сущ., кол-во синонимов: 1
дух (136)
БЕККЕ (Becke) Фридрих (1855-1931) - австрийский минералог и петрограф, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1912). Разработал иммерсионный метод измерения показателей преломления твердых веществ (метод Бекке). Установил закон секториального строения кристаллов (закон Бекке).
Бе́кке Фридрих (Becke) (1855-1931), австрийский минералог и петрограф, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1912). Разработал иммерсионный метод измерения показателей преломления твёрдых веществ (метод Бекке). Установил закон секториального строения кристаллов (закон Бекке).
* * *
БЕККЕ Фридрих - БЕ́ККЕ (Becke) Фридрих (1855-1931), австрийский минералог (см. МИНЕРАЛОГИЯ) и петрограф (см. ПЕТРОГРАФИЯ) , иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1912). Разработал иммерсионный метод измерения показателей преломления твердых веществ (метод Бекке). Установил закон секториального строения кристаллов (закон Бекке).
Бе́ккенба́уэр (Beckenbauer) Франц (р. 1945), немецкий спортсмен и тренер. Признан лучшим футболистом Европы (1972, 1976). Чемпион мира (1974) и Европы (1972). Обладатель Кубка европейских чемпионов (1974, 1975, 1976) и Кубка обладателей Кубков (1967) в составе команды «Бавария» (Мюнхен). Тренер сборной команды ФРГ (198490), выигравшей чемпионат мира 1990.
Бе́ккенба́уэр Франц (Beckenbauer) (р. 1945), немецкий спортсмен и тренер. Признан лучшим футболистом Европы (1972, 1976). Чемпион мира (1974) и Европы (1972), обладатель Кубка европейских чемпионов (1974, 1975, 1976). Тренер сборной команды ФРГ (1987-1990), выигравшей чемпионат мира 1990.
* * *
БЕККЕНБАУЭР Франц - БЕ́ККЕНБАУЭР (Beckenbauer) Франц (р. 11 сентября 1945, Мюнхен), немецкий спортсмен (футбол (см. ФУТБОЛ), защитник, полузащитник), тренер. За выдающиеся успехи и манеру держаться на поле получил прозвище «Кайзер Франц». Единственный в мире футболист, который завоевал звание чемпиона мира как капитан сборной и как ее тренер.
Выступал за немецкие клубы «СК Мюнхен-1906» (1954-58), «Бавария» (Мюнхен) (1958-77, провел 396 матчей, забил 43 гола), «Гамбург СВ» (1980-82, играющий тренер), нью-йоркский «Космос» (США) (1977-80, 1983, провел 105 матчей, забил 20 голов). Чемпион ФРГ (1969, 1972-74, 1982), обладатель Кубка ФРГ (1966, 1967, 1969, 1971). В национальной лиге провел 424 матча, забил 44 гола. Чемпион Североамериканской футбольной лиги (NASL) (1977, 1978, 1980). Обладатель Кубка чемпионов (1974, 1975, 1976), победитель Кубка кубков (1967) и Межконтинентального Кубка (1976). За сборную ФРГ в 1965-77 гг. провел 103 матча (в 50 был капитаном команды), забил 14 голов. Чемпион мира (1974), вице-чемпион мира (1966), третий призер чемпионата мира (1970). Чемпион Европы (1972), вице-чемпион Европы (1976). Обладатель «Золотого мяча» лучшего футболиста Европы (1972, 1976). Лучший футболист ФРГ (1966, 1968, 1974, 1976). Лучший футболист США (1977). Лучший футболист Германии в 20 в. (по версии журнала Kicker).
В 1984-90 гг. как тренер возглавлял сборную ФРГ (66 матчей; чемпион мира, 1990; вице-чемпион мира, 1986). В 1990-91 гг. тренер и спортивный директор клуба «Олимпик» (Марсель). В 1994 и 1996 главный тренер «Баварии» (Мюнхен); чемпион Германии (1994) и обладатель Кубка Уефа (1996). С 1994 президент клуба «Бавария», с 2002 также возглавил наблюдательный отдел клуба. Председатель Оргкомитета по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2006.
БЕККЕНБАУЭР (Beckenbauer) Франц (родился в 1945), немецкий футболист и тренер. В составе команды "Бавария" (Мюнхен) 3-кратный обладатель Кубка европейских чемпионов (1974, 1975, 1976). Чемпион Европы (1972) и мира (1974). В середине 1970-х гг. неоднократно признавался лучшим футболистом Европы. Тренер сборной команды ФРГ - чемпиона мира (1990).
- Немецкий теннисист по имени Борис.
- Датский писатель, поэт XX века, автор сборников поэзии «Силуэты», «Стихотворения», «Форма и содержание».
- Датский писатель, поэт XX века, автор романов «Дом», «Марианне», «Хлеб насущный», «Мир ждёт», «Беспокойная весна», «Когда идёт поезд».
- Американский экономист, получивший в 1992 году Нобелевскую премию по экономике за исследования широкого круга проблем человеческого поведения и реагирования, не ограничивающегося только рыночным поведением.
- В 17 лет он вышел на корт Уимблдона и выиграл соревнование, чего раньше в таком возрасте не удавалась никому на этом турнире, а за жуткую по силе подачу и по начальным буквам имени и фамилии его прозвали «Бум-бум».
- Этот теннисист шокировал почтенных бюргеров женитьбой на чернокожей Барбаре Фельтус.
БЕККЕР (Becker) Борис (р. 1968) - немецкий спортсмен (теннис). Чемпион мира (1989), победитель открытых чемпионатов США (1989) и Австралии (1991), Уимблдонского турнира (1985, 1986, 1989) в одиночном разряде. Чемпион Олимпийских игр (1992) в парном разряде. В составе команды ФРГ победитель Кубка Дэвиса (командного чемпионата мира 1988 и 1989).
БЕККЕР (Becker) Гари (р. 1930) - американский экономист. Один из авторов теории человеческого капитала (формирования рабочей силы). Экономический анализ социальных тем (семейные отношения, преступность, дискриминация и др.). Нобелевская премия (1992).
БЕККЕР (Becker) Кнут (1893-1974) - датский писатель. Антивоенные стихи, реалистические антибуржуазные романы "Хлеб насущный" (1932), "Марианне" (1956), "Дом" (1961).
БЕККЕР (Becquer) Густаво Адольфо (1836-70) - испанский писатель. Представитель романтизма. Сборник лирики и новелл "Стихи и легенды" (издан в 1871).
БЕККЕР Борис - БЕ́ККЕР (Becker) Борис (р. 22 ноября 1968, Леймен), немецкий спортсмен (теннис (см. ТЕННИС (спортивная игра))). Профессиональный статус получил в 1984.
Первую свою большую победу одержал на Уимблдонском турнире (см. УИМБЛДОНСКИЙ ТУРНИР) (1985). Он стал самым молодым чемпионом за всю историю этих соревнований и первым немецким теннисистом, добившимся таких успехов. Еще дважды побеждал на Уимблдонском турнире (1986, 1989). Победитель открытых чемпионатов США (1989) и Австралии (1991). Чемпион XVI Олимпийских игр в Барселоне (1992). Наивысшая позиция в одиночном рейтинге ATP - 1-ая (январь 1991), в парном - 6-я (сентябрь 1986). За карьеру выиграл 49 турниров ATP в одиночном разряде и 15 - в парном. Входил в состав сборной ФРГ, завоевавшей Кубок Дэвиса (см. КУБОК ДЭВИСА) (1988, 1989). В 1988 в финале Уимблдонского турнира уступил Стефану Эдбергу (1988). В том же сезоне победил И. Лендла (см. ЛЕНДЛ Иван) в матче из пяти сетов в финале соревнований «Мастерс» в Нью-Йорке.
Бе́ккер Гари (Becker) (р. 1930), американский экономист. Один из авторов теории «человеческого капитала» (формирования рабочей силы). Экономический анализ социальных проблем (семейные отношения, преступность, дискриминация и др.). Нобелевская премия (1992).
* * *
БЕККЕР Гари - БЕ́ККЕР (Becker) Гари (р. 2 декабря 1930, Поттсвилл, шт. Пенсильвания), американский экономист. Один из авторов теории человеческого капитала (формирования рабочей силы). Экономический анализ социальных тем (семейные отношения, преступность, дискриминация и др.). Нобелевская премия (1992).
БЕККЕР Густаво Адольфо - БЕ́ККЕР (Becquer) Густаво Адольфо (1836-1870), испанский писатель.
В 16 в. его предки перебрались из Германии в Испанию. В творчестве Беккер является представителем романтизма (см. РОМАНТИЗМ); у него много общего с Гейне (см. ГЕЙНЕ Генрих) и Гофманом (см. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей). Обычно его стихотворения имеют вполне законченный сюжет. «Повести» его - это преимущественно легенды фантастического содержания, героями которых являются гномы, мертвецы, привидения, лунный луч и т. д. В 1871 спустя год после его смерти был издан сборник лирики и новелл «Стихи и легенды».
Бекке́р Жак (Becker) (1906-1960), французский кинорежиссёр. Фильмы: «Антуан и Антуанетта» (1940), «Золотая каска» (1952), «Не тронь добычу» (1954), «Монпарнас, 19» (1957), «Дыра» (1960).
* * *
БЕККЕР Жак - БЕККЕ́Р (Becker) Жак (1906-60), французский кинорежиссер. Фильмы: «Антуан и Антуанетта» (1946), «Золотая каска» (1952), «Не тронь добычу» (1954), «Монпарнас, 19» (1957), «Дыра» (1960).
Бе́ккер Карл Генрих (1876-1933), немецкий историк ислама, иностранный член-корреспондент РАН (1924), АН СССР (1925). Основатель (1910) и главный редактор журнала «Ислам». В 1921 и 1925-1930 министр культуры Пруссии.
* * *
БЕККЕР Карл Генрих - БЕ́ККЕР Карл Генрих (1876-1933), немецкий историк ислама, иностранный член-корреспондент РАН (1924). Основатель (1910) и главный редактор журнала «Ислам». В 1921 и 1925-30 министр культуры Пруссии.
БЕККЕР Карл Генрих (1876-1933) - немецкий историк ислама, иностранный член-корреспондент РАН (1924). Основатель (1910) и главный редактор журнала "Ислам". В 1921 и 1925-30 министр культуры Пруссии.
Бе́ккер Кнут (Becker) (1893-1974), датский писатель. Антивоенные стихи, реалистические романы автобиографического характера, объединённые одним героем, - «Хлеб насущный» (1932), «Марианне» (1956), «Дом» (1961), критически изображающие современные нравы.
* * *
БЕККЕР Кнут - БЕ́ККЕР (Becker) Кнут (21 января 1893, Йерринг - 1974), датский писатель.
В 1916 вышел его первый сборник «Стихотворения», проникнутый антивоенными настроениями. Остро социальный характер носит его пьеса «Вы, проповедующие» (1922).
Центральное место в творчестве Беккера занимают во многом автобиографические романы: «Хлеб насущный» (1932), «Мир ждет» (1934), «Беспокойная весна» (1938-1939), «Когда идет поезд» (1944), «Марианне» (1956), «Дом» (1961), критически изображающие буржуазное общество.
Борис Беккер - на приёме подачи соперника.
БЕККЕР (Becker) Борис (родился в 1968), немецкий теннисист. Чемпион мира (1989); победитель открытых чемпионатов США (1989) и Австралии (1991), Уимблдонского турнира (1985, 1986, 1989) в одиночном разряде. Чемпион Олимпийских игр 1992 в парном разряде. В составе команды ФРГ обладатель Кубка Дэвиса (командного чемпионата мира) 1988 и 1989.
На корте Уимблдона - Борис Беккер.
Беккер, Карл Генрих (12.04.1876 - 10.02.1933)
Немецкий исламовед и государственный деятель. Основатель (1910) и главный редактор журнала "Ислам" ("Der Islam"). В 1921 и 1925-30 гг. министр культуры Пруссии;
осуществил ряд реформ в области народного образования. Основатель Педагогической академии.
Беккер, Карл Генрих (12.04.1876 - 10.02.1933)
немецкий исламовед и государственный деятель. Основатель (1910) и главный редактор журнала «Ислам» («Der Islam»). В 1921 и 1925-30 гг. министр культуры Пруссии; осуществил ряд реформ в области народного образования. Основатель Педагогической академии.
Беккер, Карл Фердинанд (1775-1849, Германия)
Представитель логического направления в языкознании первой половины XIX в., обращавшего внимание на национальную специфику языковой формы, единство логического и исторического, по преимуществу являвшегося логико-синтаксическим направлением, в котором морфология понималась как этимология, а лексическое значение - как понятие. Философия грамматики К. Беккера, отразившаяся в работе "Организм языка" (1827, рус. пер. 1869) - это применение законов логики к материалу немецкого языка. Язык понимается К. Беккером как система органических (полярных) противоположностей, не уничтожающих друг друга, а взаимно необходимых друг другу в развитии организма как целого. Учение о предложении из логики и стилистики было перенесено в грамматику. По мнению Буслаева, Беккер в своей схеме правильно определил части речи и члены предложения. Логико-семантический принцип выделения частей речи и членов предложения стал ведущим в грамматиках современных языков. Однако в философской грамматике Беккера размыты границы между грамматикой и логикой, так как в ней он "принял ложное направление старинных, так называемых общих грамматик, имевших целью решение весьма странной задачи оправдать язык логически, т.е. доказать, что параграфы схоластической логики удобно применяются к грамматическим фактам. Ограничившись общими понятиями о выражении мысли в формах языка, Беккер все внимание обратил на синтаксис, коснувшись этимологии слегка, только для полноты системы. Вследствие того, его синтаксис, не будучи основан на этимологическом разборе форм, оказался не наукою о языке, а отвлеченным рассуждением о применении законов логики к готовому материалу языка" (Буслаев Ф.И.).
Беккер, Карл Фердинанд (1775-1849, Германия)
представитель логического направления в языкознании первой половины XIX в., обращавшего внимание на национальную специфику языковой формы, единство логического и исторического, по преимуществу являвшегося логико-синтаксическим направлением, в котором морфология понималась как этимология, а лексическое значение - как понятие. Философия грамматики К. Беккера, отразившаяся в работе «Организм языка» (1827, рус. пер. 1869) - это применение законов логики к материалу немецкого языка. Язык понимается К. Беккером как система органических (полярных) противоположностей, не уничтожающих друг друга, а взаимно необходимых друг другу в развитии организма как целого. Учение о предложении из логики и стилистики было перенесено в грамматику. По мнению Буслаева, Беккер в своей схеме правильно определил части речи и члены предложения. Логико-семантический принцип выделения частей речи и членов предложения стал ведущим в грамматиках современных языков. Однако в философской грамматике Беккера размыты границы между грамматикой и логикой, так как в ней он «принял ложное направление старинных, так называемых общих грамматик, имевших целью решение весьма странной задачи оправдать язык логически, т.е. доказать, что параграфы схоластической логики удобно применяются к грамматическим фактам. Ограничившись общими понятиями о выражении мысли в формах языка, Беккер все внимание обратил на синтаксис, коснувшись этимологии слегка, только для полноты системы. Вследствие того, его синтаксис, не будучи основан на этимологическом разборе форм, оказался не наукою о языке, а отвлеченным рассуждением о применении законов логики к готовому материалу языка» (Буслаев Ф.И.).
Беккерель - I
(Becquerel), французские физики. Антуан Сезар (1788-1878), труды по фосфо- и флуоресценции, термоэлектричеству и др. Александр Эдмон (1820-1891), сын Антуана Сезара, основополагающие труды по фосфоресценции. Антуан Анри (1852-1908), сын Александра Эдмона, открыл (1896) естественную радиоактивность солей урана. Нобелевская премия (1903, совместно с П. Кюри и М. Склодовской-Кюри).
II
единица СИ активности радиоактивных изотопов, названа по имени А. Беккереля, обозначается Бк. 1 Бк соответствует 1 распаду в секунду.
БЕККЕРЕЛЬ - единица СИ активности радиоактивных изотопов, назван по имени А. А. Беккереля, обозначается Бк. 1 Бк соответствует 1 распаду в секунду.
БЕККЕРЕЛЬ (Becquerel), французские физики: Антуан Сезар (1788 - 1878), занимался изучением люминесценции; его сын Александр Эдмон (1820 - 91), изучал фосфоресценцию; наиболее известен сын Александра Эдмона - Антуан Анри (1852 - 1908), который в 1896 открыл явление радиоактивности (Нобелевская премия, 1903).
беккере́ль
(по имени фр. физика А. Беккереля (Becquerel), 1852-1908) единица активности нуклида (изотопа) в радиоактивном источнике; в международной системе единиц (си) обозначается бк, bq; 1 бк равен активности нуклида, при которой за время 1 с происходит один акт радиоактивного распада.
БЕККЕРЕЛЬ я, м. Becquerel. По имени фр. физика А. Беккереля (1852-1908) единица активности изотопа в радиоактивным источнике;.. за единицу времени 1 сек. происходит один акт радиоактивного распада. СИС 1954.
- Он проявил фотопластинки 1 марта 1896 года и сделал научное открытие.
- Французский физик.
- Этот первооткрыватель радиоактивности стал «бессмертным» академиком аккурат в год смерти.
- Кто открыл явление радиоактивности?
- Французский физик, лауреат Нобелевской премии (1903 г.).
- Единица измерения активности радиоактивных изотопов.
- Единица измерения активности нуклида в радиоактивном источнике.
БЕККЕРЕЛЬ (Becquerel) - французские физики:..1) Антуан Сезар (1788-1878), труды по фосфо- и флуоресценции, термоэлектричеству и др
2)] Александр Эдмон (1820-91), сын Антуана Сезара, основополагающие труды по фосфоресценции
3) Антуан Анри (1852-1908), сын Александра Эдмона, открыл (1896) естественную радиоактивность солей урана. Нобелевская премия (1903, совместно с П. Кюри и М. Склодовской-Кюри).
БЕККЕРЕЛЬ Александр Эдмон - БЕККЕРЕ́ЛЬ (Becquerel) Александр Эдмон (24 марта 1820, Париж - 11 мая 1891, там же), французский физик, член Парижской АН (1863). Сын А. С. Беккереля (см. БЕККЕРЕЛЬ Антуан Сезар).
Занимался в основном явлениями фосфоресценции, дал научную классификацию этих явлений. Установил независимость спектра фосфоресценции от спектра облучения, законы затухания фосфоресцирующего излучения, зависимость интенсивности фосфоресценции от температуры. Построил прибор для наблюдения кратковременных процессов свечения - фосфороскоп. В изучении люминесценции труды Беккереля также имели важнейшее значение. Беккерелю принадлежат работы и в других областях - фотография, инфракрасный спектр, атмосферное электричество и др.
БЕККЕРЕЛЬ Антуан Анри - БЕККЕРЕ́ЛЬ (Becquerel) Антуан Анри (15 декабря 1852, Париж - 25 августа 1908, Ле-Круазик, Бретань, Франция), французский физик, сын Александра Эдмона Беккереля (см. БЕККЕРЕЛЬ Александр Эдмон). Открыл (1896) естественную радиоактивность солей урана. Профессор Парижского национального естественно-исторического музея (1892) и Политехнической школы (1895). Нобелевская премия (1903, совместно с П. Кюри (см. КЮРИ Пьер) и М. Склодовской-Кюри (см. СКЛОДОВСКАЯ-КЮРИ Мария)).
Династия физиков
Антуан Анри Беккерель появился на свет в старинном, принадлежавшем Национальному музею естественной истории доме Кювье (см. КЮВЬЕ Жорж). Жизнь всех представителей прославленной династии Беккерелей была связана с этим домом. Дед Антуана Анри, Антуан Сезар Беккерель (1788-1678), был членом, а с 1838 - президентом Парижской академии наук. Широкую известность получили его исследования минералов, в частности, их механических, пьезоэлектрических, термоэлектрических, магнитных и др. свойств. В доме появилась уникальная коллекция образцов, сыгравшая важную роль в исследованиях его сына, Александра Эдмона Беккереля (1820-1891), который также был членом, а с 1880 - президентом Парижской АН, профессором физики и директором национального музея естественной истории. В 18 лет он стал ассистентом своего отца. Именно тогда и на всю жизнь сформировался его интерес к проблемам фосфоресценции и фотографии. Этот интерес унаследовал и его сын Антуан Анри. Труд его отца - «Свет, его причины и действия» - стал настольной книгой у сына.
Дед, Антуан Сезар, уделял воспитанию ребенка большое внимание, и было в мальчике что-то такое, что позволяло деду, не усматривавшему у внука каких-то выдающихся способностей, говорить: «Он далеко пойдет!»
Вся атмосфера в «доме Кювье» формировала серьезный и глубокий интерес к физике. В лицее Луи Леграна, куда определили мальчика, ему также повезло с преподавателями.
В 1872 девятнадцатилетний Анри Беккерель, окончивший лицей, поступил в Политехническую школу. На первых же курсах он начал самостоятельные научные исследования, приобретая весьма пригодившиеся ему впоследствии экспериментальные навыки.
Начало творческого пути
После окончания Политехнического института у Анри Беккереля начинается трехлетний период инженерной деятельности в Институте путей сообщения. К этому же времени относится его женитьба на Люси Жамен, дочери профессора физики, с которой он был знаком еще со времени учебы в лицее. Увы, семейное счастье оказалось недолгим:
Анри потерял любимую жену, едва достигнувшую двадцати лет и оставившую новорожденного ребенка - сына Жана, который также впоследствии стал физиком, четвертым в поколении Беккерелей.
Перенести потерю помогала наука, в которую Анри погрузился полностью. В 1875 появилась его первая публикация в «Журналь де физик». Она была замечена, и двадцатитрехлетнему ученому была предоставлена должность репетитора в Политехнической школе, в которой через 20 лет ему суждено было стать профессором.
В 1878 Анри стал ассистентом отца в Музее естественной истории. Научная тематика их работ относилась, в основном, к области кристаллооптики и магнитооптики. В частности, были выполнены интересные исследования открытого Майклом Фарадеем (см. ФАРАДЕЙ Майкл) вращения плоскости поляризации света в магнитном поле. Повседневно наблюдая за научным ростом сына, уже завоевавшего репутацию прекрасного экспериментатора, отец не мог не испытывать гордости за него. Представленная им в 1888 в Сорбонну докторская диссертация, явившаяся продолжением исследований его деда и отца и плодом десятилетних трудов автора, получила высокую оценку. Через год Анри Беккерель был избран в Парижскую АН и занял там должность непременного секретаря физического отделения. Тремя годами позже он стал профессором Национального музея естественной истории. К этому времени относится и его вторая - после 14-летнего вдовства - женитьба.
Лучи Беккереля
Возможно, об Антуане Беккереле осталась бы лишь память как о весьма квалифицированном и добросовестном экспериментаторе, но не более, если бы не то, что произошло 1 марта в его лаборатории. Тогда он исследовал люминесценцию солей урана, и, закончив работу, завернул образец - узорчатую металлическую пластинку, покрытую урановой солью - в черную, плотную, непрозрачную бумагу и, положив ее на коробку с фотопластинками, поместил все это в плотно закрывающийся ящик стола.
Вынув позже коробку с фотопластинками, он, скорее всего, лишь по привычке добросовестно все проверять, проявил их и был озадачен, обнаружив, что они по какой-то причине оказались засвеченными - на фотопластинке проявилось изображение узорчатой металлической пластинки. Но почему? Попасть на пластинки свет заведомо не мог, значит, понял Беккерель, действие было вызвано какими-то другими лучами.
О том, что существуют невидимые для глаза, но вызывающие почернение фотопластинки лучи, физики уже знали. За полгода до этого совершилось сенсационное открытие Рентгена (см. РЕНТГЕН Вильгельм Конрад). Рентгеновские лучи стали выдающимся событием в физике. Может быть и по этой причине доклад Беккереля 2 марта 1896 в Парижской АН был встречен с большим интересом. 12 мая он рассказал о сделанном им открытии перед более широкой аудиторией, в Музее естественной истории, а затем, в августе 1900 и на Международном физическом конгрессе, который собрался в Париже, чтобы обсудить основные итоги физики 19 века. К тому времени Беккерель уже успел понять, что излучение не является ни люминесценцией, ни чем-либо другим, уже знакомым физикам. Оно не менялось ни при физических (нагревание, давление и т. д.), ни при химических воздействиях, заметить уменьшение его интенсивности не удавалось и, казалось, его энергия черпается из неиссякаемого источника.
Уже было установлено, что неведомые лучи не только вызывают почернение фотопластинок, но и производят разнообразные другие действия (включая биологические: на теле самого Беккереля от находившегося в его кармане препарата образовались долго не заживавшие язвы; с тех пор препараты стали помещаться в свинцовые коробочки). Открытие Рентгена, а затем и Беккереля породило нечто подобное «лучевой эпидемии». Возможно, из множества заявок на открытие такого рода больше других привлекли внимание физиков выступления профессора Блондо из Нанси, который не только «видел» некие новые лучи, но даже сумел провести их спектральный анализ. Правда, другие исследователи (в числе которых, заметим, оказался и Жан Беккерель) не смогли подтвердить этих сообщений, и вскоре, благодаря вмешательству блестящего американского экспериментатора Роберта Вуда (см. ВУД Роберт Уильямс), все закончилось скандальным разоблачением. Финал был, увы, трагичен: Блондо, который, скорее всего, был жертвой самовнушения, не перенеся удара, обрушившегося на него после шумного успеха (Парижская АН успела даже наградить его золотой медалью и премией в 20 тыс. франков), сошел с ума и вскоре умер.
В числе тех, кто всерьез заинтересовался открытием Беккереля, был и ряд выдающихся ученых, в том числе Анри Пуанкаре (см. ПУАНКАРЕ Жюль Анри), Д. И. Менделеев (см. МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович), специально приехавший в Париж, чтобы познакомиться с работами автором этого открытия и, что нужно подчеркнуть особо, супруги Пьер и Мария Кюри (см. КЮРИ Пьер) .
Деятельный интерес последних привел к новым важным результатам. Было установлено, что, кроме урана, радиоактивность (сам этот термин был введен Марией Кюри) присуща - хотя и в разной степени - и ряду других химических элементов. Начались интенсивные исследования физической природы лучей Беккереля, был обнаружен (столь важный для дальнейшего!) эффект энерговыделения при радиоактивных распадах, открыта наведенная радиоактивность и т. д.
Признание
Все эти выдающиеся достижения не остались незамеченными. Беккерель был избран в Лондонское королевское общество (см. ЛОНДОНСКОЕ КОРОЛЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО), Парижская академия наук присудила ему все имевшиеся знаки отличия.
8 августа 1900 Беккерелю предоставляется право выступить с основным докладом на Международном физическом конгрессе в Париже.
Тремя годами позже он, совместно с Пьером и Марией Кюри, удостаивается Нобелевской премии - Беккерель был первым французом, привезшим в Париж Нобелевскую медаль (премию супругам Кюри, которые не смогли приехать в Стокгольм, шведский король Оскар вручил министру Франции).
Почести, восторженный прием при всех его научных выступлениях, поистине международное признание его открытия - все это не изменило стиля жизни Беккереля, он до своего последнего часа остался все таким же, как и прежде - скромным и преданным науке тружеником.
Как и все принципиально новые достижения, открытие радиоактивности не только открыло взгляду ученых новые горизонты в науке, но и породило новые проблемы. Каков механизм радиоактивных распадов? Каковы продукты этих распадов и каковы источники их энергии? Какие действия и почему производят лучи? И вообще - каковы те новые представления о материи, которые вытекают из самого существования явления радиоактивности?
Не на все вопросы мы умеем давать исчерпывающие ответы и сегодня, хотя научные и технические достижения двадцатого века, как и его трагедии, нередко связывают с ядерной физикой, первые шаги которой были сделаны в 1896 в старинном парижском доме Кювье в тихом, живописном Жарден де Плант.
БЕККЕРЕЛЬ Антуан Анри (Becquerel, Antoine Henri)
АНТУАН АНРИ БЕККЕРЕЛЬ
(1852-1908), французский физик. Родился в Париже 15 декабря 1852. Окончил Политехническую школу. В 1875 поступил в Государственное бюро мостов и дорог, главным инженером которого стал в 1894. Отец Беккереля Александр Эдмон Беккерель (1820-1891) и его дед Антуан Сезар Беккерель (1788-1878) были выдающимися физиками, профессорами Парижского национального естественно-исторического музея. В 1892 Беккерель тоже стал профессором этого музея, а в 1895 был назначен профессором Политехнической школы. Основные работы посвящены оптике (магнитооптика, фосфоресценция, инфракрасные спектры) и радиоактивности. В 1896, исследуя действие различных люминесцирующих минералов на фотопластинку, Беккерель случайно обнаружил, что некоторые соли урана вызывают почернение фотопластинок, завернутых в светонепроницаемую черную бумагу или металлическую фольгу. Дальнейшие исследования показали, что излучение солей урана не имеет ничего общего с люминесценцией и происходит без всякого выдерживания их на свету. Это явление самопроизвольного испускания лучей особой природы было названо радиоактивностью. За открытие естественной радиоактивности Беккерель в 1903 был удостоен Нобелевской премии по физике, разделив ее с Пьером и Марией Кюри. Умер Беккерель в Круасике (Бретань) 25 августа 1908.
ЛИТЕРАТУРА
Капустинская К.А. Анри Беккерель. М., 1965
БЕККЕРЕЛЬ Антуан Сезар - БЕККЕРЕ́ЛЬ (Becquerel) Антуан Сезар (7 марта 1788, Шатильон-сюр-Луан - 18 января 1878, Париж), французский физик, член Парижской АН (1829).
Учился в Центральной школе Фонтенбло, в коллеже Генриха IV (вместе с известным математиком О. Л. Коши (см. КОШИ Огюстен Луи)), в 1806 поступил в Политехническую школу, в 1808 был направлен в военную школу в Меце. До 1815 - офицер инженерных войск, после окончания наполеоновских компаний ушел в отставку в чине батальонного командира. Был награжден орденом Почетного Легиона (см. ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА ОРДЕН).
Уйдя в отставку, посвятил себя научным трудам. Занимался вопросами фосфоресценции, флуоресценции, термоэлектричества, кристаллооптики, теории гальванических элементов, магнитных свойств и электропроводности вещества. В 1829 изобрел слабополяризующийся гальванический элемент.
Сыграл огромную роль в становлении своего сына и внука как ученых.
БЕККЕРЕЛЬ Жан - БЕККЕРЕ́ЛЬ (Becquerel) Жан (5 февраля 1878, Париж - 4 июля 1953, Порнише), французский физик, член Парижской АН (1946). Сын А. А. Беккереля (см. БЕККЕРЕЛЬ Антуан Анри). Исследовал распространение поляризованных по кругу электромагнитных волн в магнитных средах, аномальную дисперсию паров натрия, явление Зеемана в плеохроичных кристаллах, явления, возникающие в веществе, помещенном в магнитное поле при температурах жидкого воздуха и жидкого водорода (вместе с Х. Камерлинг-Оннесом).
- Ирландский драматург, основоположник драмы абсурда, автор пьесы «Катастрофа», драм «В ожидании Годо», «Конец игры».
- Ирландский драматург, писавший на французском и английском языках, основоположник драмы абсурда, лауреат Нобелевской премии (1969 г.).
- Ирландский драматург, основоположник драмы абсурда, автор романов «Моллой», «Неназываемый», «Малон умирает».
- Выдающийся ирландский писатель, автор пьесы «В ожидании Годо».
БЕККЕТ (Beckett) Сэмюэл (1906-89) - ирландский драматург. Писал на французском и английском языках. Один из основоположников абсурда драмы ("В ожидании Годо", 1952; "Конец игры", 1957). В романах "Моллой" (1951), "Малон умирает" (1951), "Неназываемый" (1953) - традиции литературы "потока сознания". В пьесе "Катастрофа" (1982) выступил против подавления свободы художника. Нобелевская премия (1969).
Бе́ккет Сэмюэл (Beckett) (1906-1989), ирландский драматург. Писал на французском и английском языках. Один из основоположников абсурда драмы - пьесы «В ожидании Годо» (1952), «Конец игры» (1957), герои которых испытывают отчаяние и ужас от бессмысленности существования. В романе «Моллой» (1951), «Малон умирает» (1951), «Неназываемый» (1953) - традиции литературы «потока сознания». В пьесе «Катастрофа» (1982) выступил против подавления свободы художника. Нобелевская премия (1969).
* * *
БЕККЕТ Сэмюэл - БЕ́ККЕТ Сэмюэл (полн. Сэмюэл Баркли Беккет, Beckett) (13 апреля 1906, Фоксрок, графство Дублин, Ирландия - 22 декабря 1989, Париж), ирландский драматург, писал на французском и английском языках. Один из основоположников драмы абсурда (см. АБСУРДА ДРАМА) («В ожидании Годо», 1952, русский перевод 1966; «Конец игры», 1957). В романах «Моллой» (1951), «Малон умирает» (1951), «Неназываемый» (1953) развивал традиции литературы «потока сознания» (см. ПОТОК СОЗНАНИЯ). В пьесе «Катастрофа» (1982) выступил против подавления свободы художника. Нобелевская премия (1969).
Между Ирландией и Францией
Родился в пригороде Дублина. Подобно многим другим ирландским писателям, таким как Б. Шоу (см. ШОУ Джордж Бернард), О. Уайльд (см. УАЙЛЬД Оскар), У. Б. Йитс (см. ЙИТС Уильям Батлер), он происходил из протестантской англо-ирландской среды. В 14 лет поступил в школу Портора Ройял в Северной Ирландии, где учились в основном мальчики из англо-ирландских буржуазных семей. В 1923-1927 изучал романские языки в Тринити-колледже в Дублине, где получил диплом бакалавра. После недолгого учительства в Белфасте с 1928 преподавал английский язык и литературу в парижской Эколь Нормаль Суперьер.
В Париже Беккет познакомился с автором нашумевшего романа «Улисс», ирландским писателем Дж. Джойсом (см. ДЖОЙС Джеймс), который жил там в добровольном изгнании, и присоединился к его кружку. Часто встречающееся утверждение, что Беккет был секретарем Джойса, не соответствует действительности. Беккет возвратился в Ирландию в 1930, чтобы занять место преподавателя французской литературы в Тринити-колледже, но, проработав всего четыре семестра, в 1931 ушел в отставку. В жизни Беккета наступил период странствий: он поочередно жил в Лондоне, во Франции, Германии и Италии.
В Париже
В 1937 Беккет решил обосноваться в Париже. Будучи гражданином нейтральной страны, он смог оставаться там даже после оккупации. В 1941 Беккет присоединился к движению Сопротивления. Когда в 1942 гестапо арестовало несколько членов его группы, он ушел в подполье, а впоследствии перебрался в неоккупированную зону, где батрачил, зарабатывая на жизнь, до освобождения страны. В 1945 Беккет возвратился в Ирландию, однако скоро снова оказался во Франции в составе ирландского Красного Креста - переводчиком при военном госпитале Сен-Ло в Нормандии. Зимой 1945 он окончательно обосновался в Париже.
С этого времени начался период интенсивной творческой деятельности Беккета, принесший наиболее значительные плоды. Среди его сравнительно немногочисленных довоенных публикаций - два эссе: о Джойсе и о Марселе Прусте (см. ПРУСТ Марсель). Сборник «Больше тычков, чем толчков» (1934) включает десять рассказов, рисующих различные эпизоды из жизни дублинского интеллигента Белаквы Шуа, а роман «Мерфи» (1938) повествует о живущем в Лондоне ирландце, который сбегает от невесты, предпочтя созерцательную жизнь санитара в сумасшедшем доме. Беккету принадлежат две небольшие поэтических книги: «Блудоскоп» (1930), поэма о французском философе Рене Декарте (см. ДЕКАРТ Рене) и сборник «Кастаньеты эхо» (1935).
Находясь в неоккупированной зоне Франции, Беккет завершил еще один роман «Уотт» (опубликован лишь в 1953). После возвращения в Париж, между 1946 и 1949, Беккет написал несколько рассказов и романов, а также две пьесы: «Элефтерия» и «В ожидании Годо». Увидеть свет эти произведения смогли только после 1951, поскольку именно тогда многолетняя сподвижница Беккета Сюзанна Дешево-Дюмениль (впоследствии его жена), получавшая до этого от издательств одни отказы, смогла наконец «пристроить» роман «Молой». Когда оказалось, что помимо определенного коммерческого успеха, книга получила восторженный прием у французской критики, издатель выпустил в свет два последующих романа и «В ожидании Годо». Мировую же славу принесла Беккету прогремевшая постановка этой пьесы в небольшом парижском «Театр де Бабилон» в январе 1953. Беккет продолжал писать, но уже не так интенсивно, как в первые послевоенные годы. В это время он создал несколько пьес для сцены и радио и прозаические произведения.
Беккет жил в Париже, хотя работал, как правило, в небольшом уединенном доме в долине Марны неподалеку от города. Целиком посвятив себя творчеству, он избегал всяческой рекламы, никогда не выступал ни по радио, ни по телевидению, не давал интервью. Будучи удостоен Нобелевской премии в 1969, он принял ее, однако наотрез отказался от поездки в Стокгольм на церемонию вручения и от произнесения традиционной нобелевской речи.
Философские взгляды
Произведения Беккета свидетельствуют о его широчайшей эрудиции. В них встречается огромное количество тонких аллюзий (см. АЛЛЮЗИЯ)к самым разнообразным литературным источникам, равно как богословским и философским сочинениям. Определяющее влияние на философское мировоззрение Беккета оказали Данте, Декарт, нидерландский философ 17 в. А. Гейлинкс (см. ГЕЙЛИНКС Арнольд), ученик Декарта, занимавшийся проблемой взаимодействия в человеке физического и духовного начал, а также почитаемый им соотечественник и друг Джойс. Однако для понимания творчества Беккета совсем необязательно учитывать все его литературные, философские и богословские аллюзии.
Широко распространенное представление о сосредоточенности Беккета на темной стороне человеческого существования, на мире, где в мусорных баках обитают бродяги и калеки, является глубочайшим заблуждением. Человек поставлен у него в подобные крайние положения не потому, что автора занимала мрачная и болезненная сторона жизни, но потому, что он концентрировал внимание на сущностных аспектах человеческого существования. Традиционные темы мировой литературы - социальные отношения между людьми, их нравы и материальное положение, борьба за общественный статус и власть или за обладание сексуальным объектом - все это представлялось Беккету чисто внешними приметами существования, случайными и поверхностными его сторонами, скрывающими глубинные проблемы и изначальную муку человеческого удела. Главные вопросы, поставленные Беккетом, формулируются следующим образом: как можем мы примириться с тем, что без всякого нашего на то согласия заброшены в этот мир, в бытие? Кто мы, какова истинная природа нашего «я»? Что имеет в виду человек, когда говорит «я»?
В «Ожидании Годо» и другие пьесы
Двух героев пьесы «В ожидании Годо» критики часто описывают как бродяг, хотя нигде у Беккета они так не названы. Это просто два человека, пребывающие в самой изначальной ситуации бытия и не знающие, с какой целью они оказались в этом мире. Поскольку человек - существо рациональное и не способное представить себе ситуации, начисто лишенной цели, оба героя смутно догадываются, что их пребывание в мире, представленном пустой сценой с одиноким деревом, объясняется ожиданием кого-то. Однако у них нет никаких очевидных доказательств, что этот некто, которого они называют Годо, назначил им встречу и что он вообще существует. Их терпеливое и пассивное ожидание контрастирует с бессмысленными и столь же бесцельными блужданиями, которые заполняют существование второй пары персонажей. Как правило, герои мировой драмы преследуют вполне определенные цели, добиваясь власти, богатства, брака с желанным партнером и т. д. Тем не менее, получив желаемое, приближаются ли они, равно как и зрители в зале, к ответу на основополагающие вопросы, поставленные Беккетом?
Действие большинства пьес драматурга разворачивается на подобном же уровне абстракции. В «Эндшпиле» (1957; русский перевод 1989) показан распад отношений между хозяином Хаммом и его слугой Кловом, которые находятся в круглой комнате с двумя окнами под самым потолком. Само действие можно рассматривать как символическое воссоздание распада личности в миг смерти, когда нарушается связь между ее духовной и физической сторонами. В одноактной пьесе «Последняя лента Краппа» (первая постановка 1958) старик слушает собственную исповедь, записанную в более ранние и счастливые годы, и воспринимает свой более молодой голос как принадлежащий совершенному незнакомцу. В «Счастливых днях» (1961; русский перевод 1989) женщина, все ближе и ближе продвигаясь к смерти, продолжает делать вид, будто жизнь никогда не кончается.
В сборнике «Рассказы и тексты впустую» (1967) Беккет подходит к проблеме самоотождествления человеческого «Я» как бы изнутри. В своих прозаических повествованиях Беккет пытается «схватить» вечно ускользающую человеческую самость, которая, как он считает, проявляет себя в виде бесконечного потока мыслей и наблюдений о самом себе. Беккет пытается проникнуть в сущность потока сознания, которое и есть это бытие. Там он находит постоянно убывающий хор наблюдателей, т. е. рассказчиков, которые, попав в поле зрения, становятся в свою очередь объектом рассмотрения со стороны нового наблюдателя. Этой же теме посвящена пьеса «Игра» (постановка 1963; русский перевод. 1991), в которой представлены угасающие сознания трех персонажей, чьи отношения, определяемые банальным любовным треугольником, оказались перенесенными в вечность.
Несмотря на то что Беккет смело проникает в глубину изначальной тайны и ужаса человеческого бытия, он по преимуществу - писатель комический. Во французском фарсе смех возникает при виде отчаянной и, как правило, безуспешной погони персонажей за пошлыми любовными утехами. Аналогичным образом в произведениях Беккета признание тщеты и конечной бесцельности всякой человеческой деятельности должно производить на зрителя освобождающее воздействие, ставя под сомнение его собственные устремления и заботы. Смех должен возникать при виде того глупого самодовольства и сознания собственной значительности, с какими человек отдается иллюзорным и пустячным влечениям. В конечном итоге драмы Беккета не оставляют мрачного и гнетущего впечатления, но приносят освобождающий катарсис, что является целью всякого театра от самого его зарождения.
Мастерство Беккета
В техническом отношении Беккет был мастером с безукоризненным чувством формы. К примеру, «Молой» и «В ожидании Годо» построены симметрично, со второй частью, зеркально повторяющей первую. В произведениях для радио, кино и телевидения Беккет мастерски использует особенности этих жанров. Его радиопьесы, такие как «Про всех падающих» (1957; русский перевод 1989), являются образцом соединения звуковых эффектов, музыки и речи. Короткая телепьеса «Эй, Джо» (1967) использует возможность телекамеры давать наездом укрупняющий план человеческого лица, равно как и другие особенности малого экрана. А в киносценарии «Фильм» (1967) выстраивается впечатляющая монтажная последовательность эпизодов, изображающих тщетные попытки наблюдаемого укрыться от взгляда себя же - наблюдателя.
Более поздние произведения Беккета имеют тенденцию к максимальной насыщенности и краткости текста: «Приходят и уходят» (1966; русский перевод 1991) - зарисовка, «драмочка», как ее назвал автор, состоит всего из 121 слова, которые произносятся тремя персонажами. Прозаический фрагмент «Малость» содержит лишь 60 предложений, каждое из которых встречается дважды. «Сцена без слов» (1957) полностью соответствует названию; одна из последних пьес «Кач-кач» (1981) длится 15 минут. Подобная краткость есть не что иное, как выражение решимости Беккета не тратить слов на второстепенные мелочи и сосредоточиться на самом главном.
БЕККЕТ Сэмюэл (Beckett, Samuel)
(1906-1989), ирландский писатель, признанный родоначальник "нового романа" и "театра абсурда". Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969. Родился 13 апреля 1906 в Дублине. Получил степень магистра искусств в дублинском Тринити-колледже в 1931, работал учителем. С 1937 постоянно жил в Париже. Ранние его произведения, написанные по-английски, не имели успеха; среди них - поэма Курвоскоп (Whoroscope, 1930); критический очерк Пруст (Proust, 1931); сборник коротких рассказов Скорее тычки, чем пинки (More Pricks Than Kicks, 1934); роман Мерфи (Murphy, 1938). Много лет общался с Дж.Джойсом, был его литературным секретарем, перевел на французский язык фрагмент Поминок по Финнегану. В войну активно участвовал в движении Сопротивления. После войны оставил родной язык и перешел на французский, после чего добился признания. В романе Мерсье и Камье (Mercier et Camier, 1946, опубл. в 1970; перев. на англ. в 1975) два человека, по доброй воле решившие стать изгнанниками, блуждают в некоем нескончаемом поиске. В 1951 Беккет опубликовал роман Моллой (Molloy). В следующем романе, Малон умирает (Malone meurt, 1951), герой показан на пороге смерти. Главный персонаж романа Безымянный (L'Innomable, 1953) лишен всех конечностей. В романе Как оно есть (Comment c'est, 1961) жизнь сведена к первобытному состоянию, где живые существа, которых трудно признать людьми, ползают, едят и отчаянно стремятся к общению. В конечном итоге от этих искалеченных, лежащих ничком существ остается только голос рассказчика, продолжающего бесконечный монолог. Короткий и компактный роман Потерянные (Le Depeupler, 1971) повествует о мире потерянных тел, скитающихся по нишам и расщелинам огромного цилиндра. Возможно, проявлением "редукционизма" Беккета в чистом виде стал короткий роман Собеседник (Company, 1980), где немой человек слышит голос, излагающий историю его жизни. Наиболее известна пьеса Беккета В ожидании Годо (En attendant Godot, 1952), где двое милых лоботрясов покорно ждут чего-то, а вокруг, сцепившись в смертельной схватке, бродит странная пара - хозяин и раб (тело и разум). Такая же пара, хозяин и слуга, в пьесе Конец игры (Fin de partie, 1957) тоже ждет "окончательного решения", между тем как их престарелые родители безропотно сидят в мусорных ящиках. В Последней пленке Крэппа (Krapp's Last Tape, 1959) и Счастливых днях (Happy Days, 1961) эта стержневая тема разбавляется скверной шуткой о том, что сама жизнь - это, в сущности, лишь преддверие смерти. В Качикач (Rockaby, 1981) старуха, укачивая себя в кресле, возвращается в прошлое. Память и есть жизнь, так что, когда в подсознании старухи иссякают воспоминания, она умирает. Театр Беккета неотличим от его романической прозы, поскольку в финале остается только голос, далекий от трагикомического спектакля жизни. Умер Беккет в Париже 22 декабря 1989.
ЛИТЕРАТУРА
Беккет С. Изгнанник: Пьесы и рассказы. М., 1989 Ряполова В. Беккет: Ретроспективный взгляд. О творчестве ирландского драматурга Сэмюэля Беккета. - Театр, 1993, № 8 Беккет С. Трилогия: Моллой; Мэлон умирает; Безымянный. СПб, 1994 Беккет С. Моллой. М., 1997 Беккет С. Театр. СПб, 1998
БЕККЕТ (Beckett) Сэмюэл (1906 - 1989), ирландский драматург; писал на французском и английских языках. Идейно-стилистические принципы абсурда драмы в пьесах "В ожидании Годо" (1952), "Конец игры" (1957), герои которых - физические и духовные калеки, живущие с ощущением бессмысленности жизни и одержимые ужасом перед мыслью о надвигающейся гибели человечества. В романах "Моллой" (1951), "Малон умирает" (1951), "Неназываемый" (1953) - традиции литературы "потока сознания". В пьесе "Катастрофа" (1982) - утверждение свободы художника. Нобелевская премия (1969).