ж.
1. Научная дисциплина, изучающая отношение человека к Богу [Бог I] и Бога к человеку, систематически излагающая и истолковывающая религиозное учение; богословие I.
2. Совокупность доктрин какой-либо религии.
ж.
1. Научная дисциплина, изучающая отношение человека к Богу [Бог I] и Бога к человеку, систематически излагающая и истолковывающая религиозное учение; богословие I.
2. Совокупность доктрин какой-либо религии.
ТЕОЛО́ГИЯ, теологии, мн. нет, ср. (от греч. theos - бог и logos - учение) (книжн.). То же, что богословие в 1 знач.
ТЕОЛОГИЯ - жен. богословие. Теолог, богослов. Теогония, родословие языческих богов, боговщина, баснословие. Теургия, белая магия, белокнижье, произведенье чудес посредством доброй, чистой силы. Теократия, богоправленье. Израильтянам дано было теократическое правленье, через посредство Моисея и пророков.
ТЕОЛО́ГИЯ, -и, ж Книжн. То же, что богословие.
В Средние века теология фактически заменяла философию.
ТЕОЛО́ГИЯ [тэ], -и; ж. [греч. theos - бог и logos - учение] Совокупность церковных учений о боге и догмах религии; богословие. Учиться теологии. Изучать, критиковать теологию.
◁ Теологи́ческий, -ая, -ое. Т-ие труды. Т-ая точка зрения. Т. факультет. Теологи́чески, нареч. Т. истолковать какое-л. явление.
* * *
теоло́гия (от греч. theós - бог и ...логия) (богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.
* * *
ТЕОЛОГИЯ - ТЕОЛО́ГИЯ (от греч. theos - Бог и logos - слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму (см. ИУДАИЗМ), христианству (см. ХРИСТИАНСТВО) и исламу (см. ИСЛАМ).
ТЕОЛОГИЯ (от греч. theos - Бог и ...логия) (богословие) - совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.
ТЕОЛОГИЯ (от греческого theos - бог и ...логия) (богословие), совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию личного абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству, исламу.
ТЕОЛОГИЯ -
исследоваиие, предмет которого - существование Бога и его природа. Теология - это рациональное обоснование догм и обрядов религии; она опирается на тексты («Писание») и руководствуется верой. Отличают позитивную теологию, рассматривающую единство с божеством как расцвет и реализацию человеческих возможностей, и негативную теологию, провозглашающую постепенное исчезновение человека, считая при этом слияние с божеством недостижимым пределом, которого можно достигнуть лишь через смерть.
Теология
(theology, греч. - учение о боге), изучение представлений о Боге и его отношении к миру; включает изучение свящ. текстов, философию, сравнительное религиоведение и историю церкви. Каждая религия имеет собственную теологич. систему. Наивысшего расцвета Т. достигла в монотеистических религиях - иудаизме, исламе, и особенно в христианстве. В иудаизме и исламе кодификация религ. законов (Талмуд и шариат) считалась особой дисциплиной и нередко подчиняла себе Т. Обе эти религии подчеркивают неделимое единство Бога и его непознаваемость для человека; поэтому иудейские и мусульм. богословы не уделяли такого внимания проблеме природы Бога, как христ. Напротив, в христианстве взаимодействие исконно иудейских представлений с идеями греко-рим. мира, постоянное стремление определить отношение Иисуса Христа к Богу-отцу и Св. Духу (Троица), соотношение божественной и человеческой природы Иисуса, значение его рождения, крестной смерти и воскресения создали древн. традицию теологич. рассуждения. Осн. догматы христ. вероучения были провозглашены на трех великих соборах - в Никее (325), Константинополе (381) и Халкедоне (451), решения к-рых признаются как вост. православ., так и рим. католич. церквами. За великим разделением церквей в 11 в. последовало создание разл. богословских систем. Вост. церковь в осн. осталась верной раннехрист. представлениям; на Западе же получила развитие схоластика. Возраставшие контакты между иудаизмом, исламом и христианством, перевод трудов греч. философов на лат. и араб. яз. способствовали интеллектуальному расцвету всех трех религий, к-рый нашел выражение в трудах таких великих богословов, как христиане Ансельм Кентерберийский (1033-1109) и св. Фома Аквинский, мусульманин Авиценна и иудей Маймонид. Однако со временем схоластика утратила свое прежнее значение. Гуманизм Возрождения 15 в. бросил теологам вызов, на к-рый ответил Мартин Лютер (1483-1546), став инициатором Реформации, разделения зап. церкви на протест, и рим. католич. Центр, темой его богословских трудов является утверждение, что спасение (оправдание) достигается только верой. Это утверждение он выразил скорее в библейском, чем в филос. духе и не проявлял особого интереса к дискуссиям о природе Бога. Жан Кальвин (1509- 64), ведущий представитель протестантизма после смерти Лютера, развил учение об оправдании верой, подчеркивая значение благодати Божьей для спасения и опираясь на догмат о предопределении. В 18 и 19 вв. христ. Т. резко критиковали Локк, Юм, Декарт, Кант и Гегель, позже к ним присоединились ученые разных направлений: историки, приверженцы теории эволюции Дарвина, психоанализа Фрейда, а также марксисты (марксизм), во мн. способствовавшие распространению секуляризма. Теологи реагировали на критику, или занимая оборонительные позиции фундаментализм), или придавая христ. учению новую направленность (как в либеральной теологии 19 в.), или соединяя его с совр. движениями, напр., с феминизмом или теологией освобождения.
теоло́гия, теоло́гии, теоло́гий, теоло́гиям, теоло́гию, теоло́гией, теоло́гиею, теоло́гиями, теоло́гиях
см. богословие
ТЕОЛОГИЯ и, ж. théologie f., лат. theologia <гр. theos бог + logos учение. То же, что богословие. БАС-1. Освободить науку по от признаков трансцендентализма и théologie, показать границы разума, в которых его деятельность плодотворна. 17. 2. 1847. Белинский - Боткину. // ПСС 12 332. - Лекс. Алексеев 1794: феоло/гия; Ян. 1806: теология; Даль-1: теоло/гия.
ТЕОЛОГИЯ (греч. theologia, от Theos - Бог, и lego - говорю). 1) богословие; наука о боге и о божественном откровении. 2) собрание сочинений по богословию.
Теология освобождения
(в христианстве) (liberation theology), богословское движение, развернутое преимущ. латиноамер. католич. церковью в ответ на обострение нищеты и социальной несправедливости. Опираясь на идеи марксизма и теорию зависимости, согласно к-рым неравенство в третьем мире порождено зависимостью развивающихся стран от эксплуататорского капитализма, Т.о. пытается поднять проблемы полит, и социального неравенства до уровня проблем духовных - единств, законной заботы церкви в об-ве, ставшем в 19 в. более светским. В кн. Густаво Гутьерреса Теология освобождения (1971) утверждается, что свобода должна распространяться как на полит., так и на религ. сферы жизни, изменяя не только людей, но и структуру об-ва. Т.о. отличается от др. теорий христ. богословов, напр. Рейнхольда Нибура, к-рый в кн. Моральный человек и аморальное общество (1932) признавал несправедливость и несовершенность человеческого об-ва, но подчеркивал особую важность в таких условиях внутр. духовной жизни. Т.о. ставит острые вопросы об отношении церкви с нехрист. учениями, о связи между религией и политикой и христ. восприятии социального неравенства и нищеты. Все это ведет к неприятию Т.о. со стороны нек-рых авторитетов рим. католич. церкви.