Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

евангелиарий

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

евангелие

Толковый словарь

ЕВА́НГЕЛИЕ - сущ., с., употр. нечасто

Морфология: (нет) чего? Ева́нгелия, чему? Ева́нгелию, (вижу) что? Ева́нгелие, чем? Ева́нгелием, о чём? о Ева́нгелии; мн. что? Ева́нгелия, (нет) чего? Ева́нгелий, чему? Ева́нгелиям, (вижу) что? Ева́нгелия, чем? Ева́нгелиями, о чём? о Ева́нгелиях

1. Евангелия составляют часть Библии, первые четыре книги Нового Завета, в которых описана земная жизнь и учение Иисуса Христа.

Евангелие от Матфея. | Проповедовать Евангелие. | Она знала наизусть много стихов из Евангелия от Иоанна.

2. Каноническими Евангелиями называют четыре первые книги Нового Завета, которые признаются православной церковью и включены в Библию.

3. Апокрифическими Евангелиями называют жизнеописания Иисуса Христа, которые не включены в Библию и не признаются православной церковью как истинные.

ева́нгельский прил.

Евангельские притчи. | Евангельские христиане баптисты.

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Популярный словарь

Евангелие

, мн. ева́нгелия, ева́нгелий, с. (как часть Библии - с прописной буквы)

1) только мн. Название раннехристианских рассказов, повествующих о "земной жизни" и учении Иисуса Христа, авторство которых приписывается церковью его четырем ученикам.

2) Часть Библии, содержащая такие рассказы и являющаяся основой христианского вероучения.

Обедня началась, дьякон уже прочитал евангелие, зазвонили к достойной (Тургенев).

Родственные слова:

евангели́ст, евангели́ческий (евангелическая церковь), ева́нгельский (евангельский текст)

Этимология:

От греческого euaggelion ‘благая весть’, ‘радостная весть’. Древнерусским языком заимствовано из старославянского.

Энциклопедический комментарий:

Евангелия как раннехристианские рассказы разделяются на канонические (от Марка, от Матфея, от Луки, от Иоанна), включенные церковью в состав Нового Завета, и апокрифические (см. апокриф). Первоначально учение христиан распространялось устно. Первыми, вероятно, были записаны "речения Иисуса" (логии): отдельные высказывания, приписанные ученикам Христа - апостолам или их ближайшим ученикам.

Евангелия создавались различными христианскими группами начиная со второй половины I в. и до IV в. Кроме четырех евангелий, вошедших в канонический текст Нового Завета, существовали евангелия Петра, Андрея, Филиппа, два разных евангелия Фомы и многие др. Новозаветные евангелия были написаны на греческом языке. В основе учения всех евангелий лежит проповедь смирения, идея непротивления злу.

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

ЕВА́НГЕЛИЕ ; ср. [греч. euangelion - благая весть]

1. Часть Библии, первые четыре книги Нового Завета, в которых излагается земная жизнь Иисуса Христа и учение о Царстве Божием. Е. от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна (части четвероевангелия, написанные, по преданию, четырьмя апостолами, учениками Иисуса Христа). Каноническое е. (признаваемое православной церковью и включенное в Новый Завет). Апокрифические евангелия (не признаваемые православной церковью раннехристианские сочинения о жизни Иисуса Христа). Двенадцать евангелий (двенадцать отрывков из канонических евангелий, читаемые во время всенощной в четверг перед Пасхой; сама церковная служба, во время которой читаются эти отрывки). // Отдельная книга, содержащая евангелия. Бабушкино е. Подарить е.

2. О каких. правилах, положениях, мыслях и т.п., служащих руководством для жизненного поведения, выбора пути и т.п. Слова отцовского завещания стали его евангелием. Молодежь проповедовала е. всеобщего братства. // О книге, содержащей такие положения. Книги Бердяева - е. свободных духом.

Ева́нгельский, -ая, -ое (1 зн.). Е. текст. Е-ая притча. Ева́нгельски, нареч.

Академический словарь

Гуманитарный словарь

ЕВА́НГЕЛИЕ (от греч. ευαγγελιον - добрая весть) - 1) одно из ключевых понятий христ. богословия. В античном мире слово "Е." означало просто "весть о победе", а также указывало на награду самому вестнику. В Библииевр. эквиваленте) это слово встречается уже в Ветхом Завете, в Книге пророка Исайи (40: 9-11; 52: 7-10), где "евангелием" именуется радостное пророчество об избавлении израильского народа из Вавилонского плена. В Новом Завете Е. прежде всего - весть о воскресении и вознесении Иисуса Христа и соответственно весть о спасении, к-рое даруется Богом человечеству через искупительную смерть и воскресение Иисуса.

Евангелист Марк был, вероятно, первым, кто применил (ок. 70 н. э.) слово "Е." к своему сообщению о земной жизни Иисуса Христа. Первые слова его книги: "Начало Евангелия Иисуса Христа, сына Божия", или "Начало Радостной Вести об Иисусе Христе, Сыне Бога" (Мк 1:1).

Неск. позже словом "Е." стала называться сама книга Марка и др., подобные ей писания Нового Завета. Канонич. для всех христ. конфессий признаны только четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Предлог "от" (точнее - "по", "согласно" - греч. kata, лат. secundum) подразумевает, что Е. - одно, но излагается "согласно" Матфею, Марку и т. д. Именно эти книги составили позднее первый раздел Нового Завета, собственно христианской части Библии.

В Римской империи слово "Е." несло в себе актуальное политич. звучание. Начиная с 1 в. н. э. обожествленным императорам воздавались сверхчеловеческие почести, при этом они именовались "спасителями". Поэтому "спасительными" были и их деяния, а евангелиями именовались официозные известия об этих событиях. Христиане, применяя слово "Е." к вести о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа, тем самым отвергали притязания на божественность как императора, так и самой империи.

Первые три Е. (от Матфея, Марка и Луки) в силу их сходства получили название "синоптических", т. е. "сообозримых" (греч. συνοπτικοζ означает "способный обозреть все вместе"). Их очевидная связь породила в библеистике т. н. "синоптическую проблему". В 20 в. наиболее рациональное решение этой проблемы представлено "гипотезой двух источников". Согласно ей одним лит. источником для Матфея и Луки послужило Е. от Марка, содержащее преимущественно описание деяний Иисуса. Текст Е. от Марка почти полностью включен в Е. от Матфея и Е. от Луки. Второй источник для Матфея и Луки - гипотетический источник "Ло́гий", т. е. "Изречений" Иисуса Христа. Кроме этого, Матфей и Лука использовали особые источники, содержащие предания, доступные каждому из этих евангелистов. Предполагается, что Е. от Марка окончат. сформировалось примерно в 70 г. н. э., Е. от Луки - в 70-80-е гг., и Е. от Матфея - к 80-м гг. Четвертое Е. - от Иоанна - отличается исключит. своеобразием и содержит не просто фиксацию преданий об Иисусе Христе, но также и их богословское осмысление. По всей вероятности, оно написано ок. 100 г. н. э. После создания четырех канонических Е. в обиход входят т. н. апокрифические Е.

2) "Е. служебное" - литургич. кн., содержащая тексты четырех канонич. Е. (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), к-рые разделены (кроме деления на главы и стихи) на зача́ла, предназначенные для чтения во время богослужений в течение года. Включает также указатель чтений для различных богослужебных периодов года, Месяцеслов и др. уставные статьи и заметки.

Изд. и лит.: Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии. СПб., 1892; Жебелев С. Евангелия канонич. и апокрифич. Пг., 1919; Гладков Б. Толкование Евангелия. М., 1991; Давыдова Н. В. Евангелие и древнерус. лит-ра. М., 1992; Канонич. Евангелия / Пер. с греч. В. Н. Кузнецовой. М., 1993.

Миниатюра "Иоанн диктует Прохору" из Евангелия 1507

Словарь церковнославянского языка

 =  сущ. греч. εὐαγγέλιον - благовестие. Евангелием называются первые четыре книги нового завета, в которых изображается земная жизнь Иисуса Христа; тж. благая весть о пришествии Христа.       (Марк.1,1).     (Марк. 1, 14).

Словарь слов из произведений русской литературы

Сборник слов и иносказаний

Орфографический словарь

Словарь ударений

Синонимы к слову евангелие

Морфемно-орфографический словарь

ева́нгели/е [й/э].

Грамматический словарь

Этимология

Этимологический словарь

Этимологический словарь русского языка

Из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. евангелие восходит к греч. euaggelion - «благо зести, буквально - «радостная весть».

Этимологический словарь

Заимств. из ст.-сл. яз., где оно из греч. euaggelion «евангелие» < «добрая весть», сложения eu «добро, хорошо, благо» и aggelia «весть». См. ангел, благородный.

ева́нгелие

диал. ива́нииль, ива́ндиль, ява́ндиль, ва́нгелье, вая́нгелье (Преобр. I, 211), др.-русск., ст.-слав. (Ι)еван(ь)елиСҐ (Зогр., Мар., Клоц., Супр.). Через цслав. заимств. из греч. εὑαγγέλιον "благовестие"; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 232; Гр.-сл. эт. 57.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова евангелие

Полезные сервисы

евангелие (богослужебная книга)

Энциклопедический словарь

ЕВАНГЕЛИЕ (богослужебная книга) - ЕВА́НГЕЛИЕ (от греч. euangelion - благая весть), богослужебная книга (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ), содержащая тексты Евангелий (см. ЕВАНГЕЛИЕ (богослужебная книга)). В византийско-славянской богослужебной письменности сложилось несколько типов Евангелия: Евангелие-тетр, или четий (для чтения); Евангелие-апракос (служебный тип Евангелия); Евангелие толковое; Евангелие учительное.

Евангелие-тетр содержало полный текст Евангелий, расположенных в последовательности, совпадающей с современным печатным текстом Нового Завета. Предназначалось для келейного (домашнего) чтения. Наиболее ранние списки Евангелия-тетр - глаголические: Зографское Евангелие (конец 10 - начало 11 вв.) и Мариинское Евангелие (11 в.).

Евангелие-апракос включало евангельские тексты, расположенные в виде чтений на определенные седмицы (недели) богослужебного года. Евангелие-апракос было первым переводом Евангелий на славянский язык, сделанным славянскими первоучителями Кириллом (см. КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ (святые)) и Мефодием (см. КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ (святые)) в 863-867 (полагают, что это было по составу «сверхкраткое», по характеристике Л. П. Жуковской, служебное Евангелие воскресного типа или его часть). Впоследствии краткое Евангелие-апракос было увеличено до полного, и ближайшими учениками солунских братьев сделан перевод Евангелия-тетр.

Различают три основных типа Евангелия-апракоса: воскресный апракос, содержащий субботние и воскресные чтения на весь год и чтения Страстной недели (см. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ); краткий апракос, содержащий чтения от Пасхи (см. ПАСХА христианская) до Пятидесятницы (см. ПЯТИДЕСЯТНИЦА), чтения Страстной седмицы, субботние и воскресные чтения на весь годэтому типу относятся глаголическое Ассеманиево (Ватиканское) Евангелие, кириллические Саввина книга 10 в., Остромирово Евангелие (см. ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ) 1056-57, первая часть Архангельского Евангелия 1092; полный апракос включал чтения от Пасхи до Пятидесятницы, от Пятидесятницы «до нового лета» (до начала богослужебного года 1 сентября), от «нового лета» до Великого поста (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ) и чтения Страстной седмицы (чтений 6 недель Великого поста не было). К полному типу Евангелия-апракоса относится Мстиславово Евангелие 1117, Юрьевское Евангелие 1119-1128 и др.

Евангелие толковое содержало комментарии на евангельские стихи (например, Евангелие толковое Феофилакта Болгарского).

Евангелие учительное Константина Болгарского содержит 51 толковую беседу на воскресные евангельские чтения от Пасхи до цветной недели, составленную Константином Болгарским (Преславским) на основе сочинений христианских писателей. Беседы предназначались для чтения в церкви.

Полезные сервисы

евангелие от иоанна

Афоризмы

Полезные сервисы

евангелие от иуды

Практический толковый словарь

Текст "Евангелия от Иуды", считавшийся безвозвратно утраченным, впервые обнародован в Вашингтоне 07.04.2006. Текст был представлен в переводе на английский язык международной группой специалистов, которые за последние пять лет скрупулезно восстановили коптский оригинал, выполненный на папирусе. Он датируется примерно 300 годом н.э. и в свою очередь представляет собой перевод с греческого. По словам экспертов, пять различных видов анализа подтверждают подлинность древнего документа. Готовятся переводы "Евангелия от Иуды" на 18 языков, включая русский.

Предатель Христа реабилитирован Евангелием от Иуды. Самый интригующий фрагмент текста начинается со слов: "Тайная запись откровения, изложенного Иисусом в беседе с Иудой за три дня до Пасхи". В нем содержатся прямые указания на то, что Иуде были доверены особые тайны, его Иисус выделял как любимого ученика и ему сказал буквально следующее: "Ты будешь проклят потомками и станешь повелевать ими". Один из теологов, присутствовавших на пресс-конференции, отметил: "Текст Евангелия от Иуды превращает акт предательства Иуды в акт повиновения".

У гностиков идея избранности Иуды и особой роли его предательства зафиксирована во многих текстах, хорошо известных ученым. Важность Евангелия от Иуды состоит в том, что это один из немногих сохранившихся до наших времен оригинальных гностических апокрифов, созданных в раннехристианскую эпоху.

Евангелие от Иуды записано на коптском языке на папирусе примерно в 300 году нашей эры. До нас дошло примерно 26 страниц. Датировку документа и его подлинность подтверждает серия исследований, в том числе радиоуглеродный, мультиспектральный, химический анализы, палеографические и контекстные свидетельства. Средний разброс дат - 220 - 340 годы. По-видимому, он является переводом более раннего оригинала, написанного по-гречески и датируемого II веком.

Папирус был найден в начале 1970-х годов в районе египетского города Эль-Минья. Он является частью более крупного собрания документов, которое в науке принято называть Кодексом Чакоса (по имени владельцев документа). В составе Кодекса находятся также "Первое откровение Иакова", письмо Петра Филиппу и некоторые другие тексты.

Полезные сервисы

евангелие от луки

Афоризмы

Евангелие от Луки

Конечно, вы скажете мне присловие: Врач! исцели Самого Себя!

Никакой пророк не принимается в своем отечестве.

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо.

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете, давайте, и дастся вамибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

Давайте, и дастся вам.

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много.

Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить (…)?

Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши.

От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Много званых, но мало избранных.

На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», - прости ему.

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей стал молиться сам о себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится.

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

Царствие Божие внутрь вас есть.

Если они умолкнут, то камни возопиют.

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

Полезные сервисы

евангелие от марка

Афоризмы

Полезные сервисы

евангелие, евангелия

евангелие-апракос

евангелие-тетр

евангелизация

Орфографический словарь

Полезные сервисы

евангелизм

Словарь народов и культуры

Евангелизм

(evangelicalism), одно из направлений в протестантстве. Его приверженцы признают безусловный авторитет Библии, важность миссионерской деятти (миссионер) и личную приверженность Христу всех заново родившихся в нем. Евангелические церкви - общее назв. гл.об. лютеранских церквей в отличие от реформатских. Е. характеризуется эпоха христ. возрождения (18 в.). В наст, время существует множество лютер. и объединенных протест, церквей, в назв. к-рых присутствует слово евангелический, напр. норв. евангелическо-лютер. церковь. Однако термин Е. употребителен и в более широком смысле. Так, консервативный Е. тесно связан с фундаментализмом, верой в богодухновенность и абс. достоверность Библии; он признает, напр., повествование о сотворении мира, но отвергает всякую критику Библии. Напротив, либеральному Е. свойственны либеральные теологич. идеи и критический подход к Библии, а также личная связь верующего с Богом.

Орфографический словарь

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

евангелий томский

евангелик

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

ЕВАНГЕ́ЛИК, евангелика, муж. (рел.). То же, что евангелист во 2 знач.

Формы слов для слова евангелик

Грамматический словарь

Полезные сервисы

евангелики

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

евангелина

Орфографический словарь

Синонимы к слову евангелина

сущ., кол-во синонимов: 1

имя (1104)

Грамматический словарь

Словарь русских имен

Словарь имён

Словарь имён и отчеств

Сканворды для слова евангелина

Полезные сервисы

евангелинка

Словарь русских имен

Полезные сервисы

евангелист

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Гуманитарный словарь

ЕВАНГЕЛИ́СТ (греч. ευαγγελιστηζ, букв. - благове́стник) - термин, указывающий на автора одного из 4 канонич. Евангелий - Матфея, Марка, Луку и Иоаннапорядке расположения их книг в каноне Нового Завета). Из них Матфей и Иоанн входили в число Двенадцати апостолов, а Марк и Лука, согласно Иерониму Блаженному, принадлежали к "мужам апостольским" (второе поколение христиан). Церк. предание причисляет двух последних к апостолам "от Семидесяти", хотя относительно Луки известно, что он не был очевидцем служения Иисуса Христа (Лк 1: 1-3). Матфей (он же Левий - Мк 2:14; Лк 5:27) был первоначально сборщиком пошлин (мытарем) в Капернауме, а после Вознесения Учителя проповедовал Евангелие преимущественно иудеям Палестины. Предание говорит о его мученической смерти в Эфиопии. Согласно древней традиции Матфей записал беседы Иисуса по-еврейски, но этот первонач. текст не сохранился. Марк (его евр. имя Иоанн), родом из Иерусалима, был обращен в веру апостолом Петром, называющим его поэтому своим сыном (1 Петр 5:13); он проповедовал сначала с апостолом Павлом и Варнавой, а затем жил в Риме. Существует предание о его мученической кончине в Александрии, где он основал христ. церковь, став ее первым епископом. Лука, происходивший из языческой семьи Антиохии Сирийской, врач по первонач. роду занятий, стал впоследствии спутником апостола Павла, не покинув его и во время "первых уз" в Риме. О его кончине нет никаких сведений. Кроме Евангелия, основанного на рассказах очевидцев, ему принадлежит книга Деяний Апостольских. Апостол Иоанн Богослов, родом из Галилеи, любимый ученик Иисуса Христа, написал свое Евангелие, согласно св. Иринею Лионскому, в Ефесе. Предание говорит о его ссылке на о-в Патмос (Откр 1:9), об освобождении из нее и о естеств. смерти в собств. доме на рубеже 1-2 вв. глубоким старцем. Ему же приписывается кн. Откровение (Апокалипсис) и три т. н. Соборных послания.

В Др. Церкви название Е. было значительно шире и прилагалось ко всем проповедникам Слова Божия (Еф 4:11); здесь термин Е. указывает на одну из иерархич. степеней (наряду с апостолами, пророками и др.), позднее упраздненных. В отличие от православных и католиков, многие протестанты сохраняют древнее словоупотребление "Е.", относя его к своим миссионерам и наставникам, стремящимся возродить секуляризованное об-во евангельской проповедью.

Лит.: Толковая Библия. Т. 8-9. Стокгольм, 1987 (комментарии к Четвероевангелию); Мень А. Первые апостолы. М., 1998.

Словарь церковнославянского языка

Словарь слов из произведений русской литературы

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова евангелист

Синонимы к слову евангелист

сущ., кол-во синонимов: 5

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимологический словарь

евангели́ст

др.-русск., ст.-слав. (Ι)еван(ь)елистъ (Супр.). Через цслав. из греч. εὑαγγελιστής.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова евангелист

Полезные сервисы

евангелиста

евангелистарий

евангелистка

Толковый словарь

ж.

жен. к сущ. евангелист II

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

, род. мн. -ток, дат. -ткам, ж.

женск. к евангелист (во 2 знач.).

Орфографический словарь

евангели́стка, , род. п. мн. ч. -ток

Формы слов для слова евангелистка

Грамматический словарь

Сканворды для слова евангелистка

Полезные сервисы

евангелистский

Толковый словарь Ожегова

Полезные сервисы

евангелисты

Толковый словарь

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

евангелическая уния

евангелическая уния 1608

евангелическая церковь

евангелические христиане

евангелические церкви

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

евангелический

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Полезные сервисы