Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гончаров

Грамматический словарь

Гончаро́в ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ГОНЧАР ГОНЧАРЕНКО ГОНЧАРОВ ГОНЧАРУК ГОНЧАРИК

Фамилия происходит от названия професии отца гончар - "мастер изготовляющий глиняную посуду". (У) Фамилия упоминается в "Ономастиконе" Веселовского Гончаров Михаил Клементьевич, 1558 г., Суздаль

Гончарук, Гончаренко - украинские, причем фамилии на -енко характерн для восточный районов и встерчаются на юге России , - ук - для западных районов. Фамили без спец. суффиксов -Гончар- чаще встречаются на Украине но есть и в России. Гончарик - белорусская.

Сканворды для слова гончаров

- У какого русского писателя три романа начинаются на О?

- Русский писатель, автор романа «Обломов».

- Русский писатель, автор романа «Обыкновенная история».

- Русский писатель, автор романа «Обрыв».

- Российский музыкант, автор всех песен и лидер группы «Чебоза».

- Украинский фигурист выступавший в танцах на льду в паре с Еленой Грушиной.

- Какой русский писатель утонул в латвийской реке Лиелупе?

- Российский театральный режиссёр.

Полезные сервисы

гончаров анд. дм

Гуманитарный словарь

ГОНЧАРО́В Анд. Дм. (1903-79) - график, живописец. Нар. художник РСФСР (1979), чл.-корр. АХ СССР (1973). Учился в Москве в частных студиях, в Гос. свободных худож. мастерских и ВХУТЕИНе (1918-27) у И. И. Машкова, А. В. Шевченко, В. А. Фаворского, П. Я. Павлинова. Мастер станковой гравюры и книжной графики. Автор илл. к произв. рус. и заруб. лит-ры. В оформлении книги реализовал идею синтеза всех ее эл-тов, создавал эмоционально насыщенные образы, выявлял живописные возможности черно-белой гравюры, работал преим. в области ксилографии (илл. к произв. В. Шекспира, 1956-57; А. П. Чехова - "Вишневый сад", 1964; Ф. М. Достоевского, 1970; и др.), а также станковой, монументальной и театр.-декорат. живописи. Участвовал в оформлении станций Моск. метрополитена, павильонов ВДНХ СССР, сов. павильонов на междунар. выставках. Преподавал во ВХУТЕИНе, Моск. ин-те прикладного и декорат. иск-ва (с 1947), Моск. полиграфич. ин-те и др.

Соч.: Об иск-ве графики. М., 1960; Художник и книга. М., 1964.

Лит.: Холодковская М. З. А. Гончаров. М., 1961.

Полезные сервисы

гончаров андрей александрович

Энциклопедический словарь

Гончаро́в Андрей Александрович (р. 1918), режиссёр, народный артист СССР (1977), Герой Социалистического Труда (1987). В театре с 1942. Работал в Московском театре сатиры, Московском театре имени Ермоловой. С 1958 главный режиссёр Московского драматического театра (с 1965 Театр на Малой Бронной), с 1967 - Московского театра имени Маяковского. Постановки: «Трамвай "Желание"» Т. Уильямса (1970), «Беседы с Сократом» Э. С. Радзинского (1975), «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову (1979), «Завтра была война» Б. Л. Васильева (1985), «Жертва века» по «Последней жертве» А. Н. Островского (1994) и др. Постановкам Гончарова свойственны яркая театральная форма, общественный публицистический пафос. Государственная премия СССР (1977, 1984).

* * *

ГОНЧАРОВ Андрей Александрович - ГОНЧАРО́В Андрей Александрович (2 января 1918 - 7 сентября 2001, Москва), российский режиссер, народный артист СССР (1977), Герой Социалистического Труда (1987). В театре с 1942. Работал в Московском театре сатиры, Московском театре имени Ермоловой. В 1958 - 1967 главный режиссер Московского драматического театра, в 1967 - 2001 - Московского театра имени Маяковского. Поставил: «Трамвай «Желание» Т. Уильямса (1970), «Беседы с Сократом» Э. С. Радзинского (1975), «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову (1979), «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. С. Радзинский (1986), «Закат» И. Бабель (1988), «Виктория?... » Т. Рэттиган (1991), «Как вам это понравится» У. Шекспира (1997) и др. Государственная премия СССР (1977, 1984); Государственная премия РФ (1999).

Большой энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВ Андрей Александрович (р. 1918) - российский режиссер, народный артист СССР (1977), Герой Социалистического Труда (1987). В театре с 1942. Работал в Московском театре сатиры, Московском театре имени Ермоловой. С 1958 главный режиссер Московского драматического театра, с 1967 - Московского театра имени Маяковского. Поставил: "Трамвай "Желание" Т. Уильямса (1970), "Беседы с Сократом" Э. С. Радзинского (1975), "Леди Макбет Мценского уезда" по Н. С. Лескову (1979) и др. Государственная премия СССР (1977, 1984).

Полезные сервисы

гончаров андрей дмитриевич

Энциклопедический словарь

Гончаро́в Андрей Дмитриевич (1903-1979), график, народный художник РСФСР (1979), член-корреспондент АХ СССР (1973). Мастер ксилографии, в оформлении книги достигал единства её элементов, убедительности и эмоциональности образов, сочности тонов (иллюстрации к произведениям У. Шекспира, изд. в 1953-64). Государственная премия СССР (1973).

* * *

ГОНЧАРОВ Андрей Дмитриевич - ГОНЧАРО́В Андрей Дмитриевич (1903-79), российский график, народный художник России (1979), член-корреспондент АХ СССР (1973). Член Общества художников-станковистов (см. ОСТ (общество)). Мастер ксилографии, в оформлении книги достиг единства ее элементов, убедительности и эмоциональности образов, сочности тонов (иллюстрации к произведениям У. Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям) , изданы в 1953-64). Государственная премия СССР (1973).

Большой энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВ Андрей Дмитриевич (1903-79) - график, народный художник России (1979), член-корреспондент АХ СССР (1973). Мастер ксилографии, в оформлении книги достиг единства ее элементов, убедительности и эмоциональности образов, сочности тонов (иллюстрации к произведениям У. Шекспира, изданы в 1953-64). Государственная премия СССР (1973).

Полезные сервисы

гончаров борис прокопьевич

Энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВ Борис Прокопьевич - ГОНЧАРО́В Борис Прокопьевич (р. 1934), российский литературовед, доктор филологических наук (1979). Основная сфера интересов - стиховедение, творчество В. В. Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович) . Исследования: «Звуковая организация стиха и проблемы рифмы» (1973), «О поэтике Маяковского» (1973), «Поэтика Маяковского. Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения» (1983), «Анализ художественного произведения» (1987).

Большой энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВ Борис Прокопьевич (р. 1934) - российский литературовед, доктор филологических наук (1979). Основная сфера интересов - стиховедение, творчество В. В. Маяковского. Исследования: "Звуковая организация стиха и проблемы рифмы" (1973), "О поэтике Маяковского" (1973), "Поэтика Маяковского. Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения" (1983), "Анализ художественного произведения" (1987).

Полезные сервисы

гончаров вас. мих

Гуманитарный словарь

ГОНЧАРО́В Вас. Мих. (1861-1915) - режиссер, сценарист. До 1907 - ж.-д. чиновник. Автор сценария "Стенька Разин" (1907), по к-рому снят первый рус. худож. ф. "Понизовая вольница" (1908). Один из первых проф. рус. кинорежиссеров. В жанре ист. лубка снял ф.: "Ермак Тимофеевич - покоритель Сибири" (1909), "Смерть Иоанна Грозного" (1909), "Воцарение дома Романовых" (1913). В жанре киноиллюстрации классики - "Песня про купца Калашникова" (1909), "Русалка" (1910), "Генерал Топтыгин" (1910), "Преступление и наказание" (1910). В "песенном" жанре - "Ухарь-купец" (1909), "Ванька-ключник" (1909), "Хаз-Булат" (1913). Наиб. успеха достиг в больших киноиллюстрациях. Г. принадлежит первый рус. кинобоевик "Оборона Севастополя" (1911), в к-ром ему удалось организовать масштабные натурные съемки. Впервые в структуру худож. ф. включены док. кадры, снимались подлинные участники Севастоп. обороны. Задуманный как монархич. агитка, ф. объективно стал рассказом о героизме рус. воинов и жителей Севастополя. Среди др. ф. - "Чародейка", "Жизнь и смерть Пушкина", "Коробейники" (по Некрасову), "Наполеон в России", "Пасхальная картинка из времен царя Алексея Михайловича" (все - 1910), "Покорение Кавказа" (1913).

Лит.: Лихачев Б. История кино в России. Л., 1927; Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963.

Полезные сервисы

гончаров владислав иванович

Энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВ Владислав Иванович - ГОНЧАРО́В Владислав Иванович (24 октября 1939, Владикавказ - 8 июля 2006, Владикавказ), российский ученый-геолог, академик РАН (2003, член-корреспондент с 2002), доктор геолого-минералогических наук (1981), профессор.

В 1962 окончил Северо-Кавказский горно-металлургический институт. С 1962 в Северо-Восточном геологическом управлении, с 1966 в Северо-Восточном комплексном научно-исследовательском институте, с 1988 в Магаданском филиале Хабаровского политехнического института, в 1989-1994 гг. его директор, в 1994-2003 гг. директор Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института Дальневосточного отделения РАН (см. ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН). С 2004 во Владикавказском научном центре РАН, проректор Северо-Кавказского горно-металлургического института, директор Института геологии и природопользования Северо-Кавказского горно-металлургического института, заместитель Правительства республики Северная Осетия.

Работы в области геодинамики, исследования геологии и сейсмики горных районов.

Полезные сервисы

гончаров и.а

Афоризмы

Гончаров Иван Александрович (1812 - 1891)

Русский писатель.

Афоризмы, цитаты -

Гончаров И.А. - биография

Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.

Глупая красота - не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд - красота ее превратится мало-помалу в поразительное безобразие.

Полезные сервисы

гончаров ив. ал.-др

Гуманитарный словарь

ГОНЧАРО́В Ив. Ал.-др. (1812-91) - писатель. Род. в Симбирске в купеч. семье. Окончил словесный ф-т Моск. ун-та (1834) Служил чиновником на родине, затем в С.-Петербурге. С 1835 сблизился с семьей художника Н. А. Майкова, был дом. учителем его детей А. Н. и В. Н. Майковых, входил в лит. кружок Майковых, помещал в рукописных журналах кружка свои первые произв. - стихи и повести. В 1842 написал очерк "Иван Савич Поджабрин" (опубл. 1848). В 1846 познакомился с В. Г. Белинским, имевшим на Г. большое влияние, сблизился с кругом литераторов ж. "Современник" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, П. В. Анненков и др.), где опубл. первый ром. "Обыкновенная история" (1847), в к-ром отчетливо проявились объективность таланта Г. и его способность пластически-живописного воспроизведения мира - конфликт восторженного юноши-романтика и умудренного жизнью скептика, практического человека. Ром. был воспринят как "страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму" (Белинский) и в то же время укор "арифметическому здравому смыслу" (В. П. Боткин). В 1852 Г. на два года отправляется в кругосветное путешествие (кн. путевых очерков "Фрегат Паллада", 1858). С 1855 Г. становится цензором, впоследствии ред. официозной газ. "Северная почта", чл. Гл. управления по делам печати. В качестве цензора Г. способствовал публикации нек-рых изв. произв. ("Тысяча душ" А. Ф. Писемского, "Село Степанчиково и его обитатели" Достоевского) и в то же время неоднокр. вступал в конфликты с радикальной печатью ("Современник", "Русское слово"). В 1859 появляется второй ром. Г. "Обломов", работа над к-рым шла б. десяти лет. В образе гл. героя ром. воплощены черты нац. характера и психологии. Современники усматривали в Обломове то "нежную, любящую" высокую поэтическую натуру (А. В. Дружинин), то "байбака"-помещика, представителя выросшей на почве крепостного права "обломовщины" (Н. А. Добролюбов). Третий ром. Г. "Обрыв" (1869) создавался ок. 20 лет. В многосторонней картине рус. жизни, нарисованной Г. (столица и провинция, любовь, семья, взаимоотношения поколений, проблемы иск-ва), наиб. споры вызвал образ "нигилиста" Марка Волохова, в к-ром демокр. критики (М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. В. Шелгунов, А. М. Скабичевский) увидели карикатуру на молодое поколение. Попытки Г. объясниться с критикой и публикой ("Предисловие к роману "Обрыв", 1869, "Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв", 1872) не были доведены до печати. Г. вошел в историю рус. культуры также как автор значит. критич. статей, среди к-рых - классич. разбор комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" ("Мильон терзаний", 1872), "Заметки о личности Белинского" (1881), размышления о собств. творчестве "Лучше поздно, чем никогда" (1879).

И. А. Гончаров

И. А. Гончаров

Полезные сервисы

гончаров иван александрович

Энциклопедический словарь

Гончаро́в Иван Александрович (1812-1891), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе «Обломов» (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». В романе «Обыкновенная история» (1847) конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. В романе «Обрыв» (1869) - поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков «Фрегат "Паллада"» (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя»; литературно-критическая статья («Мильон терзаний», 1872).

И. А. Гончаров.

* * *

ГОНЧАРОВ Иван Александрович - ГОНЧАРО́В Иван Александрович (1812-91), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе «Обломов» (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». В романе «Обыкновенная история» (1847) конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе «Обрыв» (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков «Фрегат «Паллада» (1855-57) - своеобразный «дневник писателя»; литературно-критические статьи («Мильон терзаний», 1872).

* * *

ГОНЧАРО́В Иван Александрович [6 (18) июня 1812, Симбирск - 15 (27) сентября 1891, Петербург], русский писатель.

«Чтение было моей школой...»

Гончаров родился в купеческой семье. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги - «невообразимую смесь ... почти выученную наизусть». В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 он поступил на словесное отделение Московского университета: изучение литературы подстегивало «страсть к чтению» и «формировало перо». Еще студентом Гончаров перевел и поместил в журнале «Телескоп» две главы из романа Э. Сю «Атар-Гюль» (1832). По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, затем навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А. Н. Майкову (см. МАЙКОВ Аполлон Николаевич) и его брату В. Н. Майкову (см. МАЙКОВ Валериан Николаевич), впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства.

Триумфальное начало

Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах: «кипами исписанной бумаги ... топил печки». В 1842 он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя. В1845 Гончаров напряженно работал над романом, который передал В. Г. Белинскому (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич) «для прочтения и решения, годится ли он». Этот роман - «Обыкновенная история» - вызвал восторженную оценку критика и его окружения. Напечатанный в «Современнике» в 1847, роман принес писателю настоящее признание. Столкновение двух центральных героев романа - Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм, - воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (Белинский). Однако автор рисовал с иронией не только прекраснодушие и ходульное поведение запоздалого романтика. В. П. Боткин (см. БОТКИН Василий Петрович), справедливо замечая, что в романе достается и голому практицизму, что художник «бьет обе эти крайности», признавался: «Я ничего не знаю умнее этого романа». Десятилетия спустя антиромантический пафос становился все менее актуальным, и следующие поколения воспринимали роман иначе - как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни. Многомерность авторской позиции и изощренность психологического анализа, ставшие устойчивыми чертами поэтики Гончарова, объясняются отчасти и своеобразным автобиографизмом романа: каждый из героев-антиподов психологически близок писателю, представляя разные проекции его душевного мира.

Фрегат «Паллада»

В 1852 Гончаров в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина (см. ПУТЯТИН Евфимий Васильевич) отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Секретарские обязанности отнимали много сил, тем не менее уже во время экспедиции «явилась охота писать», и Гончаров «набил целый портфель путевыми записками». Они сложились в итоге в книгу очерков, печатавшихся в 1855-57 в периодике, а в 1858 вышедших отдельным изданием под названием «Фрегат «Паллада». У Гончарова с детства был вкус к литературе путешествий, и здесь он выступил истинным мастером этого жанра. «Параллель между своим и чужим», острые впечатления от встречи с другими культурами (главным образом - с британской и японской), привычка все «прикидывать» «на свой аршин» обеспечили заинтересованное внимание русского читателя к этим очеркам. Н. А. Добролюбов восхищался остроумием и наблюдательностью «блестящего, увлекательного рассказчика».

Цензор-изгнанник

По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в «предмет негодования либералов» (дневник Е. А. Штакеншнейдер). Заметно охладились его отношения с кругом Белинского. Позднее Гончаров подчеркивал, что его либеральные настроения молодости не имели ничего общего с «юношескими утопиями в социальном духе» и что влияние Белинского ограничивалось сферой эстетики. Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы («Записки охотника» И. С. Тургенева, «Тысяча душ» А. Ф. Писемского и др.), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции. В течение нескольких месяцев, с осени 1862 по лето 1863, Гончаров редактировал официозную газету «Северная почта» (см. СЕВЕРНАЯ ПОЧТА), что также дурно отразилось на его репутации. В 1860-70-е гг. Гончаров, человек мнительный и, по его собственному определению, «нервозный», упрямо удалялся от литературного мира. «Кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей» составили его житейский идеал: «Это впоследствии называли во мне обломовщиной».

«Я был счастлив успехом «Обломова»

Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. Два года спустя была напечатана глава «Сон Обломова» - «увертюра всего романа». Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полного текста «Обломова» (1859), сразу завоевавшего огромный успех: «Обломов и обломовщина ... облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи» (А. В. Дружинин). Роман спровоцировал бурные споры, свидетельствуя о глубине замысла. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, символом косности крепостнической России.

Эстетическая критика, напротив, видела в герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», далекую от модных веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу прошлого века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка постепенно возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение «артистического идеала» самого романиста, тонкий психологический рисунок свидетельствовал о душевной глубине героя, читателю открылся мягкий юмор и скрытый лиризм Гончарова. В начале 20 века И. Ф. Анненский по праву назвал «Обломова» «совершеннейшим созданием» писателя.

Последний роман

«Обрыв» (1868) был задуман еще в 1849 как роман о сложных отношениях художника и общества. К 1860-м гг. замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Уже символическое название романа, найденное на самом последнем этапе работы, свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма. Издания левой ориентации возмущенно реагировали на роман, отказав автору в таланте и в праве суда над молодежью, пройдя мимо глубокой трактовки любовной темы в «Обрыве». Напряженный конфликтный фон, не свойственный обычно Гончарову-романисту, диктовался острой постановкой проблемы свободы в любви: борьба главной героини со страстью, столкновение нравственных императивов с силой любовного влечения дали Гончарову богатый материал для глубокого психологического анализа.

Последние годы

После «Обрыва» имя Гончарова редко появлялось в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, среди которых выделяется «критический этюд» «Мильон терзаний» (1872), посвященный постановке «Горя от ума» А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставший классическим разбором комедии. Гончаров предложил столь глубокую трактовку психологической и драматической природы «Горя от ума», что ни один историк литературы в дальнейшем не обошел вниманием его анализ. Сам писатель болезненно переживал творческое молчание последних десятилетий. Его письма тех лет рисуют образ одинокого и замкнутого человека, необычайно тонкого наблюдателя, сознательно сторонящегося жизни и вместе с тем страдающего от своего изолированного положения.

Большой энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-91) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе "Обломов" (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". В романе "Обыкновенная история" (1847) конфликт между "реализмом" и "романтизмом" предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе "Обрыв" (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада" (1855-57) - своеобразный "дневник писателя"; литературно-критические статьи ("Мильон терзаний", 1872).

