I м.
Мужское имя.
II м. разг.
Народное название дня 17 июля как приметного для земледельцев; Андрей-налива.
I м.
Мужское имя.
II м. разг.
Народное название дня 17 июля как приметного для земледельцев; Андрей-налива.
Андре́й - в миру князь Александр Александрович Ухтомский, (1872-1937), епископ Уфимский и Мензелинский (1913-1921). В 1925 перешёл в старообрядчество. В 1928-1931 в заключении, с 1932 в ссылке. Расстрелян в Ярославском политическом изоляторе.
Андре́й (в миру Александр Алексеевич Ухтомский, князь) (18721937), епископ Уфимский и Мензелинский с 1913. В 1925 перешёл в старообрядчество. В 192831 в заключении, с 1932 в ссылке. Расстрелян в Ярославском политическом изоляторе.
СВ. (ум. ок. 60 н.э.), один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Проповедовал Царство Божье жителям Каппадокии, Галатии и Вифинии, кочевникам скифских степей, народам Фракии, Македонии, Фессалии и Ахай. Претерпел мученическую смерть ради Христа. Согласно евангельскому рассказу, Андрей происходил из Вифсаиды, рыбацкой деревни на северо-западном побережье Галилейского моря (Ин 1:44). Он рыбачил вместе со своим отцом Иоанном и братом Симоном Петром (Ин 1:42; Мк 1:16). До встречи с Иисусом был учеником Иоанна Крестителя и благодаря последнему получил возможность соприкоснуться с Иисусом, которого сразу же признал как Мессию, провозвещенного пророками Израиля (Ин 1:35-45). Андрей свел с Иисусом своего брата Симона Петра (Ин 1:42). Вскоре после первой встречи с Христом на берегах Иордана Андрей, вместе с Петром, отдает себя в его полное распоряжение (Мк 1:16-18). Впоследствии он стал первым, кого Христос избрал в число двенадцати апостолов, и, очевидно, занимал среди них высокое положение; он и его брат были названы "ловцами человеков" (Мф 4:18-20). Именно он в рассказе о чуде насыщения пяти тысяч человек произносит слова: "Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?" (Ин 6:8-9). Несмотря на скудость упоминаний об Андрее в евангельском повествовании, можно предположить, что он участвовал в большинстве событий, связанных с деятельностью его Учителя. Андрею, по-видимому, принадлежала и важная роль в проповеди Евангелия в Палестине после воскресения Христа. О его апостольском служении за пределами Палестины известно мало. Наиболее ранние свидетельства называют местом его апостольской миссии Грецию и Малую Азию; в более поздних документах к ним добавляются области, расположенные восточнее. Верный своему имени, означающему по-гречески "мужество", Андрей претерпел мученичество ради Христа: он был распят при Нероне приблизительно в 60. Св. Андрей считается покровителем России и Шотландии. День памяти Андрея Первозванного 30 ноября (в Русской православной церкви - 30 ноября по старому стилю).
КАЗНЬ СВ. АНДРЕЯ. Фреска работы Маттио Прети.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Андре́й
имя собств., ст.-слав. Анъдреи наряду с более ранним Анъдреа, им. ед. (и то и др. - в Супр.), из греч. 'Ανδρέας.
-я, м.
Отч.: Андре́евич, Андре́евна; разг. Андре́ич, Андре́вна.
Производные: Андре́йка, А́ндря; Андрю́ха; Андрю́ша; Андрю́ня.
[Греч. andreios - мужественный, храбрый.]
† 27 янв., 31 мая, 5 июня, 11 июня, 15 июня, 3 июля, 13 июля, 17 июля, 22 июля, 25 июля, 17 авг., 1 сент., 19 сент., 23 сент., 4 окт., 6 окт., 15 окт., 23 окт., 30 окт., 9 нояб., 11 дек., 13 дек., 15 дек.
В основе имени лежит греческое слово "андрос", означающее "мужчина".
С детского возраста Андрей обладает богатой фантазией. Излюбленные игрушки у него - это всевозможные конструкторы. Он может изображать автомобиль и гонщика одновременно, носиться при этом по квартире и издавать всю гамму звуков-от урчания мотора до скрипа тормозов. Поглощенный своей игрой, Андрей мало обращает внимания на просьбы вести себя потише и чуть ли не единственное, что его может остановить - это сладкое. Если есть брат, то Андрей искренне привязан к нему. К сестре относится ревниво и не хочет уступать ей ни в чем. Андрей-подросток среди своих сверстников ничем особенно не выделяется, однако со временем оказывается, что в жизни он преуспел больше других. На службе Андрея всегда ценит начальник. Андреи, рожденные зимой, больше тяготеют к области искусств. Среди Андреев часто встречаются режиссеры, актеры, певцы, художники. В сфере естественных наук больших успехов добиваются "осенние" Андреи. Они же удачливы и в бизнесе.
В отношениях с девушками Андрей непостоянен. Он может признаться в любви своей знакомой, а на другой день, не обращая на нее внимания, пройти мимо с другой. Женится Андрей на красивой, чувственной женщине, при этом ее внутренний мир и характер его мало интересуют. Советы знакомых и родственников о серьезном отношении к выбору спутницы жизни Андрей игнорирует. Андрей высокого о себе мнения, эгоистичен и требует к себе повышенного внимания. Он может ревновать жену к ребенку, если она уделяет много внимания малышу, а ему -- мало. Андрей непредсказуем в своих поступках. Он может сделать дорогой подарок жене, а по поводу пустяковой вещи устроить скандал. Отношения с тещей складываются сложно.
Андреи с отчествами Александрович, Игоревич и Олегович трудны в общении и имеют непростой характер.
Благоприятен брак с Еленой, Елизаветой, Ириной, Клавдией, Ларисой, Людмилой, Марией, Натальей. Неблагоприятен - с Варварой, Зоей, Кларой, Оксаной. Ольгой, Софией, Юлией.
-я, муж.
Отч.: Андреевич, Андреевна; разг. Андреич, Андревна.
Производные: Андрейка, Андря; Андрюха; Андрюша; Андрюня.
Происхождение: (Греч. andreios - мужественный, храбрый.)
Именины: 27 янв., 31 мая, 5 июня, 11 июня, 15 июня, 3 июля, 13 июля, 17 июля, 22 июля, 25 июля, 17 авг., 1 сент., 19 сент., 23 сент., 4 окт., 6 окт., 15 окт., 23 окт., 30 окт., 9 нояб., 11 дек., 13 дек., 15 дек.
Андре́й, -я, муж.
греч. andreios - мужественный, храбрый
отч. Андре́евич, Андре́евна; разг. Андре́ич, Андре́вна
Производные: Андре́йка, А́ндря, Андрю́ха, Андрю́ша, Андрю́ня
Именины: 27.01, 31.05, 05.06, 11.06, 15.06, 03.07, 13.07, 17.07, 22.07, 25.07, 17.08, 01.09, 19.09, 23.09, 04.10, 06.10, 15.10, 23.10, 30.10, 09.11, 11.12, 13.12, 15.12
Мужественный (греч.).
27 (14) января - праведный Андрей.
31 (18) мая - мученик Андрей.
5 июня (23 мая) - благоверный князь Андрей Смоленский, Переславльский (Рус.).
11 июня (29 мая) - мученик Андрей Хиосский.
15 (2) июня - преподобный Андрей.
3 июля (20 июня) - апостол Андрей Первозванный (перенесение мощей).
13 июля (30 июня) - апостол Андрей Первозванный.
17 (4) июля - святитель Андрей, архиепископ Критский; благоверный великий князь Андрей Боголюбский (Рус.) и преподобный Андрей (Рублев), иконописец (Рус.).
22 (9) июля - мученик Андрей.
25 (12) июля - мученик Андрей, Стратилат.
17 (4) августа - праведный Андрей.
1 сентября (19 августа) - мученик Андрей Стратилат.
19 (6) сентября - два мученика Андрей.
23 (10) сентября - преподобный князь Андрей, в иночестве Иоасаф, Спасокубенский (Рус.).
4 октября (21 сентября) - священномученик Андрей пресвитер.
6 октября (23 сентября) - мученик Андрей.
15 (2) октября - блаженный Андрей Цареградский, Христа ради юродивый.
23 (10) октября - блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый (Рус.).
30 (17) октября - преподобномученик Андрей Критский.
9 ноября (27 октября) - благоверный князь Андрей Смоленский (Рус.) (обретение мощей в Переславле Залесском).
11 декабря (28 ноября) - мученик Андрей.
13 декабря (30 ноября) - апостол Андрей Первозванный.
15 (2) декабря - преподобный Андрей.
- Один из апостолов.
- Имя литературного Штольца.
- Имя актёра Мерзликина.
- Имя кинорежиссёра Звягинцева.
- Имя актёра Мартынова.
- Имя актёра Мягкова.
- Имя актёра Руденского.
- Имя актёра Смолякова.
- Имя телеведущего Козлова.
- Имя актёра Соколова.
- Имя телеведущего Малахова.
- Имя рыжего «Иванушки».
- Имя поэта Вознесенского.
- Рыбачащий апостол (песен.).
- Имя певца Губина.
- Имя певца Макаревича.
- Имя киноактёра Миронова.
- Имя сына литературного Обломова.
- Первый ученик Христа.
- Имя русского литейщика Чохова.
- Святой, чей белый крест попал на флаг Великобритании.
- Его имя означает - «мужчина».
- Имя телеведущего Бахметьева.
- Мужское имя.
- Этот апостол в конце I века христианской эры был распят на косом кресте, приняв мученический венец в землях Скифии.
- Имя молдавского писателя, поэта Лупана.
- Батрак из оперы белорусского композитора Анатолия Богатырёва «В пущах Полесья».
- Батрак из оперы белорусского композитора Алексея Туренкова «Цветок счастья».
- Персонаж оперы Вано Мурадели «Октябрь».
- В Библии - один из 12-ти апостолов, сын Ионин, брат Симона Петра, ученик Иисуса до самой его крестной смерти.
- Герой Бориса Бабочкина в фильме «Подруги».
- Персонаж пьесы Антона Чехова «Три сестры».
- Персонаж пьесы Александра Островского «Женитьба Белугина».
- Персонаж пьесы Александра Островского «Бешеные деньги».
- Поэма Тургенева.
АНДРЕЙ Александрийский - АНДРЕ́Й Александрийский (ум. ок. 250), имя каждого из двух христианских мучеников, пострадавших в Александрии в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 6 (19) сентября.
АНДРЕЙ Александрийский (ум. ок. 250) - имя каждого из двух христианских мучеников, пострадавших в Александрии в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 6 (19) сентября.
Андре́й Боголю́бский (не ранее 1100 - 1174), великий князь владимирский (с 1157), сын князя Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за Киев (с 1149), княжил в Вышгороде, Турове, Пинске и др. Сделал г. Владимир столицей Ростово-Суздальской земли. Инициатор постройки Успенского собора (1158-1160), Золотых ворот (1158-1164), укреплений во Владимире и замка в Боголюбове. Лишил владений и изгнал в Византию своих братьев и других родственников. Организовал походы в Южную Русь и захват Киева (1169). Убит приближёнными. Канонизирован Русской православной церковью.
* * *
АНДРЕЙ Боголюбский - АНДРЕ́Й Юрьевич Боголюбский (около 1111 - 29 июня 1174), князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (с 1157), старший сын Юрия Долгорукого (см. ЮРИЙ Долгорукий) и дочери половецкого хана Аепы. Был женат первым браком на дочери первого владельца Москвы Стефана Ивановича Кучки, а вторым на пленнице, привезенной из похода 1164 года на Волжско-Камскую Булгарию (см. ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ БУЛГАРИЯ). В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси.
В 1149 году Андрей получил от отца в держание Вышгород под Киевом, а через год был отправлен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году Андрей с согласия отца приехал в родные для него суздальские земли, где, видимо, имел удел (Владимир-на-Клязьме). В Северо-Восточной Руси молодого князя поддерживали торгово-ремесленные круги Ростова и Суздаля, здесь ему удалось сформировать сильную и преданную дружину. В других же русских землях он чувствовал себя чужаком, с подозрением относился к местным боярам. В 1155 году Юрий Долгорукий настоял на приезде наследника в Вышгород, однако вскоре Андрей вопреки отцовской воле бежал во Владимир-Залесский, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери (см. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА)).
После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он принял титул князя ростовского, суздальского и владимирского. Опираясь на свою дружину («милостников») и владимирских горожан, в 1162 году Андрей изгнал из пределов Ростово-Суздальской земли бывших отцовских дружинников и князей из других колен Рюрика. Став «самовластцем всей Суздальской земли», он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию - в Боголюбово-на-Нерли, по которому и получил свое прозвище.
Несмотря на отказ приехать в Киев, Андрей вовсе не собирался отказываться от властных полномочий верховного правителя Древнерусского государства и вел борьбу за укрепление своей власти. С 1159 года упорно боролся за подчинение Новгорода своему диктату и вел сложную военную и дипломатическую игру в Южной Руси. В 1169 году войска Андрея Боголюбского взяли восставший против его власти Киев. Андрей добился права получать дань с населения Двинской земли.
Около 1160 года Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире митрополию, независимую от киевской, но просьба эта была отвергнута. В 1168 году Андрей посылает суздальского игумена Феодора на собор в Киев с целью добиться смещения митрополита Константина. Не найдя поддержки у епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь сана ростовского епископа. В 1169 году Андрей Боголюбский рассорился с неуживчивым и честолюбивым Феодором. Конфликт закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев и Феодор был казнен по обвинению в ереси.
В годы его правления во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 году были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), замок Боголюбово, а также ряд храмов, в том числе Успенский собор (1158-1161), Покрова-на-Нерли (1165), Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-1165). По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал строить владимирские храмы западноевропейских зодчих. Тенденция к культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова Богородицы (1 октября).
Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского. В ночь с 29 июня 1174 года князь был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально он был погребен во владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки неоднократно переносились. В 1934 году погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами; по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М. М. Герасимову (см. ГЕРАСИМОВ Михаил Михайлович) удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя.
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (ок. 1111-74) - князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* * *АНДРЕЙ Юрьевич БОГОЛЮБСКИЙ (около 1111 - 29 июня 1174), князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (с 1157). Старший сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. Женат первым браком на дочери первого владельца Москвы Стефана Ивановича Кучки, а вторым на пленнице, привезенной из похода 1164 года на Волжско-Камскую Булгарию. Детей, по-видимому, не имел.Начало княжения В 1149 Андрей получил от отца в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел (Владимир-на-Клязьме). В 1155 вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле бежал во Владимир-Залесский, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).После смерти Юрия Долгорукого в 1157 Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем ростовским, суздальским и владимирским. Опираясь на своих "милостников" (слуг), в 1162 Андрей изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину. Одновременно он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию - в Боголюбово-на-Нерли (по которому и получил свое прозвище). Отношения с церковью Около 1160 Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополиии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире вторую митрополию, независимую от киевской, но просьба эта была отвергнута.
В 1168 Андрей посылает суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев с целью добиться смещения митрополита Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом. В 1169 у Андрея Боголюбского возник конфликт с неуживчивым и честолюбивым Феодором, который закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси.Культура при Андрее Боголюбском В годы его правления во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), город-замок Боголюбово, а также ряд храмов, в т. ч. знаменитые Успенский собор (1158-61), Покрова-на-Нерли (1165), Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-65). По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова пресвятой Богородицы (1 октября).В ночь с 29 на 30 июня 1174 Андрей был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки неоднократно переносились. В 1934 погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами; по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М. М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя.Литература:Погодин М. князь Андрей Боголюбский // Журнал Министерства народного просвещения. 1849. Ч. 14.Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг: Из истории русско-византийских отношений XII в. // Византийский временник. М., 1962. Т. 21.Повесть об убиении Андрея Боголюбского / Подгот. текста, пер. и коммент. Колесова В. В. // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М.: Худож. лит., 1980. С. 324-337.Костомаров Н. И. князь Андрей Боголюбский // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Книга, 1990. Кн. 1. С. 71-96.Данилевский И. Н. "Хотя самовластец быти..." // Знание-сила, 1993. . 6.И. Н. Данилевский АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (1490-1537) - старицкий удельный князь, младший сын Ивана III. В 1537 поднял мятеж против Елены Глинской. Умер в заключении.АНДРЕЙ КАПЕЛЛАН, французский писатель 12 в. Проникнутый неоплатоническими мотивами трактат "О любви" (1184-86), повлиявший на лирику трубадуров, поэтов "сладостного нового стиля" (см. "Дольче стиль нуово"), Данте и Ф. Петрарки.
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (около 1111 - 1174), князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей город Владимир. В 1169 завоевал Киев. Убит боярами в своей резиденции в селе Боголюбово.
Андре́й Ива́нович (1490-1537), старицкий удельный князь, младший сын Ивана III. В 1537 поднял мятеж против Елены Глинской. Умер в заключении.
Андре́й Ива́нович (14901537), удельный князь старицкий. Младший сын Ивана III. В 1537 поднял мятеж против Елены Глинской. Умер в заключении.
АНДРЕЙ КАПЕЛЛАН - АНДРЕ́Й КАПЕЛЛА́Н, французский писатель 12 в. Проникнутый неоплатоническими мотивами трактат «О любви» (1184-86), повлиявший на лирику трубадуров (см. ТРУБАДУРЫ), поэтов «сладостного нового стиля» (см. «Дольче стиль нуово» (см. ДОЛЬЧЕ СТИЛЬ НУОВО)), Данте и Ф. Петрарки.
Андре́й Кри́тский (около 660 - 740), христианский проповедник. Архиепископ о. Крит. Автор многочисленных церковных гимнов-песнопений и покаянного «Великого канона» (около 250 тропарей), ежегодно читаемого в Православной церкви во время Великого поста.
* * *
АНДРЕЙ Критский - АНДРЕ́Й Критский (ок. 660-740), христианский проповедник, архиепископ о. Крит. Автор многочисленных церковных гимнов-песнопений, омилий и покаянного «Великого канона» (ок. 250 тропарей), ежегодно читаемого в Православной церкви во время Великого поста. Память 4 июля.
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ (ок. 660-740) - христианский проповедник, архиепископ о. Крит. Автор многочисленных церковных гимнов-песнопений, омилий и покаянного "Великого канона" (ок. 250 тропарей), ежегодно читаемого в Православной церкви во время Великого поста. Память 4 июля.
Андре́й Ольге́рдович (1325-1399), русский князь, сын великого князя литовского Ольгерда. Княжил в Пскове, Полоцке. Участник Куликовской битвы и походов против Ливонского ордена. Боролся за литовский престол. Служил великому князю Витовту. Погиб в бою с татарами.
* * *
АНДРЕЙ Ольгердович - АНДРЕ́Й Ольгердович (1325-1399), русский князь, сын литовского великого князя Ольгерда (см. ОЛЬГЕРД). В 1341 году Андрей принял православие и был приглашен псковичами по соглашению с Ольгердом на княжеский стол. Вскоре Ольгерд, сохранив за сыном Псков, посадил его князем в Полоцк. Андрей Ольгердович обосновался в Полоцке, а Псковом правил через наместника до 1348 года. В 1373 и 1375 годах он участвовал в походах против Ливонского ордена. После смерти Ольгерда (1377), потерпев поражение в борьбе за литовский великокняжеский престол, Андрей бежал в Псков, где, с согласия московского великого князя Дмитрия Ивановича, был снова посажен на княжение. В 1379 году вместе с русскими князьями Андрей участвовал в походе против Литвы, в 1380 году - в Куликовской битве. Позже снова стал полоцким князем. В 1386 году Андрей вновь начал борьбу за литовский великокняжеский престол, но потерпел поражение и был взят в плен. В 1393 году он бежал в Псков, где вновь стал князем. Вскоре, однако, Андрей перешел на службу к Витовту. Погиб в битве с татарами на реке Ворскле.
АНДРЕЙ ОЛЬГЕРДОВИЧ (1325-99) - русский князь, сын великого князя литовского Ольгерда. Княжил в Пскове, Полоцке. Участник Куликовской битвы и походов против Ливонского ордена. Боролся за литовский престол. Служил великому князю Витовту. Погиб в бою с татарами.
м.
Название ордена Святого апостола Андрея Первозванного, распятого на косом кресте, изображение которого впоследствии появилось на военно-морском Андреевском флаге (учрежден в России в конце XVII в.).
Андре́й Первозва́нный - по церковной легенде, апостол, один из первых (отсюда прозвание) и ближайших учеников Христа. Русские летописи называют его первым проповедником христианства в Приднепровье и Приильменье. Считался покровителем страны в России и Шотландии. По преданию, распят в Греции на косом кресте - так называемый крест Андрея Первозванного, который стал знаком ордена Андрея Первозванного, а также помещался на военно-морском Андреевском флаге.
* * *
АНДРЕЙ Первозванный - АНДРЕ́Й Первозванный, по церковной легенде апостол, один из первых (отсюда прозвание) и ближайших учеников Христа. Русские летописи называют его первым проповедником христианства в Приднепровье и Приильменье. Считался покровителем страны в России и Шотландии. По преданию, распят в Греции на косом кресте - т. н. крест Андрея Первозванного, который стал знаком ордена Андрея Первозванного, а также помещался на военно-морском Андреевском флаге.
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ - по церковной легенде апостол, один из первых (отсюда прозвание) и ближайших учеников Христа. Русские летописи называют его первым проповедником христианства в Приднепровье и Приильменье. Считался покровителем страны в России и Шотландии. По преданию, распят в Греции на косом кресте - т. н. крест Андрея Первозванного, который стал знаком ордена Андрея Первозванного, а также помещался на военно-морском Андреевском флаге.
= первый по времени апостол Христов (Иоан. 1, 40), брат ап. Петра. (Марк. 3, 18).
АНДРЕЙ РУБЛЕВ - АНДРЕ́Й РУБЛЕВ, русский художник конца 14 - первой трети 15 в., создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный (канонизирован в 1988, память 17 июля). Был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 в. («Отвещание...» Иосифа Волоцкого); в 16 в. его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора (см. СТОГЛАВЫЙ СОБОР) 1551).
Биографические сведения
Имя Андрея Рублева обросло легендами, а в 20 в. - научными гипотезами. Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904, но в полной мере - начиная с 1918, когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина.
Первое упоминание о нем - в 1405: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком (см. ФЕОФАН Грек) и старцем Прохором с Городца (см. ПРОХОР С ГОРОДЦА). Андрей Рублев назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. был младшим.
По позднему источнику - «Сказанию о святых иконописцах» (17 в.) известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (см. СЕРГИЙ Радонежский) (1392). Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе - в Андрониковом монастыре (см. АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ) в Москве). В 1408, по свидетельству летописи, расписывает вместе с Даниилом Черным (см. ДАНИИЛ ЧЕРНЫЙ) древний (12 в.) Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила.
В 1420-х гг. по свидетельству «Жития Сергия Радонежского» (редакция Епифания Премудрого (см. ЕПИФАНИЙ Премудрый) и Пахомия Серба) и «Жития Никона» - источников 1430-50-х гг. - оба мастера расписывают церковь св. Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-24 над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной (1411). После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублев возвращается в Москву в Андроников монастырь, где исполняет свою последнюю работу - роспись церкви Спаса (ок. 1426-27), законченную ок. 1428. Умер 29 января 1430 в Андрониковом монастыре (дата установлена П. Д. Барановским (см. БАРАНОВСКИЙ Петр Дмитриевич) по копии 18 в. с надписи на утраченной надгробной плите).
Проблемы атрибуции
Из указанных в источниках произведений Андрея Рублева, сохранились крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» (см. ТРОИЦА (икона)) из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Из двух дат написания «Троицы», предлагаемых источниками, - 1411 и 1425-27 - более вероятной представляется последняя. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не Андрею Рублеву, а ученикам - членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублевым (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря).
Андрею Рублеву приписывают также следующие произведения, о которых нет исторических свидетельств: 1) некоторые миниатюры и инициалы евангелия Хитрово, нач. 15 в.; 2) две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля; 3) Звенигородский чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол Павел) из Деисуса, состоявшего по меньшей мере из семи икон, нач. 15 в.; 4) икона Богоматери «Умиление» из Успенского собора во Владимире, ок. 1408 (сейчас в музее г. Владимира); 5) три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и одна икона из праздничного ряда («Вознесение») из иконостаса Успенского собора во Владимире, 1408; 6) фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) с изображениями Флора, Лавра, Варлаама и Иоасафа, преподобного Пахомия и явившегося ему ангела в монашеской схиме (см. СХИМА); 7) фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре (см. САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ)около Звенигорода, 1415-20 гг., с изображением преподобных отшельников Антония Великого (см. АНТОНИЙ Великий) и Павла Фивейского; 8) несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и одна из его Праздничного ряда («Крещение»), ок. 1428; 9) маленькая иконка «Спас в силах» нач. 15 в. (Государственная Третьяковская галерея). Из всего перечня несомненно принадлежащими Андрею Рублеву можно считать только миниатюры евангелия Хитрово, Звенигородский чин и икону «Богоматерь «Умиление» из Владимира, а также - с известной долей допустимости - фрески в Успенском соборе на Городке.
Образы и стиль
Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 в., которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека (см. ФЕОФАН Грек)московского периода (Донская икона Богоматери (см. ДОНСКАЯ ИКОНА), иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 - нач. 13 вв.
Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства ок. 1400 и первой трети 15 в., но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Лица - русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.
Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны. Кроме тихого глубокого созерцания Андрей Рублев иногда сообщает своим образам духовный восторг, вызывающий сияние глаз, блаженные улыбки, свечение всего облика (трубящий ангел во фресках Успенского собора), иногда - высокое вдохновение и излучающуюся силу (апостолы Петр и Павел в «Шествии праведных в Рай», там же).
Классическое чувство композиции, ритмов, всякой отдельной формы, воплощенное в ясности, гармонии, пластическом совершенстве, у Андрея Рублева столь же безупречно, как у греческих мастеров первой трети 15 в. При этом некоторые черты классической системы Андрей Рублев как будто специально приглушает: округлость формы не подчеркивается, иллюзионистические моменты (например, анатомически верная передача суставов) отсутствуют, благодаря чему объемы и поверхности кажутся преображенными, - как и в византийском искусстве, всякая форма предстает у Андрея Рублева перевоплощенной, одухотворенной Божественными энергиями. Это достигнуто приемами, общими для всего искусства византийского круга: лаконичные контуры и силуэты, придающие фигурам невесомость; замкнутые параболические линии, сосредотачивающие мысль и настраивающие на созерцание; тонкие очертания складок одежд, сообщающие тканям хрупкость; световая насыщенность каждого цвета, делающая колорит сияющим, и др. Однако эти общевизантийские черты стиля раннего 15 в. Андрей Рублев видоизменяет, ибо идеальные классические формы, привычные для греческих мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью. Кроме того, качествам, свойственным всему византийскому искусству, Андрей Рублев сообщает черты, характерные для русского искусства кон. 14 - нач. 15 вв.: линии становятся певучими, ритмы - музыкальными, повороты фигур и наклоны голов - мягкими, одеяния - воздушными, красочная гамма - светлой и нежной. Во всем - отблески гармонии Рая и одновременно - расположенность к человеку, доброта.
Истоки присущей Андрею Рублеву созерцательной глубины восприятия - в духовной ситуации позднего 14 в., при Сергии Радонежском, и раннего 15 в., при его учениках. Это было время сильнейшего распространения исихазма (см. ИСИХАЗМ) в Византии, получившего широкий отклик на Руси. Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублева, характерна для искусства всего христианского мира первой половины 15 в. - Византии (фрески Пантанассы в Мистре, ок. 1428), Сербии (фрески Манасии до 1418 и Каленича ок. 1413), Западной Европы (Гентский алтарь Яна Ван Эйка (см. ЭЙК), 1432; создания Фра Беато Анджелико (см. АНДЖЕЛИКО)).
Творчество Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия (см. ДИОНИСИЙ (живописец)).
Андрей Рублев. "Троица". Третьяковская галерея.
Андрей Рублев
АНДРЕЙ РУБЛЁВ (около 1360-70 - около 1430), живописец, крупнейший мастер московской школы. Произведения отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы (икона "Троица"). Участвовал в создании росписей и икон соборов: Благовещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425 - 27), Спасского в Андрониковом монастыре в Москве (1420-е гг.). Андрею Рублеву приписывают фрагменты фресок Успенского собора в Звенигороде, иконы из Звенигорода, ряд миниатюр. Канонизирован русской Православной Церковью.
АНДРЕЙ Сиракузский - АНДРЕ́Й Сиракузский (ум. ок. 886), христианский мученик, убитый арабами-мусульманами в Африке. Память в Православной церкви 23 сентября (6 октября).
АНДРЕЙ Сиракузский (ум. ок. 886) - христианский мученик, убитый арабами-мусульманами в Африке. Память в Православной церкви 23 сентября (6 октября).
АНДРЕЙ Старицкий - АНДРЕ́Й Иванович Старицкий (1490-1537), старицкий удельный князь, младший сын Ивана III (см. ИВАН III Васильевич). Весной 1537 года, не получив города Волок, завещанного ему умершим братом, Андрей Старицкий поднял мятеж против Елены Глинской, которая приказала задержать его на пути в Новгород. Андрей отказался от решающего сражения, решил вернуться в Москву и повиниться. В Москве Андрей Старицкий был схвачен и посажен в темницу. Над сподвижниками князя было учинено следствие, которое закончилось массовыми казнями: от Москвы до Новгорода были установлены виселицы с повешенными. В том же году Андрея уморили в тюрьме. Он был погребен в Архангельском соборе, на той стороне, где кладут опальных князей.
АНДРЕЙ Эфесский - АНДРЕ́Й Эфесский (ум. 730 или 735), пресвитер, священномученик, пострадавший в иконоборческое гонение императора Льва III Исавра. Память в Православной церкви 21 сентября (4 октября).
АНДРЕЙ Эфесский (ум. 730 или 735) - пресвитер, священномученик, пострадавший в иконоборческое гонение императора Льва III Исавра. Память в Православной церкви 21 сентября (4 октября).
АНДРЕ́Й Ю́РЬЕВИЧ БОГОЛЮ́БСКИЙ (ок. 1111-74) - вел. кн. Владимиро-Суздальский в 1157-74, почитается Рус. Православной Церковью, как св. благоверный князь с 1702. Сын вел. кн. Юрия Владимировича (Долгорукого). Приобрел военный опыт в сражениях против венгров под Луцком (1150), против кн. Изяслава Мстиславича под Киевом (1151) и при осаде Чернигова (1152).
При переезде из Вышгорода в Суздаль в 1155 вез с собой чудотворную икону Богоматери, написанную, по преданию, евангелистом Лукой. На одной из остановок на берегу Клязьмы близ Владимира (своего стольного града) князю во сне было явление Богородицы под шатром с хартией в руке своей. В этом месте он основал церковь и княжеский замок Боголюбово; (в память явления 18 июня отмечается праздник иконы Боголюбской Божией Матери). В 1157 стал вел. кн. Владимирским, Ростовским и Суздальским. В 1164 совершил успешный поход против болгар в низовья Волги. В 1169 совершил поход на Киев и посадил там княжить младшего брата Глеба.
Будучи сторонником усиления центр. власти, вызывал недовольство нек-рых крупных бояр, усиленное старой обидой рода боярина Кучки (несмотря на женитьбу кн. А. Ю. Б. на дочери Кучки Иулите). Заговор против кн. составили брат казненного боярина Степана Кучки и др. родственники, жена князя Иулита, дворцовый ключник осетин Анбал, слуга Ефрем Мозевич. В ночь на 29 июня 1174 кн. А. Ю. Б. был убит заговорщиками. Память св. благоверного кн. А. Ю. Б. отмечается 4/17 июля.
Андрей Боголюбский
Андрей, воробей, не летай на реку, не клюй песку, не тупи носку: пригодится носок на овсяный колосок.
См. ОСТОРОЖНОСТЬ
АДРИЯНОВ АНДРЕЕВ АНДРЕЕВСКИЙ АНДРЕНКО АНДРЕЕНКО АНДРЕЙЧЕНКО АНДРЕЙЧИКОВ АНДРЕЯНОВ АНДРИАНОВ АНДРИЕНКО АНДРИЯНОВ АНДРИЯШЕВ АНДРИЕВСКИЙ АНДРОНИКОВ АНДРОСОВ АНДРОСЕНКО АНДРУСИВ АНДРУСОВ АНДРУНИН АНДРУЩЕНКО АНДРЮЩЕНКО АНДРЮНИН АНДРЮШИН АНДРЕЙКИН АНДРЕЙЧУК АНИСИН АНДРЕЕЩЕВ АНДРЕИЩЕВ АНДРЕЙКИН АНДРЕЙЧУК АНИСИН АНДРЕЕЩЕВ АНДРЕИЩЕВ
В обиходе было несколько имен имеющих общее начало: Андрей (с греч. - "мужественный), Андрон (победитель), Андроник (победоносный). Естественно, имена производные от них будут похожи: Андрон или от Андрея или от Андроника или же собственно имя, Андроша - или от Андрея или от Андроника. Само же имя Андроник благодаря суффиксу -ик воспринималось как ласкательное и превратилось в обиходе в Андрон. (см. Андроников). Само имя Андреев входит по частотнсти в десятку наиболее распространенных фамилий. Андрус и Андрос могут быть образованы от имени Антроп (см. Антропов) Фамилии Андреевский чаще всего семинарские и могли даваться как по имени святого, так и по церкви названной в его честь. Андриевский. Фамилия украинская, образована не от крестильного имени напрямую, а от географического названия типа Андрiев, Андрiевка. (Э., У.) Андреенко, Андренок, Андриенко, Андрейченко, Андрусив, Андрущенко, Андрющенко - фамилии украинского происхождения.от того же имени. См. также Андриянов, Андронов
Андре́йко Андрис (Andrejko) (1942-1976), спортсмен, международный гроссмейстер (1966). Чемпион мира (1968-1972), СССР (8 раз в 1961-1976), многократный чемпион Латвии по стоклеточным шашкам.
* * *
АНДРЕЙКО Андрис - АНДРЕ́ЙКО (Andreiko) Андрис (17 октября 1942, Рига - 10 матра 1976, там же), латышский спортсмен (шашки (см. ШАШКИ)), международный гроссмейстер (см. ГРОССМЕЙСТЕР (в спорте)) (1966). Трехкратный чемпион мира (1968-72), чемпион Европы (1974), восьмикратный чемпион СССР (1961-76), победитель более 20 турниров по стоклеточным шашкам.
АНДРЕЙС (Andreis) Йосип (1909-82) - югославский музыковед. Профессор Академии музыки, директор Института музыковедения в Загребе, главный редактор 1-го издания югославской "Музыкальной энциклопедии". Книги по истории музыкальной культуры, эстетике, о композиторах Югославии.
АНДРЕЙС Йосип - А́НДРЕЙС (Andreis) Йосип (1909-82), югославский музыковед (см. МУЗЫКОВЕДЕНИЕ) . Профессор Академии музыки, директор Института музыковедения в Загребе (см. ЗАГРЕБ) , главный редактор 1-го издания югославской «Музыкальной энциклопедии». Книги по истории музыкальной культуры, эстетике, о композиторах Югославии.
АДРИЯНОВ АНДРЕЕВ АНДРЕЕВСКИЙ АНДРЕНКО АНДРЕЕНКО АНДРЕЙЧЕНКО АНДРЕЙЧИКОВ АНДРЕЯНОВ АНДРИАНОВ АНДРИЕНКО АНДРИЯНОВ АНДРИЯШЕВ АНДРИЕВСКИЙ АНДРОНИКОВ АНДРОСОВ АНДРОСЕНКО АНДРУСИВ АНДРУСОВ АНДРУНИН АНДРУЩЕНКО АНДРЮЩЕНКО АНДРЮНИН АНДРЮШИН АНДРЕЙКИН АНДРЕЙЧУК АНИСИН АНДРЕЕЩЕВ АНДРЕИЩЕВ АНДРЕЙКИН АНДРЕЙЧУК АНИСИН АНДРЕЕЩЕВ АНДРЕИЩЕВ
В обиходе было несколько имен имеющих общее начало: Андрей (с греч. - "мужественный), Андрон (победитель), Андроник (победоносный). Естественно, имена производные от них будут похожи: Андрон или от Андрея или от Андроника или же собственно имя, Андроша - или от Андрея или от Андроника. Само же имя Андроник благодаря суффиксу -ик воспринималось как ласкательное и превратилось в обиходе в Андрон. (см. Андроников). Само имя Андреев входит по частотнсти в десятку наиболее распространенных фамилий. Андрус и Андрос могут быть образованы от имени Антроп (см. Антропов) Фамилии Андреевский чаще всего семинарские и могли даваться как по имени святого, так и по церкви названной в его честь. Андриевский. Фамилия украинская, образована не от крестильного имени напрямую, а от географического названия типа Андрiев, Андрiевка. (Э., У.) Андреенко, Андренок, Андриенко, Андрейченко, Андрусив, Андрущенко, Андрющенко - фамилии украинского происхождения.от того же имени. См. также Андриянов, Андронов
- Российская актриса, сыгравшая роль Мэри Поппинс.
- Советская актриса, исполнившая роль Любови Антиповой в фильме «Военно-полевой роман».
- Российская актриса, исполнившая роль Катерины Измайловой в фильме «Леди Макбет Мценского уезда».
Андре́йченко Наталия Эдуардовна (р. 1956), киноактриса. Создала психологически сложные характеры в фильмах «Сибириада», «Военно-полевой роман», «Прости», «Леди Макбет Мценского уезда» и др. Участвовала в телевизионной музыкальной комедии «Мэри Поппинс, до свидания!». Сыграла роль Нади в «Серсо» В. И. Славкина (Малая сцена Театра на Таганке). Жена М. Шелла.
АНДРЕЙЧЕНКО Наталья Эдуардовна - АНДРЕ́ЙЧЕНКО Наталья Эдуардовна (р. 1956), российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России (1984).
