Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

иран

Энциклопедический словарь

Ира́н - Исламская Республика Иран (Джомхурийе Эсламийе Иран) (до 1935 Персия), государство в Юго-Западной Азии. 1,65 млн. км2. Население 62,2 млн. человек (1996); персы, а также азербайджанцы, курды и др. Городского населения 59%. Официальный язык - персидский (фарси). Государственная религия - ислам (шиитского толка). Административно-территориальное деление; 24 остана (провинции). Столица - Тегеран. По конституции высшее официальное лицо - Руководитель или Руководящий совет. Высший официальный пост - президент. Законодательная власть - у однопалатного Собрания исламского совета (меджлиса).

Омывается на юге и юго-западе Оманским и Персидским заливами, на севере - Каспийским морем. Большая часть Ирана - Иранское нагорье. На севере - хребет Эльбурс (вулкан Демавенд, 5604 м), на юго-западе - горная система Загрос. Климат субтропический, сухой (в Тегеране средние температуры января 2°C, июля 29°C), на побережьях Персидского и Оманского заливов тропический (в Джаске соответственно 19 и 32°C). Осадков на большей части Ирана до 500 мм, на северных склонах Эльбурса и на Южно-Каспийской низменности до 2000 мм в год. Реки - Карун, Сефидруд; озёра - Урмия и Хамун. Преобладают пустыни и полупустыни; на северных склонах Эльбурса - влажные широколиственные леса. Национальные парки: Кевир, Гулистан, Урмия, Центральноэльбурсский и др.

В начале 3-го тысячелетия до н. э. на территории Ирана сложились древнейшие государственные образования; в середине VI в. до н. э. - государство Ахеменидов. В III-VII вв. н. э. при Сасанидах началась феодализация иранского общества. В середине VII в. Иран завоевали арабы. В середине XI-XII вв. под властью Сельджуков, в XIII - середине XIV вв. - монгольской династии Хулагуидов. В начале XVI в. утвердились Сефевиды (до 1736), с конца XVIII в. - Каджары (до 1925). В последней трети XIX - начале XX вв. Иран превратился в полуколонию (главным образом Великобритании и России). С 1925 у власти династия Пехлеви. Со второй половины 30-х гг. началось проникновение в Иран Германии. Во время 2-й мировой войны (в августе 1941) на территорию Ирана были введены советские и английские войска (выведены в конце 1945 - мае 1946). Прозападная ориентация шахского режима и его политика модернизации страны вызывали нарастающее сопротивление религиозных кругов, стремившихся восстановить в Иране фундаментальные ценности ислама. В 1979 шах (Мохаммед Реза Пехлеви, с 1941) был вынужден покинуть страну. Вернувшийся из ссылки (с 1964) лидер шиитов аятолла Хомейни провозгласил Исламскую Республику Иран. В конце 1979 обострились отношения Ирана с Ираком, которые с 1980 переросли в вооружённый конфликт (в 1988 достигнуто перемирие). После смерти Хомейни (1989) руководство Ирана начало проводить прагматические реформы, во внешней политике наметился курс на вывод Ирана из международной изоляции.

Иран - аграрно-индустриальная страна с развитой нефтяной промышленностью. Доля в ВВП (1994/95, %): сельское хозяйство 21,3, промышленность 32,7 (в том числе нефтегазодобывающая 18,7). Добыча нефти, газа, угля, хромитов, свинцово-цинковых, медных, марганцевых и железных руд. Производство электроэнергии 82 млрд. кВт·ч (1994/95). Нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия. Чёрная и цветная металлургия. Машиностроение и металлообработка. Пищевкусовая, текстильная промышленность. Кустарно-ремесленное производство (ковры, метизы). Главные продовольственные культуры - зерновые (пшеница, ячмень, рис), бобовые; технические - хлопчатник, сахарная свёкла, сахарный тростник, табак, чай. Плодоводство, бахчеводство, виноградарство, посадки ореховых и фисташковых деревьев. Экстенсивное животноводство (овцы, козы, крупный рогатый скот, верблюды и др.). Шелководство. Морское рыболовство. Длина (1994, тыс. км) железных дорог 5,1, автодорог 151,5. Тоннаж морского торгового флота 8345 тыс. т. дедвейта (1992). Главные порты Персидского залива: Хорремшехр, Бендер-Хомейни, Бушир, Харк, Абадан, Бендер-Махшехр; на Каспийском море - Энзели, Ноушехр. Экспорт: нефть и нефтепродукты (95-99% стоимости), ковры, икра и др. Основные внешнеторговые партнёры: Германия, Италия, Кувейт, ОАЭ и др. Денежная единица - риал.

Иран.

* * *

ИРАН - ИРА́Н, Исламская республика Иран (Jomhuri-ye Eslami-ye Iran) (до 1935 Персия), государство в Юго-Западной Азии. Включает острова Кешм, Ормуз, Харк и др. в Оманском и Персидском заливах. Площадь 1,65 млн км2. Население 65,4 млн человек (2007). Столица Тегеран (см. ТЕГЕРАН). Крупные города: Исфахан (см. ИСФАХАН), Шираз (см. ШИРАЗ (город)), Тебриз (см. ТЕБРИЗ), Урмия (см. УРМИЯ (город)), Абадан (см. АБАДАН), Хорремабад (см. ХОРРЕМАБАД), Керман (см. КЕРМАН), Мешхед (см. МЕШХЕД).

Государственное устройство

После Исламской революции 1979 государственная власть осуществляется независимыми друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властями. Все они находятся под контролем религиозного лидера - аятоллы (см. МУДЖТАХИД). Аятолла избирается священнослужителями, составляющими Совет Старейшин, пожизненно. Во главе исполнительной власти находится президент, он является председателем кабинета министров. Президент избирается всеобщим прямым голосованием. Высший законодательный орган - Собрание исламского совета (меджлис) - представляет собой однопалатный парламент.

Административно-территориальное деление

27 останов (провинций).

Население

В Иране проживает более 60 народов, этнических групп и племен. Основная этническая общность - персы - составляет большую часть городского населения, они проживают в центральных и южных частях страны. К северу живут этнически близкие к ним гилянцы, мазендеранцы, талыши, к западу - курды, луры, бахтиары, к востоку - пуштуны, белуджи, таджики. Вторая по величине этническая общность - тюркская, это азербайджанцы, живут на северо-западе страны, образуя большинство в двух останах. Арабы - на островах Персидского залива и в провинции Хузестан. Требования арабов о предоставлении им автономии послужили одним из поводов к началу ирано-иракской войны. Борьбу за автономию ведут и курды.

Официальный язык фарси (персидский). Государственная религия - ислам шиитского толка. Мусульмане-шииты составляют 89%, мусульмане-сунниты 10%, зороастрийцы и христиане 1%. После Исламской революции 1979 г. широко распространился арабский язык как язык Корана.

Городское население 59%. Плотность населения 41,4 чел./км2.

Природа

Большая часть территории Ирана расположена в пределах Иранского нагорья, его внутренние районы - плоскогорья и высокие равнины с пустынями Деште-Кевир, Деште-Лут и др. На севере - хр. Эльбурс (см. ЭЛЬБУРС) (высота до 5604 м, вулкан Демавенд), отделенный от Каспийского моря узкой полосой низменности, на северо-западе - восточная часть Армянского нагорья, на юго-западе и юге - хребты системы Загрос и Южно-Иранских гор, отделяющие внутренние районы Ирана от Месопотамской низменности и Аравийского моря; по побережьям Персидского и Оманского заливов - пустыня Гермсир. На севере и востоке страны - Туркмено-Хорасанские и Восточно-Иранские горы. Климат в основном субтропический континентальный, на побережье Персидского и Оманского заливов - тропический жаркий. На Иранском нагорье сумма осадков не превышает 100-200 мм в год, в некоторых пустынных внутренних районах осадков не бывает по нескольку лет подряд.

Реки преимущественно маловодны. Единственная судоходная р. Карун (приток р. Шатт-эль-Араб), значительная р. Сефидруд (впадает в Каспийское море). Крупные озера - Урмия и Хамун. В составе растительности - формации нагорных ксерофитов, пустынь и полупустынь (исключая сев. склоны Эльбурса, почти сплошь занятые влажными широколиственными лесами). Леса занимают 7% территории. Нац. парки - Кевир, Гулистан, Урмия, Центральноэльбурсский и др.; крупный заказник Туран. Иран - последнее место обитания азиатского гепарда. Среди других крупных млекопитающих встречались изредка тигры, гималайские медведи.

Экономика

Доминирующей отраслью в экономике Ирана является нефтедобывающая и нефтегазоперерабатывающая. Ведущая роль принадлежит государственным предприятиям, так как после 1979 была принята концепция «исламской экономики», близкая к распределительной социалистической модели. Ведется также добыча угля, хромитов, свинцово-цинковых, медных, марганцевых и железных руд. ВВП на душу населения 8700 долларов (2006).