Энциклопедия Кольера

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-1891), русский писатель. Родился 18 июня 1812 в Симбирске. Его дед, армейский писарь, дослужился до штабс-капитана; отец, торговец зерном, избирался городским головой. В 1820 Гончаров поступил в местную гимназию, в 1822 был переведен в Московское коммерческое училище, в 1831 зачислен в Московский университет. Закончив его в 1834, стал чиновником при канцелярии симбирского губернатора, в 1835 - переводчиком Департамента внешней торговли министерства финансов в Санкт-Петербурге. В 1836 Гончаров написал свою первую повесть Счастливая ошибка. В его первом романе Обыкновенная история (1847) был выведен новый, противоречивый тип энергичного правительственного чиновника, чья профессиональная деловитость противопоставлена романтическим мечтаниям его молодого племянника. Роман имел большой успех и удостоился восторженного отзыва В.Г.Белинского. В 1849 Гончаров опубликовал набросок будущего романа Сон Обломова, картину дремотной деревенской жизни. В 1852 в качестве секретаря адмирала Е.В.Путятина отправился на фрегате "Паллада" в плавание, целью которого было установление торговых отношений с Японией. Свои путевые записки Гончаров опубликовал под заглавием Фрегат "Паллада" (1858). В 1856 был назначен цензором Министерства народного образования, проявил себя покровителем писательских талантов. В 1859 появилось лучшее произведение Гончарова, роман Обломов. Он имел ошеломительный успех, и самое имя Обломова вскоре стало нарицательным как обозначение праздности и безволия, характерных для существования обеспеченных классов российского общества. В 1865 Гончаров стал членом Совета по делам печати; в 1867 вышел на пенсию в чине генерала. В 1869 был опубликован его последний роман Обрыв, изображающий столкновение старых и новых идей. Позднее он писал лишь небольшие критические отзывы и статьи, важнейшая из них - Мильон терзаний (1872), блестящий анализ комедии А.С.Грибоедова Горе от ума. Романы Гончарова переведены на большинство европейских языков. Умер Гончаров в Санкт-Петербурге 27 сентября 1891.

ЛИТЕРАТУРА

Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М. - Л., 1962 И.А.Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969 Лощиц Ю. Гончаров. М., 1977 Гончаров И. А. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1977-1980 Старосельская Н. Роман Гончарова "Обрыв". М., 1990

Полезные сервисы

гончаров сергей савастьянович

Энциклопедический словарь

Гончаро́в Сергей Савастьянович (р. 1951), математик, член-корреспондент РАН (1997). Труды по теории алгоритмов и информатике.

Полезные сервисы

гончаров сергей савостьянович

Большой энциклопедический словарь

Гончаро́в Сергей Савостьянович (р. 1951), математик, член-корреспондент РАН (1997). Труды по теории алгоритмов и информатике.

Полезные сервисы

гончаров сергей севостьянович

Энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВ Сергей Севостьянович - ГОНЧАРО́В Сергей Севостьянович (р. 1951), российский математик, член-корреспондент РАН (1997). Основные исследования относятся к теории алгоритмов, теории моделей, алгебре логики и их приложениям в информатике.

Полезные сервисы

гончаров юрий данилович

Энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВ Юрий Данилович - ГОНЧАРО́В Юрий Данилович (р. 1923), русский писатель. В прозе обращается к военной (повесть «Неудача», 1964) и деревенской темам. В 1960-е гг. неоднократно подвергался критике за правдивое изображение советской действительности. Сборники повестей и рассказов: «Любимая наша земля» (1952), «Нужный человек» (1973), «Ожидания» (1985), «Большой марш» (1986) и др.

Большой энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВ Юрий Данилович (р. 1923) - русский писатель. В прозе обращается к военной (повесть "Неудача", 1964) и деревенской темам. В 1960-е гг. неоднократно подвергался критике за правдивое изображение советской действительности. Сборники повестей и рассказов: "Любимая наша земля" (1952), "Нужный человек" (1973), "Ожидания" (1985), "Большой марш" (1986) и др.

Полезные сервисы

гончаров, андрей александрович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВ Андрей Александрович (родился в 1918), режиссер, педагог. С 1958 главный режиссер Московского драматического театра, с 1967 - Московского театра имени Владимира Маяковского. Для Гончарова характерны яркая, энергичная режиссура, стремление к обострению конфликтов, выявлению скрытых пружин драматического действия: "Трамвай "Желание"" Т. Уильямса (1970), "Беседы с Сократом" Э.С. Радзинского (1975), "Леди Макбет Мценского уезда" по Н.С. Лескову (1979), "Закат" И.Э. Бабеля (1988) и др.

Полезные сервисы

гончаров, иван александрович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

И.А. Гончаров. Портрет работы И.Н. Крамского. 1874. Третьяковская галерея.

И.А. Гончаров. Портрет работы И.Н. Крамского. 1874. Третьяковская галерея.

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812 - 91), русский писатель. В романе "Обломов" (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". В романе "Обыкновенная история" (1847) конфликт между "реализмом" и "романтизмом" предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе "Обрыв" (1869) - поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада"" (1855 - 57) - своеобразный "дневник писателя"; литературно-критические статьи ("Мильон терзаний", 1872).

Полезные сервисы

гончарова

Сканворды для слова гончарова

- Жена Александра Пушкина.

- Во втором браке она взяла фамилию Ланская.

- В 1912 году она проиллюстрировала поэму Кручёных и Хлебникова «Игра в аду».

- По словам Пушкина отвергнутый этой женщиной Николай I в утешение завёл себе гарем из воспитанниц балетной школы.

Полезные сервисы

гончарова нат. сер

Гуманитарный словарь

ГОНЧАРО́ВА Нат. Сер. (1881-1962) - живописец, график, художник театра. В 1899 поступила в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества на отд. живописи, где встретилась с будущим супругом и творч. единомышленником М. Ларионовым. В ранний период испытала влияние фовизма ("Автопортрет с желтыми лилиями", 1907). Принимала участие в выставках ж. "Золотое руно", объединений "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Мишень". Осн. внимание уделяла темам, связанным с жизнью рус. деревни и города. Гротескная экспрессия, доведенный до максимального напряжения цвет, рубленые формы сближают жанровые произв. Г. с лубком ("Уборка хлеба", 1907, "Мытье холста", 1910, "Крестьяне, собирающие яблоки", 1911). Для творчества Г. характерно стремление к преодолению станковизма, поиск новых худож. возможностей в монументально-декорат. живописи и плакате ("Портрет Ларионова и его взводного", 1910-11). Сочувствовала идеям футуризма и синтетич. кубизма ("Натюрморт с окороком", "Фабрика", "Велосипедист", все - нач. 1910-х гг.), вместе с Ларионовым стала создателем т. н. лучизма и рус. примитивизма. В 1914 написала цикл литографий "Мистич. образы войны", свидетельствующие о родстве творчества Г. с экспрессионизмом. В 1914-24 Г. - одна из центр. фигур дягилевских "Рус. сезонов". Среди крупнейших европ. художников (в т. ч. П. Пикассо), сотрудничавших с дягилевской антрепризой в этот период, авторитет Г. был огромен. "Золотой петушок" перевернул всю совр. декорацию, весь подход к ней" (М. Цветаева). Для "Рус. сезонов" Г. оформила балеты "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова (1914), "Литургия" (1914, не осущ.), "Испания" на муз. Ж. Бизе (1916), "Свадебка" (1923) и "Жар-птица" (1926) И. Стравинского. В др. т-рах ею оформлены спектакли "Веер" К. Гольдони (1914, Камерный т-р), "Романтич. приключения итальянской балерины и маркиза" (1931, балетная труппа Б. Романова, Нью-Йорк), "Золушка" на муз. К. Эрланже (1938, Ковент-Гарден, Лондон), "Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского (1940, "Рус. балеты", Париж) и др. С 1914 жила в Париже.

Полезные сервисы

гончарова наталия сергеевна

Энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна - ГОНЧАРО́ВА Наталия Сергеевна (1881-1962), российская художница, живописец. С 1915 в Париже. Близким к примитивизму (см. ПРИМИТИВИЗМ) произведениям Гончаровой («Мытье холста», 1910) присущи лубочная экспрессия и яркая декоративность образов. Выступала как художник театра (спектакли «Русских сезонов»).

* * *

ГОНЧАРО́ВА Наталия Сергеевна [21 июня (2 июля) 1881, село Нагаево под Тулой - 17 октября 1962, Париж], российская художница, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Выдающаяся представительница русского авангарда начала 1910-х гг., один из самых ярких сценографов 20 века.

Наталия Гончарова происходила из рода пушкинских Гончаровых (двоюродная правнучка жены поэта). В 1901 поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры к С. М. Волнухину (см. ВОЛНУХИН Сергей Михайлович) и П. П. Трубецкому (см. ТРУБЕЦКОЙ Паоло), однако вскоре обратилась к занятиям живописью (класс К. А. Коровина (см. КОРОВИН Константин Алексеевич) ); затем оставила училище, но поддерживала с ним связь до 1909.

В начале творческого пути художница, по собственным словам, «более всего училась у современных французов»; выйдя замуж за выдающегося живописца М. Ф. Ларионова (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович), она полностью разделила его устремления и художественные взгляды, всегда оставаясь, однако, самостоятельной величиной в искусстве.

В 1907-11 гг. живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее).

Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме - привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество.

С начала 1910-х гг. Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма (см. КУБИЗМ) и футуризма (см. ФУТУРИЗМ) («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань). После кубофутуристического периода разрабатывала новое направление - изобретенный Ларионовым лучизм (см. ЛУЧИЗМ). Но и в «лучистских» полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, «Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария). В графике данного периода Гончарова чаще всего сочетала приемы лучизма и кубофутуризма - в этом ключе проиллюстрированы некоторые футуристические книги А. Е. Крученых (см. КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич) и В. Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир) («Мирсконца», М., 1912; «Игра в аду», М., 1912; «Взорваль», СПб., 1913; «Пустынники», М., 1913).

Начав выставляться с 1904, Гончарова в 1906 была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет» (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ). В 1911-12 - член группы «Ослиный хвост» (см. ОСЛИНЫЙ ХВОСТ), в 1913 входила в группу «Мишень». Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике» (см. СИНИЙ ВСАДНИК) (1912).

В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович) создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич) . Спектакль имел шумный успех в Париже; в 1915, приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с Ларионовым покинула Москву. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939).

Центр французского периода Гончаровой - театр. Вплоть до смерти Дягилева в 1929 она была одним из ведущих художников его антрепризы («Испания» М. Равеля, 1916; «Ночь на Лысой горе» М. П. Мусоргского, 1923, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского, 1926 и др.). Многие ее станковые вещи 1920-30-х гг. были связаны с миром театральной декорации или костюма. В 1920-е гг. и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными постановками.

В 1950-е гг. писала многочисленные натюрморты и полотна «космического цикла». Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х гг. - их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех крупных музейных собраниях мира.

Большой энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881-1962) - российский живописец. С 1915 в Париже. Близким к примитивизму произведениям Гончаровой ("Мытье холста", 1910) присущи лубочная экспрессия и яркая декоративность образов. Выступала как художник театра (спектакли "Русских сезонов").

Полезные сервисы

гончарова наталья сергеевна

Энциклопедический словарь

Гончаро́ва Наталья Сергеевна (1881-1962), российский живописец. С 1915 за границей (с 1918 в Париже). Близким к примитивизму произведениям Гончаровой («Мытьё холста», 1910) присущи лубочная экспрессия и яркая декоративность образов. Выступала как художник театра (спектакли Русских сезонов С. П. Дягилева).

Полезные сервисы

гончарова, наталья сергеевна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВА Наталья Сергеевна (1881 - 1962), российский живописец. С 1915 жила в Париже. Вместе со своим мужем М.Ф. Ларионовым стала одним из основателей русского примитивизма и так называемого лучизма (одного из первых опытов декоративного абстракционизма). Произведениям ("Мытье холста", 1910) присущи декоративная красочность и близкая русскому лубку выразительность. Оформляла спектакли в антрепризе С.П. Дягилева.

Полезные сервисы

гончаровский

Орфографический словарь

гончаро́вский (от Гончаро́в, Гончаро́ва)

Полезные сервисы