Создала психологически сложные характеры в фильмах: «Сибириада» (1979), «Военно-полевой роман» (1983), «Прости» (1986), «Леди Макбет Мценского уезда» (1989), «Свечи во мраке» (1992, Германия - США). Участвовала в телевизионной музыкальной комедии «Мэри Поппинс, до свидания» (1983), американском телесериале «Петр Великий» (1985). Сыграла роль Нади в пьесе «Серсо» В. И. Славкина (см. СЛАВКИН Виктор Иосифович) (постановка А. Васильева (см. ВАСИЛЬЕВ Анатолий Александрович), 1985). В 1989 снялась в фильме Р. Балаяна «Леди Макбет Мценского уезда», в 1993 - в итальянской картине С. Бондарчука «Тихий Дон» (в роли Дарьи). В 2000 году Андрейченко сыграла в российских фильмах «Формула счастья» и «Подари мне лунный свет». С начала 1990-х гг. жила в США. Муж актрисы - актер Максимилиан Шелл (см. ШЕЛЛ Максимилиан) .
АНДРЕЙЧЕНКО Наталья Эдуардовна (р. 1956) - российская киноактриса. С нач. 1990-х гг. в США. Создала психологически сложные характеры в фильмах: "Сибириада" (1979), "Военно-полевой роман" (1983), "Прости" (1986), "Леди Макбет Мценского уезда" (1989) и др. Участвовала в телевизионной музыкальной комедии "Мэри Поппинс, до свидания". Сыграла роль Нади в "Серсо" В. И. Славкина (Малая сцена Театра на Таганке, 1985).
Наталья Андрейченко.
АНДРЕЙЧЕНКО Наталья Эдуардовна (родилась в 1956), российская киноактриса. Создала психологически сложные характеры в фильмах "Сибириада" (1979), "Военно-полевой роман" (1984), "Леди Макбет Мценского уезда" (1989) и др. Участвовала в телевизионной музыкальной комедии "Мэри Поппинс, до свидания!" (1983).
АДРИЯНОВ АНДРЕЕВ АНДРЕЕВСКИЙ АНДРЕНКО АНДРЕЕНКО АНДРЕЙЧЕНКО АНДРЕЙЧИКОВ АНДРЕЯНОВ АНДРИАНОВ АНДРИЕНКО АНДРИЯНОВ АНДРИЯШЕВ АНДРИЕВСКИЙ АНДРОНИКОВ АНДРОСОВ АНДРОСЕНКО АНДРУСИВ АНДРУСОВ АНДРУНИН АНДРУЩЕНКО АНДРЮЩЕНКО АНДРЮНИН АНДРЮШИН АНДРЕЙКИН АНДРЕЙЧУК АНИСИН АНДРЕЕЩЕВ АНДРЕИЩЕВ АНДРЕЙКИН АНДРЕЙЧУК АНИСИН АНДРЕЕЩЕВ АНДРЕИЩЕВ
В обиходе было несколько имен имеющих общее начало: Андрей (с греч. - "мужественный), Андрон (победитель), Андроник (победоносный). Естественно, имена производные от них будут похожи: Андрон или от Андрея или от Андроника или же собственно имя, Андроша - или от Андрея или от Андроника. Само же имя Андроник благодаря суффиксу -ик воспринималось как ласкательное и превратилось в обиходе в Андрон. (см. Андроников). Само имя Андреев входит по частотнсти в десятку наиболее распространенных фамилий. Андрус и Андрос могут быть образованы от имени Антроп (см. Антропов) Фамилии Андреевский чаще всего семинарские и могли даваться как по имени святого, так и по церкви названной в его честь. Андриевский. Фамилия украинская, образована не от крестильного имени напрямую, а от географического названия типа Андрiев, Андрiевка. (Э., У.) Андреенко, Андренок, Андриенко, Андрейченко, Андрусив, Андрущенко, Андрющенко - фамилии украинского происхождения.от того же имени. См. также Андриянов, Андронов
АДРИЯНОВ АНДРЕЕВ АНДРЕЕВСКИЙ АНДРЕНКО АНДРЕЕНКО АНДРЕЙЧЕНКО АНДРЕЙЧИКОВ АНДРЕЯНОВ АНДРИАНОВ АНДРИЕНКО АНДРИЯНОВ АНДРИЯШЕВ АНДРИЕВСКИЙ АНДРОНИКОВ АНДРОСОВ АНДРОСЕНКО АНДРУСИВ АНДРУСОВ АНДРУНИН АНДРУЩЕНКО АНДРЮЩЕНКО АНДРЮНИН АНДРЮШИН АНДРЕЙКИН АНДРЕЙЧУК АНИСИН АНДРЕЕЩЕВ АНДРЕИЩЕВ АНДРЕЙКИН АНДРЕЙЧУК АНИСИН АНДРЕЕЩЕВ АНДРЕИЩЕВ
В обиходе было несколько имен имеющих общее начало: Андрей (с греч. - "мужественный), Андрон (победитель), Андроник (победоносный). Естественно, имена производные от них будут похожи: Андрон или от Андрея или от Андроника или же собственно имя, Андроша - или от Андрея или от Андроника. Само же имя Андроник благодаря суффиксу -ик воспринималось как ласкательное и превратилось в обиходе в Андрон. (см. Андроников). Само имя Андреев входит по частотнсти в десятку наиболее распространенных фамилий. Андрус и Андрос могут быть образованы от имени Антроп (см. Антропов) Фамилии Андреевский чаще всего семинарские и могли даваться как по имени святого, так и по церкви названной в его честь. Андриевский. Фамилия украинская, образована не от крестильного имени напрямую, а от географического названия типа Андрiев, Андрiевка. (Э., У.) Андреенко, Андренок, Андриенко, Андрейченко, Андрусив, Андрущенко, Андрющенко - фамилии украинского происхождения.от того же имени. См. также Андриянов, Андронов