Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гончак

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова гончак

Синонимы к слову гончак

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

Полезные сервисы

гончар

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова гончар

Синонимы к слову гончар

сущ., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимология

Этимологический словарь русского языка

Этимологический словарь

гонча́р

укр. гонча́р, др.-русск. гърньчаръ(Житие Нифонта 1219г.), горъчарь (Пандекты 1296 г.; см. Соболевский, Лекции 112), ст.-слав. гръньчарь (Супр.). От др.-русск. гърньць, ст.-слав. гръньць "горшок"; см. Бернекер 1, 371; Преобр. 1, 144 и сл.; Мейе, Et. 211.

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова гончар

Полезные сервисы

гончар андрей александрович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гончар иван тарасович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гончар николай николаевич

Энциклопедический словарь

ГОНЧАР Николай Николаевич - ГОНЧА́Р Николай Николаевич (р. 18 октября 1946, Мурманск), российский политический деятель, депутат Государственной думы (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской Федерации) второго, третьего, четвертого, пятого созыва (с 1995); кандидат экономических наук.

Н.Н. Гончар окончил Московский энергетический институт (1972, по специальности радиоинженер); аспирантуру Московского института управления (1979), кандидат экономических наук. В 1976-1982 годах он заведовал отделом Научно-исследовательского института экономических проблем комплексного развития народного хозяйства города Москвы. В 1982-1990 годах Н.Н. Гончар находился на партийной и советской работе. В 1990-1993 годах он был заместителем председателя, а затем председателем Московского городского Совета народных депутатов. В 1993 году Гончар был избран членом Совета Федерации первого созыва, был председателем Комитета Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию. С 1995 года - депутат Государственной думы.

В декабре 2003 года Н.Н. Гончар был избран депутатом Государственной думы четвертого созыва от Центрального одномандатного избирательного округа (Москва). В Государственной Думе четвертого созыва Н.Н. Гончар первоначально не состоял в депутатском объединении, затем вошел в состав фракции «Единая Россия». В декабре 2007 года он был избран депутатом Государственной думы пятого созыва по списку партии «Единая Россия».

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гончар олесь

Энциклопедический словарь

Гонча́р Олесь (Александр Терентьевич) (1918-1995), украинский писатель, академик АН УССР (1978), Герой Социалистического Труда (1978). Рассказы, трилогия «Знаменосцы» (1946-48) о Великой Отечественной войне; романы «Таврия» (1952), «Перекоп» (1957) о Гражданской войне; в романах «Тронка» (1963; Ленинская премия, 1964), «Собор» (1968), «Циклон» (1970), «Берег любви» (1976), «Твоя заря» (1980) - нравственно-этическая проблематика, черты социальной критики. Государственная премия СССР (1948, 1949, 1982).

* * *

ГОНЧАР Олесь - ГОНЧА́Р Олесь (Александр Терентьевич) (1918-1995), украинский писатель, академик АН Украины (1978), Герой Социалистического Труда (1978). Рассказы, трилогия «Знаменосцы» (1946-48) о Великой Отечественной войне; романы «Таврия» (1952), «Перекоп» (1957) о Гражданской войне; в романах «Тронка» (1963; Ленинская премия, 1964), «Собор» (1968), «Циклон» (1970), «Берег любви» (1976), «Твоя заря» (1980) - нравственно-этическая проблематика. Государственная премия СССР (1948, 1949, 1982).

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гончаренко

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова гончаренко

Полезные сервисы

гончаренко агапий

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гончаренко олег георг

гончаренко олег георгиевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гончарик

Словарь русских фамилий

Полезные сервисы

гончарничать

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова гончарничать

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Полезные сервисы

гончарно-керамический

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

гончарный

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова гончарный

Синонимы к слову гончарный

прил., кол-во синонимов: 4

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Полезные сервисы

гончарный // гончарский

Паронимы

Полезные сервисы

гончарный горн

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гончарный круг

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гончарня

Толковый словарь

Орфографический словарь

гонча́рня, , род. п. мн. ч. -рен

Словарь ударений

гонча́рня, ; р. мн. -рен

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова гончарня

Синонимы к слову гончарня

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Сканворды для слова гончарня

