Заха́ров Андреян Дмитриевич (1761-1811), архитектор. Создатель одного из шедевров архитектуры русского классицизма - здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806-23), собора в Кронштадте (1806-17, не сохранился), проектов «образцовых» (типовых) сооружений для русских городов.
* * *
ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич - ЗАХА́РОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич [8 (19) августа 1761, Петербург - 27 августа (8 сентября) 1811, там же], русский архитектор. Представитель ампира (см. АМПИР). Создатель одного из шедевров русской архитектуры - здания Адмиралтейства (см. АДМИРАЛТЕЙСТВО) в Санкт-Петербурге (1806-23).
Первые работы
Родился в семье мелкого чиновника Адмиралтейств-коллегии. Учился в петербургской Академии художеств (1767-82), где был учеником А. Ф. Кокоринова (см. КОКОРИНОВ Александр Филиппович), И. Е. Старова (см. СТАРОВ Иван Егорович) и Ю. М. Фельтена (см. ФЕЛЬТЕН Юрий Матвеевич). Окончил академию с золотой медалью, дававшей право на заграничную командировку. Продолжил образование (1782-86) в Париже у известного архитектора-классициста Ж. Шальгрена, который оказал на него большое влияние.
С 1787 преподавал в петербургской Академии художеств, с 1794 - академик, через пять лет профессор. Среди его учеников архитектор А. И. Мельников (см. МЕЛЬНИКОВ Авраам Иванович). Девятнадцатый век встретил архитектором г. Гатчина, где построил «Львиный мостик», «Ферму», «Птичник» и другие здания.
К первым работам относится и проект застройки Васильевского острова (Петербург) с перестройкой здания Академии наук (1803-04), легший в основу существующей планировки. Единство этого ансамбля достигается за счет общего ритма расстановки зданий и одинаковых архитектурных деталей, что характерно для французской градостроительной школы.
Главный архитектор Адмиралтейства
Самый блестящий период в творчестве зодчего начинается в 1805, когда он назначается главным архитектором Адмиралтейства (Петербург). Перестройка главного здания Адмиралтейства стала делом всей его жизни. Он не только осуществлял общее руководство строительством, но и проектировал здания и сооружения для этого ведомства.
Адмиралтейскую верфь, заложенную в 1704 по чертежу Петра I, в 1727-1738 перестроил в камне архитектор И. К. Коробов (см. КОРОБОВ Иван Кузьмич). Захаров в своем проекте сохранил общую П-образную композицию здания с центральной башней, играющей важнейшую градообразующую роль для центра Петербурга.
Адмиралтейство Захарова и его центральная башня - уникальный образец высокого классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). Башня высотой 72 м увенчана позолоченным шпилем с силуэтным изображением парусного корабля и украшена символическими фигурами работы известнейших скульпторов (В. И. Демут-Малиновского (см. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ Василий Иванович), Ф. Ф. Щедрина (см. ЩЕДРИН Феодосий Федорович), С. С. Пименова (см. ПИМЕНОВ Степан Степанович) и др.). Над входом расположен грандиозный барельеф (22x2,4 м) на тему «Заведение русского флота Петром I» (скульптор И. И. Теребенев (см. ТЕРЕБЕНЕВЫ)). Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и четких объемов - гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии. Суровая строгость интерьеров смягчена обилием света и изящной отделкой (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека).
Протяженный главный фасад (407 м) расчленен симметрично расположенными дорическими (см. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР) портиками. Грандиозный масштаб здания закрепил за ним главенствующую роль не только в архитектуре Петербурга, но и в истории всей русской архитектуры.
Другие проекты
Создал проекты застройки Провиантского острова близ устья р. Мойка (1806-08), Галерного порта (1806-09), Морских казарм и Морского госпиталя (1790-е гг.), ряд проектов для Кронштадта (в том числе проект Андреевского собора, 1807-17, не сохранился).
В 1804-06 для петрозаводского купца Мижуева построил 4-этажный многоквартирный жилой дом (набережная р. Фонтанка, 26). В обработке главного фасада наряду с традиционным 6-колонным портиком, несущим 3-угольный фронтон, использованы мотивы симметричных 3-частных окон в верхних этажах и закругление угла.
Для губернских и уездных городов России проектировал подчеркнуто монументальные казенные строения и церкви.
Похоронен на Смоленском кладбище, позже прах был перенесен в Александро-Невскую лавру в Некрополь 18 в.