м. разг.
1. Материальная прибыль, получаемая при торговых сделках.
2. Польза, выгода.
БАРЫ́Ш, барыша, муж. (тат. - мир, соглашение) (разг.). Чистая прибыль в торговле. Продать с большим барышом. Быть в барыше. Быть в барышах.
|| Выгода, польза (прост.). Что мне за барыш работать за тебя!
БАРЫ́Ш, -а, муж. (разг.). Прибыль, материальная выгода. Быть в барыше или в барышах. Какой ему от этого б.? (какая выгода, польза?). Не до барыша, была бы слава хороша (стар. посл.).
| прил. барышный, -ая, -ое и барышовый, -ая, -ое.
БАРЫ́Ш, -а́, м Разг.Денежные средства, полученные в виде прибыли при совершении торговых сделок.
Барыш от продажи леса составил несколько миллионов рублей.
БАРЫ́Ш -а́; м. [тюрк. барыш - мир, соглашение]. Разг. Материальная выгода, прибыль, получаемая при торговых сделках. Получить б. Делиться барышом с кем-л. Наживать барыши. Какой тебе от этого б.? (какая выгода, польза?).
* * *
Бары́ш - город (с 1954) в России, Ульяновская область, на р. Барыш. Железнодорожная станция, 21,6 тыс. жителей (1998). Редукторный завод, суконная фабрика и др.
* * *
БАРЫШ - БАРЫ́Ш, город (с 1954) в Российской Федерации, Ульяновская обл., на р. Барыш. Железнодорожная станция. Население 21,0 тыс. человек (2002). Редукторный завод, суконная фабрика и др.
БАРЫШ - город (с 1954) в Российской Федерации, Ульяновская обл., на р. Барыш. Железнодорожная станция. 21 тыс. жителей (1991). Редукторный завод, суконная фабрика и др.
-а́, м. устар.
Прибыль, получаемая при различных торговых сделках или перепродаже.
Как шли дела у Парфена Дмитрича, какие были обороты грозили ль убытки, или предстояли барыши, - никто из семейных не знал. Серафимович, Большой двор.
|| разг.
Польза, выгода.
[Хлынов:] Ну и выходит, --- что, значит, городничим со мной ссориться барыш не велик. А. Островский, Горячее сердце.
[От тюрк. барыш - мир, соглашение]
Барыш с накладом получить. Курск. Ирон. Ничего не получить. БотСан, 82.
Взять барыша. Яросл. Выгодно продать, сбыть с рук что-л. ЯОС 3, 18.
Ни барыша ни карыша. Сиб., Колым. Никакого толку. СФС, 126; СРНГ 2, 125.
Дёргать барыши. 1. Калуж. Расчёсывая шерсть овчин после выделки, выдёргивать ее для последующей продажи. СРНГ 2, 125. 2. Волг. Вести дела успешно, получать прибыль. Глухов 1988, 34.
см. Доход
сущ., кол-во синонимов: 31
аванцо (4)
ажио (5)
выгода (24)
выигрыш (15)
выручка (13)
город (2765)
дивиденд (7)
добыча (33)
доход (34)
заработок (12)
интерес (37)
куш (16)
лаж (4)
лихва (9)
навар (12)
нажива (14)
пожива (10)
польза (30)
прибыль (44)
прибыток (8)
прок (11)
профит (8)
процент (16)
разжива (6)
река (2073)
рента (7)
рост (42)
улов (12)
хабар (18)
хабара (5)
хала (7)
см. прибыль
Прибыль, прибыток, польза, выгода, выигрыш, нажива, разжива, пожива, выручка, интерес, процент, лихва, рост, дивиденд, рента, заработок, доход; ажио, лаж.
Ср. польза.
Прот. убыток.
См. польза...
бары́ш
"прибыль, доход" (Ноликарпов, Лексикон 1704 г.), ср. укр. бари́ш, блр. бары́ш. Слово объясняется, начиная с Mi. TEl. 1, 257, Доп. 1, 11; 2, 82, из тур., крым.-тат. baryš "мир, примирение", кирг. baryš "поход, поездка" (Радлов 4, 1480; Бернекер 1, 45; Преобр. 1, 18). В отличие от них Готьо (MSl. 16, 90 и сл.) видит источник русск. слова в чув. *parǝš "подарок", тат. bireš, тур. -veriš.
Мужское имя.
Польза, доход, купля-продажа.
Жизнь в согласии; спокойствие, мир, согласие. Сохранилось у казанских татар и татар-мишарей (мещеряков) в фамилиях Барышев, Барашев.
- «Пенки» с аферы дельца.
- Навар от коммерческой стряпни.
- Навар перекупщика.
- Нажива, прибыль.
- «Без накладу ... не живёт».
- Река в Ульяновской области, приток Суры.
БАРЫШЕВ
Барыш - прибыль, нажива; отсюда в старину и прозвище богача. В форме "барыша" встречается в комической опере Аблесимова "Мельник колдун, обманщик и сват" (1779 г.), где Фетинья говорит: "А я еще больше хочу, чтоб муж у тебя был детинушка завидный, а также барыша и дворянского бы отродья". (Ф).
БАРЫ́ШНИК, барышника, муж.
1. Перекупщик.
|| Перепродающий по повышенной цене театральные билеты.
2. Торговец лошадьми.
БАРЫ́ШНИК, -а, муж. (устар.).
1. То же, что перекупщик.
2. Торговец лошадьми.
| прил. барышнический, -ая, -ое. Б. подход (перен.: торгашеский, своекорыстный).
БАРЫ́ШНИК -а; м.
1. Разг. Тот, кто занимается перепродажей ради барыша; перекупщик. / О том, кто стремится только к выгоде, наживе.
2. В России до 1917 г.: торговец лошадьми, хлебом.
◁ Бары́шнический, -ая, -ое. Б-ая сделка.
-а, м. устар.
Тот, кто занимается перепродажей ради барыша; перекупщик.
||
Перекупщик, торгующий лошадьми, скотом.
Но всех больше кричали на толчке, где продавался скот. Тут барышники спорили с торговцами, цыгане - с барышниками. Соколов, Искры.
Барышник, а, м.
Перекупщик, получающий барыш; торговец лошадьми.
► В это время один барыш ник попал под локомотив, и ему оторвало ногу. // Чехов. Крыжовник //; - У меня, батюшка, - продолжал он [Черно-бай], - не то, что у барышников, чтоб им пусто было! // Тургенев. Записки охотника //
бары́шник, бары́шники, бары́шника, бары́шников, бары́шнику, бары́шникам, бары́шником, бары́шниками, бары́шнике, бары́шниках
сущ., кол-во синонимов: 8
бизнесмен (31)
калыган (6)
коммерсант (21)
перекупщик (23)
спекулянт (29)
торговец (136)
хлыновец (5)
шибай (3)
См. торговец...
БАРЫШНИКОВ
Барышник, барыга - так в старину называли торговца, перекупщика, в частности торговца лошадьми. Это был определенный вид промысла, по нему и давали имя-прозвище. Тот же смысл в фамилиях Барыгин, Барыкин, Барыков, Барыш, Барышев, Барышин, Барышников.
БАРЫГИН БАРЫШНИКОВ
Барышник - перекупщик, мелкий торговец. (Ф). Барышник, барыга - 1) мелкий торговец, перекупщик; 2) торговец лошадьми. Отсюда и фамилия Барыгин.(Э) Фамилия старая. В "Ономастиконе" Веселовского: Барышниковы: Савва Семенов, крестьянин, 1536 г., Бежецк; Афанасий Данилович, убит в 1580 г. под Луками Великими.
БАРЫШНИКОВ
Барышник, барыга - так в старину называли торговца, перекупщика, в частности торговца лошадьми. Это был определенный вид промысла, по нему и давали имя-прозвище. Тот же смысл в фамилиях Барыгин, Барыкин, Барыков, Барыш, Барышев, Барышин, Барышников.
- Он выступал ведущим артистом труппы Баланчина «Балет города Нью-Йорк», работал в Американском театре балета, в конце концов, стал его художественным руководителем.
- Чтобы поддержать собственный центр искусств в Нью-Йорке, он продал с аукциона приобретённую в 1976 году картину Верещагина «Вид Санкт-Петербурга».
- В фильме «Поворотный пункт» этот танцор не только сыграл, но и спел под гитару «Дом хрустальный» своего друга Высоцкого.
БАРЫ́ШНИКОВ Мих. Ник. (род. 1948) - артист балета, балетмейстер. Учился в Латв. хореогр. уч-ще (ученик А. Капралиса), окончил Ленингр. хореогр. уч-ще в 1967 (кл. А. Пушкина). В 1967-74 артист Т-ра им. Кирова. Первый исполнитель партий: Юноша ("Горянка"), Меркуцио ("Ромео и Юлия"), Адам ("Сотворение мира"), Принц ("Зачарованный принц"), Дафнис ("Дафнис и Хлоя"), Сын ("Блудный сын"), Гамлет. Среди его др. ролей: Юноша ("Шопениана"), Базиль ("Дон Кихот"), Дезире ("Спящая красавица"), Альберт ("Жизель"). В 1974 во время гастролей в Канаде отказался вернуться в СССР. В 1974-78 солист, в 1980-89 худ. рук. "Американского театра балета". Среди его новых ролей: Принц ("Щелкунчик"), Джеймс ("Сильфида"), Поэт ("Сомнамбула"), солист ("Видение розы"), Хосе ("Кармен"), Дьявол ("Три девы и дьявол"), Юноша ("Юноша и смерть"), Аполлон ("Аполлон Мусагет"), Петрушка ("Петрушка"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), а также гл. партии в балетах Д. Роббинса, Э. Фельда, Т. Тарп. Там же поставил балеты "Щелкунчик" (1976), "Золушка" (1987), создал редакции классич. спекталей "Дон Кихот" (1978) и "Лебединое озеро" (1988). В сезоне 1978-79 солист "Нью-Йорк сити бэлей", где под рук. Д. Баланчина исполнил гл. партии в его балетах "Тема с вариациями", "Орфей", "Коппелия" и др. Помимо того, танцевал ведущие партии в спектаклях англ. Королевского балета ("Ромео и Джульетта"), Марсельского балета ("Пиковая дама"), в труппах А. Эйли ("Па-де-Дюк") и М. Грэм ("Аппалачские горы", "Документы", "Кающийся"). Снялся в драм. ролях в т/ф "Фиеста" и к/ф "Белые ночи", "Танцовщики", в 1989 исполнил гл. роль в бродвейском спектакле по рассказу Ф. Кафки "Насекомое". Выразительность мимики и пластики, отточенность техники классич. танца, высокий и легкий прыжок, редкое сценич. обаяние сделали Б. любимцем публики на разл. сценах мира. Артист сознательно и целенаправленно расширяет свой стилевой и жанровый диапазон: от романтич. балета до авангардных экспериментов, от лирико-драм. партий до комедийных и гротесковых ролей. С 1990 сотрудничает с Ф. Моррисом в труппе White OAK Dance Project.
Бары́шников Михаил Николаевич (р. 1948), артист балета, балетмейстер. В 1967-74 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. С 1974 живёт в США. В 1974-78 в труппе «Американский театр балета», в 1978-79 солист «Нью-йоркского городского балета»; танцевал в труппах Королевского балета Великобритании, Марсельского балета, «Балет XX века» и др. В 1980-89 художественный директор, балетмейстер и солист «Американского театра балета». В 1990 возглавил труппу «Танцевальный проект "Белый дуб"» (Флорида, хореограф М. Моррис). Снимался в кино («Поворотный пункт», «Белые ночи»), выступал на телевидении, в драматическом спектакле на Бродвее.
