Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

способы

Толковый словарь

мн. устар.

1. Духовные или физические качества человека, необходимые для какой-либо деятельности; способности.

2. Материальные, денежные, продовольственные средства.

Полезные сервисы

способы актуализации коммуникативного центра высказывания

Лингвистические термины

1) логическое (или фразовое) ударение, позволяющее выделить информативный центр предложения при любом порядке слов;

2) порядок слов, являющийся важнейшим средством выделения КЦ предложения в устной и письменной речи, выполняющий ряд функций:

а) структурную (грамматическую);

б) коммуникативную;

в) стилистическую;

3) лексический повтор;

4) частицы;

5) синтаксические конструкции, главной функцией которых является выделение, усиление информативной значимости событий:

а) неполные предложения;

б) вопросительные предложения в монологах;

в) односоставные предложения;

г) присоединение;

д) вставные конструкции;

е) обороты, построенные по схеме "Что касается ..то" и т.п.

Синтаксис

1) логическое (или фразовое) ударение, позволяющее выделить информативный центр предложения при любом порядке слов;

2) порядок слов, являющийся важнейшим средством выделения КЦ предложения в устной и письменной речи, выполняющий ряд функций: а) структурную (грамматическую); б) коммуникативную; в) стилистическую;

3) лексический повтор;

4) частицы;

5) синтаксические конструкции, главной функцией которых является выделение, усиление информативной значимости событий: а) неполные предложения; б) вопросительные предложения в монологах; в) односоставные предложения; г) присоединение; д) вставные конструкции; е) обороты, построенные по схеме «Что касается ... то» и т.п.

Полезные сервисы

способы выражения грамматических значений

Лингвистические термины

1) аффиксация - прикрепление к корню служебных морфем (аффиксов): делать - сделать;

2) внутренняя флексия - чередование фонем в корне: избегал - избежал;

3) редупликация - повторение слога, корня или слова: белый - белый-белый;

4) супплетивизм - соединение в один словоизменительный ряд разных корней: иду - шёл;

5) словесное ударение - акустическое выделение определенных слогов: рỳки - рукù;

6) служебные и вспомогательные слова - использование артиклей, частиц, предлогов, вспомогательных глаголов и др.: буду читать;

7) порядок слов: Мать любит дочь; Дочь любит мать;

8) интонация - использование просодических элементов фразы: Казнить нельзя - помиловать; казнить - нельзя помиловать.

Способы образования форм слова.

Синтетический способ

Выражение значений в самом слове. Сюда входят;

а) аффиксация (образование форм слова при помощи окончаний, приставок, формообразующих суффиксов). Стол, стола, столу и т. д. Делать - сделать, писать - написать и т. п. Оправдать - оправдывать, разменять - разменивать и т. п.;

б) внутренняя флексия (чередование звуков). Запереть - запирать, умереть - умирать, набирать - набрать и т. п.;

в) ударение. Насыпать - насыпать, разрезать - разрезать и т. п.;

г) супплетивизм. Говорить - сказать, ловить - поймать и т. п. Человек - люди. Хорошо - лучше, много - больше;

д) повторы. Синий-синий, ходил-ходил, еле-еле (см. повтор).

Аналитический способ. Выражение значений вне слова. Пишу - буду писать. Красивый - более красивый.

Смешанный (гибридный) способ. В книге (предлог и падежное окончание). Я читаю (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица).

Полезные сервисы

способы выражения синтаксических отношений

Лингвистические термины

Способы выражения отношений между словами в словосочетании и в предложении. Сюда относятся:

1) форма слова. При помощи окончания оформляется связь и выражаются отношения между компонентами словосочетания и между членами предложения. Составление плана, преданность долгу, увлечение музыкой, полезная книга, второе поколение, решить задачу, достойный награды;

2) служебные слова:

а) предлоги (вместе с формой с л о в а). Вагон для некурящих, поездка за город, книга с картинками, мечты о будущем;

б) союзы (только в предложении). Карандаш и перо, весной или летом;

3) порядок слов (только в предложен и и)„ Интересная книга (атрибутивные отношения) - книга интересная (предикативные отношения). Десять человек (выражение точного количества) - человек десять (выражение приблизительного количества).

Усталые дети вернулись (определение-прилагательное указывает на признак) - дети вернулись усталые (прилагательное указывает на состояние и составляет часть сказуемого);

4) интонация (только в предложении). Придешь домой, переоденешься (интонация перечисления указывает на отношения однородности). Придешь домой - переоденешься (интонация обусловленности указывает на временные отношения).

Полезные сервисы

способы мотивационной ориентации

Евразийская мудрость от А до Я.

СПОСОБЫ МОТИВАЦИОННОЙ ОРИЕНТАЦИИ -

три формы или способа мотивационной ориентации, идентифицированные Парсонсом и Шилзом (1951):

1. когнитивный восприятие объектов с точки зрения их характеристик и потенциальных последствий;

2. катектический восприятие объектов с точки зрения эмоциональных потребностей актора;

3. оценочный, то есть распределение актором энергии на различные цели и попытки оптимизировать результаты.

Все они могут содержаться в любом примере социальной деятельности, но в равной мере (в особых случаях или типах социальной деятельности) действовать по порядку.

Полезные сервисы

способы образования видовой пары

Лингвистические термины

Способы, определяемые путем сопоставления глаголов:

1) читать - прочитать (пара образована с помощью приставки про-);

2) перечитать - перечитывать (пара образована с помощью мены суффиксов);

3) пересы́пать - пересыпа́ть (с помощью мены ударения);

4) класть - положить (супплетивизм основ).

Полезные сервисы

способы образования омонимов

Лингвистические термины

1) семантический - распад многозначного слова, свет1 - вселенная; свет2 - лучистая энергия;

2) словообразовательный способ: привод - устройство; привод - задержание кого-л., совершающего преступление;

3) формообразовательный способ - совпадение словоформ, включенных в грамматические парадигмы: налетать1 (несоверш. вид: Мотыльки налетали на лампу со всех сторон) - налетать2 (соверш. вид: Он налетал уже сто тысяч километров на своем самолете);

4) фонетический способ образования - звуковое (графическое) совпадение как результат исторических изменений в языке и результат заимствования: лук1 (общесл. лоукъ) огородное растение - лук2 (герм.) оружие для метания стрел.

Полезные сервисы

способы образования переносных значений

Лингвистические термины

1) метафора - способ образования переносного значения на основании сходства обозначаемых явлений (напр., зеркало реки - по признаку ровная отражающая поверхность);

2) метонимия - способ образования переносного значения на основании смежности обозначаемых явлений (напр., я выпил две чашки - по смежности в пространстве - сосуд и жидкость в сосуде)

Разновидность метафоры - функциональный перенос - способ образования переносного значения по сходству функций: дворники (чистить). Разновидность метонимии - синекдоха - способ образования переносных значений на основе соотношения "часть - целое", "род - вид" (напр., стадо в двести голов).

Полезные сервисы

способы образования профессионализмов

Лингвистические термины

1) перенос значения общеупотребительного слова: сухарь (литейн.), бык (техн.);

2) лексико-словообразовательный способ: кобылка (зоол.);

3) с помощью словосочетаний: вне зоны доступа (моб. связь);

4) метафорический перенос значения конкретных существительных:

а) наименований частей человеческого тела: шейка валка;

б) наименований животных, моллюсков, насекомых и частей их тел: улитка стальная, эффект бабочки (в компьют. технологиях);

в) наименование одежды: паровая рубашка, родиться в рубашке (мед.);

г) наименований домашней утвари: горн доменной печи.

Полезные сервисы

способы передачи чужой речи

Лингвистические термины

1) тема чужой речи передается с помощью делиберативного объекта в простом предложении: Он рассказал мне о своей поездке в горы;

2) посредством объектного инфинитива в осложненном простом предложении выражается общее содержание чужой речи, представленное волеизъявлением: Я попросила его сходить за хлебом;

3) дословная, буквальная передача чужой речи - прямая речь: Он спросил девочку: "Где твоя мама?";

4) максимально полная передача содержания чужой речи без сохранения ее формы и стиля - косвенная речь: Он спросил девочку, где ее мама.

Синтаксис

1) тема чужой речи передается с помощью делиберативного объекта в простом предложении: Он рассказал мне о своей поездке в горы;

2) посредством объектного инфинитива в осложненном простом предложении выражается общее содержание чужой речи, представленное волеизъявлением: Я попросила его сходить за хлебом;

3) дословная, буквальная передача чужой речи - прямая речь: Он спросил девочку: «Где твоя мама?»;

4) максимально полная передача содержания чужой речи без сохранения ее формы и стиля - косвенная речь: Он спросил девочку, где ее мама.

