Всеволодъ же не хотѩ перепустити Новагорода Володимериче(м). призва шюрина сво˫а и да има Берестии река Новагорода не березѣта. ати сѣдѩть о своеи силѣ. ЛЛ 1377, 102 об. (1140); иди ко Ѡлговиче(м) к тѣ(м) ѥси пришелъ. ати ти дадѩть волость. Там же, 106 об. (1148).
Фамилия очень редкая. Пока найдена только предположительная основа: в северо-западных русских говорах был записан глагол атить - "молиться", из него могло возникнуть прозвище Атик, иронически характеризующее показное усердие богомола. (Н).
АТИЛЛ - АТИ́ЛЛ, индийское холодное оружие, палаш (см. ПАЛАШ) со слегка искривленной рукоятью, расположенной под небольшим углом к клинку (см. КЛИНОК) и с крестовиной.
Сканворды для слова атилл
- Индийский палаш со слегка искривленной рукоятью.
АТИРА - АТИ́РА (латинское название Atira, код 2003 CP20), малая планета номер 163693, Атон (см. АТОНЫ (малые планеты)). Среднее расстояние до Солнца 0,74 а. е. (110,9 млн км), эксцентриситет орбиты 0,3221, наклон к плоскости эклиптики 25,6°. Период обращения вокруг Солнца 233,00 сут. Период обращения вокруг оси 2 сут 23 ч 23 мин. Имеет неправильную форму, максимальный поперечник 2 км. Масса 10х1011 кг.
Атира была открыта в рамках американского проекта «Lincoln Near-Earth Asteroid Research» 11 февраля 2003, став самым первым обнаруженным Атоном, орбита которого находится полностью внутри орбиты Земли (см. ЗЕМЛЯ (планета)). Название было утверждено Международным Астрономическим Союзом в честь Атиры, богини Земли и утренней звезды в мифологии индейцев Пауни.
АТИША - А́ТИША (санскр. - Сверхвладыка, Выдающийся; другое имя - Дипанкара Шриджняна, или Светильник великолепного знания) (982-1054), индобуддийский мыслитель. С 1042 в Тибете, способствовал возрождению буддизма (см. БУДДИЗМ) в тибетских монастырях. Перевел на тибетский язык 11 текстов школы мадхьямика (см. МАДХЬЯМИКА) по логике и Абхидхарме (см. АБХИДХАРМА); автор комментария к сутрам (см. СУТРА) Праджня-парамиты и 25 самостоятельных трудов (в т. ч. 13 по тантризму (см. ТАНТРИЗМ)). Два его произведения («Светоч на Пути Просветления» и «Драгоценная гирлянда бодхисаттв») имеют первостепенное значение для последующих школ. Атиша также проповедовал учение Калачакры (Колесо времени) и создал известную систему тибетского летосчисления из 60-летних циклов.
Согласно жизнеописаниям Атиша прославился еще в Индии (в Бенгалии), где к 30 годам приобрел известность знатока большинства буддийских и индуистских школ. Затем учился тантре у мастера йоги Наропы и таким образом смог соединить в своей деятельности три исторических направления буддизма: хинаяну (см. ХИНАЯНА), махаяну (см. МАХАЯНА), ваджраяну (см. ВАДЖРАЯНА). Такой подход стал определяющим в формировании новых школ Тибета - кадампы, основанной последователем Атишы Дромтеном (Brom ston) и вышедшей из нее в 15 веке гелугпы (см. ГЕЛУГПА). Интеграции всех буддийских практик посвящен пользующийся до сих пор огромным влиянием трактат Атишы «Светоч...» (рус. пер.: Атиша. Светоч на Пути к Пробуждению. Пер. с тибет. А. Кугявичуса. / Цонкапа. Большое руководство к этапам Пробуждения. Т. 2. СПб., 1995. С. 133-145), в котором он учит приступать к тайнам тантризма (см. ТАНТРИЗМ) и упражнениям в глубинах сознания постепенно, опираясь на нравственную дисциплину, сострадательное отношение к окружающим и интуитивную мудрость.