I м.
Находящаяся на возвышении перед алтарем площадка в православном храме, с которой произносятся проповеди, читается Евангелие.
II м. устар.
I м.
Находящаяся на возвышении перед алтарем площадка в православном храме, с которой произносятся проповеди, читается Евангелие.
II м. устар.
АМВО́Н, амвона, муж. (греч. ambon) (церк.). Возвышение в церкви перед т.н. царскими вратами, ведущими в алтарь в православной церкви. «Мужиков набралось в церковь - вона! от притвора до амвона.» Д.Бедный.
АМВО́Н, -а, муж. Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с к-рой произносятся проповеди.
| прил. амвонный, -ая, -ое.
АМВОН - муж., греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи;
| в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы;
| возвышение среди церкви, для облачения архиерея. Амвонные ступени.
-а, м.
В православных церквах: возвышение перед алтарем, на котором совершается часть богослужения и произносятся проповеди.
От греческого ambōn ‘край горы’ (др.-рус. амбонъ, онбонъ, ц.-слав. амъвон, амъбонъ).
АМВО́Н, -а, м
Часть помещения христианского храма - возвышенная площадка полукруглой формы, расположенная напротив царских врат, на которой совершается таинство евхаристии, произносятся проповеди, поучения и обращения к верующим, читается евангелие; всходить на амвон разрешается только священнослужителям.
С благоговением и трепетом внимали слушатели каждому слову священника: не часто с амвона звучали такие грозные, обличающие проповеди.
АМВО́Н -а; м. [греч. ambōn].
1. В православной церкви: площадка, находящаяся на возвышении перед царскими вратами. Выйти, подняться на а. Читать молитвы с амвона.
2. Устар. Возвышение, подмостки.
* * *
амво́н (от греч. ámbōn - возвышение), возвышенное место (перед средней частью иконостаса) в православном храме; с него читаются тексты из Библии, произносятся проповеди.
* * *
АМВОН - АМВО́Н (от греч. ambon - возвышение), в православных церквах возвышение перед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие.
АМВОН (от греч. ambon - возвышение) - в православных церквах возвышение перед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие.
-а, м.
1. Возвышенная площадка в церкви перед так наз. царскими вратами.
Дьякон вышел на амвон --- и, положив на груди крест, громко и торжественно стал читать слова молитвы. Л. Толстой, Война и мир.
2. устар.
Вслед за отрядом кирасир ехали сани с высоким амвоном. На нем с открытою головою сидел Пугачев. Пушкин, История Пугачева.
[греч. ’άμβων]
АМВО́Н (греч. αμβων - выступ, возвышение) - возвышение в христ. храме, предназнач. для чтения Свящ. Писания и проповеди. Из 3 его осн. разновидностей, фиксируемых в истории, 2 последние сохраняются в православном обиходе до наст. времени. В др. храмах А. существовал в виде башенки или небольшого балкона, подвешенного к заднему подкупольному столбу. Подобные А. были и в рус. храмах до сер. 17 в. Предалтарный - прилегающий к центр. части солеи полукруглый выступ, обращенный в сторону молящихся. Архиерейский А. - возвышение в ср. части храма (как правило, переносное), на к-ром архиерей облачается и стоит в окружении клириков и верующих до малого входа при совершении им литургии. Согласно визант. литургич. толкованию 12-13 в. (от имени Софрония Иерусалимского), "А. представляет собою тот камень, на к-ром ангел, отвалив его, сидел близ двери гроба, когда возвещал мироносицам Воскресение. Ступени А. знаменуют лестницу Иакова" (Красносельцев Н. Ф. О др. литургич. толкованиях. Одесса, 1894. С. 27). Тот же символич. ряд б. подробно развивает Симеон Солунский: престол - гроб, алтарь - гробовая пещера, амвон - "камень, отваленный от дверей гробницы", и делает вывод: "Потому и иереи с дьяконами, изображая ангелов, на амвоне возвещают Евангелие" (Разговор о святых священнодействиях. Гл. 104). См. также: Храм, Алтарь, Солея.
(правильнее анвон от греч. ἀναβαίνω, восхожу - восход, возвышенное место)
возвышенная, большею частью полукруглая и выдвинутая в средину храма, средняя против царских врат часть солеи, откуда диакон возглашает ектении, читает Евангелие, а священник читает проповеди.
Амвон, а, м.
Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом.
► И ступеньки амвона и старые почерневшие книги... - и все было залито светом. // Лев Толстой. Анна Каренина //
амво́н, -а
амво́н (церк.)
см. помост
амво́н/.
амво́н м 1a
"возвышение в церкви, с которого читаются проповеди и т. д.", др.-русск. амбонъ, онбонъ (Ипатьевск.), онболъ (Новгор. Кормч. 1280 г.); см. Срезн. II, 666, русск.-цслав. амъвонъ, амъбонъ. Заимств. из греч. ἄμβων; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 29. Сочетание мб восходит к народн., а сочетание мв - к ученому произношению.
АМВОН (греч. ambon, от ambainein - восходить). 1) возвышение в церкви перед царскими вратами, с которого читаются евангелие, ектинии и проповеди и на котором облачают архиерея; 2) возвышенное место на площади для служения молебна. 3) в греческих и римских амфитеатрах, так называлось возвышенное место для различных представлений.
АМВО́Н, -а, м. Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с к-рой произносятся проповеди.
АМВОНОКЛАСТЫ (от греч. ambon - возвышение). Секта католиков, не признававшая церковной музыки при богослужениях.
- В Библии - 6-й израильский царь, бывший военачальник царя Ила, построивший город Самарию, сделавшийся впоследствии столицею 10 колен.
АМВРОСИА́НСКОЕ ПЕ́НИЕ - разновидность раннехрист. богослужебного пения, развившаяся в Миланском соборе и назв. по им. св. Амвросия, еп. Миланского (340-397). По сравнению с пришедшим ему на смену григорианским пением отличается большей орнаментированностью мелодий, певшихся на стихотв. тексты (гимны), состоявшие из 8 четверостиший (по 8 слогов в строке).
Лит: Цветков П. Гимны св. Амвросия Медиоланского: Прибавления к изданию твор. св. отцов в рус. пер. за 1891 г. Ч. 48. М., 1891.
АМВРОСИЕВКА - АМВРО́СИЕВКА, город (с 1938) на Украине, Донецкая область (см. ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ). Железнодорожная станция. Население 22,7 тыс человек (2001).
Цементный комбинат, предприятия легкой, пищевой промышленности и др. Историко-краеведческий музей.
АМВРОСИЕВКА - город (с 1938) на Украине, Донецкая обл. Железнодорожная станция. 24,1 тыс. жителей (1991). Цементный комбинат, предприятия легкой, пищевой промышленности и др. Историко-краеведческий музей.
АМВРОСИЕВСКАЯ СТОЯНКА - АМВРО́СИЕВСКАЯ СТОЯ́НКА, археологический памятник, позднепалеолитическая стоянка на правом берегу реки Крынка, близ города Амвросиевка Донецкой области Украины.
Раскопки стоянки проводились в 1935, 1940, 1949 и 1950 годах. Особый интерес представляет костище - огромное скопление костей около тысячи особей зубров, среди которых найдены наконечники копий и кремневые вкладыши в наконечники.
Амвросий - I
(около 1430 - около 1494), русский резчик и ювелир. Произведения Амвросия (резная икона-складень, 1456) отражают влияние Андрея Рублёва.
II
в миру Александр Иосифович Ключарёв (1821-1901), архиепископ Харьковский (1882), духовный писатель. Основатель журнала «Душеполезное чтение» (1860) и «Вера и разум» (1884).
III
в миру Андрей Антипович Орнатский (1778-1827), церковный историк, духовный писатель. Автор «Истории российской иерархии» (тт. 1-6, 1807-1815).
АМВРОСИЙ (в миру Зертис-Каменский Андрей Степанович) (1708-71) - русский церковный деятель и писатель, архиепископ Московский (1768), автор перевода "Псалтири" с древнееврейского языка.
-----------------------------------
АМВРОСИЙ (в миру Ключарев Алексей Иосифович) (1821-1901) - русский духовный писатель и церковный деятель, архиепископ Харьковский (с 1882). Сочинения: "Живое Слово" (1882), "Полное собрание проповедей" (1902).
-----------------------------------
АМВРОСИЙ (1791-1863) - босно-сараевский митрополит (1835); в 1846 перешел в старообрядчество, положив начало белокриницкой иерархии.
-----------------------------------
АМВРОСИЙ (в миру Орнатский Андрей Антипович) (1778-1827) - русский духовный писатель, епископ Пензенский и Саранский (с 1819), с 1825 в Кирилло-Белозерском монастыре. Автор "Истории российской иерархии" (т. 1-6, 1807-15).
-----------------------------------
АМВРОСИЙ (в миру Подобедов Андрей) (1742-1818) - русский церковный деятель, проповедник; митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (с 1801), ректор Московской духовной академии. Составил "Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета" (1779, переиздано 1811).
-----------------------------------
АМВРОСИЙ (в миру Протасов Алексей Иванович) (1762-1841) - русский церковный деятель, проповедник; архиепископ Казанский и Тверской, ректор Петербургской духовной академии. Автор "Латинской грамматики" для духовных училищ; сборник проповедей "Слова и речи" (1856).
-----------------------------------
АМВРОСИЙ (ок. 1430 - ок. 1494) - русский резчик и ювелир. Произведения Амвросия (резная икона-складень) отражают влияние Андрея Рублева.
-----------------------------------
АМВРОСИЙ (в миру Юшкевич Андрей) (1690-1745) - архиепископ Новгородский, проповедник. Рукописное сочинение "Основательное показание разностей между греческою и римскою папскою церковью".
СВ. (ок. 333-397), епископ Медиоланский, первый из великих западных учителей церкви, родился предположительно в Трире, в семье христианина Амвросия, префекта претория Галлии. После смерти отца получил в Риме солидное образование, изучал право, некоторое время практиковал и ок. 370 начал административную карьеру. В 373 стал наместником Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане (современный Милан). После избрания его епископом по желанию народа, чей выбор был одобрен епископатом и императором, принял крещение и спустя восемь дней, 7 декабря 374, - епископское рукоположение. Он ревностно взялся за изучение богословия, особенно греческих отцов церкви, роздал свое имение бедным и посвятил себя служению людям. Его красноречивые и содержательные проповеди способствовали обращению, в числе прочих, и Августина. Амвросий играл важную роль в политической жизни своего времени. Благодаря его советам укреплялся характер юного императора Грациана (375-383), прибывшего из Трира в Милан; влияние Амвросия заметно и в законодательных актах, способствовавших распространению христианства. Попытки ариан, которым покровительствовала вдовствующая императрица Юстина, захватить церкви в Милане (385-386) окончились неудачей из-за популярности Амвросия. Он осуществил два успешных посольства к узурпатору Максиму в 383 и 387 с целью восстановления в правах сына Юстины, императора Валентиниана II, который, возвратив себе престол (388), обрел в Амвросии мудрого советчика. Император Феодосий (379-395) принимал провозглашенные Амвросием принципы: признание независимости церкви от государства в ее собственной сфере, признание роли церкви как блюстительницы нравственности и ее права на защиту со стороны государства. Умер Амвросий в Милане 4 апреля 397. День памяти святого 7 декабря (в Русской православной церкви - 7 декабря по старому стилю). К догматическим сочинениям Амвросия, скорее традиционным, чем оригинальным, принадлежат три трактата против ариан (378-382), один, предназначенный оглашенным (De mysteriis, 387), и один против новатиан (De paenitentia, ок. 384). Однако его подлинное величие как учителя веры обнаруживается в моральных и аскетических сочинениях, включающих трактат De officiis ministrorum (Об обязанностях священнослужителей, ок. 391; написан на основе De officiis Цицерона) и пять трактатов о воздержании, в частности - De virginibus (Восхваление девственности, 377).
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994
АМВРО́СИЙ (ок. 1430 - ок. 94) - др.-рус. резчик и ювелир. В Троице-Сергиевой лавре руководил мастерской. В его иконе-складне (1456) с резными по дереву "двунадесятыми праздниками", где миниатюрные фигуры трактованы свободно и гармонично, а сочетание темного дерева с золотым фоном дает декоративный эффект (сканый орнамент снаружи складня - также работа А.), как и в др. работах мастера и его круга, проявилось влияние Андрея Рублева.
-----------------------------------
АМВРО́СИЙ (в миру Андрей Степанович Зертис-Каменский) (1708-71) - религ. деятель и писатель. Происходил из молд. боярского рода, дядя Н. Н. Бантыш-Каменского. Учился в Киево-Могилянской и Львовской дух. академиях. В 1739 пострижен в монахи, с 1753 в епископы, с 1768 - архиепископ Московский. А. обладал большими познаниями в архитектуре, занимался стр-вом в Ново-Иерусалимском мон., реставрацией соборов в Моск. Кремле. Составил историю Благовещенского собора (опубл. в 1986), а также "Службу святому Димитрию Ростовскому". Перевел с др.-евр. Псалтирь и книги Ветхого Завета, во время эпидемии чумы в Москве (1770) запретил прикладываться к иконе Боголюбской Божией Матери у Варварских ворот, что стало поводом к массовым беспорядкам, получившим назв. "Чумной бунт". Спасаясь от разъяренной толпы, А. укрылся в Донском мон., но был найден и убит.
Амвро́сий мо 7а, §26 (//)
-я, м.; разг. Абро́сим, -а; прост. Амбро́сий, -я.
Отч.: Амвро́сиевич, Амвро́сиевна и Амвро́сьевич, Амвро́сьевна.
Производные: Амвро́ська (Амвро́ска); Ро́ся
[От греч. ambrosios - принадлежащий бессмертным, божественный.]
† 17 апр., 23 окт., 20 дек., 29 дек.
-я, муж.; разг. Абросим, -а; прост. к Амбросий, -я.
Отч.: Амвросиевич, Амвросиевна и Амвросьевич, Амвросьевна.
Производные: Амвроська (Амвроска); Рося; Аброся.
Происхождение: (От греч. ambrosios - принадлежащий бессмертным, божественный.)
Именины: 17 апр., 23 окт., 20 дек., 29 дек.
См. Офросим.
(333-397)
Первоначально правовед, ритор, консул Эмилии с резиденцией в Милане. Общаясь с христианскими общинами, приобрел столь глубокое уважение, что, будучи некрещеным, получил в 374 пост епископа. В своей антиязыческой кампании Амвросий опирался на идеи Цицерона, Оригена, Василия Великого, Афанасия, неоплатоников Плотина и Порфирия, что обеспечило ему понимание в среде культурной интеллигенции. Амвросий одним из первых показал подчиненную роль царской власти по отношению к праву первосвященника, когда не допустил императора Феодосия (379-395) к причастию из-за того, что тот не покаялся в совершенном им кровопролитии. Проповеди Амвросия отличались красотой слога. Он написал несколько гимнов для распевания во время богослужения, тем самым положив начало хоровому церковному пению. После смерти Амвросий был причислен к лику святых. Его мощи хранятся в Милане и на Афоне.
АМВРОСИЙ (греч. ambrosios, от a - отриц. част., и brotos - смертный). Мужское имя: бессмертный.
- Святой, покровитель Милана.
- Имя Выбегалло из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
- Резчик и ювелир Московской школы 15 в.
АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский) - АМВРО́СИЙ (в миру Зертис-Каменский Андрей Степанович) (1708-71), русский церковный деятель и писатель, архиепископ Московский (1768), автор перевода «Псалтири» с древнееврейского языка. Погиб, пытаясь успокоить разъяренную толпу по время чумного бунта (см. ЧУМНОЙ БУНТ) в Москве.
АМВРОСИЙ (митрополит) - АМВРО́СИЙ (1791-1863), босно-сараевский митрополит (1835); в 1846 перешел в старообрядчество, положив начало белокриницкой иерархии (см. БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ).
АМВРОСИЙ (Подобедов) - АМВРО́СИЙ (в миру Подобедов Андрей) (1742-1818), русский церковный деятель, проповедник; митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (с 1801), ректор Московской духовной академии. Составил «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета» (1779, переиздано 1811).
АМВРОСИЙ (Протасов) - АМВРО́СИЙ (в миру Протасов Алексей Иванович) (1762-1841), русский церковный деятель, проповедник; архиепископ Казанский и Тверской, ректор Петербургской духовной академии. Автор «Латинской грамматики» для духовных училищ; сборник проповедей «Слова и речи» (1856).
АМВРОСИЙ (резчик и ювелир) - АМВРО́СИЙ (ок. 1430 - ок. 1494), русский резчик и ювелир. Работал в Троице-Сергиевой лавре. Произведения Амвросия (миниатюрные резные фигурки иконы-складня, 1456) отражают влияние Андрея Рублева (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ) .
АМВРОСИЙ (Серебренников) - АМВРО́СИЙ (в миру Серебренников (или Серебряков) Авраам) (1745-92), русский церковный деятель, проповедник. Архиепископ Екатеринославский (1786), местоблюститель экзархии Молдо-Влахийской (1789). Автор «Краткого руководства к оратории российской» (1778); перевел «Потерянный рай» Мильтона (1780; 2-е изд., 1802).
АМВРОСИЙ (Юшкевич) - АМВРО́СИЙ (в миру Юшкевич Андрей) (1690-1745), архиепископ Новгородский, проповедник. Рукописное сочинение «Основательное показание разностей между греческою и римскою папскою церковью».
АМВРОСИЙ (в миру Серебренников (или Серебряков) Авраам) (1745-92) - русский церковный деятель, проповедник. Архиепископ Екатеринославский (1786), местоблюститель экзархии Молдо-Влахийской (1789). Автор "Краткого руководства к оратории российской" (1778); перевел "Потерянный рай" Мильтона (1780; 2-е изд., 1802).
Амвро́сий Медиола́нский (Ambrosius Mediolanensis) (около 339 - 397), христианский церковный деятель, проповедник, богослов, один из четырёх великих учителей Западной церкви. С 374 епископ Медиолана (современный Милан), активно противодействовал арианству и попыткам реставрации язычества. Отстаивал независимость церкви от государства и приоритет христианских нравственных норм для светской власти. Основатель латинской церковной гимнографии, с его именем связано становление так называемого амвросианского пения. Труды по библейской экзегетике, христианской этике, аскетике и др.
* * *
АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ - АМВРО́СИЙ МЕДИОЛА́НСКИЙ (ок. 333-397), святой, учитель церкви. С 374 - епископ Милана (Медиолана). Боролся с арианами (см. АРИАНСТВО), пользовался огромным авторитетом у народа и императоров. Провозглашенные Амвросием принципы независимости церкви от государства в собственно церковных делах и др. были утверждены императором Феодосием Великим (см. ФЕОДОСИЙ I Флавий). Амвросий сыграл огромную роль в развитии церковного пения.
Амвро́сий Оптинский - в миру Александр Михайлович Гренков (1812-1891), иеросхимонах, старец, духовный писатель. В «Сборнике писем и статей...» (ч. 1-2, 1894-1897), «Собрании писем... к мирским особам» (1906) - проникнутое атмосферой непосредственного общения с собеседником научение принципам христианской жизни. Канонизирован Русской православной церковью.
* * *
АМВРОСИЙ Оптинский - АМВРО́СИЙ Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) [23 ноября (5 декабря) 1812, с. Большая Липовица, Тамбовская губерния - 10 (22) октября 1891, Шамординская Казанская пустынь, Перемышльский уезд Калужской губернии], преподобный, иеросхимонах, старец, духовный писатель.
Родился в семье пономаря Михаила Федоровича, отец которого был священник, и жены его Марфы Николаевны. При крещении дано имя Александр в честь святого благоверного князя Александра Невского (см. АЛЕКСАНДР Невский). Шестой из восьмерых детей, воспитывался в строгой церковной среде: учился грамоте по часослову и псалтири, вместе с отцом пел и читал на клиросе. В 12 лет Александра отдали в Тамбовское духовное училище. По окончании его в 1830 был принят на казенный счет как первый ученик в Тамбовскую духовную семинарию и в июле 1836 успешно ее окончил. Полтора года был учителем в помещичьей семье, в 1838 г. занял место наставника Липецкого духовного училища. Еще во время учебы в семинарии опасно заболел и дал обет постричься в монахи, но по выздоровлении откладывал его исполнение. По совету известного в Тамбовской епархии подвижника о. Иллариона Александр отправился в Свято-Введенскую Оптину Пустынь (см. ОПТИНА ПУСТЫНЬ). 8 (20) октября 1839 он прибыл в обитель. Старец схиархимандрит Лев благословил Александра жить на монастырском гостином дворе. 2 (14) апреля 1840 последовал указ Калужской духовной консистории об определении А. М. Гренкова в число братии. В монастыре был некоторое время келейником старца Льва и чтецом. В ноябре 1840 переведен в скит под начало старца Макария. Александр стал его келейником после кончины старца Льва. 29 ноября (11 декабря) 1842 был пострижен в мантию и наречен Амвросием (во имя святителя Амвросия, епископа Медиоланского). В 1843 рукоположен в иеродиаконы, в 1845 - в иеромонахи. В декабре этого же года тяжело заболел и по-настоящему поправиться так уже никогда не смог. В 1846 по болезни вышел за штат. После кончины старца Макария (в 1860) Амвросий стал его достойным преемником. Он принимал ежедневно множество паломников, отвечал на десятки писем. Духовные дарования старца привлекали к нему тысячи людей: простого народа и интеллигенции. Его посещали Ф. М. Достоевский (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), В. С. Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), К. Н. Леонтьев (см. ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич) (его он тайно постриг в монахи), Л. Н. Толстой (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич). Своим духовным детям о. Амвросий посылал письма к праздникам, а также ответы на вопросы веры и жизни. Они печатались в журнале «Душеполезное чтение», а также издавались отдельно. Некоторые письма не лишены элементов публицистики. О. Амвросию посвящена обширная мемуарная литература, в которой запечатлен его облик проницательного знатока человеческой души, ласкового и светлого наставника.
В последние годы жизни старца поблизости от Оптиной в деревне Шамордино была устроена по его благословению женская Казанская обитель. Здесь старец скончался. В июне 1988 на поместном соборе Русской Православной церкви старец Амвросий Оптинский был причислен к лику святых. Память 10 (23) октября.
АМВРОСИЙ Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) (1812-91) - иеросхимонах, старец, духовный писатель. В "Сборнике писем и статей..." (ч. 1-2, 1894-97), "Собрании писем... к мирским особам" (1906) - проникнутое атмосферой непосредственного общения с собеседником научение принципам христианской жизни. Канонизирован Русской православной церковью.
АМВРО́СИЙ О́ПТИНСКИЙ (в миру Ал. Мих. Гренков) (1812-91) - религ. деятель и писатель. Учился в Тамбовской семинарии (1830-36), в 1838-39 преподавал в Липецком духовном уч-ще, с 1839 в Оптиной пустыни, в 1842 принял монашество, с 1845 иеромонах. В 1860 ст. духовник Оптинской пустыни; один из самых значит. представителей старчества. Со старческим руководством монахами и мирянами, жившими вне Оптиной пустыни, связана обширная переписка А., опубл. частично: (Сб. писем и статей. Т. 1-2. 1894-97; Собр. писем к мирским особам, 1906, Собр. писем к монашествующим". Т. 1-2. 1908-09.). Часто обращался А. к жанру притчи. Его соч. свойственны эмоцион. атмосфера христ. любви, глубокая связь со святоотеческой традицией, фольклорная образность.
Для рус. культуры большое значение имели тесные отношения А. с писателями (Ф. М. Достоевским, К. Н. Леонтьевым, М. П. Погодиным, Е. Поселянином, Т. И. Филлипповым); встречался с Л. Н. Толстым. Возможно, личность А. повлияла на образ старца Зосимы в "Братьях Карамазовых" Достоевского. По инициативе и при участиии А. создан ряд обителей, в т. ч. Казанская Амвросиевская жен. пустынь в с. Шамордино Калужской губ., где А. скончался. В 1988 А. канонизирован Рус. Правосл. Церковью.
Соч.: Собр. писем Оптинского старца иеросхим. Амвросия. Репринт. М., 1997; Письма преподобного Оптинского старца иеросхим. Амвросия к превосходительной NN. 1866-72 б. м. 1977.
Лит.: Андроник (Трубачев), игумен. Преп. Амвросий Оптинский: Жизнь и творения. Б. м. 1993.
Святой преподобный Амвросий Оптинский. Икона 20 в.
АМВРОСИЙ Медиоланский (334 или 340 - 397), отец церкви. Епископ Медиолана (современный Милан) с 374. Ревностно защищал учение церкви, боролся с язычеством. Настаивал на независимости церкви от государства и приоритете христианских нравственных норм для светской власти. Основатель латинской церковной гимнографии. Сочинения по христианской этике, аскетике и др.
АБРОСИМОВ АБРОСЬКИН АВРОСИМОВ АМБРОСИМОВ АМВРОСИМОВ АМВРОСОВ АМВРОСЬЕВ АБРОШИН АБРОШИН
Православное крестильное имя Амвросий, что в переводе с греческого означает "божественный" имело множество производных форм - Абросим, Аброська. Абросимом называли также человека надутого, важничающего. Была даже пословица: "На то Абросим наш праздник бросил, а своего нет" или "Абросим не просит, а дадут не бросит". Родственные фамилии Авросимов, Амвросимов, Амвросов, Амвросьев . Образована от уничижительной формы имени Абросим - Аброська. Такое обращение было характерно для старой россиий по отношению к людям простого сословия, крестьянам. См. также Афросимов
АБРОСИМОВ АБРОСЬКИН АВРОСИМОВ АМБРОСИМОВ АМВРОСИМОВ АМВРОСОВ АМВРОСЬЕВ АБРОШИН АБРОШИН
Православное крестильное имя Амвросий, что в переводе с греческого означает "божественный" имело множество производных форм - Абросим, Аброська. Абросимом называли также человека надутого, важничающего. Была даже пословица: "На то Абросим наш праздник бросил, а своего нет" или "Абросим не просит, а дадут не бросит". Родственные фамилии Авросимов, Амвросимов, Амвросов, Амвросьев . Образована от уничижительной формы имени Абросим - Аброська. Такое обращение было характерно для старой россиий по отношению к людям простого сословия, крестьянам. См. также Афросимов
АБРОСИМОВ АБРОСЬКИН АВРОСИМОВ АМБРОСИМОВ АМВРОСИМОВ АМВРОСОВ АМВРОСЬЕВ АБРОШИН АБРОШИН
Православное крестильное имя Амвросий, что в переводе с греческого означает "божественный" имело множество производных форм - Абросим, Аброська. Абросимом называли также человека надутого, важничающего. Была даже пословица: "На то Абросим наш праздник бросил, а своего нет" или "Абросим не просит, а дадут не бросит". Родственные фамилии Авросимов, Амвросимов, Амвросов, Амвросьев . Образована от уничижительной формы имени Абросим - Аброська. Такое обращение было характерно для старой россиий по отношению к людям простого сословия, крестьянам. См. также Афросимов