Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

эстетическая (поэтическая) функция языка

Лингвистические термины

Назначение языка выступать как средство выражения творческих потенций человека, соотносимое с эстетическими категориями прекрасное - безобразное.

См.: поэтическая функция языка.

Полезные сервисы

эстетическая критика

Гуманитарный словарь

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КРИТИКА (художественная критика) - направление рус. критики 1860-х гг., к к-рому принадлежали А. В. Дружинин, П. В. Анненков, В. П. Боткин. В обществ. и методол. отношении Э. К. противостояла реальной критике, защищая от нападок идеи умеренного либерализма ("Литературный тип слабого человека" Анненкова) и известной автономности, самоценности худож. творчества. В типоло-гич. плане Э. К. - это такой принцип анализа, при к-ром на первом плане оказываются структурные, синтаксические (в семиотическом смысле) аспекты лит. образа. Тем самым Э. К. оказывается одной из необходимых, неизбежных составляющих "нормальной" лит. ситуации, находясь в отношениях взаимодополнительности с реальной и органической критикой.

Полезные сервисы

эстетическая функция

Лингвистические термины

Использование языка в литературном творчестве.

Полезные сервисы

эстетическая функция слова

Переводоведческий словарь

эстетическая функция слова - назначение слова служить средством художественной выразительности.

Полезные сервисы

эстетическая функция языка

Понятия лингвистики

Полезные сервисы

эстетически

Толковый словарь

I нареч. качеств.-обстоят.

1. В соответствии с законами и принципами эстетики [эстетика I 1.] как философского учения о сущности и формах прекрасного в искусстве, художественном творчестве, природе и жизни.

2. С точки зрения системы взглядов на искусство или на какой-либо его вид, которых придерживается кто-либо.

II нареч. качеств.-обстоят.

Удовлетворяя требования прекрасного; художественно.

Академический словарь

нареч. к эстетический (во 2 знач.).

Увлекающийся за все пределы талант его [Белинского], страстный, беспощадный, злой от нетерпимости, оскорблял эстетически уравновешенную натуру Станкевича. Герцен, Былое и думы.

Синонимы к слову эстетически

нареч, кол-во синонимов: 1

художественно

Полезные сервисы

эстетически неприемлемый

Слитно. Раздельно. Через дефис

эстети/чески неприе/млемый

Полезные сервисы

эстетически развитый

Слитно. Раздельно. Через дефис

эстети/чески ра/звитый

Полезные сервисы

эстетически-воспитательный

Слитно. Раздельно. Через дефис

эстети/чески-воспита/тельный

Полезные сервисы

эстетически-игровой

Слитно. Раздельно. Через дефис

эстети/чески-игрово/й

Полезные сервисы

эстетически-символический

Слитно. Раздельно. Через дефис

эстети/чески-символи/ческий

Полезные сервисы

эстетически-творческий

Слитно. Раздельно. Через дефис

эстети/чески-тво/рческий

Полезные сервисы

эстетический

Толковый словарь

I прил.

1. соотн. с сущ. эстетика I, связанный с ним

2. Свойственный эстетике [эстетика I], характерный для неё.

II прил.

1. соотн. с сущ. эстетика II, связанный с ним

2. Свойственный эстетике [эстетика II], характерный для неё.

3. Связанный с восприятием прекрасного в жизни, удовлетворяющий требованиям прекрасного; художественный.

Толковый словарь Ушакова

ЭСТЕТИ́ЧЕСКИЙ [тэ], эстетическая, эстетическое (от греч. aisthétikos - способный чувствовать) (книжн.). прил., по знач. связанное с явлениями прекрасного (в искусстве, в природе). Эстетическое наслаждение. Эстетическое переживание. Эстетический предмет. Эстетические функции слова. «Эстетическая жилка в ней несомненно билась.» А.Тургенев. «Несогласие в эстетических убеждениях было только следствием несогласия в философских основаниях всего образа мыслей.» Чернышевский.

Толковый словарь Ожегова

ЭСТЕТИ́ЧЕСКИЙ [тэ], -ая, -ое.

Энциклопедический словарь

ЭСТЕТИ́ЧЕСКИЙ [тэ], -ая, -ое.

1. к Эсте́тика (1-2 зн.). Э-ая категория. Э-ие теории. Э-ая программа. Э-ие взгляды, вкусы.

2. Связанный с восприятием прекрасного, красоты в искусстве и жизни; художественный, удовлетворяющий требованиям эстетики. Э-ое воспитание. Испытывать э-ое наслаждение.

Эстети́чески, нареч.

Академический словарь

-ая, -ое.

1. прил. к эстетика (в 1 знач.).

Эстетическая категория. Эстетические теории.

2. Связанный с созданием, воспроизведением и восприятием прекрасного в искусстве и в жизни.

Эстетический критерий. Эстетическое восприятие. Эстетические вкусы публики.

||

Вызванный прекрасным в жизни или в искусстве.

Испытывать эстетическое наслаждение.

Все любовались ею, все любили ее, не я одна. --- Во мне первый раз поражено было эстетическое чувство, чувство изящного, первый раз сказалось оно, пробужденное красотой. Достоевский, Неточка Незванова.

Орфографический словарь

эстети́ческий

Словарь ударений

эстети́ческий [тэ]

Трудности произношения и ударения

эстети́ческий, эсте́тский. Произносится [эстэти́ческий], [эстэ́цский].

Формы слов для слова эстетический

эстети́ческий, эстети́ческая, эстети́ческое, эстети́ческие, эстети́ческого, эстети́ческой, эстети́ческих, эстети́ческому, эстети́ческим, эстети́ческую, эстети́ческою, эстети́ческими, эстети́ческом, эстети́ческ, эстети́ческа, эстети́ческо, эстети́чески

Синонимы к слову эстетический

прил., кол-во синонимов: 3

Идеография

духовный

оценка, внешний, совершенство

эстетика. эстетическое - вызывающее духовные переживания человека.

эстетичный - совершенный в своем роде, эстетство. эстетизм. эстет.

эстетические чувства.

художественное восприятие.

смотреться (хорошо смотрится).

смотреть не хочется на что.

вкус - способность эстетической оценки (художественный #. изысканный #.

обладать вкусом. привить # к чему).

со вкусом (одеваться #).

вкусовщина.

стиль.

образить (прост).

↓ ИСКУССТВО, украшение, КОМИЧЕСКОЕ, музыкальный

см. правое полушарие мозга

Морфемно-орфографический словарь

эстет/и́ч/еск/ий.

Грамматический словарь

эстети́ческий п 3a✕~

История слов

Акт, актёр, акция, визитация, визитатор, галиматья, гармония, героизм, интересный, катастрофа, курьер, лакей, меланхолия, мина, монотония, моральный, прокламация, публика, религия, сорт, сцена, талия, энтузиазм, эстетический.

С процессом заимствования европейской цивилизации прежде всего было связано усвоение иностранных слов для обозначения вещей и для выражения идей, не находивших соответствия и воплощения в русской лексической системе. Славянофилы протестовали против заимствования иноязычных лексем, порицая писателей, которые «безобразят язык свой введением в него иностранных слов, таковых, например, как моральный, эстетический, сцена, гармония, акция, энтузиазм, катастрофа» (А. С. Шишков, «Рассуждение», 22), талия (128-129), монотония (173), прокламация (174), публика (193), актер (247), фрунт (248), фасад (249), фрапировать (304), лакей, курьер - вместо гонец (309), интересный (342), «вместо действия - акт, вместо уныния или задумчивости - меланхолия, вместо веры - религия, вместо стихотворческих описаний - дескриптивная или описательная поэзия, вместо согласия частей - гармоническое целое, вместо осмотра - визитация, вместо досмотрщика - визитатор, вместо доблести - героизм» и пр. (343), сорт (426), галиматья (422), мина (424) и мн. др. Эта борьба против лексических варваризмов проходит красной нитью через всю историю русского литературного языка в XVIII и даже в XIX веке.

(Виноградов. Язык Пушкина, с. 245).

Словарь галлицизмов русского языка

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ая, ое. esthétique adj. <гр. aisthetikos способный чувствовать.

1. Отн. к эстетике <науке>. Эстетические теории. Эстетическая программа. БАС-1. Надеждин, опираясь на эстетические начала, ищет, есть ли высшие художественные достоинства в разбираемых им поэмах. Черн. Оч. гогол. периода. Эстетический предмет. Уш. 1940. В парод. контексте. В эсфетическом своем Вестнике, г. Каченовский, с пафетическим ощущением курит фимиам знаменитым поэтам древности. СО 1829 10 253.

2. Связанный с восприятием прекрасного, красоты в жизни или в искусстве. БАС-1. Их этой анализы трудно составить себе естетическое понятие о творении, но во всяком случае хорошо, что он < Пушкин > развертывает свое дарование. 1825. П. Вяземский - А. Тургеневу. // АБТ 6 22. Эстетические функции слова. Уш. 1940. Вкус - это эстетическая совесть. Жан Поль. // Петросян 280. Эстетически, нареч. Попытка избежать в своей речи иноязычных заимствований может быть эстетически привлекательной как вид языковой игры, заставляющей вспомнить Язык Предельной Ясности инженера Сологдина из Романа Солженицына "В Круге первом". Сологдин старался не употреблять иностранных слов, которые он "называл "птичьими". Вместо математик он говорил "исчислитель", вместо слова скептицизм использовал выражение "усугубленное недоверие", а марксизм именовал "сатанинским дурманом". Капитализм он считал необходимым называть "толстосумством", вместо слова картон говорить "твердо-уплотненная бумага", вместо слова методика - общий взгляд на пути подхода к работе" Инженер на Языке Предельной Ясности назывался "зиждитель", слово шпионить заменялось глаголом "доглядать". ОЗ 2003 2 494. - Лекс. САН 1847: эстети/ческий; СИЗ: эстетический 1784.

Словарь иностранных слов

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ (греч.). Изящный, прекрасный.

Полезные сервисы

эстетический // эстетичный

Паронимы

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ // ЭСТЕТИЧНЫЙ

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ. 1. Относящийся к эстетике (науке о прекрасном в искусстве и в жизни, об общих законах художественного творчества). 2. Связанный с созданием и восприятием прекрасного.

Эстетическ|ий: 1) ~ий закон, базис; ~ая категория, наука, теория; ~ое воззрение; ~ая точка зрения; ~ий идеал; ~ое направление; 2) ~ий вкус; ~ие запросы; ~ая функция слова; ~ое впечатление, удовольствие, наслаждение; ~ая жилка.

• Ответы [на эти вопросы] следует искать в эстетических воззрениях народа. П.Татауров. Новый день Гжели.

• В отличие от деревенской потешки, воплотившей в себя черты традиционного крестьянского бытия, она [игрушка] должна была удовлетворять иные социальные и эстетические запросы. Г. Дайн. Русская народная игрушка.

ЭСТЕТИЧНЫЙ. Красивый, изящный; содержащий элементы эстетизма. Синоним: эстетный (разг.).

Эстетичн|ый: ~ое зрелище; ~ый вид; ~ое движение; ~ая поза; ~ый интерьер, рисунок; ~ое изображение; ~ая шутка; ~ый подход, метод.

• Типичен [для неоклассиков] политически, но очень мало эстетичен тенденциознейший роялист [поэт] Магн Бернар. А. Луначарский. Этюды критические.

• Этим [наукой распознавать людей], конечно, и не пахло в трудах эстетичного пастора — он был на уровне века, всё у него было изысканно и парадоксально. В.Леви. Я и Мы.

Полезные сервисы

эстетический идеализм

Лингвистика

Эстети́ческий идеали́зм

(идеалистическая неофилология) в языкознании - направление, сложившееся в

западноевропейской лингвистике в начале 20 в. и выступившее с критикой

младограмматизма с позиций так

называемой эстетической философии языка (название направления связано с

названием программного сборника статей «Idealistische

Neuphilologie», 1922). Широкий критический резонанс Э. и. получил

в 20‑х гг. 20 в., когда к изучению эстетической функции языка обратились

представители многих школ (пражская

лингвистическая школа, ОПОЯЗ и

др.).

Наиболее яркое выражение Э. и. получил в трудах

К. Фосслера («Позитивизм и идеализм в языкознании», 1904; «Язык как

творчество и развитие», 1905, переизд. 1950; «Избранные статьи по

философии языка», 1923; «Дух и культура в языке», 1925, и др.).

Эстетическая теория языка Фосслера сложилась под влиянием

лингвистической концепции В. фон Гумбольдта и системы философский

воззрений Б. Кроче. Резко критикуя младограмматиков за отказ от изучения

«исходной причинной связи» между явлениями, за механицизм, Фосслер

назвал такой подход к языку позитивизмом, «смертью человеческого

мышления», «концом философии» и противопоставил ему свою теорию языка,

которую он определил как «идеализм», потому что в ней, вслед за

Гумбольдтом, язык рассматривается как непрерывная творческая духовная

деятельность, неотделимая от духовной и интеллектуальной истории

народа. По мнению Фосслера, младограмматики изучали язык как нечто

«данное и завершённое» и производили над ним анатомическую операцию,

механически расчленяя его организм на фонетику,

морфологию и синтаксис и

далее на соответствующие элементы, вплоть до отдельных звуков. Язык же

есть нечто целостное, взаимосвязанное. Таким он предстает в стилистике, которая и должна поэтому стать

центральной лингвистической дисциплиной. Единственная реальность и тем

самым основной объект изучения для Фосслера - речь индивида, понимаемая

как духовное творчество личности, служащее средством выражения ее

интуиции и фантазии. Постоянно подчёркивая, что язык - это прежде всего

средство выражения, а не средство общения, Фосслер видел в «общем языке»

лишь «точку пересечения многих отдельных языков», «приблизительную сумму

по возможности всех или, по меньшей мере, важнейших индивидуальных

языковых употреблений», или стилей, и считал общую языковую деятельность

возможной лишь благодаря «общей духовной предрасположенности» говорящих.

Все элементы языка по своему происхождению суть стилистические средства

выражения, которые с течением времени могут стать грамматическими, т. е. общим, безликим шаблоном,

если индивидуальное новшество соответствует «духу языка» и если оно

будет принято пассивной массой говорящих.

В концепции Фосслера учение Гумбольдта было воспринято односторонне,

был утрачен диалектический подход, при котором язык понимался не

только как средство выражения, но и как средство общения, не только как

деятельность, но и как готовый «материал», признавалось существование не

только индивидуальной речи, но и общего языка - языка народа.

Влияние философии Кроче на Э. и. нашло отражение в приравнивании

языкового акта - как акта творческого - к искусству, к поэзии и в

отождествлении по-новому понимаемой лингвистики с эстетикой. Фосслер

писал, что «истина языка есть художественная истина, есть осмысленная

красота» («Грамматика и история языка», 1910) и поэтому решение спорных

вопросов грамматики должно базироваться на художественной способности,

на чувстве вкуса. История языка оказывается «историей вкуса или чувства

в области слова, то есть историей всех импульсов, мотивов, влияний,

воздействий среды, которые притекают извне в развитие языка», иначе

говоря, она «в известном смысле сливается» с историей культуры

(«Отношение истории языка к истории литературы», 1911). Фосслер делает

попытку установить связь, иногда слишком прямолинейную, между явлениями

языка и особенностями культуры соответствующих эпох («Культура Франции в

отражении развития языка», 1913, переизд. в 1929 под назв. «Культура и

язык Франции»). Он исследует связь языка с религией, наукой, поэзией, а

также разные функции языка в разных языковых коллективах («Дух и

культура в языке»). Историко-литературные исследования Фосслера

охватывают важнейшие эпохи в истории итальянской, французской,

испанской литератур (а в последние годы жизни -

литературы стран Южной и Центральной Америки) и творчество крупнейших

представителей этих литератур. В центре многих работ - творческая

личность, художник, произведения которого анализируются на фоне духовной

культуры его эпохи.

Школа Э. и. немногочисленна, к ней принадлежат несколько крупных

филологов-специалистов в области романских

языков и литератур: Л. Шпитцер, Х. Хацфельд, Э. Лерх, Л. Ольшки,

В. Клемперер и другие. Разделяя некоторые общие философские взгляды

Фосслера на язык, они нашли, однако, во многом свои пути в исследовании

проблем стилистики художественной литературы и

романского языкознания, главным образом

синтаксиса и стилистики. Большое влияние на развитие романской филологии

и стилистики оказали работы Шпитцера, посвящённые языку и стилю

писателей - от средневековья до 20 в. В диссертации Шпитцера «Словообразование как стилистический приём» (1910)

особенности стиля Ф. Рабле рассматриваются как выражение его особой

манеры видения мира. Позднее, констатируя разрыв, существующий между

историей культуры и наукой о языке, от которого страдает находящееся на

границе этих наук изучение стиля писателей, Шпитцер подчёркивает, что

для выявления полной картины своеобразия стиля писателя необходимо

установить всё, что для него стилистически значимо, и поставить в связь

с его личностью («Словесное искусство и наука о языке», 1925). Шпитцер

вводит понятие индивидуальной языковой системы писателя, каждый из

признаков которой может встретиться в другом тексте, но совокупность

которых единственна в своём роде. Здесь в общих чертах намечается метод исследования «стиля личности в стиле языка»,

который впоследствии получил название индуктивно-дедуктивного метода в

стилистике, или метода «филологического круга». Исследование движется от

найденной стилистически значимой детали к её интерпретации в свете

особенностей духовного мира писателя, к интерпретации «из языкового

окружения» писателя, обусловленного литературной и социальной историей.

Состоятельность полученной интерпретации проверяется её применимостью

для объяснения и других стилистических фактов в языке данного автора.

Шпитцер защищал свой метод в полемике с лингвистами других школ,

например с Ш. Брюно, указывая на банальный, «школярский» характер

подхода к языку художественных текстов, при котором исследователи

ограничиваются выписыванием тех или иных стилистических явлений из

произведений разных авторов и констатацией их сходств и различий

(«Теории стилистики», 1952), а также продемонстрировал его в

многочисленных конкретных работах. Развивая семантико-историческое

и этимологическое направление исследований,

Шпитцер прослеживает происхождение и семантическое развитие ряда

связанных с европейской цивилизацией слов, «точнее любого барометра

показывающих культурную атмосферу» эпохи. Подобно тому как это сделал

Фосслер в начале века, Шпитцер в 40-50‑х гг. 20 в. с позиций, близких к

экзистенциализму, выступил с рядом статей в защиту гуманитарного

знания, против антиментализма и механицизма, т. е. против идей,

высказанных Л. Блумфилдом и дескриптивистами.

Он также одним из первых поставил важный методологический вопрос о способах доказательства в

лингвистике и, шире, в гуманитарных науках.

Фосслер и другие представители Э. и. решали научные проблемы с

позиций субъективно-идеалистических, выдвигая на первый план экспрессивно-эстетическую функцию языка. Однако,

рассматривая язык как культурно-историческое явление, которое невозможно

исследовать вне связи с культурой и историей народа, школа Э. и.

расширила и обогатила проблематику науки о языке, поставив перед ней ряд

новых важных задач - создание лингвистической стилистики, изучение языка

писателя и его соотношения с общенародным языком, а также роли

художественной литературы в развитии литературного языка народа и т. д.

Жирмунский В. М., Предисловие, в кн.: Проблемы литературной

формы, Л., 1928;

Ольшки Л., История научной литературы на новых языках, пер.

с нем., т. 1-3, М.-Л., 1933-34;

Звегинцев В. А., Эстетический идеализм в языкознании, М.,

1956;

Винокур Г. О., Эпизод идейной борьбы в западной

лингвистике, «Вопросы языкознания», 1957, № 2;

Степанов Ю. С., Доказательство и аксиоматичность в

стилистике. Метод Л. Шпицера, «Вестник МГУ», сер. 7, 1962, № 5;

Idealistische Neuphilologie. Festschrift für Karl Vossler,

Heidelberg, 1922;

Spitzer L., Stilstudien, Bd 1-2. [2 Aufl.],

München, 1961;

Hatzfeld H., A critical bibliography of the new

stylistics applied to the Romance literatures [1900-1952], Chapel Hill,

1953;

то же, [1953-1966], Chapel Hill, 1966;

Wellek R., Leo Spitzer, «Comparative literature»,

1960, v. 12, № 4;

Hatzfeld H., Le Hir Y., Essai de

bibliographie critique de stylistique française et romaine (1955-1960),

P., 1961.

В. П. Мурат.

Полезные сервисы

эстетическо-стилистический

Слитно. Раздельно. Через дефис

эстети/ческо-стилисти/ческий

Синонимы к слову эстетическо-стилистический

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

эстетическое

Энциклопедический словарь

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - ЭСТЕТИ́ЧЕСКОЕ (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный), самая широкая и фундаментальная категория эстетики (см. ЭСТЕТИКА), отражающая то общее, что присуще прекрасному (см. ПРЕКРАСНОЕ), безобразному (см. БЕЗОБРАЗНОЕ), возвышенному, низменному (см. НИЗМЕННОЕ), трагическому, (см. ТРАГИЧЕСКОЕ) комическому (см. КОМИЧЕСКОЕ), драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства.

Эстетическое было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория во второй половине 20 в. До этого разработка основной категории эстетики - прекрасного - некоторыми своими аспектами предвосхищала «появление» в науке термина «эстетическое» и его теоретическое осознание. Последнее предполагает понимание природы эстетического, объекта эстетического отношения, роли человеческой деятельности в бытии эстетического, связи эстетического с полезным. На эти вопросы наука предлагала разные ответы, которые сложились в пять теоретических моделей эстетического. Концепции прекрасного, выдвинутые в истории эстетической мысли, так или иначе тяготеют к одной из этих теоретических моделей эстетического. Многообразные концепции прекрасного можно свести к пяти моделям. Первая модель - объективно-духовная - результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей. Этой модели полно соответствует первая модель прекрасного - свет Бога на конкретных вещах и явлениях (Тертуллиан (см. ТЕРТУЛЛИАН), Фома Аквинский (см. ФОМА АКВИНСКИЙ), Франциск Ассизский (см. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ)) либо воплощение абсолютной идеи (Платон (см. ПЛАТОН (философ)), Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)). Божественным одухотворением легко объяснить прекрасное, возвышенное и другие положительные эстетические свойства, но затруднительно - безобразное, низменное, ужасное. Однако при определенной гибкости ума Богом можно объяснить и цветок, и обезьяну, и синеву неба, и красоту, и вообще все на свете, а значит, ничего конкретно и для каждого явления нужно искать свое объяснение. Концепция божественной природы эстетического (как будто для сознания, принимающего Бога, существует нечто имеющее небожественную природу) нарушает научное объяснение явлений исходя из их собственной природы (принцип Спинозы (см. СПИНОЗА Бенедикт) «causa sui» - по причине самого себя).

