Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

орк

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Синонимы к слову орк

Грамматический словарь

Орк м 3а (миф.)

Сканворды для слова орк

Полезные сервисы

оркада

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

оркан

Толковый словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Синонимы к слову оркан

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова оркан

Полезные сервисы

оркан (orkan) владислав

оркан владислав

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

орканет

орканса

орканья

Энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

АНДРЕА ДИ ЧОНЕ

(Orcagna, Andrea di Cione)

(ок. 1308 - ок. 1368), итальянский живописец, скульптор и архитектор. Родился во Флоренции, в семье художника. Два его брата, Якопо и Леонардо (Нардо), были живописцами, а третий, Маттео, - скульптором. Андреа Орканья создал знаменитый табернакль, находящийся в церкви Орсанмикеле во Флоренции, - грандиозное сооружение, в которое помещен написанный им алтарный образ Мадонна делле грацие. Табернакль украшен цветным и позолоченным мрамором, скульптурой и рельефами с изображением сцен из жизни Богоматери. Работа над ним продолжалась с 1352 по 1359. Главное живописное произведение Орканьи - алтарный образ капеллы Строцци в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, подписанный и датированный 1357. На нем изображен Христос, вручающий ключи апостолу Петру и книгу св. Фоме Аквинскому в присутствии других святых. В этом произведении сочетаются жесткая структура композиции и рельефность фигур, характерные для флорентийского искусства, и неяркий колорит, свойственный сиенской живописи. Стены капеллы были расписаны Андреа вместе с его братом Нардо. Самая знаменитая из этих фресок - Рай. Архитектурная деятельность Орканьи ограничилась украшением уже построенных зданий.

ЛИТЕРАТУРА

Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения, т. 2. М., 1959

Сканворды для слова орканья

Полезные сервисы

орканья (orcagna)

орканья (orcagna) андреа

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

орканья андреа

оркезография

оркестерный

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

оркестика

оркестр

Толковый словарь

ОРКЕ́СТР - сущ., м., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? орке́стра, чему? орке́стру, (вижу) что? орке́стр, чем? орке́стром, о чём? об орке́стре; мн. что? орке́стры, (нет) чего? орке́стров, чему? орке́страм, (вижу) что? орке́стры, чем? орке́страми, о чём? об орке́страх

1. Оркестр - это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах, или совокупность самих этих инструментов.

Инструментальный, струнный, духовой, джазовый, эстрадный, военный оркестр. | Оркестр народных инструментов. | Сводный оркестр. | Филармонический, государственный оркестр. | Петь под аккомпанемент, в сопровождении оркестра. | Гастроли Британского симфонического оркестра. | Репетиция оркестра. | Концерт для двух скрипок с оркестром. | Оркестр под управлением, под руководством известного дирижера.

2. Оркестр - это музыка, которую исполняет такой коллектив или которую исполняют на таких инструментах.

Маршировать под оркестр. | Слушать оркестр. | Предпочитать оркестр соло.

3. Оркестр - это место перед сценой в театре, где находятся музыканты.

Занять свои места в оркестре. | Треть зала занимают оркестр и сцена.

оркестро́вый прил.

Оркестровая музыка. | Оркестровая аранжировка пьесы. | Оркестровая яма.

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

ОРКЕ́СТР ; м. [франц. orchestre от греч. orchēstra - площадка перед сценой в древнегреческом театре]

1. Коллектив музыкантов или совокупность различных инструментов, участвующих в исполнении какого. музыкального произведения. Дирижировать, руководить оркестром. Играть в оркестре. Гастроли какого. оркестра. Произведение для оркестра. Концерт для двух скрипок с оркестром. Симфонический о. под управлением известного музыканта. Струнный, духовой, эстрадный, военный о. Сводный о. Филармонический, государственный о. О. народных инструментов.

2. Музыка, исполняемая на таких инструментах, таким коллективом. Исполнять романсы в исполнении оркестра. Маршировать под о. Слушать о. Предпочитать о. соло.

3. Место перед сценой в театре, где помещаются музыканты. Занять свои места в оркестре.

Оркестро́вый, -ая, -ое. Исполнять арию в оркестровом сопровождении. О-ое звучание. О-ая партия. О-ая репетиция. О-ая музыка. О-ая переработка пьесы. О-ая яма.

* * *

орке́стр (от орхестра), коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин «оркестр» в XVII-XVIII вв. заменил распространённый в странах Европы термин «капелла». По составу различаются оркестры струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и др., по жанровому признаку - эстрадный, джазовый (см. Биг-бэнд), военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей.

* * *

ОРКЕСТР - ОРКЕ́СТР (от орхестра (см. ОРХЕСТРА)), коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин «оркестр» в 17-18 вв. заменил распространенный в странах Европы термин «капелла (см. КАПЕЛЛА (в искусстве). По составу различаются оркестр струнный (см. СТРУННЫЙ ОРКЕСТР), народных инструментов, духовой (см. ДУХОВОЙ ОРКЕСТР), симфонический (см. СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР) и др.; по жанровому признаку - эстрадный (см. ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР), джазовый, военный. Камерный (см. КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР) оркестр отличается небольшим числом исполнителей.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Энциклопедия Кольера

ОРКЕСТР - коллектив музыкантов, обычно включающий в себя исполнителей на струнных инструментах. Оркестры создаются для публичных исполнений музыки - концертов, а также для сопровождения театральных представлений. Слово "оркестр" - греческого происхождения и означает площадку для танцев; в Древней Греции этот термин относился к пространству между публикой и просцениумом, т.е. к тому месту, которое теперь занимает оркестр в театре. История современного оркестра относительно непродолжительна, и оркестр в современном понимании - понятие достаточно широкое, не связанное жестко с количеством и составом участников. Сама практика совместной игры на нескольких инструментах восходит к весьма отдаленным временам, но такая игра (в 16 в. - т.н. консорт, состоявший из нескольких виол или других однородных инструментов) может быть названа скорее ансамблевой, чем оркестровой. Развитие ансамбля различных по типу инструментов связано с поиском возможностей благозвучного согласования строя и тембров этих инструментов. Хотя при многих европейских дворах в 16 в. и раньше состояли большие группы музыкантов, они играли только маленькими ансамблями родственных инструментов, ибо при более крупных и разнородных составах было бы трудно достичь согласования. На Востоке, в Китае большие придворные оркестры были известны со времен династии Тан (7-10 вв.). В Европе оркестр начал играть важную роль с появлением оперы как жанраИталии в 17 в.). Я.Пери в опере Эвридика (1600) предусматривает для аккомпанемента певцов оркестр, состоящий из клавесина, виолы да гамба, теорбы (вид лютни) и гитары; в одну из сцен оперы для специального эффекта вводится три флейты. Настоящим же отцом европейского оперного оркестра справедливо считается К.Монтеверди; именно в его Орфее, поставленном в Мантуе в 1607, впервые появляется достаточно внушительный состав разнородных инструментов, как смычковых, так и щипковых, а также духовых (тромбоны, трубы и другие). Инструменты используются в разных комбинациях как для сопровождения пения, так и отдельно от него, что позволяет Монтеверди создавать массу совершенно новых звуковых и колористических эффектов, хотя при этом, если судить по скупым указаниям в партитуре, многое оставляется композитором на усмотрение исполнителей. Богатое оркестровое письмо Монтеверди не вошло в повседневную практику отчасти потому, что содержать большой оркестр было дорого, отчасти же потому, что в музыке данной эпохи доминировало пение, и роль оркестра, даже в выдающихся произведениях, не говоря уже о рядовых, оставалась сугубо подчиненной. К концу 17 в. основой оркестра стал струнный ансамбль, состоявший из скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов, что примерно соответствовало разным диапазонам человеческого голоса (сопрано, альт, тенор, бас). В стиле basso continuo практически обязательным участником оркестра был клавишный инструмент (клавесин, орган и т.д.) - в его партии осуществлялась гармоническая поддержка струнных. Включение в оркестр других инструментов не было регулярным и зависело, до известной степени, от наличия этих инструментов и меры их технического совершенства. Скрипичные мастера достигли вершин в конце 17 в., и потому скрипка очень рано вошла в состав оркестра; напротив, большинство духовых инструментов вплоть до 19 в. отличалось примитивностью и, следовательно, ограниченностью возможностей игры на них. В операх А.Скарлатти, появившихся в период с 1690 по 1720, используется в основном струнный оркестр с поддержкой клавесина или других гармонических инструментов (например, лютней или гитар). В отдельных случаях Скарлатти добавляет к этому составу флейты, гобои, тромбоны или трубы, трактуя их как облигатные голоса, создающие разнообразие звукового колорита. В принципе таков же оркестр Баха и Генделя: духовые добавляются к струнным только в специальных случаях, в связи с особыми задачами. Интересно отметить, что в каждом из шести Бранденбургских концертов Баха используется свой состав добавленных облигатных инструментов. Традиционный оркестр в современном его понимании формируется во второй половине 18 в. в классическом симфоническом стиле К.Ф.Э.Баха, Гайдна и Моцарта. Типичный оркестр Моцарта и Гайдна имеет в основе струнную группу (число исполнителей может меняться, но в принципе невелико), к которой добавляются флейта, два гобоя, два фагота и две валторны, а при необходимости трубы и ударные. В добетховенскую эпоху кларнет не был закреплен в составе оркестра. Партитуры Бетховена обычно написаны для следующего состава: струнные, две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две трубы, четыре валторны, три тромбона и литавры (т.н. парный состав). С незначительными отклонениями этот состав считался нормой на протяжении примерно полувека. Характерные черты классического состава - деление на "хоры", соответствующие группам инструментов, причем в каждом хоре (струнном, деревянном духовом, медном духовом) достигается полнота гармонии. Со времени Бетховена изменения в составе оркестре шли скорее вширь, чем вглубь, т.е. вместо двух деревянных или медных духовых одного вида стало употребляться по три или по четыре инструмента; кроме того, в партитурах появились такие инструменты, как бас-кларнет, контрафагот и туба, которые добавлялись к соответствующим хорам, усиливая их. Так обстоит дело, например, в оркестре Вагнера (оркестр т.н. тройного или даже четверного состава). Процесс расширения оркестра продолжался, и Берлиоз, который уделял много внимания теории и практике оркестра и в своих партитурах давал образцы необычайно изысканной и сложной инструментовки, полагал, что идеальный оркестр должен состоять из 242 исполнителей. Господствовавшая в конце 19 и начале 20 вв. тенденция к расширению оркестрового состава привела не только к увеличению числа исполнителей, но и к включению в оркестр многих необычных инструментов для особых эффектов, так что можно утверждать, что в оркестровых партитурах в разное время были использованы едва ли не все существующие инструменты. Состав оркестра продолжает изменяться и развиваться в соответствии с намерениями композиторов. Симфонический оркестр второй половины 20 в. обычно насчитывает около 100 исполнителей, причем примерно половина из них занята в струнном "хоре". Оркестр Гайдна или Моцарта в наше время характеризуется термином "малый оркестр"; меньшие инструментальные составы называются "камерным оркестром". Существуют также струнные оркестры и духовые оркестры (состоящие из разных видов деревянных и медных духовых).

См. также ДУХОВОЙ ОРКЕСТР.

ЛИТЕРАТУРА

Роталь-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. М., 1961 Благодатов Г.И. История симфонического оркестра. Л., 1969

Практический толковый словарь

спецсл. так Ленин называл команду потенциальных агентов длительного пользования, которых подбирают без их ведома и до поры оставляют в покое, пока в нужный момент не склоняют или принуждают к сотрудничеству. Разумеется, эти люди должны иметь доступ либо к секретной информации, либо к высокопоставленным лицам, а потому могут вербоваться среди кого угодно от уборщиков до «сливок общества». Особый упор делается на использование людских слабостей: извращений, алкоголизма, супружеской неверности и т. п. Данным термином иногда обозначается и разведывательная сеть в целом. Во многом, потому, что во время второй мировой войны немцы назвали советскую разведывательную организацию на территории Германии «Красной капеллой», после того, как узнали, что радист на советском шпионском жаргоне «музыкант», а рация «музыкальная шкатулка».

Сборник слов и иносказаний

Поговорки

Словарь сленга

Орфографический словарь

Формы слов для слова оркестр

Синонимы к слову оркестр

Идеография

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимология

Этимологический словарь

Этимологический словарь русского языка

Из фр. яз. в XVIII в. Фр. orchestre < лат. orchestra - «место сидения (сенаторов) в театре», семантического переоформления греч. orchestra - «место для танцев», производного от orcheomai - «танцую».

Этимологический словарь

Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где orchestre < лат. orchestra «передние места сидения (сенаторов) в театре», заимств. из греч. яз., где orchēstra - «место для танцев (перед зрителями, суф. производное от orcheomai «танцую».

орке́стр

Заимств. через нем. Оrсhеstеr (XVIII в.; см. Шульц-Баслер 2, 261 и сл.) из ит. orchestra от лат. orchestra, греч. ὀρχήστρα "место для танцев": ὀρχέομαι "танцую". По фонетическим соображениям едва ли из франц. orchestre, вопреки Преобр. (I, 658).

Словарь галлицизмов русского языка

ОРКЕСТР а, м. orchestre m., нем. Orchester <лат. orchestra <гр.

1. Ансамбль музыкальных инструментов. БАС-1. Пьеса для струнного оркестра. БАС-1.

2. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах. БАС-1. Антиков больше сотни заказал, .. В простых садах - фанталы, ранжиреи; Тиатр домашний, певчие, оркестер. Кукольник Костров. // К. 1852 3 354. В зале оркестр заиграл полонез, и лейтенант Духольский, высокий красивый шатен, предложил кавалерам приглашать дам. Степанов Порт-Артур. Якваныч выпрямился, стал оглушительно важным, пронзительно крикнул: Оркестер! и ринулся к двери. - Оркестер! Оркестер! Ляшко Сладкая каторга 160. || разг. О музыкантах, входящих в состав такой группы. БАС-1. И ложи, и партер, и оркестр, и сцена, и люди закулисные - все плакало. 8. 4. 1851. Жуковский - А. Я. Булгакову. || перен. Всякий не хотел молчать, а старался больше говорить, слушать же никто не обязывался .. Те, которые не вступали в сию разноголосую орхестру .. разговаривали тише. 1770. Чулков Сказка мушки. // Пригожая повариха 105.

3. Место перед сценой, где помещается оркестр. БАС-1. [Ниббин :] Это ничего. Извольте думать, что бутто здесь теперь Оркестра (где музыканты сидят) играет на скрипках. 1733. Ит. ком. 127. Мы становимся к оркестру в разных кучах человек по пяти. Кричим громко и сморкаем, переходим с места на место и через людей перекликаемся. Лукин. // Л. 147. Подле самого оркестра стояли табуреты, занимаемые обыкновенно присяжными посетителями театра. Ф. Кони. // Пантеон 1840 2 91. Мужчины являлись в бальных костюмах и держались как-то совсем иначе, нежели простодушные посетители оркестра во французском театре, которые являлись туда, как бывало даже, в ваточных дульетах и шелковых черных ермолках. Свербеев Зап. 1 347.

4. Одновременные орально-генитальные и анально-генитальные половые сношения нескольких мужчин с одной женщиной. Сл. жарг. 1992. -Лекс. Нордстет 1780: орке/стр; СИЗ: оркестр 1738, оркестра 1733, орхестра 1721.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова оркестр

Полезные сервисы

оркестр министерства обороны российской федерации

оркестра, оркестр

оркестральность

Орфографический словарь

Полезные сервисы

оркестральный

Орфографический словарь

Полезные сервисы

оркестрант

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова оркестрант

Синонимы к слову оркестрант

сущ., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Сканворды для слова оркестрант

Полезные сервисы

оркестрантка

Толковый словарь

ж. разг.

жен. к сущ. оркестрант

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

, род. мн. -ток, дат. -ткам, ж.

женск. к оркестрант.

Орфографический словарь

оркестра́нтка, , род. п. мн. ч. -ток

Формы слов для слова оркестрантка

Синонимы к слову оркестрантка

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Сканворды для слова оркестрантка

Полезные сервисы

оркестрантский

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к оркестрант.

Орфографический словарь

Формы слов для слова оркестрантский

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Полезные сервисы

оркестратор

Толковый словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Сканворды для слова оркестратор

Полезные сервисы

оркестрик

Толковый словарь

м. разг.

1. уменьш. к сущ. оркестр 1.

2. ласк. к сущ. оркестр 1.

Поговорки

Орфографический словарь

Синонимы к слову оркестрик

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы