ДЗОГЧЕН - ДЗОГЧЕ́Н (тиб.: великое совершенство), учение и практика высшего девятого Пути в тибетской школе ньингма, как продолжение традиций тантрической системы Атийоги в ваджраяне (см. ВАДЖРАЯНА). Истоки школы Дзогчена в Тибете восходят к миссионерской деятельности индийского мистика тантры (см. ТАНТРИЗМ) Падмасамбхавы, который, в свою очередь, считал родоначальником йога Гараб Дорже из мифической страны Удияна. Учение основывается на идее единства преходящего и непреходящего миров, самсары (см. САМСАРА) и нирваны (см. НИРВАНА), кое суть природа Изначальной мудрости, иллюзорно порождаемой Дхарма-кайей (см. ДХАРМА-КАЙЯ) (Телом Закона Будды). Подлинный вид этой Мудрости - Пустотность (шуньята). Излучение ею чистого света есть явление адептам йоги второго Тела Будды - Тела блаженства (самбхога-кайя), безграничное сострадание которого реализуется третьим Телом - Телом проявления сознания Будды (нирмана-кайя).
Практика Дзогчена предполагает приятие любой вещи безоценочно, вне двойственности рассудка, который либо одобряет, либо отрицает. Осуществляя Дзогчен, мастера тантры намереваются достичь Просветления уже в этой жизни. Считается, что его высшие адепты после смерти способны обрести «Радужное Тело» - так они называют дематериализацию, выражающуюся в исчезновении тела.
В Тибете Дзогчен оставался фактически эзотерическим учением, в тайны которого посвящали немногих даже из монахов ньингмы. Он был мало известен и среди других последователей ваджраяны. Но с тех пор как тибетские монахи этой школы пребывают в изгнании (с 1959) из множества практик именно Дзогчен получил сравнительно широкое распространение на Западе и в России. По-видимому, это объясняется его проповедью быстрого Пути к состоянию Будды, согласующемуся с современным ритмом жизни.