Полезные сервисы

способы распространения абзацной темы

Педагогическое речеведение

Способы распространения абзацной темы - приемы развертывания содержания тематического или концептуального предложения абзацев:

аналогия - распространение темы абзаца путем указания на аналог; вопросно-ответный способ распространения тематического предложения в абзаце; обобщение или вывод из содержания тематического предложения; выделение и последующая детализация одного из событий, явлений, поступков, признаков, обозначенных в тематическом предложении абзаца; детализация темы абзаца; дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении абзаца; фокусировка тематического предложения: «Человечество вступило в новую эру своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания становится соизмеримой с могучими планетарными силами природы. Рассмотрим лишь те из них, которые угрожают нашему существованию уже сегодня...» (Н. Моисеев); объяснение содержания тематического или концептуального предложения абзаца; определение (строгое или нестрогое) понятий (понятия), введенных тематическим предложением; предположение, связанное с содержанием тематического или концептуального предложения; приведение примеров, подтверждающих мысль, высказанную в тематическом предложении абзаца; причинное обоснование утверждения в тематическом или концептуальном предложении; подтверждение главной мысли абзаца; противопоставление содержанию тематического или концептуального предложения абзаца; сопоставление; указание на следствие из содержания тематического предложения абзаца; указание на условие осуществления или истинности утверждения, сделанного в тематическом предложении абзаца; иллюстрация сентенции, содержащейся в тематическом предложении абзаца.

Лит.: Золотова Г.А. К вопросу о конститутивных единицах текста // Русский язык. Функционирование фамматических категорий. Текст и контекст. - М., 1984.

В.Н. Мещеряков

Полезные сервисы

способы регулятивности в рамках макроструктуры текста

Лингвистические термины

Принципы организации различных текстовых микроструктур, регулирующих процесс восприятия литературного произведения адресатом на основе соотнесенности с общей целевой программой текста.

Аанализа текста

Принципы организации различных текстовых микроструктур, регулирующих процесс восприятия литературного произведения адресатом на основе соотнесенности с общей целевой программой текста.

Полезные сервисы

способы словообразования

Лингвистические термины

Классы производных слов, противопоставленные по характеру словообразовательного форманта.

В.В. Виноградов разграничивал:

1) морфологический;

2) лексико-семантический;

3) лексико-синтаксический;

4) морфолого-синтаксический.

Эта система впоследствии была развита и дополнена Н.М. Шанским. На сегодня с учетом характера словообразовательного форманта в современном русском языке выделяются следующие способы синхронного словообразования:

1) аффиксальные (префиксальный; суффиксальный, включающий также нулевую суффиксацию; постфиксальный, префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный;

2) безаффискные способы со словообразовательным формантом "операционного" типа: конверсия, сложение (в том числе чистое сложение, аббревиация, словосложение, сращение);

3) смешанные способы словообразования (взаимодействие аффиксальных и безаффиксных словообразовательных средств в качестве форманта): префиксально-сложный, суффиксально-сложный, сложение с префиксацией и суффиксацией, сращение с суффиксацией.

способы словообразования - см. словообразование.

Полезные сервисы

способы слушания

Педагогическое речеведение

Способы слушания - нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание состоит в умении «внимательно молчать», не вмешиваясь в речь говорящего своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В процессе нерефлексивного слушания и учитель, и ученики могут выразить понимание, одобрение и поддержку. Нерефлексивное слушание может сопровождаться реакцией подтверждения: это и кивание головой, и улыбка, и нахмуривание, и разные жесты, эмоционально созвучные речи говорящего.

Рефлексивное слушание используется для того, чтобы установить точность восприятия услышанного. Иногда этот С. с. называют «активным», имея в виду, что слушающий более активно (чем при нерефлексивном слушании) использует словесную форму для того, чтобы убедиться в том, что он понял говорящего. Можно выделить три основных приема рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, выражение чувств. Выяснение - это обращение к говорящему за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты, уточнить смысл отдельных высказываний. Прием перефразирования состоит в передаче высказывания говорящего в другой форме. Разновидностью перефразирования является резюмирование, как бы подытоживание услышанного.

Прием выражения чувств состоит в реакции слушающего на эмоциональное состояние говорящего (см. эмпатическое слушание). Понять чувства говорящего можно различными путями. Следует обращать внимание на употребляемые им слова, отражающие чувства, например: печаль, гнев, радость и т. д.; на невербальные средства общения: выражение лица, интонацию, позу, жесты и т. д. Желательно представить, что бы вы почувствовали на месте говорящего, попытаться понять общий контекст общения и т. д.

Лит.: Атватер И. Я вас слушаю... Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. - М., 1988; Рахматшаева В. Проблемы. Но чьи? // Семья и школа. - 1989. - С. 17-19.

Л.Е. Тумина

Полезные сервисы

способы составления прогнозов

Синонимы к слову способы составления прогнозов

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы