м.
Варенье из фруктов или ягод в виде густой однородной массы.
ДЖЕМ, -а (-у), м
Кушанье, представляющее собой ягоды или фрукты, сваренные в сиропе (концентрированном растворе сахара в воде или во фруктовом, ягодном соке), на меду или на патоке в виде густой однородной массы, употребляется в качестве сладкого блюда.
Кроме баночки с джемом, в холодильнике ничего не осталось. Из всех джемов, которые пробовал Наоки-сан, студент из Японии, больше всего ему понравился джем из красной рябины, которую он собирал вместе с преподавателем на озере Глухое.
ДЖЕМ -а; м. [англ. jam] Густое варенье из фруктов или ягод, представляющее собой однородную массу. Яблочный д. Фруктовый д. Приготовить, варить д. Намазать булку джемом. Подать торт с прослойкой из джема.
* * *
джем (англ. jam), пищевой продукт, получаемый увариванием плодов или ягод в сахарном сиропе до желеобразного состояния.
* * *
ДЖЕМ - ДЖЕМ (англ. jam), пищевой продукт, получаемый увариванием плодов или ягод в сахарном сиропе до желеобразного состояния.
ДЖЕМ (англ. jam) - пищевой продукт, получаемый увариванием плодов или ягод в сахарном сиропе до желеобразного состояния.
-а, м.
Густое варенье из фруктов или ягод, представляющее собой однородную
массу.
Яблочный джем. Фруктовый джем.
[англ. jam]
джем
- а, м. (англ. jam < to jam жать, давить).
Варенье из фруктов или ягод в виде густой однородной массы.
|| Ср. конфитюр.
- Какой сладкий продукт из ягод или фруктов часто намазывают на тосты?
- Густое варенье.
- Желе к чаю.
- Однородная густая масса, получаемая в результате варки фруктов с сахаром.
- Конфитюр.
- Ягоды в виде желе.
- Фильм Айвана Райтмана «Космический ...».
- ...-сейшн (импровизация в джазе).
ДЖЕМ-СЕЙШН - ДЖЕМ-СЕЙШН (англ. jam session), исполнение совместных импровизаций и экспромтов музыкантами, постоянно не играющими друг с другом, в джазе (см. ДЖАЗ), рок (см. РОК-МУЗЫКА)- и поп (см. ПОП-МУЗЫКА)-музыке.
ДЖЕМ-СЕШН [англ. jam session < jam - длительная остановка, затор + session - заседание, встреча] - муз. встреча джазовых музыкантов с целью совместных музыкальных импровизаций для собственного удовольствия. Ср. ТУСОВКА.
Джема́ль-ад-Дин аль-Афгани́ (1839-1897), мусульманский религиозно-политический деятель. Призывал к объединению мусульман во имя борьбы против западноевропейского влияния, идейный предшественник панисламизма.
* * *
ДЖЕМАЛЬ-АД-ДИН АЛЬ-АФГАНИ - ДЖЕМА́ЛЬ-АД-ДИН АЛЬ-АФГАНИ́ (1839-97), мусульманский религиозно-политический деятель. Призывал к объединению мусульман во имя борьбы против западно-европейского влияния, идейный предшественник панисламизма (см. ПАНИСЛАМИЗМ).
ДЖЕМАЛЬ-АД-ДИН АЛЬ-АФГАНИ (1839-97) - мусульманский религиозно-политический деятель. Призывал к объединению мусульман во имя борьбы против западно-европейского влияния, идейный предшественник панисламизма.
ДЖЕМАЛЬ-АД-ДИН АЛЬ-АФГАНИ (1839 - 97), мусульманский религиозно-политический деятель. Призывал к объединению мусульман во имя борьбы против западноевропейских колонизаторов. Его идеи наднациональной и надклассовой общности мусульман легли в основу панисламизма.
ДЖЕМБОРИ [англ. jamboree] - 1) международный слет скаутов (СКАУТ) для деловых встреч, отдыха с играми и развлечениями; 2) муз. джаз-д. - встреча джазовых музыкантов с широкой программой разнообразных выступлений.
Джемде́т-Наср - поселение эпохи энеолита (конец 4-го тысячелетия до н. э.) в 25 км к северо-востоку от Вавилона (Южный Ирак). Остатки многокомнатных жилищ, дворца или храма с пиктографическими табличками, печати, расписная керамика, каменные орудия и др. Дал название периоду додинастического Шумера, сменившему период Урук.
* * *
ДЖЕМДЕТ-НАСР - ДЖЕМДЕ́Т-НАСР, остатки энеолитического поселения кон. 4-го тыс. до н. э. близ Вавилона (Ирак). Жилые дома, остатки дворца, керамика, каменные орудия и др.
ДЖЕМДЕТ-НАСР - остатки энеолитического поселения кон. 4-го тыс. до н. э. близ Вавилона (Ирак). Жилые дома, остатки дворца, керамика, каменные орудия и др.
Дже́милев Усеин Меметович (р. 1946), химик, член-корреспондент РАН (1990). Труды в области металлокомплексного катализа, химии полициклических углеводородов и др.
Дже́милев Усеин Меметович (р. 1946), химик, член-корреспондент РАН (1990). Труды в области металлокомплексного катализа, химии полициклических углеводородов и др. Государственная премия СССР (1990).
ДЖЕМИЛЕВ Усени Меметович - ДЖЕМИ́ЛЕВ Усени Меметович (р. 1946), российский химик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Труды в области металлокомплексного катализа, химии полициклических углеводородов и др.
ДЖЕМИЛЕВ Усени Меметович (р. 1946) - российский химик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Труды в области металлокомплексного катализа, химии полициклических углеводородов и др.
ДЖЕМИНИ - «ДЖЕ́МИНИ» («Джеминай») (Gemini), серия американских 2-местных космических кораблей для полетов на околоземной орбите; программа их разработки. «Джемини» состоит из спускаемого аппарата (кабина космонавтов) и приборного отсека с тормозной двигательной установкой; некоторые «Джемини» имели стыковочный агрегат. Максимальная масса 3,8 т, объем кабины 2,33 м3. В 1965-66 совершены полеты 10 «Джемини» с 16 космонавтами (некоторые из них выходили в космос) и 2 беспилотных.
-----------------------------------
«Дже́мини» - «Джеминай» (Gemini), серия американских двухместных космических кораблей для полётов на околоземной орбите; программа их разработки. «Джемини» состоит из спускаемого аппарата (кабина космонавтов) и приборного отсека с тормозной двигательной установкой; некоторые «Джемини» имели стыковочный агрегат. Максимальная масса 3,8 т, объём кабины 2,33 м3. В 1965-66 совершены полёты 10 «Джемини» с 16 космонавтами (некоторые из них выходили в космос) и 2 беспилотных.
- Первая стыковка космических аппаратов была произведена на кораблях этой серии.
- Американский космический корабль.
- Вторая программа США пилотируемых космических полётов.
"ДЖЕМИНИ" ("Джеминай") (Gemini) - серия американских 2-местных космических кораблей для полетов на околоземной орбите; программа их разработки. "Джемини" состоит из спускаемого аппарата (кабина космонавтов) и приборного отсека с тормозной двигательной установкой; некоторые "Джемини" имели стыковочный агрегат. Максимальная масса 3,8 т, объем кабины 2,33 м³. В 1965-66 совершены полеты 10 "Джемини" с 16 космонавтами (некоторые из них выходили в космос) и 2 беспилотных.
прил.
1. соотн. с сущ. джем, связанный с ним
2. Свойственный джему, характерный для него.
3. Приготовленный из джема или с джемом.
м.
Вязаная, трикотажная фуфайка с круглым вырезом под горло без воротника и застёжки, надеваемая через голову.
ДЖЕ́МПЕР, джемпера, муж. (англ. jumper) (неол.). Вязаная шерстяная или шелковая кофта без застежек, надевающаяся через голову и плотно облегающая корпус.
ДЖЕ́МПЕР, -а, мн. -ы, -ов и -а́, -о́в, муж. Вязаная фуфайка без воротника, надевающаяся через голову.
| прил. джемперный, -ая, -ое.
ДЖЕ́МПЕР, -а, м
Предмет одежды для верхней части тела, вязаный, без воротника и без застежек, надеваемый через голову;
Син.: пуловер.
Иван пришел на свидание с Анной в новом ярко-синем джемпере.
ДЖЕ́МПЕР -а; м. [англ. jumper] Тонкий вязаный свитер без воротника (обычно с вырезом на груди) и без застёжек. Связать, надеть д. Д. из шотландской шерсти. Тёплый д. Лыжный, выходной д.
