Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гейн

Словарь иностранных слов

ГЕЙН (от греч. ge - земля). Темнобурое вещество, главная составная часть пахотной земли.

Полезные сервисы

гейне

Грамматический словарь

Ге́йне ф. 0

Сканворды для слова гейне

- Вильгельм II запретил ставить памятники этому поэту на площадях, и статую установили на рейнском пароходе «Лорелея».

- После издания его «Книги песен» немецкий Союзный сейм запретил к продаже все книги поэта, а прусское правительство издало приказ об аресте автора, едва тот вступит на землю Германии.

- В трагедии «Альмансор» он предсказал судьбу книг в нацистской Германии: «Там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей».

- Этот немецкий поэт уверял, что женщина - одновременно и яблоко, и змея.

- Немецкий поэт XIX века, автор поэм «Атта Тролль», «Германия. Зимняя сказка».

- «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова является вольным переводом стихотворения этого автора.

- Именно он написал стихи о двух гренадерах, шедших во Францию из русского плена.

- Первой книгой в советской книжной серии «Жизнь замечательных людей» стала его биография, написанная Дейчем.

- Немецкий поэт XIX века, автор циклов «Путевые картины», «Северное море».

Полезные сервисы

гейне (heine) генрих

Большой энциклопедический словарь

ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (1797-1856) - немецкий поэт и публицист. С 1831 в эмиграции в Париже. Романтическая ирония страдающего от несовершенства и прозы жизни героя, сарказм и лиризм, дерзкий вызов самодовольной пошлости в "Книге песен" (1827), проникнутой народно-мелодической стихией, и сборник "Ромасеро" (1851), где скептицизм и ноты отчаяния не подавляют мужества противостояния судьбе (с 1848 Гейне прикован к постели). Язвительные политические стихи (в т. ч. поэмы "Атта Тролль", 1843, и "Германия. Зимняя сказка", 1844), обличающие современную феодально-монархическую и филистерскую Германию. Те же темы и мотивы в прозаических "Путевых картинах" - остроумном обзоре современного состояния Германии и Европы (части 1-4, 1826-31), в публицистических эссеистских книгах "Романтическая школа" (1833), "К истории религии и философии в Германии" (1834; влияние идей утопического социализма) и др.

Полезные сервисы

гейне генрих

Энциклопедический словарь

Ге́йне Генрих (Heine) (1797-1856), немецкий поэт и публицист. С 1831 в эмиграции в Париже. Романтическая ирония страдающего от несовершенства и прозы жизни героя, сарказм и лиризм, дерзкий вызов самодовольной пошлости - в «Книге песен» (1827), проникнутой народно-мелодической стихией, и сборник «Романсеро» (1851), где скептицизм и ноты отчаяния не подавляют мужества противостояния судьбе (с 1848 Гейне был прикован к постели). Язвительные политические стихи (в том числе поэмы «Атта Тролль», 1843, «Германия. Зимняя сказка», 1844), обличающие современную феодально-монархическую и филистерскую Германию. Те же темы и мотивы в прозаических «Путевых картинах» - остроумном обзоре современного состояния Германии и Европы (ч. 1-4, 1826-31), в публицистических эссеистских книгах «Романтическая школа» (1833), «К истории религии и философии в Германии» (1834; влияние идей утопического социализма) и др.

* * *

ГЕЙНЕ Генрих - ГЕ́ЙНЕ (Heine) Генрих (1797-1856), немецкий поэт и публицист.

С 1831 в эмиграции в Париже. Романтическая ирония страдающего от несовершенства и прозы жизни героя, сарказм и лиризм, дерзкий вызов самодовольной пошлости в «Книге песен» (1827), проникнутой народно-мелодической стихией, и сборник «Романсеро» (1851), где скептицизм и ноты отчаяния не подавляют мужества противостояния судьбе (с 1848 Гейне прикован к постели). Язвительные политические стихи (поэмы «Атта Тролль», 1843; «Германия. Зимняя сказка», 1844), обличающие феодально-монархическую и филистерскую Германию. Те же темы и мотивы в прозаических «Путевых картинах» - остроумном обзоре современного состояния Германии и Европы (части 1-4, 1826-1831), в публицистических эссеистских книгах «Романтическая школа» (1833), «К истории религии и философии в Германии» (1834; влияние идей утопического социализма).

Энциклопедия Кольера

ГЕЙНЕ Генрих (Heine, Heinrich)

ГЕНРИХ ГЕЙНЕ (портрет работы М.Оппенгейма, 1831).

ГЕНРИХ ГЕЙНЕ (портрет работы М.Оппенгейма, 1831).

(1797-1856), немецкий поэт и прозаик, критик и публицист, которого ставят в один ряд с И. В. Гете, Ф. Шиллером и Г. Э. Лессингом. Родился 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в еврейской семье. Французская оккупация внесла в атмосферу раздробленной Германии прогрессивные идеи, в т.ч. новые принципы гражданского и религиозного равенства, которые на всю жизнь сделали Гейне "либералом" в традициях Французской революции. Полученное им смешанное образование несомненно способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами. Безуспешными оказались попытки Гейне заняться коммерцией, сначала во Франкфурте-на-Майне (1815), затем в Гамбурге (1816-1819). Он учился в Бонне (1819), Геттингене (1820) и Берлине (1821-1823), где испытал сильное влияние Гегеля. В итоге, вернувшись в Геттинген, в 1825 получил звание доктора права. После того как Пруссия в 1823 отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство (1825). Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия. Сложности с объединенной австро-прусской цензурой начались очень скоро и преследовали его всю жизнь. В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А.В.Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817; первый сборник, Стихотворения (Gedichte), вышел в свет в 1821, а первый стихотворный цикл, Лирическое интермеццо (Lyrisches Intermezzo), - в 1823. Попробовал он свои силы и в политической публицистике. После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но в конечном счете предпочел литературную деятельность и весьма быстро укрепил свои позиции как в прозе, так и в поэзии. Первый из четырех томов его Путевых картин (Reisebilder, 1826), о пешем странствии в горах Гарца (Путешествие по Гарцу - Die Harzreise), принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. Путевые картины ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества с гамбургским издателем Ю.Кампе. В эти годы Гейне много разъезжает, проводит 3-4 месяца в Англии (1827), затем в Италии (1828), где задерживается чуть дольше; эти поездки послужили материалом для следующих томов Путевых картин (1829, 1831). Одновременно он перерабатывал свои стихи и составил Книгу песен (Buch der Lieder, 1827), снискавшую широкое признание не в последнюю очередь потому, что многие стихи были положены на музыку Ф.Шубертом и Р.Шуманом. В 1829 Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты "Новые всеобщие политические анналы" ("Neue Allgemeine Politische Annalen"). Гейне принял предложение, но уже в 1831, возможно, рассчитывая на профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил должность редактора. Отныне Гейне был профессиональным литератором. Июльская революция 1830 дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: в мае 1831 он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии - литературе и философии. Начал он с серии статей о Париже в коттовском "Утреннем листке" ("Morgenblatt"), продолжив эту работу циклом публикаций для "Всеобщей газеты" ("Allgemeine Zeitung") того же издателя. Эти последние вызвали недовольство австрийского канцлера К.Меттерниха и полностью были напечатаны только отдельной книгой под названием Французские дела (Franzsische Zustnde). Книга эта посвящена режиму Луи Филиппа и содержит знаменитое предисловие с резкой критикой Вильгельма IV Прусского, призывающее его дать народу обещанную конституцию. Статьи Гейне о Германии выходили на двух языках и включают работы Романтическая школа (Die romantische Schule, 1833) и К истории религии и философии в Германии (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland, 1834). В 1834 Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 они поженились. В 1835 в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов "Молодой Германии" ("Das junge Deutschland"). Имя Гейне стояло в списке рядом с именами К.Гуцкова, Г.Лаубе, Т.Мундта и Л.Винбарга. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л.Берне. Берне резко обрушился на Гейне в своих Письмах из Парижа (Briefe aus Paris), и Гейне был вынужден ответить. Сделал он это уже после смерти Берне в работе Людвиг Берне. Книга воспоминаний (Ludwig Brne, eine Denkschrift, 1840), которую ожидал на родине весьма холодный прием. В том же 1840 Гейне возобновил во "Всеобщей газете" разносторонние публикации о жизни Парижа, в 1854 вышедшие отдельной книгой под названием Лютеция (Lutezia). Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве, о чем свидетельствуют вышедшие одна за другой книги Атта Тролль (Atta Troll, 1843), Новые стихотворения (Neue Gedichte, 1844) и Германия. Зимняя сказка (Deutschland, ein Wintermrchen, 1844), итог состоявшейся годом раньше поездки на родину и одно из самых сильных его произведений. К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано; семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844, обострили болезнь, которая в 1848 приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельством чему Романсеро (Romanzero, 1851) и Стихотворения 1853 и 1854 годов (Gedichte 1853-1854), за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно. Умер Гейне в Париже 17 февраля 1856; похоронен на Монмартрском кладбище. Произведения Гейне легко читаются - отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой. Его популярность, но отнюдь не истинное его место в литературе, зиждется на стихах, на блестящих и неподражаемых песнях (Lieder), широко известных во всем мире. Он был не только прирожденным поэтом, но и блестящим прозаиком, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым он восхищался, с гением Ницше, который восхищался им. Проза Гейне в Книге Le Grand (Das Buch Le Grand), повествующая о вступлении французов в Дюссельдорф, стоит в одном ряду с балладой Гренадеры (Die Grenadiere), посвященной тому же событию. В целом путевые заметки Гейне дают яркую картину его дарования - острого ума, едкой иронии, сатирического дара. Впрочем, на фоне стихов, написанных Гейне в последние 15 лет жизни, все прочее отходит на второй план. Как поэт-лирик он достиг непревзойденного мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

Шиллер Ф.П. Генрих Гейне. М., 1962 Дейч А.И. Поэтический мир Генриха Гейне. М., 1963 Гейне Г. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1980-1983 Гейне в воспоминаниях современников. М., 1988 Гейне Г. Избранные сочинения. М., 1989

Афоризмы

Гейне (Хейне), Генрих (Heine, Heinrich) (1797 - 1856)

Немецкий поэт, публицист.

Афоризмы, цитаты -

Гейне Генрих. Биография.

У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества.