Вторая модель - субъективно-духовная, или персоналистская - является проекцией духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность. Этой модели соответствует вторая модель прекрасного: действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты - в душе индивида (Т. Липпс (см. ЛИППС Теодор), Ш. Лало, Э. Мейман), прекрасное возникает благодаря «сужению», «одалживанию» (Жан Поль (см. ЖАН ПОЛЬ)), «вчувствованию» (Б. Кроче (см. КРОЧЕ Бенедетто)), «проецированию» (Н. Гартман (см. ГАРТМАН Николай)) духовного богатства человека на действительность; красота является результатом интенционального (направленного, активного) восприятия предмета субъектом (феноменологии: Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц), А. Мейнонг (см. МЕЙНОНГ Алексиус фон) и др.). В этой концепции теряется критерий оценки эстетической ценности, в эстетику вторгается волюнтаризм.

Третья модель - субъективно-объективная - возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Этой модели соответствует третья модель прекрасного: прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты (Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ)), или с его практическими потребностями (Сократ (см. СОКРАТ)), или с его представлениями о прекрасной жизни (Н. Г. Чернышевский (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович)). При такой трактовке возникает двойственность оснований (жизнь / человек) как эстетического, так и прекрасного и не устраняется волюнтаризм эстетических суждений и оценок. Эта модель признавалась правильной многими советскими идеологами-марксистами (В. Ермилов (см. ЕРМИЛОВ Владимир Владимирович), М. Каган) поскольку ее развивал особо приближенный к марксизму Чернышевский

Четвертая модель -«природническая», или «материалистическая», по которой эстетическое является естественным свойством предметов. Этой модели полно соответствует четвертая модель прекрасного: прекрасное - естественное свойство явлений природы, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма (Д. Дидро (см. ДИДРО Дени) и другие французские материалисты). Многие годы в советской науке наряду с третьей моделью господствовала и четвертая модель (М. Овсянников), которая трактовала все вульгарно-материалистическим способом. Однако, если эстетическое - такое же свойство природы, как ее физические и химические свойства, то почему его изучением не занимаются естественные науки.

Эстетические свойства предмета можно измерить с помощью вкуса (см. ВКУС (эстетический)) - инструмента, принципиально отличающегося от приборов, измеряющих физические свойства предметов. Природническое понимание эстетического, как и четвертая модель прекрасного, лишают эстетику монизма, так как не в состоянии объяснить основные все категории эстетики. Прекрасное и возвышенное предстают как природные свойства, а трагическое и комическое - как общественные (результат общественных противоречий). Природническая концепция не в состоянии объяснить сущность эстетического в сфере социальной жизни и в искусстве.

Пятая модель - «общественная» концепция, по которой эстетическое - объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях). Эстетическое появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей все в определенные отношения к человечеству. Эстетическое - многообразная действительность, взятая в ее значении для человечества как рода, общечеловеческие ценности, значимые для человечества как рода. Степени освоенности явления обществом в свете высших для данного этапа исторического развития возможностей личности определяет степень ее свободы по отношению к данному явлению. Пятая модель была разработана Л. Н. Столовичем (см. СТОЛОВИЧ Леонид Наумович), Ю. Б. Боревым (см. БОРЕВ Юрий Борисович), В. В. Вансловом (см. ВАНСЛОВ Виктор Владимирович) в 1950-1960-е гг.

Эта модель позволяет монистически и системно трактовать все проблемы эстетики, по которой прекрасное - положительна ценность предмета для человечества и сфера свободы; безобразное - отрицательная ценность предмета для человечества и сфера свободы; возвышенное - положительная ценность предмета для человечества и сфера несвободы; низменное - отрицательная ценность предмета для человечества и сфера несвободы; трагическое - положительная ценность личности для человечества и свободный выбор ею пути ведущего к несвободе и гибели во имя расширения сферы свободы для человечества.

Полезные сервисы