из первых публикаций этого поэта в советской печати.

- В 2009 году на венецианской набережной Дзаттере открылась мемориальная доска этому нобелевскому лауреату, автору эссе «Набережная Неисцелимых».

- В его творчестве есть и «Роттердамский дневник», и «Римские элегии», и «Венецианские строфы».

- О его стихах в молодости Ахматова говорила, что они «казались волшебными», но до эмиграции было опубликовано всего четыре его стихотворения.

- Русский поэт, писал также на английским языке, с 1974 года в США, лауреат Нобелевской премии 1987 года.

Полезные сервисы

бродский александр ильич

Энциклопедический словарь

Бро́дский Александр Ильич (1895-1969), физикохимик, академик АН УССР (1939), член-корреспондент АН СССР (1943), Герой Социалистического Труда (1969). Основные труды по электрохимии, химии и разделению изотопов, теории химической связи. Под руководством Бродского впервые в СССР создана установка по получению тяжёлой воды (1934). Государственная премия СССР

* * *

БРОДСКИЙ Александр Ильич - БРО́ДСКИЙ Александр Ильич (1895-1969), физикохимик, академик АН Украины (1939), член-корреспондент АН СССР (1943), Герой Социалистического Труда (1969). Основные труды по электрохимии, химии и разделению изотопов, теории химической связи. Под руководством Бродского впервые в СССР создана установка по получению тяжелой воды (1934). Государственная премия СССР (1946).

Большой энциклопедический словарь

БРОДСКИЙ Александр Ильич (1895-1969) - физикохимик, академик АН Украины (1939), член-корреспондент АН СССР (1943), Герой Социалистического Труда (1969). Основные труды по электрохимии, химии и разделению изотопов, теории химической связи. Под руководством Бродского впервые в СССР создана установка по получению тяжелой воды (1934). Государственная премия СССР (1946).

Полезные сервисы

бродский иосиф ал-др

Гуманитарный словарь

БРО́ДСКИЙ Иосиф Ал-др. (1940-96) - поэт, переводчик, эссеист, драматург. Род. в Ленинграде. Не закончив среднюю школу, пошел на завод, сменил множество разнообр. занятий (работал в геологич. партиях, в морге, матросом на речном судне и т. п.). Рано выучил неск. яз. (число их со временем увеличивалось) и уже в 60-е гг. переводил К. И. Галчинского, Дж. Донна и др. Причислял себя к поколению "оттепели" 1956. Писать стихи начал в кон. 50-х гг. и вскоре вошел в круг поэтов (Найман, Рейн, Бобышев), наиб. близких к А. А. Ахматовой. Ей и ее памяти посвящен ряд стихов Б., в т. ч. "Сретенье" (1972). Уже в нач. 60-х гг., практически без публикаций, Б. становится известен как один из самых значит. поэтов своего поколения (стих. "Пилигримы", "Черный конь", "Ты поскачешь во мраке...", "Стихи под эпиграфом" ("Каждый пред Богом наг"), "Рождественский романс", "Холмы", поэма "Шествие"). В кон. 1963 (когда написаны "Большая элегия Джону Донну" и поэма "Исаак и Авраам") начинается газ. травля Б. (29 нояб. 1963 фельетон "Окололитературный трутень" в газ. "Веч. Ленинград"). 13 февр. 1964 Б. арестован, после первого суда 18 февр. направлен на психиатрич. экспертизу, 13 марта приговорен за тунеядство к 5 годам высылки (в дер. Норенская Коношского р-на Архангельской обл.). Ф. А. Вигдорова сумела сделать и распространить сте-нографич. запись процесса (по ней была поставлена радиопьеса на англ. радиовещании "Би-би-си"). Суд вызвал огромный для тех лет политич. резонанс, к-рый наряду с ходатайствами и протестами ряда писателей (особенно Ж.-П. Сартра) привел к досрочному освобождению Б. (через 1 год 5 мес. приговор отменен в 1989). В ссылке были написаны "В деревне Бог живет не по углам", "Новые стансы к Августе" и "На смерть Т. С. Элиота" и др. Положение Б. оставалось шатким, удалось добиться всего неск. публикаций, не вышли и мн. переводы. Стихи этих лет вошли отчасти в сб. "Остановка в пустыне" (1970) и "Конец прекрасной эпохи" (1977). В 1972 Б. вынужден эмигрировать в США ("А что насчет того, где выйдет приземлиться, / Земля везде тверда; рекомендую США"). Работал в Мичиганском ун-те (Анн Арбор), преподавал в колледже (Массачусетс; см. стих. Б. "В озерном краю" и "Осенний крик ястреба"). Получает звание поч. д-ра в Оксфорде, поэта-лауреата США в 1991-92, кавалера Поч. легиона Франции, поч. гражданина СПб., лауреата Ноб. премии (1987). Ум. в Нью-Йорке в 1997, захоронен в Венеции.

Стихи Б. впитали и творчески преобразили стилевые достижения акмеизма, футуризма, поэзии О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, постсимволистов и др., в т. ч. Т. С. Элиота и поэтич. практики верлибра, а также парадоксально преломили афористич. остроумие барокко.

Первая кн. "Стихотворения и поэмы" (1965) вышла без ведома автора и им не признана. Первый авторский сб. со строгим отбором ранних стихов - "Остановка в пустыне" (1970), затем следуют изд. в США: "Конец прекрасной эпохи" (1964-71) и "Часть речи" (1972-76) - оба 1970; "В Англии" (1977), "Римские элегии" (1982 - позже вошли в "Уранию"), "Новые стансы к Августе (стихи к М. Б. 1962-82)" (1982; включает стихи, вошедшие в др. сб-ки). "Примечания папоротника" (1990), "В окрестностях Атлантиды" (СПб., 1995). Пьесы (в отличие от большинства стихов, часто тяготеющих к вечным темам и библ. мотивам, носящие остро политич. характер): "Мрамор" (отд. изд. 1984), "Демократия" (Континент, 1990, № 62). Писал стихи, статьи и мемуарные очерки также на англ. яз. кн. ("Меньше, чем единица" - "Less then One: Selected Essays", 1986 - признана лучшей книгой года в обл. критики. В России вновь печатается с 1988 кн. "Осенний крик ястреба", 1990) и др. Первое собр. "Соч. Иосифа Бродского" вышло в петерб. изд-ве "Пушкинский фонд" (1992-95. Тт. 1-4).

Лит.: Поэтика Бродского / Ред. Л. Лосев. Tenafly (N. J.), 1986; Звезда. 1997, № 1: Иосиф Бродский; Полухина В. Бродский глазами современников: [Сб. интервью]. СПб., 1997.

Библиогр.: Иосиф Бродский: Указ. лит. на рус. яз. за 1962-1995 гг. /Сост. А. Я. Лапидус. СПб., 1997.

И. А. Бродский

И. А. Бродский

Полезные сервисы

бродский иосиф александрович

Энциклопедический словарь

Бро́дский Иосиф Александрович (1940-1996), русский поэт; писал также на английском языке. В 1972 эмигрировал (с 1974 жил в США). В стихах (сборники «Остановка в пустыне», 1967, «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», оба 1972, «Урания», 1987, «В окрестностях Атлантиды. Новые стихи», 1995; в России публикуется с 1988) - осмысление мира как единого метафизического и культурного целого. Отличительные черты стиля - жёсткость и скрытая патетика, ирония и надлом (ранний Бродский), медитативность, реализуемая через обращение к усложнённым ассоциативным образам, культурным реминисценциям из разных эпох (особенно Рима), что иногда приводит к герметичности поэтического пространства. Эссе, новеллы (сборники «Меньше единицы», 1986, «Набережная неисцелимых», 1992). Пьесы, переводы. Нобелевская премия (1987).

* * *

БРОДСКИЙ Иосиф Александрович - БРО́ДСКИЙ Иосиф Александрович (24 мая 1940, Ленинград - 28 января 1996, Нью-Йорк), русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, автор пьес; писал также на английском языке. В 1972 эмигрировал в США. В стихах (сборники «Остановка в пустыне», 1967, «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», оба 1972, «Урания», 1987) осмысление мира как единого метафизического и культурного целого. Отличительные черты стиля - жесткость и скрытая патетика, ирония и надлом (ранний Бродский), медитативность, реализуемая через обращение к усложненным ассоциативным образам, культурным реминисценциям (иногда приводящее к герметичности поэтического пространства). Эссе, рассказы, пьесы, переводы. Нобелевская премия (1987), кавалер ордена Почетного легиона (1987), обладатель Оксфордской премии Honori Causa.

Значение творчества Бродского

Стремясь к двуязычию, он писал также по-английски эссе, литературную критику, стихи. Бродский сумел расширить возможности русского поэтического языка. Художественный мир поэта универсален. В его стилистике усматривают влияние барокко, неоклассицизма, акмеизма, английской метафизической поэзии, андеграунда, постмодернизма. Само существование этой личности стало воплощением интеллектуального и нравственного противостояния лжи, культурной деградации. Изначально, из-за процесса о «тунеядстве», Бродский стал некой нарицательной фигурой независимого художника, сопротивлявшегося общепринятому лицемерию и насилию - и на родине, и вне ее. До 1987 в СССР он фактически был поэтом для «посвященных»: хранение дома его стихов не только считалось предосудительным, но было наказуемо, тем не менее его стихи распространялись испытанным в советские времена способом - с помощью Самиздата.

Международная известность пришла к поэту уже после публикации его первого сборника на Западе в 1965. В СССР до 1987 Бродский практически не издавался. Некоторые строчки Бродского общеизвестны как афоризмы-формулы: «Смерть - это то, что бывает с другими» или «Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность». Мир творений Бродского отразил сознание значительной интеллектуальной группы выходцев из России, и в целом людей «исхода», живущих на грани двух миров, по выражению В. Уфлянда (см. УФЛЯНД Владимир Иосифович), «бродского человечества»: эти новые странники, словно продолжая судьбы романтических скитальцев, подобны некой соединительной ткани разных культур, языков, мировоззрений, быть может, на пути к универсальному человеку будущего.

Юные годы

Родился в обыкновенной интеллигентной семье. Его отец, Александр Иванович Бродский, окончил географический факультет Ленинградского университета и Школу красных журналистов. В качестве фотокорреспондента прошел всю войну (от 1940 в Финляндии до 1948 в Китае). В 1950 в рамках «чистки» офицерского корпуса от лиц еврейской национальности был демобилизован, перебивался мелкими заметками и фотографировал для ведомственных многотиражек. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.

Подростком Иосиф ушел из школы после 8 класса; как и впоследствии, не мог мириться с государственно внедряемым лицемерием, злом; не то чтобы боролся с ними, но устранялся от участия («я не солист, но я чужд ансамблю. / Вынув мундштук из своей дуды, жгу свой мундир и ломаю саблю»). В 15 лет Бродский поступил на работу на завод. Сменил много профессий: работал и в морге и в геологических партиях. Занимался самообразованием, изучал английский и польский языки. С 1957 начал писать стихи, выступал с их чтением публично. Современникам запомнились его новаторские по содержанию и интонации «пропевания» стихи («Еврейское кладбище около Ленинграда...»). К началу 1960-х годов относятся первые переводческие работы Бродского. (см. АХМАТОВА Анна Андреевна)

Ахматова (см. АХМАТОВА Анна Андреевна) высоко оценила талант юного поэта, стала для него одним из духовных наставников. Бродский, отторгаемый официальными кругами, приобретает известность в литературных кругах, среде интеллектуального андеграунда; но он никогда не принадлежит ни к какой группировке, не связан с диссидентством. Крупные (поэмы «Гость», «Петербургский роман», «Шествие», «Зофья», «Холмы», «Исаак и Авраам») и малые формы равно привлекают поэта. На огромных поэтических пространствах отрабатывает он изощренное владение средствами современной поэзии (виртуозность в метрике, ритмике, рифме) при свойственным петербургскому стилю структурной отточенности, внешней сдержанности, ироничности. Бродский писал: «В каждом из нас - Бог» и гордился, что фактически заново ввел слово-понятие душа (см. ДУША) в отечественную поэзию. Независимость, неслыханный тогда дух свободы и обращение к библейским ценностям, несмотря на отсутствие «антисоветчины» в творчестве, привлекают к нему негативное внимание властей. Несколько раз, начиная с 1959, он подвергался допросам в КГБ.

Суд. Ссылка

Поэт перебивался случайными заработками; его поддерживали и друзья. До 1972 на родине были опубликованы только 11 его стихотворений в третьем выпуске московского самиздатовского гектографированного журнала «Синтаксис» и местных ленинградских газетах, а также переводческие работы под фамилией Бродского или под псевдонимом.

Бродский много ездил по стране с геологами и друзьями, повидал немало. Вольное «внезаконное» существование было омрачено тремя кратковременными арестами (один по делу Шахматова-Ухтомского об угоне самолета). В 1960-х годах происходила напряженная борьба власти с интеллигенцией, и Бродский, сам того не желая, оказался в центре этого противостояния. В конце 1963 он укрывался в Москве; попытался «спрятаться» и в психиатрической больнице, однако сбежал оттуда. Его арестовали в Ленинграде 12 февраля 1964. Поэт был «избран» центральной фигурой для показательного процесса по обвинению в тунеядстве. В прессе появились симптоматичные статьи: «Окололитературный трутень», «Тунеядцу воздается должное». Бродский был признан вменяемым после насильственного помещения в больницу для судебно-психиатрической экспертизы. 13 марта 1964 состоялся суд над поэтом, ход которого удалось записать Фриде Вигдоровой (см. ВИГДОРОВА Фрида Абрамовна) (благодаря ее записям процесс над Бродским стал достоянием мировой общественности). За поэта заступились Ахматова, Маршак (см. МАРШАК Самуил Яковлевич), Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), Сартр (см. САРТР Жан Поль) . Слова Ахматовой, сказанные по поводу процесса: «Какую биографию делают нашему рыжему!», - оказались пророческими. Суд над Бродским сделал его имя повсеместно знаменитым и даже нарицательным. Произнесенные им простые и мужественные слова подхватывались и пересказывались как легенда. Бродский был приговорен к пятилетней ссылке в Архангельскую область («с обязательным привлечением к физическому труду»). Он пробыл в деревне Норенская с весны 1964 по осень 1965. Благодаря протестам мировой общественности, поэт был освобожден досрочно. В ссылке талант и дух его («главное не изменяться... я разогнался слишком далеко, и я уже никогда не остановлюсь до самой смерти») окрепли и вышли на новый уровень. Он изучал мировую литературу, английскую поэзию в подлинниках, очень много писал. Помимо большого корпуса разрозненных стихов, здесь в основном созданы цикл «Песни счастливой зимы», поэмы и «большие стихи» (главные, по определению поэта), такие, как «Прощальная ода», «Пришла зима и все, кто мог лететь...», «Письмо в бутылке», «Новые стансы к Августе», «Два часа в резервуаре». Однако все это увидело свет позже, за рубежом.

Первые публикации. После ссылки

Возвратившегося из ссылки в Ленинград Бродского не прописывали заново в «полторы комнаты», которые занимали его родители в коммунальной квартире. Только после неоднократных ходатайств (за него хлопотал также Шостакович) Бродскому было разрешено поселиться в родном городе на законных основаниях. Поэт продолжал работать, однако по-прежнему стихи его не могли появляться в официальных изданиях. Средства для жизни давали лишь переводы, поддерживали друзья и знакомые. Растущее чувство отчуждения, унижение и отчаяние «невостребованности», естественно, отражалось в творчестве: в стихах «Речь о пролитом молоке», «Прощайте, мадемуазель Вероника» (1967), Строфы (1968), «Конец прекрасной эпохи» (1969), «Осень выгоняет меня из парка» (1970), «Письмо генералу Z.», в поэме о жизни и смерти лучшей части души в дурдоме окружающей действительности «Горчаков и Горбунов» (1968).

С публикацией стихов за границей (сборники «Стихотворения и поэмы». Washington-New York, 1965; «Остановка в пустыне». Нью-Йорк, 1970) положение Бродского в СССР осложняется. Сквозной становится тема потери: первое в Собрании его сочинений стихотворение 1957 называется «Прощай...»; многочисленны стихи «на смерть поэта», начиная с «Памяти Баратынского» (1961), «На смерть Роберта Фроста» (1963), «...Т. С. Элиота» (1965); философские элегии-эпитафии - «Памяти Т. В.», стихи о разлуке, как «Пенье без музыки», «Похороны Бобо», «Я пепел посетил», «1972». Наделенный даром видеть жизнь во всем, он остро ощущал трагическую «конечность» сущего. Не случайно сборник 1964-1971 годов получил название по стихотворению «Конец прекрасной эпохи» (Ardis, 1977). В основном из произведений этой поры составлена самим Бродским уникальная, обращенная к одному адресату книга лирики «Новые стансы к Августе. Стихи к М. Б.».

Основной корпус стихотворений Бродского, написанных до отъезда, был издан за границей (с 1965). Усилиями друзей и исследователей (прежде всего В. Марамзина (см. МАРАМЗИН Владимир Рафаилович) и М. Мейлаха) в России было составлено, еще до 1972, не допущенное в официальную печать четырехтомное собрание его сочинений (пятый том не завершен) с комментариями текстов и вариантов.

В этот период складываются определяющие черты стиля Бродского: высококонцентрированная содержательность в совершенной поэтической форме; трагический метод познания и художественного отражения; новаторская метафорика; интеллектуализм поэзии, философичность, референции к литературе и смежным искусствам (кинематографу, архитектуре, живописи, музыке). Бродского можно считать классиком русского стиха. Широк круг тем его творчества, а в разнообразии жанровых направлений и ракурсов отсутствуют, кажется, лишь ангажированность, конформизм «советской поэзии». С окончанием политической «оттепели» положение поэта в брежневскую эпоху становилось все безнадежнее, опаснее; его все настойчивей подталкивали к эмиграции. Уже перед самым отъездом, подводя итоги, Бродский создает несколько вершинных произведений своей философской лирики: «Сретенье», «Письма римскому другу», «Бабочку». Он не хотел уезжать из России; однако у него не было иного выбора. В письме Брежневу, проникнутом уверенностью в возвращение на родину, он пишет: «во плоти или на бумаге: ...даже если моему народу не нужно мое тело, душа моя ему еще пригодится...».

Эмиграция. 1972-1979

4 июня 1972 начался эмигрантский период жизни и творчества поэта, давший новые стимулы поэтическому творчеству. Бродский сначала приземлился в Вене. Его встретил давний друг, издатель Карл Проффер, в течение многих лет возглавлявший издательство «Ардис». Встреча Бродского с У. Х. Оденом, стала вехой для русского поэта. В том же году Бродский обосновался в США, впервые получил работу - преподавал в различных университетах (таких, как Мичиганский университет, South Hadley Mount Holyoke College, Ann Arbor и др.). Выходят в свет новые сборники поэта, содержащие не только уже созданное, но первые переводы его стихов на английский (Selected Poems. New York, 1973) и новые сочинения (Часть речи. Стихотворения 1972-76. Ardis, 1977; A Part of Speech, N.Y. Farror, Straus Giroux, 1980, Новые стансы к Августе. Стихи к М. Б.1962-82. Ardis, 1983). В том, что эти стихи увидели свет, безусловно, велика роль издательства «Ардис».

В 1978 Бродский переносит первую операцию на сердце, после которой целый год новые стихи не появляются. Периоды юношеского, вбирающего все ценное из поэтической сокровищницы, «романтизма», и многословного стихотворного потока «барокко в контексте неоклассицизма» остались позади. Для поэта жизнь вне стихии родного языка (пусть внешне значительно более благополучная) всегда является трагедией. Новые качества разъедают и в то же время обогащают манеру Бродского: это концентрированная образная эмблематика, сложная метафоричность, проявившаяся прежде всего в цикле «Часть речи»: «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря... черт лица, говоря / откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но / и ничей лучший друг...».

С конца 1970-х гг. Бродский осваивает новые для себя жанры: эссеистику и литературную критику, начинает писать по-английски - первым сборником его прозы стал премированный американской критикой Less Than One: Selected Essays (1986). В таких эссе, как «Меньше единицы» (давшем название всему сборнику), «В полутора комнатах», поэт, отталкиваясь от автобиографии, создает портрет поколения. Он печатается в «The New Yorker», «New York Review of Books», участвует в конференциях, симпозиумах, много путешествует по миру, что находит отражение и в расширении «географии» его творчества, проникнутого радостью освоения новых горизонтов, горечью ностальгии, поисками смысла существования, на грани небытия и свободы: «Роттердамский дневник», «Литовский ноктюрн», «Лагуна» (1973), «Двадцать сонетов к Марии Стюарт», «Темза в Челси» (1974), «Колыбельная трескового мыса», «Мексиканский дивертисмент» (1975), «Декабрь во Флоренции» (1976), «Пятая годовщина», «Сан-Пьетро», «В Англии» (1977).

Путь к мировой славе

Сорокалетие поэт ощущает как важную веху; в итоговом «Я входил вместо дикого зверя в клетку...» он подтверждает стоическое, мужественное приятие всего опыта прожитой жизни, с ее утратами, ударами. В 1980 Бродский получает американское гражданство. С начала 1980-х гг. он становится не только значительной фигурой русского поэтического зарубежья, но все больше, благодаря англоязычной прозе, всемирно известным литератором. Убежденный в великой очищающей, созидательной силе поэзии, Бродский борется за то, чтобы «сборники стихов лежали у кровати рядом с аспирином и библией».

Нравственной и художественной силой своего творчества он противостоит мировому Злу (по мнению некоторых исследователей, «Язык», «Время» и «Зло» - главные темы поэта). Вторжения советских войск в Чехословакию и в Афганистан становятся поводами для аллегорических яростных поэтических протестов, полных стыда и ярости стихов 1968 и эпических «Стихов о зимней кампании 1980 года». Но Бродского по-прежнему притягивает к себе философская лирика: «Римские элегии» (1981), «Венецианские строфы» (1982), «Сидя в тени» (1983), «В горах», «На выставке Карла Вейлинка» (1984), «Муха» (1985), «Назидание», «Ария», «Посвящается стулу» (1987), «Новая жизнь», «Кентавры» (1988).

Лексика Бродского постоянно обогащается, для этого периода характерна своеобразная амальгама разговорного, бюрократического, «блатного», «высокого» стилей, сближение на новом уровне языковых пластов: архаизмов, диалектизмов, лагерного слэнга, специальных научных терминов. В этой полифоничности отражается содержательная амбивалентность, парадоксальность, смысловое богатство («Представление», 1986). Поэтической речи Бродского присуща иносказательность, метафорическое богатство, жанровое разнообразие: от стихов «на случай», миниатюр, до гигантских эпических полотен, разнообразных форм романа в стихах и поэм, «больших стихотворений». Собрание стихов к одному адресату - «Новые стансы к Августе» - расширило масштаб лирической поэзии. Он становится подлинным мастером стилизаций, литературного перевода (произведений английских поэтов-метафизиков, К. Кавафиса (см. КАВАФИС Константинос), У. Саба (см. САБА Умберто), Ч. Милоша (см. МИЛОШ Чеслав) ).

Поэт остается верен своему миру и своим ведущим темам. «Осенний крик ястреба», поднимающегося над обыденностью в верхние юдоли и платящего за это оледенением и смертью, «отвечает» ранней «Большой элегии Джону Донну». Тему постоянной разлуки продолжают «На смерть друга»; «Памяти Геннадия Шмакова», «Памяти отца», рождественский цикл, протянувшийся через годы, продолжается в «Лагуне», «Бегстве в Египет»; черты барочной поэзии сквозят и в поздних стихах, философская, эсхатологическая интонация звучит в «Примечаниях папоротника», «Облаках», «Fin de siecle», «Вид с холма», «Портрете трагедии» (1988-1992); философский дуализм и фантастическая ирония пьесы «Мрамор» развивает проблематику «Горчакова и Горбунова».

Мать и отец Бродского, в течение многих лет хлопотавшие о разрешении на выезд за границу, не получив его, умирают в Ленинграде, так и не увидев сына. Смерть родителей для поэта - это удар по детству и основам бытия, удар по главному орудию поэта, родной речи, русскому языку. Трагический образ искаженного реальностью языка - как метафора испорченного зеркала - становится одним из важнейших в позднем творчестве поэта.

«Переломным» для поэта становится 1987, когда пришли повсеместное признание и мировая слава (Л. Лосев (см. ЛОСЕВ Лев Владимирович) назвал это «праздником справедливости»), и даже началось «литературное возвращение» поэта на родину, с первой публикацией его стихов в «Новом мире». В том же году Бродский удостаивается Нобелевской премией по литературе. На церемонии присуждения он прочитывают свою блистательную «Нобелевскую лекцию», в которой, в частности, оттачивает концепцию приоритета языка: «Быть может, самое святое, что у нас есть - это наш язык...».

С середины 1980-х гг. творчество Бродского становится предметом увлекательного изучения: выходят работы о его поэтике. Т. Венцлова (см. ВЕНЦЛОВА Томас) приходит к выводу, что речь у Бродского есть способ преодоления ущербности и расчлененности мира, размыкания пространства «вверх»: «это подлинное пересечение границы, выход из абсурда падшего мира, вступление в осмысленное время»; он выделяет как «основные составляющие миро-текста» Бродского «время, город, пустоту» и делает предположение, что магистральной темой поэта является «бытие и /или/ ничто». В эти же годы Бродский собирает обильный урожай многочисленных премий, но, в первую очередь, как англоязычный автор. Он удостаивается звания «Поэт-лауреат США» 1991-1992.

Последние годы

В начале 1990-х гг. Бродский перенес вторую операцию на сердце, предстояла третья. Однако он продолжал преподавать, писал стихи и прозу («Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна»). Последние годы его недолгой жизни отмечены взлетом интенсивности творчества. Сборники сочинений Бродского начинают выходит в России: первые из них - «Назидание» (1990), «Осенний крик ястреба» (1990), «Стихотворения» (1990). Вслед за все растущей популярностью растет осознание значения, влияние поэтики Бродского. Он привнес в русскую поэзию выразительные качества английской, классической латинской поэзии. В художественной критике, анализе изящной словесности Бродский интересен как исследователь поэтики, психологии, эстетики творчества (работы о Цветаевой (см. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна), Платонове (см. ПЛАТОНОВ Андрей Платонович), Мандельштаме (см. МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич), Одене, Фросте (см. ФРОСТ Роберт), Ахматовой, Кавафисе, Монтале (см. МОНТАЛЕ Эудженио) и других). Наряду с лирикой, «путевыми заметками», античной, библейской тематикой, элегиями, «диалогами» с великими литераторами прошлого и настоящего, склонностью к философичности, иронии и сарказму, для Бродского, по наблюдениям исследователей, сквозными являются проблемы «Время», «Язык», «Смерть». Последние произведения преисполнены горестными настроениями поэта-стоика об «итогах» бытия. Творчество предстает как главная цель мироздания, преодоление немоты, безмолвия и пустоты. Поэзия как высшее выражение языка есть противостояние «ничто». По воле Бродского, его последнюю поэтическую книгу «Пейзаж с наводнением» завершает стихотворение со строками: «Меня обвиняли во всем, окромя погоды... Общего, может, небытия броня / ценит попытки ее превращения в сито / и за отверстие поблагодарит меня».

Поэт скоропостижно скончался в Нью-Йорке, не дожив до 56 лет. Смерть Бродского, несмотря на то, что было известно о его ухудшающемся состоянии здоровья, потрясла людей по обе стороны океана. Похоронен в Венеции. В США у него осталась дочь, которая родилась в 1992, в Петербурге - сын (р. 1967). Одной из последних инициатив поэта было создание Русской Академии в Риме, куда на несколько месяцев могли бы приезжать русские поэты. Первым гостем академии в 2000 стал Тимур Кибиров (см. КИБИРОВ Тимур).

Большой энциклопедический словарь

БРОДСКИЙ Иосиф Александрович (1940-96) - русский поэт; писал также на английском языке. В 1972 эмигрировал в США. В стихах (сборники "Остановка в пустыне", 1967, "Конец прекрасной эпохи", "Часть речи", оба 1972, "Урания", 1987) осмысление мира как единого метафизического и культурного целого. Отличительные черты стиля - жесткость и скрытая патетика, ирония и надлом (ранний Бродский), медитативность, реализуемая через обращение к усложненным ассоциативным образам, культурным реминисценциям (иногда приводящее к герметичности поэтического пространства). Эссе, рассказы, пьесы, переводы. Нобелевская премия (1987).

Энциклопедия Кольера

БРОДСКИЙ Иосиф Александрович (Brodsky, Joseph)

(1940-1996), русский поэт и эссеист. Расширяя границы традиционного русского стихосложения экспериментами со строфикой, рифмой, жанрами и размерами, он сумел обновить и преобразить их, оставаясь в рамках классических форм. Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 в Ленинграде. В 15 лет, бросив школу, работал на заводе и в морге. К 1963, когда его рукописи уже пять лет ходили в "самиздате", он был особо выделен Анной Ахматовой и завоевал признание читательской аудитории, провозгласившей его ведущим лирическим поэтом своего поколения. Официальные же власти его преследовали: в 1964 Бродского арестовали и судили за "тунеядство"; он был приговорен к пяти годам ссылки с обязательным привлечением к труду. Через двадцать месяцев его освободили, но в 1972 вынудили уехать из страны. Бродский эмигрировал в США. Его первая должность - преподаватель в Мичиганском университете. Затем он переехал в Нью-Йорк и преподавал в Колумбийском университете, колледжах Нью-Йорка и Новой Англии. В 1987 Бродский получил Нобелевскую премию по литературе, в 1991 стал поэтом-лауреатом США. Когда поэзия Бродского была впервые переведена на английский язык, ее часто сравнивали с поэзией английских поэтов-метафизиков, таких, как Д.Донн и Э.Марвелл, с характерными сочетанием проникновенной лирики и философских размышлений, барочным синтаксисом, метафоричностью, метафизической образностью, иронической интонацией и изобретательной рифмой. Несмотря на то, что Бродский испытал влияние многих поэтов, от Катулла до У.Х.Одена, его творчество оставалось самобытным. Его излюбленные формы - элегия, послание, сонет - традиционны, но он свободно обращается с ними. В его языке библейские простота и величие соседствуют с уличным говором и тюремным жаргоном. Доминирующий в поэзии Бродского образ изгнанника тем не менее не является фигурой политической. Его изгнанник обречен на поиски дома во времени - в истории. Взгляд Бродского на мир и на себя довольно мрачный, но он смягчен веселой иронией его стиха и горьким авторским юмором. Сам язык - последнее, что противостоит одиночеству индивидуума и самой смерти, и у него нет другой задачи, кроме как быть верным себе: ... Жизнь, которой,

как дареной вещи, не смотрят в пасть,

обнажает зубы при каждой встрече.

От всего человека вам остается часть

речи. Часть речи вообще. Часть речи. В числе книг Бродского - Стихотворения и поэмы (1965), Остановка в пустыне (1970), Дебют (1973), Часть речи (1977), Новые стансы к Августе (1982), Римские элегии (1982), Урания (1987) и Пейзаж с наводнением (1996). На английском языке вышли Избранные стихотворения (Selected Poems, 1973), Часть речи (A Part of Speech, 1980) и две книги эссе Меньше единицы (Less than One, 1986), Скорбь и разум (On Grief and Reason, 1995).

Умер Бродский в Нью-Йорке 28 января 1996; похоронен в Венеции.

ЛИТЕРАТУРА

Бродский И. Часть речи. Избранные стихи 1962-1989. М., 1990 Бродский И. Назидание. Л., 1990 Бродский И. Осенний крик ястреба. Л., 1990 Бродский И. Набережная неисцелимых. М., 1992 Сочинения Иосифа Бродского, тт. 1-4. СПб, 1992-1995 Бродский И. Пересеченная местность. М., 1995 Бродский И. Рождественские стихи. М., 1996 Бродский о Цветаевой. М., 1997

Полезные сервисы

бродский исаак израил

Гуманитарный словарь

БРО́ДСКИЙ Исаак Израил. (1884-1939) - живописец, график, д-р искусствоведения (1939). Учился в Одес. худ. уч-ще (1896-1902), АХ (1902-08), пенсионер АХ в Германии, Франции, Италии. Чл. СРХ (1910). Тов-во Южно-русск. художников (1910), экспонент ТПХВ (1914-16), чл. АХРР (1923-28), пред. Об-ва А. И. Куинджи (1930). В 1905-06 Б. участвует в забастовках студентов, исполняет ряд острополит. карикатур для сатир. журналов. В 1900-20 пишет пейзажи, тонкий лиризм к-рых напоминает произв. И. И. Левитана, а также портреты и пейзажи в стиле "модерн" ("Сквозь ветви", 1907; "Л. М. Бродская на террассе", 1908; и т. п.). Запечатлел в живописных и граф. работах многих деятелей культуры ("Портр. К. И. Чуковского", 1915; "Портр. И. Е. Репина", 1926; и др.). В 1920-30 гг. создает серию историко-рев. картин и портретов деятелей партии и правительства ("Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна", 1924; "В. И. Ленин в Смольном", 1930; и др.). Высокий уровень композиц. мастерства и рисунка - отличит. черта творчества Б. Начиная с сер. 20-х гг. Б. нередко испытывает влияние эпохи тоталитарного об-ва ("Народный комиссар обороны К. Е. Ворошилов на лыжной прогулке", 1937; и т. п.). Пед. деят-ность Б. связана с Ленингр. ин-том живописи, скульптуры и архитектуры (1932-39), в 1934-39 Б. - дир. Всероссийской АХ. Среди учеников: А. И. Лактионов, Вл. А. Серов, Ю. М. Непринцев.

Соч.: Мой творч. путь. Л., 1965; Исаак Израилевич Бродский: (Альбом) // Сост. А. Г. Петрова, О. П. Родосская; Авт. текста И. А. Бродский. Л., 1988.

И. И. Бродский

И. И. Бродский

Полезные сервисы

бродский исаак израилевич

Энциклопедический словарь

Бро́дский Исаак Израилевич (1883/1884 - 1939), живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1938). Художественно-документальные картины на историко-революционные темы («Расстрел 26 бакинских комиссаров», 1925, «Ленин в Смольном», 1930), портреты, пейзажи. Директор (с 1934) Всероссийской АХ в Ленинграде.

* * *

БРОДСКИЙ Исаак Израилевич - БРО́ДСКИЙ Исаак Израилевич (1883/84-1939), российский живописец и график, заслуженный деятель искусств России (1938). Член Общества имени А. И. Куинджи (см. ОБЩЕСТВО ИМЕНИ А. И. КУИНДЖИ), АХРР, (см. АХРР) Союза русских художников (см. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ) (c 1924). Художественно-документальные, историко-революционные картины («Расстрел 26 бакинских комиссаров», 1925, «Ленин в Смольном», 1930), портреты, пейзажи. Директор (с 1934) Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.

Большой энциклопедический словарь

БРОДСКИЙ Исаак Израилевич (1883/84-1939) - российский живописец и график, заслуженный деятель искусств России (1938). Художественно-документальные, историко-революционные картины ("Расстрел 26 бакинских комиссаров", 1925, "Ленин в Смольном", 1930), портреты, пейзажи. Директор (с 1934) Всероссийской АХ в Ленинграде.

Энциклопедия Кольера

И. И. Бродский.

Полезные сервисы

бродский савва григорьевич

Большой энциклопедический словарь

Бро́дский Савва Григорьевич (1923—1982), архитектор, график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1975). Проекты зданий Республиканского музыкально-драматического театра (1955) и комплекса Финского драматического и кукольного театров (1965) в Петрозаводске, Музея А. С. Грина в Феодосии (1970). Иллюстрации к произведениям М. Сервантеса, У. Шекспира, Н. В. Гоголя и др.

Полезные сервисы

бродский, иосиф александрович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Иосиф Александрович Бродский.

Иосиф Александрович Бродский.

БРОДСКИЙ Иосиф Александрович (1940 - 1996), русский поэт; писал также на английском языке. В 1972 эмигрировал в США. В стихах (сборники, впервые изданы за рубежом: "Остановка в пустыне", 1967, "Конец прекрасной эпохи", "Часть речи", оба 1972, "Урания", 1987) осмысление мира как единого метафизического и культурного целого. Отличительные черты стиля - жесткость и скрытая патетика, ирония и надлом (ранний Бродский), медитативность, реализуемая через обращение к усложненным ассоциативным образам, культурным реминисценциям (что иногда приводит к герметичности поэтического пространства). Эссе (сборник "Набережная неисцелимых", на русском языке 1992), рассказы, пьесы (в том числе "Мрамор", 1982), переводы. Нобелевская премия (1987).

Иосиф Александрович Бродский.

Иосиф Александрович Бродский.

Полезные сервисы