Основное занятие населения - сельское хозяйство. Земледелие дает 3/5 стоимости сельскохозяйственной продукции, но большая часть земель мало плодородна и страдает от отсутствия пресной воды для орошения. Среди экспортных товаров - орехи, знаменитые персидские ковры. На внутренний и внешний рынок идет продукция рыболовства (Иран поставляет на мировой рынок черную икру). Ок. 1/3 населения, преимущественно молодежи - безработные.

Денежная единица - риал.

Исторический очерк

На нынешней территории Ирана наблюдается почти непрерывная преемственность государственности, начиная с древнейших времен. В сер. 6 в. до н. э. Персидская держава Ахеменидов (см. АХЕМЕНИДЫ) завоевала большинство земель Среднего и Ближнего Востока, в 5-4 вв. попыталась завоевать Грецию. Александр Македонский (см. АЛЕКСАНДР Македонский) победил последнего царя из династии Ахеменидов в 331 г. до н. э. и включил персидские земли в свою империю. После смерти Александра большая часть собственно персидских земель досталась Селевкидам и попала под влияние эллинистической культуры. На обломках царства Селевкидов мощную державу создали парфяне (см. ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО), близкие к персам по культуре. Парфянское царство было соперником Рима. В 3-7 вв. н. э. династия Сасанидов (см. САСАНИДЫ), отложившись от парфян, вновь создала персидскую державу, боровшуюся с Римом и Византией. Цари Сасанидов приняли титул шахиншаха - царя царей. В сер. 7 в. Персия вошла в Арабский халифат (см. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ) и население приняло ислам. Несколько волн завоевателей сменяли друг друга. В нач. 16 вв. в Персии утвердились Сефевиды (см. СЕФЕВИДЫ) (до 1736), с кон. 18 в. - Каджары (см. КАДЖАРЫ) (до 1925). В последней трети 19 в. - нач. 20 вв. Иран стал объектом соперничества между Великобританией и Россией. В 1828 здесь был убит А. С. Грибоедов (см. ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич), но русское влияние оставалось сильным вплоть до 1917. В 1921 Великобритания, стремясь полностью подчинить себе Персию, посадила на шахский престол своего ставленника, военного министра Реза Пехлеви. Династия Пехлеви, в довоенный период ориентируясь на Германию, в послевоенное время повернулось за США. Правительство М. Мосаддыка (см. МОСАДДЫК Мохаммед), стремившегося к независимости и начавшего национализацию нефтяной отрасли, в 1953 было свергнуто ЦРУ. Но шахская политика модернизации и вестернизации страны вызвала нарастающее сопротивление религиозных кругов, стремившихся восстановить в Иране фундаменталистские ценности ислама.

В 1979 шах (Мохаммед Реза Пехлеви (см. МОХАММЕД РЕЗА ПЕХЛЕВИ), с 1941) был вынужден покинуть страну. Вернувшийся из ссылки (с 1964) лидер шиитов аятолла Хомейни (см. ХОМЕЙНИ Рухолла Мусави) провозгласил Исламскую Республику Иран. В конце 1979 обострились отношения Ирана с Ираком, которые в 1980-1988 переросли в вооруженный конфликт (в 1988 достигнуто перемирие). После смерти лидера революции Р. М. Хомейни в 1989 избран второй аятолла - С. А. Хаменеи (см. ХАМЕНЕИ Сейед Али). Руководство Ирана начало проводить прагматические реформы, но популярный среди более молодого населения президент А. А. Хашеми-Рафсанджани не обладал достаточной полнотой власти, чтобы преодолеть сопротивление мулл и отменить самые одиозные постановления мусульманского духовенства. На выборах 2005 президентом избран представитель консервативных кругов М. Ахмадинеджад. Его резкие заявления по поводу политики США и Израиля неоднократно вызывали волнения в мировом сообществе. Иран последовательно заявляет о своем праве на развитие ядерной энергетики, что привело к росту напряженности в отношениях с США и другими странами, которые неоднократно озвучивали мнение, что обогащение урана в Иране будет использовано для создания ядерного оружия.

Национальный праздник - 11 февраля (День революции).

Большой энциклопедический словарь

ИРАН - Исламская Республика Иран (Джомхурийе Эсламийе Иран) (до 1935 Персия), государство в Юго-Зап. Азии. 1,65 млн. км². население 61 млн. человек (1993); персы, а также азербайджанцы, курды и др. Городское население ок. 57% (1992). Официальный язык - персидский (фарси). Государственная религия - ислам (шиитского толка). Административно-территориальное деление: 24 остана (провинции). Столица - Тегеран. По конституции высшее официальное лицо - Руководитель или Руководящий совет. Высший официальный пост - президент. Законодательная власть - у однопалатного Собрания исламского совета (меджлиса). Омывается на юге и юго-западе Оманским и Персидским зал., на севере - Каспийским м. Большая часть Ирана - Иранское нагорье. На севере - хр. Эльбурс (вулкан Демавенд, 5604 м), на юго-западе - горная система Загрос. Климат субтропический, сухой (в Тегеране средние температуры января 2 .С, июля 29 .С), на побережьях Персидского и Оманского зал. тропический (в Джаске соответственно 19 и 32 .С). Осадков на большей части Ирана до 500 мм, на северных склонах Эльбурса и на Южно-Каспийской низм. до 2000 мм в год. Реки Карун, Сефидруд; озера - Урмия и Хамун. Преобладают пустыни и полупустыни; на северных склонах Эльбурса - влажные широколиственные леса. Национальные парки: Кевир, Гулистан, Урмия, Центральноэльбрусский и др.

В нач. 3-го тыс. до н. э. на территории Ирана сложились древнейшие государственные образования; в сер. 6 в. до н. э. - государство Ахеменидов. В 3-7 вв. н. э. при Сасанидах началась феодализация иранского общества. В сер. 7 в. Иран завоевали арабы. В сер. 11-12 вв. - под властью Сельджуков, в 13 - сер. 14 вв. - монгольские династии Хулагуидов. В нач. 16 в. утвердились Сефевиды (до 1736), с конца 18 в. - Каджары (до 1925). В последней трети 19 - нач. 20 вв. Иран превратился в полуколонию (главным образом Великобритании и России). В ходе иранской революции 1905-11 была провозглашена конституция, созван парламент (меджлис). В 1908 шах Мохаммед Али произвел переворот. Восстание в Тебризе 1908-09 было подавлено. В 1920 установлены дипломатические отношения с РСФСР и в 1921 заключен советско-иранский договор. В 1925 у власти династия Пехлеви. Со 2-й пол. 30-х гг. началось проникновение в Иран Германии. Во время 2-й мировой войны (в августе 1941) на территории Ирана были введены советские и английские войска (выведены в кон. 1945 - мае 1946). Развернувшееся с сер. 40-х гг. 20 в. демократическое и антиимпериалистическое движение было подавлено. К нач. 60-х гг. в Иране обострилось экономическое и внутриполитическое положение. В этих условиях шахское правительство приступило с нач. 60-х гг. к осуществлению реформ с целью укрепления монархического режима и военной мощи. Прозападная ориентация шахского режима и его политика модернизации страны вызывали нарастающее сопротивление религиозных кругов, стремившихся восстановить в Иране фундаментальные ценности ислама. В 1979 шах (Мохаммед Реза Пехлеви, с 1941) был вынужден покинуть страну, вернувшийся из ссылки (с 1964) лидер шиитов аятолла Хомейни провозгласил Исламскую Республику Иран. В кон. 1979 обострились отношения Ирана с Ираком, которые с 1980 переросли в вооруженный конфликт за преобладание влияния в Персидском зал. (в 1988 достигнуто перемирие). После смерти Хомейни (в 1989) руководство Ирана начало проводить прагматические реформы, во внешней политике наметился курс на вывод Ирана из международной изоляции. Иран - аграрно-индустриальная страна с развитой нефтяной промышленностью. Доля в ВВП (1991/92, %): сельское хозяйство 24, промышленность 24,2 (в т. ч. нефтегазодобывающая - 8,2). Добыча нефти, газа, угля, хромитов, свинцово-цинковых, медных, марганцевых и железных руд. производство электроэнергии 64 млрд. кВт.ч (1991/92). Нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия. Черная и цветная металлургия. Машиностроение и металлообработка. Пищевкусовая, текстильная промышленность. Кустарно-ремесленное производство (ковры, метизы). Главные продовольственные культуры - зерновые (пшеница, ячмень), рис, бобовые; технический хлопчатник, сахарная свекла, сахарный тростник, табак, чай. Плодоводство, бахчеводство, виноградарство, посадки ореховых и фисташковых деревьев. Экстенсивное животноводство (овцы, козы, крупный рогатый скот, верблюды и др.). Шелководство. Морское рыболовство. Длина (1991, тыс. км) железных дорог 4,6, автодорог 151,5. Тоннаж морского торгового флота 8345 тыс. т дедвейт (1992). Главные порты Персидского зал.: Хорремшехр, Бендер-Хомейни, Бушир, Харк, Абадан, Бендер-Махшехр; на Каспийском м. - Энзели, Ноушехр. Экспорт: нефть и нефтепродукты (95-99% стоимости), ковры, икра и др. Основные внешнеторговые партнеры: Германия, Италия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и др. Денежная единица - риал.

Полезные сервисы

иран. государство и политика

Энциклопедия Кольера

Общая характеристика. Исламская революция в Иране (1978-1979), которая привела к падению монархии, явилась результатом полуторавекового процесса социально-экономических преобразований. Этот процесс породил множество противоречий и внес разлад в иранское общество, прежде всего между светскими реформаторами и мусульманскими традиционалистами. Стимулом преобразований послужил ряд конфликтов с западными державами в начале 19 в., в результате которых за период с 1804 по 1828 Иран потерял все свои закавказские территории, отошедшие к России. В середине 19 в. Иран стал ареной борьбы за сферы влияния между Россией и Великобританией. Откликом иранского общества на создавшееся положения стал анализ причин деградации страны и поиск путей преодоления кризиса. Этот поиск породил два течения: 1) светских реформаторов, считавших, что стагнация Ирана вызвана авторитарным, деспотическим правлением шаха; для возрождения Ирана, считали они, необходимы религиозные и политические реформы по западному образцу, переход к конституционной форме правления и власти закона; 2) мусульманских традиционалистов, считавших, что причиной отсталости Ирана стал отход от исламских ценностей и, как следствие, усиление иностранного влияния; рецептом выхода из кризиса объявлялось строгое следование законам шариата. Раскол стал очевиден во время событий 1905-1907, когда светские реформаторы потребовали установления конституционной формы правления (хокоумат-е-машруте), а исламские традиционалисты выступили за его шариатскую форму (хокоумат-е-машруа). Принятая в 1906 Конституция страны стала выражением компромисса между двумя подходами. В ней был провозглашен суверенитет народа и основные его права. В то же время статья 5 Конституции 1906 предоставляла духовенству определенное число мест в парламенте с тем чтобы гарантировать соответствие законодательства страны исламским догматам. В дальнейшем, особенно при монархах династии Пехлеви (1925-1978), это положение Конституции не соблюдалось, и проводилась политика, направленная на секуляризацию иранского общества, системы образования и судоустройства. Против нововведений, грозивших разрушить основы власти духовенства, высказалось мусульманское духовенство. Одним из самых непримиримых оппонентов намечавшихся преобразований стал аятолла Рухолла Хомейни. В 1964 за организацию антишахских выступлений, в том числе направленных против проведения земельной реформы и участия женщин в выборах, Хомейни был выслан в Ирак. Однако вместо соблюдения конституционных норм двор вернулся к традиционному авторитарному правлению, в результате от власти отвернулась самая образованная и политически активная часть населения, что привело к победе революции 1978-1979.

Исламская республика. Различные светские и религиозные слои, объединившиеся в схватке с Пехлеви, имели совершенно разные взгляды на политическую систему, призванную придти на смену прежней монархии. В итоге в течение первых двух лет после свержения шаха в иранском обществе шла борьба между группировками. В конечном счете верх одержали исламисты, и в марте 1979 жителям страны предложили выбор: высказаться за или против исламской республики. Иранцы проголосовали за введение исламской республики.

Конституция 1979. В основу всех сторон жизни страны были положены мусульманские принципы. Отсюда следовало, что управлять Ираном могли лица, сведущие в исламе - улемы. Верховный религиозный руководитель (факих) осуществляет опеку (велаят) над всей системой власти и страной в целом. Таким образом, реализуется концепция велаят-е-факих, являющаяся краеугольным камнем исламского государственного устройства. Руководитель становится высшим арбитром по различным вопросам внутренней и внешней политики. Он назначает командующих вооруженными силами и Корпуса стражей исламской революции, а также членов Совета попечителей - органа, призванного гарантировать, что все законодательные акты соответствуют принципам ислама. Ему также предоставлено право объявлять войну и заключать мир. В соответствии с Конституцией 1979, Руководитель должен быть авторитетным лидером (марья-е-теклид). По Конституции 1979, высшая исполнительная власть включает президента и премьер-министра. Законодательная власть принадлежит Национальному консультативному собранию (меджлис-е-шура-е-мелли). В него сроком на 4 года входили 270 человек. Функции меджлиса включали разработку, обсуждение и принятие законодательных актов, предложенных правительством. Меджлис утверждал Совет министров по представлению президента и располагал правом делать запросы членам кабинета. При выражении недоверия правительство или отдельные министры должны были подавать в отставку.

Совет попечителей. Статья 91 Конституции 1979 (в Конституции 1906 была сходная статья 5) предусматривала создание Совета попечителей, в задачу которого входила проверка всех законодательных актов на соответствие исламским законам. Совет попечителей состоял из 6 "беспристрастных религиозных лидеров", назначаемых Руководителем, и 6 юристов, избираемых меджлисом и специализирующихся в различных областях права. В соответствии с Конституцией 1979, была создана новая судебная система, включавшая три основных инстанции. Первым из них было Министерство юстиции, занимавшееся фактически только передачей жалоб и заявлений в различные судебные учреждения и поддержанием связи между исполнительной и законодательной ветвями власти. Министр юстиции назначался премьер-министром из списка кандидатов, предлагавшимся ему Высшим советом юстиции. Согласно Конституции, главным судебным органом признавался Высший совет юстиции, в состав которого входили председатель Верховного суда, Генеральный прокурор (на эту должность, как и в члены Верховного суда, назначаются только священнослужители и богословы) и три высших муджтахита (богослова). Глава 3 Конституции 1979 гарантировала права человека, трактуя их в соответствии с постулатами ислама. Еще одним важным органом исламской системы государственного устройства в Иране стал Совет целесообразности (шура-е-меслахат), который не был предусмотрен Конституцией и появился позднее. В его задачу входит решение всех идеологических разногласий, которые могут возникнуть в руководстве, с тем чтобы обеспечить сохранение интересов страны, даже если при этом и будут нарушены какие-либо религиозные нормы.

Пересмотр Конституции 1979. Политическая система, установленная Конституцией 1979, содержала противоречия. Часть из них проистекала из самой природы шиитских политических представлений и правовых принципов, а часть - из неопределенности в распределении полномочий между президентом и премьер-министром. По мере ухудшения состояния здоровья Хомейни стало ясно, что Конституция 1979 требует пересмотра. Своим письмом от 24 апреля 1989 Хомейни создал специальную группу в составе 20 членов, в задачи которой входил пересмотр ряда положений конституции.

Требования, предъявляемые к Руководителю. Самой трудной проблемой для 20 членов группы, получившей название Совет по переоценке Конституции Исламской Республики Иран, стало определение того, по каким критериям должен выбираться преемник Хомейни. По Конституции 1979, Руководитель должен быть авторитетным лидером. Однако в шиитской традиции отсутствуют какие-либо нормативные правила определения авторитетности. К моменту кончины Хомейни в июне 1989 все еще действовавшие заслуженные лидеры были слишком стары, чтобы занять пост Руководителя. При этом многие из них не одобряли института велаят-е-факих, не говоря уже о том, что выбор преемника Хомейни не был чисто религиозной проблемой. В конечном счете, в результате компромиссов и споров была выработана формула, по которой функции "руководителя" (рехбариат) были отделены от функций "авторитетного лидера" (мерьяйят). В соответствии с достигнутым согласием, Руководитель не обязан быть авторитетным лидером, от него требуется лишь обладать достаточным опытом, чтобы им стать. Подобные интеллектуальные упражнения доказывают, что должность Руководителя несет в основном политическую, а не богословскую нагрузку. Этот компромисс привел к тому, что на протяжении 1990-х годов многие деятели, как светские, так и религиозные, предлагали либо упразднить институт велаят-е-факих, либо выбирать и смещать Руководителя через процедуру всеобщего волеизъявления. В настоящее время его избирает Собрание экспертов, состав которого формируется по результатам всенародного голосования из кандидатов, одобренных Советом попечителей. В результате пересмотра Конституции был отменен пост премьер-министра и созданы предпосылки для перехода к президентской республике. Пока же власть президента сильно ограничена полномочиями Руководителя и меджлиса. При пересмотре Конституции было изменено и официальное наименование иранского парламента, из Национального консультативного собрания ставшего Собранием исламского совета. Конституция 1979 создала коллективную судебную систему, которая оказалась громоздкой и неэффективной, в частности, из-за расхождений между членами Высшего совета юстиции по вопросам толкования исламских законов. Поправка к Статье 157 заменила Высший совет "беспристрастным и мудрым муджтахидом, хорошо знакомым с судебной системой". Срок полномочий верховного судьи - пять лет. Пересмотренная Конституция предусматривает создание Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ). Статья 176 Конституции возлагает на ВСНБ определение государственной политики, определяемой Руководителем. Председательствует в ВСНБ президент. В заседаниях Совета в качестве его членов участвуют руководители трех ветвей власти, глава Совета верховного командования вооруженными силами, ответственный за государственный бюджет и планирование, два представителя Руководителя, министры внутренних дел и информации, министр правительства в зависимости от круга рассматриваемых вопросов и командующий Корпусом стражей исламской революции.

Региональные и местные органы власти. Страна разделена на 24 остана (провинции), во главе которых стоят генерал-губернаторы, назначаемые министром внутренних дел. Останы делятся на шахрестаны - местные административные единицы, включающие города и примыкающую сельскую округу. Управляются шахрестаны чиновниками, которые частично назначаются, а частично избираются. Наиболее влиятельным политическим лицом в шахрестане является имам-жоме, или главный пятничный священник, выполняющий роль местного представителя Руководителя.

Политические организации и движения. Исламская революция 1979 свершилась в результате соединения усилий различных светских и исламских сил, которых объединяло лишь стремление отстранить шаха от власти. Значительные расхождения во взглядах на будущее страны имелись даже в рядах самих исламистов. Наиболее серьезный идеологический и политический вызов исламистам был брошен левоисламистской организацией Моджахедин-е-Халк ("Организация борцов за святое дело иранского народа"), которая исповедовала идеологию, основанную на марксизме, и использовала для общения с "массами" язык, заимствовавший шиитские символы. Моджахеды открыто выступили против исламского режима, подняв восстание в июне 1981, когда Иран вел тяжелую войну с Ираком. Восстание было подавлено, а лидеры организации, включая Масуда Раджави, бежали в Ирак, где выступили в поддержку его агрессии против Ирана. Представители этой организации, ныне называющие себя Движением национального сопротивления Ирана, сумели создать на иракской территории военную базу и небольшую армию, которая периодически осуществляет террористические акты в Иране. Движение ведет активную деятельность в США и Европе, где пытается избавиться от образа партизанской и марксистской организации. Крупнейшей левой светской организацией страны длительный период была Народная партия Ирана (Туде), которая поддержала исламистов, полагая. что возглавленная ими революция станет первым шагом на пути к подлинно социалистической революции. Определенные круги внутри правящей верхушки также симпатизировали Туде. Однако, опасаясь возможного проникновения представителей этой партии в военный и государственный аппарат, власти в 1983 арестовали ее руководителей, а саму партию запретили. В настоящее время она действует нелегально, а после распада Советского Союза перестала быть сколько-нибудь значительной политической силой. Имеется ряд других левых партий, таких, как Фдаян-е-Халк ("Организация федаев иранского народа") и "Пайкар", которые находятся на нелегальном положении. На либеральном фланге находится Движение за свободу Ирана ("Нехзет-е-Азедийе-Иран"), созданное Мехди Базарганом, последователем легендарного националистического лидера Ирана Мохаммада Мосаддыка. В настоящее время руководителем Движения является Ибрагим Язди. Первоначально Движение сотрудничало с Хомейни. Но уже вскоре проявились различия в подходах и взглядах между Базарганом, назначенным главой временного правительства, и революционными исламистами. Когда воинствующие студенты в ноябре 1979 захватили в качестве заложников сотрудников посольства США, Базарган ушел в отставку. С тех пор Движение за свободу Ирана и его ведущие деятели периодически подвергались нападкам. Светские либеральные силы, например приверженцы Национального фронта Мосадыка, пользуются определенной поддержкой в Иране, но действуют из-за границы. Это же относится и к небольшим монархическим группировкам. Политические партии и становление гражданского общества. Конституция 1979 умалчивает о деятельности политических партий. Не поднимался этот вопрос и при ее пересмотре в 1989. Основатель исламской республики аятолла Хомейни считал, что социально-экономическая и политическая организация Ирана может базироваться исключительно на принципах ислама и что все основные законы уже определены Кораном и шариатом. Вслед за существовавшей в последние годы правления шаха однопартийной системой, когда на службе у правящей верхушки находилась Партия возрождения ("Растахис"), в 1980-е годы новая политическая элита страны создала свою собственную организацию - Исламскую республиканскую партию ("Хизб-е-Джомхурийе-Ислами"). Однако борьба за власть внутри правящей верхушки парализовала деятельность партии, и в 1987 она была распущена. После этого было сформировано несколько более или менее прорежимных политических объединений, которые, однако, мало напоминают настоящие политические партии. Они представлены в основном клерикальными группировками типа Фонда Ресалат, Ассоциации борющихся духовников Тегерана, Общества борющегося духовенства Тегерана. В 1990-х годах с подъемом политического сознания масс, их разочарованием в результатах правления исламистов и усилением противоречий внутри правящих кругов, в частности между так называемыми умеренными и сторонниками жесткой линии, начал дебатироваться вопрос о целесообразности создания партий, которые отражали бы новую социальную и политическую структуру общества. И хотя данный вопрос все еще находится в стадии обсуждения, уже появилось несколько новых политических организаций, таких как объединение технократов Служители реконструкции и Исламский фронт участия Ирана, поддержавший президента Мохаммеда Хатами. Вслед за постепенным становлением гражданского общества в Иране стали возникать профессиональные, женские и студенческие организации. Этот процесс уже проявил себя на иранской политической сцене, что способствовало избранию президентом страны Мохаммеда Хатами, который выступает твердым сторонником развития гражданского общества и его демократизации.

Вооруженные силы. Общая численность армии Ирана составляет ок. 540 тыс. человек, в том числе сухопутных частей - 350 тыс. человек, военно-морского флота - 20,6 тыс. человек, военно-воздушных сил - 50 тыс. человек, Корпуса стражей исламской революции - 125 тыс. человек. Кроме того, был сформирован 40-тысячный корпус по защите закона, занимающийся преимущественно охраной границы. Имеются также полувоенные подразделения "басидж" ("Организация мобилизации обездоленных") численностью 40 тыс. человек.

Внешняя политика. В результате революции произошла полная смена внешнеполитического курса страны. Так, взаимоотношения Ирана и США из союзнических превратились во враждебные. Изменилась и региональная политика. Ввиду того, что Иран пытался заниматься экспортом революции, ухудшились его взаимоотношения с умеренными арабскими режимами, в частности в зоне Персидского залива. В то же время враждебный настрой в адрес США привел к сближению с такими радикальными арабскими государствами, как Сирия и Ливия. Уже в 1984 внутри руководства Ирана проявились расхождения в подходах к внешней политике. Поражение в войне с Ираком и подписание в августе 1988 унизительного соглашения о прекращении огня вызвали суровую критику внешнеполитического курса. Однако сторонникам жесткой экстремистской линии удалось помешать кардинальным сдвигам в отношениях с западными странами, прежде всего с США, как и разрыву тесных контактов с экстремистскими исламистскими группировками, хотя связи со странами Персидского залива несколько улучшились. В 1989 появилось еще одно препятствие на пути улучшения отношений с Западом - так называемое дело Рушди, но в их нормализации еще большие трудности создавали продолжавшаяся борьба в самом руководстве страны и действия сторонников жесткого курса против иранской оппозиции за рубежом. В частности, негативные внешнеполитические последствия имели убийство ряда ее лидеров, живших в изгнании в Европе, таких, как последний премьер-министр шахского правительства Шапур Бахтияр. Тем не менее движение в сторону прагматизма продолжилось, что выразилось в нейтральной позиции, которую занял Иран во время войны в Персидском заливе в 1991, и в соблюдении страной эмбарго, введенного ООН против Ирака.

Иран в постсоветский период. Распад Советского Союза изменил внешнеполитическую обстановку на Среднем Востоке и в мире в целом, которая ныне складывается значительно менее благоприятно для Ирана. Война в Персидском заливе продемонстрировала усиление позиций западных государств, особенно США. США стали придерживаться стратегии сдерживания Ирана. США также воспрепятствовали тому, чтобы экспорт нефти и газа из Средней Азии и Закавказья направлялся через иранскую территорию. В то же время появление нескольких новых государств в южной части бывшего Советского Союза предоставило Ирану шанс восстановить свои связи с регионом, с которым у него в прошлом были прочные исторические и культурные связи. В контактах Ирана с Россией и новыми мусульманскими республиками возобладал реалистический подход, благодаря которому удалось сохранить многоплановые добрососедские связи с Россией и другими государствами, возникшими после распада СССР. Отношения с арабскими странами Ближнего Востока и Персидского залива продолжают быть напряженными, хотя и в меньшей степени, чем в 1980-е годы. Основной причиной трений оставалась негативная реакция Ирана на арабо-израильский мирный процесс и поддержка воинствующих мусульманских группировок среди арабов. Попытки Ирана укрепить отношения с государствами Персидского залива были подорваны возобновившимся многолетним спором с Объединенными Арабскими Эмиратами из-за суверенитета над островами Абу-Муса, Большой и Малый Томб. В постсоветский период ухудшились условия диалога Ирана с его соседями, Турцией и Пакистаном, соперников за влияние на среднеазиатское пространство и Афганистан. Избрание в мае 1997 президентом Мохаммеда Хатами открыло новую страницу во внешней политике страны. В декабре 1997 в качестве председателя Организации Исламская Конференция Иран проводил совещание на высшем уровне, в нем приняли участие ведущие арабские лидеры, в том числе саудовский принц Абдалла бен Абдель Азиз.

Полезные сервисы