Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

научавший

Синонимы к слову научавший

Полезные сервисы

научавшийся

Синонимы к слову научавшийся

Полезные сервисы

научавшийся пользоваться

Синонимы к слову научавшийся пользоваться

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

научавшийся употреблявший

Синонимы к слову научавшийся употреблявший

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

научаемый

Синонимы к слову научаемый

прил., кол-во синонимов: 5

Полезные сервисы

научат добрые люди решетом воду носить

Пословицы и поговорки Даль

Научат добрые люди (т. е. нужда) решетом воду носить.

См. ВОЛЯ - НЕВОЛЯ

Полезные сервисы

научать

Толковый словарь

несов. перех. разг.-сниж.

1. Передавать кому-либо какие-либо знания, навыки, уменье делать что-либо.

2. Подстрекать, подговаривать.

Толковый словарь Ушакова

НАУЧА́ТЬ, научаю, научаешь (устар.). несовер. к научить.

Толковый словарь Ожегова

НАУЧА́ТЬ, -аю, -аешь; несовер., кого (что) (устар. и прост.). То же, что учить (во 2 знач.). Н. уму-разуму.

Толковый словарь Даля

НАУЧАТЬ, научный и пр. см. наука.

Академический словарь

-а́ю, -а́ешь. устар.

несов. к научить.

Орфографический словарь

науча́ть, -а́ю, -а́ет

Синонимы к слову научать

гл. несов.

подговаривать

подучивать

наущать

уговорами склонять к какому-либо действию)

Наущать, подучать, подущать, подбивать, подговаривать; внушать, догадать, надоумить.

Ср. . См. внушать, выучить, учить (кого)... .

Грамматический словарь

науча́ть нсв 1a ◑4(-и́ть)

Полезные сервисы

научать(ся)

Морфемно-орфографический словарь

на/уч/а́/ть(ся).

Полезные сервисы

научаться

Толковый словарь

несов. неперех. разг.-сниж.

Приобретать знания, навыки, уменье что-либо делать.

Толковый словарь Ушакова

НАУЧА́ТЬСЯ, научаюсь, научаешься (устар.). несовер. к научиться.

Академический словарь

-а́юсь, -а́ешься. устар.

несов. к научиться.

Орфографический словарь

науча́ться, -а́юсь, -а́ется

Формы слов для слова научаться

науча́ться, науча́юсь, науча́емся, науча́ешься, науча́етесь, науча́ется, науча́ются, науча́ясь, науча́лся, науча́лась, науча́лось, науча́лись, науча́йся, науча́йтесь, науча́ющийся, науча́ющаяся, науча́ющееся, науча́ющиеся, науча́ющегося, науча́ющейся, науча́ющихся, науча́ющемуся, науча́ющимся, науча́ющуюся, науча́ющеюся, науча́ющимися, науча́ющемся, науча́вшийся, науча́вшаяся, науча́вшееся, науча́вшиеся, науча́вшегося, науча́вшейся, науча́вшихся, науча́вшемуся, науча́вшимся, науча́вшуюся, науча́вшеюся, науча́вшимися, науча́вшемся

Грамматический словарь

науча́ться нсв 1a ◑4(-и́ться)

Полезные сервисы

научающий

Синонимы к слову научающий

Полезные сервисы

научающийся

Синонимы к слову научающийся

Полезные сервисы

научение

Толковый словарь

ср. разг.

1. процесс действия по гл. научать, научить

2. Результат такого действия.

Толковый словарь Ожегова

НАУЧЕ́НИЕ, -я, ср.

1. см. учить.

2. Формирование у индивида опыта поведения: привыкания, различных рефлексов, реакций и навыков (спец.).

Энциклопедический словарь

Науче́ние - приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно. в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д.). Одно из основных понятий этологии.

* * *

НАУЧЕНИЕ - НАУЧЕ́НИЕ, приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление (см. ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ), образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д.). Одно из основных понятий этологии (см. ЭТОЛОГИЯ).

Большой энциклопедический словарь

НАУЧЕНИЕ - приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д.). Одно из основных понятий этологии.

Энциклопедия Кольера

НАУЧЕНИЕ - изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта - знаний, навыков, умений - определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе передачи такого опыта).

ТИПЫ НАУЧЕНИЯ

Ассоциативное научение. Со времен Аристотеля до наших дней основной принцип научения - ассоциация по смежности - формулируется сходным образом. Когда два события повторяются с небольшим интервалом (времення смежность), они ассоциируются друг с другом таким образом, что возникновение одного вызывает в памяти другое. Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) первым занялся исследованием в лабораторных условиях свойств ассоциативного научения. Павлов обнаружил, что, хотя звук колокольчика первоначально никак не отражался на поведении собаки, однако, если он регулярно звонил в момент кормежки, через некоторое время у собаки вырабатывался условный рефлекс: звонок сам по себе начинал вызывать у нее слюноотделение. Павлов измерял степень научения количеством слюны, выделившейся при звонке, не сопровождавшемся кормежкой

(см. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС).

Метод выработки условных рефлексов основан на использовании уже существующей связи между специфической формой поведения (слюноотделением) и неким событием (появлением еды), которое вызывает эту форму поведения. При формировании условного рефлекса в эту цепочку включается нейтральное событие (звонок), которое ассоциируется с событием "естественным" (появлением еды) настолько, что выполняет его функцию. Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом т.н. парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом. Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.

Инструментальное научение. Второй тип научения, тоже относящийся к основным, осуществляется методом проб и ошибок. Впервые он был систематически изучен американским ученым Э.Торндайком (1874-1949), одним из основателей психологии образования. Торндайк помещал кошку в ящик, из которого она могла выйти, только потянув за шнур, свешивавшийся с крышки. После ряда случайных движений кошка рано или поздно тянула за шнур, обычно совершенно случайно. Однако, когда ее снова помещали в ящик, она уже тратила меньше времени на то, чтобы снова потянуть за шнур, и при повторении ситуации освобождалась из ящика мгновенно. Научение измерялось в секундах, которые требовались кошке для того, чтобы совершить правильное действие. Другой пример инструментального обучения - метод, предложенный американским психологом Б.Скиннером (1904-1990). "Ящик Скиннера" представляет собой тесную клетку с рычагом в одной из стенок; цель эксперимента - научить животное, обычно крысу или голубя, нажимать на этот рычаг. Животное до начала обучения лишают пищи, а рычаг соединяют с механизмом подачи еды в клетку. Хотя сначала животное не обращает внимания на рычаг, рано или поздно оно нажимает на него и получает пищу. Со временем интервал между нажатиями на рычаг уменьшается: животное научается использовать зависимость между желательной реакцией и кормлением. Иногда научение определенному поведению оказывается таким долгим или сложным, что животное никогда не смогло бы прийти к нему случайно. Тогда применяется метод "последовательных приближений". Не ожидая выполнения всей требуемой последовательности действий, дрессировщик выдает поощрение за что-то похожее на желательный поведенческий акт. Например, если собаку нужно научить перекатываться, ей сначала дают лакомство просто за то, что она ложится по команде. После того, как первая часть освоена, собака получает поощрение лишь при случайном выполнении нужного движения: например, после того, как ляжет, она перекатится на бок. Шаг за шагом дрессировщик добивается все более близкого соответствия желаемому поведению, по принципу детской игры "холодно - теплее - горячо". В целом, инструментальное научение очень похоже на эту игру, но роль спрятанного предмета выполняет определенный вид поведения, а роль слова "горячо" - поощрение. Последовательные приближения к желаемому поведению применяются и при лечении тяжелых форм шизофрении, когда единственная цель - побудить пациента двигаться и разговаривать вместо того, чтобы уйти в себя и хранить молчание. Как всегда при инструментальном научении, для успешности метода необходимо найти что-то, чего пациент хочет (например, сладости, жевательную резинку или интересные фотографии). После того как обнаружена хоть какая-то реакция, следует определить, какие аспекты поведения наиболее желательны, и сделать их условием получения вознаграждения. Отметим, что к способам инструментального научения относится и наказание, но здесь зависимость возникает между нежелательным поведением и неприятным воздействием.

Последовательное научение. Некоторые виды научения требуют выполнения отдельных поведенческих актов, каждый из которых по отдельности осваивается легко, но затем они объединяются в определенную последовательность. Исследования одного из видов последовательного научения, т.н. серийного вербального научения, были начаты немецким философом и психологом Г.Эббингаузом (1850-1909). Эксперименты Эббингауза предполагали запоминание списков слов или слогов в определенном порядке и впервые продемонстрировали несколько хорошо известных законов, в частности закон, определяющий способность к запоминанию элементов последовательности. Этот закон "места в серии" гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно - часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода - от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения. Овладение навыком представляет собой другой вид последовательного научения, отличающийся от вербального тем, что заучивается последовательность не вербальных, а двигательных реакций. К какой бы области ни относился навык - спорту, игре на музыкальном инструменте или завязыванию шнурков, - овладение им почти всегда предполагает три стадии: 1) инструктирование, цель которого - определить стоящую перед исполнителем задачу и дать рекомендации по способам ее выполнения; 2) тренировка, при которой требуемые действия выполняются под контролем сознания, сначала медленно и с ошибками, потом быстрее и правильнее; 3) автоматическая стадия, когда поведенческие акты протекают гладко и требуют все меньше и меньше осознанного контроля (примерами автоматического навыка служат завязывание шнурков, переключение передач в автомобиле, ведение мяча опытным игроком в баскетбол).

