находилась на юге от Иерусалимского храма. Воды Силоама считались священными и были предметом торговли (Исайи 55 гл.), (Исайи 7, 6-7). Истекающий из храмовой горы и струящийся тихими водами Силоам есть символический образ Того, который «исшел от Бога» и Который «кроток и смирен сердцем» (Матф. 11, 29).
иерусалим
Энциклопедия Кольера
ИЕРУСАЛИМ - древний город в Палестине. С 1949 по 1967 был разделен между Израилем (большая часть Нового города), столицей которого он является, и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим единым муниципалитетом под израильским управлением. Священный город трех мировых религий - иудаизма, христианства и ислама, Иерусалим расположен на Иудейском плато на высоте 740 м, в 58 км к востоку от Средиземного моря и в 30 км к западу от Мертвого моря.
Топография. Древний Иерусалим находился в центре Иудейского плато, которое сложено в основном из твердого известняка и обрамлено на западе, юге и востоке долинами. На западе плато опоясывает Енномова долина. На востоке эта долина сохраняет свое древнее название - Кедронская. Параллельно Кедронской тянется небольшая в сравнении с ней другая долина. За столетия она заполнилась наносами, однако в древние времена служила более четкой линией раздела между восточной и западной частями города. В настоящее время она называется эль-Вад, а раньше носила колоритное название - долина Сыроваров, или Тиропеон. До возведения акведуков город водой обеспечивали два источника. Один находился чуть ниже соединения Кедронской и Енномовой долин, сейчас он называется Бир Айюб, а в древности носил имя Ен-Рогел. Другой источник, Айн Ситти Мариам, расположен у подножия Западного холма Кедронской долины. В древности он назывался Гион.
Климат. Климат Иерусалима схож с климатом других частей Израиля и Иордании; год делится на два сезона - дождливый (зима) и сухой (лето). Поскольку Иерусалим находится на возвышенности, максимальные и минимальные температуры там выше и смена погоды происходит быстрее, чем в других частях этого района. Дожди начинаются в октябре или ноябре и длятся до марта или апреля. За эти семь месяцев город получает почти всю свою норму осадков, которая составляет в среднем ок. 560 мм в год. С мая по сентябрь дожди практически прекращаются. Средняя температура января (самого холодного месяца) ок. 7° С, июля (самого теплого месяца) - 23° С. Зимой температуры часто опускаются ниже нуля, иногда выпадает снег. Летом максимальные температуры колеблются от 32 до 38° С, иногда до 44° С. Господствующие ветры северо-западные, однако летом из пустыни часто дует северо-восточный хамсин, который приносит сухую жару. Почвы маломощные, а в некоторых районах почвенный горизонт вовсе отсутствует. Естественная растительность представлена преимущественно травами, кустарниками, местами растет сосна. Ранней весной распускаются дикие цветы, в том числе крокусы и ирисы.
Ханаанейский город. Наиболее благоприятным местом для первого заселения Иерусалима был восточный холм над источником Гион. Здесь в поселении, позже названном Офель, археологи обнаружили следы жизни человека, относящиеся примерно к 3500 до н.э. Ранние поселенцы, по-видимому, жили в пещерах. Хотя во времена завоевания израильтянами город был известен как Иевус (Ис Нав 18,28), название Иерусалим встречается в египетских текстах, относящихся к более ранней эпохе. В амарнский период, время правления фараона Эхнатона (ок. 1390 - ок. 1360 до н.э. согласно основной хронологии и ок. 870 - ок. 840 до н.э. по более поздней альтернативной хронологии), город находился под властью Египта. Среди найденных в Тель-эль-Амарне клинописных табличек (т.н. Тель-эль-Амарнский архив) есть несколько посланий, написанных царем по имени Абди-Хиба. В одном из них он обращается к египетскому фараону с просьбой оказать срочную помощь в отражении захватчиков-грабителей. На одной из табличек Абди-Хиба писал: "Воистину, эта земля Урусалима не дана мне ни отцом, ни матерью, ее дал мне всемогущий царь... Воистину, царь навеки назвал своим именем земли Урусалима. Поэтому он не может оставить эти земли" (ср. Иер 14:9). Согласно Книге пророка Иезекииля (16:3), население ханаанского Иерусалима, численность которого, согласно другим источникам, составляла приблизительно 15 000, было смешанного состава и включало как аморреев, так и хеттеян. В Ис Нав 15:63 и других местах Ветхого Завета обитатели города до его захвата евреями именуются иевусеями.
Ветхозаветный город. Иерусалим был окончательно завоеван евреями вскоре после 1000 до н.э. Первый поход на город осуществил Давид (2 Цар 5:6-10; 1 Пар 11:4-9). Очевидно, Иерусалим был хорошо укреплен, поскольку сообщается, что иевусейские защитники хвастались его неприступностью. Тем не менее в сражении, где отличился Иоав, воинам Давида удалось захватить город. Предположительно они проникли в город через туннель, по которому туда поступала вода. С тех пор крепость Сион носит имя города Давидова. Согласно Библии, Давид "обстроил город кругом". Похоже, что эти слова относятся к работам, произведенным на городских стенах. Во время раскопок в Иерусалиме был обнаружен фрагмент стены шириной 8 м. Считается, что это часть стены города иевусеев, которая после ремонта и укрепления стала главным фортификационным сооружением города Давида. Башня и земляная насыпь, воздвигнутые у источника Гион, вполне могли быть сооружены во времена Давида или Соломона. Обладая мощными укреплениями, город Давида был относительно невелик. На востоке его границей служил холм над Кедронской долиной, а весь город занимал пространство источника Гион до окрестностей пруда Силоам. При царе Соломоне (ок. 973 - ок. 933 до н.э.) Иерусалим значительно разросся и превратился в международный торговый центр. Новая стена, построенная Соломоном, вероятно, окружала часть холма, находившегося на западе плато. Храмовый комплекс к северу от Офеля, воздвигнутый Соломоном, стал наиболее важной частью города. Главной чертой природного ландшафта района Храма является большой выход скалы, который до сих пор можно видеть под Куполом Скалы. Вероятно, жертвенник был воздвигнут на самой скале, а Храм находился от него строго к западу. Соломону понадобилось семь лет на сооружение Храма, для его строительства из Ливана был привезен кедр, а царь Тира Хирам прислал мастеров. Дворец Соломона, строительство которого заняло 13 лет, находился от Храма строго к югу, как и дворец дочери фараона, жены Соломона. Поблизости располагались знаменитый портик с колоннами и различные административные учреждения. Система водоснабжения иевусейского Иерусалима, соединенная с источником Гион, была расширена. Новый акведук проходил по краю холма от источника Гион до т.