Полезные сервисы

гончаров

Грамматический словарь

Гончаро́в ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова гончаров

Полезные сервисы

гончаров анд. дм

Гуманитарный словарь

ГОНЧАРО́В Анд. Дм. (1903-79) - график, живописец. Нар. художник РСФСР (1979), чл.-корр. АХ СССР (1973). Учился в Москве в частных студиях, в Гос. свободных худож. мастерских и ВХУТЕИНе (1918-27) у И. И. Машкова, А. В. Шевченко, В. А. Фаворского, П. Я. Павлинова. Мастер станковой гравюры и книжной графики. Автор илл. к произв. рус. и заруб. лит-ры. В оформлении книги реализовал идею синтеза всех ее эл-тов, создавал эмоционально насыщенные образы, выявлял живописные возможности черно-белой гравюры, работал преим. в области ксилографии (илл. к произв. В. Шекспира, 1956-57; А. П. Чехова - "Вишневый сад", 1964; Ф. М. Достоевского, 1970; и др.), а также станковой, монументальной и театр.-декорат. живописи. Участвовал в оформлении станций Моск. метрополитена, павильонов ВДНХ СССР, сов. павильонов на междунар. выставках. Преподавал во ВХУТЕИНе, Моск. ин-те прикладного и декорат. иск-ва (с 1947), Моск. полиграфич. ин-те и др.

Соч.: Об иск-ве графики. М., 1960; Художник и книга. М., 1964.

Лит.: Холодковская М. З. А. Гончаров. М., 1961.

Полезные сервисы

гончаров андрей александрович

Энциклопедический словарь

Гончаро́в Андрей Александрович (р. 1918), режиссёр, народный артист СССР (1977), Герой Социалистического Труда (1987). В театре с 1942. Работал в Московском театре сатиры, Московском театре имени Ермоловой. С 1958 главный режиссёр Московского драматического театра (с 1965 Театр на Малой Бронной), с 1967 - Московского театра имени Маяковского. Постановки: «Трамвай "Желание Т. Уильямса (1970), «Беседы с Сократом» Э. С. Радзинского (1975), «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову (1979), «Завтра была война» Б. Л. Васильева (1985), «Жертва века» по «Последней жертве» А. Н. Островского (1994) и др. Постановкам Гончарова свойственны яркая театральная форма, общественный публицистический пафос. Государственная премия СССР (1977, 1984).

* * *

ГОНЧАРОВ Андрей Александрович - ГОНЧАРО́В Андрей Александрович (2 января 1918 - 7 сентября 2001, Москва), российский режиссер, народный артист СССР (1977), Герой Социалистического Труда (1987). В театре с 1942. Работал в Московском театре сатиры, Московском театре имени Ермоловой. В 1958 - 1967 главный режиссер Московского драматического театра, в 1967 - 2001 - Московского театра имени Маяковского. Поставил: «Трамвай «Желание» Т. Уильямса (1970), «Беседы с Сократом» Э. С. Радзинского (1975), «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову (1979), «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. С. Радзинский (1986), «Закат» И. Бабель (1988), «Виктория?... » Т. Рэттиган (1991), «Как вам это понравится» У. Шекспира (1997) и др. Государственная премия СССР (1977, 1984); Государственная премия РФ (1999).

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гончаров андрей дмитриевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гончаров борис прокопьевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гончаров вас. мих

Гуманитарный словарь

ГОНЧАРО́В Вас. Мих. (1861-1915) - режиссер, сценарист. До 1907 - ж.-д. чиновник. Автор сценария "Стенька Разин" (1907), по к-рому снят первый рус. худож. ф. "Понизовая вольница" (1908). Один из первых проф. рус. кинорежиссеров. В жанре ист. лубка снял ф.: "Ермак Тимофеевич - покоритель Сибири" (1909), "Смерть Иоанна Грозного" (1909), "Воцарение дома Романовых" (1913). В жанре киноиллюстрации классики - "Песня про купца Калашникова" (1909), "Русалка" (1910), "Генерал Топтыгин" (1910), "Преступление и наказание" (1910). В "песенном" жанре - "Ухарь-купец" (1909), "Ванька-ключник" (1909), "Хаз-Булат" (1913). Наиб. успеха достиг в больших киноиллюстрациях. Г. принадлежит первый рус. кинобоевик "Оборона Севастополя" (1911), в к-ром ему удалось организовать масштабные натурные съемки. Впервые в структуру худож. ф. включены док. кадры, снимались подлинные участники Севастоп. обороны. Задуманный как монархич. агитка, ф. объективно стал рассказом о героизме рус. воинов и жителей Севастополя. Среди др. ф. - "Чародейка", "Жизнь и смерть Пушкина", "Коробейники" (по Некрасову), "Наполеон в России", "Пасхальная картинка из времен царя Алексея Михайловича" (все - 1910), "Покорение Кавказа" (1913).