* * *
ДЖЕМПЕР - ДЖЕ́МПЕР (англ. jumper), вязаная мужская или женская кофта с рукавами, без воротника и без застежки (или с короткой застежкой у горловины), надеваемая через голову. Первоначально джемпер был только спортивной одеждой, но начиная с 1920-х гг. широко распространился как деталь костюма для отдыха, путешествий и т. п.
-а, м.
Вязаная кофта без воротника и без застежек, надеваемая через голову.
[Ольга] вошла в комнату, переоделась в будничное платье; серенькая юбчонка, голубой джемпер, мягкие туфли. Гладков, Энергия.
[англ. jumper]
1. дже́мпер, дже́мперы, дже́мпера, дже́мперов, дже́мперу, дже́мперам, дже́мпер, дже́мперы, дже́мпером, дже́мперами, дже́мпере, дже́мперах
2. дже́мпер, джемпера́, дже́мпера, джемперо́в, дже́мперу, джемпера́м, дже́мпер, джемпера́, дже́мпером, джемпера́ми, дже́мпере, джемпера́х
Джемпер - английское слово jumper означает прыгун. На заре своего существования джемпер был спортивной одеждой. Тут и спора нет: Только с 20-х годов XX века в джемперах стало принято появляться не только на спортивной площадоке. А в наши дни джемпер вполне может быть частью даже праздничного наряда.
- Вязаная кофта, одеваемая через голову.
- Трикотажная кофта без пуговиц.
- Название этого свитера без воротника происходит от слова, означающего «прыгун».
- Как назывался дамский пуловер в 1920-е годы?
ДЖЕМС (Джеймс) (James) Уильям (1842-1910) - американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Брат Г. Джеймса. Отвергая объективность истины, выдвинул "прагматический" критерий: истинно то, что отвечает практической успешности действия. Единственная реальность, по Джемсу, - непосредственный чувственный опыт. В психологии развил концепцию "потока сознания" - непрерывно сменяющихся целостных психических состояний; учение об эмоциях - один из истоков бихевиоризма.
ДЖЕМС Уильям (James, William)
УИЛЬЯМ ДЖЕМС
(1842-1910) американский философ и психолог, видный представитель прагматизма и функционализма. Родился в Нью-Йорке 11 января 1842. Отец Джемса - Генри Джемс, последователь Сведенборга, был человеком недюжинных интеллектуальных и литературных способностей и, родись он поколением позже, мог бы занять выдающееся место в плеяде творцов американской культуры. Уильям Джемс в этом отношении был более удачлив. Кроме того, он рос вместе с тремя талантливыми братьями и не менее талантливой сестрой в атмосфере, которая стимулировала его живую любознательность и независимый творческий темперамент. Занятия в школе он позднее расценивал как почти бесполезные, однако их восполняло внешкольное образование - чтение немецких, французских и английских книг, а также переписка с известными учеными. Несмотря на слабое зрение и болезненность, он легко получил степень доктора медицины в Гарвардской медицинской школе (1869). Как и многие блестящие молодые люди того времени, Джемс испытал сильное влияние материалистического детерминизма, который казался логически необходимым выводом из научного знания. Следствие этого учения - иллюзорность свободы воли (в любом ее понимании) - так поразило его ум, что под угрозой оказалась не только карьера, но сама жизнь будущего мыслителя. В это тяжелое для Джемса время, в 1869-1872, он знакомится с одной из работ Шарля Ренувье, и идеи французского философа придают ему силы, поскольку предлагают линию поведения и мышления, возвращающую уверенность в себе, веру в реальность своего Я и в способность индивидуума самостоятельно определять собственную жизнь. Вся последующая работа Джемса в сфере психологии и философии, гигантская по масштабам и весьма важная по содержанию, была развитием первоначального идейного импульса, который он получил в юности, - представления о человеке как о творце реальности, истины и ценностей. В 1872-1876 Джемс преподавал анатомию и физиологию в Гарвардском университете. От физиологии он перешел к психологии, а затем к философии, тем самым реализовав глубоко скрытые наклонности, о которых и сам не подозревал. В 1884 основал Американское общество парапсихологических исследований. В 1885 был назначен профессором психологии, а затем профессором философии Гарвардского университета. Когда в 1907 Джемс оставил преподавательскую деятельность, он написал своему брату Генри: "Невозможно выразить словами, как я рад избавиться от кошмара „профессорства". Мои обязанности как ходячей энциклопедии делали из меня какую-то подделку. Теперь я свободен и чувствую облегчение несказанное, буквально несказанное, я стал самим собой, после тридцати пяти лет рабства". В то время ему было шестьдесят пять лет. Джемс часто повторял, что понять любого автора легко, если попробовать взглянуть на вещи его глазами. Сам Джемс не строил систем; концептуальный замысел его "монолитной Вселенной" был точной антитезой цели, которую он преследовал. Он хотел углубиться, насколько возможно, во "всю парадоксальную физико-морально-духовную полноту" жизни. Для него было "что-то ужасное в удовлетворении, с которым чистая, но нереальная система захватывает рационалистический ум". Сам он пытался "со всей серьезностью взглянуть на огромную Вселенную конкретных фактов, страшно запутанных, неожиданных и жестоких, во всей их первозданности, и осмыслить мировую действительность в ее конкретной полноте". Прагматизм и радикальный эмпиризм Джемса, попытка разобраться в человеческом опыте в его природном и социальном контексте обнаруживают открытый и мужественный ум, стремление облегчить человеческую участь. Согласно этому подходу, мир существует в двух смыслах. Во-первых, имеется строй вещей, с которыми каждый из нас встречается в повседневной жизни. Во-вторых, мир существует в том смысле, что каждый человек создает свой собственный мир, как бы вырезая его из материала окружающей действительности. В Принципах психологии (The Principles of Psychology, 1890) Джемс сравнивает мир со статуей, которую скульптор высекает из мрамора. Наш мир изначально есть "хаос ощущений", "поток сознания"; это - "нейтральный" материал мышления любого человека. Мир, в котором мы живем, мы и наши предки "постепенно, неторопливыми ударами резца" высвободили из объективной данности. Взгляды Джемса получили название "радикального эмпиризма". В рамках этого общего мировоззрения главной была идея, занимавшая Джемса с юности. В своем, вероятно, первом опубликованном эссе он приходит к заключению: "Познающий - не просто зеркало, движущееся в мире и не имеющее точки опоры, пассивно отражающее то, с чем оно встречается. Познающий - это деятель; с одной стороны, он участвует в созидании истины, а с другой - описывает истину, которую сам создает". Вещи, заботящие человека, цели, к которым он стремится, его потребности - физические и духовные - играют важную роль в выводимых им заключениях. В Психологии (Psychology, 1892) Джемса подчеркивается, что ум есть инструмент в борьбе за выживание, причем за выживание, которое определено потребностями и идеалами того, кто хочет выжить. Поэтому особой работой ума является сочетание объективно данного с индивидуальными желаниями. Ум самого Джемса был превосходно приспособлен для решения этой трудной задачи, в нем сочетались природный дар и неустанная самодисциплина во имя интеллектуального, морального и религиозного служения своим соотечественникам и всему человечеству. Джемс считал, что смысл понятий заключен в поведении, которое они предполагают. Кроме того, он полагал, что решающим фактором в выборе человеком того или иного верования (в отсутствие каких-либо объективных оснований для выбора) является "воля к вере". Согласно Джемсу, истина - не некое статическое качество истинных идей, но то, что случается с идеей, когда искатель истины подвергает ее настоящему испытанию. Джемс также считал, что сознание - это не особая сущность, а функция, инструмент выживания человека. Как и Ч.С.Пирс, Джемс - прагматист, и он формулирует свою позицию следующим образом: "Метод прагматизма пытается интерпретировать каждое понятие, прослеживая его практические последствия... Если он не обнаруживает различия в практических последствиях" двух альтернатив, то они "означают практически одно и то же, и всякая дискуссия теряет смысл". Пирс рассматривал прагматизм как своего рода математический метод, в то время как Джемса прежде всего интересовали его этические и религиозные аспекты. В Воле к вере он пишет, что "мы имеем право верить на свой страх и риск любой гипотезе, достаточно правдоподобной, чтобы ввести в искушение нашу волю", т.е. если она не поддается интеллекту. Рассуждая о религиозном скептицизме, он пишет: "Мы не можем отделаться от вопроса, оставаясь на позиции скептицизма... потому что, оставаясь правыми в случае, если религия неверна, мы уходим от блага, если религия истинна, и это столь же достоверно, как в случае, если бы мы прямо решили встать на путь неверия". В 1907 в Лоуэлловских лекциях Джемс утверждал: "согласно прагматизму, если гипотеза о существовании Бога успешно "работает", в самом широком смысле слова, то она истинна", и выдвинул подход, названный им "прагматистским или мелиористским" теизмом, достигающим компромисса между абсолютизмом и материализмом. В тех же лекциях он говорит об истине как об удобном средстве мышления, а далее отождествляет истину с проверяемостью. Этические исследования философа свидетельствуют об универсальности его ума и в то же время о чем-то вроде слепого пятна в его моральных представлениях. Сопереживая человеческому страданию, Джемс почти не обращал внимание на социальные условия, зачастую являющиеся причиной страданий, его скорее восхищали неустанная энергия, благородство и героизм человека перед лицом жизненных трудностей. "Имеется лишь одна безусловная заповедь, - настаивал он, - и состоит она в том, что мы должны непрестанно, игнорируя охватывающие нас страх и трепет, искать решения и совершать поступки, которые ведут к наибольшему количеству блага в нашем его понимании". Джемс почти не замечал необходимости экономического и социального переустройства для того, чтобы эта "Вселенная блага" превратилась в реальность. В вопросах веры он был на стороне религии, потребность же в различных религиях объяснял наличием двух типов человеческого характера: "твердого" и "мягкого". (Мыслители "мягкого" характера рационалисты (следуют принципам), интеллектуалы, идеалисты, оптимисты, религиозны, верят в свободу воли, монисты и догматики. Мыслители "твердого" характера эмпирики (следуют фактам), сенсуалисты, материалисты, пессимисты, неверующие, фаталисты, плюралисты и скептики.) Отстаивая строго научный подход к анализу фактов, Джемс писал: "Мне всегда казалось, что ради соблюдения справедливости в отношении различных родов опыта мы должны позволить мистическому экстазу иметь свой голос в общем хоре". Он не соглашался с трактовкой человеческого опыта как высшей формы опыта, существующего во Вселенной. Религиозный опыт говорит нам, что "высшие силы существуют и действуют во имя спасения мира, руководясь идеалами, которые сходны с нашими собственными представлениями о добре". Главные труды Джемса: Принципы психологии (The Principles of Psychology, 1890); Воля к вере (The Will to Believe, 1897); Многообразие религиозного опыта (The Varieties of Religious Experience, 1902); Прагматизм (Pragmatism: A New Name for Old Ways of Thinking, 1907); Вселенная с плюралистической точки зрения (A Pluralistic Universe, 1909); Значение истины (The Meaning of Truth, 1909); Некоторые проблемы философии (Some Problems in Philosophy, 1911); Очерки радикального эмпиризма (Essays in Radical Empiricism, 1912). Умер Джемс в Чокоруа (шт. Нью-Гэмпшир) 26 августа 1910.
ЛИТЕРАТУРА
Джемс У. Научные основы психологии. СПб, 1902 Джемс У. Зависимость веры от воли. СПб, 1904 Джемс У. Прагматизм. СПб, 1910 Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911 Джемс У. Психология. М., 1991 Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993 (репринт 1910)
Джемсони́т - минерал класса сульфидов, Pb4FeSb6S14. Свинцово-серые игольчатые и другие кристаллы, зернистые массы. Твердость 2-3; плотность 5500-6000 кг/м3. По происхождению - гидротермальный. Руда свинца.
* * *
ДЖЕМСОНИТ - ДЖЕМСОНИ́Т, минерал класса сульфидов (см. СУЛЬФИДЫ ПРИРОДНЫЕ) , Pb4FeSb6Sb14. Свинцово-серые игольчатые и другие кристаллы, зернистые массы. Твердость 2-3; плотность 5500-6000 кг/м3. По происхождению - гидротермальный (см. ГИДРОТЕРМАЛЬНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ) . Руда свинца.
ДЖЕМСОНИТ - минерал класса сульфидов, Pb4FeSb6Sb14. Свинцово-серые игольчатые и другие кристаллы, зернистые массы. Твердость 2-3; плотность 5500-6000 кг/м³. По происхождению - гидротермальный. Руда свинца.
ДЖЕМШИДЫ - см. в ст. Чараймаки.