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

Ряд видов научения требует подкрепления. При инструментальном научении подкреплением служат награда или наказание. В отдельных видах научения человека подкреплением является просто информация о том, правильны или нет его действия. В силу того, что в таких областях, как воспитание ребенка и психотерапия, роль подкрепления весьма велика, ряд аспектов подкрепления будет рассмотрен более подробно.

Вторичное подкрепление. В ходе ассоциативного научения некоторые сигналы, которые изначально не имели никакой ценности или не говорили об опасности, соединяются в сознании с событиями, обладающими ценностью или связанными с опасностью. Если это происходит, сигналы или события, ранее носившие нейтральный характер, начинают сами действовать как поощрение или наказание; такой процесс носит название вторичного подкрепления. Классический пример вторичного подкрепления - деньги. Животные в ящике Скиннера готовы нажимать на рычаг, чтобы завладеть специальными жетонами, обмениваемыми на пищу, или добиться того, что начнет звонить звонок, со звуком которого они приучены отождествлять появление еды. Научение, приводящее к избеганию, иллюстрирует вариант вторичного подкрепления через наказание. Животное выполняет определенные действия при появлении сигнала, который, хотя сам и не является неприятным, постоянно сопровождает какое-то неприятное событие. Например, собака, которую часто бьют, съеживается и обращается в бегство, стоит ее хозяину поднять руку, хотя в самой по себе поднятой руке ничего опасного нет. При использовании для контроля за поведением положительного и отрицательного вторичного подкрепления нет необходимости в частом фактическом поощрении или наказании. Так, когда животных дрессируют по методу последовательных приближений, подкреплением при каждой попытке обычно служит лишь щелкающий звук, который до этого регулярно сопровождал появление пищи.

Поощрение или наказание. Одна из проблем научения - не только добиться нового, желательного поведения, но и избавиться от проявлений нежелательного. Главная цель наказания - устранить имеющее место поведение, а не заменить его новым. Часто, например при воспитании детей или их обучении, возникает вопрос, что лучше: наказать за проступок или дождаться желательного поведения и поощрить ребенка. Наибольших результатов удается достичь, когда наказание сопровождает старое поведение, а награда - новое. Хотя это всего лишь общее правило, которое не может использоваться во всех случаях жизни, оно подчеркивает важный принцип: следует обращать внимание не только на само поведение - нежелательное, устраняемое при помощи наказания, и желательное, поощряемое наградой, - но и на наличие альтернативы данному типу поведения. Если требуется отучить ребенка дергать кошку за хвост, то, согласно этому принципу, необходимо не только наказать малыша, но и предложить ему другое занятие (например, игру с игрушечной машинкой) и наградить его за переключение. Если человек осваивает работу с каким-либо механизмом, инструктор должен не просто терпеливо ждать, когда тот все сделает правильно, а показать ему его ошибки.

Частичное подкрепление. Инструментальное научение с использованием поощрения - например, приучение крысы в ящике Скиннера нажимать на рычаг ради получения пищи или похвала ребенку, когда он говорит "спасибо" и "пожалуйста", - предполагает несколько видов зависимости между поведением и поощрением. Самый обычный вид зависимости - постоянное подкрепление, при котором награда выдается за каждую правильную реакцию. Другой вариант - частичное подкрепление, предлагающее поощрение только при некоторых правильных реакциях, скажем в каждом третьем случае желаемого поведения, или в каждом десятом, или при его первом проявлении каждый час или каждый день. Воздействие частичного подкрепления важно и представляет большой интерес. При частичном подкреплении для освоения желаемого поведения требуется больше времени, но результаты оказываются гораздо более стойкими. Сохранение эффекта особенно заметно, когда поощрение прекращается; такая процедура называется "угасанием". Поведение, освоенное при частичном подкреплении, сохраняется надолго, а освоенное при постоянном подкреплении быстро прекращается.

ПЕРЕНОС И ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ

Научение определенному типу поведения редко происходит изолированно. Чаще имеет место сходство между теми ситуациями, в которых осваиваются разные типы поведения, или сходство между самими типами поведения. Когда, например, сходны между собой два последовательных учебных задания, выполнение первого из них облегчает выполнение второго; такой эффект называют "переносом". Положительный перенос возникает в том случае, если освоение первого умения помогает в освоении второго; например, научившись играть в теннис, человек легче научится играть в бадминтон, а ребенок, умеющий писать на доске, легче освоит письмо ручкой на бумаге. Отрицательный перенос происходит в противоположных ситуациях, т.е. когда освоение первой задачи мешает научиться выполнять вторую: например, неправильно запомнив имя нового знакомого, труднее выучить правильное имя; умение переключать передачи в автомобиле одной марки может затруднить пользование автомобилем другой марки, где все рычаги расположены иначе. Общий принцип заключается в следующем: положительный перенос возможен между двумя видами деятельности, если второй из них требует такого же поведения, как и первый, но в иной ситуации; отрицательный перенос возникает при освоении нового способа поведения взамен прежнего в той же ситуации.

Отрицательный перенос представляет особый интерес. При его экспериментальном изучении используют "угасание", т.е. процедуру, когда поощрение прекращается. Хотя такие опыты обычно проводятся для того, чтобы проследить за исчезновением ранее подкрепляемого поведения, они позволяют придти к выводу, что последнее всегда замещается новым поведением - пусть даже всего лишь бездействием. Широко исследовалась также т.н. вербальная интерференция, суть которой в том, что новый словесный материал хуже запоминается из-за наложения другого, уже известного материала того же рода; в таких случаях задача ассоциативного научения - сформировать новую ассоциацию к слову или предмету, уже с чем-то ассоциирующемуся (например, когда от испытуемого требуется запомнить, что по-французски его любимец называется chien, а не собака). Наконец, в психотерапии существует метод противообусловливания, в соответствии с которым пациентов, страдающих навязчивым страхом (фобией), обучают расслабляться при виде предмета, вызывающего страх, или чего-то, что его символизирует. Так, пациент, боящийся змей, сначала обучается методу глубокой релаксации, а затем его постепенно приучают во время расслабления думать о змеях, заменяя существовавший ранее страх спокойным поведением. Во всех таких ситуациях, когда возникают две интерферирующие реакции, выраженность конфликтующих типов поведения отчетливо зависит от времени, истекшего с момента их освоения. Если оценивать успех немедленно после того, как было освоено новое задание - либо в серии экспериментов без поощрения, либо путем неоднократного называния собаки словом chien или повторяющегося сочетания релаксации с представлением о змее, - второй тип поведения оказывается доминирующим. Однако, если возникает перерыв в тренировках, вновь проявляется первый тип поведения. Например, если человек, старательно упражняясь, научился наконец переключать передачи в новом автомобиле, где рукоятки расположены иначе, чем в старом, то недельный перерыв приведет к восстановлению прежней привычки и ошибкам в применении нового навыка. Периодические тренировки поведения нового типа раз от раза уменьшают вероятность рецидивов, но, поскольку прежние действия ни при каких условиях не искореняются совсем, некоторые специалисты склонны считать, что изначальное научение никогда полностью не стирается, и новые реакции лишь доминируют над старыми.

ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО НАУЧЕНИЯ

Хотя некоторые принципы научения, такие, как зависимость его успеха от практики, никого не могут удивить, были найдены и менее очевидные закономерности, весьма полезные во многих случаях.

Кодирование информации в памяти. Многие виды обучения включают три важнейших элемента: звук, смысл и зрительный образ. Например, необходимо образовать ассоциацию между словами "собака" и "стол". Обучение путем кодирования звука требует все новых и новых повторений этих слов, вслушивания в то, как они звучат вместе, и запоминания ощущений, возникающих при их повторении. Этот акустический метод, называемый механическим запоминанием, иногда необходим, но значительно уступает кодированию по смыслу. Осмысленное усвоение ассоциации между словами "собака" и "стол" включает мысль о собаке, мысль о столе и установление какой-то связи между ними, например утверждения, что собака никогда не работает за столом. Смысловое кодирование - наиболее важный фактор успешного школьного образования. Длительная усердная работа, использующая механическое запоминание, не дает тех результатов, какие достигаются в ходе намного меньшего числа занятий, в которых основное внимание уделяется смыслу урока. Иногда же наиболее результативным оказывается третий метод - метод формирования зрительных образов. В случае с "собакой" и "столом" процедура должна заключаться в создании реалистического мысленного образа, в котором важную роль играют и собака, и стол, например образа старинного письменного стола, на котором стоит пресс-папье с ручкой в виде охотничьей собаки. Чем более живым окажется образ, тем легче впоследствии вспомнить связь между этими двумя объектами. Конечно, в некоторых случаях, особенно если дело касается абстрактных понятий типа "несчастье" и "энергия", нет простого способа визуального представления и приходится полагаться только на смысловое кодирование. Таким образом, эффективное обучение обеспечивают не только время и усилия, затраченные на практику; большое значение имеет также сам характер практики.

Организация практики. При освоении навыка, как и во многих других ситуациях, полезно делать частые перерывы для отдыха, а не практиковаться непрерывно. То же количество занятий приведет к более эффективному научению, если они распределены во времени, а не сконцентрированы в единый блок, как это делается при т.н. массированном обучении. Занятия, проводимые частично утром и частично вечером, обеспечивают большее различие в условиях обучения, чем занятия только утром или только вечером. Однако часть процесса обучения заключается в том, чтобы обучаемый мог вспомнить сохраненную памятью информацию, и такому вспоминанию способствует воссоздание ситуации, в которой что-то было выучено. Например, результаты тестирования оказываются лучше, если оно проводится не в специальном экзаменационном классе, а в том же помещении, где происходило обучение.

