ж.
Комфортабельный загородный дом с парком или садом.
ВИ́ЛЛА, виллы, жен. (итал. villa) (дорев. и загр.). Барский загородный дом, дача красивой постройки.
Вилла
-ы, ж.
Комфортабельный загородный дом с парком или садом.
А там потянулись среди густой зелени садов и парков, между зигзагами белой дороги - белые дачи, богатые виллы, горные татарские деревушки с плоскими крышами (Куприн).
Этимология:
От итальянского villa ‘загородный дом’, ‘дача’ (← лат. villa ‘вилла’, ‘загородный, деревенский дом’). В русском языке - с XIX в.
ВИ́ЛЛА, -ы, ж
Сооружение, представляющее собой богатую загородную дачу или дом-особняк, обычно окруженные садом, парком.
Двухэтажная вилла с балконами, верандами, несколькими ванными комнатами была обставлена роскошно (А. Беляев).
ВИ́ЛЛА -ы; ж. [лат. villa] Богатый, комфортабельный дом (обычно загородный) с садом, парком.
* * *
ви́лла (лат. villa - усадьба, поместье), загородный дом с садом или парком.
* * *
ВИЛЛА - ВИ́ЛЛА (лат. villa - усадьба, поместье), загородный дом с садом или парком.
Вилла Пояна близ Виченцы. 1560-е гг. Архитектор А. Палладио.
ВИЛЛА (латинское villa - усадьба, поместье), загородный дом с садом или парком. В Древнем Риме загородное поместье для отдыха и развлечений. В эпоху Возрождения имели регулярную осевую планировку с главным зданием в центре, барочные виллы получили сложную и прихотливую композицию. В 19 - 20 вв. комфортабельный односемейный дом с садом или парком в пригороде или на курорте.
см. дача
См. дом...
Заимствовано из итальянского, где villa - "загородный дом" восходит к латинскому villa - vicus - "дома, образующие улицу".
ВИЛЛА ы, ж. villa f. <, ит. villa.
1. Загородный дом, усадьба в Италии. Сл. 18.
2. Комфортабельный загородный дом с парком или садом. БАС-2. Это очень красивая campagne, наша villa окружена розами и цветущими магнолиями, а campagne орошается Изером ... узким, грязным, немного бурным озером. 12. 7. 1909. Л. М. Глаголева - С. Прокофьеву. // П. Автобиография 482. - Лекс. Энц. Лекс. 1837: вилла; САН 1847: ви/лла.
- «Пятизвёздочная дача».
- Загородный дом.
- Так итальянцы называют то, что мы зовём фазендой.
- Как древние римляне называли свой загородный дом или имение?
- Латинское «поместье».
- Римское поместье.
XIX в. Так называли дачу Гарфункеля (Каменноостровский пр., 66) за ее необыкновенно нарядный вид. < От названия виллы кардинала Боргезе в Риме, известной своей коллекцией художественных произведений.
Ср.: ВИЛЛА БОРЗАЯ.
ВИЛЛА МИСТЕРИЙ - ВИ́ЛЛА МИСТЕ́РИЙ, римская вилла на окраине г. Помпеи (3 - сер. 1 вв. до н. э.). Имеет около 60 помещений, часть из них украшена росписями. Названа по сюжету фрески небольшого зала, где на ярко-красном фоне изображен, видимо, ритуал посвящения в таинства дионисийских мистерий.
ВИЛЛАЖУАЗ * vilageoise f.
1. Деревенская женщина, крестьянка. Заметь: кого она представляет? Она <шнайдерша> представляет простую, наивную поселянку? une villageoise, une paysanne, une fille des champs. ОЗ 1872 1 2 133. || Деревенщина (о женщине). - И еще она говорит, что вы нарочно делаете из себя .. как бы это сказать? .. Ume villageoise. Л. Урбан Перекатов. // Дело 1875 6 1 95.
Вилла́мов Григорий Иванович (1771/1773 - 1842), российский государственный деятель, член Государственного совета (с 1828). С 1801 состоял при императрице Марии Фёдоровне, с 1828 статс-секретарь по 4-му отделению Собственной её императорского величества канцелярии, возглавлял Ведомство учреждений императрицы Марии. Автор книги «Хронологическое начертание деяний... императрицы Марии Фёдоровны в пользу состоявших под... её покровительством заведений» (1836).
м.
Крестьянин, находившийся в зависимости от феодала (в странах Западной Европы в эпоху Средневековья).
вилла́н, вилла́ны, вилла́на, вилла́нов, вилла́ну, вилла́нам, вилла́ном, вилла́нами, вилла́не, вилла́нах
ВИЛЛАН а, м. villain <, лат. villanus. В средние века в странах Западной Европы - крестьянин, находившийся в экономической и политической зависимости от феодала. БАС-2. Маркиз поступает с нами, как его предки с виленями. Хомяков Мнение иностранцев о России. // Х. О старом 83. Le vilain имел право мстить. А. С. Хомяков Семирамида. // Север 1994 3 80. Свободные лично вилены внесли сеньорам добровольныя жертвы, т. е. с помощью разных прижимок с них взяли все, что могли еще взять. Дело 1870 8 1 220. Действительной разницы нет не только между рабом и вилланом, но между рабом и современным, как его титулуют "самодержавным и великодушным народом". Соколов Отщепенцы 1866 91. Вилен, который был молод и силен., схватил дворянина за самое удобное место. за его бороду. Слово 1879 10 2 60. Живо представляется строй этих красавцев мироздания: владеющий ими получал значение и силу рыцаря Средних Веков, которому неуязвимая броня обращала в рабов безоружное население виленов. Гиляров-Платонов Из пережитого 1 210. <в замке> казалось, все витали тени полнокровных, своевольных предков, неуклонно утверждавших свою власть в смерти и животе "serfs" "villains". ВЕ 1903 9 33. В средние века, в XI веке, поэзия была общая - народа и господ, les courtois et les vilains, потом разделилась и les villains стали подделывать под господскую, господа под народную. Толст. Дн. 17. 2. 1897. // 22-22 66. | В знач. прил. Гадкий, плохой, мерзкий. В парод. контексте. Старосте нашему Потапу. Ты самый человек вилень, в тебе нет никакого ко мне респе, никакого ты не имеешь ко мне зель, и с твоими расположениями я никакого не получаю с деревни ревеню. Я не люблю много бадине, опасайся жестокого пюнисьон. 1791. Н. И. Страхов Сат. Вестник. // Проза 18 2 617. - Лекс. Толль 1866: вилланы; БАС 1951: вилла/н.
Ви́ллан, Уиллен (Willan) Роберт (17571812), английский врач, один из основоположников современной дерматологии. Многообразие внешних проявлений кожных заболеваний свёл к 8 основным элементам (чешуйка, бугорок, пятно и др.) и положил их в основу классификации болезней кожи. Описал экзему, псориаз, отрубевидный лишай, почесуху и др. Руководство Виллана по кожным болезням (1808) было общепринятым во многих странах Европы.
Виллане́лла (итал. villanella - деревенская песня), жанр итальянский бытовой сатирической, игровой, любовно-лирической многоголосной песни XV-XVI вв. Музыка вилланеллы светлого характера, нередко с чертами танцевальности.
* * *
ВИЛЛАНЕЛЛА - ВИЛЛАНЕ́ЛЛА (итал. villanella - деревенская песня), жанр итальянской бытовой сатирической, игровой, любовно-лирической многоголосной песни 15-16 вв. Музыка вилланеллы светлого характера, нередко с чертами танцевальности.
ВИЛЛАНЕЛЛА (итал. villanella - деревенская песня) - жанр итальянской бытовой сатирической, игровой, любовно-лирической многоголосной песни 15-16 вв. Музыка вилланеллы светлого характера, нередко с чертами танцевальности.
ВИЛЛАНЕЛЛА (итал. villanella, от лат. villanus - земледельческий, сельский). Древне-народная пастушеская, или написанная в народном духе песня. Также род деревенского танца.
ВИЛЛАНЕЛЛЬ ы, ж. villanelle f., ит. villanella.
1. В старофранцузской, староитальянской поэзии- лирическое стихотворение, предназначенное для пения. Квят. Поэт. сл. Он <поэт> может писать какие-нибудь прекраснейшие, какие-только можно найти в английском языке, villanelles. Весы 1909 7 77.Иногда отца во память насверлил он вилланель, Словно вытащил из воздуха Крестьянскую свирель. М. Дидусенко Жил валлиец. // Знамя 1999 3 49.
2. Род крестьянского танца, коего ария есть веселая и означает весьма чувствительно мерою, способною для крестьянского плясания и подражания их смешным фигурам. Есть весьма изрядныя Вилланели и притом очень увеселительны. Танц. сл. 1790 436. Этот куплет <la Pastourelle пастушка> получил такое название потому, что первоначальная мелодия его исполнялась на манер villanelle, пастушеского напева. 1890. Цорн 216.
ВИЛЛАНЕ́ЛЬ (от франц. villanelle - сельская песня) - твердая стихотв. форма, состоящая из 6 строф (5 трехстиший и заключит. четверостишие), в к-рой все средние строки рифмуются между собой на протяжении всего стих.; 1-я и 3-я строка, взаимно рифмуясь, попеременно заканчивают каждое следующее трехстишие; последнюю строфу заканчивают чаще всего обе повторяющиеся строки, образуя четверостишие (схема В.: А1бА2 + АбА1 + АбА2 + AбA1+ АбА2 + AбA1 A2, где одинаковые буквы обозначают рифмующиеся стихи, цифровые обозначения при буквах - повторяющиеся стихи). Сложилась во франц. поэзии 16 в. по образцу итал. имитаций нар. песен, широкой популярностью не пользовалась. Возрожденная в 19 в. во Франции, получает распространение в европ. лит-ре лишь в стилизациях. В России канонич. форму В. воспроизвел В. Брюсов, предприняв попытки ее усложнения ("Последний спор", "В старом Париже"). Пример В. (В. Брюсов):
Во мгле, под шумный гул метели,
Найду ль в горах свой путь, иль вдруг,
Скользнув паду на дно ущелий?
Со мной венок из иммортелей,
Со мной мой посох, верный друг,
Во мгле, под шумный гул метели
Ужель неправду норны пели?
Ужель, пройдя и дол и луг,
Скользнув паду на дно ущелий?
Чу! На скале у старой ели,
Хохочет грозно горный дух,
Во мгле, под шумный гул метели!
Ужель в тот час, как на свирели
В долине запоет петух,
Скользнув паду на дно ущелий?
Взор меркнет… Руки онемели…
Я выроню венок, и вдруг,
Во мгле, под шумный гул метели,
Скользнув паду на дно ущелий.
Виллано́ва культу́ра (археол.), раннего железного века (около 900 - 500 до н. э.), в Северной Италии. Названа по могильнику у селения Вилланова (Villanova) около г. Болонья. Могильники с остатками трупосожжений в урнах; керамические и бронзовые сосуды с геометрическим орнаментом. Хозяйство: земледелие.
* * *
ВИЛЛАНОВА КУЛЬТУРА - ВИЛЛАНО́ВА КУЛЬТУ́РА (в археологии), раннего железного века (ок. 900-500 до н. э.), в Сев. Италии. Названа по с. Вилланова (Villanova) около Болоньи. Могильники с трупосожжениями. Хозяйство: земледелие.
ВИЛЛАНОВА КУЛЬТУРА (в археологии) - раннего железного века (ок. 900-500 до н. э.), в Сев. Италии. Названа по с. Вилланова (Villanova) около Болоньи. Могильники с трупосожжениями. Хозяйство: земледелие.
Вилла́ны (от лат. villa - поместье), во Франции, Италии, Германии крестьяне, лично свободные, но зависимые от феодала как держателя земли; в Англии (до XV-XVI вв.) крепостные.
* * *
ВИЛЛАНЫ - ВИЛЛА́НЫ (лат. villani, от villa - усадьба, поместье), в средневековой Европе категории крестьян с различным статусом, в 14-15 вв.- крестьяне вообще. Категория вилланов возникла в 9 в. и формировалась из колонов (см. КОЛОНЫ) эпохи Каролингов (см. КАРОЛИНГИ) и освобождавшихся сервов (см. СЕРВЫ).
Во Франции, Западной Германии, Италии вилланы, в отличие от сервов, имели ряд прав лично свободных людей: могли отчуждать держание, перейти к другому сеньору (см. СЕНЬОР) или уйти в город, быть свидетелями в суде. Их повинности были обычно менее обременительными, чем у сервов: они должны были уплачивать оброк, исполнять незначительную барщину, в некоторых случаях подлежали сеньориальному суду, платили налог королю и десятину.
В Англии категория вилланов стала оформляться после норманнского завоевания в кон. 11 в. и в 12 в. приобрела окончательный вид вследствие стремления королевской власти (ассизы Генриха II (см. ГЕНРИХ II Плантагенет (английский король))) юридически разграничить свободных и несвободных крестьян - вилланов, близких сервам континентальной Европы. Вилланы признавались подданными лорда (господина, сеньора), подлежали его суду, в отличие от свободных не могли обращаться в королевский суд, на них не распространялось действие общего права (англ. Common Law). Повинности вилланов были «на воле лорда», т. е. зависели от его произвола. Отношения вилланов и лорда регулировались обычаями манора (вотчины, поместья). Виллан владел и распоряжался движимым имуществом, обычно наследовал держание, хотя юридически оно не было обеспечено. В 15 в. личная зависимость была ликвидирована, вилланы превратились в копигольдеров (срочных держателей).
ВИЛЛАНЫ (от лат. villa - поместье) - во Франции, Италии, Германии крестьяне, лично свободные, но зависимые от феодала как держателя земли; в Англии (до 15-16 вв.) крепостные.
ВИЛЛАР (Villars) Клод Луи Эктор (1653-1734) - герцог (1705), французский маршал-генерал (1733). Одержал ряд побед в войне за Испанское наследство, в т. ч. при Денене. В войну за Польское наследство совершил успешный поход в Сев. Италию (1733).
ВИЛЛАР Клод - ВИЛЛА́Р Клод (полн. Клод Луи Эктор Виллар; Villars) (8 мая 1653, Мулен, Франция - 17 июня 1734, Тюрен, Италия), герцог (1705), французский полководец, маршал-генерал (1733).
Родился в семье дипломата. Во время войны за Испанское наследство (см. ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО) 1701-1714 годов командовал корпусом, разбил войска маркграфа Людвига Баденского при Фридлингене (1702), за что был провозглашен солдатами маршалом. Король утвердил Виллара в этом звании. В 1709 году был направлен во Фландрию, где восстановил боеспособность французских войск. Из-за тяжелого ранения не смог принять участие в сражение при Мальплаке, которое было проиграно французами. В 1712 году нанес поражение австрийским войскам Евгения Савойского при Денене (см. ДЕНЕН) .
В 1715 году Виллар стал председателем военного совета и членом регентского совета. В 1723 был назначен государственным министром. В войну за Польское наследство (см. ПОЛЬСКОЕ НАСЛЕДСТВО) 1732-1734 годов командовал французской армией и совершил успешный поход в Северную Италию (1733).
ВИЛЛАР (Villars) Клод Луи Эктор (1653 - 1734), французский полководец, маршал-генерал (1733), герцог (1705). Одержал ряд побед в войне за Испанское наследство 1701 - 14. В войне за Польское наследство 1733 - 35 совершил успешный поход в Северную Италию (1733).
ВИЛЛАРИ (Villari) Эмилио (1836-1904) - итальянский физик. Работы в области электричества, магнетизма и оптики. Открыл (1865) магнитоупругий эффект (Виллари эффект).
ВИЛЛАРИ Эмилио - ВИ́ЛЛАРИ (Villari) Эмилио (1836-1904), итальянский физик. Работы в области электричества, магнетизма и оптики. Открыл (1865) магнитоупругий эффект (Виллари эффект (см. ВИЛЛАРИ ЭФФЕКТ)).
Вилла́ри эффе́кт (магнитоупругий эффект), открытое итальянский физиком Э. Виллари (Е. Villari; 1865) явление изменения намагниченности тела при его деформации (эффект, обратный магнитострикции). Эффект Виллари обусловлен изменением под действием механических напряжений доменной структуры ферромагнетика, определяющей его намагниченность (см. Домены ферромагнитные).
* * *
ВИЛЛАРИ ЭФФЕКТ - ВИЛЛА́РИ ЭФФЕ́КТ (магнитоупругий эффект), открытое итальянским физиком Э. Виллари (E. Villari; 1865) явление изменения намагниченности тела при его деформации (эффект, обратный магнитострикции (см. МАГНИТОСТРИКЦИЯ)). Виллари эффект обусловлен изменением под действием механических напряжений доменной структуры ферромагнетика, определяющей его намагниченность (см. Домены (см. ДОМЕНЫ) ферромагнитные).
ВИЛЛАРИ эффект (магнитоупругий эффект) - открытое итальянским физиком Э. Виллари (E. Villari; 1865) явление изменения намагниченности тела при его деформации (эффект, обратный магнитострикции). Виллари эффект обусловлен изменением под действием механических напряжений доменной структуры ферромагнетика, определяющей его намагниченность (см. Домены ферромагнитные).
ВИЛЛАФРАНКСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ - ВИЛЛАФРА́НКСКОЕ ПЕРЕМИ́РИЕ 1859, заключено в Виллафранке (Сев. Италия) между Францией и Австрией, сепаратно от Сардинского королевства - союзника Франции по австро-итало-французской войне 1859 (см. АВСТРО-ИТАЛО-ФРАНЦУЗСКАЯ ВОЙНА 1859 года). По Виллафранкскому перемирию только Ломбардия передавалась Сардинскому королевству, а Венеция оставалась под австрийским господством. Закреплено Цюрихскими договорами 1859.
ВИЛЛАФРАНКСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1859 - заключено в Виллафранке (Сев. Италия) между Францией и Австрией, сепаратно от Сардинского королевства - союзника Франции по австро-итало-французской войне 1859. По Виллафранкскому перемирию только Ломбардия передавалась Сардинскому королевству, а Венеция оставалась под австрийским господством. Закреплено Цюрихскими договорами 1859.
Виллафра́нкское переми́рие 1859 - заключено в Виллафранке (Северная Италия) между Францией и Австрией, сепаратно от Сардинского королевства - союзника Франции по австро-итало-французской войне 1859. По Виллафранкскому перемирию только Ломбардия передавалась Сардинскому королевству, а Венеция оставалась под австрийским господством. Закреплено Цюрихскими договорами 1859.
ВИЛЛЕВА́ЛЬДЕ Богд. (Готфрид) Пав. (1818-1903) - художник, родоначальник рус. батальной живописи. Проф. АХ. В 1838 поступил в АХ, учился у К. П. Брюллова и А. И. Зауервейда. Награжден всеми академич. медалями. В 1842 направлен за границу. С 1848 проф. Мат-л для своих полотен В. собирал во время венгерской камп., под Севастополем, на Дунае, на рус.-тур. войне (1877-78). Картины, посв. Отеч. войне 1812, созданы на осн. док. м-лов и по рассказам очевидцев. Наиб. изв. "Сражение при Быстрице в 1849 г.", "Атака под Варшавой", "Казаки везде дома" (1815), "Сдача Шамиля", "Переход русских через Аджарское ущелье на Кавказе".
Виллева́льде Богдан Павлович (1818-1903), российский живописец-баталист. В эффектных полотнах, посвящённых Крымской войне 1853-56, русско-турецкой войне 1877-78 и другим событиям военной истории («Переход русских войск через Аджарское ущелье», 1872), академическая идеализация образов соединяется с достоверной передачей обстановки и аксессуаров.
* * *
ВИЛЛЕВАЛЬДЕ Богдан Павлович - ВИЛЛЕВА́ЛЬДЕ Богдан Павлович (1818-1903), русский живописец. Представитель официального академического искусства; писал эффектные батальные картины.
ВИЛЛЕВАЛЬДЕ Богдан Павлович (1818-1903) - российский живописец. Представитель официального академического искусства; писал эффектные батальные картины.
ВИЛЛЕЛА Эдуард (Villela, Edward) (р. 1936), американский танцовщик и руководитель балетной труппы. Один из самых известных танцовщиков в мужском составе труппы "Нью-Йорк сити балле", где он выступал с 1957. Отличался виртуозностью танца и мужественной манерой исполнения. В числе ролей, которые Баланчин поставил специально для Виллела: Оберон в балете Сон в летнюю ночь (на музыку Ф.Мендельсона, 1962), Арлекин в Арлекинаде (музыка Риккардо Дриго, 1965), главная мужская партия в разделе "Рубины" (на музыку Стравинского) в балете Драгоценности (1967). Джером Роббинс также создал для него немало ролей, в том числе в балетах Танцы на вечеринке (на музыку Ф.Шопена, 1969) и Водяная мельница (музыка Тейджи Ито, 1972). Его постоянной партнершей была Патрисия Макбрайд. В 1985 он создал и возглавил труппу "Майами сити балле", местный коллектив, завоевавший общенациональное признание. Одно из главных его достижений - возобновление балетов Баланчина, с полным пониманием их стилистических особенностей, что достигается благодаря работе над ними самого Виллелы. В 1992 была опубликована его автобиография Блудный сын, где он рассказывает о взаимоотношениях с Баланчиным.
Виллеми́т - минерал подкласса островных силикатов, Zn2[SiO4]. Примеси Mn, Fe, Са, Mg. Агрегаты игольчатых кристаллов, сплошные, зернистые массы. Твёрдость 5,5; плотность около 4,2 г/см3. Контактово-метасоматический, гидротермальный; часто гипергенный. В больших скоплениях - руда Zn. Прозрачные жёлтые виллемиты - драгоценные камни. Синтетические виллемиты - люминофоры.
* * *
ВИЛЛЕМИТ - ВИЛЛЕМИ́Т, минерал подкласса островных силикатов (см. СИЛИКАТЫ ПРИРОДНЫЕ) , Zn2[SiO4]. Примеси Mn, Fe, Ca, Mg. Агрегаты (см. АГРЕГАТ) игольчатых кристаллов, сплошные, зернистые массы. Твердость 5,5; плотность ок. 4,2 г/см3. Контактово-метасоматический (см. КОНТАКТОВО-МЕТАСОМАТИЧЕСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ) гидротермальный (см. ГИДРОТЕРМАЛЬНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ); часто гипергенный (см. ГИПЕРГЕННЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ). В больших скоплениях - руда Zn. Прозрачные желтые виллемиты - драгоценные камни. Синтетические виллемиты - люминофоры (см. ЛЮМИНОФОРЫ) .
ВИЛЛЕМИТ - минерал подкласса островных силикатов, Zn2ВИЛЛЕМСТАД (Willemstad) - город и порт на о. Кюрасао, административный центр Нидерландских Антильских о-вов (владение Нидерландов). 125 тыс. жителей (1985). Переработка нефти (из Венесуэлы).
Ви́ллемстад (Willemstad), город и порт на острове Кюрасао, административный центр Нидерландских Антильских островов. Свыше 120 тыс. жителей. Переработка нефти (из Венесуэлы).
* * *
ВИЛЛЕМСТАД - ВИ́ЛЛЕМСТАД (Willemstad), город и порт на о. Кюрасао, административный центр Нидерландских Антильских о-вов (владение Нидерландов). Население - 216 226 жителей (2003). Переработка нефти (из Венесуэлы), вывоз нефтепродуктов, туризм.
ВИЛЛЕРУА, ВИЛЛИРУА нескл. Villeroi. Виллируа. Котлеты из филе судака. Фатов. От им. Villeroi, François (1644-1730), маршала Франции. Ларусс 1914. Кнели из цыплят и труфелями ( à la Villeroy ). Quenelles de volaille aux truffes a < sic > la Villeroy. 1855. Радецкий 3 44.
- Имя певца Токарева.
- ... Вонка - сказочный хозяин шоколадной фабрики.
- Мультфильм Уолта Диснея «Пароходик ...».
- Друг пчелы Майи.
- Неформально первые танки называли «Железный ...».
- Имя немецкого авиаконструктора Мессершмитта.
- Мототрюк, исполняемый на заднем колесе.
- Имя немецкого политика Брандта.
- Кличка косатки из фильма.
- Сатирическая антицерковная поэма шотландского поэта Роберта Бёрнса «Молитва святоши ...».
-а, м. Стар. редк.
Отч.: Виллиба́льдович, Виллиба́льдовна.
[Предположительно от др.-герм. willo - желание и bald - смелый.]
-а, муж. Стар. редк.
Отч.: Виллибальдович, Виллибальдовна.
Происхождение: (Предположительно от др.-герм. willo - желание и bald - смелый.)
ВИЛЛИБРОРД (Willibrord) (658-739) - бенедиктинский монах и миссионер, с 695 епископ в Утрехте. С его именем связано обращение в христианство франкской Фрисландии. Память в Католической церкви 7 ноября.
ВИЛЛИЕ (Wylie) Яков Васильевич (1768-1854) - российский военный врач. По происхождению шотландец, с 1790 в России. Главный военно-медицинский инспектор (1806-54), президент Петербургской медико-хирургической академии (1808-38), почетный член Петербургской АН (1814). Участник Отечественной войны 1812. Основатель (1823) "Военно-медицинского журнала".