ж.
Церковная служба у православных, совершаемая рано утром [утро I 1.], до обеда; заутреня.
У́ТРЕНЯ, утрени, жен. (церк.). То же, что заутреня. «Утреня будет сегодня с вечера, сейчас же после вечерни.» Чехов.
У́ТРЕНЯ, -и, жен. У православных: утренняя церковная служба. Служить утреню. Пойти к утрене. Воскресная у.
У́ТРЕНЯ -и; ж. Одна из церковных служб у христиан, совершаемая рано утром, до обедни; заутреня. Звонить к утрене. Служить утреню.
* * *
УТРЕНЯ - У́ТРЕНЯ (греч. orthros - рассвет, утренняя заря), богослужение (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве) суточного круга, совершающееся рано утром (отсюда - название).
Освящать утро дня соответствующими времени молитвами (см. МОЛИТВА) - обычай очень древний. Основное содержание утреннего богослужения составляли хвалебные псалмы, а служба называлась чином хвалений. Указание на употребление на Утрени великого славословия (см. СЛАВОСЛОВИЕ (молитва)) находится в «Апостольских постановлениях» и у св. Афанасия Александрийского (см. АФАНАСИЙ Александрийский) (ок. 295-373). До нас дошел полный чин древней Утрени, сохранившийся в 35-39 главах VIII книги «Апостольских постановлений» (первая половина 4 в.). Чинопоследование Утрени напоминало Вечерню (см. ВЕЧЕРНЯ), с той разницей, что на ней читался псалом 62 («Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю»). В 4 в. с Утреней стала соединяться древняя Полунощница (см. ПОЛУНОЩНИЦА), которая совершалась до рассвета и частью которой было Шестопсалмие (см. ШЕСТОПСАЛМИЕ), а на рассвете служилась Утреня. Основу иерусалимской Утрени в конце 4 в. составляли псалом 118 («Блажени непорочнии»), псалом 50 («Помилуй мя, Боже»), а также три утренних «хвалитных» псалма (148, 149, 150 ) с утренним гимном, с добавлением «Сподоби, Господи», стиховных стихир (см. СТИХИРА) и заключительного «Благо есть исповедатися Господеви» (Псалом 91:2). Чинопоследование Утрени осложнялось также вставками и дополнениями: кафизмами (см. КАФИЗМА) и полиелеем (см. ПОЛИЕЛЕЙ). В воскресную Утреню вводилось чтение воскресного Евангелия (см. ЕВАНГЕЛИЯ) и лития (см. ЛИТИЯ). Довольно поздно на Утрени вводится исполнение канона (см. КАНОН (вид церковного гимна)) как особого гимнографического жанра - сначала в виде однообразных припевов к Библейским песням (в 6-7 вв.), и лишь для 8-й песни - в честь празднуемого события. Современную форму канон приобретает к 8 веку у Иоанна Дамаскина (см. ИОАНН ДАМАСКИН) и Космы Маюмского (см. КОЗМА ИЕРУСАЛИМСКИЙ).
В современном православном богослужении различают три вида Утрени: 1) праздничная с полиелеем и великим славословием, 2) непраздничная, без полиелея, великое славословие читается, а не поется, 3) пасхальная.
По своему содержанию Утреня разделяется на три части, в первой из которых христиане исповедуют свои грехи и испрашивают милостей Божиих на предстоящий день (Шестопсалмие), во второй - прославляют лиц и события соответственно воспоминаниям церковного дня (тропари на «Бог Господь», канон), в третьей славословят Господа Иисуса Христа («хвалитные псалмы», славословие). Чин Утрени содержится в Часослове (см. ЧАСОСЛОВ) и Служебнике (см. СЛУЖЕБНИК).
В латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) Утрени соответствовали Хвалитны (Laudes). Это богослужение изначально совершалось на заре, однако в эпоху зрелого средневековья нередко стало переноситься на вечер накануне. Хвалитны включают в себя несколько псалмов (в их числе обязательно псалмы 148-150, в которых часто встречается слово laudate - «хвалите», отсюда и название) с антифонами (см. АНТИФОН), краткое чтение и гимн (меняющийся в зависимости от дня календаря). В конце Хвалитн звучит Песнь Захарии (Benedictus) с антифоном и читается молитва дня (она может предваряться серией молитвенных прошений).
В ходе богослужебных реформ, осуществленных после 2-го Ватиканского Собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ), некоторые элементы Хвалитн и Утрени были объединены в одно богослужение - «Хвалы утренние» (Laudes Matutinae), или просто «Утреня». Нынешний чин Утрени имеет следующий порядок: гимн; 2 псалма и песнь из Ветхого или Нового Завета; краткое библейское чтение (которое может быть заменено пространным); Песнь Захарии с антифонами; прошения, которыми день посвящается Господу; Молитва Господня («Отче наш»); заключительная молитва и отпуст (см. ОТПУСТ). (Все названные тексты, кроме Песни Захарии, Молитвы Господней и отпуста, изменяемые и берутся из Четырехнедельной Псалтири (см. ПСАЛТИРЬ) или из частного последования дня литургического года).
Аналогичное соединение частей Утрени и Хвалитн в Утренние молитвы произошло много ранее в Англиканской Церкви (см. АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ).
Издания текстов:
Тридентский чин: Breviarium Romanum ex Decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum [S.] Pii V Pontificis Maximi jussu editum. (С 1568 переиздавался неоднократно).
Реформированный чин: Officium Divinum ex Decreto Sacrosancti Oecumenici Concilii Vaticani II instauratum auctoritate Pauli Pp. VI promulgatum. Liturgia Horarum iuxta Ritum Romanum. Vol. 1-4. Editio typica. Typis Polyglottis Vaticanis, 1971.
Русский перевод реформированного чина см. в книге: Литургия Часов. Хвалы Утренние, Дневной Час, Вечерня, Завершение Дня. Четырехнедельная Псалтирь. Основные праздники. Милан; Москва, 1995.
-и, ж.
Одна из церковных служб у христиан, совершаемая рано утром, до обедни; заутреня.
Мы должны были ходить к утрене и к ранней обедне. Чехов, Три года.
Утреня - см. заутреня.
См. богослужение...