См. также

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ;

ПАМЯТЬ;

ПСИХОЛОГИЯ.

ЛИТЕРАТУРА

Ительсон Л.Б. Лекции по проблемам современной теории обучения. Владимир, 1970 Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986 Годфруа Ж. Что такое психология, т. 1. М., 1996

Орфографический словарь

науче́ние, -я

Синонимы к слову научение

сущ., кол-во синонимов: 3

подучивание, подговаривание

Методические термины

НАУЧЕ́НИЕ.

Процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «Н.» первоначально возникло в зоопсихологии (Э. Торндайк и др.). В отличие от педагогических понятий «обучение», «образование» и «воспитание» термин «Н.» применяется в психологии поведения и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта: привыкание, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.

д. Путем Н. может приобретаться любой опыт (знания, навыки, умения), но Н. отличается от учения как приобретение опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями (или только мотивами). Как и всякое приобретение опыта, Н. включает протекающие неосознанно уяснения содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание). У человека роль и значение Н. меняются в процессе развития. В школьном возрасте Н. является основным способом приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению, учебной деятельности, хотя и не теряет совсем своего значения. Важнейшим фактором Н. считается место усваиваемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше научается тому материалу, который занимает место цели деятельности. Н. у человека, так же как и учение, рассматривается как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности.

Сканворды для слова научение

- Индивидуальное приспособление животных к среде обитания.

- Приобретение знаний, умений и навыков.

Полезные сервисы

наученный

Толковый словарь Ушакова

НАУ́ЧЕННЫЙ, наученная, наученное; научен, научена, научено. прич. страд. прош. вр. от научить.

• Наученный горьким опытом - убедившийся в чем-нибудь неприятном на собственном опыте.

Орфографический словарь

нау́ченный; кратк. форма -ен, -ена

Словарь ударений

нау́ченный, -ен, -ена, -ено, -ены

Синонимы к слову наученный

натасканный, присоветованный, подкованный, надоумленный, подученный, выдрессированный, ученый, подговоренный, обученный, приученный, выученный, умудренный, вымуштрованный

Морфемно-орфографический словарь

на/у́ч/енн/ый.

Полезные сервисы

наученный опытом

Синонимы к слову наученный опытом

Полезные сервисы

научивший

Синонимы к слову научивший

Полезные сервисы

научивший уму-разуму

Синонимы к слову научивший уму-разуму

Полезные сервисы

научившийся

Синонимы к слову научившийся

Полезные сервисы

научились шить долгие хвосты - позабыли великие посты

Пословицы и поговорки Даль

Научились шить долгие хвосты - позабыли великие посты.

См. БОГ - ВЕРА

Полезные сервисы

научился кнут вить да собак бить

Поговорки

Ворон. Неодобр. О бездельнике, лентяе. СРНГ 36, 10.

Полезные сервисы

научился на собак брехать

Поговорки

Прост. Пренебр. О невежественном, необразованном человеке. Глухов 1988, 93; ЗС 1996, 129, 349.

Полезные сервисы

научись наперед колдовать

Пословицы и поговорки Даль

Научись наперед колдовать (чтобы люди не знали).

См. ЛЮБОВЬ - НЕЛЮБОВЬ

Полезные сервисы

научит горюна чужая сторона

Пословицы и поговорки Даль

Научит горюна чужая сторона (и вымучит и выучит).

См. РОДИНА - ЧУЖБИНА

Полезные сервисы

научить

Толковый словарь

сов. перех.

см. научать

НАУЧИ́ТЬ - глаг., св., употр. часто

Морфология: я научу́, ты нау́чишь, он/она/оно нау́чит, мы нау́чим, вы нау́чите, они нау́чат, научи́, научи́те, научи́л, научи́ла, научи́ло, научи́ли, научи́вший, нау́ченный, научи́в

1. см. нсв. учить

2. Если вы научили кого-либо чему-либо, вы передали ему знания об этом, сказали, как делать что-либо.

Научить писать, читать, пользоваться компьютером. | Старший брат научил меня играть на гитаре. | Мать научила ребёнка пользоваться ножом и вилкой.

= обучить

3. Если вы научили кого-либо чему-то, вы побудили его думать, чувствовать или поступать каким-то образом.

Научить добру. | Мать научила меня понимать музыку. | Главное при подготовке хозяйственного руководителя - научить его принимать решения.

4. Если кто-либо научил вас сделать что-либо, значит, он дал вам совет это сделать.

Он научил меня обратиться к адвокату.

5. Вы говорите, что какое-либо событие вашей жизни научило вас чему-то, когда имеете в виду, что оно заставило вас понять какие-то важные вещи.

Тюрьма его ничему не научила. | Погоди, жизнь тебя ещё научит!

Толковый словарь Ушакова

НАУЧИ́ТЬ, научу, научишь, совер. (к научать), кого-что.

1. чему или с инф. Передать кому-нибудь какое-нибудь знанье, уменье. Научить ремеслу. Научить иностранному языку. Научить ездить верхом. «Ты нас гуманно мыслить научил.» Некрасов.

2. с инф. Посоветовать, подговорить сделать что-нибудь (разг.). «С чувством, трогательно во всем признался, как его научила жена.» Л.Толстой.

Толковый словарь Ожегова

НАУЧИ́ТЬ(СЯ) см. учить, -ся.

Популярный словарь

Научить

см. учить

Энциклопедический словарь

НАУЧИ́ТЬ -учу́, -у́чишь; нау́ченный; -чен, -а, -о; св. (кого) чему или с инф.

1. Передать кому-л. какие-л. знания, навыки, умение; обучить. Н. ремеслу, письму, арифметике. Н. читать, плавать, кататься на коньках. Она научила меня играть в шахматы. // Передать свой опыт, свои взгляды. Н. любить природу. Н. понимать прекрасное. Н. делать добро. Мать научила своих детей видеть в людях хорошее. Н. любви к музыке. Н. уму-разуму.

2. Разг. Посоветовать, подговорить сделать что-л. Н. выступить против директора. Н. написать докладную. Это он не сам придумал уйти с работы, а жена его научила. Н. обратиться к адвокату.

3. Заставить понять что-л., убедить в чём-л. Жизнь многому научила кого-л. Война научила нас ценить жизнь.

Науча́ть, -а́ю, -а́ешь; нсв.

Академический словарь

-учу́, -у́чишь; прич. страд. прош. нау́ченный, -чен, -а, -о; сов., перех.

(несов. учить и устар. научать).

1. чему или

с неопр.

Передать кому-л. какие-л. знания, навыки, умение; обучить.

Научить ремеслу. Научить читать.

Отец охотник рано научил меня стрелять. Из своего маленького ружья почти без промаха я срезал на лету птиц. Соколов-Микитов, На теплой земле.

2. разг.

Посоветовать, подговорить сделать что-л.

[Полина:] Ты думал, что я в самом деле хочу тебя оставить? Это я нарочно. Меня научили. А. Островский, Доходное место.

- Я знаю, чьи это штуки: это все мерзавка исправница… это она его научила! Писемский, Тысяча душ.

3. Заставить понять что-л., убедить в чем-л.

Жизнь научила меня ценить людей не по внешности и не по положению, а по искренности и прямоте. Г. Линьков, Война в тылу врага.

Орфографический словарь

научи́ть, научу́, нау́чит

Формы слов для слова научить

научи́ть, научу́, нау́чим, нау́чишь, нау́чите, нау́чит, нау́чат, науча́, научи́л, научи́ла, научи́ло, научи́ли, научи́, научи́те, научи́вший, научи́вшая, научи́вшее, научи́вшие, научи́вшего, научи́вшей, научи́вших, научи́вшему, научи́вшим, научи́вшую, научи́вшею, научи́вшими, научи́вшем, нау́ченный, нау́ченная, нау́ченное, нау́ченные, нау́ченного, нау́ченной, нау́ченных, нау́ченному, нау́ченным, нау́ченную, нау́ченною, нау́ченными, нау́ченном, нау́чен, нау́чена, нау́чено, нау́чены

Синонимы к слову научить

порекомендовать, посоветовать

Тезаурус русской деловой лексики

Антонимы к слову научить

отучить

Грамматический словарь

научи́ть св 4c ◑II

Полезные сервисы

научить свободу любить

Поговорки

Жарг. лаг. Жестоко расправиться с заключённым, создать невыносимые условия для заключённого. Р-87, 351.

Полезные сервисы

научить уму-разуму

Синонимы к слову научить уму-разуму

вразумить, наставить, прокомпостировать мозги, промыть мозги, прочесть мораль, прочесть наставление, вправить мозги, наставить на ум, сделать внушение, прочесть нотацию, прочесть нравоучение, направить

Полезные сервисы

научить ходить бороздой

Поговорки

кого. Арх. Заставить, приучить подчиняться. СРНГ 20, 252.

Полезные сервисы

научить(ся)

Словарь ударений

научи́ть(ся), -учу́(сь), -у́чишь(ся)

Морфемно-орфографический словарь

на/уч/и́/ть(ся).

Полезные сервисы

научить, цся

Толковый словарь Ожегова

НАУЧИ́ТЬ, -СЯ см. учить, -ся.

Полезные сервисы

научиться

Толковый словарь

сов. неперех.

см. научаться

НАУЧИ́ТЬСЯ - глаг., св., употр. часто

Морфология: я научу́сь, ты нау́чишься, он/она/оно нау́чится, мы нау́чимся, вы нау́читесь, они нау́чатся, научи́сь, научи́тесь, научи́лся, научи́лась, научи́лось, научи́лись, научи́вшийся, науча́сь, научи́вшись

см. нсв. учиться

Толковый словарь Ушакова

НАУЧИ́ТЬСЯ, научусь, научишься, совер. (к научаться), чему и с инф. Приобрести знание чего-нибудь, уменье что-нибудь делать, усвоить, перенять что-нибудь. Научиться ремеслу. Научиться русскому языку. Научиться говорить по-французски. «Научились уважать семейную жизнь.» Герцен.

Толковый словарь Ожегова

НАУЧИ́ТЬ(СЯ) см. учить, -ся.

Энциклопедический словарь

НАУЧИ́ТЬСЯ -учу́сь, -у́чишься; св. чему или с инф. Приобрести навыки, умение делать, понимать, чувствовать и т.п. что-л. Н. плаванию, чтению. Н. ходить на лыжах, печатать на пишущей машинке. Н. вышивать, печь пироги, управлять машиной. Н. понимать людей. Н. видеть прекрасное, отличать плохое от хорошего.

Науча́ться, -а́юсь, -а́ешься; нсв. Устар.

Академический словарь

-учу́сь, -у́чишься; сов., чему или с неопр.

(несов. учиться и устар. научаться). Приобрести навыки, умение делать, понимать, чувствовать и т. п. что-л.

Научиться плавать.

- Учиться и учить, говоришь ты? А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? М. Горький, Макар Чудра.

За время жизни на Ближних Мельницах мальчик научился многое понимать и многое узнал. Катаев, Белеет парус одинокий.

Пунктуация и управление в русском языке

у кого и от кого. Научиться хорошему у товарищей (от товарищей).

Орфографический словарь

научи́ться, научу́сь, нау́чится

Формы слов для слова научиться

научи́ться, научу́сь, нау́чимся, нау́чишься, нау́читесь, нау́чится, нау́чатся, науча́сь, научи́лся, научи́лась, научи́лось, научи́лись, научи́сь, научи́тесь, научи́вшийся, научи́вшаяся, научи́вшееся, научи́вшиеся, научи́вшегося, научи́вшейся, научи́вшихся, научи́вшемуся, научи́вшимся, научи́вшуюся, научи́вшеюся, научи́вшимися, научи́вшемся

Синонимы к слову научиться

обучиться, выучиться; подковаться, поднатореть, натореть, понатореть (разг.); насобачиться (прост.)

/ о практическом умении: наметать руку (или глаз), набить руку, напрактиковаться, наловчиться, приловчиться, навостриться (разг.); настропалиться (прост.); навыкнуть (устар. и прост.)

См. выучить, учить (что)...

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: учиться, обучиться, выучиться, поднатореть, напрактиковаться

Антонимы к слову научиться

разучиться

Грамматический словарь

научи́ться св 4c ◑II

Полезные сервисы

научка

Крылатые слова

1970-е гг. Студенческое общежитие для научных работников Ленинградского государствен" ного университета (ныне СПбГУ).

Полезные сервисы

научком

Словарь русского арго

НАУЧКОМ, -а, м.

Ныне упраздненная общевузовская дисциплина «Научный коммунизм»; преподаватель этой дисциплины.

Полезные сервисы

научная

Глагольная сочетаемость

проводится научная конференция => пассив на -ся, организация

Полезные сервисы

научная аргументация

Лингвистические термины

научная аргументация - в риторике: тип аргументации, предполагающий равноправие участников дискуссии при условии их достаточной специальной подготовки.

Полезные сервисы

научная картина мира

Лингвистические термины

Разновидность концептуальной картины мира, стремящейся к интернационализации, результат теоретического познания сущностных свойств объекта.

Риторика

Разновидность концептуальной картины мираобъективная, не зависящая от личных взглядов автора истина, презентируемая в абстрактной и обобщенной форме, предполагающей специальную терминологию и символику; Н.л. предназначена для всякого, кто изучил данную науку.

Полезные сервисы

научная литература

Лингвистические термины

научная литература - в риторике: вид словесности, в котором представлена объективная, не зависящая от личных взглядов автора истина, презентируемая в абстрактной и обобщенной форме, предполагающей специальную терминологию и символику; Н.л. предназначена для всякого, кто изучил данную науку.

Риторика

в риторике: вид словесности, в котором представлена НАУЧНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ в риторике: тип аргументации, предполагающий равноправие участников дискуссии при условии их достаточной специальной подготовки.

Полезные сервисы

научная организация труда

Энциклопедический словарь

Нау́чная организа́ция труда́ (НОТ), процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда. НОТ направлена на улучшение организационных форм использования живого труда. Как отрасль исследований возникла в начале 1920-х гг.

* * *

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА - НАУ́ЧНАЯ ОРГАНИЗА́ЦИЯ ТРУДА́ (НОТ), процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда. НОТ направлена на улучшение организационных форм использования живого труда. Как отрасль исследований возникла в начале 20-х гг.

Большой энциклопедический словарь

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) - процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда. НОТ направлена на улучшение организационных форм использования живого труда. Как отрасль исследований возникла в начале 20-х гг.

Синонимы к слову научная организация труда

сущ., кол-во синонимов: 1

нот (2)

Полезные сервисы

научная организация труда (нот)

Методические термины

НАУ́ЧНАЯ ОРГАНИЗА́ЦИЯ ТРУДА́ (НОТ).

Процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Н. о. т. играет важную роль в решении задач повышения эффективности производства и улучшения качества продукции. При внедрении Н. о. т. решаются следующие задачи:

1) экономическая (повышение производительности труда),

2) психофизиологическая (сохранение здоровья),

3) социальная (развитие личности, участвующей в деятельности). При разработке Н. о. т. находят применение результаты исследований по психологии труда, эргономике, инженерной психологии и технической эстетике. Применительно к сфере образования и воспитания Н. о. т. характеризуют как использование в учебном процессе современных технологий обучения, обеспечивающих достижение наибольшей эффективности обучения за минимально необходимое для этого время.

Полезные сервисы

научная парадигма

Евразийская мудрость от А до Я.

НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА -

"универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых" (Кун, 1962). Последние годы характеризуются более широким применением термина ко многим социальным проблемам, например, «парадигма системы образования» (См. Парадигма).

Полезные сервисы

научная речь

Лингвистические термины

Речь, используемая в научном и учебном общении. Научная речь характеризуется рядом особенностей. Так, в научном тексте ход мышления выражается в суждениях и умозаключениях, следующих одно за другим в строгой логической последовательности. При помощи научной речи автор общается со многими людьми через научные труды, выступления на научные темы (лекции, доклады и т.п.). Основные функции научной речи - информативная и воздействующая. Информативная функция связана с сообщением общих существенных признаков предмета, объяснением причины явлений. Воздействующая функция направлена на то, чтобы убедить читателя или слушателя в правоте высказанной мысли. Основные стилевые черты научной речи - обобщенность и отвлеченность, подчеркнутая логичность, доказательность, точность. Научное высказывание может обладать особой выразительностью, которая достигается прежде всего точностью употребления слов и логичностью изложения. Научная речь характеризуется особым подбором языковых средств, которые зависят от сферы употребления речи. Языковые средства тесно связаны со стилевыми чертами. Например, обобщенность и отвлеченность передаются при помощи нейтральных и книжных слов с обобщенным и отвлеченным значением, при помощи глаголов в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного (вневременного) действия, конкретной лексики, которая выступает дня обозначения общих понятий и т.п. Точность выражается в употреблении терминологии, однозначных слов.

Полезные сервисы

научная символика

Лингвистические термины

Система символов в науке, имеющая ограниченное распространение, в отличие от естественного человеческого языка, являющегося всеобъемлющей и всеобщей системой средств общения. Однако, научная символика, возникшая на базе буквенного письма, играет исключительную роль в ускорении научного мышления, в переходе на более высокие уровни размышления и доказательства.

Полезные сервисы

научная фантастика

Энциклопедический словарь

Нау́чная фанта́стика - вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвящена главным образом художественному прогнозированию будущего (англоязычный аналог - science fiction). Основной приём - мысленный эксперимент. Расцвет научной фантастики в XX в. связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. Условно выделяются жанры социальной утопии и «антиутопии», философской, «бытовой», юмористической, «технической» научной фантастики. Видные представители: Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов, А. Кларк (А. Clarke), Р. Шекли (R. Sheckley), О. Хаксли, А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И. А. Ефремов, братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие.

* * *

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА - НАУ́ЧНАЯ ФАНТА́СТИКА, вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием - мысленный эксперимент. Расцвет научной фантастики в 20 в. связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. Условно выделяются жанры социальной утопии и «антиутопии», философской, «бытовой», юмористической, «технической» научной фантастики. Видные представители: Ж. Верн (см. ВЕРН Жюль), Г. Уэллс (см. УЭЛЛС Герберт), К. Чапек (см. ЧАПЕК Карел), С. Лем (см. ЛЕМ Станислав), Р. Брэдбери (см. БРЭДБЕРИ Рей Дуглас), А. Азимов (см. АЗИМОВ Айзек), А. Кларк, Р. Шекли, О. Хаксли (см. ХАКСЛИ Олдос), А. Н. Толстой (см. ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич), А. Р. Беляев (см. БЕЛЯЕВ Александр Романович), И. А. Ефремов (см. ЕФРЕМОВ Иван Антонович), братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие (см. СТРУГАЦКИЕ).

Полезные сервисы