Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

роман (roman)

Большой энциклопедический словарь

РОМАН (Roman) - город на востоке Румынии. 71 тыс. жителей (1985). Трубопрокатный завод, машиностроение, химическая, легкая, пищевая промышленность.

Полезные сервисы

роман (город)

Энциклопедический словарь

РОМАН (город) - РО́МАН (Roman), город на востоке Румынии. Население 69 тыс человек (2004). Трубопрокатный завод, машиностроение, химическая, легкая, пищевая промышленность.

Полезные сервисы

роман (литературный жанр)

Энциклопедический словарь

РОМАН (литературный жанр) - РО́МАН (франц. roman, нем. Roman; англ. novel/romance; исп. novela, итал. romanzo), центральный жанр (см. ЖАНР) европейской литературы Нового времени (см. НОВОЕ ВРЕМЯ (в истории)), вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести (см. ПОВЕСТЬ), обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (фр. le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»).

В противоположность классическому эпосу (см. ЭПОС) роман сосредоточен на изображении исторического настоящего и судеб отдельных личностей, обычных людей, ищущих себя и свое предназначение в посюстороннем, «прозаическом», мире, утратившем первозданную стабильность, цельность и сакральность (поэтичность). Даже если в романе - например, в романе историческом, действие перенесено в прошлое, это прошлое всегда оценивается и воспринимается как непосредственно предшествующее настоящему и с настоящим соотносимое.

Роман как открытый в современность, формально не закостеневший, становящийся жанр литературы Нового и Новейшего времени, исчерпывающе не определим в универсалистских терминах теоретической поэтики, но может быть охарактеризован в свете поэтики исторической, исследующей эволюцию и развитие художественного сознания, историю и предысторию художественных форм. Историческая поэтика учитывает как диахроническую изменчивость и многоликость романа, так и условность использования самого слова «роман» как жанровой «этикетки». Далеко не все романы, даже романы образцовые с современной точки зрения, определялись их создателями и читающей публикой именно как «романы».

Первоначально, в 12-13 вв., слово roman обозначало любой письменный текст на старофранцузском языке и лишь во второй половине 17 в. частично обрело свое современное смысловое наполнение. Сервантес (см. СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де) - создатель парадигматического романа Нового времени «Дон Кихот» (1604-1615) - называл свою книгу «историей», а слово «novela» использовал для названия книги повестей и новелл «Назидательные новеллы» (1613).

С другой стороны, многие произведения, которые критика 19 века - эпохи расцвета реалистического романа - постфактум назвала «романами», таковыми не всегда являются. Характерный пример - стихотворно-прозаические пасторальные эклоги (см. ЭКЛОГА (в литературе)) эпохи Возрождения, превратившиеся в «пасторальные романы», так называемые «народные книги» 16 века, в том числе пародийное пятикнижие Ф. Рабле. (см. РАБЛЕ Франсуа) К романам искусственно причисляют фантастические или аллегорические сатирические повествования, восходящие к античной «менипповой сатире (см. МЕНИППОВА САТИРА)», такие как «Критикон» Б. Грасиана (см. ГРАСИАН-И-МОРАЛЕС Бальтасар), «Путь паломника» Дж. Беньяна (см. БЕНЬЯН Джон), «Приключения Телемаха» Фенелона (см. ФЕНЕЛОН Франсуа), сатиры Дж.Свифта (см. СВИФТ Джонатан), «философские повести» Вольтера (см. ВОЛЬТЕР), «поэму» Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич) «Мертвые души», «Остров пингвинов» А.Франса (см. ФРАНС Анатоль). Также романами можно назвать далеко не все утопии (см. УТОПИЯ), хотя - на границе утопии и романа в конце 18 в. возник жанр утопического романа (Морриса (см. МОРРИС Уильям), Чернышевского (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович), Золя (см. ЗОЛЯ Эмиль)), а затем и его двойник-антипод - антиутопический роман («Когда спящий проснется» Г.Уэллса (см. УЭЛЛС Герберт), «Мы» Евг. Замятина (см. ЗАМЯТИН Евгений Иванович)).

Роман в принципе - жанр пограничный, связанный практически со всеми соседствующими с ним видами дискурса (см. ДИСКУРСИВНЫЙ), как письменного, так и устного, с легкостью вбирающий в себя ино-жанровые и даже ино-родовые словесные структуры: документы-эссе, дневники, записки, письма (эпистолярный роман (см. ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА)), мемуары, исповеди, газетные хроники, сюжеты и образы народной и литературной сказки, национального и Священного предания (например, евангельские образы и мотивы в прозе Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович)). Существуют романы, в которых ярко выражено лирическое начало, в других различимы черты фарса, комедии, трагедии, драмы, средневековой мистерии. Закономерно появление концепции (В. Днепров (см. ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ)), согласно которой роман является четвертым - по отношению к эпосу, лирике и драме - родом литературы.

Роман - тяготеющий к многоязычию, многоплановый и многоракурсный жанр, представляющий мир и человека в мире с разнообразных, в том числе и разножанровых точек зрения, включающий в себя иные жанровые миры на правах объекта изображения. Роман хранит в своей содержательной форме память о мифе и ритуале (город Макондо в романе Г. Гарсиа Маркеса (см. ГАРСИА МАРКЕС Габриель) «Сто лет одиночества»). Поэтому, являясь «знаменосцем и герольдом индивидуализма» (Вяч. Иванов (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович)), роман в новой форме (в письменно зафиксированном слове) одновременно стремится воскресить первобытный синкретизм (см. СИНКРЕТИЗМ) слова, звука и жеста (отсюда - органичное рождение кино и телероманов), восстановить изначальное единство человека и мирозданья.

Проблема места и времени рождения романа остается дискуссионной. Согласно и предельно широкой и предельно узкой трактовке сущности романа - приключенческое повествование, сосредоточенное на судьбах влюбленных, стремящихся к соединению, - первые романы были созданы еще в Древней Индии и независимо от того - в Греции (см. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ) и Риме (см. ДРЕВНИЙ РИМ) во II-IV вв. Так называемый греческий (эллинистический) роман - хронологически первая версия «авантюрного романа испытания» (М. Бахтин (см. БАХТИН Михаил Михайлович)) лежит у истоков первой стилистической линии развития романа, для которой характерны «одноязычность и одностильность» (в англоязычной критике повествования такого рода именуются romance).

Действие в «ромэнс» разворачивается в т«авантюрном времени», которое изъято из реального (исторического, биографического, природного) времени и представляет собой своего рода «зияние» (Бахтин (см. БАХТИН Михаил Михайлович)) между начальной и конечной точками развития циклического сюжета - двумя моментами в жизни героев-влюбленных: их встречей, ознаменованной внезапно вспыхнувшей обоюдной любовью, и их воссоединением после разлуки и преодоления каждым из них разного рода испытаний и искушений.

Промежуток между первой встречей и окончательным воссоединением наполнен такими событиями, как нападение пиратов, похищение невесты во время свадьбы, морская буря, пожар, кораблекрушение, чудесное спасение, ложное известие о смерти одного из влюбленных, заключение в тюрьму по ложному обвинению другого, грозящая ему смертная казнь, вознесение другого на вершины земной власти, неожиданная встреча и узнавание. Художественное пространство греческого романа - «чужой», экзотический, мир: события происходят в нескольких ближневосточных и африканских странах, которые описываются достаточно подробно (роман - своего рода путеводитель по чужому миру, замена географической и исторической энциклопедий, хотя в нем содержится и немало фантастических сведений).

Ключевую роль в развитии сюжета в античном романе играет случай, а также разного рода сны и предсказания. Характеры и чувства героев, их внешность и даже возраст остаются неизменными на всем протяжении развития сюжета. Эллинистический роман генетически связан с мифом, с римским судопроизводством и риторикой. Поэтому в таком романе множество рассуждений на философские, религиозные и моральные темы, речей, в том числе и произносимых героями на суде и построенным по всем правилам античной риторики: авантюрно-любовный сюжет романа - это и судебный «казус», предмет его обсуждения с двух диаметрально-противоположных точек зрения, pro и contra (эта контраверсность, сопряжение противоположностей сохранится как жанровая черта романа на всех этапах его развития).

В Западной Европе эллинистический роман, забытый на протяжении Средневековья, был заново открыт в эпоху Возрождения авторами позднеренессансных поэтик, создавашихся почитателями так же заново открытого и прочитанного Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ). Пытаясь приспособить аристотелевскую поэтику (в которой о романе ничего не говорится) к потребностям современной литературы с ее бурным развитием разного рода вымышленных повествований, гуманисты-неоаристотелики обратились к греческому (а также византийскому) роману как античному образцу-прецеденту, ориентируясь на который, следует создавать правдоподобное повествование (правдивость, достоверность - новое качество, предписываемое в гуманистических поэтиках романному вымыслу). Рекомендациям, содержавшимся в неоаристотелевских трактатах во многом следовали создатели псевдоисторических авантюрно-любовных романов эпохи барокко (М. де Скюдери (см. СКЮДЕРИ Мадлен де) и др.).

Фабула греческого романа не только эксплуатируется в массовой литературе и культуре 19-20 вв. (в тех же латиноамериканских телероманах), но и просматривается в сюжетных коллизиях «высокой» литературы в романах Бальзака, Гюго, Диккенса, Достоевского, А. Н. Толстого (трилогия «Сестры», «Хождение по мукам», «Восемнадцатый год»), Андрея Платонова («Чевенгур»), Пастернака («Доктор Живаго»), хотя в них же нередко пародируется («Кандид» Вольтера) и кардинально переосмысляется (целенаправленное разрушение мифологемы «священной свадьбы» в прозе Андрея Платонова и у Г. Гарсиа Маркеса).

Но роман к сюжету не сводим. Подлинно романный герой сюжетом не исчерпывается: он, по выражению Бахтина, всегда или «больше сюжета или меньше своей человечности». Он не только и не столько «человек внешний», реализующий себя в действии, в поступке, в адресованном всем и никому риторическом слове, сколько «человек внутренний», нацеленный на самопознание и на исповедально-молитвенное обращение к Богу и конкретному «другому»: такой человек был открыт христианством (Послания апостола Павла, «Исповедь» Аврелия Августина (см. АВГУСТИН Блаженный)), подготовившем почву для формирования европейского романа.

Роман, как жизнеописание «человека внутреннего», начал складываться в западноевропейской литературе в форме стихотворного, а затем прозаического рыцарского романа (см. РЫЦАРСКИЙ РОМАН) 12-13 вв. - первого повествовательного жанра Средневековья, воспринимаемого авторами и образованными слушателями и читателями как вымысел, хотя по традиции (также становящейся предметом пародийной игры) нередко выдававшийся за сочинения древних «историков». В основе сюжетной коллизии рыцарского романа ищущее компромисса неуничтожимое противостояние целого и отдельного, рыцарского сообщества (мифического рыцарства времен короля Артура (см. АРТУР (легендарный король))) и героя-рыцаря, который и выделяется среди других своими достоинствами, и - по принципу метонимии - является лучшей частью рыцарского сословия. В предназначенном ему свыше рыцарском подвиге и в любовном служении Вечной женственности герой-рыцарь должен заново осмыслить свое место в мире и в социуме, разделенном на сословия, но объединенном христианскими, общечеловеческими ценностями. Рыцарская авантюра не просто испытание героя на самотождественность, но и момент его самопознания.

Вымысел, авантюра как испытание самотождественности и как путь к самопознанию героя, сочетание мотивов любви и подвига, интерес автора и читателей романа к внутреннему миру персонажей - все эти характерные жанровые приметы рыцарского романа, «подкрепленные» опытом близкого ему по стилю и строю «греческого» романа, на закате Возрождения перейдут в роман Нового времени, пародирующий рыцарскую эпику и одновременно сохраняющий идеал рыцарского служения как ценностный ориентир («Дон Кихот» Сервантеса).

Кардинальное отличие романа Нового времени от романа средневекового - перенос событий из сказочно-утопического мира (хронотоп рыцарского романа - «чудесный мир в авантюрном времени», по определению Бахтина) в узнаваемую «прозаическую» современность. На современную, «низкую», действительность сориентирована одна из первых (наряду с романом Сервантеса) жанровых разновидностей новоевропейского романа - плутовской роман (см. ПЛУТОВСКОЙ РОМАН) (или пикареска), сложившийся и переживший расцвет в Испании во второй половине 16 - первой половине 17 в. («Ласарильо с Тормеса (см. ЛАСАРИЛЬО С ТОРМЕСА)», Матео Алеман (см. АЛЕМАН-И-ДЕ-ЭНЕРО Матео), Ф. де Кеведо (см. КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС Франсиско). Генетически пикареска связана со второй стилистической линией развития романа, по Бахтину (ср. англоязычный термин novel как противоположность romance). Ей предшествует «низовая» проза античности и Средневековья, так и не оформившаяся в виде собственно романного повествования, к которой относятся «Золотой осел» Апулея (см. АПУЛЕЙ), «Сатирикон» Петрония (см. ПЕТРОНИЙ Гай), менипппеи Лукиана (см. ЛУКИАН) и Цицерона (см. ЦИЦЕРОН), средневековые фаблио (см. ФАБЛИО), шванки (см. ШВАНК), фарсы (см. ФАРС (в театре)), соти (см. СОТИ) и другие смеховые жанры, связанные с карнавалом (карнавализованная литература, с одной стороны, противопоставляет «человеку внутреннему» «человека внешнего», с другой - человеку как социализированнму существу («официальный» образ человека, по Бахтину) человека природного, приватного, бытового. Первый образец плутовского жанра - анонимная повесть «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (1554) - пародийно сориентирована на жанр исповеди и выстроен как псевдоисповедальное повествование от лица героя, нацеленное не на покаяние, а на самовосхваление и самооправдание (Дени Дидро (см. ДИДРО Дени) и «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского). Автор-иронист, прячущий за героем-повествователем, стилизует свой вымысел под «человеческий документ» (характерно, что все четыре сохранившихся издания повести анонимны). Позднее от жанра пикарески ответвятся подлинные автобиографические повествования («Жизнь Эстебанильо Гонсалеса»), уже стилизованные под плутовские романы. В то же время пикареска, утратив собственно романные свойства, превратится в аллегорический сатирический эпос (Б. Грасиан).

Первые образцы романного жанра обнаруживают специфически-романное отношение к вымыслу, который становится предметом двусмысленной игры автора с читателем: с одной стороны, романист приглашает читателя поверить в достоверность изображаемой им жизни, погрузиться в нее, раствориться в потоке происходящего и в переживаниях героев, с другой - то и дело иронически подчеркивает вымышленность, сотворенность романной действительности. «Дон Кихот» - роман, в котором определяющим началом является проходящий через него диалог Дон Кихота и Санчо Пансы, автора и читателя. Плутовской роман - это своего рода отрицание «идеального» мира романов первой стилистической линии - рыцарских, пасторальных, «мавританских». «Дон Кихот», пародируя рыцарские романы, включает в себя романы первой стилистической линии на правах объектов изображения, создавая пародийные (и не только) образы жанров этих романов. Мир сервантесовского повествования распадается на «книгу» и «жизнь», но граница между ними размыта: герой Сервантеса проживает жизнь как роман, претворяет задуманный, но не написанный роман в жизнь, становясь автором и соавтором романа своей жизни, в то время как автор под маской подставного арабского историка Сида Ахмета Бененхели - становится персонажем романа, не выходя в то же время из своих других ролей - автора-издателя и автора-творца текста: начиная с пролога к каждой из частей он собеседник читателя, которому также предлагается включиться в игру с текстом книги и текстом жизни. Таким образом, «донкихотская ситуация» развертывается в стереометрическом пространстве трагифарсового «романа сознания», в сотворение которого вовлечены три основных субъекта: Автор - Герой - Читатель. В «Дон Кихоте» впервые в европейской культуре зазвучало «трехмерное» романное слово - наиболее яркая примета романного дискурса.

Подобно тому, как роман Сервантеса объединяет обе стилистические линии развития романа, традиции риторического и карнавального дискурсов, английские романисты эпохи Просвещения (Д. Дефо (см. ДЕФО Даниель), Г. Филдинг (см. ФИЛДИНГ Генри), Т. Смоллетт (см. СМОЛЛЕТТ Тобайас Джордж)) примиряют первоначально несовместимые друг с другом роман «сервантесовского типа» и пикареску, создав «роман большой дороги», который, в свою очередь, абсорбирует опыт зародившегося в раннеренессансной Италии («Фьяметта» Боккаччо (см. БОККАЧЧО Джованни)) и окончательно оформившегося во Франции в 17 в. («Принцесса Клевская» М. де Лафайет (см. ЛАФАЙЕТ Мари Мадлен)) психологического романа, а также черты идиллии. Традиции английского любовно-сентиментального и семейно-бытового романа эпохи Просвещения (С. Ричардсона (см. РИЧАРДСОН Сэмюэл), О. Голдсмита (см. ГОЛДСМИТ Оливер)) будут подхвачены романистами 19-20 в. Впитав, в свою очередь, опыт оформившегося также в Англии под пером В. Скотта (см. СКОТТ Вальтер) исторического романа, в специфически русском культурном контексте возникнет жанр романа-эпопеи (Л. Н. Толстой), который через столетия сопоставит в единой художественной структуре две противоположности - эпос и роман, еще раз подтвердив коренную особенность романа - его сущностную контраверсность и диалектику его внутренней формы.

Способность романа к постоянному самообновлению на всем протяжении его жизни в культуре Нового и Новейшего времени подтверждается регулярным появлением романов-пародий на те или иные тяготеющие к канонизации образцы жанра: пародийное и самопародийное начало присутствует в прозе Филдинга, Стерна (см. СТЕРН Лоренс), Виланда (см. ВИЛАНД Кристоф Мартин), Диккенса, М. Твена (см. ТВЕН Марк), Джойса (см. ДЖОЙС Джеймс), Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), Достоевского, Набокова (см. НАБОКОВ Владимир Владимирович), Г. Гарсиа Маркеса и др.. Большинство романов-пародий и самопародий могут быть названы «самосознательными романами» или метароманами, т.е.текстами, основанными на пародийной цитации и ироническом переосмыслении чужих текстов. У истоков этой традиции также находится первый «образцовый» роман Нового времени - «Дон Кихот».

Многообразие романной традиции, отражающее неисчерпаемость самого жанра, проявляется и в появлении специфически-национальных разновидностей жанра: «романа воспитания» в Германии (Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), Т.Манн (см. МАНН Томас)), романа-эпопеи в России, «романа о диктаторе» в Латинской Америке, детективного романа в Англии.

Полезные сервисы

роман - большой карман

Крылатые слова

Взяточник, мздоимец. < Так называли Романа Илларионовича Воронцова (1707-1783), государственного деятеля, генерал-аншефа, сенатора, который прославился взяточничеством. Его имя в XVIII в. стало нарицательным.

Полезные сервисы

роман - кожаный карман

Пословицы и поговорки Даль

Роман - кожаный карман.

См. НАЗВАНИЕ - ИМЯ - КЛИЧКА

Полезные сервисы

роман - путевой дневник, романа

Слитно. Раздельно. Через дефис

рома/н - путево/й дневни/к, рома/на - путево/го дневника/

Полезные сервисы

роман 1

Толковый словарь Ожегова

РОМА́Н 1, -а, м. Повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы. Исторический р. Р.-эпопея.

Полезные сервисы

роман 2

Толковый словарь Ожегова

РОМА́Н 2, -а, м. Любовные отношения между мужчиной и женщиной. У неё с ним р. Р. крутить с кем-н. (находиться в любовных отношениях; разг.).

Полезные сервисы

роман i

Энциклопедический словарь

Рома́н I - Лакапин (? - 948), византийский император в 920-944, из Македонской династии. Указы Романа I 934, 943 защищали крестьянское землевладение от захватов динатов. Роман I остановил наступление болгар на Константинополь, отвоевал у арабов многие территории, отразил в 941 нападение на Византию киевского князя Игоря, в 944 заключил мирный договор с Русью. Низложен сыновьями. Умер в ссылке.

Полезные сервисы

роман i лакапин

Энциклопедический словарь

РОМАН I Лакапин - РОМА́Н I Лакапин (ок. 870 - 948), византийский император с 17 декабря 920 по 16 декабря 944. «Из всех подданных избрал я стражем моего владычества и царства... неусыпнейшего, благомысленнейшего и вернейшего Романа, ему доверил хранить меня с Богом и его счел вместо отца, поскольку он выказал мне свою отеческую любовь и родительское расположение», - такими словами известил юный Константин VII (см. КОНСТАНТИН VII Багрянородный) о приобщении к власти Романа Лакапина, командующего флотом и своего тестя, получившего почетное титул-звание «василеопатора».

Роман Лакапин был друнгарием византийского флота. При содействии патриарха Николая он стал регентом (919), в следующем году сделался кесарем, а затем и соправителем императора. Роман поклялся синклиту не посягать на царство, но Константин Багрянородный на долгие годы был отстранен от власти, которую его тесть постарался закрепить за своими сыновьями. В 921-924 Роман венчал троих из них соправителями, а в 933 четвертый сын был сделан патриархом. Константин не простил такого унижения себя лично и своего рода. Через много лет он с ненавистью писал о воцарении тестя: «вступил во дворец и оказался, не знаю, как выразиться, обладателем царства». Роман, по его словам, «был простым и неграмотным человеком... многое вершил деспотично и крайне самовластно, поэтому еще при жизни был ненавидим, порицаем и поносим и советом сената, и всем народом, и самою церковью».

В действительности же Роман правил с пользой для государства. Он был выдающимся императором-практиком, опытным администратором и организатором. Многолетняя война с болгарами, в ходе которой византийские войска терпели поражения под самыми стенами Константинополя, завершилась со смертью царя Симеона (см. СИМЕОН Великий). В 927 Роман заключил выгодный мир с царем Петром (927-970), надолго сделавший из врага союзника и позволивший развязать руки для наступательной политики на Востоке. Византийские полководцы все более успешно воевали с арабами, при Романе I особенно прославился доместик схол Иоанн Куркуас, занимавший этот пост более двадцати лет. Его войска в 934 взяли Мелитину, а в 944 после осады Эдессы византийцам был выдан знаменитый Эдесский Нерукотворенный образ Христа, с большим торжеством внесенный в Константинополь.

Особую главу внутренней истории Византии составляют т. н. «антидинатские» законы, начатые при Романе (927) и направленные на поддержку стратиотского землевладения и сохранения основы фемного (см. ФЕМЫ) строя. Роман I успешно справлялся с трудностями государственной жизни. В глазах расположенного к нему хрониста, хотя и писавшего по приказу Константина Багрянородного, император Роман проявлял «великодушие и человеколюбие», не жалел денег для освобождения попавших в плен воинов, уплатил из своих средств все квартирные долги константинопольцев, затратив на это 19 кентинариев (более 130 тысяч золотых солидов).

Царствование Романа I оборвалось неожиданно и печально: 16 декабря 944 он был низложен собственными сыновьями, но эта, по словам хрониста, «нежданная беда» настигла узурпатора по Божьему соизволению, «дабы ею он вразумился, осознал свои заблуждения и сподобился спасения». Романа сослали на Принцевы острова, но вплоть до смерти престарелого императора в 948 в столице не прекращались заговоры с целью возвращения его на престол.

Большой энциклопедический словарь

Рома́н I Лакапин (? — 948), византийский император в 920—944, из Македонской династии. Указы Романа I 934, 943 защищали свободных крестьян — основных налогоплательщиков — от обезземеливания. Роман I остановил наступление болгар на Константинополь, отвоевал у арабов многие территории, отразил в 941 нападение на Византию киевского князя Игоря, в 944 заключил мирный договор с Русью. Низложен сыновьями. Умер в ссылке.

Полезные сервисы

роман iii аргир

Энциклопедический словарь

РОМАН III Аргир - РОМА́Н III Аргир (ок. 968 - 11 апреля 1034), византийский император, представитель Македонской династии (см. МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ), правил с 12 ноября 1028. Представитель константинопольской чиновной знати, был эпархом (см. ЭПАРХ) столичного города. Императором стал в 60-летнем возрасте по воле Константина VIII (1025-28), женившего его на своей дочери Зое. Источники единодушны в признании отсутствия у него способностей к управлению государством и руководству армией. В походе 1030 против арабов, который он лично возглавил, византийские войска потерпели поражение, а сам император чудом спасся. Тем не менее царствование Романа увидело блестящие успехи византийского оружия на Востоке. Этим империя была обязана выдающемуся полководцу Георгию Маниаку, который, добившись многих побед в Сирии, завладел также Эдессой, откуда переслал в столицу вторую святыню этого города - письмо Христа царю Авгарю.

Заподозрив победоносного полководца в намерениях узурпировать власть, Роман III отстранил Маниака от командования, но воспользовался плодами его побед. Арабам был предложен договор о праве утверждения императором патриарха Иерусалимского и восстановлении храмов Иерусалима на византийские деньги. Это соглашение было достигнуто уже после его смерти, в 1036. Одним из заметных событий царствования Романа III стало возведение роскошного храма в честь Богоматери Перивлепты в Константинополе. Его описание сохранил Михаил Пселл (см. МИХАИЛ ПСЕЛЛ).

Полезные сервисы

роман iv

Энциклопедический словарь

Рома́н IV - Диоген (? - 1072), византийский император c 1068. Разбит и пленён в августе 1071 при Манцикерте султаном Алп-Арсланом, отпущен на условиях выплаты ежегодной дани, в 1071 низложен и ослеплён Дуками.

Полезные сервисы

роман iv диоген

Энциклопедический словарь

РОМАН IV Диоген - РОМА́Н IV Диоген (ок. 1039-1072), византийский император, правил в 1068-1071. Выходец из среды провинциальной военной аристократии, был дукой Сердики (Софии). Достиг престола через брак со вдовой Константина X (1059-1068), Евдокией Макремволитиссой, как ставленник военной партии в условиях резко ухудшившейся обстановки на границах империи. Роман IV немедленно предпринял усилия по укреплению армии и организации скорейшего отпора сельджукам в Малой Азии. Он достиг некоторых успехов, но в битве при Манцикерте (1071) в результате измены части армии его войска были разгромлены, а сам Роман попал в плен. Враждебная императору партия при дворе тут же провозгласила его низложенным; царем был объявлен сын Константина X и Евдокии - Михаил VII Дука (1071-1078). Роман тем не менее не считал свое дело проигранным. Освобожденный из плена Алп-Арсланом (см. АЛП-АРСЛАН), он попробовал отстаивать свои права, но потерпел поражение, был пленен войсками Михаила VII и ослеплен. Династия Дук закрепила престол за собой.

Большой энциклопедический словарь

РОМАН IV Диоген (? - 1072) - византийский император с 1068. Разбит и пленен в августе 1071 при Манцикерте. Отпущен Алп-Арсланом из плена, в 1071 низложен и ослеплен Дуками.

Полезные сервисы

роман а кле

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН А КЛЕ * roman à clé. Роман с намеками. В публике на роман ["Жертва вечерняя"] взглянули как на то, что французы называют roman à clé, то есть стали в нем искать разных петербургских личностей, в том числе очень высопоставленных. П. Боборыкин За полвека. // БИШ.

Полезные сервисы

роман века

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Полезные сервисы

роман д'авантюр

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН Д'АВАНТЮР * roman d'aventures. Авантюрный роман. Просто заурядные romans d'aventures ... мимоходом коснутся нигилистов каким-нибудь коротеньким привходящим эпизодом. РВ 1887 10 607. В отличие от французского roman d''aventures XVII века, повествовавшего о любви и приключениях, не имевших ничего общего с реальной жизнью, английский роман XVIII века был способен ясно и реалистично изобразить современную жизнь и современного человека. ВЛ 1998 4 91.

Полезные сервисы

роман де (дю) ренар

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ДЕ (ДЮ) РЕНАР * roman de ( du ) Renart(-rd). литер. Французская средневековая повесть в стихах, резко бичующая феодальные нравы и обычаи. Так называемый roman du Renard - героический эпос наизнанку, с теми же типами, но схваченными с отрицательной стороны. А. Н. Веселовский Из введения в Истор. поэтику. // БИШ.

Полезные сервисы

роман де бон сосьете

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ДЕ БОН СОСЬЕТЕ * roman de bonne société. Роман о светском обществе. Говорят, этот роман < "Племянница" Евгении Тур>расходится хорошо и имеет успех в свете. Его называют: "un roman de bonne société". 29. 11. 1851. И. С.Аксаков - С. Т. Аксакову. // НН 1991 5 57.

Полезные сервисы

роман де ла ви энтим

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ДЕ ЛА ВИ ЭНТИМ * roman de la vie intime. Роман о личной жизни. Французский критик, говоря о том, что англичане называют повестью, выразился бы, вероятно, фразою roman de la vie intime. ОЗ 1848 11 7 2.

Полезные сервисы

роман де ла роз

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ДЕ ЛА РОЗ * roman de la Rose. литер. Французская аллегорическая и дидактическая поэма XIII-XIV вв. Нельзя упустить и дидактический момент в эпопее Данте. Он также присущ всей средневековой поэзии. За примерами не приходится идти далеко. Тот же Roman de la Rose стремится преподнести читателям различные сведения и служил в свое время как энциклопедия мудрости. Тиандер Народно-эпическое творчество. // БИШ.

Полезные сервисы

роман де лонг алэн

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ДЕ ЛОНГ АЛЭН * roman de longue haleine. литер. Многотомный роман. О мгновенном и огромном успехе первого, вновь появившегося романа (roman de longue haleine) говорить не приходится. А. Луначарский Марсель Пруст. // БИШ.

Полезные сервисы

роман де мёрс

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ДЕ МЁРС * roman de moeurs. Роман нравов. Они <приверженцы естественности и правды>.. привыкли смотреть на жизнь с их веселой и разгульной точки зрения, из шутки и шалости сначала, а потом по привычке и склонности, подражают их обычаю, выучиваются курить, тянуть шампанское не хуже удалых гусаров, и стараются осуществить на деле перенести из книг в действительность сцены и быт, знакомые им по модным romans de moeurs. 1851. Растопчина Счастливая женщина 25.

Полезные сервисы

роман де сосьете

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ДЕ СОСЬЕТЕ * roman de société. Светский роман, роман о светской жизни. Мы воздержались от безнадежной попытки создать в нашей стране [Америке] произведение в духе Roman de société, однако сделать шаг-другой в этом направлении небесполезно. Дж. Ф. Купер Предисловие к роману "Дома". // БИШ.

Полезные сервисы

роман диалоге

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ДИАЛОГЕ * roman dialogué. Вы, которые трагедии безсмертнаго Шиллера называете романами в разговорах (romans dialogués), что скажете вы о сем новом произведении нашего соотечественника. МТ 1829 13 125.

Полезные сервисы

роман дэн жёном повр

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ДЭН ЖЁНОМ ПОВР * roman d'un jeune homme pauvre. Роман бедного молодого человека. От названия одного из романов О.Фелье (1821-1890). Каждый роман Достоевского - в своем роде и на свой особый лад - "Roman d'un jeune homme pauvre" (совершенно минуя, конечно, разницу в талантах, и в направлении Достоевского и О. Фелье). Амфитеатров "Дворянин" Достоевского.

Полезные сервисы

роман дю жур

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ДЮ ЖУР * roman du jour. В этом отношении творение сие не только роман сегодняшний (roman du jour), подобно новейшим светскими или гостиным романам, он еще роман века сего. 1829. Адольф, роман Бенжамена-Констана перев. Вяземского. // ПСС 10 VII.

Полезные сервисы

роман лакапин

Большой энциклопедический словарь

РОМАН I Лакапин (? - 948) - византийский император в 920-944, из Македонской династии. Указы Романа I 934, 943 защищали крестьянское землевладение от захватов динатов. Роман I остановил наступление болгар на Константинополь, отвоевал у арабов многие территории, отразил в 941 нападение на Византию киевского князя Игоря, в 944 заключил мирный договор с Русью. Низложен сыновьями.

Полезные сервисы

роман мстиславич

Энциклопедический словарь

Рома́н Мстисла́вич (? - 1205), князь новгородский (1168-1169), владимиро-волынский (с 1170), галицкий (1188, 1199), сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче и на Волыни; считался могущественнейшим князем Руси.

* * *

РОМАН Мстиславич - РОМА́Н Мстиславич (умер 1205), древнерусский князь, сын великого князя киевского Мстислава Изяславича и дочери польского короля Болеслава Кривоустого. Княжил в Новгороде (1168-69), затем стал владимиро-волынским (1170-1205) и одновременно (с 1199) галицким князем. Вел успешную борьбу с боярством и церковной знатью за укрепление княжеской власти. Владея Галицко-Волынским княжеством (см. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО) и распространив свою власть на Киевщину (в 1203 принял титул киевского великого князя), Роман Мстиславич стал одним из сильнейших князей Руси. С ним считались Византия, Польша, Венгрия, а римский папа Иннокентий III предложил Роману Мстиславичу королевскую корону при условии принятия католичества, но получил отказ. Чтобы укрепить свое влияние на Западе, Роман Мстиславич вмешался в междоусобицу польских князей, но в 1205 году попал в засаду у Завихоста на Висле и был убит.

Большой энциклопедический словарь

РОМАН МСТИСЛАВИЧ (? - 1205) - князь новгородский (1168-69), владимиро-волынский (с 1170), галицкий (с 1199), сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче и на Волыни; считался могущественнейшим князем Руси. Убит в войне с Польшей.

Полезные сервисы

роман о лисе

Большой энциклопедический словарь

"РОМАН О ЛИСЕ" ("Roman de Renart") - стихотворное произведение, памятник французской литературы сер. 13 в. Рассказывает о борьбе хитрого Лиса-Ренара с жадным и глупым Волком-Изегримом. Содержит элементы сатиры на знать и духовенство. Известны обработки романа на основных западноевропейских языках.

Полезные сервисы

роман о розе

Большой энциклопедический словарь

"РОМАН О РОЗЕ" ("Roman de la Rose") - памятник французской литературы 13 в., аллегорическая поэма о любви поэта к Розе, олицетворяющей идеальную женственность.

Энциклопедия Кольера

РОМАН О РОЗЕ (Le Roman de la Rose),

французская средневековая аллегорическая поэма. Состоит из двух частей, обе написаны в 13 в. Примерно между 1225 и 1235 Гильом де Лоррис создал историю о юноше, который увидел во сне Розу Любви и отправился на ее поиски, - это повествование состоит из 4058 строк. Через сорок с лишним лет после смерти Гильома Жан де Мен завершил роман, включавший теперь 21 780 строк. Главной темой осталась куртуазная любовь и безграничная преданность возлюбленного знатной даме. О жизни Гильома де Лорриса почти ничего не известно, но избранный им сюжет и изящество стиля указывают на благородное происхождение. Больше сведений имеется о превосходившем Гильома ученостью и равном ему по поэтическому таланту авторе второй части. Жан Клопинель родился в Мене (нынешний Менг) через несколько лет после смерти своего предшественника. Из более поздних документов явствует, что он носил звание "магистра", проживал в доме "на улице Сен-Жак" в Париже и скончался там же в 1305. Он перевел латинский военный трактат и Утешение философией Боэция. Созданная Гильомом первая часть Романа о Розе по объему намного уступает продолжению, в котором отразились необыкновенная ученость и изощренный склад ума, превосходное знание всех авторитетов эпохи - как древних, так и средневековых, и озабоченность вопросами нравственности и веры, что было характерно для тогдашних педагогов, причем Жан де Мен отлично владеет их полемическими приемами. Хотя Роман о Розе написан поэтами разных поколений, поэма сохраняет единство изначально заданной темы, сколько бы ни разнообразил преемник Гильома охват событий и сопутствующее настроение. Гильом изложил в почти полном виде концепцию куртуазной любви. Однако существуют и другие виды любви, и Жан де Мен представил их в назидательно-остерегающих речах наставников молодого влюбленного - в этой роли выступают аллегорические персонажи, олицетворяющие разум, дружбу, мирской опыт, мудрость, куртуазную любовь, природу и физическую близость. Столкновение догмы и наставления проводится столь остро и последовательно, что серия "лекций" выливается в грандиозную дискуссию, которой не дают стихнуть страсть, ученость, сатирическая насмешливость, брызжущий весельем юмор и полемический задор. Как поиски Розы, так и "великая дискуссия" находят свое завершение в удовлетворенном желании влюбленного. Поэма сохранилась в более чем 300 рукописях. В течение трех веков она оказывала громадное влияние на форму и содержание западноевропейской литературы. Дж. Чосер, все творчество которого пронизано влиянием Романа о Розе, перевел его на английский язык - если не целиком, то значительную часть.

ЛИТЕРАТУРА

Роман о Розе (Отрывки). - В кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. М., 1953

Полезные сервисы

роман парле

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ПАРЛЕ * roman parlé. Роман-импровизация. Дюма-отец проектировал так называемый roman parlé - другими словами, роман-импровизацию. Он предлагал. чтоб ему давали тему, а он развивал ее тут же на месте. Я иногда делывал это в своем семейном кругу, ради шутки. А. Измайлов Романист "на покое". // БИШ.

Полезные сервисы

роман пикареск

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ПИКАРЕСК * roman picaresque. литер. Плутовской роман. И. И. Гливенко прочел отрывки из своего перевода с испанского "Lazarillo de Tormes", предпослав чтению несколько слов о значении этого романа XVI века, являющегося первым в ряду так называемых "romans picaresques", которые в XVII и XVIII веках приобрели столь широкую популярность в западноевропейских литературах. ЖМНП 1894 3 18.

Полезные сервисы

роман полисье

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ПОЛИСЬЕ * roman policier. Во Франции, несмотря на сильные отечественные традиции roman policier.. к детективам пристал ярлык "чтива". НЛО 1996 22 279.

Полезные сервисы

роман псиколожик

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ПСИКОЛОЖИК * roman psychologique. литер. Психологический роман. Я бы предпочла, чтобы он писал в более реалистическом духе, чтобы он отдался скорее так называемому "Roman psychologique". ВЕ 1897 5 247.

Полезные сервисы

роман римский

Энциклопедический словарь

РОМАН Римский - РОМА́Н Римский (ум. 258), воин, обращенный в христианство священномучеником Лаврентием (см. ЛАВРЕНТИЙ Римский) Римским. Пострадал вместе с ним в гонение императора Валериана. Память в Православной церкви 10 (23) августа.

Большой энциклопедический словарь

РОМАН Римский (ум. 258) - воин, обращенный в христианство священномучеником Лаврентием Римским. Пострадал вместе с ним в гонение императора Валериана. Память в Православной церкви 10 (23) августа.

Полезные сервисы

роман романеск

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН РОМАНЕСК * roman romanesque. Ему <Марселю Прево> принадлежит возбудившая так много нареканий формула "романтического романа" (roman romanesque). СВ 1893 6 2 81.

Полезные сервисы

роман самосатский

Энциклопедический словарь

РОМАН Самосатский - РОМА́Н Самосатский (ум. 297), христианский мученик, пострадавший в г. Самосаты (в Сирии) в гонение императора Диоклетиана (см. ДИОКЛЕТИАН) . Память в Православной церкви 29 января (11 февраля).

Большой энциклопедический словарь

РОМАН Самосатский (ум. 297) - христианский мученик, пострадавший в г. Самосаты (в Сирии) в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 29 января (11 февраля).

Полезные сервисы

роман сладкопевец

Энциклопедический словарь

Рома́н Сладкопе́вец (конец V в. - около 560), византийский церковный гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Монах. Автор многострофных лирико-поэтических поэм, называемых кондаками (довёл форму до совершенства). Под его именем дошло 85 (из свыше 1000) текстов, эмоциональных религиозно-этических поучений, посвящённых различным церковным праздникам. Поэзия Романа Сладкопевца тесно связана с сирийской духовной песенностью. Известны славянские переводы его сочинений (в том числе знаменитый рождественский кондак «Дева днесь», а также покаянный кондак «Душе моя, душе моя, восстани»). Канонизирован православной церковью.

* * *

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ - РОМА́Н СЛАДКОПЕ́ВЕЦ (кон. 5 в. - ок. 560), византийский гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Автор многострофных лирико-поэтических поэм, называемых кондаками (см. КОНДАК). Под его именем дошло 85 текстов, посвященных различным церковным праздникам. Поэзия Романа Сладкопевца тесно связана с сирийской духовной песенностью. Известны славянские переводы его сочинений (в т. ч. рождественский кондак «Дева днесь»).

Большой энциклопедический словарь

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ (кон. 5 в. - ок. 560) - византийский гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Автор многострофных лирико-поэтических поэм, называемых кондаками. Под его именем дошло 85 текстов, посвященных различным церковным праздникам. Поэзия Романа Сладкопевца тесно связана с сирийской духовной песенностью. Известны славянские переводы его сочинений (в т. ч. рождественский кондак "Дева днесь").

Иллюстрированный энциклопедический словарь

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ (конец 5 в. - около 560), византийский церковный поэт-гимнограф. Уроженец Сирии. Монах. Довел до совершенства форму стихотворной проповеди со строфическим членением и рефреном, часто с элементами драматизации. Автор религиозно-этических поучений - гимнов (свыше 1000; известно около 85), которые облекал в форму кондаков (знаменитый рождественский кондак "Дева днесь"). Поэзия Романа Сладкопевца тесно связана с сирийской духовной песенностью.

Полезные сервисы

роман флёв

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ФЛЁВ * roman- fleuve m. Роман-река. Роман, в которой действие то убыстряется, то замедляется на фоне широкой картины общества и эпохи. Если бы даже цикл разрастаться мог безконечно, текст в результате никогда не стал бы roman fleuve (то есть материал не принял бы, расширяясь формы сериала). Л. Даррел Клеа. // Волга 1997 1-2 103.

Полезные сервисы

роман экспериманталь

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ЭКСПЕРИМАНТАЛЬ * roman expérimental. литер. Экспериментальный роман. "Красным и черным" зачинается тот roman experimental, которому суждено впоследствии неразрывно связать психологическую науку и поэтическое творчество. С. Цвейг Стендаль. // БИШ.

Полезные сервисы

роман энтим

Словарь галлицизмов русского языка

РОМАН ЭНТИМ * roman intime. Бытовой роман. БИШ. Таким образом, и княжна очень скоро начала находить весьма забавным, что, например, вчерашнюю ночь Иван Акимыч, воротясь из клуба ранее обыкновенного, не нашел дома своей супруги, вследствие чего произошла маленькая домашняя драма, по-французски называемая roman intime, а по-русски потасовкой, и оказалось нужным содействие полиции, чтобы водворить мир между остервенившимися супругами. Салт. Губерн. очерки. // 20-2 79.

Полезные сервисы