(education, access to), возможность или право получить офиц. образование. Д.о. зависит прежде всего от эконом, состояния страны или возможностей родителей. В нек-рых промышленно развитых странах на образование расходуется в 50 раз больше ср-в (в расчете на душу нас.), чем в бедных рнах Африки. Преимущества очевидны: во-первых, показатель поступивших в школы намного выше, а колво отчисленных - существенно ниже. В наиб, бедных странах число исключенных из нач. школы составляет в ср. ок. половины учащихся, а ср. школу посещают менее четверти детей. В бедных семьях недостаточное питание может стать причиной отставания в развитии детей, упадка сил и ослабления внимания и сосредоточенности; может отсутствовать и желание учиться, особенно если семье необходим заработок ребенка или если взрослые полагают, что существующее образование в будущем не даст детям никаких преимуществ. Во мн. странах есть еще одно препятствие, ограничивающее доступ к образованию, - это платное обучение в ср. школе. В странах, где нет всеобщего образования, число учащихся в городах может быть более чем вдвое выше, чем в сельских р-нах, причем мальчиков среди них больше, чем девочек. Эта диспропорция особенно велика в Африке и на Индийском субконтиненте, где кол-во мальчиков в ср. школе почти вдвое больше, хотя разрыв этот постепенно сокращается.
Когнитивный концепт, характеризующий свойства информативности отдельных составляющих предложения или дискурса и свидетельствующий о важности доступа к топикам и тематическим элементам высказывания. (Кубрякова и др., С.27).
Один из принципов обучения, следование которому должно обеспечивать соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, условиям обучения, а также уровню владения языком.