Лит.: Лихачев Б. История кино в России. Л., 1927; Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963.

Полезные сервисы

гончаров владислав иванович

Энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВ Владислав Иванович - ГОНЧАРО́В Владислав Иванович (24 октября 1939, Владикавказ - 8 июля 2006, Владикавказ), российский ученый-геолог, академик РАН (2003, член-корреспондент с 2002), доктор геолого-минералогических наук (1981), профессор.

В 1962 окончил Северо-Кавказский горно-металлургический институт. С 1962 в Северо-Восточном геологическом управлении, с 1966 в Северо-Восточном комплексном научно-исследовательском институте, с 1988 в Магаданском филиале Хабаровского политехнического института, в 1989-1994 гг. его директор, в 1994-2003 гг. директор Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института Дальневосточного отделения РАН (см. ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН). С 2004 во Владикавказском научном центре РАН, проректор Северо-Кавказского горно-металлургического института, директор Института геологии и природопользования Северо-Кавказского горно-металлургического института, заместитель Правительства республики Северная Осетия.

Работы в области геодинамики, исследования геологии и сейсмики горных районов.

Полезные сервисы

гончаров и.а

Афоризмы

Полезные сервисы

гончаров ив. ал.-др

Гуманитарный словарь

ГОНЧАРО́В Ив. Ал.-др. (1812-91) - писатель. Род. в Симбирске в купеч. семье. Окончил словесный ф-т Моск. ун-та (1834) Служил чиновником на родине, затем в С.-Петербурге. С 1835 сблизился с семьей художника Н. А. Майкова, был дом. учителем его детей А. Н. и В. Н. Майковых, входил в лит. кружок Майковых, помещал в рукописных журналах кружка свои первые произв. - стихи и повести. В 1842 написал очерк "Иван Савич Поджабрин" (опубл. 1848). В 1846 познакомился с В. Г. Белинским, имевшим на Г. большое влияние, сблизился с кругом литераторов ж. "Современник" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, П. В. Анненков и др.), где опубл. первый ром. "Обыкновенная история" (1847), в к-ром отчетливо проявились объективность таланта Г. и его способность пластически-живописного воспроизведения мира - конфликт восторженного юноши-романтика и умудренного жизнью скептика, практического человека. Ром. был воспринят как "страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму" (Белинский) и в то же время укор "арифметическому здравому смыслу" (В. П. Боткин). В 1852 Г. на два года отправляется в кругосветное путешествие (кн. путевых очерков "Фрегат Паллада", 1858). С 1855 Г. становится цензором, впоследствии ред. официозной газ. "Северная почта", чл. Гл. управления по делам печати. В качестве цензора Г. способствовал публикации нек-рых изв. произв. ("Тысяча душ" А. Ф. Писемского, "Село Степанчиково и его обитатели" Достоевского) и в то же время неоднокр. вступал в конфликты с радикальной печатью ("Современник", "Русское слово"). В 1859 появляется второй ром. Г. "Обломов", работа над к-рым шла б. десяти лет. В образе гл. героя ром. воплощены черты нац. характера и психологии. Современники усматривали в Обломове то "нежную, любящую" высокую поэтическую натуру (А. В. Дружинин), то "байбака"-помещика, представителя выросшей на почве крепостного права "обломовщины" (Н. А. Добролюбов). Третий ром. Г. "Обрыв" (1869) создавался ок. 20 лет. В многосторонней картине рус. жизни, нарисованной Г. (столица и провинция, любовь, семья, взаимоотношения поколений, проблемы иск-ва), наиб. споры вызвал образ "нигилиста" Марка Волохова, в к-ром демокр. критики (М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. В. Шелгунов, А. М. Скабичевский) увидели карикатуру на молодое поколение. Попытки Г. объясниться с критикой и публикой ("Предисловие к роману "Обрыв", 1869, "Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв", 1872) не были доведены до печати. Г. вошел в историю рус. культуры также как автор значит. критич. статей, среди к-рых - классич. разбор комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" ("Мильон терзаний", 1872), "Заметки о личности Белинского" (1881), размышления о собств. творчестве "Лучше поздно, чем никогда" (1879).

И. А. Гончаров

И. А. <a href='/dict/гончаров' class='wordLink' target='_blank'>Гончаров</a>

Полезные сервисы

гончаров иван александрович

Энциклопедический словарь

Гончаро́в Иван Александрович (1812-1891), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе «Обломов» (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». В романе «Обыкновенная история» (1847) конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. В романе «Обрыв» (1869) - поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков «Фрегат "Паллада (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя»; литературно-критическая статья («Мильон терзаний», 1872).

И. А. <a href='/dict/гончаров' class='wordLink' target='_blank'>Гончаров</a>.

* * *

ГОНЧАРОВ Иван Александрович - ГОНЧАРО́В Иван Александрович (1812-91), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе «Обломов» (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». В романе «Обыкновенная история» (1847) конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе «Обрыв» (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков «Фрегат «Паллада» (1855-57) - своеобразный «дневник писателя»; литературно-критические статьи («Мильон терзаний», 1872).

* * *

ГОНЧАРО́В Иван Александрович [6 (18) июня 1812, Симбирск - 15 (27) сентября 1891, Петербург], русский писатель.

«Чтение было моей школой...»

Гончаров родился в купеческой семье. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги - «невообразимую смесь ... почти выученную наизусть». В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 он поступил на словесное отделение Московского университета: изучение литературы подстегивало «страсть к чтению» и «формировало перо». Еще студентом Гончаров перевел и поместил в журнале «Телескоп» две главы из романа Э. Сю «Атар-Гюль» (1832). По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, затем навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковыхэтой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А. Н. Майкову (см. МАЙКОВ Аполлон Николаевич) и его брату В. Н. Майкову (см. МАЙКОВ Валериан Николаевич), впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства.

Триумфальное начало

Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах: «кипами исписанной бумаги ... топил печки». В 1842 он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя. В1845 Гончаров напряженно работал над романом, который передал В. Г. Белинскому (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич) «для прочтения и решения, годится ли он». Этот роман - «Обыкновенная история» - вызвал восторженную оценку критика и его окружения. Напечатанный в «Современнике» в 1847, роман принес писателю настоящее признание. Столкновение двух центральных героев романа - Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм, - воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (Белинский). Однако автор рисовал с иронией не только прекраснодушие и ходульное поведение запоздалого романтика. В. П. Боткин (см. БОТКИН Василий Петрович), справедливо замечая, что в романе достается и голому практицизму, что художник «бьет обе эти крайности», признавался: «Я ничего не знаю умнее этого романа». Десятилетия спустя антиромантический пафос становился все менее актуальным, и следующие поколения воспринимали роман иначе - как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни. Многомерность авторской позиции и изощренность психологического анализа, ставшие устойчивыми чертами поэтики Гончарова, объясняются отчасти и своеобразным автобиографизмом романа: каждый из героев-антиподов психологически близок писателю, представляя разные проекции его душевного мира.

Фрегат «Паллада»

В 1852 Гончаров в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина (см. ПУТЯТИН Евфимий Васильевич) отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Секретарские обязанности отнимали много сил, тем не менее уже во время экспедиции «явилась охота писать», и Гончаров «набил целый портфель путевыми записками». Они сложились в итоге в книгу очерков, печатавшихся в 1855-57 в периодике, а в 1858 вышедших отдельным изданием под названием «Фрегат «Паллада». У Гончарова с детства был вкус к литературе путешествий, и здесь он выступил истинным мастером этого жанра. «Параллель между своим и чужим», острые впечатления от встречи с другими культурами (главным образом - с британской и японской), привычка все «прикидывать» «на свой аршин» обеспечили заинтересованное внимание русского читателя к этим очеркам. Н. А. Добролюбов восхищался остроумием и наблюдательностью «блестящего, увлекательного рассказчика».

Цензор-изгнанник

По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в «предмет негодования либералов» (дневник Е. А. Штакеншнейдер). Заметно охладились его отношения с кругом Белинского. Позднее Гончаров подчеркивал, что его либеральные настроения молодости не имели ничего общего с «юношескими утопиями в социальном духе» и что влияние Белинского ограничивалось сферой эстетики. Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы («Записки охотника» И. С. Тургенева, «Тысяча душ» А. Ф. Писемского и др.), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции. В течение нескольких месяцев, с осени 1862 по лето 1863, Гончаров редактировал официозную газету «Северная почта» (см. СЕВЕРНАЯ ПОЧТА), что также дурно отразилось на его репутации. В 1860-70-е гг. Гончаров, человек мнительный и, по его собственному определению, «нервозный», упрямо удалялся от литературного мира. «Кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей» составили его житейский идеал: «Это впоследствии называли во мне обломовщиной».

«Я был счастлив успехом «Обломова»

Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. Два года спустя была напечатана глава «Сон Обломова» - «увертюра всего романа». Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полного текста «Обломова» (1859), сразу завоевавшего огромный успех: «Обломов и обломовщина ... облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи» (А. В. Дружинин). Роман спровоцировал бурные споры, свидетельствуя о глубине замысла. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, символом косности крепостнической России.

Эстетическая критика, напротив, видела в герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», далекую от модных веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу прошлого века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка постепенно возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение «артистического идеала» самого романиста, тонкий психологический рисунок свидетельствовал о душевной глубине героя, читателю открылся мягкий юмор и скрытый лиризм Гончарова. В начале 20 века И. Ф. Анненский по праву назвал «Обломова» «совершеннейшим созданием» писателя.

Последний роман

«Обрыв» (1868) был задуман еще в 1849 как роман о сложных отношениях художника и общества. К 1860-м гг. замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Уже символическое название романа, найденное на самом последнем этапе работы, свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма. Издания левой ориентации возмущенно реагировали на роман, отказав автору в таланте и в праве суда над молодежью, пройдя мимо глубокой трактовки любовной темы в «Обрыве». Напряженный конфликтный фон, не свойственный обычно Гончарову-романисту, диктовался острой постановкой проблемы свободы в любви: борьба главной героини со страстью, столкновение нравственных императивов с силой любовного влечения дали Гончарову богатый материал для глубокого психологического анализа.

Последние годы

После «Обрыва» имя Гончарова редко появлялось в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, среди которых выделяется «критический этюд» «Мильон терзаний» (1872), посвященный постановке «Горя от ума» А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставший классическим разбором комедии. Гончаров предложил столь глубокую трактовку психологической и драматической природы «Горя от ума», что ни один историк литературы в дальнейшем не обошел вниманием его анализ. Сам писатель болезненно переживал творческое молчание последних десятилетий. Его письма тех лет рисуют образ одинокого и замкнутого человека, необычайно тонкого наблюдателя, сознательно сторонящегося жизни и вместе с тем страдающего от своего изолированного положения.

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-1891), русский писатель. Родился 18 июня 1812 в Симбирске. Его дед, армейский писарь, дослужился до штабс-капитана; отец, торговец зерном, избирался городским головой. В 1820 Гончаров поступил в местную гимназию, в 1822 был переведен в Московское коммерческое училище, в 1831 зачислен в Московский университет. Закончив его в 1834, стал чиновником при канцелярии симбирского губернатора, в 1835 - переводчиком Департамента внешней торговли министерства финансов в Санкт-Петербурге. В 1836 Гончаров написал свою первую повесть Счастливая ошибка. В его первом романе Обыкновенная история (1847) был выведен новый, противоречивый тип энергичного правительственного чиновника, чья профессиональная деловитость противопоставлена романтическим мечтаниям его молодого племянника. Роман имел большой успех и удостоился восторженного отзыва В.Г.Белинского. В 1849 Гончаров опубликовал набросок будущего романа Сон Обломова, картину дремотной деревенской жизни. В 1852 в качестве секретаря адмирала Е.В.Путятина отправился на фрегате "Паллада" в плавание, целью которого было установление торговых отношений с Японией. Свои путевые записки Гончаров опубликовал под заглавием Фрегат "Паллада" (1858). В 1856 был назначен цензором Министерства народного образования, проявил себя покровителем писательских талантов. В 1859 появилось лучшее произведение Гончарова, роман Обломов. Он имел ошеломительный успех, и самое имя Обломова вскоре стало нарицательным как обозначение праздности и безволия, характерных для существования обеспеченных классов российского общества. В 1865 Гончаров стал членом Совета по делам печати; в 1867 вышел на пенсию в чине генерала. В 1869 был опубликован его последний роман Обрыв, изображающий столкновение старых и новых идей. Позднее он писал лишь небольшие критические отзывы и статьи, важнейшая из них - Мильон терзаний (1872), блестящий анализ комедии А.С.Грибоедова Горе от ума. Романы Гончарова переведены на большинство европейских языков. Умер Гончаров в Санкт-Петербурге 27 сентября 1891.

ЛИТЕРАТУРА

Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М. - Л., 1962 И.А.Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969 Лощиц Ю. Гончаров. М., 1977 Гончаров И. А. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1977-1980 Старосельская Н. Роман Гончарова "Обрыв". М., 1990

Полезные сервисы

гончаров сергей савастьянович

гончаров сергей савостьянович

гончаров сергей севостьянович

гончаров юрий данилович

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы