ГОЛУБАЯ РОЗА - «ГОЛУБА́Я РО́ЗА», объединение русских художников, получившее название от одноименной выставки, организованной в 1907 в Москве под патронажем журнала «Золотое руно» (см. ЗОЛОТОЕ РУНО (журнал)) и его издателя, промышленника и мецената Н. П. Рябушинского (см. РЯБУШИНСКИЙ Николай Павлович).
Мастера и стиль
Участниками выставки были Н. П. Крымов (см. КРЫМОВ Николай Петрович), П. В. Кузнецов (см. КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич), А. Т. Матвеев (см. МАТВЕЕВ Александр Терентьевич), В. Д. и Н. Д. Милиоти (см. МИЛИОТИ Николай Дмитриевич), Н. Н. Сапунов (см. САПУНОВ Николай Николаевич), М. С. Сарьян (см. САРЬЯН Мартирос Сергеевич), С. Ю. Судейкин (см. СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич), П. С. Уткин, Н. П. Феофилактов, А. В. Фонвизин (см. ФОНВИЗИН Артур Владимирович) и др. (в том числе сам Рябушинский, выступавший и как художник); роль важного творческого стимула сыграло для них наследие недавно умершего В. Э. Борисова-Мусатова (см. БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович).
Поэтика символизма (см. СИМВОЛИЗМ), влечение к «вечным», романтически-оккультным темам бытия (само название «Голубая роза» восходит к мотиву таинственного «голубого цветка» у Новалиса (см. НОВАЛИС)) претворялись в их работах в феерических образах-видениях, в зыбких и переливчатых, как бы «музыкальных» красочных гаммах. Этот камерный, рассчитанный на тихое созерцание стиль (критик С. К. Маковский (см. МАКОВСКИЙ Сергей Константинович) назвал выставку «часовней для немногих») не исключал, однако, мощных, темпераментных цветовых новаций, близких к фовизму (см. ФОВИЗМ); но все же, если говорить о западных аналогах, ближе всего к «Голубой розе» было искусство французских «наби» (см. НАБИ).
Традиция
Не породив стойкого объединения, выставка прожила русло важной традиции. Большинство из мастеров этого круга (например, Крымов, Кузнецов, Матвеев, Сарьян и др.) приняли активное участие в официальной советской художественной жизни, лишь некоторые (как братья Милиоти, Судейкин или Феофилактов) ушли в эмиграцию или «художественное подполье» (показывая новые работы лишь узкому кругу друзей). Однако для всех, независимо от различия творческих манер и социального положения, основополагающим оставался внутренний, символико-поэтический слой искусства, который всегда открывается в их лучших образах за внешней видимостью. Во многом именно благодаря «голуборозовцам» символизм остался живой составляющей частью русского искусства на всем протяжении 20 века.
-----------------------------------
«Голуба́я ро́за» - кратковременное художественное объединение. Возникло на одноимённой выставке 1907 в Москве. Для работ членов «Голубой Розы» (П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.) характерны плоскостность и декоративная стилизация форм, лиризм образов, настроения грусти и меланхолии, мистико-символические искания.
"ГОЛУБАЯ РОЗА" - кратковременное художественное объединение. Возникло на одноименной выставке 1907 в Москве. Для работ членов "Голубой розы" (П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.) характерны плоскостность и декоративная стилизация форм, лиризм образов, настроения грусти и меланхолии, иногда мистико-символические искания.