н. Старого, или Нижнего, пруда ниже города Давида. Во время царя Езекии старые водопроводы были заброшены, но был прорублен новый туннель Силоам, по которому воды Гиона поступали в Верхний, или Силоамский, пруд. Этот пруд находился внутри окруженного стеной города, недалеко от старого пруда. Чтобы добраться до Силоамского пруда, туннель пришлось прорубать сквозь сплошную скалу на глубине 520 м. Работники использовали клинья, молоты и кирки, они вели проходку с обоих концов и в итоге встретились в середине туннеля внутри холма. Недалеко от Силоамского выхода была обнаружена следующая надпись: "Долго мы пробивались вперед, и вот цель достигнута". Вероятно, прокладку туннеля осуществил Езекия, о котором упоминается в 2 Цар 20:20 и 2 Пар 32:30, с целью обеспечить более надежное водоснабжение перед угрозой вторжения Палестины и вероятностью осады Иерусалима царем Ассирии Синахерибом (Сеннахиримом) (701 до н.э.). Иерусалиму удалось избежать захвата Синахерибом, но он был взят вавилонским царем Навуходоносором II в 598 до н.э. и еще раз после восстания 587 до н.э., когда город подвергся особо жестокому разрушению. Стены были снесены, Храм, дворец царя и "все домы в Иерусалиме, и все домы большие" сожжены (4 Цар 25:8-10). Тогда же родилась памятная клятва: "Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя" (Пс 136). После возвращения евреев из вавилонского плена Иерусалим был отстроен заново. Под руководством Зоровавеля был возведен новый, Второй храм (516 до н.э.), он был меньше и скромнее Храма Соломона. Вдохновителем восстановления городских стен был Неемия, о чем повествует Книга Неемии. На протяжении долгих лет после этого (примерно до 445 до н.э.) Иерусалим оставался небольшим, не имевшим политического значения городом, хотя на время он стал духовным центром для евреев диаспоры. Во время борьбы между Птолемеями и Селевкидами Палестину сначала захватили правители Египта. Вероятно, по крайний мере один раз Иерусалим оказал сопротивление, поскольку зафиксировано, что Птолемей I взял город в еврейскую субботу (320 до н.э.), когда религиозные запреты не позволяли горожанам эффективно обороняться. Однако в 198 до н.э. Антиоху III Великому в конце концов удалось отбить Палестину, и после этого Иерусалим вошел в состав владений правителей Сирии. Селевкиды были приверженцами эллинистической культуры, и в этот период в Иерусалиме получили распространение греческая одежда, обычаи и атлетические упражнения. Молва приписывает первосвященнику Иасону строительство недалеко от храма гимнасия, которого впоследствии назвали Сикст. Однако, когда в 168 до н.э. Антиох IV Епифан предпринял попытку уничтожить религию евреев, фактически осквернив иерусалимский Храм и прекратив религиозные жертвоприношения, он столкнулся с упорным сопротивлением. Имея мало шансов на победу, Маккавеи все же подняли восстание, и после долгой и ожесточенной борьбы евреи добились независимости. На начальном этапе восстания Антиох Эпифан контролировал не только Храм, но и крепость Акру, расположенную на господствующей высоте к югу от храмового комплекса. Через три года Маккавеи отвоевали Храм и вновь освятили его. С тех пор это событие отмечается праздником Освящения (Ханукка). Через двадцать с лишним лет им удалось полностью очистить от врагов Акру и окончательно освободить Иерусалим к 143 до н.э. После этого Маккавеи разрушили Акру и срыли вершину холма, на которой он стоял, чтобы впредь исключить угрозу для храмового комплекса. Они построили крепость Барис на скале в северо-западной части ограды Храма. Другой постройкой маккавейского периода был дворец Хасмонеев (так называли поздних Маккавеев), который сохранялся и во времена Ирода Агриппы II.
ДРЕВНИЙ ИЕРУСАЛИМ (реконструкция).
Новозаветный город. При хасмонейском правителе Александре Ианнайе (ок. 103 - ок. 76 до н.э.) независимое иудейское царство достигло почти такого же величия, как и при Давиде. Однако его сыновья Гиркан II и Аристовул II развязали междоусобную борьбу за трон, в результате чего римлянам удалось установить над страной свой контроль. Когда Помпей в 63 до н.э. прибыл в Иерусалим, сторонники Аристовула укрылись на укрепленном холме храмового комплекса, а Гиркан вступил в союз с римским полководцем. После трехмесячной осады Храм был взят в еврейскую субботу, и священнослужители дали себя истребить, поскольку занимались отправлением религиозных обрядов. Подобно Антиоху Епифану, Помпей вступил в Святое святых Храма, но в отличие от него не разграбил богатства и не стал подвергать гонениям евреев. Гиркан II (ум. 30 до н.э.) и его друг и соратник Антипатр Идумеянин вели умелую политическую игру и примкнули к Юлию Цезарю, когда тот стал правителем Рима, обеспечив тем самым Иудее особые привилегии. Антипатр, в свою очередь, назначил двух своих сыновей, Фасаила и Ирода, правителями Иерусалима и Галилеи. В итоге Рим сделал Ирода царем Иудеи, и тот правил с 40 по 4 до н.э. Ирод Великий был неутомимым строителем, и при нем Иерусалим обрел тот облик, с которым город вступил в эру христианства. Ирод восстановил городские стены, разрушенные Помпеем. В старом городе он построил три новые башни - Гиппик, Фасаил и Мариамна. По описанию Иосифа, основания башен представляли собой мощную каменную кладку. Башни имели зубчатые стены и башенки, внутри них были помещения. Вероятно, они были воздвигнуты на том месте, где сейчас стоит т.н. башня Давида близ Яффских ворот. К башням прилегал дворец Ирода. Иосиф сообщает, что во дворце были залы невероятных размеров для пиров и спальные покои для сотен гостей, вокруг дворца были прорыты каналы и высажены деревья. В северо-западной части храмового комплекса Ирод перестроил крепость Барис и переименовал ее в крепость Антония - в честь Марка Антония, который в те годы правил восточными провинциями Римской империи. Каждый из четырех углов крепости, стоявшей на скалистом обрыве, венчали мощные башни. Внутри крепости находился великолепный дворец, а снаружи она соединялась лестницами и мостами с галереями храма. Ирод Великий также завершил возведение стен вокруг холма, на котором располагался храм; типичный образец каменной кладки того времени можно до сих пор видеть на Стене плача в западной части храмового комплекса. Стена сложена из громадных каменных блоков.
При Ироде в Иерусалиме было построено много
зданий, в том числе театр, амфитеатр и ипподром, но его наиболее важным деянием в области строительства считается перестройка самого Храма. Царь не скрывал привязанности к языческой культуре, однако приказал, чтобы работы велись в строжайшем соответствии с канонами иудаизма, причем в качестве строительных рабочих использовались лишь специально обученные священнослужители. При этом сам Ирод не входил во внутренние пределы Храма, куда могла ступить нога лишь посвященного. Работы начались в 20-19 до н.э., перестройка же самого Храма завершилась через полтора года. Строительство продолжалось до тех пор, пока римляне не сожгли Храм в 70 н.э. Согласно приведенным Иосифом данным, во внешний двор храмового комплекса с западной стороны можно было попасть через четверо ворот, в других источниках упоминаются двое ворот на юге - одни на востоке и одни на севере. Стены внешнего двора имели портики, особо примечательным строением была базилика на южной стороне, имевшая не менее 162 колонн, которые с трудом могли обхватить трое мужчин. Внешний двор обычно называли двором гоев (двором язычников), поскольку в него разрешалось входить и непосвященным. Внутреннее пространство Храма отделялось перегородкой, и внутрь имели доступ только евреи. Иосиф упоминает о надписях с соответствующими предупреждениями на этой стене, и эти надписи были найдены современными археологами. Внутренний Храм состоял из двора для женщин, двора для мужчин и двора для священнослужителей. Во дворе для священнослужителей, прямо напротив здания дворца, как и полагалось, находился жертвенник. Над ним был возведен пролет из двенадцати ступеней, который вел в святилище - сооружение из огромных белых камней, покрытых золотом. Внутрення комната святилища называлась Святое святых. Общий вид этого здания, символа еврейской веры, должно быть, поражал воображение, и раввины с гордостью говорили: "Кто не видел нового Храма Ирода, тот в жизни не видел прекрасного сооружения".
См. также ХРАМ. Иосиф упоминает о трех городских стенах, две из которых были восстановлены с разрешения Юлия Цезаря и в таком виде сохранились до времен Христа. Третья стена, которую начал возводить Ирод Агриппа I, была завершена незадолго до 70 н.э. Первая, самая древняя стена шла на запад от храмового комплекса к трем башням Ирода и затем опоясывала всю юго-западную часть города. Некоторые ее фрагменты были найдены к югу от современного Иерусалима. Вторая стена начиналась от ворот под названием Гинаф и охватывала север города, заканчиваясь в крепости Антония. Ворота Гинаф, вероятно, находились около башен Ирода, однако спорным остается вопрос о том, где проходила стена от этого места до крепости Антония. Главный вопрос состоит в том, была ли стена расположена внутри или вовне по отношению к церкви Гроба Господня. Если церковь оставалась за пределами стены, то общепринятое представление о месте распятия и погребения Иисуса оказывается неточным, поскольку в Новом Завете говорится, что Христос страдал, "не выходя за ворота". Если же стена проходила внутри того места, где сейчас расположена церковь Гроба Господня, тогда оно действительно может совпадать с тем местом, где был распят и погребен Иисус, этот факт был авторитетно подтвержден во времена Константина Великого и с тех пор не был опровергнут. Третья стена, сооружение которой началось уже после Христа, шла от башни Гиппика, окружала обширные северные окраины и возвращалась в северо-западный угол храмового комплекса. Фрагменты этой стены были недавно обнаружены в северной части города. Все эти стены находятся значительно севернее современной стены вокруг города, которая, вероятно, была построена Адрианом, когда во 2 в. Иерусалим был римской колонией. Ряд мест, связанных с жизнью Иисуса, можно определить с высокой степенью точности. Пруд Силоам до сих носит это древнее название, тогда как пруд Вифезда, вероятно, располагался в низине рядом с церковью св. Анны, к северу от храмового комплекса. Ворота, через которые триумфально въехал Христос, находились, по-видимому, около Золотых ворот. Гефсимания была приблизительно на месте современной Гефсиманской церкви на нижних склонах Масличной горы. Претория Пилата могла быть в замке Антония, хотя некоторые исследователи считают, что она могла располагаться во дворце Ирода Антипы. Иерусалимская резиденция Ирода Антипы, к которому также водили Иисуса (Лк 23:7), возможно, находилась во дворце Хасмонеев, между храмовым комплексом и дворцом Ирода. Как уже отмечалось, Голгофа могла быть на месте современной церкви Гроба Господня. В 70, во время еврейского восстания, Иерусалим был осажден, взят и разрушен римским полководцем (впоследствии императором) Титом. Храм был сожжен, а город стерт с лица земли. Когда Тит отбыл из города, оставались только три башни Ирода и часть стены. Последующие исторические события. Римский император Адриан попытался восстановить Иерусалим как языческий город. Это и ряд других действий римлян вызвали еще одно еврейское восстание (132-135), которое возглавил Бар-Кохба. После подавления восстания Адриан разделил город на семь кварталов, построил и перестроил многие общественные здания, в том числе термы, театр и ипподром. Были сооружены два главных храма - Юпитера Капитолийского на том месте, где раньше стоял еврейский Храм, и святилище Венеры на месте гробницы Христа. Новый город был назван колонией Элия Капитолина, евреям под страхом смерти запрещалось входить на его территорию. В 325 император Константин сделал Иерусалим христианским городом. Как свидетельствует церковный историк Евсевий, языческое святилище Венеры было разрушено, и гробница Христа вновь открылась миру. На этом месте была сооружена прекрасная базилика, в 325 она была освящена, что подробно описал Евсевий в Жизни Константина. Церковь разрушили в 614, и от нее остались лишь фрагменты. На этом месте воздвигались другие сооружения, в том числе построенная крестоносцами базилика, она дошла до наших дней как церковь Гроба Господня. В 614 Иерусалим захватили персы во главе с Хосровом II, а в 638 он был завоеван арабским халифом Омаром. Город получил название эль-Кудс, храмовый комплекс был назван Харам аш-Шариф (Благородное святилище). Над священной скалой воздвигли восьмиугольное сооружение с куполом - мечеть Куббат ас-Сахра ("Купол над скалой") или мечеть Омара, в южной части храмового комплекса была сооружена мечеть эль-Акса. В 1072 Иерусалим захватили турки-сельджуки, а в 1099 он был взят крестоносцем Готфридом Бульонским. Город являлся столицей Иерусалимского королевства до 1187, а затем перешел к Саладину. Крестоносцы отбили Иерусалим в 1229, но в 1244 мусульмане вновь установили над ним свой контроль. В 1517 город был захвачен османскими турками. При Сулеймане Великолепном (правил в 1520-1566) была возведена стена, которая до сих пор окружает Старый город. Иерусалим оставался под мусульманским управлением до Первой мировой войны, однако к концу 19 в. большинство его населения вновь составляли евреи.
Современный Иерусалим. Современный Иерусалим делится на две части - Новый и Старый город. В Старом городе, в черте стены Сулеймена, расположены четыре квартала: еврейский на юге; армянский на юго-западе; христианский на северо-западе (примыкает к церкви Гроба Господня) и мусульманский на северо-востоке и востоке, куда входит территория древнего храмового комплекса. Строительство Нового города за пределами стены началось в 1860 с сооружения первой еврейской окраины на западе и продолжалось, пока Новый город не превзошел Старый как по размерам, так и по численности населения. В районе Меа Шеарим проживает община крайне ортодоксальных евреев, придерживающихся неизменных на протяжении столетий традиций. Большую часть периода современной истории город находился под турецким контролем. Союзные войска под командованием британского генерала Алленби нанесли поражение турецким и германским силам во время Первой мировой войны, и город попал под британское управление как часть подмандатной Палестины. Британцы решили уйти из Палестины весной 1948, когда было образовано еврейское государство Израиль. ООН постановила, что Иерусалим должен находиться под международным управлением, однако в ходе войны 1948-1949 между арабами и израильтянами Старый город и прилегающие к нему с севера, востока и юга районы перешли под контроль войск Иордании, а Новый город и прилегающий западный район отошли к Израилю. Благодаря достигнутому под эгидой ООН соглашению о прекращении огня были установлены границы, кроме того, в большинстве городских районов между израильской и иорданской территориями были созданы нейтральные полосы. 14 декабря 1949 Иерусалим был провозглашен столицей Израиля. Во время арабо-израильского конфликта 1967 израильские войска заняли иорданские районы Иерусалима и провозгласили весь город единым муниципалитетом. Барьеры, разделявшие город после 1948-1949, были уничтожены. Вдобавок были разрушены символические Мандельбаумские ворота, служившие в прошлом единственным переходом между двумя секторами. В границы Нового города вошли Рамат Рахиль (Гробница Рахили) и эль-Азария (Вифиния), но Вифлеем остался вне границ. Израильтяне планировали создать арабские кварталы на севере и востоке, а к югу от Старого города обустроить территорию для промышленных предприятий и создать национальный парк. Восстановительные работы были начаты в еврейском квартале Старого города, большая часть которого была разрушена во время военных действий 1948-1949. Из-за климата и тонкого слоя почвы сельское хозяйство не стало важной отраслью в районе Иерусалима. Выращивается пшеница, некоторые сорта овощей, оливы, вокруг города пасутся стада овец и коз. Единственным полезным ископаемым является известняк, который используется в строительстве. Однако в последние годы вокруг города были созданы сельскохозяйственные поселения. Появились виноградники, фруктовые сады, молочные фермы, стали выращивать скот и птицу. Были расширены и модернизированы каменоломни. Однако основное значение Иерусалима заключается в его истории и религиозных святынях, которые привлекают туристов, поэтому в городе развито производство сувениров и предметов религиозного культа. Святые места Иерусалима расположены в Старом городе. Круглый год туристы и христианские паломники приезжают посетить церковь Гроба Господня, Крестный путь (см. КРЕСТНЫЙ ПУТЬ),
Гефсиманский сад, Масличную гору, церковь Вознесения и Вифинию. Мечеть аль-Акса является третьей по значению святыней мусульман.
Полезные сервисы
библейская археология
Энциклопедический словарь
БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ - БИБЛЕ́ЙСКАЯ АРХЕОЛО́ГИЯ, ветвь археологии, задачу которой составляет воссоздание и анализ исторических реалий, нашедших отражение в Библии (см. БИБЛИЯ). Специфика этой области науки заключается в сопоставительном анализе материалов археологических раскопок и текстов Священного Писания. После 1917 г. эта область археологии по понятным причинам оказалась недоступной для русских ученых и вплоть до последнего времени практически не освещалась в отечественных изданиях. Между тем, ученые Европы, США и Израиля активно вели раскопки на территории библейских стран в течение всего 20 в. Географические рамки раскопок распространялись на все территории, описываемые в текстах Библии, т. е. практически на все Восточное Средиземноморье, Двуречье и, отчасти, Египет.
Возникновение библейской археологии
Интерес к землям, упоминавшимся в Священном Писании, существовал во все эпохи, но регулярное исследование библейских древностей началось лишь в 19 в., с началом идентификации древних городов, упоминающихся в Ветхом Завете. Начиная с 1865 г. стали появляться общества по исследованию Палестины: первое возникло в Британии, затем - в Америке, Германии и России (1882 г.). Ранние археологические исследования носили разведывательный характер: на карты заносились и описывались руины, находившиеся на поверхности. Первые раскопки в Иерусалиме провел англичанин Ч. Уоррен в 1867 г., однако археологические работы в тот период еще не давали удовлетворительных результатов из-за отсутствия строгой научной методики. Началом подлинно научной археологии можно считать 1890 г., когда английский археолог Ф. Питри (см. ПИТРИ ФЛИНДЕРС Уильям Мэтью) разработал метод систематизации комплексов керамики, позволявший определять относительную хронологию культурных слоев, вычленяемых при раскопках того или иного поселения. Таким образом, первые подлинно научные раскопки в Палестине начались на рубеже 19-20 вв. Их вели англичане (Питри, Макензи, Макалистер), американцы (Рейснер, Фишер), немцы (Шумахер, Ватцингер), французы (Вогюз, Клермон-Ганно). Свой вклад в исследования Палестины на рубеже веков внесли и русские ученые (Олесницкий, Кондаков (см. КОНДАКОВ Никодим Павлович), Ростовцев (см. РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович), архимандрит Антонин (Капустин) (см. АНТОНИН (Капустин))).
В этот период активные раскопки велись не только в Палестине, но и в Двуречье, где работы шли сразу по многим направлениям: были раскопаны Ашшур (см. АШШУР (город)), Ниневия (см. НИНЕВИЯ), Вавилон (см. ВАВИЛОН) и древнейшие шумерские центры (Урук (см. УРУК), Ниппур (см. НИППУР) и др.). На территории Сирии был найден Алалах - город, существовавший с 4 до конца 2 тыс. до н. э.
В период между двумя мировыми войнами резко расширился хронологический диапазон исследований: началось исследование памятников дописьменных эпох - палеолита, мезолита и неолита. В этот период в Палестине начал работать выдающийся американский археолог В. Олбрайт, который занялся исследованиями малых центров, сформировав тем самым новый, более широкий археологический контекст для анализа библейских источников. В Сирии начались раскопки Рас-Шамры (см. РАС-ШАМРА) - поселения, существовавшего с эпохи неолита, и с середины 2 тыс. до н. э. известного как аморейский центр Угарит (см. УГАРИТ). В Двуречье были открыты халафская (см. ХАЛАФСКАЯ КУЛЬТУРА) и убейдская раннеземледельческие культуры (5-4 тыс. до н. э.).
Израильская школа археологии начала формироваться еще до создания самого государства Израиль: раскопки проводились еврейскими учеными уже с тех времен, когда Палестина стала территорией английского мандата (Мазар, Авигад, Сукеник, Ядин). После 1948 г. круг израильских археологов расширился (Ави-Иона, Дотан, Ахарони, Каплан, позднее - Бараг, Ронен, Уссишкин, Эпштейн и др.). Археологические раскопки велись практически по всей стране. Удалось проследить этапы развития Сиро-Палестинского региона на протяжении дописьменного периода его истории: от присваивающего хозяйства палеолита и мезолита до раннеземледельческих культур (7-4 тыс. до н.э.) с производящей экономикой.
В середине 20 в. на западном побережье Мертвого моря в пещерах Кумрана и Иудейской пустыни были найдены рукописи (см. МЕРТВОГО МОРЯ РУКОПИСИ), датируемые периодом с 3 в. до н. э. вплоть до 8 в. н. э. В северо-западной Сирии итальянская экспедиция открыла город-государство Эблу (см. ЭБЛА) (3 тыс. до н. э.). В 1980-е гг. в Ираке и Сирии начали работать российские ученые (Мунчаев, Мерперт, Бадер), исследовавшие памятники 7-3 тыс. до н. э. Наряду с расширением хронологических и географических рамок археологических исследований, продолжались раскопки таких известных центров, как Иерусалим, Иерихон, Мегиддо, Самария, Лахиш, Асор и др.
С конца 60-х годов в археологии ближневосточного региона получил развитие мультидисциплинарный подход: помимо полевых археологов и специалистов по стратиграфии и керамике к работам стали привлекаться климатологи, палеоботаники, антропологи и т.д. Эти революционные для археологии нововведения были предложены американской археологической школой, которая в 70-80-х годах приобрела ведущее значение. Американские ученые Девер, Коэн, Сегер, Леви, Шауб и др. осуществили несколько широких мультидисциплинарных проектов в горах Негева, районе Иордана (Баб эд-Дра), Хирбет-Искандере и ряде других мест. Новый подход к исследованиям позволил многократно увеличить количество информации, извлекаемой из археологических памятников. Однако изменения в подходе к исследованиям повлекли за собой переосмысление библейской археологии как таковой: постепенно стало очевидным, что увеличение информации не вело к качественным изменениям в осмыслении накопленного материала. Новые данные, получаемые благодаря мультидисциплинарным исследованиям, по-прежнему позволяли реконструировать типы поселений и особенности быта, но не социальную организацию и, тем более, идеологию и религию древних жителей Палестины.
Во времена зарождения библейской археологии в середине 19 в. ученые полагали, что взаимная корреляция археологических источников и библейских текстов позволит составить более объективное представление об описываемых в Библии исторических событиях. Проблема соотношения между археологическими данными и библейскими текстами оказалась куда более сложной, чем ее представляли себе позитивистски настроенные ученые, стоявшие у истоков этой дисциплины. Надежды на то, что Библию удастся поставить на твердый археологический фундамент, характерные для археологов старших поколений, уступили место более прагматичному подходу: многочисленные споры о взаимоотношении между Библией и археологией привели к осознанию того, что прямой корреляции между археологическими находками и библейскими текстами по сути не существует. Ученым пришлось признать тот факт, что за полторы сотни лет своего существования библейская археология не смогла доказать историчность многих библейских персонажей и событий, особенно в отношении ранних эпох (например, эпохи патриархов или завоевания Ханаана). Таким образом, на сегодняшний день понятие «библейская археология» постепенно уступает место понятию «Сиро-Палестинская археология». Иными словами, археология данного региона начала утрачивать свой специфический статус, и большинство современных исследователей рассматривает ее как одно из территориальных ответвлений общей археологии.
Тем не менее, как бы ни называть эту ветвь археологии, нельзя не признать, что сами по себе ее достижения весьма значительны.
На землях «плодородного полумесяца
Территория Палестины была населена с незапамятных времен: в местечке Убейдия в 3 км к югу от Тивериадского озера в слоях древнейшего палеолита (около 700 тыс. до н.э.) найдены древнейшие каменные орудия. В среднем палеолите (170-45 тыс. до н.э.) наряду с пещерными уже фиксируются открытые стоянки, а также зачатки погребальных ритуалов. В верхнем палеолите (45-14 тыс. до н. э.) в Сиро-Палестинском регионе складывается т. н. кебаранская культура (20-13 тыс. до н. э.): в ее поселениях появляются первые искусственные жилища, круглые или овальные в плане полуземлянки. Повышается роль растительной пищи, о чем свидетельствуют находки жатвенных ножей, ступ и пестов для растирания зерна. В мезолите кебаранскую культуру сменяет натуфийская (см. НАТУФИЙСКАЯ КУЛЬТУРА) (13-10 тыс. до н. э.), распространившаяся от побережья Средиземного моря на западе до среднего Евфрата на востоке. В рамках этой культуры уже возникают обширные долговременные поселения, а на позднем ее этапе - наземные дома с каменными стенами и тростниковыми крышами. В погребениях заметны первые признаки социального расслоения, но хозяйство по-прежнему остается присваивающим. На этом этапе еще нет ни прирученных животных, ни окультуренных растений. Переход к производящему хозяйству происходит только в эпоху неолита.
Один из древнейших очагов земледелия в истории человечества возник на территории т. н. «плодородного полумесяца» (от северной оконечности пустыни Негев до южной Турции, восточной Месопотамии и долин на юго-западе Ирана). Впечатляющим свидетельством произошедшей здесь неолитической революции - перехода к производящим формам хозяйства - является поселение, открытое под холмом Телль эс-Султан, более известное в позднейшую эпоху под библейским именем Иерихон (см. ИЕРИХОН). Возраст этого города, сохранившегося до настоящего времени на своем изначальном месте, составляет 11 тыс. лет. Раскопки английской исследовательницы К. Кеньон (1952-1958 гг.) открыли здесь каменную стену и башню высотой около 8 м - каменные сооружения, которые на 5 тыс. лет старше египетских пирамид. Аналогичные ранние неолитические поселения (эпохи т. н. докерамического неолита), правда, уступающие прото-Иерихону по масштабам, найдены в различных частях Палестины, Сирии и юго-восточной Турции. Во второй половине 7 тыс. до н. э. прослеживается сильный упадок этих поселений, однако причины его неясны. Преобладающее значение получает освоение речных долин: отдельные крупные центры сменяются массой мелких. В эпоху перехода от раннего, докерамического неолита к следующей стадии, керамическому неолиту (т. е. периоду, характеризующемуся появлением обожженных глиняных сосудов) в Палестине наблюдается культурный регресс.
На раннем этапе керамического неолита (6 тыс. до н. э.) возникают новые центры, среди них - Библ (см. БИБЛ (город)), древнейший порт, игравший в более позднее время важную роль в торговле с Египтом. В Двуречье начинают формироваться крупные земледельческие общности: хассунская, самаррская и, немного позднее, халафская культура.
На рубеже 5-4 тыс. до н. э. начинается активная добыча медной руды. Энеолит (медно-каменный век, эпоха сосуществования медных и каменных орудий) в Палестине датируется примерно 4300-3300 гг. до н.э . Энеолитические поселения найдены в Иудейской пустыне, районе Бер-Шевы, у Голанских высот. Их расположение свидетельствует о том, что в 5-4 тыс. на этих, ныне засушливых, территориях господствовал иной климат. Одним из значительных центров той эпохи является Телейлат-Гхассул - поселение на юго-востоке Иорданской долины. Заслуживают упоминания обнаруженные там фрески, которые не имеют аналогов в искусстве Древнего Востока: на них изображены мифологические существа, боги, животные, ритуальные маски и астральные символы. В эту эпоху в Палестине появляются первые некрополи: прежде захоронения совершались на территории поселений, под полами домов.
В начале бронзового века (конец 4 тыс. до н. э.) в Палестине фиксируются перемещения населения, возможно, вызванные внешним давлением с севера и востока. В это время она начала отставать по уровню развития от ранних госудаств Египта и Двуречья. Засвидетельствованы ее связи с Египтом: в Араде найден фрагмент сосуда с именем египетского фараона Нармера (см. НАРМЕР), палестинская керамика зафиксирована в поселениях нильской дельты. Начинается активное формирование древнейших городов: Асора, Мегиддо (см. МЕГИДДО), Телль эль-Фары, Иерихона, Лахиша, Арада и др. В них появляются оборонительные сооружения. Возрастает плотность населения, налаживаются активные связи с Ливаном, Сирией, Двуречьем и Восточной Анатолией. Встречаются, например, цилиндрические печати с рисунками, характерными для раннединастического периода в Двуречье. Однако в последней трети 3 тыс. до н. э. развитие городов в западной Палестине резко прерывается и возобновляется лишь через три столетия. Наиболее вероятными причинами этого упадка считают внешние воздействия: египетские военные походы или нашествие кочевых аморейских племен (см. АМОРЕИ).
На рубеже 3-2 тыс. до н. э. в Палестину с северо-востока проникают значительные группы семитоязычного населения, благодаря которым городская культура начинает возрождаться и развиваться. Пришлое население было земледельческим, оно создало обширную и долговременную культурную общность, сохранявшуюся в этом регионе более 500 лет. Города были вновь отстроены и укреплены. В них появились крупные дворцовые комплексы. Сформировался тип храмовых сооружений, характерный для всего сиро-палестинского региона: храмы представляли собой монументальные, прямоугольные в плане сооружения со входом в торцевой стене и нишей в стене напротив входа. Большие сдвиги произошли в сфере военного дела: значительно усложнились оборонительные системы, появились колесницы, тараны, бронзовое оружие.
Период 18-16 вв. до н. э. характеризуется массовыми передвижениями кочевых скотоводческих племен, охватившими не только Двуречье и Сиро-Палестинский регион, но даже Египет (вторжение гиксосов (см. ГИКСОСЫ)). С этой эпохой исследователи обычно связывают события, которые легли в основу библейских сказаний о патриархах: перемещение кочевой племенной группы во главе с Авраамом (см. АВРААМ) от Ура (см. УР) к Харрану и далее на территорию Ханаана (см. ХАНААН). Однако любые гипотезы, касающиеся передвижения Авраама, строятся только на анализе повествовательных источников: археологические исследования никоим образом не проливают свет на этот вопрос. Вряд ли следует ожидать, что положение здесь изменится, поскольку с помощью археологии невозможно проследить пути малочисленных групп населения, перемещающихся в родственном для них этническом и культурном окружении.
Серединой 2 тыс. до н. э. датируются надписи, обнаруженные на Синае в Серабит эль-Хадим, и по месту находки получившие название протосинайских. Они представляют собой пиктограммы с небольшим количеством акрофонических знаков (знаки, передающие не изображаемые предметы, а начальные звуки соответствующих слов). Позднее сходные надписи были найдены в Сихеме, Гезере и Лахише, причем некоторые из них оказались даже старше протосинайских. Этот тип письма получил название протоханаанейского. Принято считать, что он послужил основой для финикийского письма (см. ФИНИКИЙСКОЕ ПИСЬМО), а последнее, в свою очередь, оказало влияние на развитие палеоеврейского алфавита. Наряду с протоханаанейской письменностью в Палестине во второй половине 2 тыс. до н.э. зафиксирован еще один своеобразный вид письменности: угаритская алфавитная клинопись (см. УГАРИТСКОЕ ПИСЬМО).
Благодаря раскопкам французской археологической экспедиции под руководством А. Шефера в Угарите (см. УГАРИТ) - древнем портовом городе, расцвет которого пришелся на 17-13 вв. до н. э. - был найден архив, состоявший из табличек, написанных на разных языках (угаритском, шумерском, аккадском, египетском, хеттском, хурритском). Угаритская клинопись оказалась своеобразной модификацией аккадского слогового письма: знаки угаритской клинописи, в отличие от аккадской, были не слоговыми, а алфавитными. Угаритские литературные тексты старше библейских и потому они являются важнейшим источником для изучения генезиса текстов Библии. Сходство между угаритскими текстами и библейской литературой прослеживается на уровне языковой и стилистической общности. Значение угаритских текстов особенно велико оттого, что они по сути являются единственными литературными памятниками древнего Ханаана, ибо литература финикийских городов практически не сохранилась.
В третьей четверти 2 тыс. до н. э. Сиро-Палестинский регион стал испытывать очень сильное давление со стороны Египта: в 15 в. до н. э. большая часть региона попала под египетское владычество, а затем оказалась на пути египетских армий, сражавшихся с хурритами и - позднее, в 13 в. до н. э., - с хеттами. В результате количество крупных городов в Палестине сократилось. Пострадали Иерихон, Хеврон, Дан и ряд других центров, но многие города (Лахиш, Ашдод, Мегиддо, Асор и др.) продолжали существовать на протяжении всего периода египетского господства, а на побережье Средиземного моря благодаря активизировавшейся морской торговле даже появились новые центры.
В 1897 г. в Египте была сделана очень ценная находка: египетские феллахи случайно наткнулись на царский архив (см. АМАРНА), погребенный в песках Телль эль-Амарны (древнеегипетского Ахетатона - столицы Аменхотепа IV-Эхнатона (см. ЭХНАТОН) (1351-1334 гг. до н. э.), содержавший более трехсот клинописных табличек, на которых сохранилась переписка египетских царей (Аменхотепа III (см. АМЕНХОТЕП III) и Эхнатона) с вавилонскими, хеттскими, митаннийскими царями, а также сирийскими и палестинскими вассалами Египта. Эти бесценные документы являются главным источником сведений для реконструкции обстоятельств жизни в Палестине 15-14 вв. до н. э., когда она находилась под контролем египетских царей. Следует отметить, что амарнская переписка еще не знает племенных названий, которые могут быть отнесены к племенам еврейского круга. Названия трех таких племен (Израиль, Моав (см. МОАВ) и Эдом (см. ЭДОМ)) появляются лишь на памятниках XIX - начала XX династии (13-12 вв. до н. э.): Моав упоминается в текстах Рамсеса II (см. РАМСЕС II), Эдом - в рапорте военачальника времен Мернептаха (см. МЕРНЕПТАХ), Израиль - на знаменитой т. н. стеле Израиля также времен Мернептаха. При Рамсесе III вновь встречается упоминание Эдома.
С Египтом связана еще одна любопытная археологическая проблема - проблема локализации библейского города Питом, упоминающегося в Исх. 1:11. Этот город предположительно отждествляют с Телль эль-Масхутой - поселением в восточной части нильской дельты, древнее название которого было Пер-Атум («Дом Атума»). Однако археологических подтверждений этой гипотезы пока не найдено: общепринятая ныне датировка событий Исхода относит их середине 13 в. до н. э., а древнейшие следы пребывания евреев на территории Телль эль-Масхуты, согласно новейшим раскопкам, датируются рубежом 7-6 вв. до н. э.
Последняя четверть 2 тыс.до н. э. - это начало железного века, которое в Палестине сопровождалось резкими этническими и культурными переменами: с севера и востока началось вторжение израильских племен, с запада - народов моря. Народ эгейского происхождения получил название филистимлян. Согласно Библии (Иер. 47:4, Ам. 9:7), филистимляне пришли с Кафтора (Крита), однако археологических доказательств этому до сих пор не найдено. Филистимляне завладели четырьмя ханаанейскими городами: Ашкелоном, Ашдодом, Гефом и Газой, пятый город - Екрон - был, по-видимому, ими основан. В 12-11 вв. характерная филистимская керамика зафиксирована на территории всего Ханаана, еще одной характерной особенностью филистимской культуры являются антропоидные керамические саркофаги. Собственный язык филистимлян неизвестен: вскоре после своего появления в Ханаане они усвоили ханаанейский диалект, а все известные филистимские боги имеют семитские имена.
Археологическая картина Исхода
В 12-11 вв. до н.э. в Палестине наблюдаются три сферы влияния: ханаанейская, филистимская и израильская. Археологические данные не позволяют говорить о едином сокрушительном вторжении израильских племен на территорию Ханаана. Ряд городов (Лахиш, Асор, Вефиль) действительно был разрушен, но во ряде случаев археологические данные противоречат библейским свидетельствам (Арад, Иерихон). Вероятно, заселение Ханаана израильтянами происходило постепенно и сопровождалось продолжительной серией войн против отдельных ханаанейских городов. Обнаружено значительное количество небольших израильских поселений, сосуществовавших с ханаанейскими и филистимскими городами. Сведений о культовых центрах крайне мало: в тех местах, где, согласно библейским текстам, должны были находиться алтари или святилища, как правило, ничего не сохранилось. Иногда встречаются памятники, отождествление которых затруднительно.
В целом культура оседлого Ханаана была выше культуры пришедших сюда израильских кочевых племен, и она оказала на них большое влияние. Так, ханаанейские традиции на протяжении описываемого периода сохранялись в керамике и металлообработке, а в городах, занятых израильтянами, господствовали прежние архитектурные каноны. Самостоятельная ветвь ханаанейской культуры в течение долгого времени продолжала существовать на средиземноморском побережье (территория современного Ливана), где она стала называться финикийской (вероятно, «Финикия» - это греческий эквивалент названия «Ханаан»), и сохраняла свой специфический облик вплоть до эпохи эллинизма.
Израильское царство и разделение
Короткий период единого Израильского царства (1000-925 гг. до н.э.) - время правления библейских царей Саула (см. САУЛ), Давида (см. ДАВИД (Иудея)) и Соломона (см. СОЛОМОН (Иудея)) - также слабо представлен археологическими памятниками. В Иерусалиме найдены остатки обводной стены, существовавшей в 10 в. до н. э., однако наиболее интересный памятник - храм Соломона, подробно описанный в 3-й Книге Царств, - для раскопок в настоящее время недоступен, поскольку расположен под мусульманской святыней, т. н. Куполом Скалы. Судя по описанию, храм Соломона имел несомненные прототипы в ханаанейской архитектуре, но по масштабу превышал ее известные образцы. Нет археологических данных и о дворце Соломона. Сооружения времен Соломона сохранились в Мегиддо (см. МЕГИДДО), Асоре и Гезере: там обнаружены монументальные шестикамерные ворота, сооруженные из обтесанных камней (в Гезере - из диких, но облицованных по фасаду) и укрепленные выступающими башнями. Единый тип монументальных сооружений, найденных в разных местах, свидетельствует о централизованном царском строительстве. Искусственные системы водоснабжения, найденные в ряде израильских городов, говорят о высоком развитии инженерного искусства и способности к организации больших масс населения, необходимых для создания подобных сооружений.
В 925 г. до н. э. единое царство распалось на две части: Израиль (Северное царство) со столицей в Самарии и Иудею (Южное царство) со столицей в Иерусалиме. Самария (см. САМАРИЯ) - первый город, основанный израильтянами на новом месте. Здесь обнаружены остатки застройки времен царей Амврия и Ахава, мощные оборонительные стены, а также клад декоративных костяных пластинок финикийского происхождения, возможно, - след построенного Ахавом «дома из слоновой кости» (3 Цар. 22:39).
Активная строительная деятельность велась также в Дане и Вефиле, ставших новыми культовыми центрами Северного царства, а также в Мегиддо, Асоре и Тирзе. В Асоре 9-7 вв. до н. э. насчитывается целых пять строительных фаз, отражающих серию разрушений города в ходе местных войн с Иудеей и внешних завоеваний, закончившихся ассирийским нашествием, три волны которого - в 732, 720 и 701 гг. до н. э. положили конец существованию Израильского царства. Его столица Самария сопротивлялась в течение двух лет, но в 720 г. (нашествие ассирийского царя Саргона II (см. САРГОН II)) город пал и в отдельных местах был разрушен полностью. Зафиксирована даже выемка камней из фундаментов его оборонительных построек. Позднее Самария была восстановлена и превращена в центр ассирийской провинции: археологические слои города, относящиеся ко времени после разгрома, резко отличаются от предшествующих, в них прослеживается сильное ассирийское влияние, свидетельствующее о смене доминирующей культуры. В Мегиддо и Асоре, судя по обилию ассирийской керамики, были размещены гарнизоны завоевателей.
Иудея также подверглась ассирийскому нашествию, но устояла и продолжала существовать как самостоятельное государство еще более столетия. В Иудее среди прочих городов резко выделялся Иерусалим: его площадь более чем в 7 раз превышала площадь Лахиша, второго по величине города Южного царства. В Иерусалиме были возведены новые оборонительные стены и сооружен Силоамский водопроводный туннель - настоящее чудо инженерного искусства той эпохи, - позволявший в любых условиях обеспечивать город водой из источника Гихон. Благодаря этому Иерусалим устоял во время нашествия Синахериба (см. СИНАХЕРИБ) в 701 г. до н. э., в результате которого было окончательно уничтожено Израильское царство и разрушен ряд городов Иудеи, в т. ч. Лахиш. Осада и штурм Лахиша подробно изображены на рельефах дворца Синахериба в Ниневии (см. НИНЕВИЯ). Археологические слои города, соответствующие этому разгрому, очень информативны и сочетаются с библейскими текстами. Здесь была найдена осадная насыпь ассирийцев, большие слои золы и многочисленные наконечники стрел.
Важным поселением Иудеи в 8 в до н. э. был Арад - крепость, защищавшая пути к Красному морю и Эдому. Здесь было найдено множество остраконов, большую часть которых составляют письма из архива военачальника, командовавшего крепостью. Эти остраконы представляют собой самую большую и информативную группу письменных источников, освещающих конец эпохи Первого храма.
Иудейское царство пало в 586 г. до н. э. под ударами вавилонского царя Навуходоносора (см. НАВУХОДОНОСОР II). Вавилонское вторжение в Иудею, как и более раннее ассирийское вторжение, уничтожившее Израиль, шло несколькими волнами: в ходе первого и второго вторжений 598 и 588 гг. до н. э. дважды был разгромлен многострадальный Лахиш. После этого он уже не возрождался как значительный центр. В 588 г. началась осада Иерусалима, длившаяся 18 месяцев. В конце осады произошел обвал системы террас, опиравшихся на нижние стены города. Обрушившиеся камни были впоследствии частично использованы при сооружении новых стен. В результате этой военной кампании Навуходоносора значительная часть населения Иудеи была переселена на территорию Вавилонской империи.
Вавилон (см. ВАВИЛОН) времен Навуходоносора в течение 18 лет (1899-1917 гг.) изучала немецкая экспедиция под руководством Р. Кольдевея (см. КОЛЬДЕВЕЙ Роберт). Здесь был найден фундамент зиккурата Этеменанки, послужившего прообразом библейской вавилонской башни (см. ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ), храмы Мардука, Иштар, Набу, Нинурты и др. вавилонских богов, Дорога Процессий, знаменитые ворота Иштар, остатки моста через Евфрат, царские дворцы и множество жилых домов, представлявших собой комплексы помещений, возводившиеся вокруг внутреннего двора. Древние слои этого знаменитого города, многократно упоминающегося в Библии, оказались недоступны для археологических раскопок из-за высокого уровня грунтовых вод.
В результате вавилонского вторжения и пленения значительной части населения Иудеи последовательное развитие еврейской культуры было пресечено, хотя вавилонское пленение длилось всего несколько десятилетий - до 539 г. до н. э., когда основатель Персидской империи Кир Великий (см. КИР II Великий) сокрушил Вавилон и разрешил евреям вернуться на родину. После возвращения изгнанников храм был восстановлен, а оборонительные стены Иерусалима заново отстроены. Все эти события относятся ко времени последних пророков Ветхого Завета. Период Второго храма представляет собой уже новую эпоху и с исторической, и с археологической точки зрения.