* * *
БАРЫШНИКОВ Михаил Николаевич - БАРЫ́ШНИКОВ Михаил Николаевич (р. 1948), российский и американский артист балета, балетмейстер. В 1967-74 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. С 1974 в США. В 1974-78 в труппе «Американский театр балета», в 1978-79 солист «Нью-Йоркского городского балета»; танцевал в труппах Королевского балета Великобритании, Марсельского балета, «Балет XX века» и др. В 1980-89 директор, балетмейстер и солист «Американского театра балета». С 1990 в американской труппе под руководством М. Морриса, с 1992 возглавляет труппу «Уайт Оук Данс Проджект» (Флорида). Снимался в кино («Две жизни, один поворот», Голливуд), выступал на телевидении, участвовал в драматическом спектакле на Бродвее.
* * *
БАРЫ́ШНИКОВ Михаил Николаевич (р. 28 января 1948, Рига, Латвия), русский артист балета.
Образование. Театр оперы и балета им. С. М. Кирова
Обучался в Рижском хореографическом училище (педагоги Н. С. Леонтьева, Ю. П. Капралис), затем в Лениградском хореографическом училище у А. И. Пушкина, по окончании (1967) принят в Театр оперы и балета им. С. М Кирова. Артистизм и блестящая техника (вращений, прыжков и заносок) принесли Барышникову успех на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969; золотые медали). В театре исполнил ряд ролей в традиционном репертуаре (Базиль в «Дон Кихоте», Дезире в «Спящей красавице»), выступил первым исполнителем ролей Гамлета (одноименный балет К. М. Сергеева (см. СЕРГЕЕВ Константин Михайлович), музыка Н. П. Червинского, 1970), Адама («Сотворение мира» Н. Д. Касаткиной (см. КАСАТКИНА Наталья Дмитриевна) и В. Ю. Василева, музыка А. П. Петрова, 1971). Охотно принимал участие в экспериментальных работах: Меркуцио в «Ромео и Юлии» И. А. Чернышова (музыка Г. Берлиоза, 1969), Дафнис в балете М. Мурдмаа (см. МУРДМАА Май-Эстер) «Дафнис и Хлоя» (музыка М. Равеля, 1974) и другие. Л. В. Якобсон (см. ЯКОБСОН Леонид Вениаминович) поставил для Барышникова номер «Вестрис» (музыка Г. И. Банщикова; 1969, конкурсное выступление).
За рубежом
Репертуар академического театра не удовлетворял жаждущего творческой свободы танцовщика. В 1974 во время гастролей группы артистов в Канаде Барышников принял решение остаться на Западе, где открывалась возможность работать с хореографами разных направлений, участвовать в новаторских начинаниях. Переезжает в США, где становится ведущим танцовщиком труппы «Америкен Балле Тиэтр» (1974-78; в 1980-1989 руководитель труппы) и «Нью-Йорк Сити Балле» (1978-1979). Творческий репертуар Барышникова отмечен широтой диапазона - от старинной хореографии (например, А. Бурнонвиля (см. БУРНОНВИЛЬ Август)) до новейших экспериментов в области американского танца «модерн» и «постмодерн»; многие балеты и номера создавались специально для него. Танцевал в постановках Дж. Баланчина (см. БАЛАНЧИН Джордж), Дж. Роббинса («Другие танцы», музыка Ф. Шопена, 1976; «Опус 19», музыка С. С. Прокофьева, 1979), Ф. Аштона (см. АШТОН Фредерик) («Месяц в деревне», музыка П. И. Чайковского, 1985), Р. Пети (см. ПЕТИ Ролан) («Пиковая дама», музыка П. И. Чайковского, 1978), Дж. Ноймайера (см. НОЙМАЙЕР Джон) («Гамлет: сопутствующие», музыка А. Копленда, 1976), А. Эйли (см. ЭЙЛИ Алвин) («Па Дюка», музыка Дюка Эллингтона (см. ЭЛЛИНГТОН Дюк), 1976), а также К. Макмиллана (см. МАКМИЛЛАН Кеннет), М. Грэхем (см. ГРЭХЕМ Марта), Дж. Батлера, Э. Фелда, Чу Сан Го и многих других.
Творчество Барышникова и американская хореография
Демонстрируя высокий уровень исполнительства и вынуждая равняться на него, Барышников оказал немалое влияние на американскую хореографию. Политика, которую он проводил как руководитель «Америкен Балле Тиэтр», имела целью, с одной стороны, совершенствование техники и стиля, постановку классических спектаклей, знакомых ему по России, с другой - обогащение репертуара труппы экспериментальными работами. Его интерес к новейшим течениям в хореографии способствовал росту авторитета многих балетмейстеров. Особенно плодотворно работал Барышников с хореографом Туайлой Тарп: «От пробы к делу» (музыка Й. Гайдна, 1976), «Маленький балет» (музыка А. К. Глазунова, 1983), «Сюита Синатры» (музыка Ф. Синатры, 1984) и другие. С конца 1980-х гг. Барышников выступает также в постановках Марка Морриса, а в 1990 основывает собственную труппу «Уайт оyк Данс Проджект», с которой в 1990-96 выпускает три хореографических программы, включающие балеты этого и других балетмейстеров.
Стремясь расширить свой репертуар, Барышников обращался к другим видам сценических искусств, выступал на телевидении, снимался в кино. В числе фильмов в его участием - «Поворотный момент» (1977), «Белые ночи» (1985), «Кабинет доктора Рамиреса» (1991). Он выступал также в драматическом спектакле по мотивам Ф. Кафки «Метаморфозы» (1989).
БАРЫШНИКОВ Михаил Николаевич (р. 1948) - российский и американский артист балета, балетмейстер. В 1967-74 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. С 1974 в США. В 1974-78 в труппе "Американский театр балета", в 1978-79 солист "Нью-Йоркского городского балета"; танцевал в труппах Королевского балета Великобритании, Марсельского балета, "Балет XX века" и др. В 1980-89 директор, балетмейстер и солист "Американского театра балета". С 1990 в американской труппе под руководством М. Морриса, с 1992 возглавляет труппу "Танцевальный проект "Белый дуб" (Флорида). Снимался в кино ("Две жизни, один поворот", Голливуд), выступал на телевидении, участвовал в драматическом спектакле на Бродвее.
БАРЫШНИКОВ Михаил Николаевич (р. 1948), танцовщик-премьер (premier danseur) русской школы; виртуозная классическая техника и чистота стиля сочетаются в его искусстве с невероятной физической силой, что сделало Барышникова одним из самых знаменитых представителей мужского танца в 20 в.
МИХАИЛ БАРЫШНИКОВ
Барышников родился 27 января 1948 в Риге (Латвия). До 12 лет учился в обычной школе, затем - в местном хореографическом училище. Был принят в Ленинградское хореографическое училище. Его учителем стал А.И.Пушкин, наставник Рудольфа Нуреева. В 18 лет, после окончания училища, Барышников был принят в балетную труппу Театра оперы и балета им С.М.Кирова и вскоре исполнял ведущие классические партии. За рубежом Барышников впервые выступил в 1970, находясь в Лондоне на гастролях с труппой Театра им. Кирова. В июне 1974 во время гастролей с труппой Большого театра в Торонто (Канада) Барышников отказался вернуться в СССР, руководствуясь скорее артистическими, нежели политическими побуждениями. 29 июля 1974 он дебютировал в Нью-Йорке в спектакле "Америкен балле тиэтр" Жизель, танцуя с Н.Р.Макаровой. В течение последующих четырех лет Барышников исполнил множество ведущих партий в классических и современных балетах, от Видения Розы Михаила Фокина до От пробы к делу (Push Comes to Shove) Туайлы Тарп на музыку Й.Гайдна и Дж.Лэмба. Барышников работал также как хореограф и исполнял главные партии в собственных постановках Щелкунчика (музыка Чайковского) и Дон Кихота (музыка Л.Минкуса и др.). В 1978 Барышников вступил в труппу Дж.Баланчина "Нью-Йорк сити балле". Здесь он выступал в баланчинских постановках, в том числе в Аполлоне (музыка И.Ф.Стравинского), Блудном сыне (музыка С.С.Прокофьева), Орфее (музыка Стравинского) и Арлекинаде (музыка Р.Дриго), и в некоторых постановках Джерома Роббинса. В 1980 Барышников стал художественным руководителем "Американ балле тиэтр" и оставался на этом посту до 1989. В 1990 Барышников и хореограф Марк Моррис основали коллектив "Уайт оук данс проджект", который со временем превратился в большую передвижную труппу с современным репертуаром. Среди наград Барышникова - золотые медали международных балетных конкурсов в Варне (Болгария, 1966) и Москве (1969). Он снимался в фильмах Поворотный момент (The Turning Point, 1977), Белые ночи (1985), исполнял главную роль в спектакле по рассказу Ф.Кафки Превращение (1989).
Михаил Барышников - Юноша ("Горянка").
БАРЫШНИКОВ Михаил Николаевич (родился в 1948), артист балета. В 1967 - 74 в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова. В 1974 - 78 в труппе "Американский театр балета". Выступал в спектаклях известных балетмейстеров (Р. Пети, Ф. Аштон, Дж. Батлер). В 1978 - 79 солист "Нью-йоркского городского балета" (главные партии в балетах Дж. Баланчина, Дж. Роббинса), танцевал в труппах А. Эйли, П. Тейлора, Королевском балете Великобритании, Марсельском балете, "Балете XX века" и др. Безупречная техника классического танцовщика, природная выразительность движений, праздничная универсальность мастерства. В 1980 - 89 художественный директор (балетмейстер) и солист "Американского театра балета". Снимался в кино, выступал на ТВ, в драматическом спектакле на Бродвее. С 1992 возглавляет труппу "Танцевальный проект "Белый дуб"" (Флорида, США).
Михаил Барышников в миниатюре "Вестрис" Леонида Якобсона
БАРЫ́ШНИЧАТЬ, барышничаю, барышничаешь, несовер., чем и без доп. Заниматься мелкой перепродажей, барышничеством. Барышничать театральными билетами.
БАРЫ́ШНИЧАТЬ, -аю, -аешь; несовер. (устар.). Быть барышником; поступать подобно барышнику.
| сущ. барышничество, -а, ср.
-аю, -аешь; несов., чем и
без доп. устар.
Заниматься барышничеством.
- Ну, и по лошадиной части [я] барышничал, по ярмаркам рыскал, когда деньги водились. Чехов, Егерь.
[Дед] занимался перепродажей земельных участков, барышничал рогатым поголовьем. Авдеев, У нас во дворе.
бары́шничать, бары́шничаю, бары́шничаем, бары́шничаешь, бары́шничаете, бары́шничает, бары́шничают, бары́шничая, бары́шничал, бары́шничала, бары́шничало, бары́шничали, бары́шничай, бары́шничайте, бары́шничающий, бары́шничающая, бары́шничающее, бары́шничающие, бары́шничающего, бары́шничающей, бары́шничающих, бары́шничающему, бары́шничающим, бары́шничающую, бары́шничающею, бары́шничающими, бары́шничающем, бары́шничавший, бары́шничавшая, бары́шничавшее, бары́шничавшие, бары́шничавшего, бары́шничавшей, бары́шничавших, бары́шничавшему, бары́шничавшим, бары́шничавшую, бары́шничавшею, бары́шничавшими, бары́шничавшем
прил. разг.
1. соотн. с сущ. барышник, связанный с ним
2. Свойственный барышнику, характерный для него.
БАРЫ́ШНИЧЕСКИЙ, барышническая, барышническое. прил. к барышник. Барышнические проценты (очень высокие).
бары́шнический, бары́шническая, бары́шническое, бары́шнические, бары́шнического, бары́шнической, бары́шнических, бары́шническому, бары́шническим, бары́шническую, бары́шническою, бары́шническими, бары́шническом, бары́шническ, бары́шническа, бары́шническо, бары́шнически