Если бы римляне изучали все исключения из правил своей грамматики, то у них не осталось бы времени на покорение мира.

Принцип гомеопатии, по которому от женщины излечивают нас женщины, может быть, самый доказанный опытом.

Мир - огромный скотный двор, очистить который вовсе не так легко, как конюшни Авгия, ибо пока его метут, быки остаются в нем и наваливают новые кучи навоза.

Когда порок грандиозен, он меньше всего возмущает.

Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.

Человек - аристократ среди животных.

Красивые мысли нередко служат костылями хромым мыслям.

Если великая страсть овладевает нами во второй раз в жизни, у нас, к сожалению, нет уже прежней веры в ее бессмертие.

Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов.

Но счастье - прочь, карман мой пуст,

И ни друзей, ни братских чувств.

У женщин не бывает второй любви: их природа слишком нежна, чтобы быть в состоянии дважды перенести это страшное потрясение чувств.

Немец похож на раба, повинующегося своему господину без помощи веревок, кнута, только по его слову, даже взгляду. Рабство в нем самом, в его душе; хуже материального рабства рабство духовное.

Художник - это то дитя, о котором сказка рассказывает, что у него всякая слеза превращается в алмаз. Злая мачеха жизнь, немилосердно бьет это дитя для того, чтобы оно выплакало как можно больше алмазов.

Только дурные и пошлые натуры выигрывают от революции. Но удалась революция ил потерпела поражение, люди с большим сердцем всегда будут ее жертвами.

Женщины опасны; красивые далеко не так опасны, как те, которые обладают умственными преимуществами более, чем физическими. Ибо первые привыкли к тому, чтобы мужчины ухаживали за ними, между тем как последние, играя на себялюбии мужчин и приманивая их лестью, приобретают больше поклонников.

Полезные сервисы

гейне, генрих

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Генрих Гейне.

Генрих Гейне.

ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (1797 - 1856), немецкий поэт и публицист. С 1831 в эмиграции в Париже. Романтическая ирония страдающего от несовершенства и прозы жизни героя, сарказм и лиризм, дерзкий вызов самодовольной пошлости - в "Книге песен" (1827), проникнутой народно-мелодичной стихией, и сборник "Романсеро" (1851), где скептицизм и ноты отчаяния не подавляют мужественного противостояния судьбе (с 1848 Гейне прикован к постели). Язвительные политические стихи (в том числе поэмы "Атта Тролль", 1843, "Германия. Зимняя сказка", 1844), обличающие феодально-монархическую и филистерскую Германию. Те же темы и мотивы в прозаических "Путевых картинах" - остроумном обзоре современного состояния Германии и Европы (ч. 1-4, 1826 - 31), в публицистических эссеистских книгах "Романтическая школа" (1833), "К истории религии и философии в Германии" (1834; влияние идей утопического социализма) и др.

Полезные сервисы

гейне-вагнере (geine-vagnere) жермена

Большой энциклопедический словарь

ГЕЙНЕ-ВАГНЕРЕ (Geine-Vagnere) Жермена (р. 1923) - латышская певица (сопрано), народная артистка СССР (1969). В 1950-75 в Латвийском театре оперы и балета.

Полезные сервисы

гейне-вагнере жермена

Энциклопедический словарь

Ге́йне-Ва́гнере Жермена (Geine-Vagnere) (р. 1923), латвийская певица (сопрано), народная артистка СССР (1969). В 1950-75 в Латвийском театре оперы и балета.

* * *

ГЕЙНЕ-ВАГНЕРЕ Жермена - ГЕ́ЙНЕ-ВА́ГНЕРЕ (Geine-Vagnere) Жермена (р. 1923), латышская певица (сопрано), народная артистка СССР (1969). В 1950-75 в Латвийском театре оперы и балета.

Полезные сервисы

гейневский

Орфографический словарь

ге́йневский (от Ге́йне)

Полезные сервисы

гейнеобразное

Сканворды для слова гейнеобразное

- Стихотворение Владимира Маяковского.

Полезные сервисы

гейнзе (heinze) вильгельм

Большой энциклопедический словарь

ГЕЙНЗЕ (Heinze) Вильгельм (1746-1803) - немецкий писатель. Представитель романтизма. Автор романа-утопии "Ардингелло, или Острова блаженных" (1787), романа (являющегося и учебником шахмат) "Анастасия и шахматная игра" (1803).

Полезные сервисы

гейнзе вильгельм

Энциклопедический словарь

ГЕЙНЗЕ Вильгельм - ГЕ́ЙНЗЕ (Heinze) Вильгельм (1746-1803), немецкий писатель. Представитель романтизма (см. РОМАНТИЗМ) . Автор романа-утопии «Ардингелло, или Острова блаженных» (1787), романа (являющегося и учебником шахмат) «Анастасия и шахматная игра» (1803).

Полезные сервисы

гейнзиус антоний

Энциклопедический словарь

ГЕЙНЗИУС Антоний - ГЕ́ЙНЗИУС (Хейнзиус; Heinsius) Антоний (23 ноября 1641, Делфт - 3 августа 1720, Гаага), нидерландский государственный деятель, великий пенсионарий (см. ПЕНСИОНАРИЙ) Голландии с 1689 года.

Великим пенсионарием Антоний Гейнзиус стал при покровительстве Вильгельма III Оранского (см. ВИЛЬГЕЛЬМ III Оранский), в то время когда последний оставил Республику Соединенных провинций (см. РЕСПУБЛИКА СОЕДИНЕННЫХ ПРОВИНЦИЙ) ради английской короны. Поддерживая своего покровителя, Гейнзиус последовательно проводил проанглийскую политику. После смерти Вильгельма III Оранского в 1702 году в истории Нидерландов наступил так называемый бесстатхаудерный (см. СТАТХАУДЕР) период и великий пенсионарий Гейнзиус стал фактическим правителем Нидерландов. В Войне за испанское наследство (см. ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО) 1701-1720 годов он был одним из организаторов антифранцузской коалиции.

Полезные сервисы

гейни

Сканворды для слова гейни

- Американский актёр, исполнивший роль Тома Фрэндли в телесериале «Остаться в живых».

- Американский актёр, исполнивший роль Болотного Лешего в фильме «Воздушная тюрьма».

- Американский актёр, исполнивший роль Дональда Хойта в фильме Саймона Уэста «Медальон».

Полезные сервисы

гейни боб

Энциклопедический словарь

ГЕЙНИ Боб - ГЕ́ЙНИ (Gainey) Боб (р. 13 декабря 1953, Питерборо, пров. Онтарио), канадский спортсмен (хоккей с шайбой (см. ХОККЕЙ (с шайбой)), нападающий).

В 1971-73 гг. играл в юниорском клубе «Питерборо Питс». В 1973-89 гг. выступал за клуб Национальной хоккейной лиги (НХЛ (см. НАЦИОНАЛЬНАЯ ХОККЕЙНАЯ ЛИГА (НХЛ))) «Монреаль Канадиенс (см. МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС)». Всего в регулярных матчах НХЛ сыграл 1160 матчей, забил 239 голов, сделал 262 результативные передачи, набрал 501 очко; в матчах плей-офф (см. ПЛЕЙ-ОФФ) - 182 матча, 25 голов, 48 передач, 73 очка. Обладатель Кубка Стэнли (см. КУБОК СТЭНЛИ) (1976, 1977, 1978, 1979, 1986). Обладатель призов «Фрэнк Дж. Селк Трофи» (1978, 1979, 1980, 1981, лучшему нападающему оборонительного плана), «Конн Смайт Трофи» (1979, самому полезному игроку плей-офф). Обладатель Кубка Канады (сборная Канады, 1976), участник Кубка Канады (1981), чемпионатов мира (1982, 1983). В международных турнирах за сборную сыграл 32 матча, забил 5 голов, сделал 10 передач (15 очков). Тренер «Миннесота Норт Старз» (1990-1993), «Даллас Старз» (1993-2002). С 2003 генеральный менеджер «Монреаль Канадиенс». Обладатель Кубка Стэнли (1999), финалист (1992).

Полезные сервисы

гейнор

Сканворды для слова гейнор

- Киноактриса, получившая «Оскар» за лучшую женскую роль в 1928 году в фильмах «Седьмое небо», «Ангел с улицы» и «Восход солнца».

- Именно эта актриса получила самый первый «Оскар» за лучшую женскую роль.

- Американская певица в стиле диско, известная своими хитами «I Will Survive» и «Never Can Say Goodbye».

- Американская певица, ставшая первой популярной исполнительницей диско-музыки.

Полезные сервисы

гейнрих

Словарь иностранных слов

ГЕЙНРИХ (др.-нем., от hein - родина, и rich - князь). Мужское имя: князь родины.

Сканворды для слова гейнрих

- Персонаж романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок».

Полезные сервисы

гейнрот (heinroth) иоганн кристиан август

Большой энциклопедический словарь

Ге́йнрот (Heinroth) Иоганн Кристиан Август (1773—1843), немецкий психиатр, психолог. Первым в Германии получил кафедру психиатрии в Лейпцигском университете. Основной представитель так называемой школы психиков. Причиной психических расстройств считал моральные качества человека, переживание им чувства вины. Ввёл понятие «психосоматической болезни», рассматривая все соматические расстройства также как следствие психического влияния. Фундаментальный учебник психиатрии (1818). Труды по судебной психиатрии, психологии, истории мистицизма и др.

Полезные сервисы

гейнс владимир константинович

Энциклопедический словарь

Гейнс Владимир Константинович (1839-1888), российский общественный деятель. В 1860-х гг. член «Земли и воли», капитан Генштаба. С 1868 в эмиграции (псевдоним Вильям Фрей). В США организовал русскую земледельческую коммуну, участник американского социалистического движения. Создал так называемую религию человечества, близкую толстовству.

* * *

ГЕЙНС Владимир Константинович - ГЕ́ЙНС Владимир Константинович (1839 - 5 ноября 1888, Лондон (см. ЛОНДОН (Великобритания))) - российский общественный деятель, философ, публицист; последователь «позитивной религии» О. Конта, в 1860-х годах член «Земли и воли», с 1868 - в эмиграции, где стал известен под псевдонимом Вильям Фрей. В США он организовал русскую земледельческую коммуну, участвовал в американском социалистическом движении; создал «религию человечества», близкую к толстовству.

Владимир Гейнс родился в семье генерала К.К. Гейнса. Его родственники по мужской линии происходили из дворян Эстляндской губернии (см. ЭСТЛЯНДИЯ), а его мать была гречанкой из аристократической семьи. Начальное образование Владимир Гейнс получил в Брест-Литовском кадетском корпусе. В 1863 году он окончил Михайловскую артиллерийскую академию и получил место профессора математики в инженерном училище. Одновременно он был произведен в капитаны Генерального штаба. Продолжив образование, В.К. Гейнс окончил курс геодезического отделения Военной академии Генерального штаба.

В это же время он стал участником кружка, где обсуждались произведения А. Герцена, Н. Чернышевского, А. Сен-Симона, Р. Оуэна. На становление его мировоззрения сильное влияние оказало знакомство с П.Л.Лавровым (см. ЛАВРОВ Петр Лаврович), преподавателем математики в Михайловской артиллерийской академии. В середине 1860-х годов В.К. Гейнс сблизился с «Землей и волей», сочувствовал целям этой организации, но считал недопустимым применение насильственных методов в борьбе с царизмом. Позиция Гейнса не встречала понимания в среде революционных демократов, что привело его к тяжелому душевному кризису. Идеалом социального устройства он считал общину, а организацию социалистических коммун первым шагом в преобразовании общества. В.К. Гейнс полагал, что в России политические условия не позволят создать социалистическую общину и решил эмигрировать в Америку.

В 1868 году он женился на Марии Евстафьевне Славинской, которая разделяла его убеждения. В том же году В.К. Гейнс уехал с женой в Нью-Йорк (см. НЬЮ-ЙОРК (город)). В знак начала новой жизни он взял псевдоним Вильям Фрей (от англ. free - «свободный»). С начала 1870-х годов он начал публиковать в печати свои статьи и стал известен за границей и в России под псевдонимом. В начале пребывания в США В.К. Гейнс стал вегетарианцем и придерживался этой системы питания до конца жизни. За океаном он присоединился к одной из американских утопических коммун, но вскоре она распалась. Тогда совместно с несколькими единомышленниками В.К. Гейнс попытался организовать новую коммуну в штате Канзас. Она просуществовала несколько лет, а затем распалась из-за конфликта между американцами, которые настаивали на придании коммерческого характера деятельности коммуны, и русскими, выступавшими за исключительно моральные и социальные цели.

Эта неудача навела В.К. Гейнса на мысль, что для успешного существования коммуны (см. КОММУНА) необходима религия, которая обеспечила бы духовное единство коммунаров. В этом плане ему ближе всего оказалась «позитивная религия» Огюста Конта, чему способствовала и знакомство с одним из ее приверженцев доктором Р. Гендерсоном. На основе «позитивной религии» В.К. Гейнс попытался создать новую коммуну. В этом эксперименте приняли участие русские эмигранты А.Маликов и Н.Чайковский, известные как основатели течения «богочеловечества» в народничестве. Очередная попытка построения общины, как и предыдущие, закончилась неудачей.

В начале 1880-х годов В.К. Гейнс с семьей переехал в Лондон, надеясь затем перебраться в Россию (см. РОССИЯ (государство)). В Лондоне он посещал лекции и собрания Позитивистского общества, сотрудничал с теоретиками позитивизма Дж. Бриджесом, Ф. Харрисоном, Э. Бисли. В 1885 году В.К. Гейнс познакомился с этико- религиозным учением Л.Н. Толстого, которое показалось ему близким к «позитивной религии» Огюста Конта. Осенью 1885 года В.К. Гейнс посетил Толстого в Ясной Поляне и попытался убедить его в истинности нравственного учения позитивизма. Однако Л.Н. Толстой не принял положений позитивизма, хотя и усвоил идею вегетарианства. Пробыв несколько месяцев в России, В.К. Гейнс вернулся в Лондон, где, несмотря на недостаток средств и болезнь легких, продолжал участвовать в деятельности Позитивистского общества.

Большой энциклопедический словарь

ГЕЙНС Владимир Константинович (1839-88) - российский общественный деятель. В 1860-х гг. член "Земли и воли", капитан Генштаба. С 1868 в эмиграции (псевд. Вильям Фрей). В США организовал русскую земледельческую коммуну, участник американского социалистического движения. Создал "религию человечества", близкую толстовству.

Полезные сервисы

гейнс чарли

Энциклопедический словарь

ГЕЙНС Чарли - ГЕЙНС (Gaines) Чарли (р. 8 августа 1900, Филадельфия - 23 ноября 1986, там же), американский трубач и руководитель оркестра, видный представитель традиционного джаза (см. ДЖАЗ), а также раннего и классического свинга (см. СВИНГ).

Начинал свой путь профессионального музыканта в возрасте 18 лет в местных танцевальных и джазовых оркестрах, затем работал в Атлантик-Сити в составе оркестра Чарли Джонсона (1920). В 1921 переехал в Нью-Йорк, где выступал до 1930; сотрудничая с Ч. Джонсоном и Уилбуром Свитмэном, сделал записи с блюзовой певицей Мэри Стаффорд, гастролировал с оркестром Эрла Уолтона (1922-1925) и со скрипачом Лероем Смитом (1925-1929), был членом ансамблей «Фэтса» Уоллера (1929) и Кларенса Уильямса (1929-1930). В начале 1930-х годов концертировал с Л. Смитом в Филадельфии, затем вновь вернулся в Нью-Йорк, где записался с Луи Армстронгом (см. АРМСТРОНГ Луи) (1932) и К. Уильямсом (1934). В 1930 организовал один из первых в Филадельфии свинговых биг-бэндов (см. БИГ-БЭНД), которым руководил до 1970-х годов.

Гейнс проявил себя как талантливый солист-трубач и искусный импровизатор (особенно в записях с ансамблем «Фэтса» Уоллера, например, в Harlem Fuss и The Minor Drag, 1929). Не менее значителен он и как бэндлидер, внесший заметный вклад в формирование свингового стиля и классического состава биг-бэнда. Достаточно велики его заслуги и как инициатора концертной джазовой жизни в Филадельфии и Детройте. Как инструменталист он оказал большое влияние на Армстронга, считавшего его одним из своих учителей. Знаменитостью стал и другой его ученик - саксофонист и вокалист Луис Джордан (см. ДЖОРДАН Луис), признанный одним из основоположников ритм-энд-блюза.

Полезные сервисы

гейнсборо

Грамматический словарь

Ге́йнсборо ф. 0

Сканворды для слова гейнсборо

- Английский живописец, один из лучших портретистов и пейзажистов 18 века.

Полезные сервисы

гейнсборо (gainsborough) томас

Большой энциклопедический словарь

ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (1727-1788) - английский живописец. Полные одухотворенности и лиризма портреты ("Голубой мальчик", ок. 1770; "Утренняя прогулка", 1785) и пейзажи ("Телега со жнецами", ок. 1771) отличаются виртуозной легкостью и воздушностью живописи.

-----------------------------------

ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещен 14 мая 1727 - Садбери, Суффолк - 2 августа 1788, Лондон), английский живописец, один из крупнейший портретистов и пейзажистов 18 в. Годы учения. Ранние произведения Младший сын обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо, в 13 лет уговорил отца отпустить его в Лондон учиться ремеслу пейзажиста. Систематического художественного образования, однако, не получил. В 1740-х гг. некоторое время учился в Лондоне у французского гравера Ю. Гравело, познакомившего его со стилем французского рококо. Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем 17 в., особенно Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалом. В 1746 в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор. Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 обосновался в Ипсуиче. Ранние портреты Гейнсборо представляют собой небольшие композиции, изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающих провинциальных помещиков, их жен и детей ("Портрет Р. Эндрюса с женой", около 1749, галерея Тейт, Лондон; "Мистер Браун с женой", 1754/55). Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах Гейнсборо по настроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие ("Сад Гейнсборо", "Корнардский лес", 1748, Национальная галерея, Лондон). В Бате и Лондоне В 1759, в поисках более широкого круга заказчиков, Гейнсборо переезжает в Бат, модный курорт, где в его мастерскую вскоре устремилась респектабельная публика. Художник работает в имениях столичных аристократов; во время работы в усадьбе Уилтон он был поражен хранившимися там работами Ван Дейка, знакомство с которыми стало поворотным моментом его творческого развития. В Бате завязалась дружба Гейнсборо, ценителя и знатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами ("Портрет Абеля", ок.

1777; "Портрет музыканта Фишера", ок. 1788, Бекингемский дворец, Лондон). Неоднократно он портретирует своего друга - актера Гаррика. С 1761 регулярно выставляется в Лондоне, в 1768 избирается членом-учредителем Королевской Академии. В 1774 окончательно переезжает в Лондон, где король Георг III оказывает ему покровительство и явное предпочтение перед его соперником Джошуа Рейнолдсом. В 1784, рассорившись с Академией, президентом которой был Рейнолдс, Гейнсборо перестает высылать свои картины на ее выставки. Портреты Cтремясь угодить весьма утонченным вкусам аристократической публики, Гейнсборо вырабатывает парадный и элегантный "большой стиль", в значительной мере основанный на изучении произведений Ван Дейка, причем в образах Ван Дейка Гейнсборо прежде всего воспринимает их тонкую одухотворенность и интеллектуальность. Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы на портретах Гейнсборо ("Голубой мальчик" - портрет Дж. Бартола, ок.1770, Сан-Марино; "Портрет дамы в голубом", 1770-е гг., Эрмитаж); двойные портреты - воплощение нежной дружбы ("Утренняя прогулка" - портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон; "Портрет Элизы и Томаса Линли", 1768). Героям Гейнсборо присущи душевная утонченность, еле уловимые движения чувств, способность мечтать в уединении, на лоне природы, в кругу близких. Этой "преданностью мечтам" и искренностью чувства картины Гейнсборо близки литературе английского сентиментализма последних десятилетий 18 в. Живописная техника Изысканностью и виртуозной легкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения, отличается живописная техника в зрелых работах мастера. Он не акцентирует объема, его фигуры всегда легки и подвижны даже в самых спокойных состояниях. Он свободно набрасывает на холст чистые, звучные, словно переливающиеся одна в другую краски. Мазки, очень длинные или короткие, мелкие, то пересекаются, то образуют изломы, то ложатся параллельно, оказываясь как бы смещенными по отношению к границе формы. Такая точно рассчитанная приблизительность мазка на расстоянии от холста превращается в живое мерцание взгляда, в трепет губ, легкое колебание складок ткани. Излюбленные художником холодные голубые тона оттеняются перламутровыми переливами, гармонией оливково-серых, зеленых и серебристых тонов, необычайно богатых по звучанию. Пейзажи и "воображаемые сцены" Хотя заказы на портреты не иссякали, Гейнсборо пишет и пейзажи, полные ностальгии по несуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру ("Водопой"). Много времени отдает пейзажному рисунку, работая черным мелом, пером, кистью и акварелью, иногда по покрытым лаком листам. Охотно использует новые сорта бумаги и экспериментирует с новыми материалами, исполняет серию офортов и акватинт. Чтобы добиться необычных световых эффектов, смастерил "волшебный фонарь" с цветными стеклами. В последние годы Гейнсборо охотно писал "воображаемые сцены". В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян ("Девочка с поросятами", 1782, собрание Хауарда; "Девочка, собирающая грибы", собрание Уорда) - мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо.

Полезные сервисы

гейнсборо томас

Энциклопедический словарь

Ге́йнсборо Томас (Gainsborough) (1727-1788), английский живописец. Полные одухотворённости и лиризма портреты («Голубой мальчик», около 1770; «Утренняя прогулка», 1785) и пейзажи («Телега со жнецами», около 1771) отличаются виртуозной лёгкостью и воздушностью живописи.

* * *

ГЕЙНСБОРО Томас - ГЕ́ЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещен 14 мая 1727, Садбери, Суффолк - 2 августа 1788, Лондон), английский живописец, один из лучших портретистов и пейзажистов 18 века. Полные одухотворенности и лиризма портреты («Голубой мальчик», ок. 1770; «Утренняя прогулка», 1785) и пейзажи («Телега со жнецами», ок. 1771) отличаются виртуозной легкостью и воздушностью живописи.

;Годы учения. Ранние произведения

Младший сын обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо, в 13 лет уговорил отца отпустить его в Лондон учиться ремеслу пейзажиста. Систематического художественного образования, однако, не получил. В 1740-х гг. некоторое время учился в Лондоне у французского гравера Ю. Гравело, познакомившего его со стилем французского рококо (см. РОКОКО) . Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто (см. ВАТТО Антуан) и знакомство с голландским пейзажем 17 в., особенно Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалом (см. РЕЙСДАЛ Якоб ван).

В 1746 в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор. Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 обосновался в Ипсвиче. Ранние портреты Гейнсборо представляют собой небольшие композиции, изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающих провинциальных помещиков, их жен и детей («Портрет Р. Эндрюса с женой», около 1749, Галерея Тейт, Лондон; «Мистер Браун с женой», 1754/55). Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах Гейнсборо по настроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие («Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», 1748, Национальная галерея, Лондон).

В Бате и Лондоне

В 1759, в поисках более широкого круга заказчиков, Гейнсборо переезжает в Бат, модный курорт, где в его мастерскую вскоре устремилась респектабельная публика. Художник работает в имениях столичных аристократов; во время работы в усадьбе Уилтон он был поражен хранившимися там работами Ван Дейка (см. ВАН ДЕЙК Антонис), знакомство с которыми стало поворотным моментом его творческого развития. В Бате завязалась дружба Гейнсборо, ценителя и знатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами («Портрет Абеля», ок. 1777; «Портрет музыканта Фишера», ок. 1788, Бекингемский дворец, Лондон). Неоднократно он портретирует своего друга - актера Гаррика (см. ГАРРИК Дэвид).

С 1761 регулярно выставляется в Лондоне, в 1768 избирается членом-учредителем Королевской Академии. В 1774 окончательно переезжает в Лондон, где король Георг III оказывает ему покровительство и явное предпочтение перед его соперником Джошуа Рейнолдсом (см. РЕЙНОЛДС Джошуа) . В 1784, рассорившись с Академией, президентом которой был Рейнолдс, Гейнсборо перестает высылать свои картины на ее выставки.

Портреты

Cтремясь угодить весьма утонченным вкусам аристократической публики, Гейнсборо вырабатывает парадный и элегантный «большой стиль», в значительной мере основанный на изучении произведений Ван Дейка, причем в образах Ван Дейка Гейнсборо прежде всего воспринимает их тонкую одухотворенность и интеллектуальность. Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы на портретах Гейнсборо («Голубой мальчик» - портрет Дж. Бартола, ок.1770, Сан-Марино; «Портрет дамы в голубом», 1770-е гг., Эрмитаж); двойные портреты - воплощение нежной дружбы («Утренняя прогулка» - портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон; «Портрет Элизы и Томаса Линли», 1768). Героям Гейнсборо присущи душевная утонченность, еле уловимые движения чувств, способность мечтать в уединении, на лоне природы, в кругу близких. Этой «преданностью мечтам» и искренностью чувства картины Гейнсборо близки литературе английского сентиментализма последних десятилетий 18 в.

Живописная техника

Изысканностью и виртуозной легкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения, отличается живописная техника в зрелых работах мастера. Он не акцентирует объема, его фигуры всегда легки и подвижны даже в самых спокойных состояниях. Он свободно набрасывает на холст чистые, звучные, словно переливающиеся одна в другую краски. Мазки, очень длинные или короткие, мелкие, то пересекаются, то образуют изломы, то ложатся параллельно, оказываясь как бы смещенными по отношению к границе формы. Такая точно рассчитанная приблизительность мазка на расстоянии от холста превращается в живое мерцание взгляда, в трепет губ, легкое колебание складок ткани. Излюбленные художником холодные голубые тона оттеняются перламутровыми переливами, гармонией оливково-серых, зеленых и серебристых тонов, необычайно богатых по звучанию.

Хотя заказы на портреты не иссякали, Гейнсборо пишет и пейзажи, полные ностальгии по несуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру («Водопой»). Много времени отдает пейзажному рисунку, работая черным мелом, пером, кистью и акварелью, иногда по покрытым лаком листам. Охотно использует новые сорта бумаги и экспериментирует с новыми материалами, исполняет серию офортов и акватинт. Чтобы добиться необычных световых эффектов, смастерил «волшебный фонарь» с цветными стеклами. В последние годы Гейнсборо охотно писал «воображаемые сцены». В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян («Девочка с поросятами», 1782, собрание Хауарда; «Девочка, собирающая грибы», собрание Уорда) - мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо (см. МУРИЛЬО Бартоломе Эстебан), одного из любимых художников Гейнсборо.

Энциклопедия Кольера

ГЕЙНСБОРО Томас (Gainsborough, Thomas)

(1727-1788), английский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в 1727 в Садбери (Суффолк). В 1740-е годы был подмастерьем Юбера Гравло, французского рисовальщика и гравера, работавшего в Лондоне. Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 в. Например, в картине Корнардский лес (1748, Лондон, Национальная галерея) композиция и большинство деталей, мягкий серебристый свет и ощущение влажности воздуха восходят к голландским прототипам. В 1748, когда умер его отец, Гейнсборо пришлось вернуться в Садбери, а в 1752 или 1753 он переехал в Ипсуич, где нашел заказчиков среди местного мелкопоместного дворянства и духовенства. Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны довольно жестко и выглядят статичными. Однако художник обладал исключительным даром передачи сходства и настроения моделей, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755). В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо. В 1759 Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. В этот период в его живописи заметно влияние утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка. Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки; он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата. В конце 1760-х - начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса. Одна из самых известных - Телега с урожаем (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 стал членом-учредителем Королевской Академии искусств. В 1774 Гейнсборо переехал в Лондон; тогда же он был избран в Совет Академии, но часто пренебрегал своими обязанностями. В 1784 он окончательно рассорился с Академией и с этого времени стал устраивать выставки своих работ в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, их отличает утонченная и свободная манера исполнения; фон, с лесными зарослями на заднем плане, прописан широкими, непринужденными движениями кисти. Пожалуй, самый удачный из них - портрет молодой супружеской пары, получивший название Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея). Со временем мастер стал все больше обращаться к искусственным, "сочиненным" композициям, сооружая на столе небольшой макет, с которого потом писалась картина. В серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к "возвышенному", а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами - его сентиментальное отношение к сельской жизни. Гейнсборо, всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, придумал "волшебный фонарь", в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи. В рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками; он достиг удивительной свободы и беглости стиля, передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, достойными Ван Гога. Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Известно, что крупнейший пейзажист следующего поколения Джон Констебл восхищался его произведениями. Умер Гейнсборо 2 августа 1788.

ТОМАС ГЕЙНСБОРО. УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА (МИСТЕР И МИССИС ХАЛЛЕТ). Фрагмент.

ТОМАС ГЕЙНСБОРО. УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА (МИСТЕР И МИССИС ХАЛЛЕТ). Фрагмент.

ТОМАС ГЕЙНСБОРО. ДОЧЕРИ ХУДОЖНИКА

ТОМАС ГЕЙНСБОРО. ДОЧЕРИ ХУДОЖНИКА

"Портрет мисс Сперроу".

ЛИТЕРАТУРА

Кузнецова И. Томас Гейнсборо. М., 1963 Некрасова В.А. Томас Гейнсборо. М., 1990

Полезные сервисы

гейнсборо, томас

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Томас Гейнсборо. Портрет графа Румфорда.

Томас Гейнсборо. Портрет графа Румфорда.

ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (1727 - 88), английский живописец. Одухотворенные лирические портреты ("Голубой мальчик", около 1770), пейзажи ("Телега со жнецами", около 1771) отличаются виртуозной легкостью и воздушностью живописи.

Томас Гейнсборо. Поpтpет дамы в голубом.

Томас Гейнсборо. "Поpтpет дамы в голубом".

Томас Гейнсборо. Вид Дэдхэма.

Томас Гейнсборо. "Вид Дэдхэма".

Томас Гейнсборо. Голубой мальчик.

Томас Гейнсборо. "Голубой мальчик".

Томас Гейнсборо. Лес.

Томас Гейнсборо. "Лес".

Полезные сервисы

гейнтцит

Синонимы к слову гейнтцит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

гейнц

Сканворды для слова гейнц

- Имя немецкого генерала Гудериана.

Полезные сервисы

гейншфляйш

Сканворды для слова гейншфляйш

- Настоящее имя Иоганна Гутенберга.

Полезные сервисы