Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

тибето-бирманские языки

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Словарь народов и культуры

Лингвистика

Тибе́то-бирма́нские языки́ -

одна из двух основных ветвей китайско-тибетской семьи языков (см. Китайско-тибетские языки). Распространены

в Мьянме (бывшей Бирме), Китае, Индии и Непале, где живёт свыше 95%

тибето-бирманцев, но только в Мьянме они составляют большинство

населения. Общее число говорящих около 60 млн. чел., в т. ч. на

бирманском языке - около 29 млн. чел. (1983,

оценка).

Выделяется несколько основных групп Т.‑б. я., но многие

языки не входят ни в одну из них или могут быть отнесены к определённой

группе только предположительно. Важнейшая группа -

лоло-бирманская (см. Лоло-бирманские языки) в Мьянме и КНР, в провинциях

Юньнань и Сычуань (около 37 млн. говорящих): бирманский язык, язык и (диалекты носу, насу, ньи, лолопхо, пхова и др.),

лису, хани (или акха), лаху, наси (или нахи, мосо) и др. Почти

неизвестный язык народа пью, населявшего Мьянму до прихода бирманцев,

был тибето-бирманским, но не входил в лоло-бирманскую группу.

Тибетская группа включает тибетский

язык с его диалектами (свыше 5 млн. чел.) и языки таманг-гурунг (до

1 млн. чел.). На тибетском языке говорят тибетцы КНР (Тибет, Цинхай,

Сычуань), бхотии и шерпы Бутана и Непала, ладакхи и балти в Северной

Индии. Языки таманг (мурми) и гурунг распространены в Непале западнее и

севернее Катманду. Группа куки-нага, или чин-нага, в

Северо-Восточной Индии и Мьянме (свыше 3 млн. чел.) включает десятки

языков, важнейшие из них - манипурский

(манипури, мейтхей) в Манипуре и лушей (мизо) в Мизораме (Индия). В эту

же группу, возможно, входит язык микир в Ассаме. Языки

каренской группы (свыше 3 млн. чел.)

распространены в Мьянме, вдоль границы с Таиландом, и частично в

Таиланде. На языках бодо-гаро [бодо (или боро, качари), гаро,

типера и некоторых других] говорит около 2 млн. чел. в индийских штатах

Ассам, Мегхалая и Трипура. По-видимому, с ними должны быть объединены в

одну группу некоторые языки нага (коньяк), а

также цзинпо, или качин (около 600 тыс. говорящих в Мьянме и Юньнани), и

несколько исчезающих или исчезнувших языков в Мьянме, Манипуре и

Бангладеш (языки луи). К восточно-гималайской группе относятся

многочисленные языки восточного Непала (около 650 тыс. чел.), среди

которых наиболее известны лимбу и сунвар. Небольшую

западно-гималайскую группу составляют языки канаури, рангкас и

другие, на которых говорят около 60 тыс. человек в Северной Индии у

западной границы Непала.

Языки, не входящие в определённую группу (или группы,

состоящие только из 2-3 близкородственных

языков), сосредоточены в основном в трёх географических районах: в

Сычуани и Юньнани, вдоль восточной границы ареала тибетского языка; в

Индии вдоль китайской границы, восточнее Бутана; в Непале и Сиккиме.

В первом районе можно отметить языки цян (рма), гьярунг (джарунг, кэру),

пуми (прими, сифань), а также ну в Юньнани и Мьянме; на каждом из них

говорят несколько десятков тысяч человек. Здесь есть и некоторые другие

языки, о которых известно очень мало или на которых говорит очень

небольшое число людей; многие из них объединяются вместе с пуми под

общим китайским названием «сифань». Самым восточным тибето-бирманским

народом являются туцзя в провинции Хунань (КНР), насчитывающие до 3 млн.

чел., но лишь небольшая часть их сохранила собственный язык, почти

неизученный и вытесняемый китайским. К этому же географическому

району относился вымерший тангутский язык - язык

государства Си-Ся (на территории современной провинции Ганьсу и соседних

районов Китая), на котором в 11-13 вв. существовала обширная литература.

Важнейшим языком второго района является абор-мири (племена абор и мири,

насчитывающие вместе 400 тыс. чел., говорят на диалектах одного языка).

К нему близок дафла (40 тыс. чел.). Другие языки этого района - миджу,

дигаро (мишми), ака (хрусо) - не составляют единой группы. В Непале

неварский язык, или невари (южнее Катманду),

насчитывает свыше 450 тыс. говорящих, магарзападной части страны) -

свыше 300 тыс. Восточнее, в Сиккиме, одним из основных языков, наряду с

тибетским, является ронг, или лепча (35 тыс. чел.). Во всех трёх районах

время от времени обнаруживаются языки, прежде неизвестные науке; так, в

1973 был впервые описан язык кхам, на котором говорят около 45 тыс. чел.

в зоне Дхаулагири (Непал).

Т.‑б. я. - слоговые, изолирующие с большей

или меньшей тенденцией к агглютинации. Морфемы, как правило, состоят из одного слога, хотя возможны и исключения. Слог имеет

постоянную структуру; сочетания согласных

возможны только в начале слога, в конечной позиции встречаются лишь

немногие согласные. Во многих языках есть тон.

В словообразовании преобладает сложение корней. Отношения между словами в предложении

выражаются порядком слов и служебными морфемами,

обычно легко отделяющимися от корня. Служебные морфемы преимущественно

постпозитивные. В большинстве языков сказуемое

занимает последнее место в предложении, ему предшествуют подлежащее, дополнения и

обстоятельства, порядок расположения которых

может меняться. Из определений некоторые,

например притяжательные, помещаются перед определяемым, другие,

например качественные, - после него, ср. лису e¹ ba²ba⁵ a¹mo³ ‘его отца

лошадь’, но a¹mo³ phu⁴ ‘белая лошадь’, букв. - ‘лошадь белая’. Многие

Т.‑б. я. - эргативные, т. е. название субъекта переходного глагола в них получает специальный показатель, в то

время как название субъекта непереходного глагола, так же как название

объекта, не имеет показателя; ср. классический

тибетский khong ’gro ‘он идёт’, но khong-gis rtag bsad ‘он убил

тигра’,

Некоторые Т.‑б. я. имеют идеографическое или

слоговое письмо (мёртвый тангутский, наси, и),

другие пользуются алфавитами индийского происхождения (мертвый пью, тибетский,

бирманский, неварский, ронг, каренские языки). Для некоторых языков

Китая и северной Мьянмы сравнительно недавно созданы письменности на латинской основе.

Т.‑б. я., кроме тибетского и бирманского, изучены недостаточно.

Только для немногих из них имеются надёжные и достаточно полные фонетические и грамматические описания, большие словари. С 40‑х гг. 20 в. началось сравнительное

исследование отдельных групп Т.‑б. я. - каренской, лоло-бирманской,

куки-нага, бодо-гаро. В СССР также изучаются Т.‑б. я.; выдающимся

достижением советской науки была дешифровка

Н. А. Невским тангутской письменности («Тангутская филология», опубл.

посмертно в 1960; Ленинская премия, 1962).

Grierson G. A. (ed.), Linguistic survey of India,

v. 1, pt 2, Calcutta, 1928, v. 3, pt 1-3, Calcutta, 1903-09;

Shafer R., Bibliography of Sino-Tibetan

languages, v. 1-2, Wiesbaden, 1957-63.

С. Е. Яхонтов.

Полезные сервисы

тибето-бирманский

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Полезные сервисы

тибето-китайский

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

тибето-китайско-бирманский

тибето-монгольский

тибетоведение

Гуманитарный словарь

ТИБЕТОВЕ́ДЕНИЕ - отрасль востоковедения, к-рая занимается науч. изучением Тибета - геогр. обл. и гос-ва в Центр. Азии. В письм. источниках Тибет упоминается с сер. 7 в. н. э., когда группа племен объединилась в централизованное гос-во. Историю Т. в России условно можно разделить на неск. периодов: 1) 1829-55 - собирание источников - тибетских текстов, изучение яз., первые попытки составления грамматик и словарей. Основы научн. Т. в России были заложены Я. И. Шмидтом (1779-1847), А. А. Шифнером (1817-79), Н. Я. Бичуриным (1777-1853) и др. 2) 1855-1900 - период связан с деят-ностью ученых ф-та вост. яз. С.-Петерб. ун-та. Основные достижения Т. связаны с деят-ностью акад. В. П. Васильева (1818-1900). Будучи буддологом по преимуществу, он обратил внимание ученых на необходимость изучения тибетских буддийских текстов для реконструкции ист. буддизма и его канона. В этой связи он приступил к созданию буддийского терминологич. лексикона, в к-ром санскритский термин получал тибетский и китайский эквиваленты и пояснения на основе оригин. текстов. Работа осталась незаконченной. Деят-ность Васильева определила дальнейшие пути развития Т. и буддологии. 3) 1900 - кон. 30-х гг. - этот период связан с деят-ностью акад. Ф. И. Щербатского (1866-1942) и его школы: Е. Е. Обермиллера (1901-35), А. И. Вострикова (1904-42), М. И. Тубянского (1893-1943), Б. Б. Барадийна (1878-1939), Б. В. Семичова (1900-81) и др. Иссл. этой школы оставили глубокий след в ист. мирового Т. во мн. его аспектах: буддийской философии, ист. и филологии. Эта замечат. школа была погублена сталинскими репрессиями, и научное Т. в России стало возрождаться только со 2-й пол. 50-х гг. 20 в. Процесс возрождения связан с именами В. С. Воробьева-Десятовского (1928-56) и Ю. Н. Рериха (1902-60), к-рый в 1957 вернулся на Родину. Были восстановлены традиции изучения тибет. рукописей, яз., лит-ры, ист. - Е. К. Кычанов, Б. А. Богословский (1932-89), А. С. Мартынов, Л. С. Савицкий - тибет. буддизма и его философии (буддологическая группа в СПб. филиале Ин-та востоковедения Рос. АН под рук. В. И. Рудого). Крупным событием явилась публикация тибет.-рус.-англ. словаря с санскритскими параллелями Ю. Н. Рериха (10 выпусков, 1983-87), подготовл. к печати Ю. М. Парфионовичем (1921-90) и В. Дылыковой.

В Зап. Европе знакомство с Тибетом произошло в 1-й четв. 17 в. благодаря деят-ности католич. миссионеров. Европа приступила к науч. изуч. Востока лишь во 2-й пол. 18 в. Основоположником зап.-европ. Т. считается венгер. путешественник и ученый А. Чома де Кереши (1790-1842), к-рый в 1834 выпустил первую науч. грамматику тибет. яз. и тибет.-англ. словарь. Венгер. школа Т. по сей день одна из сильнейших в мире. Франц. школа возникла в 40-х гг. 18 в., основоположниками ее были Ф. Е. Фуко и Л. Феер. В нач. 20 в. блестящие открытия А. Стейна и П. Пельо в Вост. Туркестане и в Дуньхуане (С.. Китай) пополнили коллекции англ. и франц. музеев и б-к ценнейшими тибет. рукописями 8-10 вв. В Италии одна из сильнейших в мире школ Т., сложилась в 30-х гг. 20 в. благодаря деят-ности выдающегося ученого Дж. Туччи, путешественника, археолога, филолога. В 1950 он для публикации тибет. и санкрит. рукописей и их иссл. основал всемирно известную "Serie Orientale Roma". Сильная школа немец. тибетологов (до войны в ней работали такие ученые, как Б. Лауфер, М. Валлезир, Г. Людерс, О. Франке и др.) в настоящее время работает в неск. направлениях: буддология (центр Геттинген), медицина, каталогизация тибетских рукописей и кн. в хранилищах Непала, Индии и др. (центр Гамбург). С 1959 начался новый этап в изучении Тибета. После бегства XIV Далай-Ламы из Тибета в Индию многие тибет. ученые устремились на 3., в Сев. Америку и Европу. Здесь представители разных школ тибет. буддизма основали ряд религиозных и науч. центров. Многие тибет. ученые (Самтен Г. Кармай, Тхубтен Дж. Норбу, Намкай Норбу, Гхеша Рабтен и др.) уже издали в соавторстве с европ. учеными тибет. буддийские и медиц. тексты. Они принесли в зап. Т. методы тибет. устной комментаторской традиции.

Лит.: Азиатский Музей - Ленингр. отд. Ин-та востоковедения АН СССР. М., 1972. С. 149-176; Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов. М., 1975; История отеч. востоковедения до сер. 19 в М., 1990. С. 284-317.

Полезные сервисы

тибетовый

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

тибетолог

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

тибетологический

тибетология