ж.
1. Ритмически не организованная речь.
2. Нестихотворная литература.
3. перен. разг.
Скучное однообразие; повседневность, будничность.
ж.
1. Ритмически не организованная речь.
2. Нестихотворная литература.
3. перен. разг.
Скучное однообразие; повседневность, будничность.
ПРО́ЗА - сущ., ж., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? про́зы, чему? про́зе, (вижу) что? про́зу, чем? про́зой, о чём? о про́зе
1. Проза - это разновидность художественной речи - нестихотворная повествовательная речь.
Пробовать себя в прозе.
2. Прозой называется нестихотворная повествовательная литература, а также совокупность таких произведений.
Современная проза. | Английская проза. | Проза Пушкина, Лермонтова. | Военная, историческая, психологическая, бытовая проза. | Приглашаем всех наших авторов и читателей на сайт, посвящённый современной прозе.
3. Стихотворением в прозе называют короткое, ритмически организованное произведение, обычно лирического характера.
Тургеневские стихотворения в прозе.
4. Прозой можно назвать то, что является необходимым и обычным в жизни, повседневным, обыденным.
Проза жизни. Житейская проза. | Заведующий кафедрой высшей математики обратил внимание членов совета на прозу жизни - аудитории для лекций маловаты и не приспособлены для занятий.
прозаи́ческий прил.
Прозаическое произведение.
прозаи́чный прил.
Прозаичные интересы.
ПРО́ЗА, прозы, мн. нет, жен. (лат. prosa).
1. Нестихотворная литература; ант. поэзия. Писать прозой. «Над ними надписи и в прозе и в стихах.» Пушкин. Современная проза. Проза Пушкина.
|| Вся практическая, не художественная литература (устар.). «Доныне гордый наш язык к почтовой прозе не привык.» Пушкин.
2. перен. Повседневность, будничная обстановка, то, что лишено красочности, яркости, живости. «Средь лицемерных наших дел и всякой пошлости и прозы.» Некрасов. Проза жизни или житейская проза.
ПРО́ЗА, -ы, жен.
1. Нестихотворная литература, в отличие от поэзии. Художественная п. Писать прозой.
2. перен. Будничное, повседневное в жизни. Житейская п. П. жизни.
| прил. прозаический, -ая, -ое (к 1 знач.).
ПРОЗА - жен., греч. обычная речь, простая, не мерная, без размера, ·противоп. стихи. Есть и мерная проза, в которой, однако, нет размера по слогам, а род тонического ударения, почти как в русских песнях, но гораздо разнообразнее. Прозаист, прозаик, прозаический писатель, пишущий прозой.
Проза
-ы, ж.
1) только ед. Нестихотворная речь, устная или письменная.
Говорить прозой.
Писать прозой.
И он сказал прозой бабам-вдовам, смотревшим на него с удивлением и улыбкой сочувствия: - Ступайте, женщины, копать канаву дальше (Платонов).
2) только ед. Нестихотворное словесное художественное творчество.
Мастера прозы.
Жанры прозы.
Язык прозы.
[Я] благодарил свою судьбу, что вошел со своей поэзией в прозу, потому что поэзия может двигать не только прозу, но самую серую жизнь делать солнечной (Пришвин).
Если бы он [Лермонтов] написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом. Я уже не говорю о его прозе (Ахматова).
3) собир. Нестихотворная художественная литература.
Русская проза.
Художественная проза.
Читать прозу.
Современная проза.
4) перен., только ед. Будничное, повседневное в жизни.
Проза будней.
Чудное видение! Шел за прозой, а наткнулся на поэзию... (Чехов).
Родственные слова:
проза́ик, прозаи́ческий (прозаический текст), прозаи́чный (прозаичный пейзаж)
Этимология:
От латинского prosa (← prorsa ‘прямая’, ‘простая’, от proversa ‘обращенная вперед’). В русском языке - с XVIII в.
Энциклопедический комментарий:
Проза и поэзия - два основных типа художественной организации речи, внешне различающиеся строением ритма. В противоположность поэзии ритм прозы опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций. Проза возникла в античной литературе. Особенно распространилась с XVIII в. Первоначально развивались деловая, публицистическая, религиозная, научная, мемуарная формы прозы. Художественная проза (рассказ, повесть, роман, роман-эпопея) эпична, интеллектуальна, в отличие от лирической и эмоциональной поэзии.
