I нареч. качеств.
Откровенно, доверительно.
II предик.
Об незакрытости, доступности входа куда-либо.
ОТКРЫ́ТО, нареч. Откровенно, смело, не таясь, не замалчивая. Открыто признать свои ошибки. Открыто выступить против злоупотреблений.
• Жить открыто (устар.) - жить богато, принимая у себя в доме много гостей, устраивая званые вечера, обеды и т.п. «Она жила открыто - в долг или иначе.» А.Тургенев. «Он всегда живал одинаково открыто и в известные дни принимал у себя весь город.» Л.Толстой.
нареч. к открытый (во 2, 5, 6 и 7 знач.).
Теперь они не стеснялись других больных и целовались открыто. Л. Андреев, Жили-были.
Он решил действовать открыто. Гранин, Иду на грозу.
◊
жить открыто
устар.
принимать у себя много гостей, устраивая званые вечера, обеды и т. п.
Отец Лидочки, служивший у нас уездным казначеем, жил открыто. Куприн, К славе.
нареч, кол-во синонимов: 80
без задней мысли (14)
без обиняков (37)
без утайки (28)
бесхитростно (41)
в лоб (32)
в открытую (19)
в полный голос (12)
во весь голос (15)
во всей наготе (10)
во всеуслышание (27)
впрямую (31)
всветлую (1)
всенародно (18)
въяве (5)
въявь (5)
глаза в глаза (5)
гласно (17)
гостеприимно (7)
громко (58)
доверчиво (8)
доступно (20)
искренне (58)
искренно (52)
на весь народ (10)
на виду у всех (12)
на глазах у всех (10)
на людях (17)
на народе (14)
на семи ветрах (1)
напрямик (39)
напрямки (31)
напрямую (24)
нараспах (9)
нараспашку (17)
наруже (6)
наружи (6)
наружу (8)
настежь (8)
начистоту (31)
начистую (43)
не скрывая (4)
не скрывая своих намерений (2)
не скрываясь (15)
не таясь (29)
незаперто (1)
непредвзято (13)
неприкрыто (7)
несекретно (1)
нескрываемо (8)
нескрытно (12)
нетайно (4)
обнаженно (10)
откровенно (64)
открытым текстом (23)
очевидно (95)
по чесноку (8)
полным голосом (12)
правдиво (37)
при всей честной компании (12)
при всех (17)
привольно (10)
прилюдно (15)
принародно (15)
прямо (104)
прямым текстом (12)
публично (32)
распахнуто (2)
с открытым забралом (13)
с поднятым забралом (13)
свободно (79)
средь бела дня (6)
черным по белому (11)
честно (84)
чистосердечно (41)
явно (53)
1. с открытым (или поднятым) забралом, нескрытно, не скрываясь; в открытую (разг.)
/ объявить, сказать: громко, полным голосом, в полный (или во весь) голос, открытым (или прямым) текстом
см. также публично, откровенно
2. см. нескрываемо
неизм.
1.
искренне
прямо
откровенно
2.
явно
откровенно
в открытую
прямо
3.
публично
принародно
при всем народе
при всей честной компании
4.
откровенно
чистосердечно
начистоту
без утайки
не таясь
со всей откровенностью
ничего не скрывая)
См. беспрепятственно, свободно...
открыто жить (иноск.) - открытым (для гостей) домом, - гостеприимным
Ср. Аристарх Федорович любил жить открыто, любил принимать гостей...
Григорович. Проселочные дороги. 1, 1.
Ср. Дверь отперта для званых и незваных.
Грибоедов. Горе от ума. 2, 5. Фамусов.
См. широкая натура.
См. настежь двери.
Откры́тое мо́ре - в международном праве часть моря за пределами территории вод какого-либо государства; находится в общем пользовании всех государств.
* * *
ОТКРЫТОЕ МОРЕ - ОТКРЫ́ТОЕ МО́РЕ, в международном праве часть моря за пределами территории вод какого-либо государства; находится в общем пользовании всех государств.
ОТКРЫТОЕ МОРЕ - в международном праве часть моря за пределами территории вод какого-либо государства; находится в общем пользовании всех государств.
ОТКРЫТОЕ МОРЕ, в международном праве часть морского пространства за пределами территориальных вод. Находится в общем свободном пользовании всех государств ("свобода открытого моря").
ОТКРЫ́ТОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ.
Система образования, обеспечивающая возможность выбора обучаемым программы, преподавателя, графика и форм обучения в одном или нескольких учебных заведениях вне зависимости от места их расположения и места жительства обучаемого. О. о. обеспечивает целенаправленную, контролируемую самостоятельную работу учащегося, возможность обучаться на протяжении всей жизни по индивидуальному плану, предоставляет доступ к информационным ресурсам всего мирового сообщества. Основной технологией О. о. является дистанционное обучение.
О. о. широко используется в ряде специализированных учебных заведений: в Открытом университете Великобритании (основан в 1969 г., получили образование более 2 млн студентов), в Калифорнийском виртуальном университете (образован в 1997 г., объединяет более 95 вузов и колледжей), в Национальном центре дистанционного обучения (Франция, основан в 1993 г.), в Голландском открытом университете (создан в 1985 г., обеспечивает обучение 22 тыс. студентов) и др. Решение о создании Российского государственного открытого университете было принято в 2000 г. и поддержано рядом ведущих российских университетов. В настоящее время (с 2001 г.) начало функционировать специализированное государственное научное учреждение на правах научно-исследовательского института «Российский государственный институт открытого образования». Основными направлениями деятельности института являются: разработка образовательных стратегий О. о., координация научной и учебно-методической деятельности с использованием информационных технологий в сфере дистанционного обучения на всех уровнях получения образования, разработка нормативно-правовой базы О. о. в РФ.
ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО - «ОТКРЫ́ТОЕ ОБЩЕСТВО́» (фонд Сороса), международный благотворительный фонд, учрежден в 1988 американским предпринимателем Дж. Соросом, российскими государственными и общественными организациями. Финансируется Соросом; осуществляет гуманитарные программы и проекты; оказывает финансовую поддержку исследовательской и издательской деятельности (гранты, стипендии и др.). Приоритетные направления: наука, культура, образование. Местопребывание - Москва.
Понятие открытого общества - часть философского наследия Карла Поппера. Выдвинутое как антитеза понятию тоталитарного общества, оно впоследствии употреблялось для обозначения общественных условий для достижения свободы. Свободные общества являются открытыми обществами. Понятие открытого общества - социальный эквивалент политического и экономического понятия "конституции свободы". (Последнее словосочетние взято из названия книги Фридриха фон Хайека, который поддержал назначение Поппера профессором Лондонской школы экономики и политической науки после Второй мировой войны. Получить эту должность Попперу помогла также его книга Открытое общество и его враги.) Карл Поппер и открытое общество. Карл Поппер (1902-1994) занимался главным образом философией науки. Развиваемый им подход иногда называют "критическим рационализмом", а иногда "фаллибилизмом" за выраженный в нем акцент на фальсификации (доказательстве ложности), а не верификации (доказательстве истинности) как сущности научного метода. В его первой работе Логика научного открытия (1935) подробно излагается "гипотетико-дедуктивный метод". Подход Поппера сводится к следующему. Истина существует, но она не явлена. Мы можем высказывать догадки и проверять их опытным путем. Такие догадки в науке называются гипотезами или теориями. Одна из главных особенностей научных гипотез состоит в том, что они исключают возможность определенных событий. Например, если в качестве гипотезы выдвигается закон тяготения, предметы тяжелее воздуха не должны сами собой отрываться от земли. Поэтому утверждения (и подразумеваемые ими запреты) могут быть дедуцированы из гипотез, которые мы способны проверить. Однако проверка - это не "верификация". Не существует никакой окончательной верификации, потому что мы не можем знать всех относящихся к делу событий - в прошлом, настоящем и будущем. Проверка - это попытки найти события, которые несовместимы с существующей теорией. Опровержение теории, фальсификация, приводит к прогрессу знания, поскольку заставляет нас выдвигать новые и более совершенные теории, которые в свою очередь подлежат проверке и фальсификации. Наука, таким образом, есть череда проб и ошибок. Поппер развил свою теорию научного знания в нескольких трудах, в частности применительно к квантовой механике и другим вопросам современной физики. Позднее он заинтересовался проблемами психофизиологии (Я и мозг, 1977). Во время войны Поппер написал двухтомный труд Открытое общество, который впоследствии назвал своим "вкладом в военные действия". Лейтмотивом этой работы является полемика с классическими авторами, подзаголовок первого тома - Платоново наваждение, второго - Приливная волна пророчеств: Гегель и Маркс. С помощью тщательного анализа текстов Поппер показал, что идеальные государства Платона, Гегеля и Маркса представляют собой тирании, закрытые общества: "В последующем изложении дородовое, основанное на вере в магию, родоплеменное и коллективистское общества будут также называться закрытыми обществами, а общество, в котором индивиды принимают решения самостоятельно, - открытым обществом". Книга Поппера Открытое общество мгновенно получила широкий отклик и была переведена на многие языки. В последующие издания Поппер внес несколько примечаний и добавлений. Более поздние его работы, главным образом эссе, лекции и интервью, развивают некоторые аспекты понятия открытого общества, в частности применительно к политике (метод "поэлементной инженерии", или "последовательных приближений", или "проб и ошибок") и институтам (демократии). По этому вопросу имеется обширная литература, были образованы институты, использующие термин "открытое общество" в своем названии, многие стремились внести в это понятие собственные политические предпочтения.
Определение открытого общества. Открытыми являются общества, делающие "пробы" и признающие и учитывающие совершенным ошибки. Концепция открытого общества есть приложение попперовской философии знания к социальным, экономическим и политическим вопросам. Ничего нельзя знать наверное, можно лишь высказывать догадки. Эти предположения могут оказаться ошибочными, процесс пересмотра неудачных предположений и составляет развитие знания. Поэтому главное заключается в том, чтобы всегда сохранялась возможность фальсификации, которой не могли бы помешать ни догма, ни даже собственные интересы научного сообщества. Применение концепции "критического рационализма" к проблемам общества приводит к аналогичным выводам. Мы не можем заранее знать, что такое хорошее общество, и нам остается только выдвигать проекты его усовершенствования. Проекты эти могут оказаться неприемлемыми, но главное состоит в том, чтобы сохранялась сама возможность пересмотра проектов, отказа от господствующих проектов и устранение от власти тех, кто с ними связан. У этой аналогии есть свои слабые места. Поппер, разумеется, был прав, указывая на глубочайшие различия между естественными и социальными науками. Ключевым здесь является фактор времени, а лучше сказать - истории. После того как Эйнштейн опроверг Ньютона, Ньютон уже не может оказаться прав. Когда нео-социал-демократическое мировоззрение заступает на место неолиберального (Клинтон заменяет Рейгана и Буша, Блэйр заменяет Тэтчер и Мейджора), это может означать, что правильное для своего времени мировоззрение с течением времени стало ложным. Это может даже означать, что все мировоззрения в свое время окажутся "ложными" и что в истории нет места "истине". Следовательно, утопия (раз и навсегда принятый проект) сама по себе несовместима с открытым обществом. Общество не только имеет свою историю; для общества характерна и неоднородность. Метод проб и ошибок в политической сфере приводит к демократии в том узком смысле, который Поппер придал этому понятию, а именно к возможности смены правительств без применения насилия. В применении к экономике сразу приходит на ум рынок. Только рынок (в широком смысле) оставляет открытой возможность для изменения вкусов и предпочтений, а также для появления новых "производительных сил". Описанный Й.Шумпетером мир "творческого разрушения" может считаться экономическим сценарием прогресса, осуществляемого с помощью фальсификации. В обществе, взятом в более широком смысле, найти эквивалент труднее. Возможно, здесь уместно понятие плюрализма. Можно вспомнить и гражданское общество, т.е. плюрализм ассоциаций, деятельность которых не имеет никакого координирующего центра - ни явного, ни косвенного. Эти ассоциации образуют как бы калейдоскоп с постоянно меняющимся рисунком созвездий. Понятия демократии, рыночной экономики и гражданского общества не должны приводить к мысли, будто существует только одна институциональной форма, позволяющая воплотить их в реальность. Таких форм - множество. Все существенно важное для открытых обществ сводится к формальным правилам, допускающим продолжение процесса проб и ошибок. Будет ли это президентская, парламентская демократия, или демократия на основе референдумов, или - в иных культурных условиях - институты, которые трудно называть демократическими; будет ли рынок функционировать по образцу чикагского капитализма, или семейного капитализма по-итальянски, или немецких корпоративных предпринимательских практик (здесь тоже возможны варианты); будет ли гражданское общество основано на инициативе индивидов, или местных общин, или даже религиозных организаций, - в любом случае важно только одно - сохранение возможности изменений без применения насилия. Весь смысл открытого общества заключается в том, что существует не один путь, и не два, и не три, но бесконечное, неизвестное и неопределимое число путей.
Объяснение двусмысленности. Под "военными действиями", вклад в которые внес своей книгой Поппер, подразумевалась, разумеется, война с нацистской Германией. Кроме того, Поппер занимался выявлением тех неявных врагов открытого общества, идеи которых могли быть использованы для оправдания тоталитарных режимов. Платоновские всезнающие "философы-правители" не менее опасны, чем гегелевская "историческая необходимость". По мере развертывания холодной войны все большее значение в этом смысле приобретали Маркс и марксизм. Враги открытого общества исключали возможность проб, не говоря уже об ошибках, и вместо этого выстраивали соблазнительный мираж счастливой страны, не знающей конфликтов и перемен. Попперовские мысли в конце первого тома Открытого общества не потеряли актуальности: "Сдерживание политических изменений не помогает делу и не приближает нас к счастью. Нам уже не вернуться к идеальности и прелести закрытого общества. Мечты о рае невозможно реализовать на земле. После того как мы научились поступать, опираясь на собственный разум, критически относиться к действительности, когда мы вняли голосу личной ответственности за происходящее, а равно и ответственности за расширение наших знаний, путь к смиренной покорности перед магией шаманов для нас закрыт. Для тех, кто вкусил с древа познания, дорога в рай заказана. Чем настойчивее мы стремимся вернуться к героической эпохе родоплеменной обособленности, тем вернее приходим к инквизиции, тайной полиции и романтике гангстерского разбоя. Подавляя разум и стремление к истине, мы приходим к самому жестокому и опустошительному разрушению всех человеческих начал. Возврата к гармоничному единству с природой нет. Если мы пойдем этим путем, то должны будем пройти его до конца и превратиться в зверей". Альтернатива очевидна. "Если мы желаем остаться людьми, то перед нами только один путь, и он ведет к открытому обществу". Те, у кого еще свежи воспоминания о времени, когда писалась книга Поппера, наверняка припомнит и архаический родоплеменной язык нацизма: романтику крови и почвы, вычурные самоназвания вождей юношества - Hordenfhrer (вождь орды), даже Stammfhrer (вождь племени), - постоянные призывы к Gemeinschaft (общинности) в противовес Gesellschaft (обществу), однако вкупе с "тотальной мобилизацией" Альберта Шпеера, который говорил вначале о кампаниях партии по борьбе с внутренними врагами, а затем о "тотальной войне" и о поставленном на поток массовом уничтожении евреев и славян. И все же здесь налицо двусмысленность, указывающая на проблему в определении врагов открытого общества, а кроме того - на неразрешенный вопрос в теоретическом анализе тоталитаризма. Двусмысленность заключена в использовании древнего языка межплеменной вражды для оправдания новейшей практики тоталитарного правления. Эрнест Геллнер говорил об этой двусмысленности, критикуя национализм в посткоммунистических европейских странах. Здесь нет, писал он, возрождения древней верности роду, это всего лишь беззастенчивая эксплуатация современными политическими лидерами исторической памяти. Иначе говоря, открытое общество должно отмести два притязания: одно - это племя, традиционно закрытое общество; другое - современная тирания, тоталитарное государство. Последнее может использовать символы рода и вводить в заблуждение многих людей, как это случилось с Поппером. Разумеется, современный Stammfhrer не является порождением родоплеменного строя, это - "винтик" в механизме жестко организованного, сросшегося с партией государства, все назначение которого в том, чтобы не возродить, а разорвать связи между людьми. Мир обновился. Процесс перехода от сословной к договорной системе, от Gemeinschaft к Gesellschaft, от органической к механической солидарности был неоднократно описан, однако непросто найти примеры перехода в обратном направлении. Поэтому опасность сегодня заключается не в возвращении к племенному строю, хотя он и может вернуться в виде раскрашенного романтическими красками бандитизма. Счастливое состояние, о котором писал Поппер, является не столько врагом открытого общества, сколько его отдаленным предшественником или своего рода карикатурой. Настоящие враги открытого общества - его современники, Гитлер и Сталин, а также другие кровавые диктаторы, которых, как мы надеемся, постигнет справедливая кара. Оценивая их роль, мы должны помнить об обмане, кроющемся в их риторике; они не истинные наследники традиции, а ее враги и разрушители.
Понятие открытого общества после Поппера. Карл Поппер любил ясные определения, но сам давал их крайне редко. Естественно, позднейшие интерпретаторы его трудов пытались разобраться с авторскими допущениями, положенными в основу идеи открытого общества. Указывалось, например, что для воплощения идеи открытого общества необходимы соответствующие социальные институты. Способность к пробам и исправлению ошибок должна быть как бы заложена в формы политической, экономической и социальной жизни. В связи с этим встают аналогичные вопросы о демократии (которую Поппер определял как способность избавляться от правительства без применения насилия). Предполагается, что в открытом обществе существует плюрализм групп и сил, и поэтому возникает необходимость поддержки многообразия. Стремление не допустить монополии предполагает наличие у открытого общества своих собственных институтов не только в экономической, но и в политической сфере. Возможно также появление (как указал Лешек Колаковский) врагов открытого общества, порождаемых самим открытым обществом. Должно ли открытое общество (подобно демократии) оставаться "холодным" понятием, не дающим людям чувства принадлежности к кругу единомышленников и соучастия в общем деле? И следовательно, не содержит ли оно в самом себе разрушительный вирус, приводящий к тоталитаризму? Эти и другие опасности, заключенные в понятии открытого общества, заставили многих авторов внести в его определение уточнения, которые, может быть, и желательны, но чрезмерно расширяют смысл понятия, делая его похожим на другие, близкие понятия. Никто не сделал больше для распространения идеи открытого общества и ее воплощения, чем Джордж Сорос. Созданный им "Институт Открытого Общества" внес свой вклад в преобразование посткоммунистических стран в открытые общества. Но и Сорос видит теперь, что открытому обществу угрожает опасность, исходящая от самого открытого общества. В своей книге Кризис мирового капитализма (1998) он говорит, что хотел бы найти новое понятие открытого общества, содержащее не только "рыночные", но и "социальные" ценности. Требует уточнения и еще один аспект в понятии открытого общества. Метод проб и ошибок - плодотворный и творческий метод, а борьба с догматизмом - благородная задача. Ненасильственные изменения предполагают существование институтов как стимуляторов и механизмов этих изменений; институты следует создать и в дальнейшем поддерживать. Однако ни Поппер, ни те, кто после него поднял знамя открытого общества, не сознавали, что открытому обществу угрожает еще одна опасность. Что, если люди перестанут "пробовать"? Казалось бы, странное и малоправдоподобное предположение, - однако умели же авторитарные правители пользоваться молчанием и пассивностью своих подданных! Целые культуры (например, Китай) долгое время были неспособны использовать свои производительные силы из-за того, что не любили пробовать. Не следует обременять понятие открытого общества слишком большим грузом добродетелей, но одна из них является необходимым условием реальности этого понятия. Выражаясь высоким слогом, это деятельная гражданственность. Мы должны продолжать "пробовать", не боясь ошибиться и оскорбить чувства защитников status quo, если стремимся к созданию современных, открытых и свободных обществ.
ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО -
понятие, введенное К. Поппером и обозначающее демократическое общество, которое характеризуется плюрализмом в экономике, политике, культуре, развитыми структурами правового государства, а также готовностью изменять свои государственные институты, экономические параметры сообразно реальным потребностям людей.
Из книги «Два источника морали и религии» (1932) французского философа Анри Бергсона (1859-1941), сторонника «интуитивизма» и «философии жизни». Там же он ввел в обиход и другое популярное понятие, противоположное по смыслу первому: «закрытое общество».
Оба термина получили широкое распространение благодаря книге философа Карла Поппера «Открытое общество и его враги» (1945).
Впервые «открытое письмо», как обращение к общественному мнению, опубликовал (июль 1846) датский король (1839-1848) Кристиан VIII. В этом письме монарх аргументировал перед лицом «всего мира» свои претензии на владение Эльбскими герцогствами.
Изначально выражение существовало только в немецком языке, но вскоре распространилось по всей Европе.
ж.
1. Информированность общества о ключевых решениях, свобода убеждений, выбора страны проживания, отсутствие цензуры и т.п.
2. перен.
Откровенность, правдивость, доверчивость.
сущ., кол-во синонимов: 31
беспритворность (7)
беспритворство (7)
бесхитростность (31)
гласность (3)
гостеприимность (5)
доверчивость (12)
доступность (24)
искренность (26)
незаносчивость (1)
нелагерность (1)
непредвзятость (8)
неприкрытость (6)
несекретность (1)
нескрываемость (6)
обнаженность (10)
оголенность (7)
откровенность (30)
правдивость (22)
привольность (7)
прямота (21)
публичность (6)
раскрытость (2)
распахнутость (3)
спорность (9)
транспарентность (2)
честность (41)
чистосердечие (12)
эксплицитность (2)
экстраверсия (2)
явность (24)
см. гласность
общительность; искренность, незаносчивость, публичность, спорность, прямота, откровенность, обнаженность, нескрываемость, доступность, непредвзятость, неприкрытость, честность, распахнутость, оголенность, раскрытость, гласность, явность, эксплицитность, несекретность, чистосердечие
сущ.
1.
искренность
прямота
прямодушие
2.
откровенность
чистосердечность
чистосердечие
способность ничего не скрывать)
Syn: см. общительность
См. apertura.
↑ душа
<-> замкнутость
открытость. открытый (# лицо, # взгляд. # характер).
душа нараспашку.
весь [все] наружу.
рубаха - парень.
прямота. прямой.
прямодушие. прямодушный.
прямолинейность. прямолинейный.
см. общительность
ОТКРЫТОЧЕЛЮСТНЫЕ НАСЕКОМЫЕ - ОТКРЫТОЧЕЛЮСТНЫ́Е НАСЕКО́МЫЕ (Insecta-Ectognatha), центральный класс беспозвоночных типа членистоногих (см. ЧЛЕНИСТОНОГИЕ)(ср. Скрыточелюстные насекомые (см. СКРЫТОЧЕЛЮСТНЫЕ НАСЕКОМЫЕ)). 30-40 отрядов, всего не менее 1,2 млн. видов, причем, по некоторым оценкам, это лишь 1/10 часть от их реального числа. Встречаются повсеместно, заселяя все ландшафты, кроме глубин мирового океана и ледников. Некоторые живут колониями (см. Общественные насекомые (см. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ)).
Строение
Тело подразделяется на голову, грудь и брюшко. На голове расположены усики, пара фасеточных глаз (см. ФАСЕТОЧНЫЕ ГЛАЗА), часто несколько простых глазков и ротовые органы. Ротовые органы представлены парными верхними и нижними челюстями (мандибулами (см. ЖВАЛЫ)и максиллами (см. МАКСИЛЛЫ)) и непарной нижней губой. Верхняя губа образована складкой кутикулы (см. КУТИКУЛА) и прикрывает ротовые органы сверху. Для многих насекомых характерны грызущие ротовые органы, с хорошо развитыми мандибулами, максиллами и нижней губой. Грудь состоит из трех сегментов - передне-, средне- и заднегруди. Каждый из них разделяется на спинную, брюшную и две боковых пластинки, соединенные друг с другом эластичными мембранами. На груди расположены три пары ног, каждая из которых состоит из тазика, вертлуга, бедра, голени и лапки. Различают бегательные, прыгательные, плавательные, копательные, хватательные и собирательные ноги. На передне- и среднегруди у большинства насекомых расположены две пары крыльев. Крылья формируются как боковые складки тела. В них заходят трахеи и нервы, образуя сеть жилок, выполняющих роль опорного скелета. Брюшко большинства насекомых состоит из 9-10 сегментов, а у некоторых перепончатокрылых (см. ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ)(Hymenoptera) и двукрылых (см. ДВУКРЫЛЫЕ) (Diptera) их количество сокращается до 4-6. Брюшко, как правило, лишено придатков, однако в некоторых отрядах сохраняются редуцированные или видоизмененные брюшные конечности.
Покровы представлены кутикулой. Ее тонкий внешний слой - эпикутикула, состоящая из воска и липо-протеинов, предотвращает испарение воды с поверхности тела. У водных насекомых этот слой тонкий или отсутствует. Мышечная система открыточелюстных насчитывает до 2 тысяч мышечных пучков. Все мышцы относятся к типу поперечно-полосатых. Пищеварительная система состоит из трех отделов: передней, средней и задней кишок. Передняя кишка подразделяется на глотку, пищевод, зоб и жевательный желудок, в котором формируются хитиновые зубцы для измельчения пищи. Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами (см. МАЛЬПИГИЕВЫ СОСУДЫ) в количестве от 1 до 100 пар. Один их конец слепо замкнут, а другой впадает в кишечник на границе средней и задней кишки. Конечный продукт выделения - кристаллы мочевой кислоты. Дыхательная система состоит из разветвленной сети трахей, которая, оплетая все ткани и органы, проникает внутрь отдельных клеток. С внешней средой трахеи сообщаются особыми отверстиями - дыхальцами. Сердце трубчатое, расположено на спинной стороне тела. Кровеносная система незамкнутая, гемолимфа (см. ГЕМОЛИМФА) из сердца изливается в полость тела, и попадает обратно в сердце через особые отверстия (остии) по его бокам. Нервная система состоит из головного мозга, состоящего из трех отделов, и брюшной нервной цепочки. Последняя состоит из 3 грудных и 8 брюшных нервных узлов. У эволюционно продвинутых групп узлы объединяются в два-три, а иногда в один крупный узел. Хорошо развиты органы химического, механического и гигротермического чувства, а также зрение и слух. Половая система представлена парными половыми железами и парными половыми протоками, которые перед половым отверстием сливаются вместе. Нередко наблюдается половой диморфизм, когда самцы и самки различаются размерами, формой тела и окраской.
Размножение
Насекомые, как правило, раздельнополы и размножаются исключительно половым путем. У некоторых видов наблюдается партеногенез (см. ПАРТЕНОГЕНЕЗ)(развитие без оплодотворения), педогенез (см. ПЕДОГЕНЕЗ) (размножение на личиночной стадии), а также полиэмбриония (размножение на стадии яйца).
Превращение личинки во взрослое насекомое происходит путем метаморфоза (см. МЕТАМОРФОЗ) - глубокой перестройки всех систем органов. Различают развитие с неполным и полным превращением. При неполном превращении из яйца выходит личинка, похожая на взрослое насекомое. После нескольких линек она превращается во взрослую особь (имаго). Такой тип превращения характерен для таракановых (см. ТАРАКАНОВЫЕ)(Blattoptera), привиденьевых (см. ПРИВИДЕНЬЕВЫЕ)(Phasmatoptera), богомоловых (см. БОГОМОЛОВЫЕ)(Mantoptera), прямокрылых (см. ПРЯМОКРЫЛЫЕ)(Orthoptera), уховерток (см. КОЖИСТОКРЫЛЫЕ)(Dermaptera), эмбий (см. ЭМБИИ)(Embioptera), равнокрылых (см. РАВНОКРЫЛЫЕ)(Homoptera), клопов (см. ПОЛУЖЕСТКОКРЫЛЫЕ)(Hemiptera), поденок (см. ПОДЕНКИ)(Ephemeroptera), веснянок (см. ВЕСНЯНКИ (отряд насекомых))(Plecoptera), стрекоз (см. СТРЕКОЗЫ)(Odonata) и др. При полном превращении из яйца вылупляется личинка, совершенно непохожая на взрослое насекомое. После ряда линек она превращается в куколку, из которой после периода покоя выходит взрослое насекомое. Этот тип метаморфоза наблюдается у представителей отрядов большекрылых (см. БОЛЬШЕКРЫЛЫЕ)(Megaloptera), ручейников (см. РУЧЕЙНИКИ)(Trichoptera), бабочек (см. БАБОЧКИ)(Lepidoptera), перепончатокрылых (см. ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ)(Hymenoptera), жуков (см. ЖУКИ)(Coleoptera), сетчатокрылых (см. СЕТЧАТОКРЫЛЫЕ)(Neuroptera), двукрылых (см. ДВУКРЫЛЫЕ) (Diptera) и др.
Экология
Насекомые являются важнейшим звеном природных экосистем и агроценозов. Многие из них являются опылителями цветковых растений. Среди насекомых, используемых человеком, выделяются медоносные пчелы (см. ПЧЕЛА МЕДОНОСНАЯ)(мед, воск) и тутовый шелкопряд (см. ТУТОВЫЙ ШЕЛКОПРЯД)(шелк). Вместе с тем, среди насекомых известны серьезные вредители сельского и лесного хозяйств (многие долгоносики (см. ДОЛГОНОСИКИ), тлевые (см. ТЛЕВЫЕ), бабочки (см. БАБОЧКИ)и др.), а также переносчики возбудителей опасных заболеваний человека и животных (вши (см. ВШИ), блохи (см. БЛОХИ)). Численность некоторых видов насекомых, особенно бабочек, резко сокращается. Свыше 200 видов насекомых находятся под охраной. Наука о насекомых - энтомология (см. ЭНТОМОЛОГИЯ).