Антоко́льский Павел Григорьевич (1896-1978), русский поэт. Поэмы «Коммуна 71 года» (1933), «Сын» (1943; Государственная премия СССР, 1946), «В переулке за Арбатом» (1954), сборники стихов «Мастерская» (1958), «Время» (1973), книга «О Пушкине» (1960; стихи и эссе) отличаются стремлением к историко-культурным обобщениям. Переводы.
* * *
АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич - АНТОКО́ЛЬСКИЙ Павел Григорьевич (1896-1978), русский поэт. Поэмы «Коммуна 71 года» (1933), «Сын» (1943; Государственная премия СССР, 1946), «В переулке за Арбатом» (1954), сборники стихов «Мастерская» (1958), «Время» (1973), книга «О Пушкине» (1960; стихи и эссе) отличаются стремлением к историко-культурным обобщениям. Переводы.
* * *
АНТОКО́ЛЬСКИЙ Павел Григорьевич [19 июня (1 июля) 1896, Санкт-Петербург - 9 октября 1978, Москва], русский поэт.
Режиссер
Родился в семье юриста. Внучатый племянник известного скульптора М. М. Антокольского (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич). С 1904 жил в Москве. В 1915-17 годах учился на юридическом факультете Московского университета, затем перешел в театральную студию Евг. Вахтангова (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович) и до 1934 работал режиссером. Во время Великой Отечественной войны руководил фронтовым театром.
Поэт
Публиковаться начал в 1921. В первой книге «Стихотворения» (1922) чувствуется сильное влияние акмеизма (см. АКМЕИЗМ). В сборниках «Запад» (1926), «Третья книга» (1927), поэмах «Робеспьер и Горгона» (1928), «Коммуна 71 года» (1933), «Франсуа Вийон» (1934) обратился к западноевропейской истории. В 1930-х годах сборники Антокольского «Действующие лица» (1932), «Большие расстояния» (1936) наполняются реалиями современной жизни. Увлечение сценой сказалось на его стихах: они почти всегда приподняты, декламационны, их сила, скорее, в звучности и внешних эффектах, чем в чувстве и содержании. Поэт с одинаковым пафосом писал о французской и русской революциях, о восставших гезах (см. ГЕЗЫ), о театре, живописи, о Дон Кихоте, Уильяме Шекспире (см. ШЕКСПИР Уильям), Оноре де Бальзаке (см. БАЛЬЗАК Оноре де), Н. В. Гоголе (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич), о своих современниках и о многом другом, отчего его стихи нередко многословны и холодноваты. В лучшей своей поэме «Сын» [1943; Сталинская (Государственная) премия, 1946], посвященной погибшему на фронте сыну Владимиру, Антокольскому в большей мере, чем в других произведениях, удалось избавиться от литературности.
После войны Антокольский опубликовал немало поэм и сборники стихов «Мастерская» (1958), «Четвертое измерение» (1964), «Ночной смотр» (1974).
Друг и учитель
Деятельно добрый, отзывчивый, Антокольский много и охотно помогал начинающей поэтической молодежи; дружил с поэтами разных поколений - от М. И. Цветаевой (см. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна) до Б. А. Ахмадулиной (см. АХМАДУЛИНА Белла), от Н. С. Тихонова (см. ТИХОНОВ Николай Семенович) до Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович); ему посвящали стихи и поэмы М. А. Светлов (см. СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич), К. М. Симонов (см. СИМОНОВ Константин Михайлович), Б. А. Слуцкий (см. СЛУЦКИЙ Борис Абрамович), Я. В. Смеляков (см. СМЕЛЯКОВ Ярослав Васильевич) и др. Яркий, не без иронии, портрет молодого Антокольского дан в прозе Цветаевой («Сонечка Голлидей»).
В 1949 во время борьбы с космополитизмом (см. КОСМОПОЛИТИЗМ) он был уволен из Литературного института, где вел поэтический семинар; в 1968 получил партийное взыскание за подпись под письмом в защиту диссидентов (см. ДИССИДЕНТЫ).
Переводил французских, грузинских, украинских и азербайджанских поэтов, писал сказки, путевые заметки о Вьетнаме (1958), а также статьи о А. С. Пушкине (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), А. А. Блоке (см. БЛОК Александр Александрович), В. В. Маяковском (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович).