ОРК, -а, м То же, что гоблин.
Орки напали на отряд эльфов.
ОРК - ОРК (лат. Orcus), в римской мифологии бог подземного мира, владыка мертвых; его имя обозначало также само царство мертвых.
ОРК (лат. Orcus) - в римской мифологии бог подземного мира, владыка мертвых; его имя обозначало также само царство мертвых.
- В римской мифологии - божество смерти.
- Гоблин.
- Злобное существо толкиеновского Средиземья.
- Эльф, ушедший в тёмный мир.
- Владыка мёртвых.
- Древнеримский бог подземного мира, владыка мёртвых.
- Существо в игре «Warcraft».
- Тропический шторм.
- Польский писатель 19-20 вв., автор романов «Батраки», «В Розтоках», поэмы в прозе «Мор».
- Польский писатель 19-20 вв., автор романа-сказки «Давным-давно», сборников «Новеллы», «Над пропастью».
- Польский писатель, автор романов «Батраки», «В Розтоках».
О́ркан Владислав (Orkan), настоящие имя и фамилия Францишек Смречиньский (Smreczynski) (1875-1930), польский писатель. Сборники «Новеллы» (1898), «Над пропастью» (1900); романы «Батраки» (1900), «В Розтоках» (1903) о социальных конфликтах в деревне. Историческая поэма в прозе «Мор» (1910), роман-сказка «Давным-давно» (1912).
* * *
ОРКАН Владислав - О́РКАН (Orkan) Владислав (наст. имя и фам. Францишек Смречиньский, Smreczynski) (1875-1930), польский писатель. Сборники «Новеллы» (1898), «Над обрывом» (1900); романы «Батраки» (1900), «В Розтоках» (1903) о социальных конфликтах в деревне.
ОРКАНЬЯ - ОРКА́НЬЯ (Orcagna) (Андреа ди Чоне, di Cione) (?-1386), итальянский живописец и скульптор. Представитель флорентинской школы (см. ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА) . Традиции Проторенессанса, ясность пластической формы сочетал с изысканной готической орнаментикой (мраморный табернакль Орсанмикеле, 1352-59).
АНДРЕА ДИ ЧОНЕ
(Orcagna, Andrea di Cione)
(ок. 1308 - ок. 1368), итальянский живописец, скульптор и архитектор. Родился во Флоренции, в семье художника. Два его брата, Якопо и Леонардо (Нардо), были живописцами, а третий, Маттео, - скульптором. Андреа Орканья создал знаменитый табернакль, находящийся в церкви Орсанмикеле во Флоренции, - грандиозное сооружение, в которое помещен написанный им алтарный образ Мадонна делле грацие. Табернакль украшен цветным и позолоченным мрамором, скульптурой и рельефами с изображением сцен из жизни Богоматери. Работа над ним продолжалась с 1352 по 1359. Главное живописное произведение Орканьи - алтарный образ капеллы Строцци в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, подписанный и датированный 1357. На нем изображен Христос, вручающий ключи апостолу Петру и книгу св. Фоме Аквинскому в присутствии других святых. В этом произведении сочетаются жесткая структура композиции и рельефность фигур, характерные для флорентийского искусства, и неяркий колорит, свойственный сиенской живописи. Стены капеллы были расписаны Андреа вместе с его братом Нардо. Самая знаменитая из этих фресок - Рай. Архитектурная деятельность Орканьи ограничилась украшением уже построенных зданий.
ЛИТЕРАТУРА
Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения, т. 2. М., 1959
- Итальянский живописец, архитектор, скульптор 14 в., настоящая фамилия ди Чоне, участник строительства соборов в Орвието и Флоренции, автор фрески «Триумф смерти» в церкви Санта-Кроче, мраморного табернакля церкви Орсанмикеле.
ОРКАНЬЯ (Orcagna) (Андреа ди Чоне - di Cione) (?-1386), итальянский живописец и скульптор. Представитель флорентинской школы. Традиции Проторенессанса, ясность пластической формы сочетал с изысканной готической орнаментикой (мраморный табернакль Орсанмикеле, 1352-59).
Орка́нья (Orcagna) Андреа (настоящая фамилия ди Чоне, di Cione) (? 1386), итальянский архитектор, живописец и скульптор флорентийской школы. Участвовал в строительстве соборов в Орвието (135962) и Флоренции (135767). В живописи (фреска «Триумф смерти» в церкви Санта-Кроче во Флоренции, около 1350) и скульптуре (мраморный табернакль церкви Орсанмикеле во Флоренции, 135259) ясность пластической формы сочетал с изысканной готической орнаментикой.
Орка́нья Андреа (Orcagna), настоящая фамилия ди Чоне (di Cione) (? - 1368), итальянский живописец и скульптор. Представитель флорентийской школы. Участвовал в строительстве соборов в Орвието (1359-1362) и Флоренции (1357-67). Традиции Проторенессанса, ясность пластической формы сочетал с изысканной готической орнаментикой (мраморный табернакль Орсанмикеле, 1352-59).
ОРКЕСТРНЫЙ, ОРКЕСТЕРНЫЙ ая, ое. orchestre m. устар. Оркестровый. Генч и Гибер делают также флигели и фортепианы с продлжительным звуком, и инструменты нового изобретения и удивительнаго, совершенно оркестернаго эфффекта, которые поют как соловьи. БДЧ 1851 105 7 205. Полная картина, произведение художника, как оно вышло из-под пера его, есть только оркестрная партитура, если дело идет об опере. 1856. А. Серов Ст. о муз. 2 138.
м.
1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.
2. Ансамбль музыкальных инструментов.
3. Партия ансамбля музыкальных инструментов в сложных музыкальных произведениях.
4. разг.
Место перед сценой, где помещаются музыканты.
ОРКЕ́СТР - сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? орке́стра, чему? орке́стру, (вижу) что? орке́стр, чем? орке́стром, о чём? об орке́стре; мн. что? орке́стры, (нет) чего? орке́стров, чему? орке́страм, (вижу) что? орке́стры, чем? орке́страми, о чём? об орке́страх
1. Оркестр - это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах, или совокупность самих этих инструментов.
Инструментальный, струнный, духовой, джазовый, эстрадный, военный оркестр. | Оркестр народных инструментов. | Сводный оркестр. | Филармонический, государственный оркестр. | Петь под аккомпанемент, в сопровождении оркестра. | Гастроли Британского симфонического оркестра. | Репетиция оркестра. | Концерт для двух скрипок с оркестром. | Оркестр под управлением, под руководством известного дирижера.
2. Оркестр - это музыка, которую исполняет такой коллектив или которую исполняют на таких инструментах.
Маршировать под оркестр. | Слушать оркестр. | Предпочитать оркестр соло.
3. Оркестр - это место перед сценой в театре, где находятся музыканты.
Занять свои места в оркестре. | Треть зала занимают оркестр и сцена.
оркестро́вый прил.
Оркестровая музыка. | Оркестровая аранжировка пьесы. | Оркестровая яма.
ОРКЕ́СТР, оркестра, муж. (от греч. orchestra - место для танца перед сценой).
1. Ансамбль музыкальных инструментов. Концерт симфонического оркестра. Пьеса для струнного оркестра. Духовой оркестр.
|| Коллектив исполнителей инструментальной музыки. Сыгранный оркестр.
|| Партия ансамбля в сложных музыкальных произведениях (муз.). Концерт для фортепиано и оркестра.
2. Помещение для музыкантов в оперном театре. Места в оркестре.
ОРКЕ́СТР, -а, муж.
1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах. Симфонический, духовой, струнный, джазовый о. Камерный о. О. народных инструментов.
2. Место перед сценической площадкой, где помещаются музыканты.
| прил. оркестровый, -ая, -ое. Оркестровая музыка. Оркестровая яма (углублённое место для оркестра впереди сцены).
ОРКЕСТР - муж., итал. полное собранье музыкантов, для совместной игры, что в голосовой музыке хор;
| отгороженное в театре и вообще устроенное где-либо место для музыкантов. Оркестровать музыку, разложить голоса на все музыкальные орудия.
ОРКЕ́СТР1́, -а, м
Коллектив музыкантов, совместно играющих какое-л. музыкальное произведение на различных инструментах или совокупность различных инструментов, участвующих в исполнении какого-л. музыкального произведения.
… Школьный струнный оркестр на прощание выступал перед теми, кто вновь отправлялся на фронт (Г. Бакл.).
ОРКЕ́СТР2́, -а, м
Часть помещения (театра), представляющая собой место перед сценой (обычно находящаяся ниже уровня пола), где располагаются музыканты;
Син.: оркестровая яма.
Он [Бройницкий] опять повернулся к сцене, положил оба локтя на загородку оркестра (А. Н. Т.).
ОРКЕ́СТР -а; м. [франц. orchestre от греч. orchēstra - площадка перед сценой в древнегреческом театре]
1. Коллектив музыкантов или совокупность различных инструментов, участвующих в исполнении какого-л. музыкального произведения. Дирижировать, руководить оркестром. Играть в оркестре. Гастроли какого-л. оркестра. Произведение для оркестра. Концерт для двух скрипок с оркестром. Симфонический о. под управлением известного музыканта. Струнный, духовой, эстрадный, военный о. Сводный о. Филармонический, государственный о. О. народных инструментов.
2. Музыка, исполняемая на таких инструментах, таким коллективом. Исполнять романсы в исполнении оркестра. Маршировать под о. Слушать о. Предпочитать о. соло.
3. Место перед сценой в театре, где помещаются музыканты. Занять свои места в оркестре.
◁ Оркестро́вый, -ая, -ое. Исполнять арию в оркестровом сопровождении. О-ое звучание. О-ая партия. О-ая репетиция. О-ая музыка. О-ая переработка пьесы. О-ая яма.
* * *
орке́стр (от орхестра), коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин «оркестр» в XVII-XVIII вв. заменил распространённый в странах Европы термин «капелла». По составу различаются оркестры струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и др., по жанровому признаку - эстрадный, джазовый (см. Биг-бэнд), военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей.
* * *
ОРКЕСТР - ОРКЕ́СТР (от орхестра (см. ОРХЕСТРА)), коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин «оркестр» в 17-18 вв. заменил распространенный в странах Европы термин «капелла (см. КАПЕЛЛА (в искусстве))». По составу различаются оркестр струнный (см. СТРУННЫЙ ОРКЕСТР), народных инструментов, духовой (см. ДУХОВОЙ ОРКЕСТР), симфонический (см. СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР) и др.; по жанровому признаку - эстрадный (см. ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР), джазовый, военный. Камерный (см. КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР) оркестр отличается небольшим числом исполнителей.
ОРКЕСТР (от орхестра) - коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. термин "оркестр" в 17-18 вв. заменил распространенный в странах Европы термин "капелла". По составу различаются оркестр струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и др.; по жанровому признаку - эстрадный, джазовый, военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей.
-а, м.
1. Совокупность музыкальных инструментов, участвующих в исполнении музыкального произведения, а также коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.
Духовой оркестр. Симфонический оркестр. Струнный оркестр.
◊
Полк вытянулся в длинную колонну и мерно зашагал под звуки полкового оркестра, гремевшего веселый марш. Гаршин, Из воспоминаний рядового Иванова.
2. Место перед сценой в театре, где помещаются музыканты.
[франц. orchestre от греч. ’ορχήστρα - площадка перед сценой в древнегреческом театре]
ОРКЕСТР - коллектив музыкантов, обычно включающий в себя исполнителей на струнных инструментах. Оркестры создаются для публичных исполнений музыки - концертов, а также для сопровождения театральных представлений. Слово "оркестр" - греческого происхождения и означает площадку для танцев; в Древней Греции этот термин относился к пространству между публикой и просцениумом, т.е. к тому месту, которое теперь занимает оркестр в театре. История современного оркестра относительно непродолжительна, и оркестр в современном понимании - понятие достаточно широкое, не связанное жестко с количеством и составом участников. Сама практика совместной игры на нескольких инструментах восходит к весьма отдаленным временам, но такая игра (в 16 в. - т.н. консорт, состоявший из нескольких виол или других однородных инструментов) может быть названа скорее ансамблевой, чем оркестровой. Развитие ансамбля различных по типу инструментов связано с поиском возможностей благозвучного согласования строя и тембров этих инструментов. Хотя при многих европейских дворах в 16 в. и раньше состояли большие группы музыкантов, они играли только маленькими ансамблями родственных инструментов, ибо при более крупных и разнородных составах было бы трудно достичь согласования. На Востоке, в Китае большие придворные оркестры были известны со времен династии Тан (7-10 вв.). В Европе оркестр начал играть важную роль с появлением оперы как жанра (в Италии в 17 в.). Я.Пери в опере Эвридика (1600) предусматривает для аккомпанемента певцов оркестр, состоящий из клавесина, виолы да гамба, теорбы (вид лютни) и гитары; в одну из сцен оперы для специального эффекта вводится три флейты. Настоящим же отцом европейского оперного оркестра справедливо считается К.Монтеверди; именно в его Орфее, поставленном в Мантуе в 1607, впервые появляется достаточно внушительный состав разнородных инструментов, как смычковых, так и щипковых, а также духовых (тромбоны, трубы и другие). Инструменты используются в разных комбинациях как для сопровождения пения, так и отдельно от него, что позволяет Монтеверди создавать массу совершенно новых звуковых и колористических эффектов, хотя при этом, если судить по скупым указаниям в партитуре, многое оставляется композитором на усмотрение исполнителей. Богатое оркестровое письмо Монтеверди не вошло в повседневную практику отчасти потому, что содержать большой оркестр было дорого, отчасти же потому, что в музыке данной эпохи доминировало пение, и роль оркестра, даже в выдающихся произведениях, не говоря уже о рядовых, оставалась сугубо подчиненной. К концу 17 в. основой оркестра стал струнный ансамбль, состоявший из скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов, что примерно соответствовало разным диапазонам человеческого голоса (сопрано, альт, тенор, бас). В стиле basso continuo практически обязательным участником оркестра был клавишный инструмент (клавесин, орган и т.д.) - в его партии осуществлялась гармоническая поддержка струнных. Включение в оркестр других инструментов не было регулярным и зависело, до известной степени, от наличия этих инструментов и меры их технического совершенства. Скрипичные мастера достигли вершин в конце 17 в., и потому скрипка очень рано вошла в состав оркестра; напротив, большинство духовых инструментов вплоть до 19 в. отличалось примитивностью и, следовательно, ограниченностью возможностей игры на них. В операх А.Скарлатти, появившихся в период с 1690 по 1720, используется в основном струнный оркестр с поддержкой клавесина или других гармонических инструментов (например, лютней или гитар). В отдельных случаях Скарлатти добавляет к этому составу флейты, гобои, тромбоны или трубы, трактуя их как облигатные голоса, создающие разнообразие звукового колорита. В принципе таков же оркестр Баха и Генделя: духовые добавляются к струнным только в специальных случаях, в связи с особыми задачами. Интересно отметить, что в каждом из шести Бранденбургских концертов Баха используется свой состав добавленных облигатных инструментов. Традиционный оркестр в современном его понимании формируется во второй половине 18 в. в классическом симфоническом стиле К.Ф.Э.Баха, Гайдна и Моцарта. Типичный оркестр Моцарта и Гайдна имеет в основе струнную группу (число исполнителей может меняться, но в принципе невелико), к которой добавляются флейта, два гобоя, два фагота и две валторны, а при необходимости трубы и ударные. В добетховенскую эпоху кларнет не был закреплен в составе оркестра. Партитуры Бетховена обычно написаны для следующего состава: струнные, две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две трубы, четыре валторны, три тромбона и литавры (т.н. парный состав). С незначительными отклонениями этот состав считался нормой на протяжении примерно полувека. Характерные черты классического состава - деление на "хоры", соответствующие группам инструментов, причем в каждом хоре (струнном, деревянном духовом, медном духовом) достигается полнота гармонии. Со времени Бетховена изменения в составе оркестре шли скорее вширь, чем вглубь, т.е. вместо двух деревянных или медных духовых одного вида стало употребляться по три или по четыре инструмента; кроме того, в партитурах появились такие инструменты, как бас-кларнет, контрафагот и туба, которые добавлялись к соответствующим хорам, усиливая их. Так обстоит дело, например, в оркестре Вагнера (оркестр т.н. тройного или даже четверного состава). Процесс расширения оркестра продолжался, и Берлиоз, который уделял много внимания теории и практике оркестра и в своих партитурах давал образцы необычайно изысканной и сложной инструментовки, полагал, что идеальный оркестр должен состоять из 242 исполнителей. Господствовавшая в конце 19 и начале 20 вв. тенденция к расширению оркестрового состава привела не только к увеличению числа исполнителей, но и к включению в оркестр многих необычных инструментов для особых эффектов, так что можно утверждать, что в оркестровых партитурах в разное время были использованы едва ли не все существующие инструменты. Состав оркестра продолжает изменяться и развиваться в соответствии с намерениями композиторов. Симфонический оркестр второй половины 20 в. обычно насчитывает около 100 исполнителей, причем примерно половина из них занята в струнном "хоре". Оркестр Гайдна или Моцарта в наше время характеризуется термином "малый оркестр"; меньшие инструментальные составы называются "камерным оркестром". Существуют также струнные оркестры и духовые оркестры (состоящие из разных видов деревянных и медных духовых).
См. также ДУХОВОЙ ОРКЕСТР.
ЛИТЕРАТУРА
Роталь-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. М., 1961 Благодатов Г.И. История симфонического оркестра. Л., 1969
спецсл. так Ленин называл команду потенциальных агентов длительного пользования, которых подбирают без их ведома и до поры оставляют в покое, пока в нужный момент не склоняют или принуждают к сотрудничеству. Разумеется, эти люди должны иметь доступ либо к секретной информации, либо к высокопоставленным лицам, а потому могут вербоваться среди кого угодно от уборщиков до «сливок общества». Особый упор делается на использование людских слабостей: извращений, алкоголизма, супружеской неверности и т. п. Данным термином иногда обозначается и разведывательная сеть в целом. Во многом, потому, что во время второй мировой войны немцы назвали советскую разведывательную организацию на территории Германии «Красной капеллой», после того, как узнали, что радист на советском шпионском жаргоне «музыкант», а рация «музыкальная шкатулка».
оркестр - хор (собрание) музыкантов для совместной игры
Ср. Антрепренер не видел даже возможности дать спектакль за неимением оркестра.
Григорович. Проселочные дороги. 2, 6.
Ср. По случаю большого наплыва публики были устроены добавочные места в оркестре, но пол там так низок, что ноги актеров не были видны.
Театральная хроника.
Оркестр - собственно место в театре, где теперь помещаются музыканты, а у греков хор плясал. От этого место и собрание музыкантов, обыкновенно там сидящих, получило название - оркестр.
Ср. Orchester (нем.). Orchestre (фр.), orchestra (лат.).
Ср. ορχήστρα (όρχέω, ορχέομαι, пляшу) - место пляски.
Заслать в оркестр. Жарг. угол. Внести денежный взнос при вступлении в воровскую группировку. Балдаев 1, 151.
Симфонический оркестр. Жарг. арест., гом. Групповое сношение минетчиков. ББИ, 223-224; Балдаев 2, 39.
орке́стр, орке́стры, орке́стра, орке́стров, орке́стру, орке́страм, орке́стром, орке́страми, орке́стре, орке́страх
сущ., кол-во синонимов: 10
ансамбль (38)
банда (22)
гамелан (3)
джаз-оркестр (2)
капелла (6)
марьячи (1)
оркестрик (1)
персимфанс (1)
сверхоркестр (1)
тараф (1)
оркестр - коллектив музыкантов (12 чел. и более), совместно играющих на разных инструментах.
оркестрант.
симфонический оркестр - большой оркестр, исполняющий симфонические муз. произв.
джаз. джаз - банд. диксиленд. тараф. гамелан.
дирижирование. дирижер.
дирижировать. дирижерский.
капельмейстер.
концертмейстер. коррепетитор.
Это слово попало в русский язык из французского, будучи заимствованным из латыни, которая также заимствовала его из Греции, где orchestra означало "место для танцев". Римляне же, позаимствовав это слово у греков, стали так называть особые места в театре, отведенные для римской знати - сенаторов. Во французском же языке это слово приобрело то значение, с которым его и позаимствовал русский.
Французское - orchestre.
Немецкое - Orchester.
Итальянское и английское - orchestra.
Латинское - orchestra (место для танцев).
В русском языке слово «оркестр» известно с середины XVIII в., вероятно, пришло из французского.
В Древней Греции оркестром называли место для танцев перед зрителями или хором. В Древнем Риме оркестром называли передние места в театре, предназначенные для сенаторов и знатных горожан. В России оркестром стали называть место, где располагался музыкальный ансамбль, а затем и сам музыкальный ансамбль.
Производное: оркестровый.
Из фр. яз. в XVIII в. Фр. orchestre < лат. orchestra - «место сидения (сенаторов) в театре», семантического переоформления греч. orchestra - «место для танцев», производного от orcheomai - «танцую».
Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где orchestre < лат. orchestra «передние места сидения (сенаторов) в театре», заимств. из греч. яз., где orchēstra - «место для танцев (перед зрителями)», суф. производное от orcheomai «танцую».
орке́стр
Заимств. через нем. Оrсhеstеr (XVIII в.; см. Шульц-Баслер 2, 261 и сл.) из ит. orchestra от лат. orchestra, греч. ὀρχήστρα "место для танцев": ὀρχέομαι "танцую". По фонетическим соображениям едва ли из франц. orchestre, вопреки Преобр. (I, 658).
Оркестр - для древних греков orchestra была расположенной перед театральной сценой площадкой, на которой размещался хор. Позднее в Европе оркестром стали называть группу музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах. Иногда они это делают на самой сцене, иногда - сидя перед сценой в оркестровой яме.
ОРКЕСТР а, м. orchestre m., нем. Orchester <лат. orchestra <гр.
1. Ансамбль музыкальных инструментов. БАС-1. Пьеса для струнного оркестра. БАС-1.
2. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах. БАС-1. Антиков больше сотни заказал, .. В простых садах - фанталы, ранжиреи; Тиатр домашний, певчие, оркестер. Кукольник Костров. // К. 1852 3 354. В зале оркестр заиграл полонез, и лейтенант Духольский, высокий красивый шатен, предложил кавалерам приглашать дам. Степанов Порт-Артур. Якваныч выпрямился, стал оглушительно важным, пронзительно крикнул: Оркестер! и ринулся к двери. - Оркестер! Оркестер! Ляшко Сладкая каторга 160. || разг. О музыкантах, входящих в состав такой группы. БАС-1. И ложи, и партер, и оркестр, и сцена, и люди закулисные - все плакало. 8. 4. 1851. Жуковский - А. Я. Булгакову. || перен. Всякий не хотел молчать, а старался больше говорить, слушать же никто не обязывался .. Те, которые не вступали в сию разноголосую орхестру .. разговаривали тише. 1770. Чулков Сказка мушки. // Пригожая повариха 105.