ПРО́ЗА, -ы, ж
Вид литературного творчества, включающий произведения, написанные нестихотворной речью;
Ант.: поэзия
. В «Повестях Белкина» выявились все особенностипоэтики и стилистики пушкинской художественной прозы.
ПРО́ЗА -ы; ж. [лат. prosa]
1. Разновидность художественной речи, лишённой ритмической организации; нестихотворная речь (противоп.: поэ́зия). Пробовать себя в прозе. Писать прозу.
2. Нестихотворная литература; совокупность таких произведений (противоп.: поэ́зия). Современная п. Английская п. П. Пушкина, Лермонтова. Военная, историческая, психологическая, бытовая п. Булгаковская п. Публиковать чью-л. прозу. Стихотворение в прозе (лит.; короткое, ритмически организованное произведение, обычно лирического характера).
3. То, что является необходимым и обычным в жизни; повседневность, обыденность. П. жизни. Житейская п. Говорить прозой (говорить без возвышенных слов).
* * *
про́за (лат. prosa), устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки - стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесённость синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы. Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна, в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с XVIII в. выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
* * *
ПРОЗА - ПРО́ЗА (от лат. prosa), устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки - стихи; в противоположность поэзии (см. ПОЭЗИЯ) ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы. Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 в. выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
ПРОЗА (от лат. prosa) - устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки - стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы. Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 в. выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
-ы, ж.
1. Нестихотворная речь.
Радищев писал лучше стихами, нежели прозою. Пушкин, Александр Радищев.
Кольцов совершенно увлекся стихотворством и даже почти перестал читать книги, написанные прозою. Добролюбов, А. В. Кольцов.
||
Нестихотворная литература.
Его статьи по увлекательности изложения все бесспорно принадлежат к лучшему, что только до сих пор есть в нашей прозе. Чернышевский, Очерки гоголевского периода русской литературы (варианты).
Сила исторической прозы в том, что она нужна своему времени, связана с ним и является его отражением. Каверин, Юрий Тынянов.
2. То, что является необходимым и обычным в жизни; повседневность, обыденность.
Нередко людей окружала тогда невылазная проза жизни, та практическая сторона ее, которая знает лишь заботы о завтрашнем дне, о будущем гнездышке, об узком эгоистическом благополучии. Телешов, Записки писателя.
Его нежданно вспыхнувшая любовь не меркла с годами и не спускалась с романтических высот в бытовую прозу. Панова, Времена года.
◊
- стихотворение в прозе
[лат. prosa]
ПРОЗА (латинское prosa), устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки - стихи. В отличие от поэзии опирается на соотнесенность синтаксических единиц (абзацев, периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы. Художественная проза (рассказ, повесть, новелла, роман) преимущественно эпична (смотри Эпос в 1-м значении), в отличие от лирической и эмоциональной поэзии "интеллектуальна" (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе.
Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия
Проза -
Иной роман слишком плох, чтобы стоило печатать его... Но бывает, что иной роман слишком хорош, чтобы печатать его. -
Шоу Джордж Бернард (Shaw G. B.)
Драматические произведения и романы продаются так же хорошо, как благочестивые книги, с той лишь разницей, что первые больше читаются, чем покупаются, последние же больше покупаются, чем читаются. ***
Проза - это архитектура, а не искусство декоратора. -
Хемингуэй Эрнест (Hemingway)
Большинство повестей и романов причиняет двоякий вред читателям: они крадут у них время и деньги. ***
Нет на свете дела труднее, чем писать простую, честную прозу о человеке. -
Хемингуэй Эрнест (Hemingway)
сущ., кол-во синонимов: 8
беллетристика (4)
будни (9)
жизненная проза (8)
житейская проза (8)
житейские мелочи (8)
обыденщина (12)
повседневность (23)
проза жизни (8)
см. повседневность
См. prosa.
Это слово, называющее нестихотворную литературу, является заимствованием из французского, где prose восходит к латинскому prosa.
Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где prose < лат. prosa, эллипсиса prosa oratio «свободная речь» (в отличие от стихотворной, организованной, т. е. ограниченной определенным ритмом).
ПРОЗА ы, ж. prose f. <, лат. prosa.
1. Не организованная ритмически речь. БАС-1. Пьяные мужики и экскременты разных животных находятся в натуре; но я не пожелал бы читать живого оных описания ни в стихах, ни в прозе. 1787. А. А. Петров - Карамзину. // К. ПРП 505. И так писала по-французски.. Что делать! Повторяю вновь: Доныне Дамская любовь Не изъяснялася по-русски. Доныне гордый наш язык К почтовой прозе не привык. Пушк. Е. Онегин. Дай Бог когда-нибудь русскому языку образоваться наподобие французского - ясного, точного языка прозы, - то есть языка мыслей. 13. 7. 1825. Пушк. - П. Вяземскому. // РВ 1889 11 345.
2. Нестихотворная литература; совокупность нестихотворных художественных произведений (противопол.: поэзия). БАС-1. Тот прозой скаредной стремится к небесам, И хитрости своей не понимает сам. Сумар. Эпистола о рус. яз. // С. 1781 1 330. Я видел много периодических изданий, альманахов, стихи и прозу. Гонч. Фрегат "Паллада". Были неприятности, меланхолия нахлынула страшная. потом взялся за продолжение начатых "проз". 13. 2. 1917. Б. Пастернак - К. С. Локсу. // П. 5 102.
3. Повседневность, будничность, скучное однообразие. БАС-1. И как легко человеку с могучим талантом увлечь нас историей магазина, описаниями, картинами модных эталажей, сделать из товаров, из прозы торгашества завлекательный роман. Набл. 1883 12 1 220. Мечты и проза жизни. // Набл. 1898 7 1 255. - Лекс. Лекс. 1762: проза; Нордстет 1782: про/за; СИЗ: проза 1727-1729.
ПРОЗА (лат.). 1) простой способ выражения, простая речь, не мерная, в противоположность поэзии, стихам. 2) скучное, обыкновенное, будничное, каждодневное в отличие от идеального, высшего.
- «Будничная» литература.
- Рождается, когда у поэта что-то не складывается.
- Нестихотворная литература.
- Альтернатива поэзии.
- «Где стихи, там и ...».
- Обыденность жизни.
- Суровая ... жизни.
- Сказав дважды слово «за», но первый раз на латыни, а второй по-русски, вы получите это слово, по-латыни же означающее «простая».
Разг. Пренебр. Повседневное, однообразное, будничное существование.
- Ты спасуешь перед прозою жизни, даже и не попытавшись побороться с нею! (Белинский. Сочинения Соллогуба).
сущ., кол-во синонимов: 8
будни (9)
жизненная проза (8)
житейская проза (8)
житейские мелочи (8)
обыденность (23)
обыденщина (12)
повседневность (23)
проза (8)
проза(жизни) (иноск.) - повседневная, холодная, скупая (без увлечений и пищи для души)
Прозаический человек.
Ср. В те беззаботные года
Не знали мы житейской прозы;
Как хороши тогда,
Как свежи были розы!
К.Р. Розы.
Ср. Праздник чувства окончен... погасли огни.
Сняты маски и смыты румяна;
И томительно тянутся скучные дни,
Пошлой прозы, тоски и обмана...
Надсон. "Только утро любви хорошо".
Ср. Как раз по горло провалиться в прозу,
В самую скучную прозу.
Тургенев. Соборн. послание.
Ср. Я должен распроститься с поэзией, говоря о стройной музыке, напоминавшей мелодические аккорды эоловой арфы... Скрепя сердце обращаюсь я к событиям этого рассказа, столько же правдивого, сколько и прозаического.
Григорович. Проселочные дороги. 3.
Ср. Я живу только поэзией, самой поэзией. Что такое ужин? Проза. Вот луна, звезды...
Островский. Последняя жертва. 3, 6.
Ср. Кто ж вам мешает иметь благородные, высокие замыслы? "Нет, где же нам, помилуйте. Нас проза жизни одолела. И рад бы в рай, да грехи не пускают".
Островский. Таланты и поклонники.
Ср. Я люблю встречать весну в деревне, хотя я по роду своих занятий прозаический человек и прикован к городу.
Тургенев. Новь.
Ср. Проза - лат. prosa (prorsa et vorsa oratio) - речь прямая, без размера стихотворного, принятого в поэзии.
См. маска.
См. эолова арфа.
См. поэзия.
См. скрепя сердце.
См. и рад бы в рай, да грехи не пускают.
ПРОЗАИЗИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; св. и нсв. что. Приблизить - приближать поэтические средства выражения к прозаическим. П. стихи. П. язык поэмы.
◁ Прозаиза́ция, -и; ж. Намеренная п. Произошла естественная п. чьего-л. творчества. Стремление к прозаизации языка.
ПРОЗАИЗИРОВАТЬ prosaiser. Придавать черты прозы. Он <Фет> прозаизировал текст, наводнил его рифмами. РЛ 2001 2 122. "Прозаизирующие" и диалогические прочтения. НЛО 1996 21 29. Если Карамзин-прозаик настойчиво "поэтизировал" свои повести, то Карамзин-поэт не менее упорно "прозаизировал" свои стихи. Лотман 2 175. Она <Баркова> могла быть небрежной в стихах, рифмовать "машину" с автомашиной, до крайности прозаизировать стих - вплоть до какого-то клинического воспроизведения в нем истории болезни. Огонек 1988 № 35. Отчетливо прозаизированный стих предпочитает в пору увлечения конструктивизмом В. Инбер. ЛУ 2003 2 163. || Изображать в будничном свете. Образы главных героев показались излишне прозаизированными. ВЛ 1998 5 215.
м.
1. Слово или оборот деловой, научной или повседневной речи, включенные в язык поэтического произведения.
2. перен.
Что-либо прозаическое, скучное, будничное, обыденное.
ПРОЗАИ́ЗМ, прозаизма, муж. (лит.). Прозаическое (во 2 знач.) выражение в поэтической речи. «Я снова жизни полн - таков мой организм (извольте мне простить невольный прозаизм).» Пушкин.
ПРОЗАИ́ЗМ -а; м.
1. Слово или выражение в поэтическом произведении, несвойственное поэтической речи, поэзии.
2. То, что является прозаическим, лишённым поэтической возвышенности (обычно чересчур банальным или сниженным). Обвинять кого-л. в прозаизме. Простите за такой п. - сбегаю до ветра.
-а, м.
1. Слово или выражение в поэтическом произведении, несвойственное поэтической речи, поэзии.
Я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн - таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм). Пушкин, Осень.
[Некрасов] то и дело вытравлял из своих стихов прозаизмы (в тех случаях, когда этих прозаизмов не требовала данная тема) и заменял их такими словами, традиционная поэтичность которых не подлежала никакому сомнению. К. Чуковский, Мастерство Некрасова.
2. То, что является прозаическим, лишенным поэтической возвышенности.
Некоторые упрекают Прокофьева в излишнем прозаизме: ничего, мол, возвышающего в этой музыке нет. Нейгауз, Композитор-исполнитель.
прозаи́зм, прозаи́змы, прозаи́зма, прозаи́змов, прозаи́зму, прозаи́змам, прозаи́змом, прозаи́змами, прозаи́зме, прозаи́змах
прозаизм (< лат. prosa простая). Слово или выражение, взятое из прозаической речи и употребленное в поэтическом тексте.
ПРОЗАИЗМ а, м. prosaïsme m.
1. Слово или оборот деловой, научной или повседневной речи, включенные в язык поэтического произведения. БАС-1. Я снова счастлив, молод, Я сново жизни полн - таков мой организм (извольте мне простить ненужный прозаизм).Пушк. Осень.
2. Что-л. прозаическое, сухое; прозаичность. БАС-1. Видел ее <Италию> сквозь тусклое стекло протестантизма и Американского прозаизма. 7. 9. 1833. А.И. Тургенев - П. А. Вяземскому. // АБТ 6 345. Пошлость образцов дидактической поэзии изгнала из употребления самое слово "дидактический", как синоним скуки, водянистости и прозизма. Белинский Соч. кн. В.Ф. Одоевского. Я не поклонник буржуазии, и меня не менее всякого другого возмущает и грубость ее нравов, и ее сильный прозаизм. Анненков Литер. восп. 300. Прорицатели софистов, из века в век повторяющие плоские обвинения, свидетельствуют толь свою ограниченность и сухой прозаизм своего рассудка. Герц. Письма об изуч. природы. Впрочем, и это, может быть, такие минуты на меня нашли, минуты прозаизма. 1849. Огарев - Герцену. // ЛН 61 792. - Лекс. СИС 1898: прозаизм; СИС 1937: прозаи/зм.
м.
1. Писатель, пишущий прозой.
2. перен.
Тот, кто лишен возвышенных интересов, занят повседневной, бытовой материальной стороной жизни.
ПРОЗА́ИК, прозаика, муж.
1. Писатель, пишущий прозою; ант. стихотворец, поэт. - О чем, прозаик, ты хлопочешь? «Давай мне мысль, какую хочешь: ее с конца я завострю, летучей рифмой оперю.» Пушкин.
2. перен. Человек с мелочными, узко-практическими интересами (неод. устар.). Неисправимый прозаик.
ПРОЗА́ИК, -а, м
Писатель, создающий прозаические произведения.
Появление в печати «Детства Люверс» сразу выдвинуло ее автора в число самых заметных прозаиков современной России.
ПРОЗА́ИК -а; м. Писатель, пишущий прозой, создающий прозаические произведения. Известный п. Привлечь к работе в журнале прозаиков, поэтов и драматургов.
-а, м.
Писатель, пишущий прозой, создающий прозаические произведения.
При Гоголе романисты или вообще прозаики заняли в литературе то высшее место, которое занимали поэты. Писарев, Цветы невинного юмора.
Писатели традиционно делятся на поэтов, драматургов, прозаиков. Симонов, Поэма об Ивановом детстве.
проза́ик, проза́ики, проза́ика, проза́иков, проза́ику, проза́икам, проза́иком, проза́иками, проза́ике, проза́иках
ПРОЗАИК а, м. prosaique adj.
1. Писатель, пишущий прозой (противопол.: стихотворец). Красноречивейшие прозаики. ДЖ 1816 322. Если он <жуковский> прозаик и поэт, то, конечно, и музам друг; следственно: здесь плеоназм. К.Н. Батюшков - П. А. Вяземскому. // Арзамас 2 352. Даровитые поэты и прозаики переходили в манерность, увлекались мелодраматической французской литературой, портили русский язык и развивали в читателе фальшивые понятия об искусстве. Дружинин. // Д. Прекрасное 186. Проверьте свои способности: если у вас не получаются стихи - вы прозаик, а если ни стихи, ни проза - вы критик. Б. Замятин Советы начинающим писателям. // ЛГ 3. 11. 1993. И не случайно подчас чем больше у инженера человеческих душ, тем никчемней и заурядней он поэтишка или прозаишка. А. Машковский Два поэта. // Москва 1998 5 27.
2. Человек, лишенный возвышенных интересов, занятый повседневной, бытовой, материальной стороной жизни. БАС-1. [Федька :] Власть ваша: есть хочется, ей-богу! мочи нет.[ Беневольский:] Прозаик. Гриб. и Катенин Студент. Неисправимый прозаик. Уш. 1939. - Лекс. САР 1822: проза/ик.
ПРОЗАИК (лат. prosaicus). 1) писатель, пишущий прозою. 2) человек чуждый мечтательности, отличающийся утилитарным взглядом на вещи.
- Писатель, лишённый поэтической музы.
- Нерифмующий писатель.
- Создатель литературных произведений про ушастых грызунов (анекд.).
- Сухой человек.
ПРОЗАИКА и, ж. prosaique adj. - окказ. Будничность, прозаичность. Ведь испробовали нудисты создать прозаику голого тела для окружающих без "фигового листа", повязки на чресла. Шагинян 105.
- расш. Прозаика включает два родственных, но отличных понятия. Первое - как противоположность "поэтике". Оно определяет прозаику как теорию литературы, возвышающую прозу и роман в частности над поэтическим жанрами.. Прозаика во втором значении - понятие более широкое, чем теория литературы, это форма мышления, предполагающая важность повседневного, обычного, прозаичного. Г. С. Морсон, К. Эмерсон. // Бахтинология 288. Бахтин пользовался терминами "незавершенность" и "диалог" постоянно; прозаика же - наш неологизм. Там же 289.
см. прозаик
ПРОЗАИСТ а, м. prosaïste m. устар. То же, что прозаик. БАС-1. Некто, житель нашей улицы, упражняется в сочинении проекта о наложении пошлины на все сочинения наших стихотворцев и негодных прозаистов и хочет оный поднести самому Аполлону. Н. И. Новиков Живописец. // Проза 18 в. 1 419. [Наташа:] Да многих имена ученый знает свет. У нас есть славные поэты, прозаисты, Большие лирики, витии, фабулисты, - Я предпочесть не смею никого. 1817. Шаховской Своя семья. // Стих. ком. 2 206. Я увидел в обществе Державина вдруг несколько поэтов и прозаистов. И. Дмитриев Взгляд на мою жизнь. После обеда читал Рунебергу стихотворение Францена для нашей книги, я был очень обрадован тем, что оно ему так же нравится, как мне, тогда как прозаисты находят его слабым. 2. 1. 1841. Грот - Плетневу. // Переп. 192. Разговор был литературный, решили что лучшие прозаисты духовные писатели, хорошо знакомые со славянским языком. Смирнова-Россет Восп. о Гоголе. //С. 446. Прозаист. 1817. Мальцева Исп. // Развитие 1990 17. - Лекс. Даль-1: прозаи/ст.
прозаическая адаптация поэтического текста - см. перевод-адаптация.
ПРОЗАИЧЕСКАЯ СТРОФА - группа тесно взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений, выражающая более полное, по сравнению с отдельным предложением, развитие мысли; одна из основных единиц речи. В логике прозаической строфе соответствует логическое единство.
В лингвистической литературе для обозначения этой единицы речи используют и другие термины: чаще других - "сложное синтаксическое целое", а также "сверхфразовое единство", "абзац", "компонент". Однако термин "сложное синтаксическое целое" подчеркивает синтаксическую природу этой единицы, оставляя в стороне ее смысловое единство. Кроме того, термином "сложное целое" некоторые ученые (А.М. Пешковский) обозначают сложное предложение. Термин же "прозаическая строфа" совмещает признаки смыслового и синтаксического единства.
Со стороны интонационной П. с. характеризуется ритмико-интонационным единством и сверхмерно удлиненными паузами на границах П. с.
Со стороны смысловой П. с. характеризуется единством мысли, высказывания, темы, что особенно остро ощущается в худож. литературе. Отдельное предложение, как правило, неполно, не закончено по смыслу. Полную, подлинную жизнь предложение приобретает в контексте, т.е. в П. с.
Тесному смысловому единству П. с. соответствует единство синтаксическое. Важнейшей характеристикой П. с. как синтаксической единицы является наличие специфических синтаксических связей между составляющими ее предложениями (цепные, параллельные, присоединительные). Важная черта грамматической организации П. с. - согласование (в широком смысле) форм времени, обусловливающее создание общей временной перспективы повествования или сообщения. Сказуемые в рамках П. с. имеют единый видовременной план, что способствует тесной связи предложений.
Представляя собой тесное семантико-синтаксическое единство, П. с. является в то же время и модальным единством. Предложения П. с. имеют, как правило, единую субъективно-модальную окраску, и любое изменение модального "тона" сказывается на ее структуре. В качестве средств выражения субъективной модальности (для оформления переходов, начала, конца мысли и т.д.) используются личные местоимения (я, мы), личные глагольные формы, модальные слова, частицы и др.
Будучи одной из крупных структурно-семантических единиц, на которые членится речь, П. с. имеет определенную композицию. Входящие в нее предложения играют неодинаковую роль. Наибольшей самостоятельностью, относительно большей свободой своего строения характеризуется первое предложение П. с. - зачин, для которого используются специальные синтаксические средства, оформляющие момент начала мысли. Другие предложения П. с. менее самостоятельны в структурном и смысловом отношении и зависят синтаксически от зачина, который является организующим центром строфы. Помимо зачина и средней части П. с. часто имеет выраженную концовку, для оформления которой также используются специальные синтаксические средства. Таким образом, П. с. имеет, как правило, следующую композицию: зачин, содержащий начало мысли, формирующий ее тему; средняя часть - развитие мысли, темы; концовка - своеобразная синтаксическая (композиционная) точка, подводящая итог микротеме П. с. и подчеркивающая это не только в смысловом, но и в синтаксическом отношении.
Описанная композиция П. с. - характерная, типовая, но не обязательная. В зависимости от структуры целого произведения или его фрагмента возможны П. с. без зачина, без концовки, строфы-предложения. Композиционно-тематическое многообразие П. с. определяется задачами, содержанием текста. Однако это многообразие основывается на типовом, идеальном виде П. с., состоящей из зачина, средней части и концовки.
Следует различать два плана членения П. с. - композиционно-тематический, дающий как бы внешний контур П. с., ее абрис, и синтаксический - способы связи между предложениями, составляющими П. с. Синтаксическое членение - внутренний план строения П. с. Полная характеристика П. с. складывается из анализа ее в этих двух планах.
В зависимости от синтаксического строения П. с. подразделяются на цепные П. с., классифицируемые по типу зачинов, параллельные (повествовательные, описательные, анафорические), а также особые структурные типы П. с. (П. с. с единым субъектом, П. с., строящиеся по модели зачина, кольцевые П. с.).
П. с. в отличие от предложения, имеет гибкую структуру. П. с. не является воспроизводимой единицей жесткого строения (воспроизводимы лишь грамматические образцы, модели соединения предложений). П. с. задает программу, характер, схему развертывания мысли, способ изложения. Конкретные же варианты воплощения этих схем отличаются многообразием как в синтаксическом, так и в композиционном отношении. Строя предложение, говорящий (пишущий) выбирает одну из моделей, наиболее подходящую для выражения мысли, но он не может изменить модель предложения (структурную схему), жестко заданную языком. При построении П. с. степень свободы возрастает, но она также не беспредельна. Она достаточно велика при выборе первого предложения (выбор определяется общим замыслом, предполагаемым характером движения мысли) и постепенно сужается к концу П. с., т.к. предшествующие предложения с большой силой принудительно диктуют то или иное продолжение или завершение мысли.
Большое значение имеет П. с. для стилистики, для выявления худож. манеры писателя. Своеобразие слога не столько проявляется в строении предложения, сколько в строении П. с., в связях между ее элементами - предложениями. В худож. литературе, в публицистике не предложение, а П. с. является, как правило, наименьшим худож. целым, единицей слога. У каждого большого писателя существует более или менее постоянный (хотя бы для отдельного периода или произведения) тип П. с., тип организации большого контекста, тесно связанный с его худож. методом, способом познания и видения действительности. Весьма велика роль П. с. и в других стилях.
Лит.: Поспелов Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры, Докл. и сообщения Ин-та рус. яз. АН ССР. - М., 1948. Вып. 2; Его же: Синтаксический строй стихотворных произведений Пушкина. - М., 1960; Булаховский Л.А. Курс русского литературного языка. Т. 1. - Киев, 1952; Сильман Т.И. Проблемы синтаксической стилистики (на материале немецкой прозы). - Л., 1967; Лосева Л.М. Порядок слов как средство организации текстов монологической речи. - Одесса, 1969; Синтаксис текста. - М., 1979; Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1980; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). - М., 1992.
Г.Я. Солганик
нареч. к прозаический (во 2 и 3 знач.).
Мы должны мыслить всегда прозаически, в пределах практических требований нашего сегодняшнего, завтрашнего дня. Макаренко, Коммунистическое воспитание и поведение.
нареч, кол-во синонимов: 12
буднично (14)
вседневно (8)
единообразно (4)
заурядно (27)
обыденно (19)
однообразно (19)
практически (44)
приземленно (11)
прозаично (6)
рассудочно (2)
скучно (31)
утилитарно (8)
см. буднично
прил.
1. соотн. с сущ. проза, связанный с ним
2. Свойственный прозе [проза 1.], характерный для нее.
отт. перен. Связанный с повседневной, бытовой, материальной стороной жизни; скучный, будничный, обыденный, лишенный поэтичности.
3. Написанный прозою [проза 1.].
4. Принадлежащий прозе [проза 2.].
ПРОЗАИ́ЧЕСКИЙ, прозаическая, прозаическое; в качестве кратк. употр. прозаичен, чна, чно (книжн.).
1. только полн. Написанный прозою; ант. стихотворный (лит.). Прозаический перевод.
2. Употребляющийся преим. в прозе, отзывающий прозой, пригодный для прозы, а не для поэзии (лит.). Прозаическое выражение. Это выражение прозаично. «Порой дождливою намедни я завернул на скотный двор… тьфу! прозаические бредни!» Пушкин.
3. Непоэтичный, лишенный увлекательности, занимательности. «Скрепя сердце, обращаюсь я к событиям этого рассказа, столько же правдивого, сколько и прозаического.» Григорович.
|| Скучный, будничный, самый обыденный. Прозаический разговор. Прозаические отношения. «Жизнь человека необеспеченного имеет свои прозаические интересы.» Чернышевский.
4. Деловой, практический, корыстный (ирон.). Преследовать прозаические цели.
ПРОЗАИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое.
1. к Про́за (1 зн.). П. перевод " Слова о полку Игореве". П-ое произведение. П-ие жанры (например, комедийный, жанр записок и дневников и т.п.).
2. Будничный, обыденный; непоэтичный. П-ое выражение. Задача самая п-ая - рассчитаться с долгами. П. разговор. П-ие отношения. Говорить о самых прозаических вещах. Приятель мой - человек п. (неинтересный, приземлённый).
3. Деловой, практический. Преследовать п-ие цели.
◁ Прозаи́чески, нареч. (2-3 зн.). П. мыслить.
-ая, -ое.
1. Написанный прозой, представляющий собой прозу.
В журнале Пушкина приняли участие Гоголь, Жуковский, князь Вяземский. Сам издатель чрезвычайно много работал для журнала, помещая в нем особенно много прозаических статей. Добролюбов, А. С. Пушкин.
Повесть или тем более роман --- оба прозаические эти жанра представлялись мне недосягаемыми. Бондарев, Моим читателям.
2. Непоэтичный, лишенный возвышенности.
Порой дождливою намедни Я, завернув на скотный двор… Тьфу! прозаические бредни, Фламандской школы пестрый сор! Пушкин, Евгений Онегин (Отрывки из путешествия Онегина).
- Вы, может быть, не любите музыки?.. - Напротив, - после обеда особенно. - Грушницкий прав, говоря, что у вас самые прозаические вкусы. Лермонтов, Княжна Мери.
||
Неинтересный, будничный; обыденный.
- Он такой прозаический, Лиза, в него нельзя влюбиться. Чернышевский, История одной девушки.
Мария раздумывала теперь о самых прозаических вещах. Валенки ее оказались великоваты, и в них следовало бы положить соломенные стельки. Поповкин, Семья Рубанюк.
3. Деловой, практический.
- Дядюшка у меня --- человек весьма прозаический, вечно в делах, в расчетах. И. Гончаров, Обыкновенная история.
прозаи́ческий, прозаи́ческая, прозаи́ческое, прозаи́ческие, прозаи́ческого, прозаи́ческой, прозаи́ческих, прозаи́ческому, прозаи́ческим, прозаи́ческую, прозаи́ческою, прозаи́ческими, прозаи́ческом, прозаи́ческ, прозаи́ческа, прозаи́ческо, прозаи́чески
прил., кол-во синонимов: 17
будничный (21)
вседневный (11)
единообразный (10)
житейский (13)
заземленный (7)
заурядный (59)
непоэтический (1)
обыденный (40)
однообразный (35)
повседневный (34)
практический (22)
приземленный (19)
прозаичный (9)
рассудочный (8)
скучный (59)
утилитарный (12)
см. будничный