Средневеко́вые лады́ (церковные лады), лады, лежащие в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западноевропейского средневековья, использовавшиеся и в многоголосной музыке Возрождения. Первоначально 8 ладов, с середины XVI в. - 12, разделялись на главные (автентические) и побочные (плагальные). Для обозначения средневековых ладов применяли название древнегреческих ладов, относя их к звукорядам другой структуры.
Основные категории средневековых ладов - финалис (конечный тон), амбитус (объём звукоряда), реперкусса (тон повторения, псалмодирования).
* * *
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ - СРЕДНЕВЕКО́ВЫЕ ЛАДЫ́ (церковные лады), лады, лежащие в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западноевропейского средневековья, использовавшиеся и в многоголосной музыке Возрождения. Первоначально 8 ладов, с сер. 16 в. 12, разделялись на главные (автентические) и побочные (плагальные). Для обозначения средневековых ладов применяли названия древнегреческих ладов (см. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ), относя их к звукорядам др. структуры.
Основные категории средневековых ладов - финалис (конечный тон), амбитус (объем звукоряда), реперкусса (тон повторения, псалмодирования).