3. Место перед сценой, где помещается оркестр. БАС-1. [Ниббин :] Это ничего. Извольте думать, что бутто здесь теперь Оркестра (где музыканты сидят) играет на скрипках. 1733. Ит. ком. 127. Мы становимся к оркестру в разных кучах человек по пяти. Кричим громко и сморкаем, переходим с места на место и через людей перекликаемся. Лукин. // Л. 147. Подле самого оркестра стояли табуреты, занимаемые обыкновенно присяжными посетителями театра. Ф. Кони. // Пантеон 1840 2 91. Мужчины являлись в бальных костюмах и держались как-то совсем иначе, нежели простодушные посетители оркестра во французском театре, которые являлись туда, как бывало даже, в ваточных дульетах и шелковых черных ермолках. Свербеев Зап. 1 347.
4. Одновременные орально-генитальные и анально-генитальные половые сношения нескольких мужчин с одной женщиной. Сл. жарг. 1992. -Лекс. Нордстет 1780: орке/стр; СИЗ: оркестр 1738, оркестра 1733, орхестра 1721.
ОРКЕСТР (греч. orchestra). 1) всякое соединен. нескольких инструментов вместе. 2) место в театре, где помещаются музыканты.
- Сто голов и тонна меди.
- Симфоническая сборная.
- Коллектив в яме.
- Группа музыкантов.
- Джазовый ...
- Военный духовой ...
- Исполнитель «Прощания славянки».
- В древнегреческом театре так называлась площадка перед сценой, а сейчас - место перед сценой в театре, где помещаются музыканты.
- Гремит басами, когда трубач выдувает медь.
- Чем управляет дирижёр?
- Биг-бенд.
- Фильм Виталия Мельникова «Русский народный ...».
Орке́стр Министе́рства Оборо́ны Росси́йской Федера́ции - см. Первый отдельный показательный оркестр Министерства обороны Российской Федерации.
ОРКЕСТРА́НТ, -а, муж. Музыкант, играющий в оркестре.
| жен. оркестрантка, -и.
| прил. оркестрантский, -ая, -ое.
ОРКЕСТРА́НТ, -а, м
Человек, играющий на музыкальном инструменте и исполняющий произведение в составе оркестра.
// ж оркестра́нтка, -и, мн род. -ток, дат. -ткам.
Растерянные оркестранты опустили трубы, бледный Утесов стоял, держась за край рояля, обескураженный мертвой тишиной, и с ужасом думал, не провокация ли это… (А. Рыбаков).
ОРКЕСТРА́НТ -а; м. Музыкант, играющий в оркестре.
◁ Оркестра́нтка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Оркестра́нтский, -ая, -ое. О-ая группа.
оркестра́нт, оркестра́нты, оркестра́нта, оркестра́нтов, оркестра́нту, оркестра́нтам, оркестра́нтом, оркестра́нтами, оркестра́нте, оркестра́нтах
ОРКЕСТРА́НТКА, оркестрантки. женск. к оркестрант.
оркестра́нтка, оркестра́нтки, оркестра́нток, оркестра́нтке, оркестра́нткам, оркестра́нтку, оркестра́нткой, оркестра́нткою, оркестра́нтками, оркестра́нтках
прил.
1. соотн. с сущ. оркестрант, связанный с ним
2. Свойственный оркестранту, характерный для него.
3. Принадлежащий оркестранту.
4. Состоящий из оркестрантов.
ОРКЕСТРА́НТСКИЙ, оркестрантская, оркестрантское. прил. к оркестрант.
оркестра́нтский, оркестра́нтская, оркестра́нтское, оркестра́нтские, оркестра́нтского, оркестра́нтской, оркестра́нтских, оркестра́нтскому, оркестра́нтским, оркестра́нтскую, оркестра́нтскою, оркестра́нтскими, оркестра́нтском, оркестра́нтск, оркестра́нтска, оркестра́нтско, оркестра́нтски
ОРКЕСТРАТОР а, м. orchestrateur m. Тот, кто осуществляет оркестровку музыкального произведения. БАС-1. Кюи не подавал надежды быть хорошим оркестратором, и Балакирев с готовностью интрументовал за него некоторые его вещи. Римский-Корс. Летопись моей муз. жизни. - Лекс. БАС-1: оркестра/тор.